Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 24.12.2012 № 549-пп

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

от 24 декабря 2012 г.                                                                             N 549-пп

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА N 325-ПП

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" и в связи с корректировкой объемов финансовых средств Правительство Белгородской области постановляет:

Долгосрочную целевую программу "Развитие образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы", утвержденную в пункте 1 постановления правительства области от 2 октября 2010 года N 325-пп "О долгосрочной целевой программе "Развитие образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы", изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

    Губернатор Белгородской области                 Е.САВЧЕНКО

 

 

Приложение

к постановлению

правительства Белгородской области

от 24 декабря 2012 г. N 549-пп

 

ПАСПОРТ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

 

Наименование     долгосрочная  целевая  программа  "Развитие  образования

программы        Белгородской области на  2011  -  2015  годы"  (далее  -

                 Программа)

Основание для    постановление правительства области от  25  января  2010

разработки       года    N    27-пп     "Об     утверждении     Стратегии

Программы        социально-экономического развития  Белгородской  области

                 на период до 2025 года", поручение Президента Российской

                 Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271  "Национальная

                 образовательная инициатива "Наша новая школа"

Государственный  Правительство Белгородской области

заказчик

Программы

Представитель    департамент образования области

государственного

заказчика

(координатор)

Программы

Ф.И.О.,          Шаповалов  Игорь  Васильевич,   начальник   департамента

должность        образования   области   -    заместитель    председателя

руководителя     Правительства области

Программы

Разработчики     департамент образования области

Программы

Исполнители      департамент образования области;

Программы        органы    местного    самоуправления,     осуществляющие

                 управление в сфере образования (по согласованию);

                 организации, определяемые на конкурсной основе

Участники        администрации муниципальных районов и городских округов

Программы        (по согласованию), образовательные учреждения

Цель Программы   повышение   доступности    качественного    образования,

                 соответствующего  требованиям  инновационного   развития

                 экономики, современным потребностям граждан Белгородской

                 области

Задачи Программы -   укрепление   статуса   образования    как    фактора

                 социально-культурного и экономического развития области;

                 - обеспечение устойчивого развития  системы  дошкольного

                 образования региона;

                 -    создание    условий    для    перехода    бюджетных

                 образовательных        учреждений        в        другие

                 организационно-правовые формы;

                 - обеспечение доступности  качественного  образования  в

                 образовательных учреждениях области на  основе  введения

                 федеральных государственных  образовательных  стандартов

                 (далее - ФГОС) нового поколения;

                 -  модернизация  процесса   повышения   квалификации   и

                 переподготовки педагогических и  руководящих  работников

                 системы    образования,    обеспечивающего    рост    их

                 профессиональной компетентности;

                 -   создание   механизмов,   обеспечивающих   устойчивое

                 развитие   системы    воспитания    и    дополнительного

                 образования детей в Белгородской области;

                 - становление единого образовательного  пространства  на

                 основе   использования   новейших    информационных    и

                 телекоммуникационных технологий;

                 - создание условий для сохранения и укрепления  здоровья

                 детей   и   подростков,   культуры   питания,   развития

                 психолого-педагогической,    медико-педагогической     и

                 социальной поддержки их образовательной деятельности;

                 - укрепление здоровья  детей  школьного  возраста  путем

                 обеспечения качественным сбалансированным питанием;

                 -  создание   рациональной,   экономически   эффективной

                 системы      организации       питания       обучающихся

                 общеобразовательных учреждений  области,  основанной  на

                 принципах централизации и индустриализации;

                 -  формирование   механизмов   объективного   оценивания

                 качества образования в Белгородской области;

                 -  создание  системы  выявления,  развития  и   адресной

                 поддержки   одаренных   детей   в   различных   областях

                 творческой деятельности;

                 -   сохранение   культурного   и    научного    наследия

                 Белгородчины,    повышение     грамотности     населения

                 Белгородской области и культуры владения русским языком;

                 -   обеспечение   полноценных   условий   для   изучения

                 иностранных языков на функциональном уровне

Срок и этапы     2011  -  2015  годы.  Этапы  реализации   Программы   не

реализации       выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается

Программы        реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий

Перечень         "Введение  федеральных  государственных  образовательных

подпрограмм      стандартов нового  поколения",  "Педагогические  кадры",

                 "Воспитание  и  дополнительное   образование   детей   и

                 учащейся      молодежи",      "Здоровое      поколение",

                 "Информатизация    системы    образования",    "Развитие

                 региональной  системы  оценки   качества   образования",

                 "Одаренные дети", "Русский  язык",  "Иностранный  язык",

                 "Модернизация школьного питания"

Объемы и         общий объем финансирования  Программы  1496,858802  млн.

источники        рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

финансирования   за счет средств  федерального  бюджета  -  52,3113  млн.

                 рублей,

                 за счет средств областного  бюджета  -  746,117502  млн.

                 рублей,

                 за счет средств местных бюджетов - 691,99 млн. рублей,

                 за счет средств  внебюджетных  источников  -  6,44  млн.

                 рублей

Ожидаемые        -  повышение  качества  образования  в   образовательных

конечные         учреждениях области всех типов и видов;

результаты       - создание 7040 новых дошкольных мест;

реализации       - переход 29  дошкольных  образовательных  учреждений  в

Программы,       статус автономных;

показатели       - внедрение альтернативных форм дошкольного образования:

социально-       открытие частных детских садов, семейных групп, групп на

экономической    сельском  подворье,  групп  кратковременного  пребывания

эффективности    детей,  консультативных   пунктов;   Центров   развития,

                 игровой поддержки, ухода и присмотра и др.;

                 - увеличение доли школьников, обучающихся по программам,

                 построенным с использованием  сетевых  форм  организации

                 учебного процесса, до 9 процентов;

                 -  оснащение   на   80   процентов   общеобразовательных

                 учреждений  области  оборудованием  в   соответствии   с

                 требованиями к условиям ФГОС;

                 - доведение до 100  процентов  доли  общеобразовательных

                 учреждений,    в    которых     разработана     основная

                 образовательная программа начального общего  образования

                 в соответствии с концептуальными идеями ФГОС;

                 -   обеспечение   роста   профессионального   мастерства

                 педагогических работников области;

                 -  повышение   квалификации   100   процентов   учителей

                 начальных  классов,  участвующих   в   реализации   ФГОС

                 начального общего образования;

                 -   увеличение   доли   педагогических   и   руководящих

                 работников,    повышающих    квалификацию    посредством

                 индивидуальных   образовательных   маршрутов,   до    30

                 процентов;

                 -  доведение  числа  педагогов  -   новаторов,   имеющих

                 финансовую поддержку инновационной  деятельности,  до  5

                 процентов;

                 -     увеличение     доли     руководящих     работников

                 общеобразовательных  школ,   учреждений   НПО   и   СПО,

                 прошедших    переподготовку    по    стандартизированной

                 программе "Менеджмент в образовании", до 40 процентов;

                 - уменьшение количества пользователей -  учащихся  на  1

                 персональный компьютер до 9 человек;

                 -   создание   необходимых    условий    для    освоения

                 детьми-инвалидами общеобразовательных программ на дому в

                 дистанционной форме;

                 -  обеспечение  не  менее  50   процентов   персональных

                 компьютеров   общеобразовательных   учреждений   пакетом

                 свободного программного обеспечения;

                 -  внедрение   в   100   процентах   общеобразовательных

                 учреждений    автоматизированных    систем    управления

                 образовательным    процессом    (электронный     журнал,

                 электронный дневник);

                 - увеличение удельного веса образовательных  учреждений,

                 в  которых   создана   современная   здоровьесберегающая

                 инфраструктура, до 25 процентов;

                 -   открытие   Центров   содействия   здоровью   в   118

                 общеобразовательных учреждениях области;

                 -   увеличение   удельного   веса    общеобразовательных

                 учреждений,  в  которых  используются  немедикаментозные

                 формы оздоровления обучающихся, до 50 процентов;

                 -     количество     обучающихся     в     муниципальных

                 общеобразовательных      учреждениях,       обеспеченных

                 качественным горячим питанием, достигнет 100  процентов,

                 в том числе и обучающихся, нуждающихся в государственной

                 поддержке;

                 -       количество       пищеблоков        муниципальных

                 общеобразовательных учреждений,  оснащенных  современным

                 технологическим   оборудованием,   увеличится   до    70

                 процентов;

                 -  количество  работников  системы  школьного   питания,

                 прошедших  курсы  повышения  квалификации,  составит  95

                 процентов от общего числа;

                 - количество детей школьного  возраста,  обучающихся  по

                 образовательным программам в области культуры  здорового

                 питания, составит 90 процентов от общего числа;

                 - создание  целостной  системы  объективного  оценивания

                 качества образования области;

                 -  качественное  обновление  содержания  и   организации

                 работы с одаренными детьми и молодежью в образовательной

                 среде;

                 -  охват  55  процентов  детского  населения   школьного

                 возраста  системой  выявления,  развития   и   поддержки

                 одаренных детей;

                 - увеличение доли выпускников из числа одаренных  детей,

                 поступивших в высшие учебные заведения  соответствующего

                 профиля, до 50 процентов;

                 - увеличение количества детей, участвующих в  предметных

                 олимпиадах,  интеллектуальных  и  творческих  конкурсах,

                 соревнованиях и фестивалях, на 30 процентов;

                 -   ежегодное   повышение    результативности    участия

                 обучающихся (доля призовых мест)  в  интеллектуальных  и

                 творческих   конкурсах,   соревнованиях   и   фестивалях

                 различного уровня, на 5 процентов;

                 - увеличение охвата детей старшего дошкольного  возраста

                 предшкольным образованием до 97 процентов;

                 -  ежегодное   празднование   Дня   русского   языка   в

                 Белгородской области;

                 -  совершенствование  системы  подготовки  и  проведения

                 итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9,  11

                 (12) классов;

                 - рост количества изданных и распространенных программ и

                 учебных пособий по русскому языку и литературе в  рамках

                 внедрения ФГОС общего образования;

                 - пропаганда чистоты русского языка в средствах массовой

                 информации и Интернете;

                 -   увеличение    доли    образовательных    учреждений,

                 реализующих иноязычное образование  повышенного  уровня,

                 до 15 процентов;

                 -   увеличение   доли    школьников    первых    классов

                 общеобразовательных учреждений,  в  которых  реализуется

                 раннее обучение иностранному языку, до 60 процентов;

                 -  увеличение  количества   участников   лингвистических

                 летних смен по английскому языку для школьников с  целью

                 погружения в языковую среду до 50 человек;

                 -   увеличение   доли   учителей   иностранного   языка,

                 занимающихся    экспериментальной    и     инновационной

                 деятельностью, до 15 процентов

Управление и     координацию деятельности исполнителей, соисполнителей  и

контроль за      участников    Программы    осуществляет    представитель

реализацией      государственного  заказчика  (координатор)  Программы  -

Программы        департамент образования области.

                 Один  раз  в  год   выполнение   мероприятий   Программы

                 рассматривается  на  коллегии  департамента  образования

                 области

 

I. Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения программно-целевым методом

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года к приоритетным направлениям развития региона относится становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала на основе динамичного развития экономики. Реализация данного направления предполагает:

- развитие многоуровневой системы образования по стандартам нового поколения, отвечающей требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества, каждого человека,

- совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов в соответствии с потребностями предприятий и организаций области для достижения сбалансированности рынка труда и образовательных услуг.

В целях достижения поставленных задач органами управления образования области и муниципальных образований, образовательными учреждениями велась работа в рамках областных целевых программ "Развитие образования Белгородской области на период 2007 - 2010 годов", "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2004 - 2010 годы", долгосрочной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области" на 2011 - 2013 годы, комплексной целевой программы "Дети Белгородчины на 2007 - 2010 годы", комплекса мер по развитию информационного общества и формирования электронного правительства в Белгородской области на 2010 - 2012 годы (постановление правительства Белгородской области от 29 января 2010 года N 34-пп "О системе мер по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Белгородской области на 2010 - 2012 годы"). Реализация указанных программ позволила создать условия для устойчивого развития областной системы образования в целях формирования творческой личности школьника, его успешной социализации.

На сегодняшний день развивать систему образования региона предстоит в следующих сложившихся условиях.

Одним из приоритетных направлений деятельности регионального и муниципальных органов управления образования является развитие и дифференциация сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ). Сегодня дошкольное образование области представляет собой многоуровневую систему, состоящую из учреждений различных типов и видов. В регионе функционирует 491 дошкольное образовательное учреждение, 8 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 140 дошкольных групп в структуре общеобразовательных учреждений. В данных ДОУ воспитывается 54476 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, что составляет 65,3 процента от общей численности населения данного возраста. Основной проблемой региональной системы дошкольного образования становится проблема недостаточности мест в ДОУ. В этой связи на сегодняшний день разработаны программные мероприятия по развитию сети дошкольного образования на период с 2011 по 2013 год, которые предполагают ко второму полугодию 2013 года создание новых 7040 дошкольных мест за счет строительства, восстановления зданий, перепрофилирования других учреждений в ДОУ, открытия дополнительных групп и частных детских садов. Кроме того, в рамках постановления правительства Белгородской области от 25 мая 2009 года N 166-пп "О реализации приоритетных направлений развития рынков товаров и услуг Белгородской области" планируется развитие альтернативных форм дошкольного образования: автономных ДОУ, частных детских садов, семейных групп, групп на сельском подворье, групп кратковременного пребывания детей, консультативных пунктов, Центров развития и другое. В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", декларирующей поддержку развития систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу, в области организована предшкольная подготовка ребят не только в старших и подготовительных группах ДОУ, но и в группах кратковременного пребывания на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного образования. В 2009 - 2010 учебном году в регионе функционировало 366 таких групп с охватом 3899 детей. В результате процент охвата детей 5 - 7-летнего возраста предшкольным образованием превысил запланированный показатель 90 процентов и составил 91,7 процента. Несмотря на положительную динамику внедрения альтернативных организационно-правовых форм ДОУ, реализации программ предшкольной подготовки, проблема обеспечения доступного и качественного дошкольного образования остается актуальной и требует поиска как внешних, так и внутренних резервов развития системы в целом.

В условиях демографического спада за последние 5 лет контингент учащихся в области снизился со 156 тысяч до 135 тысяч. Резко обозначилась тенденция к росту количества малокомплектных школ. По этой причине, начиная с 2006 года, в регионе закрыты 110 и реорганизованы 136 общеобразовательных учреждений. Это во многом способствовало достижению того, что сегодня доля школьников, обучающихся в учреждениях, отвечающих современным требованиям, составляет 75 процентов. В целях создания условий для качественного обучения всех детей независимо от места жительства определены 120 базовых (опорных) школ, сформированы школьные образовательные округа. На их оснащение направлено 300 миллионов рублей из консолидированного бюджета области. В базовые школы поступили 275 специализированных кабинетов. Существенно обновлены компьютерные классы. На основе сетевого взаимодействия по 37 специальностям ведется профессиональная подготовка учащихся старших классов: 97,9 процента старшеклассников обучаются на базе 100 ресурсных центров, 35,5 процента из них осваивают две специальности. Таким образом, именно реструктуризация сети образовательных учреждений во многом определяет сегодняшнее состояние образования в области. Следует отметить, что в результате оптимизации структуры муниципальных систем образования было сэкономлено 140 миллионов рублей. Трехлетний прогноз на 2010 - 2012 годы предполагает закрытие еще 49 и реорганизацию 92 учебных заведений, что позволит сэкономить 82 миллиона рублей.

С 1 сентября 2010 года 31 общеобразовательное учреждение области в экспериментальном режиме начали осваивать ФГОС начального общего образования, с 2015 года школы Белгородчины перейдут на новые стандарты основного общего образования. Вопросы перехода на новые стандарты образования и одновременное повышение качества образовательного процесса обусловили круг проблем, требующих решения. В настоящее время в регионе не в полной мере сформирована инфраструктура образовательных учреждений для организации внеурочной деятельности учащихся во второй половине дня; не в полную мощь работает система тьюторского (в том числе, дистанционного) сопровождения, обеспечивающая поддержку учителей начальной школы и учителей-предметников основной школы; недостаточно ведется научно-методическое сопровождение введения ФГОС в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Кроме того, требуют обновления содержание и технологии образования, обеспечивающие компетентностное обучение; необходимо развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории); целесообразными становятся модернизация структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, дальнейшее совершенствование механизмов финансирования образовательных учреждений и т.д.

В области накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала образовательных учреждений региона. Реализуются долгосрочные целевые программы в области духовно-нравственного, патриотического воспитания, профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Создана многовариантная сеть дополнительного образования детей: действуют 111 подведомственных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается свыше 125 тыс. детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (около 70 процентов от общего числа детей указанного возраста). В области создано более 600 детских общественных организаций, которыми охвачено около 130 тыс. детей. Активно развивается кадетское движение: действуют свыше 120 кадетских классов с охватом около 2,5 тыс. детей.

Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом. Сегодня наблюдается низкий уровень гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения. Требуют координации действия различных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания детей и учащейся молодежи. Не в полной мере учитываются интересы юных белгородцев, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде.

Среди принятых мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся региона особенно значимыми стали увеличение до трех часов преподавания предмета "Физическая культура" во 2 - 11-х классах, реализация областных целевых программ "Школьное молоко" и "Школьный мед", оздоровление детей на базе местных здравниц. В результате системных мероприятий увеличился процент учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе (2007 год - 79,9 процента; 2008 год - 81,3 процента; 2009 год - 86,2 процента), и уменьшился - к специальной медицинской группе (2007 год - 4,2 процента; 2008 год - 3,6 процента; 2009 год - 3,2 процента). В то же время в системе образования области по-прежнему актуальны вопросы формирования единой здоровьесозидающей образовательной среды, создания системы непрерывного обучения подрастающего поколения в области культуры здоровья, проведения мониторинга индивидуального здоровья детей, а также целостной системы управления здоровьеориентированным образовательным пространством региона.

Улучшение здоровья детей - необходимое условие обеспечения будущего нации. Питание является одним из важнейших факторов сохранения здоровья детей и улучшения демографической ситуации. В общеобразовательных учреждениях региона в соответствии с нормативными правовыми актами области с 2005 года осуществляется поставка чистой минерализированной воды, с апреля 2006 года в рацион питания обучающихся с 1 по 11 классы ежедневно включено молоко и молочные продукты, с января 2011 года - натуральный мед в объеме 10 грамм. Из областного бюджета направляются средства на питание учащихся из многодетных семей из расчета 50 рублей в день на 1 учащегося; контингент таких учащихся составляет свыше 13 тыс. человек; из местных бюджетов финансируется питание всех других школьников из расчета 25 - 30 рублей в день на 1 обучающегося. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих столовые или залы для приема пищи, оборудованные в соответствии с требованиями, составляет свыше 90 процентов. Охват обучающихся горячим питанием составил 92,3 процента.

Однако в этой сфере имеется ряд отрицательно воздействующих факторов, негативных тенденций:

1. Недостаточна степень разработки и внедрения научных основ формирования рационального питания детей школьного возраста.

2. Не получили распространения современные индустриальные технологии производства функциональных продуктов детского питания и продуктов повышенной биологической и пищевой ценности.

Практически повсеместно нарушается структура питания детей (соотношение основных питательных веществ: жиров, белков и углеводов).

Система школьного питания слабо ориентирована на имеющиеся у детей алиментарно-зависимые виды заболеваний.

Несмотря на реализуемые в области мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья детей школьного возраста, общая заболеваемость детей (15 - 17 лет) в 2010 году в сравнении с 2008 годом выросла на 13,2 процента. В структуре общей заболеваемости детей болезни органов пищеварения занимают 2 место - 6,8 процента (2009 год - 6,7 процента, 2008 год - 7,3 процента).

При анализе состояния здоровья детей по результатам проведенной диспансеризации выявлено детей в 2010 - 2011 учебном году с I группой здоровья - 38,9 процента (2009 год - 32,8 процента), II группа здоровья - 48,7 процента (2008 год - 52 процента).

3. Недостаточная кадровая обеспеченность и невысокая профессиональная компетентность специалистов в значительной части школ, особенно сельских, негативно сказываются на качестве школьного питания.

В системе школьного питания работает 1131 специалист (повара, технологи, заведующие производствами), в том числе:

- специалисты муниципальных образовательных систем - 775 человек;

- специалисты других субъектов системы школьного питания - 356 человек.

В сфере школьного питания отсутствуют диетврачи (диетсестры). Малочисленна категория технологов. В значительной части общеобразовательных учреждений не организуется питание детей в условиях шестидневной рабочей недели в субботние дни по причине недостатка кадров (из-за проведенной оптимизации штатных расписаний).

4. Отсутствие условий для организации питания детей, устаревшая материально-техническая база, высокая степень износа и недостаток технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей.

Физический износ технологического оборудования пищеблоков составляет в среднем 75 процентов.

5. У обучающихся не сформирована устойчивая мотивация к ведению здорового образа жизни и практической реализации принципов рационального питания.

Во многих общеобразовательных учреждениях не организованы обучение детей культуре питания и работа по формированию компетенций в сфере здорового питания. Только каждый пятый школьник употребляет полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки.

Наличие многочисленных проблем в системе школьного питания требует ее модернизации на условиях межведомственного взаимодействия и комплексного решения в этой сфере медицинских, финансовых, правовых, образовательных, социальных, а также технологических аспектов по всей технологической цепочке: от производства и поставки исходных продуктов до организации питания непосредственно в образовательных учреждениях.

В области созданы необходимые условия для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования на основе информационных технологий. В 2009 - 2010 учебном году компьютерной техникой были оснащены 100 процентов общеобразовательных учреждений области, 67 процентов дошкольных учреждений, 96,2 процента учреждений дополнительного образования; в среднем на 1 компьютер приходится 11,7 учащегося; 100 процентов общеобразовательных учреждений области имеют неограниченный доступ к сети Интернет на скорости 128 Кбит/с.

28 процентов школ имеют десять и более автоматизированных рабочих мест (71,1 процента - городские, 19,2 процента - сельские); 37,4 процента школ имеют школьную локальную компьютерную сеть (79,8 процента - городские, 28,7 процента - сельские); 100 процентов муниципальных органов управления образования и общеобразовательных учреждений области используют электронный документооборот. В области функционирует центр дистанционного обучения детей-инвалидов.

Несмотря на положительные тенденции в формировании региональной информационной образовательной среды, в системе образования остается ряд нерешенных проблем: незначительное число образовательных учреждений области имеет доступ к сети Интернет со скоростью доступа не ниже 512 Кбит/с; не более 50 процентов персональных компьютеров общеобразовательных учреждений снабжены пакетом свободного программного обеспечения; далеки от совершенства условия для обучения детей-инвалидов в дистанционной форме; не внедрена в полной мере автоматизированная система управления образовательным процессом (электронный дневник, электронный журнал успеваемости) и т.д.

В области сложились отдельные организационные структуры, механизмы и процедуры региональной системы оценки качества образования, которые методологически соответствуют общероссийской системе оценки качества образования. Выстраивается многоуровневая автоматизированная информационно-аналитическая система на основе ЭМОУ (электронный мониторинг образовательных учреждений), позволяющая осуществлять персонифицированный учет учащихся, их учебных достижений, сбор и обработку данных для расчета основных показателей эффективности работы образовательных учреждений и системы образования в целом. С 2007 года функционирует Белгородский региональный центр оценки качества образования. В 2009 году во всех муниципальных образованиях области созданы соответствующие муниципальные центры оценки качества образования. В школах области используется независимая оценка учебных достижений обучающихся в форме внешнего (независимого) тестирования. Кроме того, область участвует в Международных исследованиях ICCS и TIMSS. Разработана модель аттестации руководящих и педагогических работников, основанная на компетентностном подходе, ориентированная на новую систему оплаты труда работников образования.

Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует информационная модель качества образования, консолидирующая информацию по актуальным направлениям системы образования; не сформированы стандарты публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательных учреждений, отсутствуют единые критерии и диагностический инструментарий оценки качества образования; необходимо повсеместное внедрение объективной системы оценки внеучебных достижений обучающихся; существует необходимость совершенствования механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования и т.д.

Реализация задач модернизации образования области требует профессиональной и социальной состоятельности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений. В настоящее время в системе общего образования области работают 27185 работников, из которых: 1751 человек - руководящие работники; 14945 человек - педагогические работники (в том числе 12242 учителя); 1571 человек - учебно-вспомогательный персонал; 8918 человек - обслуживающий персонал. 6834 педагога (45,7 процента) трудятся в сельских школах, 8111 (54,3 процента) - в городских.

За последние пять лет число учителей в общем образовании области уменьшилось на 17 процентов и составило 11787 специалистов. В настоящее время тенденция уменьшения численности педагогических работников сохраняется. Зреет еще одна негативная тенденция, это - старение кадров. Количество педагогов со стажем работы свыше 20 лет увеличилось и составляет 56,6 процента. До 13,4 процента выросло число работающих пенсионеров. Потребность в педагогических кадрах достаточно велика. Только в 2013 году она составит 855 специалистов. А если проанализировать прогноз кадровой потребности на пятилетнюю перспективу, то можно сделать вывод о системном "сбое", в котором сфокусированы проблемы профессионального педагогического образования региона. Речь идет о формировании дефицита педагогических кадров, их несбалансированности, уменьшении численности обучающихся по программам педагогического образования, низком уровне трудоустройства выпускников по специальности.

Дальнейшее развитие кадровой политики в сфере образования с учетом потребностей общества требует минимизации существующего разрыва в уровне образования городских и сельских учителей; преодоления тенденции увеличения численности руководящих и педагогических работников пенсионного и предпенсионного возраста; повышения степени соответствия количества выпускников с педагогическими специальностями потребности образовательных учреждений, создания четко отлаженной системы трудоустройства выпускников учреждений ВПО; преодоления тенденции недостаточной социальной поддержки педагогов и т.д.

В целях реализации единой стратегии подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров для образовательных учреждений области функционирует ОГАОУ ДПО "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов". В институте реализуются почти 170 учебных программ курсов по 65 направлениям, что позволяет охватить все категории педагогических работников, включая работников ДОУ, учреждений НПО, ссузов, детских домов, школ-интернатов и другие категории. На сегодняшний день в области существуют и развиваются различные формы распространения передового педагогического опыта, за последние несколько лет в банке ОГАОУ ДПО "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" было размещено 423 опыта. В федеральный банк данных (Инфотека) за 4 года отправлено 32 опыта. В системе тиражируются разработки лучших уроков победителей ПНПО (из 333 представлено 228 разработок).

Вместе с тем, в сфере дополнительного профессионального образования области сохраняется ряд проблем, в частности отсутствует система внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций и система поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; не сформированы действенные финансово-экономические механизмы переподготовки кадров, ориентированные на решение новых образовательных задач; наблюдается недостаток кадров, обладающих профессиональной готовностью к деятельности в образовательных учреждениях различного типа; сохраняется бессистемность и формальность работы по распространению инновационного опыта педагогов, образовательных учреждений разных типов и видов, методических служб разных уровней; несовершенство системы научно-методического сопровождения образовательных учреждений, педагогов и т.д.

В области сформирована система развития одаренных детей, включающая 50 инновационных общеобразовательных учреждений: 11 гимназий, 8 лицеев, 31 общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. В 2010 году 29 обучающихся области стали победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Растет конкурентоспособность школьников области и на международном уровне. В 2009 году - победа в международной олимпиаде по математике, бронзовая медаль на международной олимпиаде по астрономии, в 2010 году на 44 международной Менделеевской олимпиаде по химии бронзовая медаль. В 2009 году 81 обучающийся стал лауреатом премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Высокий уровень организации олимпиад и наличие необходимой научной базы позволяют на протяжении 8 лет проводить в Белгородской области всероссийские олимпиады школьников по различным предметам.

Вместе с тем, требует совершенствования система психолого-педагогической диагностики детской одаренности, выявления и дальнейшего сопровождения развития одаренных детей с использованием научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава вузов.

Сегодня не теряют своей остроты проблемы, связанные с осуществлением мониторинга языковой ситуации, в ходе проведения которого учитываются внешние факторы функционирования системы поддержки русского языка, созданием научно-методической и ресурсной поддержки функционирования, изучения и преподавания русского языка в области как средства духовной культуры Белгородчины, межнационального общения, созданием специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку, разработкой и апробацией профессионально ориентированных учебников и учебно-методических пособий, справочно-информационных материалов по русскому языку и литературе. Решение этих проблем послужит сохранению культурного и научного наследия Белгородчины, созданию и освоению новых методов преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Белгородской области, повышению грамотности населения Белгородской области и культуры владения русским языком.

Организационной основой реализации политики Белгородской области по повышению качества иноязычного образования должна стать подпрограмма "Иностранный язык", обеспечивающая продолжение модернизации иноязычного образования в регионе. Включение подпрограммы "Иностранный язык" в долгосрочную целевую программу "Развитие образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) обусловили следующие факторы:

- необходимость обозначить место и роль иноязычного образования школьников среди всего комплекса задач, стоящих перед современным образованием;

- необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса иностранных языков, закрепленного в одобренной Правительством Российской Федерации стратегии модернизации образования, поставившей изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования как элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;

- необходимость создания полноценных условий для овладения иностранным языком всеми выпускниками общеобразовательных учреждений на уровне функциональной грамотности, закрепленном требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов;

- необходимость укрепления позиций иностранного языка в области для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами;

- потребность области в проведении единой политики в языковой сфере;

- повышение эффективности использования бюджетных средств.

Организационной основой решения большинства указанных проблем, реализации региональной политики в сфере образования должна стать настоящая Программа, обеспечивающая продолжение модернизации регионального образования, направленность, последовательность и контроль инвестирования государственных средств в систему образования, объединение усилий субъектов системы и необходимые ресурсы для достижения главной цели образования области: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям граждан Белгородчины.

Достижение указанной цели в системе регионального образования возможно через использование программно-целевого метода, что предполагает проведение мероприятий областного масштаба, осуществление межведомственной координации, установление единых региональных подходов к развитию системы образования.

Программа будет выполнять три взаимосвязанные функции:

- отражать в нормативной форме основные положения политики области в сфере образования, цели и задачи ее реализации;

- определять меры по осуществлению стратегии развития образования, включая направления и систему мероприятий по ее реализации;

- определять механизм ее реализации - порядок организации работ, их ресурсное обеспечение, контроль исполнения.

 

II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 

Целью Программы является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям граждан Белгородской области.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- укрепление статуса образования как фактора социально-культурного и экономического развития области;

- обеспечение доступности качественного образования в образовательных учреждениях области на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

- создание условий перехода бюджетных образовательных учреждений в другие организационно-правовые формы;

- модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост их профессиональной компетентности;

- создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Белгородской области;

- становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развития психолого-педагогической, медико-педагогической и социальной поддержки их образовательной деятельности;

- формирование механизмов объективного оценивания качества образования в Белгородской области;

- создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях творческой деятельности;

- сохранение культурного и научного наследия Белгородчины, повышение грамотности населения Белгородской области и культуры владения русским языком;

- обеспечение полноценных условий для изучения иностранных языков на функциональном уровне;

- создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации.

Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм "Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения", "Педагогические кадры", "Воспитание и дополнительное образование детей и учащейся молодежи", "Здоровое поколение", "Информатизация системы образования", "Развитие региональной системы оценки качества образования", "Одаренные дети", "Русский язык", "Иностранный язык", "Модернизация школьного питания".

Срок реализации Программы - 2011 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий.

 

III. Система программных мероприятий

 

Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации подпрограмм:

1. "Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения";

2. "Педагогические кадры";

3. "Воспитание и дополнительное образование детей и учащейся молодежи";

4. "Здоровое поколение";

5. "Информатизация системы образования";

6. "Развитие региональной системы оценки качества образования";

7. "Одаренные дети";

8. "Русский язык";

9. "Иностранный язык";

10. "Модернизация школьного питания".

Решение задачи введения ФГОС нового поколения достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения ФГОС;

- развитие системы профильного обучения на старшей ступени общего образования на основе использования индивидуальных образовательных программ;

- формирование единого образовательного пространства Белгородской области в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения введения ФГОС;

- обеспечение ресурсного потенциала в ходе введения ФГОС начального общего образования (кадрового, научного, программно-методического, материально-технического);

- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Перечень мероприятий подпрограммы "Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения" приведен в приложении N 1.

Решение задачи развития профессиональных компетентностей и обеспечения социальной поддержки педагогических кадров достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- совершенствование системы научно-методического обеспечения и стимулирования развития профессиональной компетентности педагогических кадров;

- оптимизация структуры и совершенствование содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- обеспечение условий для роста профессионального мастерства работников системы образования;

- развитие системы выявления, изучения, обобщения и распространения (диссеминации) позитивных образцов и результатов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников;

- совершенствование социальной защиты педагогических работников.

Перечень мероприятий подпрограммы "Педагогические кадры" приведен в приложении N 2.

Решение задачи воспитания и организации дополнительного образования детей и учащейся молодежи достигается за счет реализации программных мероприятий по двум основным направлениям:

- совершенствование инфраструктуры и научно-методического сопровождения учреждений дополнительного воспитания и образования детей и молодежи;

- поддержка и развитие массовых мероприятий с детьми и подростками.

Перечень мероприятий подпрограммы "Воспитание и дополнительное образование детей и учащейся молодежи" по указанному направлению приведен в приложении N 3.

Решение задачи формирования культуры здоровья детей и молодежи достигается за счет реализации программных мероприятий по таким направлениям, как:

- создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни субъектов образования;

- развитие кадрового потенциала в области культуры здорового и безопасного образа жизни.

Перечень мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" приведен в приложении N 4.

Решение задачи информатизации системы образования достигается за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание нормативно-правовых и материально-технических условий для развития единой образовательной информационной среды, обеспечение интеграции информационных систем и технологий в образовательный процесс и управление образованием.

Перечень мероприятий подпрограммы "Информатизация системы образования" приведен в приложении N 5.

Решение задачи развития региональной системы оценки качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- создание целостной системы объективного оценивания качества образования в области;

- формирование государственно-общественной оценки качества образования;

- участие в международных и Всероссийских образовательных проектах, направленных на развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО).

Перечень мероприятий подпрограммы "Развитие региональной системы оценки качества образования" приведен в приложении N 6.

Решение задачи выявления и поддержки одаренных детей области достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- развитие и поддержка сети образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми;

- совершенствование системы выявления и развития детской одаренности в образовательном процессе;

- осуществление поддержки и социальной защиты одаренных детей.

Перечень мероприятий подпрограммы "Одаренные дети" приведен в приложении N 7.

Решение задачи сохранения культурного и научного наследия Белгородчины, повышения грамотности населения Белгородской области и культуры владения русским языком достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- научно-исследовательская работа по обеспечению эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

- создание условий для развития русского языка как национального языка русского народа.

Перечень мероприятий подпрограммы "Русский язык" приведен в приложении N 8.

Решение задачи повышения качества иноязычного образования области достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- обеспечение полноценных условий для изучения иностранных языков на функциональном уровне;

- совершенствование образовательного процесса по иностранному языку на основе улучшения материально-технического обеспечения;

- проведение опытно-экспериментальной работы по иностранным языкам;

- разработка цифровых образовательных ресурсов.

Перечень мероприятий подпрограммы "Иностранный язык" приведен в приложении N 9.

Решение задачи по созданию условий для стопроцентного охвата горячим питанием обучающихся во всех государственных и муниципальных учреждениях общего образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- модернизация материально-технической базы школьного питания, реконструкция и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области;

- совершенствование информационно-образовательной системы в сфере охраны здоровья, культуры питания детей школьного возраста для удовлетворения спроса на информацию о здоровом питании, популяризация культуры питания среди детей и их родителей;

- повышение квалификации кадров системы школьного питания.

Перечень мероприятий подпрограммы "Модернизация школьного питания" приведен в приложении N 10.

Перечни, приведенные в приложениях N 1 - 10 к настоящей Программе, сформированы на основе Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2021 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, постановления правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года", плана первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год (распоряжение правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года N 246-р), поручения Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271 "Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

 

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

 

Затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составляют 1496,858802 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 52,3113 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 г. - 30,9483 млн. руб.

2012 г. - 21,363 млн. руб.

2013 г. - 0 млн. руб.

2014 г. - 0 млн. руб.

2015 г. - 0 млн. руб.

за счет средств областного бюджета - 746,117502 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 г. - 107,105 млн. руб.

2012 г. - 104,398502 млн. руб.

2013 г. - 181,538 млн. руб.

2014 г. - 181,538 млн. руб.

2015 г. - 171,538 млн. руб.

за счет средств местных бюджетов - 691,99 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 г. - 239,436 млн. руб.

2012 г. - 34,562 млн. руб.

2013 г. - 314,486 млн. руб.

2014 г. - 72,953 млн. руб.

2015 г. - 30,553 млн. руб.

за счет средств внебюджетных источников - 6,44 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 г. - 1,32 млн. руб.

2012 г. - 3,39 млн. руб.

2013 г. - 1,29 млн. руб.

2014 г. - 0,22 млн. руб.

2015 г. - 0,22 млн. руб.

Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложениях N 1 - 10.

В ходе реализации Программы объемы финансовых средств, направляемых на ее выполнение, могут корректироваться государственным заказчиком Программы - Правительством Белгородской области.

Конкретные мероприятия Программы и объемы ее финансирования могут уточняться ежегодно при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.

 

V. Механизм реализации Программы,

контроль за ходом ее реализации

 

В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 31 августа 2009 года N 295-пп "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Белгородской области, их формирования, реализации и оценки эффективности" контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляет представитель государственного заказчика (координатор) Программы - департамент образования области.

Представитель государственного заказчика (координатор) Программы - департамент образования области осуществляет меры по полному качественному выполнению мероприятий подпрограмм:

- формирует бюджетные заявки и обоснования на включение мероприятий Программы в проект областного бюджета на очередной финансовый год;

- заключает контракты (договоры) с исполнителями Программы в установленном законодательством порядке в пределах средств, направляемых на выполнение программных мероприятий в очередном финансовом году;

- обеспечивает заключение соответствующих договоров о привлечении внебюджетных средств для финансирования Программы;

- обеспечивает привлечение средств из федерального бюджета на софинансирование Программы по мероприятиям, предусмотренным федеральной целевой программой "Развитие образования Российской Федерации";

- представляет ежеквартальный отчет о ходе реализации Программы в департамент экономического развития области до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годовой отчет о ходе реализации Программы - до 15 февраля года, следующего за отчетным;

- представляет в установленном порядке в управление организационно-контрольной работы Администрации Губернатора области, Правительство и департамент экономического развития области отчет о ходе реализации Программы;

- осуществляет управление исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

- несет ответственность за несвоевременную и некачественную реализацию Программы;

- осуществляет иные полномочия, установленные настоящей Программой, законодательством Российской Федерации и Белгородской области.

Департамент финансов и бюджетной политики области с участием отдела экономики и прогнозирования управления ресурсного обеспечения департамента образования области осуществляет контрольные проверки хода реализации Программы.

Отчет представителя государственного заказчика (координатора) Программы, исполнителей Программы о ходе ее реализации должен содержать:

общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования;

перечень выполненных мероприятий;

перечень незавершенных мероприятий;

анализ причин несвоевременного завершения необходимых мероприятий;

оценку достигнутых результатов, степень достижения цели и задач, показателей эффективности реализации Программы;

предложения о дальнейшем финансировании и достижении целевых показателей реализации Программы.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, уточнение целевых индикаторов и показателей Программы, затрат по мероприятиям и механизма реализации Программы в целом, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложениям представителя государственного заказчика (координатора) Программы.

Информация о значениях целевых индикаторов и показателей Программы, результатах мониторинга реализации Программы и об участии исполнителей Программы размещается на официальном сайте департамента образования области. Публичность проведения конкурсных процедур по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг обеспечивается управлением государственного заказа и лицензирования Белгородской области в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Финансирование мероприятий Программы, на реализацию которых не предусмотрены расходы капитального характера, осуществляется через соответствующих государственных заказчиков Программы по курируемым мероприятиям.

 


Информация по документу
Читайте также