Расширенный поиск

Постановление Думы Московской области от 19.01.2017 № 30/13-П

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 19 января 2017 г.  № 30/13-П

 

 

Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2016 год

 

 

Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2016 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 № 12/77-П, Московская областная Дума постановила:

 

Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2016 год. (Приложение.)

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                                И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Приложение

к постановлению

Московской областной Думы

от 19 января 2017 г.  № 30/13-П

 

 

Отчет

о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры  и туризма за 2016 год

 

 

Комитет по вопросам образования, культуры и туризма (далее также – Комитет) образован в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 29.09.2016 № 5/1-П «О структуре Московской областной Думы». Ранее вопросы образования и культуры находились в ведении Комитета по вопросам образования и культуры, образованного в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 22.12.2011 № 2/2-П «О структуре Московской областной Думы».

В 2016 году в составе Комитета по вопросам образования и культуры работали:

Лазутина Лариса Евгеньевна – председатель Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Баранов Александр Николаевич – заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ   РОССИЯ»;

Ордынская  Татьяна Адимирикановна – заместитель председателя Комитета, член фракции КПРФ;

Мазуров Алексей Борисович – член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

В 2016 году в составе Комитета по вопросам образования, культуры и туризма работали:

Рожнов Олег Александрович – председатель Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Мазуров Алексей Борисович – заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Шевченко Марина Владимировна – заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Сердюкова Татьяна Владимировна – член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Обеспечение деятельности Комитета осуществлял аппарат Комитета, состоящий из двух консультантов и ведущего референта.

Основные функции, структура, порядок работы Комитета, права и обязанности членов Комитета и работников аппарата Комитета определены Положением о Комитете по вопросам образования, культуры и туризма, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 13.10.2016 № 11/3-П.

В  2016 году Комитет работал, совершенствуя нормативную правовую базу по следующим вопросам:

правовое регулирование отношений в сфере образования;

совершенствование системы мер социальной поддержки обучающихся и работников образовательных организаций в Московской области, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

правовое регулирование отношений в сфере культуры и туризма.

В 2016 году по предметам ведения Комитета Московской областной Думой были приняты 19 законов Московской области, из них 5 были разработаны Комитетом.

В 2016 году Комитетом была продолжена работа по совершенствованию законодательства Московской области об образовании в части корректировки нормативов финансирования муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в Московской области, мер социальной поддержки обучающихся, а также по реализации указов Президента Российской Федерации в части кадровой политики в образовательной сфере.

Закон Московской области № 53/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования» уточнил методику расчета субвенции на выплату компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность, в части:

установления методики расчета норматива расходов на оплату труда работников, осуществляющих работу по обеспечению выплаты компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность (далее – работники, обеспечивающие выплату компенсации);

уточнения нагрузки на одного работника, обеспечивающего выплату компенсации, из расчета 1 работник на 1 400 воспитанников, за присмотр и уход за которыми в образовательных организациях в Московской области предусмотрена компенсация родительской платы;

сокращения доли расходов на оплату банковских и почтовых услуг по перечислению компенсации родительской платы.

Закон Московской области № 96/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об образовании», разработанный в целях приведения Закона Московской области № 94/2013-ОЗ «Об образовании» в соответствие с федеральным законодательством, закрепил индивидуальных предпринимателей в сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в системе образования в Московской области, дополнил полномочия Московской областной Думы в сфере образования по утверждению нормативов финансового обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области,  исключил из полномочий исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования определение порядка предоставления средств бюджетам муниципальных образований Московской области на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в Московской области, исключил из статьи по оплате труда работников образовательных организаций в Московской области положение по выплате педагогическим работникам вознаграждения за осуществление функций классного руководителя и включил указанное положение в статью, регламентирующую меры поддержки работников образовательных организаций, дополнил положения по условиям организации обучения детей-инвалидов и инвалидов.

Закон Московской области № 98/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях» уточнил категории получателей и установил размер частичной компенсации стоимости питания обучающимся из многодетных семей в образовательных организациях в Московской области с 1 сентября 2016 года.

С 1 сентября 2016 года дети из многодетных семей, обучающиеся в государственных образовательных организациях Московской области, муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области и в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, обеспечиваются частичной компенсацией стоимости питания в размере 60 рублей на один учебный день на каждого обучающегося.

Закон Московской области № 97/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования».

В связи с принятием Закона Московской области № 107/2016-ОЗ «О внесении изменений  в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2016 году» данный Закон внес изменения в методику расчета субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Московской области.

В связи с принятием Закона Московской области № 108/2016-ОЗ «О внесении изменений  в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2016 году» данный Закон внес изменения в методику расчета субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области.

Данный Закон также установил размер вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области в классе с предельной наполняемостью – 1 000 рублей.

Закон Московской области № 107/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2016 году» был разработан и принят в связи с повышением с 1 сентября 2016 года заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций в Московской области на 10 процентов и руководителей и заместителей руководителей дошкольных образовательных организаций в Московской области на 40 процентов.

Указанный Закон уточнил:

дифференцирующие коэффициенты для расчета норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – работники, реализующие Программу);

величину нормативов финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих Программу, в связи с чем в приложении 2 к Закону нормативы устанавливаются на период с 1 января 2016 года по 31 августа 2016 года и с 1 сентября 2016 года;

методику расчета субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в части применения коэффициента, учитывающего оптимизацию расходов за счет сокращения неэффективных расходов с целью выполнения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от  26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Закон Московской области № 108/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2016 году» был разработан и принят в связи с повышением с 1 сентября 2016 года заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области на 5 процентов.

Указанный Закон уточнил:

величину нормативов расходов стандартной стоимости педагогической услуги в муниципальных общеобразовательных организациях, рассчитываемых на одного обучающегося по основным общеобразовательным программам, по уровням общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), по количеству обязательных часов учебного плана с учетом средней стоимости часа педагогической работы согласно системе оплаты труда, расчетного соотношения в фонде оплаты труда педагогического и административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги по уровням общего образования, видам классов в муниципальных общеобразовательных организациях с 1 сентября 2016 года;

методику расчета субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в части применения коэффициента, учитывающего оптимизацию расходов за счет сокращения неэффективных расходов в рамках Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной  распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Закон Московской области № 153/2016-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2017 году» (далее – Закон № 153/2016-ОЗ) был разработан с целью финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области в 2017 году посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.

Закон № 153/2016-ОЗ установил на 2017 год:

порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области;

нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области, которые включают:

нормативы финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рассчитываемые на одного воспитанника в год, по каждой возрастной категории, длительности пребывания воспитанников, направленности групп с учетом расчетной потребности в количестве педагогических работников, учебно-вспомогательного и прочего персонала на оказание базовой услуги по реализации Программы, прогнозируемого соотношения средней заработной платы учебно-вспомогательного, прочего персонала и педагогических работников;

норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;

методику расчета субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Расходы на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), рассчитаны в объеме 34 млрд. 131 млн. 102 тыс. рублей исходя из прогнозируемой численности воспитанников в количестве 374 767 человек.

Для расчета нормативов финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих Программу, на 2017 год была применена прогнозируемая среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в Московской области на 2017 год, равная 44 125 рублям в месяц.

Закон Московской области № 154/2016-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2017 году» был разработан в целях финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области в 2017 году посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.

Указанным Законом утвержден новый порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В соответствии с Федеральным законом от  29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» затраты на оплату труда педагогических работников должны быть рассчитаны с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников.

Новый порядок расчета нормативов на 2017 год предполагает применять при расчете норматива прогнозируемую среднемесячную заработную плату педагогических работников общеобразовательных организаций в Московской области на 2017 год, равную 47 952 рублям в месяц.

Расходы на предоставление субвенций рассчитаны в объеме 51 млрд. 892 млн. 659 тыс. рублей исходя из прогнозируемой численности обучающихся в количестве 770 503 человек.

Закон Московской области № 155/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования» внес изменения в методику расчета субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного и общего образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях в Московской области согласно методикам расчета субвенций на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях, ежегодно устанавливаемым соответствующими законами Московской области.

Законом была исключена субвенция на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, поскольку указанное вознаграждение было включено в норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Расходы на предоставление субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), были рассчитаны в объеме 874 млн. 627 тыс. рублей.

Расходы на предоставление субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), были рассчитаны в объеме 1 млрд. 235 млн. 613 тыс. рублей.

Закон Московской области № 203/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об образовании» (далее – Закон № 203/2016-ОЗ) установил право исполнительных органов государственной власти  Московской области на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных и частных образовательных организациях в Московской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.

Закон № 203/2016-ОЗ уточнил категории получателей государственной социальной стипендии, порядок ее назначения, состав стипендиального фонда, в том числе количественные пропорции содержащихся в нем средств на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся и средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы.

Также Законом № 203/2016-ОЗ было предусмотрено наделение органов государственной власти Московской области полномочием по установлению правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области.

Средства, необходимые для реализации Закона № 203/2016-ОЗ, были предусмотрены в Законе Московской области № 175/2016-ОЗ «О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в том числе средства на выплату стипендий и другие расходы из стипендиального фонда обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области в размере 1 289 644 тыс. рублей.

В 2016 году Московской областной Думой был принят ряд законов, направленных на совершенствование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие данных законов было обусловлено изменением федерального законодательства.

Закон Московской области № 19/2016-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 19/2016-ОЗ) внес изменения в Закон Московской области № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»:

в методику расчета субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на реализацию мер социальной поддержки и социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования, находящихся на территории Московской области, в соответствии с изменениями федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере организации транспортного обслуживания населения и необходимостью перехода в 2016 году от использования учащимися месячного проездного билета к использованию единой транспортной карты с льготной тарификацией;

в методику расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение   предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений с предельной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, используемой в качестве предельной цены для приобретения жилого помещения за счет средств бюджета Московской области, утвержденной распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области на III квартал текущего  года, предшествующего планируемому периоду.

Кроме того, Закон № 19/2016-ОЗ внес изменения в Закон Московской области № 7/2005-ОЗ «О компенсации расходов на проезд к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся» и Закон Московской области № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» с целью исключения понятия «месячный проездной билет» и внедрения возможности получения компенсации стоимости проезда к месту учебы и обратно отдельными категориями обучающихся с использованием единой транспортной карты с льготной тарификацией.

Закон Московской области № 42/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации» привел терминологию, используемую в Законе Московской области № 98/2006-ОЗ «О материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации», в соответствие со статьями 125 и 127 Семейного кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Закон Московской области № 58/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» привел терминологию, используемую в статье 8 Закона Московской области № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», в соответствие со статьей 10 Федерального закона от 28 ноября 2015 года № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», внесшего изменение в абзац третий пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Закон Московской области № 91/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» был разработан Комитетом и принят с целью совершенствования деятельности по профилактике социального сиротства и направлен на обеспечение прав и законных интересов детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его принятие способствует профилактике отказов родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию, от своих детей. Закон распространил нормы материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон Московской области № 202/2016-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в сфере организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области» был разработан в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с этим указанный Закон внес изменения в следующие законы Московской области.

В Законе Московской области № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» понятийный аппарат был дополнен новой категорией   «лица в возрасте от 18 до 23 лет, потерявшие обоих родителей или единственного родителя в период обучения по основным профессиональным образовательным программам или программам профессиональной подготовки». Указанная категория лиц приравнивается к детям-сиротам и лицам из их числа в целях предоставления дополнительной социальной поддержки в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области, за исключением права на обеспечение жилыми помещениями и права на получение денежных средств на личные расходы.

Кроме того, были внесены изменения в части закрепления за детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, а также лицами из их числа права на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области, сохраняя при этом право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащим по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области.

В  Закон Московской области № 77/2003-ОЗ «О патронате»  были внесены изменения в понятие «патронат» и в положения данного Закона, регулирующие основные задачи и принципы патроната.

В Законе Московской области № 240/2007-ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области» была дополнена категория лиц, исходя из расчета численности которых  определяется численность структурных подразделений органов опеки и попечительства, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

В 2016 году совершенствовалось законодательство Московской области в сфере культуры в связи с изменениями федерального законодательства.

Закон Московской области № 92/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» наделил областной орган охраны объектов культурного наследия полномочиями по принятию решения об установлении границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия  (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия.

Закон Московской области № 131/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О государственной политике в сфере культуры в Московской области» признал утратившей силу статью 8 Закона   Московской области № 81/2013-ОЗ «О государственной политике в сфере культуры в Московской области», которая содержала отсылочную норму на утративший силу Закон Московской области № 64/2013-ОЗ «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве».

Закон Московской области №  189/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О музеях в Московской области» был разработан в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Указанным Законом было уточнено содержание основных понятий, используемых в Законе Московской области № 113/2007-ОЗ «О музеях в Московской области», а также исключены утратившие актуальность положения о музеях-усадьбах.

По итогам мониторинга правоприменения законов Московской области по вопросам предупреждения причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области, проведенного в 2015 году, была разработана законодательная инициатива Московской областной Думы по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,  направленная на усиление ответственности родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей заботиться о здоровье и развитии несовершеннолетних, в том числе за непринятие мер, установленных законодательством Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Постановлением Московской областной Думы от 23.06.2016 № 44/171-П данная законодательная инициатива была внесена на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Также по итогам мониторинга правоприменения законов Московской области по вопросам предупреждения причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области был разработан и принят Закон Московской области № 93/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области».

В связи с изменениями законодательства Московской области в части административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области указанный Закон уточнил обязанности лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, по соблюдению мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается, а также исключил правовые нормы об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области.

В 2016 году Комитет работал над проектом закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области», принятым за основу постановлением Московской областной Думы от 01.12.2016 № 14/9-П, и проектом закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области», принятым за основу постановлением Московской областной Думы от 22.12.2016 № 31/12-П.

В 2016 году в Комитете проводилась работа над проектами нормативных правовых актов, связанных с уточнением бюджета Московской области на 2016 год. Комитетом были внесены замечания к проекту закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» в части уточнения бюджетных ассигнований. В процессе работы над проектом закона Московской области  «О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Комитетом была подготовлена поправка к данному проекту закона.

Комитетом были подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой:

постановление Московской областной Думы от 04.02.2016 № 29/154-П «Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам образования и культуры за 2015 год»;

постановление Московской областной Думы от 23.06.2016 № 44/171-П «О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

постановление Московской областной Думы от 13.10.2016 № 11/3-П «О  Положении о Комитете по вопросам образования, культуры и туризма».

За отчетный период по предмету ведения Комитета по 75 проектам  федеральных законов были подготовлены заключения и соответствующие проекты постановлений Московской областной Думы о согласовании.

Комитет принимал участие в подготовке замечаний и предложений, поправок к 80 проектам нормативных правовых актов, поступившим от Губернатора Московской области, от фракций в Московской областной Думе и комитетов  Московской областной Думы.

Комитетом за отчетный период были рассмотрены 15 обращений, поступивших из субъектов Российской Федерации.

Рассмотрены и даны ответы на 52 обращения граждан, предприятий и общественных организаций Московской области.

В 2016 году были проведены 30 заседаний Комитета, из них 15 расширенных и  5 выездных. На заседаниях Комитета было рассмотрено 330  вопросов.

17 февраля 2016 года состоялось выездное совместное с Министерством культуры Московской области заседание Комитета на тему «Сохранение объектов культурного наследия Московской области на основе государственно-частного партнерства» в отреставрированном здании объекта культурного наследия – усадьбе купца В.И. Аигина в селе Талицы Пушкинского муниципального района Московской области, являющейся первым успешным проектом губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья», реализуемым на основании постановления Правительства Московской области от 13.05.2013 № 297/17, которым определяется порядок установления льготной арендной платы арендаторам объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, при условии выполнения за счет средств арендаторов ремонтно-реставрационных работ в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия.  

В заседании Комитета приняли участие представители областного органа охраны объектов культурного наследия – Министерства культуры Московской области, в том числе заместитель министра культуры Московской области Васильев Р.М., представители арендатора объекта культурного наследия, осуществляющего ремонтно-восстановительные работы усадебного комплекса.

По итогам заседания было принято решение провести анализ действующего законодательства об объектах культурного наследия и подготовить предложения по уточнению отдельных положений законодательства Московской области в части сохранения и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

21 марта 2016 года состоялось выездное совместное заседание Комитета и Министерства образования Московской области на тему «Об организации реабилитационной работы с зависимыми от психоактивных  веществ несовершеннолетними в Московской области» на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Московской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-педагогической реабилитации, коррекции и образования «Ариадна» (далее – Центр).

В ходе презентации Центра его директор Фишман Л.С. рассказала об истории его создания, о его деятельности по  реабилитации подростков в Московской области в возрасте 14–18 лет, употребляющих алкоголь, наркотические или токсические средства, о реабилитационной программе, включающей в себя индивидуальную психологическую работу с подростком, направленную на формирование у него здорового образа жизни, на стремление преодолевать зависимость от психоактивных веществ. Помимо этого, программа включает в себя процесс ресоциализации подростков, которые в основном педагогически запущенные. Очень важно для преподавателей, воспитателей, социальных педагогов Центра не только сформировать у воспитанников установку на здоровый образ жизни, но и дать общее образование (есть школа с 7 по 11 класс) и рабочую профессию (повар, портной, парикмахер, маляр), тем самым подготовив их к дальнейшей жизни вне Центра.

О взаимодействии Центра и родителей подростков рассказала представитель родительского комитета Центра, опираясь на свой опыт.

Фишман Л.С. высказала тревогу и озабоченность широким распространением среди подростков курительных смесей, так называемых спайсов. Последствия их употребления серьезные – нарушение психики, соматические проблемы и суициды. 

В своих выступлениях заместитель министра образования Московской области Картушин Ю.В., представитель Национальной ассоциации реабилитационных центров Осипова И.И. подтвердили уникальность и острую необходимость Центра для Московской области.

С подростками, находящимися на разных этапах реабилитации, участники выездного заседания смогли познакомиться на занятии, которое провел  ведущий психолог Центра Лукичев В.В.

При подведении итогов выездного заседания была обозначена  проблема, касающаяся необходимости внесения изменений в законодательство в части обязательной реабилитации наркозависимых несовершеннолетних. Этот вопрос в числе других был рассмотрен на заседании экспертной дискуссионной площадки открытая трибуна на тему «О совершенствовании профилактики незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ и наркомании на территории Московской области», прошедшем в Московской областной Думе 6 апреля 2016 года.

29 августа 2016 года Комитет провел выездное заседание на тему «Качественное и доступное дополнительное образование для каждого ребенка» в Одинцовском муниципальном районе Московской области, в ходе которого был изучен положительный опыт организации дополнительного образования для детей на примере сети учреждений дополнительного образования детей в Одинцовском муниципальном районе Московской области, которая включает в себя 26 учреждений дополнительного образования, из них 10 юношеских спортивных школ, Одинцовскую станцию юных техников, 2 центра детского творчества, 8 детских школ искусств и одну музыкальную школу. Свыше 35 процентов детей района охвачено услугами дополнительного образования. Об успешной работе свыше 700 педагогов свидетельствуют успехи их воспитанников, 384 из них являются лауреатами и дипломантами конкурсов различного уровня.

5 октября 2016 года в Доме Правительства Московской области состоялось выездное заседание Комитета с участием министра образования Московской области Захаровой М.Б., министра культуры Московской области Косаревой О.В., начальника Главного управления культурного наследия Московской области Березовской В.В., первого заместителя Председателя Московской областной Думы Лазутиной Л.Е. В ходе заседания были намечены планы взаимодействия Комитета с профильными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области.

9 ноября 2016 года состоялось выездное совместное заседание Комитета, Министерства культуры Московской области, Главного управления культурного наследия Московской области на тему «О проблемах сохранения историко-культурного наследия в музеях и усадьбах Подмосковья. Практика реализации Закона Московской области «О музеях в Московской области» на базе Государственного учреждения культуры Московской области «Серпуховский историко-художественный музей». В заседании приняли участие руководители государственных и муниципальных музеев Московской области, представители администрации городского округа Серпухов Московской области.

По итогам заседания было решено продолжить работу по совершенствованию законодательства Московской области о культуре, предложить депутатам Московской областной Думы принять участие в мероприятиях, посвященных 100-летию Серпуховского историко-художественного музея. Также было решено в целях формирования уважительного  отношения к историческим традициям Московской области, а также в целях повышения уровня информированности населения о важных исторических событиях Московской области разработать с участием Министерства культуры Московской области проект закона Московской области «О праздничных и памятных датах Московской области».

В 2016 году на расширенных заседаниях Комитета с участием представителей Министерства образования Московской области и Министерства культуры Московской области рассматривались следующие вопросы:

об итогах реализации указов Президента Российской Федерации по ликвидации очередности в дошкольных образовательных организациях в Московской области;

о строительстве новых школ и решении проблемы второй смены в Московской области;

о проблемах оптимизации сети учреждений культуры в Московской области;

о введении электронных учебников в школах Московской области.

6 апреля 2016 года Комитет провел расширенное заседание, в рамках которого обсуждался вопрос организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В заседании приняли участие представители Министерства образования Московской области, главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Московской области, родители детей-инвалидов. При подведении итогов заседания было отмечено, что острая необходимость выстраивать эффективные образовательные маршруты для детей с РАС требует решить целый ряд вопросов, связанных с лечением и реабилитацией детей, специализированной подготовкой тьюторов и педагогов, созданием областного центра для детей-инвалидов, финансированием мероприятий, которые позволят в муниципальных образовательных организациях открывать классы и группы, где могут обучаться и воспитываться аутичные дети. Особо была отмечена необходимость проведения активной информационной политики, направленной на разъяснительную работу с родителями с целью своевременного обращения к врачам.

12 апреля 2016 года Комитет провел очередное заседание экспертной дискуссионной площадки «Открытая трибуна» на тему «Патриотическое воспитание учащихся». Мероприятие прошло в Одинцовском лицее № 6 имени А.С. Пушкина. Перед учащимися 10–11 классов четырех школ Одинцовского муниципального района Московской области и их учителями с докладом на тему «Исторический запрос на патриотизм в свете актуальных политических вызовов» выступил доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета Багдасарян В.Э. Материал, представленный профессором, для большинства участников «Открытой трибуны» был неизвестен ранее. Затем все желающие смогли задать депутатам и докладчику свои вопросы. Дискуссия была неформальна и заинтересовала всех присутствующих.

16 мая 2016 года Комитетом было организовано и проведено заседание экспертной дискуссионной площадки «Открытая трибуна» на тему «Преподавание истории в школе как фактор национальной безопасности». Мероприятие прошло в городе Одинцово Московской области. Помимо депутатов и представителей Министерства образования Московской области, в мероприятии приняли участие директора, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, учителя истории и обществознания школ Одинцовского муниципального района Московской области, городских округов Звенигород, Власиха и Краснознаменск Московской области. Всего в заседании участвовало более 300 человек.

28 октября 2016 года на базе Государственного социально-гуманитарного университета (далее – ГСГУ) в городе  Коломна Московской области был проведен круглый стол на тему «Новой школе – новый учитель». В работе круглого стола приняли участие руководители муниципальных органов управления образованием городских округов Коломна, Серебряные Пруды, Озёры Московской области, Воскресенского, Егорьевского, Зарайского, Каширского, Коломенского, Луховицкого, Ступинского муниципальных районов Московской области, ректорат, руководители факультетов и кафедр ГСГУ и представители Государственного гуманитарно-технологического университета. Открыл работу круглого стола заместитель председателя Комитета и ректор ГСГУ Мазуров А.Б.

Участники круглого стола обсудили вопросы подготовки будущих учителей: роль предметной и методической подготовки, психолого-педагогических навыков, значимость личных качеств педагога. Особое внимание было обращено на место педагогических практик в профессиональном становлении учителя, на его умении контактировать с родителями, на необходимость оформления понимания статуса профессии педагога как призвания человека. Участники круглого стола отметили большое значение в профессиональном росте и утверждении в профессии молодых педагогов участие в конкурсах «Педагогический дебют» и «Педагог года», а также деятельность клубов молодых специалистов.

При подведении итогов круглого стола было отмечено, что в настоящее время огромное значение имеет нацеленность вузов на контакт с работодателями. Актуальным становится целевой набор и целевая подготовка для конкретной школы учителя. Важно подготовить педагога, владеющего технологиями воспитательной работы, а руководителям каждой школы и детского сада быть готовым к внедрению профессиональных стандартов.

Комитет принял участие в подготовке и проведении 13 декабря 2016 года в Московской областной Думе конференции на тему «Восстановление порушенных святынь – долг современных поколений». В мероприятии помимо депутатов Московской областной Думы приняли участие заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Овсиенко Н.П., митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, министр образования Московской области Захарова М.Б., а также представители муниципальных образований Московской области.

Среди выступающих был председатель Комитета Рожнов О.А. В своем докладе он выступил с инициативой сформировать в муниципальных образованиях Московской области комиссии по восстановлению храмов с участием  представителей бизнес-сообщества. Он также выдвинул ряд предложений в рамках деятельности по восстановлению святынь. Это проведение активной информационной кампании в средствах массовой информации о восстанавливаемых и о требующих восстановления святынях с возможным сбором средств, возможность ежегодного подведения итогов благотворительной деятельности в сфере сохранения культурного наследия.

По инициативе Комитета 21 января 2016 года на 153-е заседание Московской областной Думы на «Час Правительства Московской области» была приглашена министр образования Московской области Захарова М.Б. для информационного сообщения и ответов на вопросы депутатов на тему «О реформировании системы профессионального образования в Московской области».

За отчетный период Комитетом проводился анализ реализации государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 657/36, и государственной программы Московской области «Культура Подмосковья», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 654/33, с подготовкой соответствующих справок. На расширенных заседаниях Комитета с участием представителей Министерства образования Московской области и Министерства культуры Московской области рассматривался вопрос о ходе реализации данных программ.

В Комитете стало традицией проведение регулярных встреч членов Комитета с учащимися муниципальных общеобразовательных организаций, студентами профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в Московской области, во время которых учащиеся и студенты знакомятся с деятельностью Комитета и деятельностью Московской областной Думы в целом. В 2016 году Комитетом были проведены четыре парламентских урока.

По предложению Комитета в период с 10 по 13 мая 2016 года в здании Московской областной Думы проводилась выставка детских рисунков, посвященных 30-й годовщине аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Инициатором проведения выставки выступило отделение «Чернобыль» Электрогорского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО», которое проводит большую воспитательную и патриотическую работу среди молодежи.

По инициативе Комитета 1 декабря 2016 года в здании Московской областной Думы состоялось открытие выставки «Непокоренные. Русский путь», посвященной 75-й годовщине контрнаступления советских войск под Москвой. В рамках мероприятия состоялось награждение лауреатов одноименного творческого конкурса, в котором приняли участие воспитанники 52-х детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств Московской области. Всего в рамках отборочного тура было получено 470 работ.

В 2016 году члены Комитета приняли активное участие в проведении выездных семинаров-совещаний для глав и депутатов Советов депутатов ряда городских округов и муниципальных районов Московской области, городских и сельских поселений, входящих в их состав, на тему «О некоторых вопросах организации деятельности Совета депутатов муниципального образования Московской области».

Постоянной практикой  в работе Комитета стало участие в проведении коллегий, крупных тематических совещаний, конференций, круглых столов, семинаров, проводимых профильными министерствами по предметам ведения Комитета.

Председатель Комитета Рожнов О.А. как член коллегии Министерства культуры принимал активное участие в заседаниях коллегии.

12 октября 2016 года Рожнов О.А. принял участие в работе форума «Сохранение и созидание», проведенного региональным отделением Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Московской области.

28 октября 2016 года Рожнов О.А. принял участие в заседании Международного Организационного Комитета «Комсомолу-100», посвященном подготовке юбилея молодежной организации.

27 декабря 2016 года председатель Комитета Рожнов О.А. принял участие в заседании Координационного совета по развитию детского туризма в Московской области, созданного при Министерстве культуры Московской области.

Заместитель председателя Комитета Мазуров А.Б. как член коллегии Министерства образования Московской области принимал активное участие в заседаниях коллегии.

14 апреля 2016 года Мазуров А.Б. принял участие в работе Московского международного салона образования – 2016, который проходил с 13 по 16 апреля 2016 года в 75 павильоне ВДНХ.

Мазуров А.Б. принял участие 24 мая 2016 года в качестве специального гостя в работе Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) 2016, финал которого проходил с 23 по 27 мая 2016 года в Международном выставочном центре «Крокус Экспо».

Заместитель председателя Комитета Шевченко М.В. как член коллегии Министерства образования Московской области принимала активное участие в заседаниях коллегии.

Шевченко М.В. приняла участие в торжественных мероприятиях, посвященных 190-летию со дня рождения Салтыкова-Щедрина М.Е., проходивших на  его исторической родине, Талдомской земле,  22 октября 2016 года.  В ходе праздника «Осень с Салтыковым-Щедриным» состоялось торжественное открытие пешеходной зоны и «Площади Искусств» в центре города, открытие в Талдомском районном историко-литературном музее новой экспозиции, посвященной жизни и творчеству писателя, презентация стационарного аудиогида.

Заместитель председателя Комитета Шевченко М.В. принимала участие в торжественном открытии отремонтированного здания Вербилковской детской школы искусств, которое прошло 1 ноября 2016 года. Средства на капитальный ремонт были предусмотрены в рамках государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014–2025 годы.

26 ноября 2016 года член Комитета Сердюкова Т.В. принимала участие в памятных мероприятиях, посвященных 75-летию со дня гибели Зои Космодемьянской в деревне Петрищево Московской области.

Члены Комитета и работники  аппарата Комитета в отчетный период принимали участие в различных мероприятиях, проводимых в Московской  области:

в августовской конференции педагогической общественности Московской области на тему «Приоритеты образовательной политики в Московской области: достижение современного качества образования» (25.08.2016, г. Красногорск);

в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, Празднику труда в Московской области, Дню народного единства и др.

Члены Комитета в 2016 году принимали участие в следующих мероприятиях, проводимых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

в работе парламентских слушаний на тему «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации» (18.02.2016);

в работе парламентских слушаний на тему «Совершенствование семейного законодательства: возможности и перспективы сохранения традиций российской семейной культуры» (17.03.2016);

в работе совещания на тему «Развитие образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации и контроль его исполнения» (г. Владимир, 07.04.2016–09.04.2016);

в работе круглого стола на тему «О реализации Концепции развития дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации» (21.04.2016);

в работе круглого стола на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования» (13.12.2016).

В течение года в заседаниях Комитета и ряде наиболее значимых мероприятий, проводимых Комитетом, принимали активное участие члены Московского областного молодежного парламента, а также члены Экспертно-консультативного совета, созданного при Комитете.

Положительно сказывалось на уровне правовой проработки всех документов, над которыми работал Комитет, конструктивное взаимодействие с Государственно-правовым управлением Московской областной Думы, правовыми управлениями Губернатора Московской области и исполнительных органов государственной власти Московской области.

В средствах массовой информации оперативно освещались вопросы по предметам ведения Комитета. Был подготовлен ряд публикаций в центральных и областных газетах и журналах, подготовлен и проведен ряд тематических передач в программах областного и местного телевидения, а также были подготовлены публикации в муниципальных средствах информации. На официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» регулярно размещались информационные сообщения, выступления депутатов и интервью с ними по вопросам ведения Комитета.


Информация по документу
Читайте также