Расширенный поиск
Указ Президента Республики Татарстан от 09.10.2012 № УП-862
Указ Президента
Республики Татарстан
|
Президент Республики Татарстан |
Р.Н. Минниханов |
Казань, Кремль
9 октября
N УП-862
Приложение
N 1
к Указу Президента Республики Татарстан
от 9 октября
Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива" (далее - Концепция) разработана в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
Концепция учитывает совокупность факторов, ведущими из которых являются следующие.
Экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, курс на которую взят в Российской Федерации и Республике Татарстан, предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу, диктует структурные изменения на рынке труда.
Формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Повышается спрос на команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач. Особенно востребованными становятся творческие личности, умеющие видеть, ставить и свободно решать возникающие перед обществом задачи.
Максимально эффективное развитие и использование интеллектуально-творческих способностей человека как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности.
Данные подходы присущи всем динамично развивающимся странам. В частности, в Рекомендациях Совета Европы по данному вопросу (Рекомендации Совета Европы об образовании одаренных детей N 1248 одобрены Парламентской ассамблеей Совета Европы 7 октября 1994 года) отмечается, что ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может.
Задача создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов является первостепенной в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. Поручение о включении в региональные программы мероприятий, направленных на реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, содержится в перечне поручений Президента Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N Пр-568ГС. Необходимость поддержки одаренных детей, реализации образовательных траекторий и карьерного роста изложена в Послании Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан от 13 октября 2010 года.
По мнению специалистов, под одаренностью следует понимать системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Развитие одаренности - это, как правило, результат сложного взаимодействия многих факторов: наследственности, социальной среды, которая осваивается разнообразной деятельностью, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Современной наукой у многих представителей молодежи отмечается наличие потенциальных предпосылок к достижениям в разных видах деятельности, однако действительно незаурядных результатов добивается незначительное число. Успешное развитие одаренной личности зависит не только от возможностей системы образования, но и от условий, способствующих формированию мотивации деятельности и системы ценностей, образующих основу становления одаренной личности.
Сложившаяся типологизация одаренности детей и молодежи является весьма схематичной и не отражает всего многообразия и сложности различных ее форм и видов. Исходя из стратегических вызовов, актуализируется задача развития и реализации не отдельных видов одаренности, а интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в широком понимании.
Концепция нацелена на создание единой открытой республиканской системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных (талантливых) детей и молодежи. В ней определены цели и задачи, основные принципы, механизмы и направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к: ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности.
Концепция разработана с учетом задач реализации Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы", Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 года N 1174 "Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", а также с учетом лучшей мировой и отечественной практики.
Концепцией предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Татарстан. Ключевую роль в этом должно сыграть объединение в этих целях на принципах социального партнерства работодателей, представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, некоммерческих организаций и фондов. Важными характеристиками мер реализации Концепции должны стать гибкость, возможность настройки под необходимый уровень и масштаб задач.
Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи предполагает деятельность по развитию и реализации самых различных проявлений одаренности (и их сочетаний), ведущими из которых выступают интеллектуальное, творческое и художественное, спортивное, социальное. Концепция ориентирована на развитие у детей и молодежи креативности и культуры созидания, предприимчивости, стимулирование научного исследовательского поиска, лидерства с задачей максимально широкого охвата детей и молодежи, доступности и возможности быть востребованными независимо от места проживания и социального положения. Реализация Концепции позволит увеличить количество выявляемых одаренных детей и молодежи, обеспечить условия их самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества, придаст последовательный и системный характер формированию интеллектуальной, творческой, спортивной и бизнес-элиты республики, будет способствовать росту конкурентных преимуществ Республики Татарстан.
В мировой практике выделяются два подхода к работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью:
1. Эксклюзивный, который исходит из того, что одаренные дети нуждаются в специальных условиях и программах обучения.
2. Инклюзивный, когда приоритетом является не выявление одаренности узкой группы, а создание условий для развития талантов у всех детей и молодежи.
В современной мировой практике развитых стран наблюдается тенденция к использованию обоих подходов. Целью подобной практики является признание особого подхода к развитию одаренных (талантливых) детей и молодежи с обеспечением условий для выявления и развития их способностей и талантов.
В связи с тем, что не существует единого определения одаренности, на практике чаще используют набор характеристик, которые включают в себя это понятие. Например, Комиссия по образованию Гонконга в 1990 году приняла характеристики одаренности, которые ранее были одобрены Конгрессом США. Эти характеристики включают:
общие интеллектуальные способности;
специфические академические навыки;
креативное и продуктивное мышление;
лидерские способности;
способности в области изобразительного и исполнительского искусства.
Активизации распространения опыта работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью, координации научных исследований послужило создание в 1975 году международной общественной организации - Всемирного совета по таланту и одаренности детей.
Во многих странах впоследствии были созданы национальные центры одаренности, сочетающие научно-исследовательскую, координационную, мониторинговую деятельность, а также подготовку управленческих решений для правительств и профессиональных сообществ. В частности, заметную роль поддержке одаренности детей и молодежи отводят страны Европейского союза.
В зависимости от степени участия государства в работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью выделяют два подхода - централизованный и децентрализованный.
Для централизованного подхода характерно жесткое регламентирование ответственности государства за интеграцию молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества. При этом государство определяет приоритеты и в работе с одаренными детьми и молодежью.
Так, в Китае данная деятельность осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, где особое внимание уделяется вовлеченности молодежи в экономико-трудовую деятельность.
В Японии данная работа строится на основе совместных взаимовыгодных действий государственных органов и общественных институтов и четком распределении ответственности между ними. Широко применяется государственное обеспечение функционирования специальных молодежных центров, бюро и служб. Действуют Японский институт воспитания талантов, программы по раннему развитию детей. Патентное бюро отвечает за работу детских клубов изобретателей.
В Сингапуре пытаются воспитать "лучшую нацию на свете", сделав теорию воспроизводства интеллектуальной элиты национальной идеей. Одаренные (талантливые) люди должны возглавлять ведущие институты государства и сферы жизнедеятельности общества. Здесь работа с одаренными детьми связывается с успешным развитием самой страны.
В Германии стратегия предпринимаемых действий направлена на разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Во всех крупных городах имеются информационные молодежные центры. В каждой из 16 земель есть свои положения о программах обучения одаренных детей и молодежи и их педагогическом обеспечении. Действуют программы и проекты обследования и мониторинга (по 30 тысяч представителей молодежи обследуются ежегодно, за 900 следят по 3 года). Одаренным студентам оказывается материальная помощь.
В Канаде введен обязательный год посещения детского сада перед поступлением в школу.
Для децентрализованного подхода характерно ограничение роли государства и делегирование данных функций общественному и коммерческому сектору. В данной деятельности они участвуют на паритетной основе. Этот подход сфокусирован на создании возможностей преимущественно для активной молодежи.
В США на государственную помощь при жесткой регламентации могут рассчитывать лишь социально не защищенные категории молодежи. К участию в реализации программ и проектов, поддерживающих одаренных, активно привлекается коммерческий сектор, внедряются соответствующие механизмы. Создана действенная система поощрения и развития одаренности. Развита индустрия технических средств обучения. В каждом штате созданы специальные группы экспертов по способностям. Более 140 университетов предлагают особые программы для одаренных (талантливых) детей и молодежи.
Образовательная практика работы с одаренными детьми в США, как и в Израиле, Тайване, Корее, включает в себя технологии развития интеллекта и креативности.
В США федеральная программа "Джавитс", специально разработанная в 1988 году в интересах поддержки одаренных (талантливых) детей, решает задачи координации исследовательских проектов и инновационных стратегий в области одаренности детей, нацелена на увеличение эффективности работы в начальной и средней школе. Утверждены официальные требования к квалификации учителей для одаренных учащихся.
Британская система дает молодым людям шанс (поддержку), но избегает чрезмерной опеки, которая может подорвать стимул к самостоятельной активности, привести к иждивенчеству. В то же время выявление одаренных детей - часть целостного учебного процесса. Согласно указаниям к национальной программе в каждой школе и колледже выявляется примерно 5 процентов одаренных учащихся в возрасте 11-19 лет (около 10 процентов могут быть включены школой в список одаренных и талантливых детей и молодежи). Следует отметить, что в более раннем возрасте выявление одаренности носит максимально гибкий характер и позволяет создать условия эффективного выявления одаренных детей, а также сформировать объективный механизм для включения в категорию одаренных детей и выхода из нее.
В указанных государствах действуют общественные организации (Национальные ассоциации), которые координируют работу с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью, их родителями и педагогами.
В то же время в организации работы с одаренными детьми и молодежью возрастает и роль государства. Так, департамент образования Великобритании в 2007 году разработал национальный проект "Одаренные и талантливые". Проект представляет собой систему образовательных стандартов, а также консультации для учителей, работающих с одаренными детьми.
Шведская система направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства.
Несмотря на различные механизмы работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью, общим для большинства ведущих стран является:
наличие государственных и общественных экспертных центров по работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью, которые разрабатывают рекомендации как для правительства, так и для различных учреждений и родителей;
наличие партнерства между государством и общественными и (или) коммерческими организациями в разработке и реализации соответствующих программ.
В Российской Федерации прослеживаются два подхода к работе:
выявление и поддержка группы одаренных детей и молодежи, доля которых в каждом регионе невелика, - подход привычный и наименее затратный;
переориентация образовательного процесса на индивидуальные образовательные траектории, создание которых позволяет не только отбирать одаренных детей и молодежь, но и создавать условия для массового проявления талантов в разных сферах деятельности, - подход должен изменить облик массового образования, но требует значительных финансовых затрат.
Реализация второго подхода ведется через внедрение вариативных форм профильного и углубленного обучения. В системе общего образования это создание профильных классов в многокомплектных школах, гимназиях, лицеях, сельских базовых школах на основе сетевого взаимодействия, а также построение индивидуально-групповых траекторий обучения в рамках часов школьного компонента. В системе учреждений дополнительного и специального образования - обучение в спортивных, музыкальных и художественных школах, художественных училищах, училищах искусств и олимпийского резерва.
Традиционно большое внимание в стране уделяется развитию конкурсных мероприятий среди детей в формате олимпиад по различным образовательным предметам. В среднем по России более 40 процентов детей участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. В частности, во всероссийских олимпиадах по стране участвуют 32 процента учащихся на школьном уровне, 9,5 процента - на муниципальном и 1,04 процента - на региональном уровне.
На федеральном уровне центром ответственности за организацию работы по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи является Министерство образования и науки Российской Федерации, которое в последнее время значительно усилило внимание к данной проблеме. Анализ деятельности регионов Российской Федерации показывает, что во многих из них есть немало наработок в вопросах выявления одаренных (талантливых) детей и молодежи, прежде всего, по отдельным направлениям поиска и поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи.
Так, целевые программы и подпрограммы "Одаренные дети" были приняты в Белгородской, Брянской, Воронежской, Тульской и Ярославской областях.
В Самарской, Ярославской, Новосибирской областях и Забайкальском крае приняты поправки в методику расчета подушевого норматива и в методику расчета новой системы оплаты труда (НСОТ) с учетом специфики работы с одаренными (талантливыми) детьми (малые группы, индивидуальное наставничество, профильность).
Многие регионы нацелены на поиск и отбор одаренных (талантливых) детей и молодежи через систему олимпиад, соревнований, фестивалей и конкурсов, в них вовлекается большое количество учащихся. В дополнение к федеральным стипендиям, грантам, премиям учреждаются региональные, муниципальные стипендии, гранты, премии.
Отдельное внимание уделяется созданию сети учреждений, работающих с одаренными детьми: президентских лицеев, школ-интернатов и школ на базе научно-исследовательских центров, ресурсных центров. В частности, в Кемеровской области созданы 4 региональных и 28 муниципальных центров по работе с талантливыми детьми и молодежью. Образование подобных учреждений основано как на переходе ограниченных групп одаренных детей из общеобразовательной школы в специализированные учреждения, так и на создании специальных условий (дополнительные возможности, летние профильные смены, индивидуальные планы, консультации, дистанционное обучение) в общеобразовательных школах.
Создаются центры поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционные школы при национальных исследовательских университетах. Учреждения дополнительного образования работают при Московском физико-техническом институте (государственный университет), Национальном исследовательском ядерном университете "МИФИ", Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана. Более 50 вузов Москвы сотрудничают с московским Дворцом творчества детей.
Есть примеры законодательного решения вопросов, связанных с поддержкой одаренных детей. В Новгородской области принят Закон Новгородской области от 30 июля 2010 года N 800-03 "О дополнительных мерах социальной поддержки обучающихся, проявивших способности в учебной и научно-исследовательской деятельности". В Иркутской области действует Закон Иркутской области от 29 декабря 2007 года N 154-03 "О государственной поддержке культуры в Иркутской области", в рамках которого оказывается государственная поддержка одаренным детям и талантливой молодежи в области искусства.
Многие регионы планируют принятие соответствующих региональных долгосрочных целевых программ. В частности, принятие пакета нормативных правовых актов запланировано в Астраханской области. Это ряд ведомственных положений (о разработке авторских интегрированных образовательных программ; о региональной системе сертификации компаративно высоких образовательных достижений детей; о траекториях индивидуальных образовательных маршрутов; требования к подготовке педагогических кадров по интегрированным технологиям и консалтинго-тьюторским методикам). Принято постановление Правительства Астраханской области от 16 июня 2009 года N 291-П "О поощрении талантливых обучающихся общеобразовательных учреждений", регламентирующее меры государственной поддержки и стимулирования несовершеннолетних с компаративно высокими образовательными достижениями (в том числе по их "раннему прикреплению" к производственным предприятиям, научным разработкам, стажировкам в социальных, управленческих и других сферах достижений).
Во многих регионах формируются базы данных одаренных детей и молодежи и работающих с ними педагогов. В то же время их практическое применение весьма ограничено.
Определенный опыт повышения квалификации педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми и молодежью на основе модульных программ прослеживается в Воронежской, Московской, Самарской областях, Красноярском, Пермском краях и других регионах.
В целом реализация приоритетного национального проекта "Образование", подпрограммы "Одаренные дети", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" создает хорошие предпосылки для совершенствования работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью.
В то же время следует выделить и учитывать в работе ряд причин, снижающих эффективность существующих государственных программ.
Одна из них - декларативность программ. Они, как правило, не учитывают индивидуальных особенностей и различий одаренных (талантливых) детей и молодежи и сфокусированы скорее на отчетности, а не на эффективности.
Отмечается также узкий предметный диапазон мероприятий по выявлению одаренных детей и молодежи. Чаще всего, это школьные дисциплины. Не оцениваются креативность, новые идеи или знания и навыки, приобретенные в результате индивидуальной работы. В результате многие потенциальные таланты остаются невыявленными. Этому же способствует и несовершенство инструментов выявления одаренных детей и молодежи.
Негативным фактором, влияющим на развитие и реализацию интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, выступает чрезмерное (не всегда очевидное) разделение на "одаренных" и "неодаренных" детей. Молодые люди, не включенные в категорию "одаренных", теряют мотивацию к обучению. Одаренные (талантливые) дети и молодежь вынуждены нести бремя завышенных ожиданий окружающих. К тому же зачастую отмечается "негибкость" учебных программ для одаренных детей и молодежи.
В целом для Республики Татарстан присущи общероссийские тенденции. Центром ответственности за организацию работы по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, которое организует совместную деятельность с Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством культуры Республики Татарстан.
В Республике Татарстан реализуется ряд целевых программ, касающихся поддержки одаренных детей, а также приняты нормативные правовые акты, устанавливающие меры по государственной поддержке талантливой молодежи. В частности, это подпрограмма "Одаренные дети" Долгосрочной целевой программы "Дети Татарстана" на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 года N 1150 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Дети Татарстана" на 2011-2013 годы", постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 мая 2006 года N 249 "О реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан". Республика Татарстан входит в группу регионов - лидеров Российской Федерации по финансированию мероприятий поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи.
Как правило, способности детей и молодежи выявляются и оцениваются на различного рода публичных интеллектуальных конкурсах с рейтинговой оценкой результатов, конференциях, олимпиадах, турнирах, выставках, творческих конкурсах, фестивалях и спортивных состязаниях.
С целью активизации творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы учащихся проводятся следующие мероприятия: Поволжская научная экологическая конференция школьников, Поволжская научная конференция учащихся им. Н.И. Лобачевского, региональная научно-техническая олимпиада-конференция "Интеллект", республиканская олимпиада юных изобретателей "Кулибины XXI века", телеигра-олимпиада "Химический бум", конкурс "Эрудит", Слет школьных компаний и другие. Ежегодно в них принимают участие более 2,5 тысячи учащихся республики и из других регионов.
В большинстве муниципальных образований республики функционируют школьные научные общества, в которых ежегодно занимаются более 20 тысяч учащихся.
В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 года N 1174, активно внедряются различные формы электронного образования, используются перспективные образовательные ресурсы и технологии. Развиваются специализированные гимназии и лицеи, ведется создание республиканской школы интернатного типа для одаренных детей.
На базе Института развития образования Республики Татарстан действуют курсы повышения квалификации педагогических работников "Разработка комплекса мер по работе с одаренными детьми".
На протяжении ряда лет с участием ведущих вузов успешно функционируют профильные лагеря для одаренных школьников: "Квант", "Биосфера" и "Лингво-Лидер" (на базе Казанского (Приволжского) федерального университета), "Орбиталь" (на базе Казанского национального исследовательского технологического университета (КХТИ), "Интеллект" (на базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ), компьютерный лагерь "Байтик".
Более высокий уровень образовательного процесса реализуется в малых университетах при Казанском (Приволжском) федеральном университете, Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева - КАИ, Казанском национальном исследовательском технологическом университете, где преподавателями учреждений высшего профессионального образования ведется работа с одаренными детьми и молодежью.
Пользуются успехом лагеря и проекты, проводимые одаренной молодежью движения "Сэлэт", через них ежегодно проходит около 2 тысяч детей.
На протяжении последних лет по результатам всероссийских олимпиад команда школьников Республики Татарстан лидирует по Приволжскому федеральному округу и прочно удерживает позиции одной из лучших по России. В 2010 году 14 школьников Республики Татарстан стали победителями и 45 - призерами Всероссийской олимпиады. В общей сложности по республике в олимпиадах приняли участие около 150 тысяч учащихся на школьном уровне, 42,5 тысячи - на муниципальном и 3,3 тысячи - на республиканском.
В 2011 году 14 школьников стали победителями и 61 - призером Всероссийской олимпиады. По итогам выступлений на международных олимпиадах и конкурсах в 2011 году 1 учащийся стал победителем Международной олимпиады по математике, 1 - бронзовым призером V Международной альтернативной олимпиады по астрофизике, 2 - финалистами Международного конкурса водных проектов, 1 - финалистом Международной ярмарки Intel ISEF.
Для закрепления в Республике Татарстан победителей и призеров заключительного этапа всероссийской и международной олимпиад школьников учреждены 100 специальных стипендий для студентов очной формы обучения.
В большинстве муниципальных районов республики выделяются финансовые средства на учреждение грантов, стипендий, разовых премий для поощрения талантливой молодежи.
Практикуются меры поддержки одаренной молодежи со стороны бизнес-структур. Так, с 2009 года благотворительный фонд "Русский стандарт" реализует в республике программу финансовой поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 20 лет для продолжения учебы и развития своих способностей. Долгосрочная программа "100 талантливых детей села" реализуется ОАО "АИКБ "Татфондбанк". Именные стипендии для поощрения наиболее талантливых студентов учреждены ОАО "АК БАРС" БАНК. Большая работа ведется благотворительным фондом "Одаренные дети" ОАО "Татнефть".
Ведущими мероприятиями по поиску и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, созданию благоприятной среды и условий для развития их творческого потенциала являются ежегодно проводимые международные, всероссийские и региональные фестивали и конкурсы. Это, прежде всего, "Созвездие - Йолдызлык", "Весенние выкрутасы", "Молодые дарования России", "Джазовая капель", "ТАТ - ARS - ТАН", "Фанфары Татарстана", "Алтын калэм - Золотое перо" и другие. Для молодых дарований устанавливаются специальные стипендии.
Развиваются сеть специализированных учреждений и система выявления талантливых детей в области спорта. Проводятся республиканские чемпионаты и спартакиады. Оказывается целевая поддержка участникам соревнований всероссийского и международного уровней. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 января 2010 года N 17 "О государственной поддержке спортсменов и тренеров Республики Татарстан" учреждены специальные ежемесячные стипендии.
В целях государственной поддержки молодых ученых и специалистов учреждены гранты, премии, специальные стипендии, проводится ежегодный Республиканский конкурс научных работ студентов и аспирантов на соискание премии им. Н.И. Лобачевского, а также действуют такие программы, как "50 лучших инновационных идей", "Старт-1", "Старт-2", "Идея-1000", "У.М.Н.И.К.", "Ведущие научные школы".
Особую роль играет программа переподготовки и стажировки в ведущих отечественных и зарубежных научно-образовательных центрах "Алгарыш", на реализацию которой ежегодно направляется до 100 млн. рублей.
Положительно зарекомендовали себя молодежные конкурсы "Кадровый резерв", "Вверх", инновационные форумы молодежи, которые стали действенными площадками для выявления и поддержки одаренной молодежи.
В то же время, несмотря на определенные достижения в работе с одаренными детьми и молодежью, можно выделить и целый ряд проблемных вопросов.
Сведения об одаренных (талантливых) детях и молодежи рассредоточены по различным структурам, отсутствуют специализированные информационные ресурсы для данной категории детей и молодежи, что не позволяет в полной мере владеть информацией о проводимых конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного уровня.
Отсутствует межведомственная координация работы, сложившиеся формы не образуют единой системы "сквозного сопровождения" развития одаренной личности от момента ее выявления до реализации в какой-либо форме (трудоустройства по специальности, создания собственного бизнеса, развития индивидуальной научной, творческой или спортивной карьеры).
Значительное число победителей и призеров Всероссийских олимпиад, грантовых программ стремится продолжить обучение за пределами Республики Татарстан, в первую очередь, из-за больших возможностей самореализации, перспектив в индивидуальной карьере.
Сегодня явно недостаточно квалифицированных кадров, действующих программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью. Также недостает квалифицированного научного руководства, методического обеспечения этой работы. Нет и массовой практики использования технологий образования, направленных на развитие творческих способностей детей и молодежи.
Как правило, отмечается низкий уровень материально-технической базы учреждений дополнительного образования, особенно в сельской местности, а также отсутствие специальных нормативов финансирования в рамках нормативно-подушевого финансирования.
В недостаточной мере используются такие зарекомендовавшие себя в мире формы работы, как привлечение преподавательских и научных кадров учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов в качестве наставников (тьюторов), использование вузовских и академических лабораторий в качестве стартовых площадок развития инновационных разработок одаренной молодежи.
Следует также отметить слабое вовлечение общественного и коммерческого секторов в работу с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью.
В приведенной ниже таблице изложены основные сильные и слабые стороны нынешнего состояния работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью, возможности и угрозы, которые учитывались при разработке Концепции.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
инновационный вектор развития республики, развитая инфраструктура (технопарки, научные и образовательные учреждения, высокотехнологичные производства и т.п.); наличие Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее"; значительный объем финансовых ресурсов, направляемых на образование, работу с детьми и молодежью; наличие различных механизмов и форм выявления одаренных (талантливых) детей и молодежи (олимпиады, конкурсы, грантовые программы, стипендии др.); большое количество выявляемых одаренных (талантливых) детей и молодежи (в том числе победителей всероссийских и международных конкурсов); высокая степень распространения в республике информационных технологий; социальная и политическая стабильность в Республике Татарстан |
отток одаренной (талантливой) молодежи из Республики Татарстан; низкая эффективность использования инновационной инфраструктуры; неэффективность механизмов подбора и подготовки персонала высокой квалификации; низкий уровень образования, прежде всего профессионального; диспропорции рынка труда и сложности профессиональной самореализации молодежи; низкая эффективность "социальных лифтов"; преобладание потребительских социальных установок, низкий уровень самостоятельности и инициативности детей и молодежи; слабое владение иностранными языками, низкий уровень интегрированности в мировое научно-образовательное пространство; нехватка специалистов по работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью; неразвитость управленческих социальных технологий, социальных инноваций |
Возможности |
Угрозы |
развитие наукоемких секторов экономики; возрастающая потребность работодателей в высококвалифицированных кадрах; расширение информационно-коммуникационной среды, в том числе доступа к новым знаниям; развитие институтов гражданского общества; расширение международных связей и партнерских отношений, рост позитивного имиджа Республики Татарстан как динамично развивающегося региона; наличие политической воли к решению вопросов поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи |
сохранение высокой доли сырьевой составляющей экономики; нарастание конкуренции со стороны ведущих научно-образовательных центров и успешно развивающихся регионов, повышение темпов "утечки" одаренной (талантливой) молодежи из республики; отсутствие целостной системы работы, низкая межведомственная координация выявления, развития и сопровождения одаренных (талантливых) детей и молодежи, в том числе трудоустройства; избыток негативной информации и возможность манипулирования сознанием молодежи; несовершенство нормативной правовой базы по выявлению и поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи |
Целью Концепции является создание единой республиканской системы эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Республики Татарстан.
Задачи Концепции:
1. Выявление одаренных (талантливых) детей и молодежи в различных областях деятельности.
2. Создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных одаренных (талантливых) детей и молодежи.
3. Развитие способностей и формирование компетенций одаренных (талантливых) детей и молодежи.
4. Последовательное сопровождение одаренных (талантливых) детей и молодежи, вовлечение их в созидательную деятельность.
5. Формирование информационно-коммуникационной среды, в том числе специализированного республиканского портала.
6. Создание привлекательных условий для закрепления в Республике Татарстан и привлечения одаренных (талантливых) детей и молодежи в республику, их самореализации, трудоустройства и профессионального роста.
7. Расширение сети учреждений, в том числе специализированных, ведущих работу с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью. Кадровое обеспечение их деятельности.
8. Создание механизмов, стимулирующих возникновение общественных формирований, в том числе молодежных сообществ, ориентированных на инновационное развитие Республики Татарстан.
9. Организация научно-исследовательской работы, разработка и внедрение перспективных моделей работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью.
10. Мониторинг и целевая поддержка перспективных молодежных инициатив и проектов.
11. Формирование кадрового резерва по различным направлениям деятельности.
12. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации интеллектуальных, финансовых и организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия.
Концепция основывается на следующих принципах:
1. Принцип равных базовых возможностей.
Концепция базируется на доступности участия в единой региональной системе выявления и поддержки всех детей и молодежи до 30 лет, а также молодых (до 35 лет) ученых и аспирантов независимо от места проживания и социально-экономического положения.
Для всех участников предполагаются равные возможности и общие требования.
2. Принцип системности.
Системный подход в достижении задач Концепции подразумевает совокупный учет основных факторов и направлений работы, координацию деятельности всех звеньев инновационной и образовательной инфраструктуры, учет интересов государства, работодателей, общественности, самих детей и молодежи.
Выстраиваемые отношения между субъектами должны быть взаимосвязаны общими задачами, носить системный характер.
3. Принцип индивидуального подхода.
С целью максимально эффективного раскрытия личного потенциала молодых людей разрабатываются индивидуальные траектории образования, карьеры и саморазвития в соответствии с выявляемыми интересами и способностями, а также приоритетами развития Республики Татарстан.
4. Принцип социального партнерства.
Концепция исходит из необходимости гармоничного сочетания индивидуальной свободы и социальной ответственности детей и молодежи, когда личные и общественные интересы не вступают в противоречия, а согласовываются во взаимодействии в целях самореализации молодежи и развития Республики Татарстан.
5. Принцип информационной прозрачности и открытости.
Участие детей и молодежи в программах реализации Концепции является доступным, открытым и гласным. Предусматривается доведение до сведения детей (их родителей), молодежи максимально полной информации о возможностях образования и науки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства и различных форм самореализации по приоритетным направлениям современного развития.
Предполагается широкое вовлечение в качестве партнеров и операторов реализации Концепции различных общественных структур и коммерческих формирований. Данный принцип ориентирован на открытость и доступность информации для всех заинтересованных сторон, нацелен на устойчивое формирование социальных настроений поддержки одаренности.
6. Принцип обратной связи.
Для адаптации системы к постоянно меняющимся условиям современного мира и требованиям рынка труда Концепцией предусматриваются постоянно работающие механизмы обратной связи, которые позволяют участникам и партнерам влиять на работу системы выявления и поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи, вносить предложения по ее совершенствованию.
7. Принцип деятельностного подхода.
Данный принцип исходит из того, что процессы обучения и воспитания наиболее успешно протекают в деятельности. Учет данного принципа при реализации Концепции должен способствовать эффективному выявлению и развитию способностей детей и молодежи, их успешной самореализации.
Президент Республики Татарстан образует Межведомственный координационный совет по реализации Концепции (далее - Межведомственный координационный совет), утверждает положение о нем и его состав.
Межведомственный координационный совет разрабатывает предложения по реализации Концепции и привлечению необходимых для этого ресурсов, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организаций и учреждений, участвующих в реализации Концепции, вносит Президенту Республики Татарстан иные предложения по совершенствованию работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью, инициирует внесение изменений в Концепцию.
Кабинет Министров Республики Татарстан разрабатывает и утверждает республиканскую целевую программу по реализации Концепции, определяет ресурсное обеспечение и сроки ее выполнения, а также принимает нормативные правовые акты, направленные на реализацию основных положений Концепции.
В целях организации работы по выполнению республиканской целевой программы по реализации Концепции Кабинет Министров Республики Татарстан принимает решение об определении уполномоченного органа (специализированной организации) и обеспечивает необходимые условия для его деятельности.
Уполномоченный орган:
организует работу по исполнению решений Межведомственного координационного совета;
инициирует разработку и обеспечивает исполнение программ по реализации Концепции, синхронизирует их с реализацией иных республиканских программ по поддержке одаренных детей и молодежи;
разрабатывает предложения по формированию бюджета реализации Концепции;
обеспечивает научно-прикладное, в том числе экспертное, сопровождение реализации Концепции;
в установленном порядке формирует и управляет базой персональных данных одаренных (талантливых) детей и молодежи, вносит в Межведомственный координационный совет предложения по формированию кадрового резерва для сферы государственного, муниципального управления и различных секторов экономики Республики Татарстан;
обеспечивает функционирование специализированного портала и информационных ресурсов;
участвует в организации взаимодействия в рамках реализации Концепции органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организаций и учреждений, определяет партнеров и операторов по различным направлениям деятельности и заключает с ними соглашения;
обеспечивает вовлечение в реализацию Концепции работодателей с целью выработки мер по трудоустройству перспективной молодежи;
осуществляет мониторинг и поддержку молодежных инициатив и проектов;
вносит предложения по вопросам разработки необходимых нормативных правовых документов.
Участниками реализации Концепции выступают органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, предприятия, учреждения, организации и физические лица, солидарные с целями и задачами Концепции и непосредственно участвующие в деятельности по выявлению, развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи.
Вышеуказанные субъекты при заключении соответствующего соглашения с уполномоченным органом выступают партнерами, операторами реализации Концепции по различным направлениям деятельности и мероприятий по ее выполнению.
Важным механизмом реализации Концепции должен стать портал, который отразит многогранную работу всех субъектов, участвующих в реализации Концепции, создаст удобные и эффективные интерфейсы по основным направлениям Концепции, будет интересным и актуальным для молодежи.
Целевой адресат Концепции - дети и молодежь в соответствии с Законом Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", а также молодые (до 35 лет) ученые и аспиранты.
Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи ориентировано на выявление, поддержку и сопровождение различных типов одаренности (и их сочетаний), основными из которых являются:
интеллектуальная одаренность (определяется высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в научно-исследовательской, инновационной, предметной деятельности);
творческая и художественная одаренность (проявляется в высоких достижениях в области художественного творчества, музыке, изобразительном искусстве, литературе, сценической деятельности);
спортивная одаренность (определяется уровнем физического развития и высокими достижениями в различных видах спорта);
социальная одаренность (определяется успешностью в общественной и предпринимательской деятельности, лидерскими и организаторскими способностями).
Основные направления реализации Концепции вытекают из ее задач и отражают приоритеты их выполнения.
1. Выявление одаренных (талантливых) детей и молодежи в различных областях деятельности:
разработка и совершенствование методик и соответствующих конкурсных мероприятий по выявлению одаренных (талантливых) детей и молодежи в различных областях деятельности;
расширение конкурсных мероприятий с учетом новейших тенденций мирового развития и приоритетных направлений развития Республики Татарстан;
увеличение охвата детей и молодежи, вовлеченных в конкурсные мероприятия;
мониторинг и оптимизация деятельности организаций и учреждений, работающих с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью;
совершенствование системы дополнительного образования, ее нацеленности на выявление и поддержку одаренных (талантливых) детей и молодежи;
развитие механизмов самостоятельного (неорганизованного) включения детей и молодежи в конкурсную деятельность;
введение обязательного сегмента дошкольного образования.
2. Создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных одаренных (талантливых) детей и молодежи:
определение перечня конкурсных мероприятий и критериев отбора одаренных (талантливых) детей и молодежи для включения в республиканскую базу данных;
разработка нормативных правовых актов, перечня сведений об одаренных (талантливых) детях и молодежи и регламентация их сбора;
определение направлений, по которым ведется учет, и центров ответственности (министерств и ведомств) по ним;
формирование базы данных и ведение системы учета по различным направлениям деятельности;
разработка и внедрение методик мониторинга и ведения рейтингов одаренных (талантливых) детей и молодежи.
3. Развитие способностей и формирование компетенций одаренных (талантливых) детей и молодежи:
создание и совершенствование методик и технологий диагностирования одаренных (талантливых) детей и молодежи по типам одаренности;
разработка механизмов замера компетенций и технологий их применения, в том числе социальных тренажеров, по различным направлениям деятельности;
формирование совместно с работодателями компетентностных характеристик по основным и перспективным специальностям;
разработка технологий построения индивидуальных траекторий развития одаренных (талантливых) детей и молодежи;
создание образовательных, развивающих модулей по направлениям одаренности и группам компетенций;
проведение единичных и комплексных мероприятий с привлечением специалистов высокого уровня по узким и перспективным направлениям деятельности.
4. Последовательное сопровождение одаренных (талантливых) детей и молодежи, вовлечение их в созидательную деятельность:
создание механизмов отслеживания одаренных (талантливых) детей и молодежи на всех этапах - от выявления до трудоустройства;
разработка технологии перехода одаренных (талантливых) детей и молодежи между различными учреждениями с сохранением специфики индивидуальных траекторий развития;
формирование уполномоченным органом, операторами реализации отдельных направлений Концепции (по направлениям деятельности) вариативных практико-ориентированных проектных модулей и программ, предполагающих участие в их осуществлении одаренных (талантливых) детей и молодежи;
развитие институтов тьюторства (наставничества) и предоставление консультационных услуг.
5. Формирование информационно-коммуникационной среды, в том числе специализированного республиканского портала:
информирование одаренных (талантливых) детей и молодежи о широких возможностях образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста в Республике Татарстан;
создание в средствах массовой информации проектов по актуальным вопросам, касающимся реализации Концепции, формирование позитивных социальных настроений относительно поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи;
обеспечение доступа одаренных (талантливых) детей и молодежи к основным научно-образовательным и прикладным ресурсам Республики Татарстан;
создание привлекательных информационно-познавательных ресурсов, отражающих новейшие тенденции мирового развития и приоритетные направления развития Республики Татарстан;
развитие очно-заочных и дистанционных форм конкурсных, образовательных и проектных мероприятий;
создание специализированного республиканского портала, отображающего в интегрированном виде деятельность всех субъектов реализации Концепции и обеспечивающего для них обратную связь и сетевое взаимодействие;
оказание консультационной помощи родителям и специалистам, работающим с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью.
6. Создание привлекательных условий для закрепления в Республике Татарстан и привлечения в республику одаренных (талантливых) детей и молодежи, их самореализации, трудоустройства и профессионального роста:
выстраивание индивидуальных траекторий развития с учетом перспективы профессионального образования и трудоустройства в Республике Татарстан;
обеспечение участия в конкурсных и проектных мероприятиях одаренных (талантливых) детей и молодежи, проживающих за пределами Республики Татарстан;
создание поощрительно-стимулирующих механизмов для победителей конкурсных мероприятий;
выработка мер материальной поддержки и создание условий для проживания, научно-образовательной деятельности и профессиональной реализации одаренной молодежи.
7. Расширение сети учреждений, в том числе специализированных, ведущих работу с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью. Кадровое обеспечение их деятельности:
создание (перепрофилирование) на базе школ, учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, предприятий, объектов инновационной инфраструктуры и в виде отдельных структурных подразделений учреждений для работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью по приоритетным направлениям, отражающим новейшие тенденции мирового научно-технического развития;
создание на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ и Казанского национального исследовательского технологического университета научно-образовательных центров для одаренных (талантливых) детей и молодежи;
создание политехнического музея;
создание школы для одаренных (талантливых) детей интернатного типа;
создание загородного круглогодичного центра для одаренных (талантливых) детей и молодежи;
создание механизмов, стимулирующих вовлечение лучших научно-педагогических кадров в работу с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью;
определение базовых учреждений по подготовке и переподготовке специалистов, работающих с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью;
актуализация работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью по направлениям одаренности учреждений дополнительного образования и подростковых клубов;
организация в периоды школьных, студенческих каникул профильных смен для одаренных (талантливых) детей и молодежи на базе загородных оздоровительных лагерей, образовательных и досуговых центров.
8. Создание механизмов, стимулирующих возникновение общественных формирований, в том числе молодежных сообществ, ориентированных на инновационное развитие Республики Татарстан:
разработка и реализация программ обучения одаренных (талантливых) детей и молодежи проектированию общественной деятельности и социальным инновациям, а также механизмов формирования проектных групп;
развитие механизмов грантовой поддержки общественных формирований, в том числе молодежных сообществ, реализующих перспективные инновационные проекты;
создание и актуализация для молодежных сообществ общедоступного перечня государственного и корпоративных заказов по приоритетным для республики направлениям научно-производственного и социального характера.
9. Организация научно-исследовательской работы, разработка и внедрение перспективных моделей работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью:
формирование перечня перспективных тем и проектов, нуждающихся в научных разработках и сопровождении;
привлечение ведущих образовательных и научных центров к исследованиям, а также к разработке и внедрению моделей работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью;
мониторинг реализации Концепции и организация социологических исследований, проведение научно-практических семинаров, экспертных сессий, конференций, лекций, выставок, научных форумов и мероприятий;
издание научной, научно-популярной, учебно-методической, справочной, специализированной литературы;
подготовка нормативно-правовых документов по вопросам совершенствования работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью.
10. Мониторинг и целевая поддержка перспективных молодежных инициатив и проектов:
создание механизмов стимулирования инициатив молодежи, а также системы мониторинга и экспертизы молодежных проектов;
организация молодежных инновационных форумов, выставок, конкурсов и конкурсных площадок с целью отбора и формирования базы данных (фонда) наиболее перспективных инициатив и проектов;
развитие ресурсного центра, обеспечивающего консультирование и доведение инициатив и проектов до уровня внедрения и коммерческого предложения;
разработка механизмов привлечения ресурсов, а также потенциальных заказчиков и инвесторов для реализации перспективных инициатив и проектов;
формирование команд (проектных групп) для решения перспективных инициатив и проектов.
11. Формирование кадрового резерва по различным направлениям деятельности:
определение критериев отбора одаренных (талантливых) детей и молодежи для включения в кадровый резерв;
определение направлений, по которым ведется учет кадрового резерва, и центров ответственности (министерств и ведомств) по ним;
формирование кадрового резерва и ведение системы учета;
разработка и внедрение методик мониторинга и ведения рейтингов кадрового резерва по различным областям деятельности;
создание механизмов привлечения работодателей к формированию кадрового резерва и его использованию;
внедрение механизмов стажировки и производственной практики на базе ведущих образовательных, научно-исследовательских, промышленных предприятий Республики Татарстан;
выработка нормативных правовых документов, определяющих статус и меры стимулирования различных категорий кадрового резерва при трудоустройстве в Республике Татарстан.
12. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации интеллектуальных, финансовых и организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия:
разработка регламентов координации межведомственной деятельности при реализации Концепции;
разработка комплексных и целевых программ и проектов, направленных на реализацию Концепции;
развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации Концепции;
создание уполномоченного органа и формирование системы взаимодействия с партнерами, операторами, привлеченными субъектами реализации Концепции.
Предполагаются три этапа реализации Концепции, сроки которых будут обусловлены ее ресурсным обеспечением.
Первый из них предусматривает создание основных механизмов и принятие программы реализации Концепции.
Второй - отработку технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия субъектов (партнеров и операторов), участвующих в реализации Концепции.
Третий - выстраивание целостной системы работы по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи.
При реализации Концепции предполагается достичь следующих результатов:
1. Увеличение количества детей и молодежи, участвующих (и выявляемых одаренных) во всех этапах республиканских соревнований, олимпиад, конкурсных мероприятий по различным направлениям деятельности.
2. Увеличение количества одаренных (талантливых) детей и молодежи, занимающих призовые места во всероссийских и международных конкурсах и участвующих в соревнованиях, олимпиадах, конкурсных мероприятиях по различным направлениям деятельности.
3. Наличие ежегодного плана республиканских конкурсных мероприятий, учитывающего новейшие идеи, разработки и тенденции мирового развития.
4. Увеличение доли студентов из других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, обучающихся и трудоустраивающихся в Республике Татарстан.
5. Наличие регулярно пополняемой базы данных одаренных (талантливых) детей и молодежи на специализированном республиканском портале.
6. Увеличение количества и доли инновационных проектов с участием одаренных детей и молодежи в общем количестве проектов, реализуемых на территории субъектов инновационной инфраструктуры.
7. Сокращение оттока одаренной (талантливой) молодежи из республики.
8. Наличие команд (проектных групп), способных творчески решать нестандартные задачи.
9. Увеличение количества заявок работодателей на подбор специалистов и команд специалистов из базы данных специализированного республиканского портала.
10. Наличие кадрового резерва для сферы государственного, муниципального управления и различных секторов экономики республики.
Приложение N 2
к Указу Президента Республики Татарстан
от 9 октября
1. Межведомственный координационный совет по реализации Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива" (далее - Межведомственный координационный совет) является коллегиальным органом при Президенте Республики Татарстан.
Межведомственный координационный совет создается в целях обеспечения реализации Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива" (далее - Концепция), выработки единых подходов по проведению государственной политики в области создания и обеспечения функционирования республиканской системы развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Татарстана.
2. Межведомственный координационный совет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Межведомственного координационного совета являются:
разработка предложений по реализации Концепции и привлечению для этих целей необходимых ресурсов;
разработка основных направлений развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан и участие в разработке соответствующих республиканских целевых программ;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления Республики Татарстан, организаций и учреждений при реализации Концепции;
разработка предложений Президенту Республики Татарстан по вопросам совершенствования работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью и инициатив по соответствующему изменению Концепции;
разработка предложений по координации деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления в Республике Татарстан (далее - органы местного самоуправления) в процессе реализации принятых решений в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан.
4. В целях реализации своих задач Межведомственный координационный совет вправе:
запрашивать в соответствии с законодательством информацию от министерств и ведомств Республики Татарстан, органов местного самоуправления, а также общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;
приглашать на свои заседания руководителей органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц.
5. Состав Межведомственного координационного совета утверждается Президентом Республики Татарстан.
6. В состав Межведомственного координационного совета входят председатель, заместители, секретарь и члены Межведомственного координационного совета.
7. Персональный состав Межведомственного координационного совета формируется из представителей органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественности, научного и бизнес-сообществ.
8. Работу Межведомственного координационного совета организует председатель Межведомственного координационного совета (далее - Председатель совета).
9. Заседания Межведомственного координационного совета проводятся ежеквартально в соответствии с утверждаемыми планами работы. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Межведомственного координационного совета.
Заседания Межведомственного координационного совета ведет Председатель совета либо по его поручению один из заместителей.
10. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Межведомственного координационного совета определяет Председатель совета по представлению секретаря Межведомственного координационного совета (далее - Секретарь совета).
11. Члены Межведомственного координационного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.
12. Заседание Межведомственного координационного совета является правомочным при наличии на нем более половины его членов. Члены Межведомственного координационного совета обладают равными правами при принятии решений.
Решения Межведомственного координационного совета принимаются на его заседании простым большинством голосов от общего числа членов Межведомственного координационного совета и оформляются протоколом. При равенстве голосов голос Председателя совета является решающим. Решения Межведомственного координационного совета оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на ее заседании и Секретарем совета.
13. Для подготовки и рассмотрения вопросов, касающихся реализации Концепции, решениями Межведомственного координационного совета могут создаваться комиссии и рабочие группы, привлекаться необходимые специалисты.
14. Организацию заседаний Межведомственного координационного совета и обеспечение подготовки проектов его решений осуществляет Секретарь совета.
15. Председатель совета:
организует работу Межведомственного координационного совета;
информирует Президента Республики Татарстан по вопросам реализации Концепции;
вносит на рассмотрение Президента Республики Татарстан проекты нормативных правовых актов по приоритетным направлениям реализации Концепции;
обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан при подготовке материалов к заседаниям Межведомственного координационного совета;
организует контроль за выполнением решений Межведомственного координационного совета;
обеспечивает координацию деятельности по разработке и осуществлению республиканских целевых программ, касающихся реализации Концепции.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в
соответствии с источником
15. Секретарь совета обеспечивает текущую деятельность Межведомственного координационного совета.
Секретарь совета:
готовит с учетом предложений членов Межведомственного координационного совета проекты плана работы Межведомственного координационного совета, формирует предложения по повестке дня заседаний Межведомственного координационного совета;
вносит в Межведомственный координационный совет предложения по созданию, функциям и составу комиссий и рабочих групп Межведомственного координационного совета;
координирует работу комиссий и рабочих групп Межведомственного координационного совета;
готовит проекты решений Межведомственного координационного совета;
осуществляет контроль исполнения принимаемых решений;
ведет протоколы заседаний Межведомственного координационного совета.
16. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Межведомственного координационного совета осуществляется Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Информация
об изменениях:
Указом Президента РТ от 1 июля
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение N 3
к Указу Президента Республики Татарстан
от 9 октября
Песошин Алексей Валерьевич |
Премьер-министр Республики Татарстан, председатель совета |
Терентьев Александр Михайлович |
заместитель Руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан - руководитель Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, заместитель председателя совета |
Гафаров Шамиль Хамитович |
заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан, заместитель председателя совета |
Поминов Андрей Иванович |
первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, секретарь совета |
Агеев Шамиль Рахимович |
председатель Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан (по согласованию) |
Айдельдинов Айнур Тауфикович |
директор некоммерческой организации "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" (по согласованию) |
Аминов Ильшат Юнусович |
генеральный директор открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "Новый Век", депутат Государственного Совета Республики Татарстан (по согласованию) |
Белов Александр Николаевич |
руководитель Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан |
Бурганов Рафис Тимерханович |
председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству (по согласованию) |
Гараев Зуфар Фанилович |
председатель правления Акционерного коммерческого банка "АК БАРС" (публичное акционерное общество) (по согласованию) |
Гафуров Ильшат Рафкатович |
ректор Казанского (Приволжского) федерального университета, председатель Совета ректоров образовательных учреждений высшего профессионального образования Республики Татарстан (по согласованию) |
Загидуллина Миляуша Мударисовна |
председатель региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" (по согласованию) |
Залялова Анфиса Григорьевна |
директор Казанского педагогического колледжа, председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Татарстан (по согласованию) |
Зарипова Эльмира Амировна |
министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
Захарова Светлана Михайловна |
председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике (по согласованию) |
Здунов Артем Алексеевич |
министр экономики Республики Татарстан |
Искендеров Элькин Эльманович |
президент Региональной молодежной общественной организации "Лига студентов Республики Татарстан" (по согласованию) |
Лаврентьев Александр Петрович |
президент Ассоциации предприятий и промышленников Республики Татарстан (региональное объединение работодателей) (по согласованию) |
Леонов Владимир Александрович |
министр по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
Маганов Наиль Ульфатович |
генеральный директор публичного акционерного общества "Татнефть" имени В.Д. Шашина, депутат Государственного Совета Республики Татарстан (по согласованию) |
Метшин Ильсур Раисович |
глава муниципального образования города Казани (по согласованию) |
Минуллина Талия Ильгизовна |
руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан |
Муравьев Ярослав Геннадиевич |
директор регионального общественного фонда поддержки молодежных инициатив "Фактор будущего" Республики Татарстан, соучредитель Резиденции креативных индустрий "Штаб" (по согласованию) |
Салахов Мякзюм Халимулович |
президент Академии наук Республики Татарстан (по согласованию) |
Сибагатуллин Айрат Миннемуллович |
министр культуры Республики Татарстан |
Синяшин Олег Герольдович |
председатель Казанского научного центра Российской академии наук, директор Института органической и физической химии им. А.Е. Арбузова Казанского научного центра Российской академии наук (по согласованию) |
Сулейманов Тимур Джавдетович |
исполнительный директор Татарстанского республиканского молодежного общественного фонда "Сэлэт" (по согласованию) |
Туманин Виктор Евгеньевич |
председатель исполнительного комитета Молодежного общественного движения молодых ученых и специалистов Республики Татарстан (по согласованию) |
Туманов Дмитрий Александрович |
директор государственного учреждения "Республиканский центр по поддержке творчески одаренных детей и молодежи "Созвездие - Йолдызлык" (по согласованию) |
Удачина Гузель Любисовна |
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан (по согласованию) |
Фаттахов Энгель Навапович |
заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр образования и науки Республики Татарстан |
Шайхутдинов Роман Александрович |
заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи Республики Татарстан |
Шакиров Минсагит Закирович |
председатель Совета муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
Шакирова Гузель Раисовна |
начальник Управления по вопросам здравоохранения, спорта и формирования здорового образа жизни Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан |
Ширинов Адиль Шамильевич |
первый вице-президент - исполнительный директор общества с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Холдинг" (по согласованию) |
Шихобалов Валентин Викторович |
президент Региональной общественной организации "Академия творческой молодежи Республики Татарстан", координатор республиканского проекта "Кадровый резерв" (по согласованию) |
Юшко Сергей Владимирович |
исполняющий обязанности ректора Казанского национального исследовательского технологического университета (по согласованию) |
Яруллин Рафинат Саматович |
генеральный директор открытого акционерного общества "Татнефтехиминвест-холдинг" (по согласованию) |
2024
Декабрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |