Расширенный поиск
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.12.2002 № 772 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26.12.2002 г. N 772 г. Челябинск О принятии областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2003 - 2005 годы Законодательное собрание Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять областную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2003 - 2005 годы (приложение). 2. Финансирование указанной Программы из областного бюджета предусматривать при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год. Председатель Законодательного собрания Челябинской области В.Ф. Давыдов Приложение к постановлению Законодательного собрания Челябинской области от 26 декабря 2002 г. N 772 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК" НА 2003 - 2005 ГОДЫ ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК" НА 2003 - 2005 ГОДЫ Наименование - областная целевая программа "Преодоление Программы последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2003 - 2005 годы
Основание и - распоряжение Губернатора Челябинской дата принятия области от 26 июня 2002 года N 1077-р решения о разработке Программы
Государственный - Правительство Челябинской области заказчик Программы
Основные - главное управление по радиационной и разработчики экологической безопасности Челябинской Программы области; - главное управление здравоохранения Челябинской области; - главное управление строительства и архитектуры Челябинской области; - комитет по экономике Челябинской области
Цель Программы - социально-экономическая реабилитация территорий Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и обеспечение безопасных условий проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк"
Задачи Программы - строительство и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства; - строительство и приобретение жилья; - проведение реабилитационных и защитных мероприятий на радиоактивно загрязненных участках поймы реки Теча в пределах населенных пунктов; - снижение уровня облучения и обеспечение необходимой медицинской помощью населения, проживающего в зоне влияния производственного объединения "Маяк", в том числе за счет модернизации и обновления медицинского оборудования
Сроки реализации Программы 2003 - 2005 годы
Перечень основных - строительство и реконструкция объектов мероприятий здравоохранения, коммунального Программы хозяйства, образования; - строительство и приобретение жилья; - совершенствование оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их потомкам первого и второго поколения; - проведение реабилитационных и защитных мероприятий в агропромышленном и лесном комплексах на радиоактивно загрязненных территориях; - информационно-разъяснительная работа среди пострадавшего населения и участников ликвидации последствий радиационных аварий Объем и источники ----------------|----------|------------ финансирования |Наименование | Всего, |в том числе| Программы |источника |тыс.рублей|капитальные| | | |вложения, | | | |тыс. рублей| |---------------+----------+-----------| |федеральный | | | |бюджет <*> | 133117,2 | 109500,0 | |областной | | | |бюджет, | 80653,1 | 63999,0 | |в том числе по | | | |годам: | | | |2003 | 33743,1 | 25999,0 | |2004 | 22955,1 | 18500,0 | |2005 | 23954,9 | 19500,0 | |ИТОГО | 213770,3 | 173499,0 | ----------------|----------|------------ -------------------------------- <*> Средства предусмотрены для Челябинской области в федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года". Исполнители - главное управление по радиационной и основных экологической безопасности Челябинской мероприятий области; Программы - главное управление здравоохранения Челябинской области; - главное управление строительства и архитектуры Челябинской области
Ожидаемые конечные - улучшение качества жизни населения, результаты проживающего на радиоактивно реализации загрязненных территориях и подвергшегося Программы радиационному воздействию; - улучшение материально-технической базы здравоохранения и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков; - обеспечение получения продукции растениеводства и животноводства, отвечающей требованиям санитарно - гигиенических нормативов, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; - снижение доз облучения населения, обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в зоне влияния производственного объединения "Маяк"
Система организации - Правительство Челябинской области контроля за осуществляет: исполнением организацию реализации Программы; Программы контроль за выполнением мероприятий Программы и расходованием выделенных средств; подготовку информации и отчетов для Губернатора Челябинской области и Законодательного собрания Челябинской области о выполнении Программы. Координация выполнения мероприятий Программы осуществляется главным управлением по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ 1. Радиационные аварии на производственном объединении "Маяк" привели к радиоактивному загрязнению отдельных территорий Челябинской области и обусловили комплекс проблем, требующих решения на федеральном и областном уровнях, в том числе путем реализации федеральной и областной программ реабилитации радиоактивно загрязненных участков территории. Сбросы радиоактивных отходов производственного объединения "Маяк" в реку Теча в 1949 - 1956 годах привели к загрязнению речной поймы на протяжении 1000 километров. В 1956 - 1962 годах с берегов реки Теча переселено более 8 тысяч человек, вдоль реки установлена санитарно-защитная зона общей площадью 80 кв. километров, пятую часть которой составляют земли сельскохозяйственного назначения. До настоящего времени на территории зоны сохраняется ограничительный режим, запрещающий использование воды и пойменных угодий реки для питья и хозяйственной деятельности. В результате взрыва в 1957 году емкости - хранилища высокоактивных отходов загрязнению подверглась территория площадью 23,5 тыс. кв. километров, на которой проживало около 380 тыс. человек. В 1957 - 1960 годах с территории Восточно-Уральского радиоактивного следа (далее - ВУРС) эвакуировано более 10 тыс. человек, из сельскохозяйственного оборота временно выведено 119 тыс. гектаров земель. До настоящего времени 16,7 тыс. гектаров входят в состав Восточно-Уральского радиоактивного заповедника, хозяйственная деятельность на территории которого запрещена. На остальных территориях, восстановленных для сельскохозяйственного пользования, сохраняется необходимость постоянного радиационного контроля сельскохозяйственных и лесных угодий, а также продукции, производимой на этих территориях. Ветровой разнос радиоактивных донных отложений озера Карачай в 1967 году обусловил дополнительное радиоактивное загрязнение 1800 кв. километров прилегающих территорий. Все эти радиационные ситуации привели к переоблучению 400 тыс. человек, вынужденной эвакуации 42 населенных пунктов. 2. На долю Челябинской области приходится 60 процентов общей величины ущерба, нанесенного пострадавшим территориям и населению при радиационных авариях на Южном Урале. По данным Челябинского института экономики Уральского отделения Российской академии наук общая величина ущерба для Челябинской области составляет в ценах 1991 года 11 млрд. рублей, в том числе: ущерб, нанесенный производственно-хозяйственному комплексу, - 60 процентов; ущерб от потери здоровья населения - 28,5 процента; ущерб от переселения жителей из пострадавших населенных пунктов, проведения реабилитации территорий - 11,5 процента. 3. До 2002 года задачи по преодолению последствий радиационных аварий решались в рамках федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (продленной до 2001 года). В соответствии с указанной федеральной программой на территории Челябинской области в 1996 - 2001 годах реализован комплекс следующих мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1) определены масштабы радиоактивного загрязнения и созданы государственные карты современных уровней загрязнения почв Уральского региона цезием-137 и стронцием-90 вследствие аварий 1957 и 1967 годов. В зоне влияния производственного объединения "Маяк" организован контроль радиационного загрязнения объектов окружающей среды и текущего облучения населения. По данным контроля оценено влияние на облучение населения последствий радиационных аварий, современной деятельности предприятия, выполнены расчеты накопленных и текущих доз облучения населения; 2) создана и функционирует система медицинского обслуживания граждан, подвергшихся радиационному воздействию, возросли качество и эффективность профилактики и лечения. Ежегодно проводится диспансеризация 6,5 тыс. пострадавших. Более 1000 человек ежегодно получают медицинскую помощь в специализированных реабилитационных отделениях Челябинской областной клинической больницы, клиниках Уральского научно-практического центра радиационной медицины (город Челябинск) и Южно-Уральского института биофизики (город Озерск). Специалистами Челябинской областной детской клинической больницы осмотрено около семи тысяч детей, проживающих на пострадавших территориях, около двух тысяч детей получили стационарную медицинскую помощь. На радиоактивно загрязненных территориях Челябинской области введены в эксплуатацию и реконструированы 12 учреждений здравоохранения; 3) для упорядочения работ по увеличению продуктивности сенокосов и пастбищ были разработаны проекты землеустройства и перераспределения земель для шести сельских и поселковых советов, включающих 35 населенных пунктов с населением 26,7 тыс. человек и общей площадью 25,3 тыс. гектаров. Агромелиоративные работы по улучшению лугов и пастбищ выполнены на площади 4,55 тыс. гектаров; 4) обследовано 14,5 тыс. гектаров земельных и 37,5 тыс. гектаров лесных угодий в границах санитарно-охранной зоны ВУРС. На площади 1,7 тыс. гектаров выполнены лесохозяйственные и лесовосстановительные работы. В пойме реки Теча осуществлена посадка лесных культур на площади 315 гектаров; 5) введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 21424,8 кв. метров (291 квартира) для пострадавших граждан, проживающих в городе Челябинске и других городах и районах Челябинской области, приобретено 7809,1 кв. метров жилья (141 квартира). Всего в 1996 - 2001 годах обеспечены жильем 432 семьи пострадавших; 6) из числа строящихся объектов образования сданы в эксплуатацию общеобразовательные школы на 2162 места; 7) введены в эксплуатацию объекты коммунального строительства: 41,36 километра газовых сетей, 4,39 километра водоводов, 5,02 километра линий электроснабжения, две скважины питьевой воды в поселке Теченский Сосновского района; 8) сданы в эксплуатацию: физкультурно-оздоровительный комплекс площадью 560 кв. метров в городе Касли; спортивный зал в школе села Муслюмова площадью 500 кв. метров; молочная кухня на пять тысяч порций в городе Касли; здание санитарно-эпидемиологической станции на 100 анализов в сутки в районном центре Кунашаке; картофелехранилище на 2000 тонн в Красноармейском районе; гараж на восемь автомашин и котельная на три котла в Челябинском областном центре реабилитации пострадавших от радиации; 9) построен мост через реку Теча в селе Бродокалмак Красноармейского района, по которому открыто движение по временной схеме. 4. Из областного бюджета на строительство объектов указанной федеральной программы в 1996 - 2001 годах выделены средства в размере 233,4 млн. рублей (в ценах 2001 года), или 26 процентов от объема общего финансирования. Средства были направлены на строительство Челябинского областного онкологического диспансера, хирургического корпуса Челябинской областной клинической больницы, водозаборных сооружений, 140-квартирного жилого дома в городе Касли, школы в селе Юлдашеве, детского сада в селе Кубагушеве Кунашакского района. Вместе с тем, за весь период реализации указанная федеральная программа профинансирована на 37 процентов от программных объемов и на 94 процента от объемов лимитов, утвержденных на этот период в федеральном бюджете. Финансирование мероприятий указанной федеральной программы, реализованных в Челябинской области, за весь период реализации в ценах 2001 года составило: по статье "капитальные вложения" 787,2 млн. рублей, по статье "прочие текущие расходы" 103,4 млн. рублей. В связи с этим по состоянию на 1 января 2002 года в Челябинской области не завершено строительство около 100 наиболее важных объектов, предусмотренных указанной федеральной программой (строительство некоторых из этих объектов начато еще при реализации аналогичной федеральной программы на 1992 - 1995 годы). В очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на 15 мая 2002 года стоят 1450 человек, подпадающих под действие Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". 5. Анализ итогов выполнения указанной федеральной программы показывает, что проблема преодоления последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" носит долговременный характер и требует продолжения выполнения защитных и реабилитационных мероприятий. Для их реализации была разработана и принята Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года N 637 федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (далее - ФЦП), включающая подпрограмму "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк". Источниками финансирования данной федеральной программы в целом и указанной подпрограммы в частности определены федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники, указаны объемы финансирования из каждого источника. 6. В соответствии с этим в областной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2003 - 2005 годы (далее - Программа), указан обязательный объем финансовых средств, утвержденный ФЦП, который должен ежегодно предусматриваться в областном бюджете (далее - средства областного бюджета в ФЦП). Вместе с тем оценка стоимостной части подпрограммы "Преодоление последствий аварии на производственном объединении "Маяк" (ее федеральной доли) позволяет утверждать, что выполнение запланированных мероприятий невозможно без привлечения других источников финансирования. За рамками утвержденной ФЦП из-за высокой стоимости работ остались мероприятия, направленные на реабилитацию радиоактивно загрязненных участков территории Челябинской области, ряд других мероприятий. 7. Современное состояние проблемы реабилитации территорий Челябинской области, радиоактивно загрязненных вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", и обеспечения безопасности проживающего там населения характеризуется следующими особенностями. Производственное объединение "Маяк" остается потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиационного облучения населения. На территории промышленной площадки предприятия накоплено около 400,0 млн. кюри высокоактивных жидких отходов и 13,0 млн. кюри высокоактивных твердых отходов. В водоемах - хранилищах среднеактивных отходов: озере Карачай и водоеме N 17 Старое болото-накоплено более 120,0 млн. кюри. Ветровой разнос с поверхности озера Карачай приводит к радиоактивному загрязнению воздушного бассейна прилегающих территорий. Происходит радиоактивное загрязнение подземных вод в месте расположения озера Карачай. В Теченском каскаде промышленных водоемов сосредоточено около 340 млн. куб. метров загрязненной низкоактивными отходами воды. Предельных величин достигла сорбционная емкость фильтрующих грунтов, фильтрационные потери из водоема составляют в настоящее время 10 млн. куб. метров в год. Практически исчерпана емкость водоема, уровень воды достигает критической отметки, увеличивается вероятность непосредственной разгрузки загрязненных вод водоема N 11 в реку Теча. Продолжается облучение населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях. К настоящему времени более 25 тыс. человек имеют накопленную дозу облучения, превышающую 70 миллизивертов, часть из них - 350 и более миллизивертов. Крупномасштабное картирование ряда территорий выявило наличие отдельных пятен с высокими современными уровнями загрязнения стронцием-90 и цезием-137. Так, на территории населенного пункта Татарская Караболка имеются участки, где уровни вторичного загрязнения стронцием-90 достигают 7 кюри на кв. километр, на территории поселка Новогорный есть участки с уровнями загрязнения цезием-137, достигающими 5 кюри на кв. километр. Оценка среднегодовых эффективных доз облучения населения, проживающего в зоне влияния производственного объединения "Маяк", выявила населенные пункты, где эта величина превышает 1 миллизиверт в год для отдельных возрастных категорий проживающих. Картирование поймы реки Теча в пределах существующих населенных пунктов Челябинской области выявило высокие уровни загрязнения цезием-137 территории села Муслюмова. Среднегодовая эффективная доза облучения жителей этого села превышает 1 миллизиверт. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 года N 430-р данный населенный пункт отнесен к населенным пунктам, где среднегодовая эффективная доза облучения жителей превышает 1 миллизиверт, что позволяет причислить его территорию к зоне проживания с правом на отселение. На основании этого граждане, постоянно проживающие на территории данного населенного пункта, имеют определенные льготы и компенсации за риск проживания на этой территории либо имеют право выехать за пределы данного села. Нанесенный ущерб нарушил экономическую основу хозяйственной деятельности на пострадавших территориях. Это привело к падению объемов сельскохозяйственного производства (на 30 процентов), деградации земельных угодий, устойчивому снижению уровня жизни и ухудшению здоровья пострадавшего населения. В настоящее время пострадавшие территории (Аргаяшский, Кунашакский, Каслинский, Красноармейский, Сосновский районы, город Кыштым) характеризуются следующими показателями развития социальной инфраструктуры: обеспеченность коммунальными услугами: водопроводная вода - 40 процентов жилого фонда; горячее водоснабжение - 23 процента жилого фонда; центральное отопление - 43 процента жилого фонда; канализация - 23 процента жилого фонда; обеспеченность местами в школах и дошкольных учреждениях - 25 процентов по сравнению со среднеобластным уровнем; обеспеченность больничными местами - 72 процента по сравнению со среднеобластным уровнем; обеспеченность жильем - 74 процента по сравнению со среднеобластным уровнем. 8. На пострадавших территориях и сегодня продолжают сказываться последствия аварий. Часть переселенцев все еще живет в сборно-щитовых домах, построенных 40 лет назад и сейчас уже практически не пригодных для жилья. Из-за отсутствия благоустроенного жилья в пострадавших районах низка обеспеченность врачами и медицинским персоналом, работниками сферы культуры и образования. В 2001 году обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в медицинских учреждениях пострадавших районов по сравнению со среднеобластными показателями составила 45 и 77 процентов соответственно. Большая часть медицинского оборудования практически всех районных больниц этих территорий, не говоря об участковых больницах и фельдшерско-акушерских пунктах, требует обновления и модернизации, в первую очередь это касается диагностического оборудования. В сложившейся ситуации необходимо учитывать и тот факт, что граждане, проживающие на территориях пострадавших районов и уже имеющие определенную накопленную эффективную дозу облучения, получают дополнительное облучение, в том числе за счет прохождения медицинских рентгенодиагностических процедур на устаревшем изношенном оборудовании. По данным радиационно-гигиенических паспортов пострадавших районов, практически все рентгеновские аппараты, используемые лечебно-профилактическими учреждениями, выработали двойной ресурс. Все эти факторы оказывают влияние на состояние здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях. Здесь отмечается более высокий уровень заболеваемости взрослых и детей по сравнению с районами Челябинской области, не имеющими такого загрязнения. Жители неэвакуированных сел на реке Теча (четыре населенных пункта с населением более восьми тысяч человек) продолжают пользоваться рекой в хозяйственных целях из-за отсутствия других подходящих источников водоснабжения или средств для их содержания. Для ряда сельскохозяйственных и лесных угодий, водоемов, расположенных в пострадавшей зоне, сохраняется режим ограничения производства сельхозпродукции. Жители этих населенных пунктов из-за значительного радиоактивного загрязнения воды и поймы продолжают подвергаться дополнительному внешнему и внутреннему облучению. Здесь есть группы населения, которые накопили в течение всей жизни дозу, превышающую принятые сегодня во всем мире регламентные уровни. 9. По сравнению с другими территориями в пострадавших районах более острая социально-психологическая обстановка. По данным социологов, к стрессу, связанному с экономическими и политическими реформами в России, ее вхождением в мировой рынок, здесь добавляется стресс, связанный с постоянным проживанием вблизи атомного гиганта и порождаемой этим обстоятельством радиофобией. По данным социологических опросов, 76 процентов граждан, проживающих на пострадавших территориях, считают, что деятельность производственного объединения "Маяк" оказывает неблагоприятное влияние на окружающую среду, 83 процента проживающих уверены в возможности и даже неизбежности повторения радиационных аварий на комбинате. Большинство населения негативно относится к ввозу на территорию Челябинской области отработавшего ядерного топлива и строительству Южно-Уральской атомной станции. По оценкам социологов, в последние годы отмечается рост напряженности социально-психологической обстановки на этих территориях. Масштаб напряженности приближается к оценке "социальный стресс" или "предготовность к социальному взрыву". В данной ситуации немаловажную роль играет информационно-разъяснительная работа среди населения, в том числе детского. При существующем разнообразии форм такой работы (слушания, семинары, конференции, конкурсы и другие) главной целью ее является доведение до сведения каждого гражданина разнообразной достоверной информации. Как показала практика реализации мероприятий выполненных федеральных программ, наиболее актуальными для населения являются вопросы, касающиеся обеспечения жильем, организации медицинской помощи, влияния деятельности производственного объединения "Маяк" на население и окружающую природную среду, а также радиационной ситуации в зоне влияния предприятия, организации социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Таким образом, в сложившейся ситуации становится явной необходимость реализации мероприятий, предусмотренных Программой, которая позволит обеспечить более высокий уровень жизни и безопасные условия проживания населения пострадавших территорий. Глава II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 10. Целью Программы является социально-экономическая реабилитация территорий Челябинской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и обеспечение безопасных условий проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк". Задачи Программы: строительство и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства; строительство и приобретение жилья; проведение реабилитационных и защитных мероприятий на радиоактивно загрязненных участках поймы реки Теча в пределах населенных пунктов; снижение уровней облучения и обеспечение необходимой медицинской помощью населения, проживающего в зоне влияния производственного объединения "Маяк", в том числе за счет модернизации и обновления медицинского оборудования. Срок реализации Программы - 2003 - 2005 годы. 11. В результате реализации программных мероприятий за счет всех источников финансирования, предусмотренных Программой, предполагается: 1) достроить и ввести в действие следующие объекты: жилье общей площадью 11781,8 кв. метров (222 квартиры), в том числе за счет строительства - 4309,8 кв. метров (100 квартир), приобретения - 7472,0 кв. метров (122 квартиры); корпус участковой больницы в селе Муслюмове на 50 коек; пищеблок центральной районной больницы Аргаяшского района на 250 мест; детская молочная кухня в Кунашакском районе на 200 порций; школа в селе Юлдашеве на 180 мест; фельдшерско-акушерский пункт в селе Худайбердинском на 20 посещений в смену; мостовой переход через реку Теча в селе Бродокалмак; 2) организовать водопойные пункты для скота в населенных пунктах, расположенных на реке Теча, в том числе в селе Муслюмове; 3) газифицировать села Худайбердинское (5 километров), Муслюмово (3,5 километра, а также 37 домов), село Кунашак (0,6 километра); 4) разработать и утвердить проектно-сметную документацию реабилитации поймы реки Теча в пределах села Муслюмова; 5) организовать работу по обновлению парка диагностического оборудования, прежде всего рентгеновского, в лечебно-профилактических учреждениях территорий, пострадавших от аварий на производственном объединении "Маяк", диагностическом центре Челябинской областной клинической больницы, Челябинской областной детской клинической больнице и клиническом отделении Уральского научно-практического центра радиационной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, обслуживающих население (взрослое и детское), пострадавшее от радиационного воздействия или проживающее на пострадавших территориях. Глава III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 12. Для решения поставленных задач в Программу включены мероприятия по четырем основным направлениям: социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию; охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и второго поколения; снижение уровня облучения населения и реабилитация радиоактивно загрязненных территорий; социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Объемы затрат на выполнение мероприятий Программы приведены в таблицах 1 - 5 приложения 2. Общие объемы затрат на выполнение Программы приведены в приложении 1 и в таблице 6 приложения 2. Социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию Основным направлением работ в области социально-экономической реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию, является строительство объектов социальной инфраструктуры в районах, пострадавших вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", в том числе объектов жилищного и коммунального строительства, образования и здравоохранения, а также приобретение жилья для граждан, подпадающих под действие Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Снижение уровня техногенного облучения обеспечивается исключением использования воды реки Теча для внутрихозяйственных нужд, в том числе для водопоя домашних сельскохозяйственных животных. Для этого на территориях Муслюмовского, Бродокалмакского и Русско-Теченского сельских муниципальных образований предусматривается организация водопойных пунктов для личного и общественного скота в специально отведенных местах. Для проведения реабилитационных мероприятий в пойме реки Теча в пределах села Муслюмова, расположенного на реке, Программой предусматривается разработка проектно-сметной документации на выполнение необходимых работ. Рассматриваемый участок реки входит в существующую зону наблюдения производственного объединения "Маяк" и характеризуется превышением допустимого содержания радиоактивных элементов в объектах окружающей среды, что в свою очередь обуславливает сверхнормативное облучение населения прилегающих территорий. За счет средств областного бюджета намечено: строительство объектов жилищного строительства, здравоохранения, образования, коммунального хозяйства, а также приобретение жилья; разработка проекта реабилитации поймы реки Теча в пределах села Муслюмова. Затраты на реализацию мероприятий по социально-экономической реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию, представлены в таблицах 1 и 2 приложения 2. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и второго поколения Скрининговое обследование взрослого населения по выявлению онкопатологий свидетельствует о неблагополучном состоянии здоровья граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях. При проведении онкоскрининговых исследований выявлено, что углубленному обследованию для исключения онкопатологий подлежит более половины обследуемых. При дополнительном обследовании у 1 - 3 процентов пациентов подтверждается онкологическая патология, у 20 - 28 процентов диагностируются предраковые заболевания. При проведении такой работы требуются неоднократные обследования граждан, прежде всего с использованием рентгеновского и ультразвукового оборудования. Снижение уровня облучения населения Челябинской области, проживающего на радиоактивно загрязненных участках территории, может быть достигнуто за счет снижения уровня медицинского облучения. Снижение уровня облучения при выполнении медицинских процедур обеспечивается обновлением рентгенодиагностического оборудования в медицинских учреждениях, обслуживающих население, проживающее в зоне влияния производственного объединения "Маяк", в том числе в центральных районных больницах, обслуживающих население шести территорий области: Аргаяшского, Каслинского, Красноармейского, Кунашакского, Сосновского районов, города Кыштыма, и в больнице поселка Новогорный. Состояние здоровья детей, проживающих в этих населенных пунктах, также неблагополучно. В рамках Программы планируется проведение мероприятий по оздоровлению детского населения данных территорий. Прежде всего, это касается детей, проживающих в населенных пунктах, приоритетных по оказанию социальной и медицинской помощи, в частности, расположенных на реке Теча (Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча, Нижнепетропавловское). В целях оказания качественной медицинской помощи гражданам, проживающим на радиоактивно загрязненных территориях, Программой предусматривается: совершенствование материально-технической базы учреждений здравоохранения, включая обновление диагностического оборудования, приобретение специализированного автотранспорта, оборудования для стоматологических кабинетов и физиокабинетов; организация дополнительного питания и оздоровления детей в школьных и дошкольных учреждениях населенных пунктов вблизи зоны границ ВУРС и на реке Теча, а также расположенных в зоне влияния производственного объединения "Маяк". Затраты на реализацию мероприятий по охране здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и второго поколения представлены в таблице 3 приложения 2. Снижение уровня облучения населения и реабилитация радиоактивно загрязненных территорий В настоящее время радиационное воздействие на население, проживающее в населенных пунктах пострадавших районов, происходит, в частности, за счет потребления продуктов питания, загрязненных сверх установленных санитарно-гигиенических нормативов. Одной из причин существования таких продуктов является отсутствие необходимого количества "чистых" сенокосов и пастбищ для личного и общественного скота. При реализации Программы предусматривается решение одной из основных задач - снижение уровня содержания радиоактивных веществ в продовольственной продукции за счет оптимизации землепользования пойменных земель, в том числе за счет проведения землеустройства сельскохозяйственных предприятий и повышения плодородия земель. Результатом проведения такой работы будет создание новых окультуренных сенокосов и пастбищ путем залужения малопродуктивной пашни и коренное улучшение сельхозугодий на площади 1132,1 гектара на территориях Аргаяшского, Каслинского, Красноармейского, Кунашакского и Сосновского районов, а также залесение части сельскохозяйственных угодий, расположенных на радиационно опасных участках поймы реки Теча и использующихся в настоящее время для сенокошения и выпаса скота, на площади 200 гектаров, в том числе в пределах села Муслюмова. В связи с тем, что данные работы являются дорогостоящими, на их выполнение предполагается привлечение средств из федерального и областного бюджетов. Затраты на реализацию мероприятий по снижению уровня облучения населения и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий представлены в таблице 4 приложения 2. Социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию В целях социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию, осуществления социальной политики органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления в Программе предусматривается проведение информационно-разъяснительной работы среди пострадавшего населения и участников ликвидации последствий радиационных аварий, а также среди граждан, проживающих в населенных пунктах в зоне влияния производственного объединения "Маяк", вблизи границ ВУРС и реки Теча, в местах компактного проживания граждан, подпадающих под действие Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а также их детей. Организуется информирование населения о текущей радиационной обстановке, ходе реабилитационных работ, об ожидаемых последствиях радиационных аварий для здоровья граждан и мерах, направленных на его улучшение, других вопросах. Предусматриваются проведение просветительской работы, подготовка и проведение конференций, семинаров, слушаний по проблемам проживания на радиоактивно загрязненных территориях, подготовка и издание специальной литературы, аудио- и видеопродукции и обеспечение ими населения и средств массовой информации. Проведение подобной работы планируется, прежде всего, в таких населенных пунктах, как Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча, Татарская Караболка, Багаряк, Худайбердинское и других. Затраты на реализацию мероприятий по социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию, представлены в таблице 5 приложения 2. Глава IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 13. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета. Общий объем финансирования Программы на 2003 - 2005 годы составляет 213770,3 тыс. рублей в ценах 2002 года, в том числе по источникам финансирования: а) федеральный бюджет - 133117,2 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 109500,0 тыс. рублей (средства для Челябинской области предусмотрены в ФЦП); б) областной бюджет - 80653,1 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 63999,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета в ФЦП - 23923,1 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 20499,0 тыс. рублей; средства областного бюджета, предусмотренные в проекте областного бюджета на 2003 год на выполнение Постановления Губернатора Челябинской области от 21 июня 1999 года N 262 о мероприятиях по социально-экономическому развитию Кунашакского района на 1999 - 2005 годы (далее - средства областного бюджета для Кунашакского района) - 11730,0 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 4500,0 тыс. рублей; средства, полученные за переработку облученных тепловыделяющих сборок иностранных ядерных реакторов - 45000,0 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 39000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы и источники финансирования приведены в таблице 6 приложения 2. Глава V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 14. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, является Правительство Челябинской области - государственный заказчик Программы. Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное и качественное выполнение соответствующих мероприятий Программы. Государственный заказчик Программы ежегодно, с учетом доведенных до него лимитов, разрабатывает (совместно с исполнителями основных мероприятий Программы) планы мероприятий, финансируемых из областного бюджета, и представляет их в установленном порядке на утверждение Губернатору Челябинской области. 15. Финансирование программных мероприятий осуществляется на основе договоров (соглашений), заключаемых исполнителями основных мероприятий Программы с соисполнителями (участниками гражданско-правовых отношений), о выполнении мероприятий, включенных в Программу. Государственный заказчик Программы готовит ежеквартальные и годовые отчеты по использованию финансовых средств, выделяемых из областного бюджета для реализации мероприятий по существующим разделам Программы, на основании отчетных данных исполнителей основных мероприятий Программы. Ежегодное финансирование программных мероприятий из областного бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующей статьей Закона Челябинской области об областном бюджете на текущий год. 16. В ходе реализации Программы объемы финансирования и их распределение подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета. Корректировка ежегодного финансирования предполагается также при поступлении в областной бюджет дополнительных средств, в частности, полученных за переработку облученных тепловыделяющих сборок иностранных ядерных реакторов. Корректировка Программы может предусматривать изменения и дополнения в перечне программных мероприятий, финансируемых из областного бюджета, а также в их финансовом обеспечении. Внесенные изменения и дополнения утверждаются Законодательным собранием Челябинской области. Корректировка Программы осуществляется на базе обоснованных предложений исполнителей основных мероприятий Программы, а также прочих заинтересованных организаций. Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ 17. На Правительство Челябинской области - государственного заказчика Программы - возлагаются следующие обязанности: организация управления реализацией Программы; контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием выделенных средств; подготовка информации Губернатору Челябинской области и Законодательному собранию Челябинской области о выполнении мероприятий Программы; подготовка предложений по корректировке и развитию Программы. Глава VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 18. В результате реализации Программы за счет всех источников финансирования предполагается в 2003 - 2005 годах освоить 173,5 млн. рублей капитальных вложений на продолжение (завершение) строительства ранее начатых объектов. В результате реализации Программы предусмотрены строительство 41 объекта и разработка проекта реабилитации поймы реки Теча в пределах села Муслюмова. С учетом освоения указанного объема капитальных вложений по окончании реализации Программы планируется введение в эксплуатацию 25 объектов, указанных в следующей таблице. Таблица ------------------------|-----------|-------|------|------|------- | Наименование объекта | Единица | 2003 -| 2003 | 2004 | 2005 | | | измерения | 2005 | год | год | год | | | | годы | | | | |-----------------------+-----------+-------+------+------+------| |Материально - | | | | | | |техническая база | | | | | | |здравоохранения | | | | | | |пищеблок центральной | | | | | | |больницы в Аргаяшском | | | | | | |районе |место | | 250 | | | |молочная кухня в | | | | | | |Кунашакском районе |порция | | | 200 | | |больница в с. Муслюмове|койка | | | | 50 | |фельдшерско - | | | | | | |акушерский пункт в |посещений в| | | | | |Аргаяшском районе |смену | | | | 20 | |здание СЭС в | | | | | | |Красноармейском районе |объект | | 1 | | | | | | | | | | |Строительство объектов | | | | | | |социального назначения | | | | | | |школа в Кунашакском |ученическое| | | | | |районе |место | | 180 | | | |газовые сети | | | | | | |(Кунашакский, | | | | | | |Аргаяшский районы) |км | 9,1| 2,5| | 6,6| |жилье |кв. м |11781,8|4998,0|3372,9|3410,9| | |квартира | 222 | 111 | 54 | 57 | |в том числе: | | | | | | |строительство жилья |кв. м | 4309,8|2458 | 203,9|1647,9| | |квартира | 100 | 70 | 2 | 28 | |в том числе: | | | | | | |Кунашакский район |кв. м | | | 203,9| 383,9| | |квартира | | | 2 | 4 | |Красноармейский район |кв. м | | | | 234 | | |квартира | | | | 3 | |Каслинский район |кв. м | |2458 | |1030 | | |квартира | | 70 | | 21 | |приобретение жилья |кв. м | 7472 |2540 |3169 |1763 | | |квартира | 122 | 41 | 52 | 29 | ------------------------|-----------|-------|------|------|------- 19. Итоговый социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет медицинской, психологической защиты граждан, а также реабилитации территорий пострадавших районов, в том числе за счет: а) улучшения материально-технической базы здравоохранения (и, как следствие, снижения текущего медицинского облучения), образования, улучшения условий жизни населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях или ранее подвергшегося радиационному воздействию; б) получения соответствующей требованиям санитарно-гигиенических нормативов продукции растениеводства и животноводства на территориях районов, пострадавших от аварий на производственном объединении "Маяк", что позволит снизить долю внутреннего облучения граждан; в) социальной защиты определенных категорий граждан, пострадавших от воздействия радиации в результате деятельности производственного объединения "Маяк"; д) снижения социально-психологической напряженности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях. Приложение 1 к областной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2003 - 2005 годы
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ------------------|--------|-----------------------------------|---------------- | Наименование | Всего, | Источники финансирования, | Исполнители | | мероприятий |за счет | тыс. рублей в ценах 2002 года | основных | | | всех |--------|--------------------------| мероприятий | | | источ- | ФБ <*> | ОБ | | | | ников |--------+--------|--------|--------| | | |финанси-| |средства|средства|средства| | | |рования,| |област- |област- |за | | | | тыс. | |ного |ного |перера- | | | | рублей | |бюджета |бюджета |ботку | | | | | |в ФЦП |для |ОТВС | | | | | | |Кунашак-| | | | | | | |ского | | | | | | | |района | | | |-----------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------------| |ВСЕГО ПО | | | | | | | |ПРОГРАММЕ |213770,3|133117,2| 23923,1| 11730,0| 45000,0| | | | | | | | | | |ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ | 40271,3| 23617,2| 3424,1| 7230,0| 6000,0| | | | | | | | | | |КАПИТАЛЬНЫЕ | | | | | | | |ВЛОЖЕНИЯ |173499,0|109500,0| 20499,0| 4500,0| 39000,0| | |-----------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------------| |Социально - |175334,9|110007,9| 20499,0| 5828,0| 39000,0| | |экономическая | | | | | | | |реабилитация | | | | | | | |населения и | | | | | | | |территорий, | | | | | | | |подвергшихся | | | | | | | |радиационному | | | | | | | |воздействию | | | | | | | | | | | | | | | |ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ | 1835,9| 507,9| | 1328,0| | | |Материально - | 1835,9| 507,9| | 1328,0| |главное | |техническая | | | | | |управление по | |поддержка | | | | | |радиационной и | |учреждений | | | | | |экологической | |культуры, | | | | | |безопасности | |образования, | | | | | |Челябинской | |детских | | | | | |области | |учреждений | | | | | | | | | | | | | | | |КАПИТАЛЬНЫЕ |173499,0|109500,0| 20499,0| 4500,0| 39000,0|главное | |ВЛОЖЕНИЯ | | | | | |управление | | | | | | | |строительства и| | | | | | | |архитектуры | | | | | | | |Челябинской | | | | | | | |области, | | | | | | | |главное | | | | | | | |управление по | | | | | | | |радиационной и | | | | | | | |экологической | | | | | | | |безопасности | | | | | | | |Челябинской | | | | | | | |области | |-----------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------------| |Охрана здоровья | | | | | | | |граждан, | | | | | | | |подвергшихся | | | | | | | |радиационному | | | | | | | |воздействию, и их| | | | | | | |потомков первого | | | | | | | |и второго | | | | | | | |поколения | | | | | | | | | | | | | | | |ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ | 19747,8| 11433,0| 1814,8| 500,0| 6000,0| | |Оказание | 19747,8| 11433,0| 1814,8| 500,0| 6000,0|главное | |медицинской | | | | | |управление по | |помощи лицам, | | | | | |радиационной и | |подвергшимся | | | | | |экологической | |радиационному | | | | | |безопасности | |воздействию, и их| | | | | |Челябинской | |потомкам первого | | | | | |области, | |и второго | | | | | |главное | |поколения, | | | | | |управление | |в том числе: | | | | | |здравоохранения| | | | | | | |Челябинской | | | | | | | |области | |развитие | 17933,0| 11433,0| | 500,0| 6000,0|главное | |материально - | | | | | |управление | |технической базы | | | | | |здравоохранения| |лечебно - | | | | | |Челябинской | |профилактических,| | | | | |области | |санитарно - | | | | | | | |профилактических | | | | | | | |и | | | | | | | |реабилитационных | | | | | | | |учреждений | | | | | | | | | | | | | | | |организация | 1814,8| | 1814,8| | | | |оздоровления | | | | | | | |детей, | | | | | | | |проживающих в | | | | | | | |населенных | | | | | | | |пунктах, | | | | | | | |расположенных в | | | | | | | |зоне влияния | | | | | | | |производственного| | | | | | | |объединения | | | | | | | |"Маяк" | | | | | | | |-----------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------------| |Снижение уровней | | | | | | | |облучения | | | | | | | |населения и | | | | | | | |реабилитация | | | | | | | |радиоактивно | | | | | | | |загрязненных | | | | | | | |территорий | | | | | | | |ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ | 12967,1| 6552,0| 1013,1| 5402,0| | | |Проведение | 12967,1| 6552,0| 1013,1| 5402,0| |главное | |реабилитационных | | | | | |управление по | |и защитных | | | | | |радиационной и | |мероприятий в | | | | | |экологической | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|