Расширенный поиск

Постановление Думы Костромской области от 06.07.2017 № 619

 

 

 

 

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

6 июля 2017 года                                                                                         № 619

 

 

Об обращении Костромской областной Думы

к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации

М.А. Топилину по вопросу совершенствования

механизмов выявления «неформальной» занятости

 

 

Рассмотрев обращение Костромской областной Думы к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину по вопросу совершенствования механизмов выявления «неформальной» занятости, Костромская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять обращение Костромской областной Думы к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину по вопросу совершенствования механизмов выявления «неформальной» занятости (прилагается).

2. Направить настоящее постановление Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Костромской                                                                  А. Анохин

областной Думы


Приложение к постановлению

Костромской областной Думы

от 6 июля 2017 года № 619

 

Обращение Костромской областной Думы

к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации

М.А. Топилину по вопросу совершенствования

механизмов выявления «неформальной» занятости

 

Уважаемый Максим Анатольевич!

 

В настоящее время актуальной проблемой является проблема «неформальной» занятости. Важность данной проблемы обусловлена значительным числом граждан Российской Федерации, которые работают без оформления трудовых отношений. Сегодня в сфере трудовых отношений существуют следующие проблемные вопросы.

1. По общему правилу, предусмотренному статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденных  постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», работодатель обязан расследовать только те несчастные случаи, которые произошли с работниками при выполнении должностных обязанностей согласно трудовому договору или поручению работодателя. Указанное правило не распространяется на работников, которые осуществляют работу по гражданско-правовому договору.

Однако работодатели часто не оформляют трудовые отношения с работниками, что приводит к нарушению их прав.

Следует отметить, что согласно статье 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным с момента фактического допуска работника к работе с ведома работодателя. Однако, как свидетельствует практика, при травмировании работника, с которым не заключен трудовой договор, работодатель отрицает факт наличия трудовых отношений между ним и пострадавшим. Пострадавшему редко удается доказать, что во время несчастного случая он был на работе, и вообще факт того, что он осуществлял трудовую деятельность в данной организации.

При  этом каких-либо норм, предусматривающих проведение расследований несчастных случаев, происшедших с работником, с которым не был заключен трудовой договор, в законодательстве Российской Федерации не имеется.

Учитывая важность вопроса снижения уровня «неформальной» занятости, считаем целесообразным внесение дополнений и изменений в ТК РФ в части установления особого порядка проведения внеплановых проверок, непосредственно направленных на выявление работников, осуществляющих деятельность без оформления трудовых отношений, с расширением полномочий должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.

Также, целесообразно внесение изменений в постановление Минтруда России от 24.10.2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», определяющих особенности расследования несчастных случаев на производстве, в части вменения надзорным органам в сфере труда проведения расследований несчастных случаев на производстве независимо от наличия или отсутствия с пострадавшим оформленных трудовых (гражданско-правовых) отношений, устанавливая характер отношений и виновных лиц в ходе проведения расследования.

2. С целью уклонения от проведения проверки работодатели нередко создают препятствия для ее проведения.

Так, при осуществлении выездной проверки органами, осуществляющими государственный надзор и контроль, законный представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, уклоняясь от проведения проверки, может намеренно отсутствовать на территории, где осуществляет деятельность, не наделяет соответствующими полномочиями должностных лиц или уполномоченных представителей, что не позволяет провести надзорно-контрольные мероприятия (в том числе в рамках установления неформальной занятости), пройти на территорию работодателя, зафиксировать факт работы работника без оформления трудового договора в письменной форме.

Кроме того, в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность вне основного помещения офиса, где находится административно-управленческий персонал, например, лесные делянки, где производится заготовка древесины, или, если работник осуществляет охрану объектов, вне территории деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, законный представитель юридического лица отказывается проехать с должностным лицом органа, осуществляющего надзор вне юридического адреса и (или) вне места нахождения офиса.

Следует отметить, что на основании статьи 12 Конвенции № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» инспекторы труда вправе «наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений». Кроме того, инспектор может и не уведомлять о своем присутствии работодателя.

Однако статьей 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) установлено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. Исключением является основание, предусмотренное подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, а именно причинение вреда жизни, здоровью граждан. При этом никаких особенностей в отношении проведения внеплановой проверки в ТК РФ не установлено.

Таким образом, возникает необходимость урегулировать право беспрепятственного прохождения на территорию собственника производственного объекта, в том числе на арендуемую, даже при отсутствии законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, установления личности граждан, выполняющих работу, установления наличия или отсутствия у них трудовых договоров, гражданско-правовых договоров с данным работодателем непосредственно в ходе проверки, включая обязательное сопровождение данных мероприятий сотрудниками МВД и ФНС.

При этом необходимо учитывать, что с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которыми установлены существенные санкции за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. При повторном совершении указанного  правонарушения установлена ответственность в виде дисквалификации для должностных лиц на срок от одного года до трех лет; штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

С целью пресечения уклонения работодателей при проведении надзорных мероприятий считаем также целесообразным рассмотреть вопрос об усилении  административной ответственности по статьям 19.4.1 и 19.7 КоАП РФ.

3. Частью 4 статьи 16 ТК РФ запрещено фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя. В этой связи статьей 67.1 ТК РФ установлены правовые последствия фактического допущения работника к работе представителем работодателя, не уполномоченным на такой допуск. В данной ситуации работодатель и (или) его уполномоченный представитель вправе не признать трудовые отношения возникшими, но при этом должны оплатить физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).

На практике имеют место случаи, когда организация осуществляет строительство объектов путем заключения договоров с подрядными организациями и не выполняет строительно-монтажные работы собственными силами. Подрядные организации на объект строительства нанимают работников, нередко без оформления трудовых отношений. Если на объекте произошел несчастный случай с работником подрядчика, ответственность несет подрядчик. Ответственность работодателя в данном случае законодательством не предусмотрена, однако он получает значительный организационный ресурс и расширение зоны собственной безответственности.

При этом частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В этой связи, считаем необходимым внести изменения в часть 3 статьи 5.27 КоАП РФ в части возложения ответственности при допуске к работе без оформления отношений не на лицо «не уполномоченное на это работодателем», то есть фактически «посредника», а на работодателя, в чьих интересах или на чьем объекте выполнялась такая работа.

Кроме того, необходимо пересмотреть требования по распределению ответственности при выполнении работ посредниками, возложив ответственность за нахождение на объекте работников без оформления трудовых (гражданско-правовых) отношений и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве на работодателя.

С учетом изложенного, считаем целесообразным внести изменения в статью 67.1 ТК РФ, закрепив норму, устанавливающую допуск к работе работника только работодателем.

 


Информация по документу
Читайте также