Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Челябинской области от 20.09.1996 № 551 ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20.09.1996 г. N 551 г. Челябинск
О II этапе комплексной программы "Повышения плодородия почв Челябинской области на период 1996 - 2000 годы "Плодородие" Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27.02.96 N АЗ-П1-06174, приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 29.03.96 N 83 о разработке комплексной программы "Повышения плодородия почв Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.г. (II этап) "Плодородие", постановления главы администрации Челябинской области от 02.07.96 N 388 "О разработке комплексной программы повышения плодородия почв Челябинской области на период 1996 - 2000 годы (II этап) "Плодородие" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Согласовывать комплексную программу "Повышения плодородия почв Челябинской области на период 1996 - 2000 г.г." (II этап)" "Плодородие" и представить ее на утверждение в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области, исполнительного директора ГУП "Департамент сельского хозяйства" И.Г. Жданова. Глава администрации Челябинской области В. Соловьев Согласовано постановлением Главы администрации Челябинской области от 20 сентября 1996 г. N 551 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РФ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК
ГУП "ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
ЧЕЛЯБИНСКИЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1996 - 2000 ГОДАХ (II ЭТАП) "ПЛОДОРОДИЕ"
Состав разработчиков программы "Плодородие" Агафонцева Л.К., Акимов С.Н., Анисимов М.И., Антошенков Ю.П., Бакунин В.А., Барбарош В.Д., Беднягин Г.В., Братко М.П., Вражнов А.В., Дорошенко Ю.А., Жданов И.Г., Жуков В.Н., Камалетдинов З.Б., Киселева Е.А., Козаченко А.П., Коротких Н.П., Крутикова Н.М., Куршакова Т.П., Кушниренко И.Ю., Кушниренко Ю.Д., Малышев С.Н., Медведев А.Г., Мороз В.Л., Озеров С.Д., Пометун Ю.П., Прокопов В.В., Рыжий А.П., Салищев И.Е., Севостьянов В.В., Семенова Н.М., Созыкина О.В., Соболев С.М., Субботина О.А., Тарасенко Г.С., Топчиенко В.Д., Шеметов В.Д., Шумков Е.Г., Шумских К.И., Ядрышникова Н.Я. I. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ Комплексная программа повышения плодородия почв Челябинской области на период 1996 - 2000 гг. (II этап) "Плодородие" разработана во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27.02.96 N АЗ-П1-06174, приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 29.03.96 N 83, постановления главы администрации области от 02.07.96 N 388 Государственным унитарным предприятием "Департамент сельского хозяйства" совместно в Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Комитетом экономики, Главным финансовым управлением, Комитетом по экологии и природопользованию, Челябинским НИИ сельского хозяйства на основе материалов, представленных организациями и предприятиями сельского хозяйства: Центром химизации и сельскохозяйственной радиологии "Челябинский", АО "Сельхозхимия", Челябинским землеустроительным проектно - изыскательским предприятием "Челябземпроект", Областной станцией защиты растений, Инспекцией по карантину растений, ОАО "Южуралводпроект", ГП "Челябводмелиорация", Южно-Уральским филиалом РосНИИ водного хозяйства, Челябинским управлением лесами. Настоящая программа в своей основе опирается на комплексную программу повышения плодородия почв Челябинской области от 03.03.93 N 68. В ней получил дальнейшее развитие комплексный подход к осуществлению всех мероприятий, обеспечивающих сохранение и повышение плодородия почв. II. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ "ПЛОДОРОДИЕ" ЗА 1993 - 1995 ГОДЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ 2.1. Основные итоги выполнения программы "Плодородия" Результаты выполнения программы "Плодородие" за 1993 - 1995 годы (первый этап) свидетельствуют, что ее реализация осуществлялась крайне неудовлетворительно (табл. 1). Поставленные задачи по улучшению состояния сельскохозяйственных угодий не выполнены, на значительных площадях деградация земель продолжается. Объемы внесения органических удобрений за указанный период по сравнению с заданием по программе и достигнутым в 1986 - 1990 годах среднегодовым уровнем сократились в 6 раз, минеральных удобрений - в 13-16 раз. Проведение агрохимических мероприятий по известкованию уменьшилось в 9-14, гипсованию - 7 раз. Работы по фосфоритованию и мелиоративной обработке солонцовых почв не проводились совсем. В неудовлетворительном состоянии находится материально - техническая база для приема, хранения и применения удобрений и пестицидов. Снизились объемы мелиоративных мероприятий: культуртехнических работ - в 1,5-3 раза против заданий программы и среднегодовых показателей за 1986 - 1990 годы, по орошению земель, реконструкции мелиоративных систем - в 4-11 раз. Выполнение мелиоративных работ по закладке полезащитных лесных полос составило 5,5 % по сравнению со среднегодовыми показателями за 1986 - 1990 годы. Только частично осуществлялись рекомендуемые организационно - хозяйственные и агротехнические мероприятия по системам севооборотов, обработки почвы, созданию кулис, пожнивному мульчированию почвы, посеву сидератов. Из программы научно - исследовательских работ развитие получило лишь одно направление: создание научных основ формирования экологически сбалансированных агроландшафтов и систем земледелия нового поколения. Неудовлетворительное выполнение программы "Плодородие" привело к дальнейшему ухудшению состояния сельскохозяйственных угодий, снижению их плодородия и усилению эрозионных процессов. 2.2. Современное состояние сельскохозяйственных угодий Земельный фонд области на 1 января 1996 года не изменился и составил 8852,9 тыс. га. Общая площадь сельскохозяйственных угодий равна 5133,7 тыс. га или 58 % от площади земельных ресурсов, из них 3108 тыс. га - пашня (35,1 %). Распаханность составляет 60,6 %. К настоящему времени основные ресурсы пахотно - пригодных земель исчерпаны. Распределение земель по землепользователям и категориям земель приведено в таблице 2. На земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан приходится 51,4 % от общей площади земель, при этом сельскохозяйственные угодья данной категории составляют 76,2 % от общей площади сельхозугодий. Уменьшение площади данной категории (111 тыс. га) произошло за счет передачи земельных угодий в ведение местных администраций и перевода в категорию земель природоохранного и историко - культурного назначения. Размеры земель других категорий изменились незначительно. В области отмечается большое разнообразие ландшафтов от горных до сухостепных и плоской низменности - озерного края. В структуре почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения доля серых лесных почв составляет 9,8, черноземов - 63,3, неполноразвитых почв - 6,8, солонцов - 9,2, солончаков - 1,3, солодей - 3,1, аллювиальных почв - 0,9, болотных почв - 3,5, прочих - 2,1 %. Пересеченный рельеф территории обуславливает широкое распространение эрозионных процессов. Общая площадь эрозионно - опасных и эродированных земель по области составляет 1441,9 га (табл. 3). Из них почв дефляционно - опасных и развеваемых - 1354,2 тыс. га, подверженных водной эрозии и предрасположенных к ней - 87,7 тыс. га. Ветровая эрозия более присуща безлесным степным пространствам с большой распаханностью, значительной карбонатностью, легким механическим свойством и щебенистостью почв. Водная эрозия проявляется в основном в горно - лесной зоне, а также на восточных отрогах Уральских гор. Несмотря на развитие эрозионных процессов в производстве не находит большого применения широкий набор разнообразных приемов обработки почвы, учитывающих все многообразие природно - климатических условий. По-прежнему почва обрабатывается отвальным плугом. Агрохимические обследования показывают, что в последние годы образовался явный дисбаланс гумуса. Его содержание в почвах снизилось за 20 лет в среднем по области на 0,33 %. Дегумификация наиболее отчетливо проявилась в районах, где имеет место водная эрозия и дефляция на фоне традиционных систем обработок почвы отвальными орудиями, а также в пригородных районах, наиболее подверженных действию кислых выбросов промышленных предприятий. Оказало влияние и резкое снижение объемов применения органических и минеральных удобрений, прекращение известкования кислых почв и гипсования солонцов, постоянные нарушения агротехнических требований производства полевых работ, неудовлетворительное использование биологических методов восстановления плодородия. Последние годы на территории области наблюдаются явные процессы закисления почв (с реакцией pH ниже 5,6 выявлено 718 тыс. га) на тех участках, где систематически и в больших дозах применялись физиологически кислые минеральные удобрения, на участках, которые подвержены воздействию кислотных дождей. Помимо этих факторов на подкисление почвенной среды влияет вынос с урожаем из почвы кальция - элемента, который нейтрализует неблагоприятную реакцию среды. Восполнение же кальция за счет удобрений с корневыми, пожнивными остатками и соломой составляет от 15 до 25 % от выноса. Проведенные исследования показали, что почвы области характеризуются в основном низким содержанием подвижного фосфора. Площадь этих почв составляет 1682 тыс. га или 55,5 % от исследованной площади. Около 30 % почв характеризуются средним содержанием фосфора. Обеспеченность почв обменным калием считается достаточной. Площадь почв с высоким и очень высоким содержанием калия составляет 2519 тыс. га или 83,2 %. Мелиорируемые земли в области насчитывают 109 тыс. га, из них 101 тыс. га - орошаемые, 8 тыс. га - осушенные, что составляет 2,1 % от общей площади сельхозугодий. Их ремонт и надлежащий уровень эксплуатации осуществляется на недостаточном уровне. В результате в неудовлетворительном техническом состоянии находится 25 % площади оросительных систем, засоление и осолонцевание почв отмечено на 15 % орошаемой площади. Состояние сенокосов и пастбищ оценивается как неудовлетворительное из-за отсутствия надлежащего ухода за ними и бессистемного использования. работы по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий выполняются некомплексно и в небольших объемах. На территории области широко распространены разнообразные комплексы горных пород, содержащих в повышенных концентрациях тяжелые токсичные металлы. При неглубоком залегании эти комплексы активно участвуют в почвообразовании, что приводит к повышенным (часто во много раз превышающим ПДК) значениям содержания тяжелых металлов в почвах. Эта естественная природная особенность накладывает определенные требования на использование земель в сельскохозяйственном производстве. В результате антропогенной деятельности суммарная площадь загрязнения земель области токсикантами составляет 29,5 тыс. кв. км. С учетом площадей, загрязненных радионуклидами, а также территорий, занятыми техногенными отходами (свалки, шлакоотвалы, пруды - отстойники и т.д.) суммарная площадь достигает 50 тыс. кв. км или 56 % всей территории, а сами выбросы составляют ежегодно более 2 млн. тонн вредных веществ, что составляет примерно 300 кг/га или 600-700 кг в среднем на каждого жителя области. Основной причиной неудовлетворительной реализации программы "Плодородие" явилось недостаточное выделение ассигнований из федерального и местных бюджетов, несвоевременное финансирование выполняемых работ, перевод финансирования агрохимических работ с федерального на местный бюджет (табл. 4). Характерным для анализа положения, сложившегося с финансированием мероприятий в объемах, предусмотренных программой "Плодородие", является 1994 год (табл. 5). Требовалось выделение (в ценах 1994 г.) 98,2 млрд. руб. ассигнований, в том числе за счет средств федерального бюджета 56,6 млрд. руб. и 41,6 млрд. руб. - за счет местного бюджета и других источников. Было выделено лимитов 9,7 млрд. руб. (9,9% от потребности), в том числе 4,4 млрд. руб. (4,5 %) из средств федерального бюджета и 5,3 млрд. руб. (5,4 %) за счет местного бюджета и других источников. Освоено за год по всем источникам финансирования 4,6 млрд. руб., а профинансировано 3,8 млрд. руб. (83 % к освоенному, в том числе из федерального бюджета - 13 % и местного бюджета - 70 %). Освоение выделенных лимитов осуществлялось только на агрохимических работах, комплекс работ по торфу и мелиорации земель. Финансирование работ за счет средств федерального бюджета в 1994 году было начато только в III квартале. Погашение кредиторской задолженности практически растянулось на весь последующий год. Аналогичное положение сложилось и в 1995 году с той разницей, что финансирование выполненных работ в течение года практически не было открыто. Финансирование НИОКР по программе "Плодородие" в 1993 и 1994 годах не проводилось, в 1995 году было выделено всего 200 млн. руб. Существенно повлияло на выполнение комплекса агрохимических работ сокращение поставок минеральных удобрений, извести и других материалов, что также связано с отсутствием финансирования. Имеются серьезные организационные недостатки в выполнении программы. Так, программа "Плодородие" не была доведена до районов и сельскохозяйственных предприятий. При составлении и реализации планов землеустройства во многих случаях не учитывались мероприятия по повышению плодородия почв. Совсем не проводились противоэрозионные работы, являющиеся необходимой частью технологии обработки почв. Новые хозяйственные формирования в качестве правопреемников реорганизуемых колхозов и совхозов не обеспечивали преемственность выполнения программ и совершенно недостаточно занимались вопросами сохранения и повышения плодородия почв. Невыполнением программы повышения плодородия почв нанесен и наносится значительный ущерб стабилизации и развитию сельскохозяйственного производства. Масштаб и интенсивность деградации земель в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к недобору ежегодно 500-700 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно. Тем не менее реализация программы "Плодородие" показала правильность общего курса и комплекса мероприятий по повышению плодородию почв, обеспечила необходимую координацию деятельности между органами управления сельским хозяйствам, агрохимическими, мелиоративными, научными и другими организациями, позволила сохранить производственный потенциал этих предприятий и решить ряд неотложных задач. III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Анализ современного состояния сельскохозяйственных угодий свидетельствует о том, что производство сельскохозяйственной продукции в области уже многие годы осуществляется за счет естественного плодородия почв. Стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса области невозможно без комплекса мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв. Настоящая программ, главная цель которой - не допустить дальнейшего снижения плодородия почв, направлена на реализацию ряда приоритетных направлений: - защита почвы от ветровой и водной эрозии - рациональное сочетание севооборота, систем обработки почвы и лесомелиоративных работ; - внедрение в практику земледелия почво - и влагосберегающих технологий; - обеспечение прироста гумуса в почве путем использования органических удобрений, торфа, соломы, сидератов и многолетних бобовых трав; - повышение уровня питательных веществ в почве за счет минеральных удобрений; - снижение кислотности и щелочности почв; - улучшение фитосанитарного состояния почв; - улучшение мелиоративного состояния ранее орошаемых земель; - коренное улучшение природных кормовых угодий; - рекультивацию нарушенных земель; - борьба с загрязнением почв радиоактивными веществами и тяжелыми металлами; - консервация деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель. Реализация настоящей программы с учетом других мероприятий позволит сократить площади эродированных, кислых, засоленных и других деградированных земель, повысить устойчивость сельскохозяйственного производства и будет способствовать восстановлению объемов производства до уровня 1990 года. IV. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ Второй этап программы сохранения и повышения плодородия почв предусматривает дальнейшее осуществление комплекса мероприятий, включающих защиту почв от эрозии, агрохимические и мелиоративные работы, коренное улучшение сельскохозяйственных и восстановление нарушенных угодий. При определении объемов работ принимался необходимый комплекс мероприятий, не допускающий дальнейшего снижения плодородия почв. 4.1. Защита почв от эрозии Эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящим невосполнимый ущерб ресурсам и окружающей среде. В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно - хозяйственным, агротехническим, гидротехническим, культуртехническим и лесомелиоративным мероприятиям. 4.1.1. Биологические приемы повышения плодородия почвы В условиях области наиболее реальным источником пополнения органического вещества почвы является солома. Следует отметить, что большая доля (2,3 - 2,7 млн. тонн) из ежегодно заготавливаемой соломы на кормовые цели относится к категории неиспользуемых растительных остатков, значительная часть которых нередко сжигается. Вторым источником пополнения органического вещества могут служить сидеральные культуры, которые в паровом поле на площади 400 тыс. га во второй половине лета имеют идеальные условия для роста и служат хорошим питательным субстратом для почвенной микрофлоры. Серьезным источником пополнения органического вещества почвы должны стать многолетние бобово - злаковых травы на площади не менее 322 тыс. га. После двух - трех лет их возделывания не только восстанавливается прочная структура почвы, но и остается в ней такое количество органических остатков, которое равно внесению 60-80 тонн навоза на гектар. Важно отметить, что все приемы, направленные на увеличение поступления органического вещества в почву не дадут ожидаемого результата без навоза, который является не только источником пополнения почвы органикой, но и средством управления микробиологическим процессом. 4.1.2. Севообороты В условиях дефицита удобрений, средств защиты растений, мелиорантов и других средств повышения плодородия почв особое внимание необходимо уделять освоению научно обоснованных севооборотов с более широким набором зерновых, зернобобовых культур и многолетних трав и их чередованием по принципу плодосмена (табл. 6, 7, 8). При этом усиливается значение чистого пара, как средства борьбы с сорняками, а при возделывании сидератных культур и как средства восстановления плодородия почвы. 4.1.3. Обработка почвы Задача сохранения плодородия сельскохозяйственных угодий требует наличия в каждом сельскохозяйственном предприятии научно обоснованной системы обработки почвы. Ежегодная глубокая отвальная обработка земли не может служить универсальным приемом для всех зон области с разными природно - климатическими условиями. По этой причине в степной зоне в 1996 - 2000 гг. отвальную обработку целесообразно применять только под овощные культуры, корнеплоды, после многолетних трав и при заделке органических удобрений. Почву под зерновые культуры (более 500 тыс. га) необходимо обрабатывать орудиями плоскорезного типа. На солонцеватых почвах вместо мелкой плоскорезной обработки должно найти свое место безотвальное рыхление чизелем на площади свыше 100 тыс. га (табл. 9). В северной и южной лесостепи получит широкое распространение комбинированная система обработки почвы, которая будет включать отвальную обработку на всю глубину пахотного слоя один раз в ротации севооборота под кукурузу, в пару и после многолетних трав и мелкие обработки на глубину 10-14 см под остальные культуры севооборота. В хозяйствах горно - лесной зоны на склонах крутизной свыше 3 градусов необходимо проводить глубокую безотвальную обработку. Наряду с системами обработки почвы получат распространение другие агротехнические противоэрозийные мероприятия: щелевание почв, рыхление уплотненного слоя, полосное размещение культур, создание кулис, пожнивное мульчирование почв и т.д. Намечено осуществить залужение 12 тыс. га пашни, подверженной эрозии в сильной степени, и провести посевы многолетних трав на 175 тыс. га пашни, подверженной эрозии в средней степени. Проведение противоэрозионных гидротехнических мероприятий в 1996 - 2000 гг. не предусматривается. Предполагается освоить технологические приемы снижения отрицательного воздействия технических средств на почву: совмещение несколько технологических операций за один проход агрегата, применение широкозахватных агрегатов, ограничение проведения полевых работ при высокой влажности почвы, уменьшение перегрузочных и перевалочных работ на уборке и перевозке урожая. Затраты на осуществление указанных мероприятий проводятся сельскохозяйственными предприятиями самостоятельно, относятся на себестоимость получаемой продукции и в программе не приводятся. 4.1.4. Лесомелиорация В общем комплексе мер при борьбе с эрозией и истощением почв важнейшим элементом является лесомелиорация. В 1996 году постановлением главы администрации области N 174 от 25.03.96 утверждена программа лесовосстановления и полезащитного лесоразведения на 1996 - 2000 годы. Программой предусматривается: - заложить полезащитные лесные полосы на площади 316 га; - осуществить реконструкцию и ремонт ранее созданных полезащитных лесных полос на площади 230 га; - провести рубки ухода в защитных лесных насаждениях на площади 490 га. Объемы работ по лесомелиоративным мероприятиям приведены в таблице 10. 4.2. Агрохимическое обеспечение Увеличение производства сельскохозяйственной продукции обеспечивается на основе сохранения и воспроизводства почвенного плодородия. Комплекс работ в этом направлении предусматривает снижение и устранение дефицита элементов питания сельскохозяйственных культур, улучшение баланса органического вещества в почвах, предупреждение их техногенного загрязнения, закисления и засоления. 4.2.1. Применение органических удобрений Для получения бездефицитного баланса гумуса необходимо вносить ежегодно не менее 6 тонн органики в пересчете на навоз на 1 га пашни 19,4 млн. тонн. Фактически вносилось в 1986 - 1990 гг. в среднем за год 9,3, в 1991 году - 6,2, в 1992 году - 2,8, в 1993 - 1995 гг. в среднем за год - 1,6 млн. тонн (табл. 1). Исходя из прогноза поголовья животных и птицы в сельскохозяйственных предприятиях выход навоза и помета в 2000 году составит 3,56 млн. тонн. Его внесение в почву позволит снизить на треть дефицит баланса гумуса. При этом одновременно решается важнейшая задача обеспечения экологической безопасности крупных животноводческих комплексов и птицефабрик. С этой целью разработана программа "Утилизация органических отходов с одновременным восстановлением плодородия почв", которой предусматривается разработка экологически безопасных мероприятий и технологий утилизации стоков, реконструкция и техническое перевооружение очистных сооружений и систем утилизации навоза на крупных животноводческих комплексах и птицефабриках и решается проблема восстановления плодородия почв в хозяйствах, прилегающих к этим промышленным предприятиям. Планируемые затраты на освоение Программы до 2000 года составляют 56,168 млрд. руб., в том числе в 1996 году 9,957 млрд. руб., из них 5 млрд. руб. - Федеральный бюджет, 1 млрд. руб. - бюджет области, 1 млрд. руб. - Облэкофонд, 2,957 млрд. руб. - собственные средства предприятий. Недостаток навоза должен компенсироваться внесением в почву нетрадиционных источников органического углерода: соломы, торфа и сидеральный удобрений. В целях рационального использования ресурсов органических удобрений предусматривается (табл. 11): - довести применение органических удобрений к 2000 году до 6,7 млн. тонн или 2,14 тонн на 1 га пашни; - обеспечить добычу и использование в сельском хозяйству торфа в объеме 0,4 млн. тонн; - использовать в качестве органического вещества излишки измельченной соломы в количестве 2,3-2,7 млн. тонн или 800-850 кг на 1 га пашни; - довести объемы применения сидеральных культур до 135 тыс. га; - обеспечить получение из навоза и помета полноценных органических удобрений путем внедрения современных технологий и оборудования их накопления, переработки и применения: а) освоить технологию утилизации твердой фракции навозных стоков в ТОО "Красногорское" методом экспресс - компостирования с получением экологически чистых комплексных органоминеральных удобрений; б) установить оборудование для экспресс - компостирования на птицефабриках ТОО "Шершневское", АОЗТ компания "Равис", АООТ "Аргаяшская п/ф", АОЗТ "Камышево", в сельскохозяйственном предприятии АОЗТ "Племзавод Россия", на откормочных комплексах ГСХП "Дубровский" и АОЗТ "Тюбукский"; в) реконструировать цех механической очистки навоза в ГСХП "Дубровский"; г) построить участок огневой сушки помета на АОЗТ "Челябинская п/ф"; д) восстановить деятельность существующих ферментаторов в АОЗТ "Чебаркульская п/ф" и АОЗТ "Племзавод Россия" с доведением к 2000 году производство ферментированных органических удобрений до 150-200 тысячи тонн в год; е) построить блок ферментаторов в ТОО "Шершневское"; ж) заложить полномасштабный полевой опыт на полях АОЗТ "Агрофирма Красносельское" по использованию биокомплекса при выращивании овощей, картофеля, зерновых культур; з) организовать систему реализации готовой продукции. 4.2.2. Применение минеральных удобрений Современный уровень химизации недостаточен для получения плановой (18-19 ц/га) урожайности сельскохозяйственных культур и не оказывает существенного влияния на почвенное плодородие и продуктивность полей. Если в 1980 году вносилось в действующем веществе на 1 га пашни 19, в 1986 году - 51, в 1992 году - 19 кг, то объем применения минеральных удобрений с 3 кг в 1996 году запланировано довести в 2000 году до 60 кг, что на 45 кг меньше научно - обоснованной потребности, которая составляет 105 кг. С целью повышения плодородия почв предусматривается (табл. 12): - довести применение минеральных удобрений в 2000 году до 187 тыс. тонн действующего вещества (или 60 кг/га), в том числе азота - 94, фосфора - 78, калия - 16 тыс. тонн, что обеспечит внесение их по рациональным нормам под технические, зерновые и кормовые культуры, картофель и овощи; - расширить работы по агрохимическому обследованию почв в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, составлению картограмм обеспеченности почв подвижным фосфором, обменным калием, степени кислотности и засоленности; - построить и ввести в эксплуатацию прирельсовые базы минеральных удобрений в количестве 5 штук; - разработать меры по стимулированию землепользователей и землевладению в применении минеральных удобрений для повышения плодородия почв. 4.2.3. Химическая мелиорация почв В области 699,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий характеризуются повышенной кислотностью, из них 134 тыс. га сильно- и среднекислых почв на пашне требует первоочередного известкования. Площадь солонцовых комплексов составляет 470 тыс. га. Для ликвидации избыточной щелочности в северной половине области необходимо гипсование почв. В южной лесостепной и степной зонах, где проявляется дефицит влаги и гипсование малоэффективно, в основе работ по повышению плодородия солонцов предусматриваются биологические методы мелиорации. С этой целью в 1996 - 2000 гг. необходимо (табл. 13): - обеспечить известкование сильнокислых почв на площади 70 тыс. га. В перспективе площади почв, требующих известкования, должны увеличиться до 126 тыс. га в год; - проводить гипсование на площади не менее 20 тыс. га с последующим увеличением объемов для обеспечения первоочередного гипсования около 144 тыс. га; - возделывать донник, как биологический мелиорант, на площади 34 тыс. га; - обеспечить работы по химической мелиорации почв необходимой проектно - сметной документации и осуществить авторский надзор за ее выполнением. В области 183 тыс. га пашни характеризуется очень низким содержанием фосфора. Фосфоритование этих площадей возможно после организации производства фосфоритной муки на Ашинском фосфоритном месторождении и в 1996 - 2000 гг. проведение этой работы не предусматривается. Комплексное агрохимическое окультуривание полей (КАХОП) наиболее эффективно содействует повышению плодородия почв. Работы по данному направлению проводились с 1982 по 1987 годы на площади 75 тыс. га. В настоящее время эта работа неоправданно свергнута и на перспективу не планируется. 4.2.4. Защита почв от сорняков Агрохимические работы должны проводиться в сочетании с агротехническими и химическими мерами борьбы с сорняками, иначе они окажутся малоэффективными. Для улучшения фитосанитарного состояния полей, осуществление карантинных мероприятий предлагается в 1996 - 2000 гг. (табл. 15 и 15): - довести объемы химической прополки посевов до 3500 тыс. га; - провести химические обработки посевов против болезней и вредителей на площади 555 тыс. га; - обеспечить проведение протравливания семян ежегодно в объеме 240 тыс. тонн; - обеспечить строительство складов пестицидов на 2710 тонн; - провести обследования полей на наличие карантинных объектов на 238,5 тыс. га; - выполнить анализы на выявление нематоды на площади 3,8 тыс. га. 4.3. Мелиорация земель Источниками орошения сельскохозяйственных угодий являются поверхностные воды рек, прудов, озер и водохранилищ, приуроченных к бассейнам рек Оби - 70 тыс. га, Урала - 27 тыс. га. Суммарный забор воды для орошения равен 150-160 млн. куб. м/год. Приоритетным направлением в мелиорации земель является качественное улучшение существующего мелиоративного фонда. В 1996 - 2000 годах намечено (табл. 16): - осуществить работы по комплексной реконструкции оросительных систем на площади 3,4 тыс. га; - заменить вышедшие из строя трубопроводы на оросительной сети - 70 километров; - выполнить обводнение пастбищ на площади 35 тыс. га, преимущественно скважинами, включая реконструкцию сооружений на ранее обводненных пастбищах; - построить и ввести в эксплуатацию оросительные системы на площади 1,5 тыс. га. 4.4. Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий Первостепенное внимание обращается на коренное улучшение природных кормовых угодий, включая культуртехнические мероприятия, на площади 40 тыс. га (табл. 17). Поверхностное улучшение природных кормовых угодий также способствует повышению их продуктивности. С этой целью предусматривается проведение сельскохозяйственными предприятиями дискования и подсев бобово - злаковых травосмесей, внесение азотных минеральных и жидких органических удобрений в сочетании с щелеванием, осуществление культуртехнических работ: очистка от кустарника и мелколесья, уборка камней, разравнивание кочек. 4.5. Меры по восстановлению и улучшению нарушенных и загрязненных земель В целях вовлечения в сельскохозяйственный оборот ранее деградированных земель намечается осуществить (табл. 18): - рекультивацию нарушенных земель на площади 7,1 тыс. га. При этом предусматривается вовлечь в сельскохозяйственный оборот 3,8 тыс. га; - улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий плодородным слоем почвы на площади 1,5 тыс. га. 4.6. Восстановление земель, загрязненных радиоактивными веществами и тяжелыми металлами В целях восстановления почв, загрязненных радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и другими токсикантами, обеспечения производства экологически безопасной продукции предусматривается в соответствии с Государственной программой по реабилитации загрязненных территорий Восточно - Уральского радиоактивного следа на 1996 - 2000 годы: - выполнить почвенно - агрохимическое, токсикологическое и радиологическое обследование сельскохозяйственных угодий на площади 80 тыс. га; - осуществить агрохимические, мелиоративные и другие мероприятия по снижению уровня содержания радионуклидов в почве. V. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ Механизм реализации программы включает в себя организационное, ресурсное, научное, правовое и финансовое обеспечение. 5.1. Организационное обеспечение Государственным заказчиком по программе "Плодородие" является ГУП" Департамент сельского хозяйства", который организует ее выполнение совместно с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Комитетом экономики, Главным финансовым управлением, Комитетом по экологии и природопользованию, Челябинским НИИ сельского хозяйства и другими организациями и предприятиями сельского хозяйства. Координацию работ выполняет координационная группа, образованная в соответствии с постановлением главы администрации области от 02.07.96 N 388. Общий контроль за реализацией программы осуществляется ГУП "Департамент сельского хозяйства". Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального и областного бюджета, осуществляется ГУП "Департамент сельского хозяйства" и Главным финансовым управлением администрации области. Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Комитетом по экологии и природопользованию в соответствии с их компетенцией, а также органами исполнительной власти области и районов. Непосредственно реализация программы, изложенных в ней подходов и принципов осуществляется на основе выполнения утвержденных проектов землеустройства для конкретных сельскохозяйственных предприятий, опирающихся на научно обоснованные адаптивные системы земледелия на ландшафтной основе. Землепользователям, нацеленным на выполнение почвоулучшающих мероприятий и принимающим участие в них, намечается оказание экономической поддержки путем финансирования разработки проектов землеустройства и полной или частичной компенсации произведенных затрат. Определение степени участия землепользователей в реализации проектов землеустройства осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Районные управления сельского хозяйства ежеквартально представляют в ГУП "департамент сельского хозяйства" отчеты о ходе реализации программы "Плодородие". 5.2. Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение представляется существующими государственными агрохимическими, водохозяйственными предприятиями, другими организациями и предприятиями, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ выполняется непосредственно землепользователями. Имеющаяся производственная база хотя и достаточна для выполнения намеченных работ, требуется ее дальнейшее укрепление. 5.3. Научное обеспечение Научное обеспечение программы включает проведение исследований по следующим направлениям: - системы управления процессами формирования высокоплодородных почв, направленные на повышение их продуктивности, обеспечение устойчивого сельхозпроизводства и получение экологически безопасной продукции; - разработка и освоение технологий и систем экологического безопасного применения агрохимических и биологических средств, направленных на сохранение и повышение плодородия почв; - создание базовых ландшафтных систем земледелия, обеспечивающих воспроизводство и управление плодородием почв; - разработка и освоение перспективных ресурсосберегающих технологий и техники, обеспечивающих воспроизводство плодородия почв, повышение продуктивности пашни и охрану природной среды; - создание комплексных технологий и методов интенсивного сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях; - разработка технологий восстановления и использования загрязненных земель, направленных на снижение поступления тяжелых металлов, пестицидов, нитратов и других токсичных веществ в продукцию растениеводства; - создание и освоение системы сертификации средств химизации, технологических процессов и сельскохозяйственной продукции, обеспечивающие контроль качества сельскохозяйственной продукции; - разработка экспертной и информационно - советующей системы управления и осуществления контроля за состоянием плодородия почв, сельскохозяйственного земледелия и в целом осуществления программы "Плодородие"; - создание экономического механизма, стимулирующего сохранение и воспроизводство плодородия почв в новых экономических условиях хозяйствования; - организация повышения квалификации кадров по проблемам повышения плодородия почв. Программа предусматривает комплексное проведение исследований, объединение и координацию условий научно - исследовательских, проектно - изыскательских организаций и высших учебных заведений области. 5.4. Правовое обеспечение Реализация программы опирается на действующее законодательство" Земельный Кодекс РСФСР, Закон от охране окружающей среды, Федеральный Закон "О мелиорации земель", Положение о порядке осуществления государственного контроля за пользованием и охраной земель в РФ, Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2287 "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ", Указ Президента РФ от 16.12.93 N 2162 "Об усилении государственного контроля за пользованием и охраной земель при проведении земельной реформы", Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендодателям и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.93 N 77. Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 555, Указ Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27.10.93. Правовое обеспечение программы "Плодородие" будет обеспечиваться подготовкой и внесением необходимых правовых актов в законодательные органы Российской Федерации и области. 5.5. Финансовое обеспечение Финансирование намеченных программой мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета области, земельного налога, а также средств собственников, владельцев и пользователей земель, кредитов банков и других источников, определенных Федеральным Законом "О мелиорации земель". Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных программой, устанавливаются ежегодно при формировании Федерального бюджета, бюджета области в пределах средств, выделяемых на государственную поддержку сельского хозяйства. Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с Порядком финансирования работ по выполнению программы повышения плодородия почв, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации. VI. Обеспечение выполнения программы "Плодородие" В условиях проведения аграрной реформы реализация намеченных мероприятий может быть осуществлена только при государственной поддержке путем целевого финансирования ряда важнейших работ. В таблице 19 приводятся объемы работ на 1996 - 2000 гг. в соответствии с выполненными аналогичными работами в 1986 - 1990 и 1993 - 1995 гг. Затраты на их выполнение составляют из федерального бюджета 100,6 млрд. руб. (4,0 %), местного - 311,4 млрд. руб. (12,3 %), за счет средств землепользователей - 2213,4 млрд. руб. (83,7 %). расчетные показатели стоимости проведения мероприятий второго этапа программы "Плодородие" на 1996 - 2000 гг., приведенные в таблице 20, подлежат ежегодному уточнению при подготовке бюджетов всех уровней. Реализация настоящей Программы позволит приостановить процесс снижения уровня плодородия почв, повысит устойчивость сельскохозяйственного производства, обеспечит увеличение производства сельскохозяйственной продукции в перерасчете на зерно 300 тыс. тонн. Руководитель координационной группы по подготовке программы "Плодородие", заместитель главы администрации области, исполнительный директор ГУП "Департамент сельского хозяйства" И.Г. Жданов Ответственный исполнитель, генеральный директор Челябинского НИИСХ А.В.ВРАЖНОВ Таблица 1 ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПЕРВЫЙ ЭТАП - 1993 - 1995 ГОДЫ) ----|--------------|-------|-----|-------------------------------|------------|------------------------- | N | Наименование |Единица|1986-| 1993 - 1995 гг. | Выполнение |Среднегодовое выполнение| |п/п| мероприятий |измере-|1990 |---------------|---------------|к заданию по| к среднегодовому, в % | | | | ния | гг.,| По программе | Выполнение | программе, |------------|-----------| | | | |всего|-----|---------+-----|---------| в % |по программе| за 1986- | | | | | |Всего|в среднем|Всего|в среднем| | | 1990 гг. | | | | | | | за год | | за год | | | | |---+--------------+-------+-----+-----+---------+-----+---------+------------+------------+-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |---+--------------+-------+-----+-----+---------+-----+---------+------------+------------+-----------| |1. |Внесение |млн.тн.| 46,5| 30,8| 40,3 | 4,9| 1,6 | 15,9 | 15,9 | 17,2 | | |органических | | | | | | | | | | | |удобрений | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |2. |Известкование |тыс. га| 84,0| 80,1| 26,7 | 5,8| 1,9 | 7,2 | 7,2 | 11,3 | | |кислых почв | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |3. |Гипсование |тыс. га| 38,4| 90,0| 30,0 | 3,3| 1,1 | 3,7 | 3,7 | 14,3 | | |почв | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |4. |Комплекс работ|тыс.тн.|856 |870 | 290 |260 | 86,7 | 30,0 | 30,0 | 50,6 | | |по добыче и | | | | | | | | | | | |использованию | | | | | | | | | | | |торфа и | | | | | | | | | | | |сапропелей | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |5. |Поставка |тыс.тн.|762 |552 | 184 | 34 | 11,3 | 6,1 | 6,1 | 7,4 | | |минеральных | | | | | | | | | | | |удобрений | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |6. |Коренное |тыс. га| 20,0| 30,0| 10,0 | 9,0| 3,0 | 30 | 30 | 75 | | |улучшение с/х | | | | | | | | | | | |угодий, | | | | | | | | | | | |включая | | | | | | | | | | | |культуртехни- | | | | | | | | | | | |ческие работы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |7. |Комплексная | | | | | | | 12 | 12 | 14,2 | | |реконструкция | | | | | | | | | | | |орошаемых | | | | | | | | | | | |земель |тыс. га| 10,6| 9,8| 2,4 | 1,16| 0,3 | | | | | | | | | | | | | | | | |8. |Орошение |тыс. га| 14,5| 4,0| 1,0 | 1,23| 0,25 | 30 | 25 | 8,6 | | |земель | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |9. |Реконструкция |тыс. га| 0,13| | | | | | | | | |и | | | | | | | | | | | |восстановление| | | | | | | | | | | |осушенных | | | | | | | | | | | |систем | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |10.|Полезащитные |тыс. га|1755 | | |58 | 19,3 | | | 5,5 | | |лесные полосы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |11.|Борьба с |тыс. га|412 |1800 | 600 |62 | 20,7 | 3,4 | 3,4 | 25,1 | | |сорной расти-| | | | | | | | | | | |тельностью | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |12.|Протравливание|тыс.тн.|260 |720 | 240 | | | | | | | |семян | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |13.|Борьба с |тыс. га|115,7|330 | 111 | | | | | | | |вредителями и | | | | | | | | | | | |болезнями | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |14.|Обследование |тыс. га| | 13,2| 4,4 | | | | | | | |почв на | | | | | | | | | | | |содержание | | | | | | | | | | | |пестицидов и | | | | | | | | | | | |тяжелых | | | | | | | | | | | |металлов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |15.|Строительство |тыс.тн.| | 2,71| 0,9 | | | | | | | |складов | | | | | | | | | | | |пестицидов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |16.|Строительство |шт. | | 1 | | | | | | | | |биолабораторий| | | | | | | | | | ----|--------------|-------|-----|-----|---------|-----|---------|------------|------------|------------ Таблица 2 НАЛИЧИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ И УГОДЬЯМ ---------------------|-------------------------------------------- | Наименование | По состоянию на | | землепользователей |-------|------|------|-------|------|------| | и категорий земель | Число | Всего|Из них| Число | Всего|Из них| | |земле- |земель|пашни,|земле- |земель|пашни,| | |пользо-|тыс.га|тыс.га|пользо-|тыс.га|тыс.га| | |вателей| | |вателей| | | |--------------------+-------+------+------+-------+------+------| |Крестьянские | 3662 | 201,4| 164,8| 6408 | 368,4| 296,9| |(фермерские) | | | | | | | |хозяйства | | | | | | | | | | | | | | | |Ассоциации | 38 | 266,5| 150,0| 25 | 142,0| 73,7| |крестьянских | | | | | | | |хозяйств | | | | | | | | | | | | | | | |Акционерные общества| 198 |2453,3|1491,7| 269 |3256,9|1994,0| |кооперативы, | | | | | | | |общественные | | | | | | | |предприятия и | | | | | | | |организации | | | | | | | | | | | | | | | |Колхозы | 28 | 253,7| 159,1| 23 | 175,0| 115,0| | | | | | | | | |Государственные и | 87 |1109,9| 690,5| 16 | 191,1| 121,6| |муниципальные | | | | | | | |предприятия, включая| | | | | | | |совместные | | | | | | | |- из них совхозы | 60 | 997,3| 616,1| 6 | 71,3| 34,7| | | | | | | | | |Прочие предприятия, | 186 | 225,5| 131,2| 183 | 246,8| 151,8| |включая совместные | | | | | | | |(для ведения | | | | | | | |подсобного сельского| | | | | | | |хозяйства) | | | | | | | | | | | | | | | |Сельскохозяйственные| 52 | 121,7| 85,0| 44 | 72,6| 47,5| |научно - | | | | | | | |исследовательские и | | | | | | | |учебные заведения | | | | | | | | | | | | | | | |Коллективы граждан | - | 32,1| 0,3| - | 100,0| 11,5| |по садоводству, | | | | | | | |животноводству, | | | | | | | |огородничеству, | | | | | | | |сенокошению и | | | | | | | |пастьбе скота | | | | | | | | | | | | | | | |Всего земель | - |4664,1|2872,6| - |4552,8|2812,0| |сельхозпредприятий, | | | | | | | |организаций и | | | | | | | |граждан | | | | | | | | | | | | | | | |Земли населенных | - |1201,5| 176,6| - |1223,7| 188,8| |пунктов | | | | | | | | | | | | | | | |Земли промышленности| - | 342,1| 11,5| - | 348,1| 12,2| |транспорта, связи, | | | | | | | |радиовещания, | | | | | | | |информатики и | | | | | | | |космического | | | | | | | |обеспечения, обороны| | | | | | | |и иного назначения | | | | | | | | | | | | | | | |Земли | - | 141,2| 0,8| - | 215,4| 1,4| |природоохранного, | | | | | | | |природозаповедного, | | | | | | | |оздоровительного и | | | | | | | |историко - | | | | | | | |культурного | | | | | | | |назначения | | | | | | | | | | | | | | | |Земли лесного фонда | - |2380,0| 12,7| - |2304,3| 9,9| | | | | | | | | |Земли водного фонда | - | 21,7| | - | 37,7| | | | | | | | | | |Земли запаса | - | 102,3| 38,8| - | 170,9| 84,0| | | | | | | | | |Итого земель | - |8852,9|3113,0| - |8852,9|3108,3| ---------------------|-------|------|------|-------|------|------- Таблица 3 НАЛИЧИЕ ЗЕМЕЛЬ, ПОДВЕРЖЕННЫХ РАЗНЫМ ВИДАМ ЭРОЗИИ, ГА Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|