Расширенный поиск

Постановление Губернатора Белгородской области от 23.12.2003 № 207-1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

от 23 декабря 2003 г.                                                          N 207

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

 

В целях координации усилий администрации области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления городов и районов области, организаций и граждан области по повышению защищенности важных объектов инфраструктуры и населения Белгородской области от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений постановляю:

 

1. Утвердить Концепцию безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений (далее - Концепция, прилагается).

 

2. Определить координирующими органами по реализации положений Концепции областную, городские и районные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

 

3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области:

- рассмотреть на заседаниях коллегий вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов и важных объектов жизнеобеспечения, с учетом местных условий разработать и утвердить мероприятия по реализации Концепции в соответствии с планом основных мероприятий по реализации Концепции;

- до 31 декабря 2003 года совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Шульженко В.Н.) организовать и обеспечить эффективную деятельность единой службы спасения на базе "01";

- до 31 декабря 2003 года предусмотреть введение должности заместителя главы администрации города и района секретаря Совета безопасности и создание структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Совета безопасности.

 

4. Департаменту безопасности и укрепления правопорядка администрации области (Щербаков В.В.) совместно с заинтересованными ведомствами до 1 февраля 2004 года разработать программу по реализации Концепции.

 

5. Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации области (Боровик В.Ф.) производить финансирование Концепции в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим отраслям в областном бюджете на соответствующий год.

 

6. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Шульженко В.Н.) до 1 января 2004 года разработать программу обучения населения области действиям при чрезвычайных ситуациях и организовать ее исполнение.

 

7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области секретаря Совета безопасности администрации области Пучкова В.В.

О ходе исполнения постановления информировать к 1 июня 2004 года, об исполнении - к 1 декабря 2004 года.

 

 

    Губернатор Белгородской области               Е.САВЧЕНКО

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением губернатора

Белгородской области

от 23 декабря 2003 года N 207

 

КОНЦЕПЦИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО

ХАРАКТЕРА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

 

Цель и задачи Концепции

 

Главной целью настоящей Концепции является повышение уровня защиты населения и территорий Белгородской области от аварий, катастроф, стихийных бедствий, экстремистских и террористических проявлений, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Настоящая Концепция обеспечивает реализацию основных направлений Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, утвержденной законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области".

 

Краткая характеристика Белгородской области

 

1. Белгородская область расположена в центре европейской части Российской Федерации в лесостепной зоне, на отрогах Среднерусской возвышенности, в бассейнах рек Дона и Днепра, на пересечении важнейших транспортных магистралей, соединяющих Москву с южными районами России и Украины.

Площадь области в административных границах составляет 27,1 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность территории с северо-запада на юго-восток 296 км, наименьшая - с севера на юг - 98 км.

По плотности населения (55 человек на кв. км) область занимает 18 место, по численности населения (1,5 млн. человек) - 34, по территории (27 тыс. кв. км) - 74 место среди субъектов Российской Федерации.

Область занимает ведущие позиции по добыче железной руды, выпуску цемента, асбестоцементных изделий, жилищному и культурно-бытовому строительству, газификации, благоустройству населенных пунктов, строительству дорог, развитию агропромышленного комплекса.

В то же время значительная распаханность земельных угодий (до 80 процентов), высокая концентрация объектов сельского хозяйства и промышленности, особенно горнорудных предприятий и стройиндустрии, инженерных и транспортных коммуникаций, наличие магистральных газопроводов, нефтепроводов, аммиакопроводов, приграничное положение области, активность миграционных процессов являются причиной значительных антропогенных и техногенных нагрузок.

По состоянию на 1 июня 2003 года на территории области расположено 414 объектов, относящихся к категории наиболее важных для жизнеобеспечения и потенциально опасных для населения, в том числе 2 гидроузла водохранилищ, 141 аварийная гидросистема, 57 химически опасных предприятий, 191 пожароопасный объект, 15 объектов электроэнергетики, 5 магистральных трубопроводов, 3 взрывоопасных объекта.

 

Комплексная оценка риска возникновения

чрезвычайных ситуаций. Объекты прогнозирования

 

Объектами прогнозирования на территории области являются чрезвычайные ситуации как совокупности характеристик, их источников (объектов, явлений и процессов), параметров возникновения и развития связанных с ними опасностей для населения и территорий.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на три класса: техногенного, природного, биолого-социального характера, а также в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба, масштаба зон поражения классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Наиболее характерными чрезвычайными ситуациями для области являются локальные, местные и территориальные.

Прогнозирование возможных поражений и разрушений осуществляется:

а) для землетрясений - для объектов, расположенных на сейсмоопасной территории в соответствии с данными карты общего сейсмического районирования (карты ОСР-78);

б) для наводнений - для объектов, попадающих в зоны возможного катастрофического затопления при прорыве напорного фронта гидроузлов и попадающих в зоны наводнений при сезонных и дождевых паводках;

в) для природных пожаров - для лесной зоны с лесными массивами площадью более 20 кв. км;

г) для бурь и ураганов - для районов, где значения параметров природного явления могут превышать критические;

д) для террористических актов по опасным объектам и объектам обеспечения жизнедеятельности, а также объектам с массовым пребыванием людей;

е) для экстремистских проявлений - по местам социальной напряженности, имеющей экономические и социальные корни.

 

Опасности чрезвычайных ситуаций техногенного

характера для населения и территорий

 

На территории области сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:

- на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические (радиоактивные) и биологические вещества;

- на установках, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя объектов канализации и очистки сточных вод).

При прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:

показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);

опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.

 

Химическая опасность

 

В области имеются 5 городов с повышенной химической опасностью, в том числе первой степени опасности - Белгород, Старый Оскол, Шебекино, второй степени опасности - Губкин, Алексеевка.

Химически опасных объектов 57, в том числе первой, второй, третьей степени опасности - 36.

Общее количество используемых и хранимых аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) 30264 т, в том числе хлора 93,6 т, аммиака 1553 т.

При возникновении чрезвычайной ситуации площадь возможного химического заражения (загрязнения) составит 675,5 кв. км, где проживает 392,12 тыс. человек, что может привести к суммарным потерям 234,4 тыс. человек.

 

Взрывопожароопасность

 

В области размещено 3 взрывоопасных объекта - склады взрывчатых веществ Лебединского, Стойленского ГОКов, Яковлевского рудника и пожароопасных 191.

Прогноз пожарной обстановки: количество возможных крупных пожаров - 20, а общая площадь возможных сплошных пожаров - 10 кв. км.

Опасность представляют также взрывоопасные предметы времен войны, которых ежегодно обнаруживается и уничтожается до 2000 единиц. Определенную опасность локального характера представляют нефтебазы, автозаправочные и газозаправочные станции, газонаполнительная станция, жилые газифицированные дома и квартиры 295 тыс. в городах и населенных пунктах городского типа, 186 тыс. в сельской местности, а также предприятия и организации, использующие в производстве кислород и ацетилен.

По области проходят нефтепровод, три газопровода, аммиакопровод.

Нефтепровод Белгород - Сумы в эксплуатации с 1996 года, протяженность по территории области 148 км, диаметр 273 мм, рабочее давление 64 атм. Транспортируемое топливо - бензин, дизельное топливо. Производительность 135 - 150 куб. м в час.

Нефтепровод Воронеж - Белгород введен в эксплуатацию в 1985 году, протяженность по территории области - 153 км, диаметр трубопровода - 426 мм, рабочее давление 64 атм. Транспортируемое топливо - бензин, дизельное топливо.

Производительность - 400 - 450 куб. м/час.

При повреждении нефтепровода может быть выброшено до 1000 тонн топлива, площадь загрязнения составит 0,07 кв. км, в зоне поражения окажется до 500 человек.

Магистральный аммиакопровод Тольятти - Одесса введен в эксплуатацию в 1980 году, протяженность по территории области - 82,2 км, диаметр трубопровода - 355,6 мм, рабочее давление 83 атм., раздаточных станций - 2, постов секционирования - 12.

Выдача аммиака из магистрали, его временное хранение в резервуарах осуществляется с раздаточных станций, расположенных в с. Свистовка Ровеньского и с. Копонки Вейделевского районов.

При аварии на аммиакопроводе количество выброшенного вещества в атмосферу может составить до 5000 тонн, при этом на возможной площади заражения до 10 кв. км может пострадать около 10,4 тыс. человек.

 

Магистральные газопроводы

 

Шебелинка - Белгород - Брянск - Москва введен в эксплуатацию в 1957 году, протяженность по территории области 97 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.

Шебелинка - Острогожск - Алексеевка - Никитовка - Герасимовка введен в эксплуатацию в 1961 году, протяженность на территории области -105 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.

Ставрополь - Острогожск - Губкин - Москва введен в эксплуатацию в 1959 году, протяженность по территории области 103 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.

Пропускная способность трех газопроводов - 7,5 млрд. куб. м в год. Имеется 30 распределительных станций.

 

Радиационная опасность

 

В области объектов атомной энергетики нет.

Радиационное загрязнение местности возможно в случае аварии на АЭС в Курской и Воронежской областях.

Общая площадь зон радиоактивного загрязнения может составить 17529 кв. км. На данной территории окажется 919 населенных пунктов с населением 745,6 тыс. человек.

В городах Белгород, Губкин, Старый Оскол действуют 14 предприятий, на балансе которых имеются 1200 единиц радиоактивных источников и радиоактивных веществ, представляющих опасность.

 

Гидродинамическая опасность

 

В области имеются 423 пруда и водохранилища емкостью свыше 100 тыс. куб. м, имеющих гидротехнические сооружения, в том числе водохранилищ емкостью свыше 10 млн. куб. м - 2; водохранилищ емкостью от 1 до 10 млн. куб. м - 111; прудов емкостью от 0,5 до 1 млн. куб. м - 100. Построены они в основном в период с 1965 по 1994 годы для орошения и борьбы с эрозией почвы.

Все водохозяйственные объекты, водохранилища и пруды представляют опасность, особенно в периоды весеннего половодья и при обильных выпадениях атмосферных осадков в виде дождя.

Кроме этого имеется 141 пруд, гидротехнические сооружения которых находятся в аварийном и предаварийном состоянии, и 71 бесхозный.

В области в результате аварий на гидротехнических сооружениях возможны катастрофические затопления местности.

При прорыве Старооскольской плотины на р. Оскол может произойти образование зоны катастрофического затопления общей площадью 45 кв. км, в которую попадает один город, 13 сельских населенных пунктов и проживающее население общей численностью 19,6 тыс. человек.

 

Экологическая опасность

 

К основным экологическим угрозам относятся:

- критическое состояние атмосферы, рост опасных пределов концентрации ряда химических веществ (оксидов азота, серы, диоксида углерода и других веществ) в воздушном пространстве городов;

- загрязнение до критических уровней сточными водами водоемов области, подземных вод;

- превышение допустимых концентраций опасных для здоровья веществ в продуктах питания (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы и т.д.).

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение экологической угрозы являются:

- невыполнение природоохранного законодательства, отсутствие контроля за газоочистными установками и системой их эксплуатации;

- применение технологий и веществ, не обеспечивающих экологическую безопасность;

- увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем загрязненности выхлопных газов.

В хозяйствах агропромышленного комплекса области на хранении находится 302 тонны непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов, представляющих собой опасность для населения области и окружающей среды.

 

Опасные природные явления

 

На территории области имеют место наводнения, лесные пожары.

Наводнения возникают из-за дождевых паводков (август - сентябрь) и половодий (апрель). Максимальный уровень воды достигает над нулем поста 6,77 м, доля территории области, подвергающаяся наводнениям, составляет 12 процентов.

Степень пожарной опасности средняя (3,6), среднее количество пожаров в году - 7, средняя суммарная площадь пожаров в году - 0,23 - 1,16 га средняя потеря лесной площади в год - 2 - 4 га.

Инфекционная заболеваемость населения обусловлена наличием природно-очаговой инфекции. Возможны групповые и единичные случаи заболеваний: сибирской язвой в Вейделевском и Чернянском районах; лептоспирозом в Белгородском, Новооскольском, Прохоровском, Шебекинском районах; геморрагической лихорадкой в Борисовском и Красногвардейском районах; клещевым энцефалитом в Алексеевском, Новооскольском, Прохоровском, Шебекинском, Яковлевском районах.

 

Опасности чрезвычайных ситуаций террористического

и экстремистского характера.

 

Опасность чрезвычайных ситуаций террористического и экстремистского характера на территории области может возникнуть в связи со следующими факторами:

- трансграничность области;

- наличие стратегически важных объектов, объектов повышенной опасности, объектов обеспечения жизнедеятельности и режимных предприятий;

- наличие большого количества объектов с массовым пребыванием населения;

- наличие развитой сети транспортных международных сообщений, возрастающий объем перевозок пассажиров, грузов, в том числе опасных;

- незаконный оборот оружия, боеприпасов, наркотических и психотропных веществ;

- интенсивность миграционных процессов, обусловленных, в первую очередь, сложной обстановкой в Северо-Кавказском регионе, создающих условия для легализации и беспрепятственного перемещения террористов по территории страны; начиная с 1992 года в область прибыло более 320 тыс. мигрантов. Общая численность выходцев из республик Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья составляет почти 14 тыс. человек;

- активизация деятельности ряда религиозных сект и течений с использованием средств и методов, противоречащих действующему законодательству. В управлении Минюста России по Белгородской области зарегистрировано около 70 общественно-политических и более 260 религиозных организаций, в том числе около 40 так называемой "нетрадиционной направленности".

Для защиты населения и объектов экономики от террористических и экстремистских проявлений правоохранительные органы имеют специальные планы и располагают необходимыми силами и средствами, которые применяются в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.

Учитывая объективные реалии, механизмом практической реализации основных положений государственной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий должна стать Концепция безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений.

Реализация Концепции позволит осуществлять на территории Белгородской области постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также надежно осуществлять защиту населения области от аварий, катастроф, стихийных бедствий, экстремистских и террористических проявлений.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

1. Формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения контроля за происходящими процессами природного, техногенного, социального характера и другими, которые могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций различной степени тяжести.

 

2. Создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

 

3. Развитие системы информационного обеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

 

4. Совершенствование материально-технического обеспечения хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов власти, участвующих в предупреждении, снижении рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций.

 

5. Внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для предупреждения и ликвидации опасностей.

 

6. Совершенствование системы подготовки специалистов по управлению комплексом сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

Система программных мероприятий

 

1. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:

- разработку нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления силами и средствами, задействованными при возникновении чрезвычайных ситуаций, и определяющих нормативные показатели рисков природного, техногенного и социального характера с учетом реальных социально-экономических условий;

- разработку методики определения материального ущерба от чрезвычайных ситуаций, организации деятельности органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по снижению рисков возникновения чрезвычайных происшествий и смягчению их последствий;

- разработку мер по реализации полномочий государственных органов власти области и органов местного самоуправления, определенных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

 

2. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает:

- систематизацию потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;

- анализ социально-психологических настроений и поведения различных социальных категорий населения, этнических и религиозных группировок;

- обеспечение непрерывного контроля защищенности объектов, опасных в террористическом отношении;

- осуществление непрерывного анализа криминогенной обстановки, своевременное вскрытие и предотвращение угроз безопасности;

- разработку новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах, проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на территории области;

- развитие научно-методической базы по оценке экологических, социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения

 

3. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций предусматривает:

- дальнейшее развитие и совершенствование единой дежурно-диспетчерской службы и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- создание и развитие центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на базе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и его структурных подразделений в городах и районах.

 

4. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

- разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций при проектировании и строительстве объектов;

- создание и внедрение защитного снаряжения персонала, технологий и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

- разработку и реализацию комплекса мер по выводу производственного процесса изношенного оборудования, а также по конструкции жилищного фонда, зданий производственного и общественного назначения в районах, подверженных воздействию опасных природных процессов и явлений;

- обеспечение населения и сил спасения средствами индивидуальной защиты, медикаментами, спасательным инструментом и оборудованием;

- внедрение систем и средств контроля, оценки обстановки при авариях на потенциально опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших;

- укрепление материально-технической базы пожарно-спасательных отрядов.

 

5. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает:

- организацию обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для всех категорий населения, а также для ответственных лиц предприятий и организаций области;

- совершенствование работы и материальной базы учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

- подготовку информационных передач в средствах массовой информации по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

 


Информация по документу
Читайте также