Расширенный поиск
Постановление Правительства Брянской области от 26.12.2016 № 746-пПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 декабря г. Брянск О внесении изменений в государственную программу «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014 – 2020 годы) В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года № 608-п «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области» Правительство Брянской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести изменения в государственную программу «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014 – 2020 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года № 851-п «Об утверждении государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014 – 2020 годы)» (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 19 мая 2014 года № 205-п, от 28 июля 2014 года № 341-п, от 10 ноября 2014 года № 499-п, от 29 декабря 2014 года № 637-п, от 29 декабря 2014 года № 672-п, от 12 мая 2015 года № 203-п, от 18 августа 2015 года № 396-п, от 18 декабря 2015 года № 654-п, от 25 декабря 2015 года № 712-п, от 25 декабря 2015 года № 713-п, от 20 апреля 2016 года № 213-п, от 16 мая 2016 года № 239-п, от 6 июня 2016 года № 288-п, от 1 августа 2016 года № 414-п, от 26 сентября 2016 года № 508-п, от 19 декабря 2016 года № 635-п, от 26 декабря 2016 года № 745-п), изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Опубликовать постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru). 3. Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года. 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Щеглова Н.М. Губернатор А.В. Богомаз
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы) ПАСПОРТ государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы) Наименование государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы). Ответственный исполнитель государственной программы Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Соисполнители государственной программы Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области; департамент образования и науки Брянской области; департамент внутренней политики Брянской области; департамент культуры Брянской области; департамент строительства и архитектуры Брянской области; департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области; департамент экономического развития Брянской области; департамент здравоохранения Брянской области; управление физической культуры и спорта Брянской области; управление записи актов гражданского состояния Брянской области; управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области; управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (по согласованию); учреждения социального обслуживания населения (по согласованию); учреждения культуры городов и районов области (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); образовательные организации (по согласованию); Брянская городская администрация (по согласованию); региональные общественные организации инвалидов (по согласованию); Общественная палата Брянской области (по согласованию); аппарат антинаркотической комиссии Брянской области (по согласованию); социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию). Перечень подпрограмм «Доступная среда» (2014 - 2016 годы) «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области» (2014 - 2020 годы); «Содействие развитию институтов гражданского общества и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области» (2014 - 2020 годы); «Развитие системы органов ЗАГС Брянской области» (2014 - 2020 годы); «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017 - 2020 годы). Цели государственной программы Предоставление мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам; обеспечение доступности, адресности и качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения; повышение экономической и социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населения в целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальными услугами; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов; формирование организационных, социально-экономических условий для предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам в рамках повышения качества жизни пожилых граждан; увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области; обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Брянской области в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи государственной программы Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная поддержка многодетных семей, реализация мероприятий, направленных на повышение социального статуса семьи и укрепление семейных ценностей; социальная защита населения, имеющего льготный статус, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих среднедушевой доход ниже установленного минимума, осуществление мер по улучшению положения отдельных категорий граждан, включая граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества; модернизация сети и повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания населения; реализация единой государственной социальной политики на территории Брянской области; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области, в том числе: формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта; формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов; формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. осуществление мер по улучшению положения граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества, созданию условий для повышения качества жизни пожилых граждан; развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе, а также конкурсного финансирования программ и проектов указанных организаций; повышение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния; предоставление молодым семьям - участникам государственной подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, с привлечением собственных средств молодых семей, а также дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья. Этапы и сроки реализации государственной программы 2014 - 2020 годы. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы: 2014 год – 6 632 005 958,60 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 8 049 500 рублей, из них: оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, - 2 999 300 рублей; 2015 год – 10 848 464 697,14 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 3073210,00 рубля, из них: обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров - 595500,00 рубля; 2016 год – 10 230 651 648,30 рублей, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 3 254 680,00 рублей. 2017 год – 10 361 931 965,00 рублей; 2018 год – 10 849 124 256,00 рублей; 2019 год – 10 851 363 995,00 рублей; 2020 год – 10 851 363 995,00 рублей. Ожидаемые результаты реализации государственной программы Показатели (индикаторы), характеризующие конечные результаты реализации государственной программы, приведены в приложении 1 к государственной программе и плане реализации государственной программы в приложении 2 к государственной программе. 1. Характеристика текущего состояния социальной и демографической политики в Брянской области За 2013 - 2014 годы в сфере социальной и демографической политики Брянской области достигнуты определенные позитивные изменения. За период 2013 - 2014 годов были проведены мероприятия по реформированию системы предоставления социальных услуг учреждениями и оказанию мер социальной поддержки населению. Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы социальной защиты населения Брянской области. Современная демографическая ситуация в области продолжает оставаться сложной. Продолжается рост численности населения старше трудоспособного возраста, и одновременно идет снижение численности населения моложе трудоспособного возраста. С целью повышения демографии, укрепления института семьи и семейных ценностей проводятся областные мероприятия: Международный день семьи, Международный день защиты детей, День матери, торжественные церемонии награждения почетным знаком Брянской области "Материнская слава", знаком "За милосердие" победителей областного конкурса "С благотворительностью и милосердием в 21-й век", медалью "За любовь и верность" супружеских пар, достойно проживших в браке более 25 лет, благотворительные акции. На 1 ноября 2014 года на территории Брянской области проживает 5346 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2013 году - 5024). Благодаря планомерной и систематической работе всех структур и ведомств, занимающихся проблемами детей-сирот, 87,2% детей указанной категории проживает в замещающих семьях. В регионе 3276 замещающих семей, в которых воспитывается 4660 детей. Из них в семьях опекунов (попечителей) - 2390 детей, в приемных семьях - 1135 детей, в семьях усыновителей - 614 детей. За последние 2 года значительно усовершенствована законодательная, нормативная правовая база региона, регламентирующая жизнедеятельность семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. В области организована работа по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание и проезд подопечного ребенка, вознаграждения приемным родителям, единовременного пособия при всех формах устройства ребенка, лишенного родительского попечения, в семью. Приемным родителям ежегодно оказывается разовая материальная помощь. С целью стимулирования семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усиления мер социальной поддержки замещающих семей приняты постановления, в которых впервые предусмотрены дополнительные выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям за счет средств областного бюджета. Принимаемые меры по профилактике социального сиротства и поддержке замещающей семьи позволили сократить число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, увеличить число детей, устроенных в семью, сократить число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях. Сократилось число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 17,2% по сравнению с 2013, на 24,6% по сравнению с 2012 годом. Активно развивается институт приемной семьи. На 1 ноября 2014 года на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 680 детей, оставшихся без попечения родителей. Это воспитанники учреждений для детей-сирот и несовершеннолетние студенты, обучающиеся на полном государственном обеспечении в учреждениях профессионального образования области. Несмотря на принимаемые меры, остается нерешенным ряд проблем, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, и жизнеспособностью замещающих семей. 1) На сегодняшний день велика доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных, от 14 лет и старше. Она составляет 56%, что затрудняет их устройство в семью, усложняет период адаптации. Проблемным является устройство и воспитание в семье детей, имеющих отклонения в развитии. Граждане не готовы взять на себя ответственность за воспитание данной категории детей. Вызывают озабоченность отдельные случаи отказов замещающих родителей от воспитания приемных детей. На территории области ежегодно выявляется более 400 детей, оставшихся без попечения родителей. Свыше 1500 семей, находящихся в социально опасном положении, состоят на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. На решение проблем негативно влияет социально-экономическое развитие общества, безработица, алкогольная и наркозависимость. В 2015 году на территории Брянской области было выявлено 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 446 детей устроено в семьи граждан (под безвозмездную опеку - 257 детей, в приемную семью - 126 детей), на усыновление - 11 детей, находится на предварительной опеке с последующим устройством в семью 41 ребенок, возвращено в кровные семьи 11 детей (из числа выявленных). Процент устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, из числа выявленных составляет 89,2% (в 2014 году - 82,8%, в 2013 году - 78,2%). Всего на семейные формы устройства в 2015 году передано 523 ребенка (с учетом детей, находящихся под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также устроенных под предварительную опеку). Из них: под опеку - 512 детей (на безвозмездную опеку - 277 детей, на возмездную форму опеки по договору о приемной семье - 194 ребенка, под предварительную опеку с дальнейшим устройством в семьи временных опекунов - 41 ребенок); на усыновление - 11 детей. Процент семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Брянской области, увеличился на 8% и составил 104,6 (в 2014 году - 96,6%, в 2013 году - 85,3%). В регионе продолжает распространяться положительный опыт по созданию приемных семей, которых насчитывается 755 (в 2014 году - 711, 2013 году - 675). В них воспитывается 1218 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2014 году - 1156 детей). По состоянию на 1 января 2016 года региональный банк данных сократился на 16,5%, в нем состоит 561 ребенок (в 2014 году сокращение было на 12,8%). Данный показатель свидетельствует о систематической положительной работе органов опеки и попечительства по подбору семей детям, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2016 года на учете в органах опеки и попечительства Брянской области состоят 4943 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2015 - 5139). Из них: 3325 детей находятся на воспитании в семьях (в семьях опекунов (попечителей) - 2066, в приемных семьях - 1218, под предварительной опекой - 41, в семьях усыновителей - 1044); 461 ребенок - в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обучаются на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях профессионального образования - 100; не устроены на начало года (находятся в приютах, больницах) 13 детей (все 13 человек временно помещены в учреждения здравоохранения и социальной защиты). В Брянской области большое внимание уделяется вопросу сокращения семейного неблагополучия и социального сиротства. Данные проблемы систематически обсуждаются на уровне Губернатора и заместителя Губернатора области, департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и других субъектов системы профилактики. С этой же целью в регионе разработан порядок межведомственного взаимодействия между субъектами системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, алгоритм действий всех учреждений и ведомств по раннему выявлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, методические рекомендации по организации органами опеки и попечительства работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства в Брянской области. Кроме того, департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области внедряются и новые формы работы по данному направлению – это «участковый» принцип работы в социальной сфере по аналогии работы участковых врачей-педиатров, который предусматривает закрепление за каждым работником социальной службы определенного территориального участка и работу с семьями «группы риска», проживающими на данной территории. К концу 2016 года почти все муниципальные образования области стали работать по данному принципу. И как результат совместной работы всех служб системы профилактики в области наметились положительные тенденции: уменьшилось количество неблагополучных семей - 994 (аналогичный период прошлого года - 1066), на 10% (109 семей) уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении. Как положительную динамику отмечаем сокращение количества родителей, лишенных родительских прав (на 01.12.2016 года - 302 случая, 2015 год – 408). На 1 января 2017 года на территории области проживает 4546 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2015 году – 5039), из них в замещающих семьях – 4046 чел. Тем не менее, несмотря на систематическую работу по профилактике социального сиротства, ежегодно органы опеки и попечительства выявляют от 400 до 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим, второй очень значимой проблемой является устройство выявленных детей данной категории и детей, находящихся в региональном банке данных, в семьи граждан. С каждым годом увеличивается количество детей, обретших семью. В 2015 году показатель семейного устройства составил 105%, в 2016 году – почти 103%. В настоящее время в регионе 3140 замещающих семей (приемных – 784 семей, семей опекунов – 1777, усыновителей- 579). С целью улучшения семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на территории Брянской области разработан план мероприятий ("дорожная карта"). Результаты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 году превысили запланированные на 28,6%, в 2016 году - на 26%. Данная работа сопровождается разнообразными формами пропаганды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К такой работе привлекаются средства массовой информации, с помощью которых распространяются печатные справочные материалы в помощь замещающим семьям, публикуются статьи о семейных ценностях, разъяснения специалистов органов опеки и попечительства о мерах социальной поддержки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и др. С целью защиты прав детей-сирот на жилище в области приняты законы, предусматривающие механизм выявления, закрепления и сохранности закрепленных жилых помещений. Разработаны нормативные правовые акты, утверждены нормативы расходов на оплату коммунальных услуг, приобретение строительных материалов для осуществления ремонта в закрепленных жилых помещениях для соответствия их техническим и санитарным нормам и правилам, а также норматив расходов на оформление документов по передаче жилых помещений в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 ноября 2014 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 2564 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения наступило у 1187 сирот. На 1 ноября 2014 года приобретено 174 жилых помещения для лиц указанной категории. К окончанию года планируется приобрести более 200 жилых помещений. Учитывая, что ежегодно областной сводный список данных лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, пополняется, а также имеется факт роста цен на рынке недвижимости, решить в полном объеме жилищную проблему за один - два года не представляется возможным. По состоянию на 1 января 2015 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 2645 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения возникло у 911 сирот. На 1 января 2015 года приобретено 212 жилых помещений для лиц указанной категории. По состоянию на 1 января 2016 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 2724 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения возникло у 869 сирот. На 1 января 2016 года приобретено 268 жилых помещений для лиц указанной категории. По состоянию на 1 января 2017 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 2659 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения возникло у 963 сирот. На 1 января 2017 года приобретено 275 жилых помещений для лиц указанной категории. Ежегодно показатель обеспеченных жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается. За 2015 год доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обеспеченных жильем, составила 29,8%, что превысило запланированный результат на 0,8%, за 2016 год – показатель составил 31,6%, что выше запланированного на 1,6%. Численность детей-сирот, у которых возникло право на получение жилого помещения и не реализовано, по состоянию на 01 января 2017 года - 963 чел. При ежегодном обеспечении не менее 270 сирот жилыми помещениями, численность лиц из числа детей-сирот, у которых наступит право на получение жилья, будет сокращаться приблизительно на 25-30%. 2) Более 13 процентов населения имеют доходы ниже среднеобластного уровня. Несмотря на проводимые в области мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского и социального обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем граждан, попавших в трудные жизненные ситуации. В связи с безработицей, ростом цен на коммунальные услуги и товары сохраняется довольно высоким число граждан, нуждающихся в государственной поддержке. Категория и численность населения, нуждающегося в социальной защите
В структуре стационарных социальных учреждений 20 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 4 дома-интерната общего типа, 8 психоневрологических интернатов, 7 домов-интернатов малой вместимости для пожилых людей и инвалидов, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей В связи с увеличением в составе населения доли пожилых людей требуется дальнейшее развитие сферы социального обслуживания населения в части улучшения условий проживания в учреждениях стационарного обслуживания. 3) Износ зданий, переданных в государственную собственность Брянской области для обеспечения деятельности государственных учреждений социального обслуживания, составляет около 70 процентов, оборудования и инвентаря - более 40 процентов. Необходимы средства на укрепление материальной базы действующих социальных учреждений, капитальный и текущий их ремонт. 4) В результате чернобыльской катастрофы территория Брянской области оказалась наиболее пострадавшей от радиационного загрязнения среди других регионов Российской Федерации - это единственная область, где имеются все четыре зоны радиоактивного загрязнения, включая зону отчуждения. В органах социальной защиты населения Брянской области состоят на учете более 220 тыс. граждан, подвергшихся радиационному воздействию, среди которых 2,5 тысячи инвалидов и членов семей умерших вследствие радиационного воздействия, более 3 тысяч участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Все они получают соответствующие меры социальной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов. Обеспечение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, осуществляется в целях повышения уровня социальной защищенности граждан, подвергшихся радиационному воздействию, возмещения вреда, причиненного их здоровью, и возмещения вреда за риск проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. 5) В Брянской области, как и в целом по России, растет число пенсионеров и инвалидов, оказавшихся без должного ухода и попечительства со стороны родственников. Реализацией комплексных мероприятий по выполнению поставленных задач в части организации социальной помощи и обслуживания населения занимаются 29 государственных учреждения - комплексных центра социального обслуживания населения. Оказывается материальная помощь наименее защищенным категориям населения, попавшим в трудные жизненные ситуации, и в первую очередь тем, чей совокупный среднедушевой доход ниже установленного для региона прожиточного минимума. Возмещаются расходы по зубопротезированию региональным льготополучателям. Проводится работа по обучению компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Масштабы роста численности инвалидов и детей-инвалидов обуславливают необходимость реализации не одноразовых мероприятий, а продуманной, адекватной современным условиям государственной политики в области реабилитации инвалидов, направленной на удовлетворение их потребностей посредством создания реабилитационных отделений в учреждениях социальной защиты населения для инвалидов различного уровня, типа и профиля. Центральным звеном реабилитационной системы, созданной в области для лиц с ограниченными возможностями, являются 1 государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области - реабилитационный центр для лиц с дефектами умственного и физического развития, 19 отделений в учреждениях социальной защиты населения и государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Озерный" с круглосуточным пребыванием, действующие в целях оказания квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи. В целях профилактики безнадзорности и беспризорности, а также осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на территории области функционируют 7 социальных приютов для несовершеннолетних и 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 4 центра помощи семье и детям, 2 отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром на базе комплексных центров социального обслуживания населения. Совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями данные учреждения осуществляют мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивают временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивают защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашают родителей для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывают представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений. Для реализации прав и свобод лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий, оказания им социальной поддержки, а также комплексного подхода к решению вопросов профилактики безнадзорности в области создано 2 социальных учреждения: ГКУСОН "Комплексный центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий г. Брянска" на 25 мест и ГКУСОН "Клинцовский комплексный центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" на 25 мест. Для соблюдения единых требований к объему, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг по социальным группам населения были разработаны и приняты государственные стандарты социального обслуживания, определяющие: виды социальных услуг; требования к порядку и условиям оказания социальных услуг; категории клиентов социальной службы; контроль и оценку качества услуг и др. Повышение гарантий доступности и качества социальных услуг требует новых моделей управления социальной инфраструктурой, развития рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества. Основой развития услуг в области социального обслуживания должно стать предупреждение с их помощью различных социальных рисков, использование услуг в качестве одного из факторов системы социальной безопасности уязвимых групп населения. Наряду с другими государственными мерами оказание услуг в области социального обслуживания должно гарантировать каждому поддержку в трудных социальных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизненного цикла (регулярные услуги в течение определенного периода), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера). Для этого определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилым гражданам по уходу на дому. Особое внимание обращено на развитие и предоставление социальных услуг особо уязвимым категориям населения, в том числе гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам без определенного места жительства. Дальнейшее развитие системы социального обслуживания осуществляется на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которого представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Системное развитие законодательной и нормативно-правовой базы социального обслуживания на федеральном и региональном уровне обеспечивает равный доступ граждан к качественным социальным услугам независимо от места проживания. В течение 2010 - 2014 годов департамент и его подведомственные учреждения - ГКУ ОСЗН районов и городов области занимались исполнением мероприятий, решающих следующие основные задачи: модернизация существующего программного обеспечения с целью перехода на современные сетевые (многопользовательские) средства расчета и выплаты различных видов пособий и компенсаций, переход к монетизации льгот по услугам ЖКХ; развитие системы связи служб социальной защиты населения - строительство и модернизация локальных сетей в ОСЗН районов и городов области, создание устойчивых скоростных каналов между отделами и департаментом. В целях повышения качества и доступности предоставления гражданам пособий, субсидий, компенсаций, льгот, а также оптимизации работы продолжается работа службы приема населения в режиме модели "Одно окно", созданной на базе ГУ "ОСЗН Погарского района", где наряду с государственными услугами предоставляются услуги социального характера. Специалисты ГУ "ОСЗН Унечского района" активно участвуют в работе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Унечском районе. Данная модель работы с населением позволяет четко регламентировать работу специалистов учреждения, урегулировать в одном месте и в одно время все вопросы, касающиеся предоставления мер социальной поддержки, сократить очереди и время ожидания приема специалистом граждан. В течение 2014 - 2020 годов работа по данному направлению будет продолжена в рамках модернизации системы предоставления государственных услуг. В целях совершенствования работы по социальному обслуживанию граждан принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2015 года. В ходе подготовки к его реализации в Брянской области принято более 20 нормативных правовых актов. Развитие социальной сферы в соответствии с новым законодательством является приоритетной задачей в 2017-2019 годах. При этом предполагается продолжить оптимизацию сети подведомственных учреждений. Кроме того, предполагается реструктуризация бюджетной сети, включающая в себя мероприятия по ликвидации неэффективных учреждений. При этом вопросы реорганизации будут решаться в комплексе, с учетом необходимости обеспечения интересов обслуживаемых лиц, персонала социальных учреждений, а также рационального использования имущества. Государственная программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, направленных на предоставление ежемесячных, единовременных, ежегодных социальных выплат, социальных пособий, компенсаций, субсидий гражданам, направлена на обеспечение максимально возможного смягчения негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения. Программой предусмотрен спектр организационных мероприятий, направленных на: безусловное соблюдение конституционных прав и законных интересов детей, пожилых граждан и инвалидов, в том числе на социальное обслуживание, социальную реабилитацию, социальную защищенность; меры государственной социальной поддержки населения; содействие активному участию в жизни общества, налаживание социального взаимодействия, максимальную интеграцию их в общество. Конечным результатом реализации программных мероприятий должно являться повышение качества жизни населения Брянской области. 2. Приоритеты и цели государственной социальной и демографической политики Брянской области, цели и задачи государственной программы Приоритетами и целями государственной социальной и демографической политики Брянской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Брянской области являются: Предоставление мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам; обеспечение доступности, адресности и качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения; повышение экономической и социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населения в целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальными услугами; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов. формирование организационных, социально-экономических условий для предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам в рамках повышения качества жизни пожилых граждан; увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области; обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Брянской области в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий; В рамках реализации данных целей осуществляется решение следующих задач: защита прав и законных интересов несовершеннолетних, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная поддержка многодетных семей, реализация мероприятий, направленных на повышение социального статуса семьи и укрепление семейных ценностей; социальная защита населения, имеющего льготный статус, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих среднедушевой доход ниже установленного минимума, осуществление мер по улучшению положения отдельных категорий граждан, включая граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества; модернизация сети и повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания населения; реализация единой государственной социальной политики на территории Брянской области; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области, в том числе: формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта; формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов; формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. осуществление мер по улучшению положения граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества, созданию условий для повышения качества жизни пожилых граждан; развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе, а также конкурсного финансирования программ и проектов указанных организаций; повышение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния; предоставление молодым семьям - участникам государственной подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, с привлечением собственных средств молодых семей, а также дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья. 3. Срок реализации государственной программы Реализация государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" осуществляется в 2014 - 2020 годах. 4. Ресурсное обеспечение программы Реализация государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств местных бюджетов, поступлений из федерального бюджета, субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств на реализацию государственной программы составит: 2014 год – 6 632 005 958,60 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 8 049 500 рублей, из них: оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, - 2999300 рублей; 2015 год – 10 848 464 697,14 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 3 073 210,00 рубля, из них: обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров - 595500,00 рубля; 2016 год – 10 230 651 648,30 рублей, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 3 254 680,00 рублей. 2017 год – 10 361 931 965,00 рублей; 2018 год – 10 849 124 256,00 рублей; 2019 год – 10 851 363 995,00 рублей; 2020 год – 10 851 363 995,00 рублей. 5. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и решение задач государственной программы В рамках реализации государственной программы планируется принятие нормативных правовых актов, представленных в таблице 1. Таблица 1 Описание основных мер правового регулирования, направленных на достижение целей и (или) конечных результатов государственной программы
6. Состав государственной программы В рамках реализации государственной программы осуществляется реализация следующих подпрограмм: «Доступная среда» (2014 - 2016 годы) «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области» (2014 - 2020 годы); «Развитие системы органов ЗАГС Брянской области» (2014 - 2020 годы); «Содействие развитию институтов гражданского общества и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области» (2014 - 2020 годы); «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017 - 2020 годы). 7. Механизм реализации программы Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области координирует реализацию мероприятий соисполнителями программы и обладает правом вносить в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий и размеров их финансирования с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, несет ответственность совместно с соисполнителями за выполнение программы в установленные сроки. Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области организует и координирует работу государственных учреждений социального обслуживания населения, участвующих в реализации мероприятий программы. Главным распорядителем средств, поступающих из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в доход областного бюджета на реализацию мероприятий программы, а также ответственным за реализацию данных мероприятий является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Перечисление средств, поступающих из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется на счет областного бюджета N 40101810300000010008, открытый управлением Федерального казначейства по Брянской области на лицевой счет 04272002290 администратора доходов - департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий программы. Целевое использование субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации подлежит постоянному контролю со стороны департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Брянской области в рамках соглашения. ПОДПРОГРАММА "Доступная среда" (2014 - 2016 годы) государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы) ПАСПОРТ подпрограммы "Доступная среда" (2014 - 2016 годы) Наименование подпрограммы "Доступная среда" (2014 - 2016 годы). Основания разработки подпрограммы Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" (далее - Государственная программа); Постановление
Правительства Российской Федерации от 26 ноября Ответственный исполнитель подпрограммы Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (далее - ИОГВ), обеспечивающий реализацию программы, осуществляющий координацию ИОГВ, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий программы (далее - соисполнители Программы), в процессе ее реализации и оценки эффективности. Соисполнители подпрограммы Департамент образования и науки Брянской области; департамент культуры Брянской области; управление физической культуры и спорта Брянской области; департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области; департамент внутренней политики Брянской области; департамент здравоохранения Брянской области; управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области; Брянская городская администрация (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); региональные общественные организации инвалидов (по согласованию). Цель подпрограммы Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов. Задачи подпрограммы Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области, в том числе: формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта; формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов; формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы (в соответствии с показателями государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2016 годы) 1) Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Брянской области с 16,8 до 47,8% к 2016 году; 2) увеличение доли объектов социальной инфраструктуры, имеющих сформированные и обновляемые паспорта доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в Брянской области с 25 до 54,5% к 2016 году; 3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты до 52,4% к 2016 году; 4) увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов службы занятости до 34,0% к 2016 году; 5) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения до 42,0% к 2016 году; 6) увеличение доли объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры до 33,4% к 2016 году; 7) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта до 46,4% к 2016 году; 8) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Брянской области с 0,8 до 6,0% к 2016 году; 9) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Брянской области до 52,6% к 2016 году; 10) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций до 20,43% к 2016 году; 11) увеличение доли профессиональных образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения инвалидов, в общем количестве профессиональных образовательных учреждений до 35,0% к 2016 году; 12) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций с 3,8 до 21,4% к 2016 году; 13) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций до 16,0% к 2016 году; 14) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 96% к 2016 году; 15) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 30% к 2016 году; 16) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 80% к 2016 году; 17) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в области до 54,5% к 2016 году; 18) увеличение доли инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с областным гарантированным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации и абилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете, с 91 до 97% к 2016 году; 19) увеличение доли инвалидов, получивших мероприятия по социальной реабилитации и абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, до 45,5% к 2016 году; 20) увеличение доли детей-инвалидов, получивших мероприятия по социальной реабилитации и абилитации, в общей численности детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, до 55,6% к 2016 году; 21) увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Брянской области до 28,2% к 2016 году; 22) увеличение доли специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Брянской области, с 20 до 23% к 2016 году; 23) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Брянской области с 30 до 50,1% к 2016 году; 24) увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан до 43% к 2016 году; 25) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), - 101% к 2016 году; 26) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, - 9% к 2016 году. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2014 - 2016 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются. Объемы и источники финансирования подпрограммы Объем средств на реализацию подпрограммы составляет: 2014 год – 204 202 698,34 рубля; 2015 год – 211 325 471,00 рубля; 2016 год – 41 282 640,00 рубля. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Сведения о показателях (индикаторах), характеризующих конечные результаты реализации подпрограммы, по годам ее реализации и методику расчета значений показателей (индикаторов) подпрограммы приведены в приложении 1 к государственной программе. 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами В Брянской области динамика численности инвалидов за последние три года сложилась следующим образом: 2014 год - 113362 тыс. человек, 2015 год - 116545 тыс. человек, 2016 год - 103233 тыс. человек. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации. В качестве дополнительных мер социальной поддержки действует областной гарантированный перечень технических средств реабилитации инвалидов. В его рамках предоставляются различные технические средства: глюкометры и тест-полоски к ним, сиденья (насадки) для ванны и унитаза, ступеньки для ванны, стулья для душа, прикроватные столики с фиксацией предметов, функциональные кровати, приборы для письма рельефно-точечным шрифтом, телефон с усилением звукового сигнала, компьютеры для инвалидов по зрению, обучающихся в высших учебных заведениях, слуховые аппараты импортного производства для детей-инвалидов до 18 лет, не предусмотренные федеральным перечнем. На 1 июля 2016 года инфраструктура учреждений социального обслуживания населения включает 49 учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам: 19 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 4 дома-интерната общего типа; 7 психоневрологических домов-интернатов, 7 домов-интернатов малой вместимости для пожилых людей и инвалидов, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей; 29 комплексных центров социального обслуживания населения; 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. В целях повышения качества и доступности государственных услуг в Брянской области утверждены административные регламенты по предоставлению учреждениями социального обслуживания государственных услуг на дому и в стационарных условиях. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|