Расширенный поиск

Закон Удмуртской Республики от 13.02.1992 № 301-12

 

ЗАКОН

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

О недрах

 

(В редакции Закона Государственного Совета Удмуртской Республики от 11.07.1996 № 272-1)

 

Действие приостановлено - Закон Государственного Совета Удмуртской Республики от 29.11.2000 № 256-2

 

Настоящий Закон регулирует горные отношения на территории Удмуртской Республики, устанавливает правовые и экономические основы рационального использования и охраны недр, обеспечивает государственные интересы республики как собственника недр и защиту прав пользователей недрами.

 

Раздел 1. Общие положения

 

Статья 1. Недра Удмуртской Республики.

К недрам Удмуртской Республики относится часть природной среды в пределах территории республики, залегающая ниже почвенного слоя и дна водоемов до глубин, доступных для освоения.

Заключенные в недрах минеральные образования и другие объекты, представляющие интерес для изучения и промышленного освоения, составляют государственный горный фонд Удмуртской Республики.

Статья 2. Государственная собственность Удмуртской Республики на недра.

Недра являются государственной собственностью Удмуртской Республики. Пользование недрами республики может осуществляться только на благо народов, проживающих на ее территории.

Право владения и распоряжения горными объектами принадлежит высшим органам государственной власти Удмуртской Республики.

Горные объекты государственного фонда Удмуртской Республики могут передаваться только в пользование.

Статья 3. Собственность на геологическую информацию о недрах.

Первичная геологическая, геофизическая, лабораторная и техническая информация о недрах является совместной собственностью Удмуртской Республики и юридических лиц, осуществлявших финансирование выполненных работ. Распоряжение первичной информацией и ее использование осуществляется только по согласию собственников.

Информация о строении недр, заключенных в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных свойствах и особенностях недр, содержащиеся в геологических отчетах, картахаблицах и графических приложениях, являются собственностью юридических лиц, осуществляющих финансирование выполненных работ. Использование этой информации для научной, педагогической и иной интеллектуальной деятельности может производиться только с согласия собственника.

Статья 4. Законодательство Удмуртской Республики о недрах.

Законодательство Удмуртской Республики о недрах действует на всей территории республики.

Земельные, водные, лесные, природоохранные и иные отношения, возникающие при пользовании недрами регулируются соответствующими законами Удмуртской Республики и Российской Федерации.

Местные Советы народных депутатов принимают участие в регулировании горных отношений в пределах полномочий, определяемых настоящим Законом.

Законодательство Российской Федерации о недрах действует на территории Удмуртской Республики в части, не противоречащей Закону Удмуртской Республики о недрах.

Статья 5. Компетенция Удмуртской Республики по регулированию горных отношений.

Ведению Удмуртской Республики по регулированию горных отношений подлежит:

- распоряжение объектами государственного горного фонда;

- разработка и совершенствование законодательства о недрах;

- разработка территориальных программ развития и использования минерально-сырьевых ресурсов;

- установление порядка пользования недрами;

- государственный контроль за охраной и использованием недр;

- распоряжение банком геологической информации;

- государственный учет месторождений полезных ископаемых и участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

- государственная экспертиза проектов освоения горных объектов;

- составление сводных балансов полезных ископаемых Удмуртской Республики;

- определение порядка, форм и размеров платежей за пользование недрами;

- заключение договоров (контрактов) на пользование недрами;

- выдача государственных горных лицензий на право пользования недрами;

- защита государственных интересов республики и прав пользователей недрами;

- установление квот на добычу и вывоз за пределы Удмуртской Республики минерально-сырьевых ресурсов.

Статья 6. Компетенция местных советов народных депутатов по регулированию горных отношений.

Ведению местных Советов народных депутатов по регулированию горных отношений подлежит:

- участие в определении программ социально-экономической защиты интересов населения в связи с пользованием недрами в зоне его проживания;

- предоставление горных отводов для разработки общераспространенных полезных ископаемых;

- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, торфа, подземных пресных и минеральных вод;

- прекращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

- согласование контрактов на пользование недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых, торфа, подземных пресных и минеральных вод.

Статья 7. Компетенция Российской Федерации по регулированию горных отношений.

Ведению Российской Федерации по регулированию горных отношений подлежат вопросы, не включенные в компетенцию Удмуртской Республики и местных Советов народных депутатов.

 

Раздел 2. Рациональное использование и охрана недр

 

Статья 8. Основные требования по рациональному использованию и охране недр.

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

- соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

- соблюдение положений настоящего Закона, а также утвержденных в установленном порядке стандартов ( правил, норм) по геологическому изучению, использованию и охране недр;

- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечение достоверной оценки запасов полезных ископаемых, условий пользования недрами для целей , не связанных с добычей полезных ископаемых;

- проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, недопущение разубоживания полезных ископаемых;

- рациональное использование вскрышных пород, а также правильное их размещение;

- достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и влияния других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, а также при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

- предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей для иных целей;

- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или хозяйственного водоснабжения.

Статья 9. Квотирование добычи минерально-сырьевых ресурсов.

Объем добычи минерально-сырьевых ресурсов на территории Удмуртской Республики подлежит квотированию. Квота устанавливается по видам полезных ископаемых, горнодобывающим предприятиям и объектам разработки ежегодно. Доход, полученный предприятиями и гражданами в результате превышения квоты или уклонения от квотирования, подлежит конфискации в полном объеме и поступает в республиканский бюджет.

Статья 10. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых и участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других народохозяйственных объектов до получения данных о полезных ископаемых на участке предстоящей застройки. Предоставление таких данных осуществляют территориальные геологические фонды.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых , допускается только после разрешения на это Государственного комитета Удмуртской Республики по недрам.

Статья 11. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность.

Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке заповедниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников и памятников, запрещается.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органу, выдавшему лицензию.

 

Раздел 3. Правовые основы пользования недрами

 

Статья 12. Виды пользования недрами.

Недра Удмуртской Республики предоставляются в пользование для следующих целей:

- геологического изучения;

- добычи полезных ископаемых;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Статья 13. Сроки пользования недрами.

Недра Удмуртской Республики предоставляются в пользование на срок:

для геологического изучения - до 5 лет ;

для добычи полезных ископаемых и иных целей - до 20 лет .

При необходимости сроки временного пользования могут быть продлены.

Для захоронения промышленных отходов недра предоставляются в бессрочное пользование.

Статья 14. Пользователи недр.

Пользователями недр могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и принадлежности, предоставившие гарантии инвестирования средств в освоение горных объектов и принявшие на себя обязательство добросовестного выполнения условий контракта.

Статья 15. Порядок предоставления недр в пользование.

Недра предоставляются в пользование на конкурсной основе. Основными конкурсными критериями являются:

Законом Удмуртской Республики в исключительных случаях участки недр,   относящиеся   к   Фонду   природных   нефтесырьевых   объектов республиканского   или   местного  значения,  могут  предоставляться в пользование без проведения конкурсов или аукционов (Абзац дополнен - Закон Государственного Совета Удмуртской Республики от 11.07.1996 № 272-1)

- научно-технический уровень программ геологических исследований;

- полнота извлечения полезных ископаемых;

- размеры платежей за пользование недрами и сроки их выплаты;

- вклад в социально-экономическое развитие территории и сроки реализации соответствующих программ;

- эффективность природоохранных мероприятий.

Законом Удмуртской Республики в исключительных случаях участки недр, относящиеся к Фонду природных нефтесырьевых объектов республиканского или местного значения, могут предоставляться в пользование без проведения конкурсов или аукционов.

Документом, удостоверяющим исключительное право пользования объектом государственного горного фонда, является государственная горная лицензия Удмуртской Республики.

Государственная горная лицензия Удмуртской Республики выдается Государственным комитетом Удмуртской Республики по недрам на основании договора (контракта), заключенного между Правительством Удмуртской Республики и пользователем недр по согласованию с Госкомитетом по экологии и природопользованию, Госпроматомнадзором, местной администрацией и землевладельцами. На добычу полезных ископаемых лицензия выдается отдельно на каждый объект разработки.

Пользование объектами государственного горного фонда может осуществляться только в соответствии с целями и условиями контракта.

Порядок заключения контракта и выдачи лицензии устанавливается Правительством Удмуртской Республики и распространяется на все объекты государственного горного фонда вне зависимости от срока начала пользования недрами и степени их освоенности.

Право на получение горного и земельного отводов наступает после оформления государственной горной лицензии Удмуртской Республики.

Собственники и владельцы земельных участков имеют право в их пределах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и торфа для своих нужд, без применения взрывных работ, на глубину до 5 метров и подземных пресных вод без оформления лицензии и горного отвода.

Статья 16. Недействительность сделок, нарушающих право государственной собственности Удмуртской Республики на недра.

Сделки прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности Удмуртской Республики на недра, недействительны.

Статья 17. Виды государственных горных лицензий Удмуртской Республики.

В соответствии с характером пользования недрами устанавливаются следующие виды государственных лицензий Удмуртской Республики:

- на геологоразведочные работы;

- на разработку месторождений полезных ископаемых;

- на пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- на геологическую или иную информацию о недрах.

Статья 18. Основные права и обязанности пользователей недрами.

Пользователи недр имеют права:

- использовать участки недр для осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях и границах, установленных контрактом и лицензией;

- самостоятельно выбирать формы деятельности в пределах цели, обозначенной в контракте;

- ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленных им горных отводов;

- использовать по своему усмотрению отходы горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства, если иное не предусмотрено контрактом;

- проводить все виды геологического изучения недр за счет собственных средств в пределах предоставленного горного отвода без получения дополнительной лицензии;

- продать либо переуступить полученную лицензию без изменения условий контракта.

Пользователи недр имеют преимущественное право на продление срока действия лицензии.

Пользователи недр обязаны обеспечить:

- соблюдение требований законодательства, а также стандартов, правил и норм по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- представление в Государственный комитет Удмуртской Республики по недрам и в соответствующие фонды геологической информации и отчетности о результатах геологоразведочных работ, разработки месторождений полезных ископаемых, а также об использовании недр в иных целях;

- безопасное для работников и населения ведение работ, связанных с пользованием недрами;

- охрану недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- своевременное приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

- сохранность горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при последующем геологическом, промышленном или ином хозяйственном освоении недр и ликвидация в установленном порядке выработок и скважин, не подлежащих использованию;

- сохранность геологической и иной документации, получаемой в процессе геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых;

- своевременное и правильное внесение всех видов обязательных платежей, связанных с пользованием недрами.

Статья 19. Основания прекращения права пользования недрами.

Право пользования недрами прекращается в случаях:

- истечения установленных в лицензии сроков пользования;

- отказа пользователя от прав;

- использования недр не в соответствии с целями, оговоренными в контракте.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено или приостановлено специально уполномоченными органами, выдавшими лицензию, в случаях:

- возникновения угрозы жизни или здоровья работников и населения;

- нарушений пользователем условий контракта;

- систематического нарушения правил пользования недрами и их охраны, установленных действующим законодательством;

- возникновения условий чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия и др.);

- если пользователь в течении двух лет не приступил к использованию недр;

- несвоевременного и неправильного внесения платежей за право пользования недрами и прочих обязательных платежей;

- ликвидации субъекта предпринимательской деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.

Порядок прекращения права пользования недрами устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

Статья 20. Прекращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения производственных затрат и затрат по рекультивации территорий и демонтажу возведенных объектов.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

Лица, виновные в совершении сделок, нарушающих право владения, распоряжения и пользования недрами, нарушении основных требований к их рациональному использованию и охране недр, а также:

- выборочной отработке богатых участков месторождений, приводящей к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых; сверхнормативных потерях и сверхнормативном разубоживании полезных ископаемых при добыче; порче месторождений полезных ископаемых и других нарушений требований рационального использования запасов полезных ископаемых;

- самовольной застройки площадей полезных ископаемых;

- нарушений правил и норм по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;

- невыполнении правил охраны недр, а также требований по охране окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков;

- утрате маркшейдерской или геологической документации, а также дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений , несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

 

Раздел 4. Экономические основы пользования недрами

 

Статья 22. Платность пользования недрами.

Все виды пользования недрами, а также представление информации по ним осуществляются за плату. Исключение составляют случаи, оговоренные в статье 23 настоящего Закона. Порядок, формы и нормативы платы, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

Статья 23. Виды пользования недрами, не облагаемые платежом.

От платежей при пользовании недрами освобождаются:

- пользователи, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых, торфа и подземных пресных вод на принадлежащем им или арендуемом земельном участке для нужд своего хозяйства;

- лечебные, научные, учебные или иные учреждения, осуществляющие недропользование в некоммерческих целях;

- пользователи недр, ведущие геолого-физические работы, направленные на общее изучение недр, работы по прогнозу землятрясений, инженерно-геологические изыскания, геолого-экологические исследования, контроль за режимом подземных вод;

- пользователи недр, осуществлявшие откачку подземных вод в целях безопасности работ при условии некомерческого ее использования.

Статья 24. Плата за геологоразведочные работы.

Плата за право ведения геологоразведочных работ взимается в форме разового взноса и зависит от площади работ, степени геологической изученности, перспективы, а также от продолжительности работ.

Полученные средства поступают в бюджеты районовородов, поселков и сельсоветов.

Статья 25. Плата за геологическую информацию о строении горных объектов.

Плата за геологическую информацию о строении горных объектов устанавливается собственниками информации и зависит от вида и цели ее использования, качественного уровняолученные средства поступают на счет Геологического внебюджетного фонда и распределяются между собственниками по соглашению сторон.

Статья 26. Плата за добычу полезных ископаемых.

Плата за право добычи полезных ископаемых взимается в форме разового взноса, а также последующих регулярных платежей за добытые полезные ископаемые, вносимые с момента начала добычи.

Размеры платежей за право добычи и добытые полезные ископаемые устанавливаются в зависимости от вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, горно-технических и экономических условий разработки месторождений.

Полученные средства в полном объеме поступают в республиканский бюджет и в бюджеты районов, городов, поселков и сельсоветов.

Статья 27. Плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Платежи за право пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются в форме регулярных взносов в течение всего срока действия этого права. Размеры платежей определяются в зависимости от эффекта, получаемого пользователем по сравнению с осуществлением соответствующей деятельности в альтернативном варианте или в объеме упущенной собственником недр выгоды.

Полученные средства в полном объеме поступают в республиканский бюджет и в бюджеты районов, городов, поселков и сельсоветов.

Статья 28. Отчисления на геологоразведочные работы.

Отчисления на геологоразведочные работы взимаются с пользователей недр, осуществляющих добычу любых видов полезных ископаемых.

Полученные средства в полном объеме поступают на счет Геологического внебюджетного фонда и используется для финансирования геологического изучения и охраны недр.

Статья 29. Государственная пошлина за выдачу лицензий.

Государственная пошлина за выдачу лицензий взимается с пользователей недрами в возмещение расходов органов, занимающихся экспертизой соответствующих материалов и оформлением государственной горной лицензии Удмуртской Республики.

Средства, полученные от взимания государственной пошлины за выдачу лицензии, поступают на счет Геологического Внебюджетного фонда, образуемого при Госкомитете Удмуртской Республики по недрам.

Статья 30. Формы платы за пользование недрами.

Платежи за право пользования недрами взимаются в виде поставок соответствующей доли добытых полезных ископаемых или другой продукции, производимой пользователем недр в результате осуществления предоставленных прав, либо в виде денежных выплат.

По взаимному соглашению пользователя и органов власти, в распоряжение которых должны поступать платежи за право пользования недрами, последние могут быть полностью или частично заменены выполнением работ (оказанием услуг), в том числе строительством объектов социальной инфраструктуры.

Предстоящие платежи за право пользования недрами могут быть также зачтены в качестве вклада Удмуртской Республики, районного (городского), сельского (поселкового) Советов, в распоряжение которых должны поступать эти платежи, в уставной фонд добывающих предприятий.

Право выбора форм расчета принадлежит Правительству Удмуртской Республики.

Статья 31. Распределение платежей за право пользования недрами и отчислений на геологоразведочные работы.

Платежи за пользование недрами поступают в республиканский бюджет Удмуртской Республики и бюджеты районов, городов, поселков и сельсоветов, на территории которых осуществляется пользование недрами.

В бюджет Удмуртской Республики поступает 70 процентов платежей за добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных, торфа, подземных пресных и минеральных вод) и за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В бюджет районов поступают:

- 70 процентов платежей за ведение геологоразведочных работ на их территории;

- 70 процентов платежей за добычу общераспространенных полезных ископаемых, торфа, подземных пресных и минеральных вод;

- 20 процентов платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением перечисленных выше;

- 20 процентов платежей за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В бюджеты поселков и сельсоветов поступают:

- 30 процентов платежей за ведение геологоразведочных работ на их территории;

- 30 процентов платежей за добычу общераспространенных полезных ископаемых, торфа, подземных пресных и минеральных вод;

- 10 процентов платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением выше;

- 10 процентов платежей за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Статья 32. Квотирования вывоза минерально-сырьевых ресурсов за пределы Удмуртской Республики

Вывоз минерально-сырьевых ресурсов за пределы Удмуртской Республики подлежит квотированию.

Доход, полученный предприятиями и гражданами в результате превышения квоты и бесквотного вывоза сырья, подлежит конфискации в полном объеме и поступает в республиканский бюджет.

Статья 33. Экономические санкции (штрафы) за нарушение законодательства о недрах.

Штрафы за нарушение законодательства о недрах налагаются уполномоченными на то государственными органами в пределах установленной компетенции:

- за нарушение требований по рациональному использованию и охране недр, безлицензионное пользование недрами, превышение квот на добычу и вывоз минерально-сырьевых ресурсов - Государственным комитетом Удмуртской Республики по недрам, полученные средства направляются в республиканский бюджет Удмуртской Республики;

- за нарушение требований по рациональному использованию и охране недр при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых, торфа, подземных пресных и минеральных вод - местной администрацией, полученные средства направляются в бюджеты районов, городов, поселков и сельсоветов;

- за нарушение требований по экологии, норм и правил охраны окружающей среды при пользовании недрами - Государственным комитетом Удмуртской Республики по экологии и природопользованию, полученные средства направляются на счета районных ( городских ) фондов охраны природы;

- за нарушение стандартов (правил, норм ) безопасного ведения работ при пользовании недрами - республиканской горнотехнической инспекцией, средства направляются в бюджет Российской Федерации.

Размеры и порядок уплаты штрафов, взимаемых государственными комитетами Удмуртской Республики, устанавливает Правительство Удмуртской Республики, республиканской горнотехнической инспекцией - Правительство Российской Федерации.

Статья 34. Экономическое стимулирование пользования недрами.

Экономическое стимулирование пользования недрами направлено на повышение заинтересованности в освоении объектов с неблагоприятными горно-геологическими и природными условиями и включает:

- полное или частичное финансирование региональных и местных программ рационального и комплексного использования и охраны недр из Геологического внебюджетного фонда Удмуртской Республики;

- установление дотаций рентного характера;

- снижение размеров платежей за единицу погашенных запасов;

- установление льгот для пользователей недр, осуществляющих инвестиции в мероприятия, повышающие полноту и комплексность освоения месторождений;

- освобождение от других платежей и налогов.

Статья 35. Возмещение убытков пользователям недр.

Убытки, причиненные пользователям недр действиями предприятий, организаций, органами власти и управления, а также гражданами в результате приостановления или запрета на осуществления прав пользователя, действий, приведших к ухудшению продуктивности и качества полезного ископаемого, других естественных характеристик недр, подлежат возмещению в полном объеме ( включая упущенную выгоду ) пользователям недр, если в судебном порядке эти действия признаны неправомерными.

Возмещение убытков производится предприятиями, организациями, гражданами, деятельность которых вызвала эти убытки, в порядке, предусмотренном нормативными актами Удмуртской Республики и Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате деятельности органов власти и управления, возмещаются за счет соответствующего бюджета по решению судебных органов.

Не подлежат возмещению убытки, понесенные пользователем недрами в результате застройки или затопления площадей залегания полезных ископаемых, если разрешение на такую застройку или затопление было предоставлено на законных основаниях до предоставления права пользования недрами.

Статья 36. Компенсация потерь Удмуртской Республики, вызванных воздействием на недра.

Потери Удмуртской Республики, вызванные снижением эффективности или невозможностью использования недр в результате застройки, затопления, загрязнения участков недр, иной деятельности предприятий, организаций, органов власти и управления, а также граждан, подлежат компенсации.

Эти потери включают фактические и ожидаемые дополнительные расходы на геологоразведочные работы и потери доходов соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов по всем установленным законодательством направлениям. Возмещение потерь юридическими лицами и гражданами, деятельность которых вызвала потери, осуществляется в виде внесения компенсационных платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.

Порядок внесения и правила определения размеров компенсационных платежей устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

Статья 37. Вознаграждение за выявление месторождений полезных ископаемых.

Лица, выявившие признаки месторождений полезных ископаемых, редкие геологические обнажения, минералогические, палеонтологические, и иные образования, представляющие научную или культурную ценность, на участках недр, где ранее эти объекты не отмечались, имеют право зарегистрировать указанные участки недр в Государственном комитете Удмуртской Республики по недрам.

При подтверждении ценности выявленных участков недр лицам, подавшим заявку на регистрацию, выплачивается вознаграждение за счет средств Геологического внебюджетного фонда.

Порядок выплаты и размеры вознаграждения устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

 

Раздел 5. Государственное регулирование отношений по использованию и охране недр

 

Статья 38. Задачи государственного регулирования отношений по использованию и охране недр.

Государственное регулирование отношений по использованию и охране недр ставит целью реализацию прав Удмуртской Республики на владение и распоряжение недрами.

Государственное регулирование горных отношений осуществляется посредством государственного управления, государственного учета и контроля. В задачи государственного регулирования входит:

- обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки фонда участков недр для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- установление объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и перспективу в целом по Удмуртской Республики и отдельным месторождениям;

- установление квоты на закупку Правительством Удмуртской Республики добытых на территории республики полезных ископаемых по оптовым ценам;

- установление квот на добычу и вывоз минерально-сырьевых ресурсов за пределы Удмуртской Республики;

- определение долей инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых с учетом сбалансированности интересов Удмуртской Республики и пользователей недрами;

- координация внешнеэкономической деятельности субъектов, использующих недра Удмуртской Республики;

- введение и отмена налогов, платежей и льгот, связанных с пользованием недрами, а также временных цен на минеральное сырье, добываемое на территории Удмуртской Республики;

- контроль за соблюдением законодательства о недрах и выполнением обязательств, принятых пользователями недр перед Правительством Удмуртской Республики.

Статья 39. Государственное управление отношениями по использованию и охране недр.

Государственное управление отношениями по использованию и охране недр осуществляется Президентом Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики, местной администрацией, а также специально уполномоченными государственными органами.

Государственным органом управления отношениями по использованию и охране недр является комитет Удмуртской Республики по недрам, а также иные органы по решению Правительства Удмуртской Республики.

Компетенция Государственного комитета Удмуртской Республики по недрам, права, обязанности и порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Правительством Удмуртской Республики.

Статья 40. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр.

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр имеет целью обеспечить соблюдение всеми пользователями недр действующего законодательства, стандартов (правил, норм) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности в процессе пользования недрами.

Государственный контроль за рациональным пользованием и охраной недр возлагается на Государственный комитет Удмуртской Республики по недрам, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного надзора, природоохранными и иными контрольными органами Удмуртской Республики и Российской Федерации.

Статья 41. Государственный контроль за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Государственный контроль за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, имеет целью обеспечить соблюдение всеми пользователями недр требований законодательства, стандартов (правил, норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.

Государственный контроль за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Государственным комитетом Удмуртской Республики по недрам, природоохранными и иными контрольными органами Удмуртской Республики.

Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются Положением об этих органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в части не противоречащей настоящему Закону.

Статья 42. Государственная регистрация и учет объектов государственного горного фонда.

Государственной регистрации и раздельному учету в Госкомитете Удмуртской Республики по недрам подлежат все объекты государственного горного фонда, находящиеся в геологическом изучении, подготовленные к промышленному освоению, введенные в разработку или используемые в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Горные объекты, находящиеся в геологическом изучении, числятся на балансе геологоразведочных предприятиях до завершения работ.

Горные объекты, законченные разведкой и подготовленные к промышленному освоению, передаются на баланс Государственного комитета Удмуртской Республики по недрам независимо от сроков завершения работ.

На балансе горнодобывающих предприятий могут находиться только объекты, введенные в промышленную разработку, а также иные объекты, если на право пользования ими выдана государственная горная лицензия Удмуртской Республики.

Передача горных объектов пользователям для целей добычи полезных ископаемых осуществляется только после подписания контракта с Правительством Удмуртской Республики.

Статья 43. Порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами.

Споры между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами по вопросам пользования недрами разрешаются соответственно местной администрацией в пределах компетенции, предусмотренной статьей 6 настоящего Закона, Государственным комитетом Удмуртской Республики по недрам в пределах компетенции, предусмотренной в статье 5 настоящего Закона.

Решение о прекращении права пользования недрами принимает Правительство Удмуртской Республики, о приостановлении - уполномоченные на то государственные органы.

Рассмотрению в судебном порядке подлежат:

- финансовые и имущественные споры, связанные с пользованием недрами;

- обжалование решений органов государственной власти и управления, а также специально уполномоченных государственных органов о досрочном прекращении права пользования недрами, отказе в выдаче лицензии на право пользования недрами;

- обжалование действий должностных лиц и органов власти и управления, противоречащих настоящему Закону.

Статья 44. Международные договоры.

Если международным договором, подписанным Удмуртской Республикой, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то принимаются правили международного договора.

 

 

Председатель Верховного Совета

Удмуртской Республики          В.К.Тубылов

 

 

г. Ижевск

13 февраля 1992 года

N 301-12


Информация по документу
Читайте также