Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.04.2003 № 206
Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр Республики Татарстан |
Р.Н. Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета |
И.Б. Фаттахов |
1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Татарстан (далее - СНЛК Республики Татарстан).
1.2. СНЛК Республики Татарстан является составной частью сил и средств Территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан (далее - ТСМП ЧС Республики Татарстан).
1.3. Общее руководство СНЛК Республики Татарстан возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК Республики Татарстан осуществляют министерства, ведомства и организации (независимо от форм собственности), включенные в структуру СНЛК.
1.4. Наблюдение* и лабораторный контроль** в Республике Татарстан организуются и проводятся в целях:
своевременного обнаружения и индикации*** радиоактивного, химического, биологического (бактериального) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоёмов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий Республики Татарстан от радиоактивных (далее - РВ), отравляющих (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее - БС) - возбудителей инфекционных болезней.
1.5. СНЛК Республики Татарстан имеет два уровня: республиканский и местный.
Республиканский уровень СНЛК Республики Татарстан формируется в разрезе республиканских органов государственного управления, учреждений и организаций республиканского подчинения, академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории Республики Татарстан. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляет Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Местный уровень СНЛК Республики Татарстан формируется в разрезе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности СНЛК на местном уровне осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям городов, районов Республики Татарстан через управления (отделы) гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
1.6. Перечень конкретных учреждений и организаций СНЛК, функционирующих на местном уровне, устанавливается местными органами исполнительной власти.
СНЛК местного уровня включает в себя:
центры санитарно-эпидемиологического надзора городов, городских и сельских районов;
центры санитарно-эпидемиологического надзора на воздушном, водном и железнодорожном транспорте;
авиа- и гидрометеорологические станции и посты;
территориальные ветеринарные лаборатории;
агрохимические лаборатории;
станции защиты растений;
пункты сигнализации и прогнозов службы защиты сельскохозяйственных растений;
производственные лаборатории объединений, объектов экономики и учреждений;
посты радиационного и химического наблюдения;
региональные специализированные инспекции аналитического контроля.
Функционирование СНЛК осуществляется в трёх режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности, устанавливаемом в мирное время, при нормальной радиационной, химической, микробиологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, определенных для данного учреждения (организации) директивным вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности, устанавливаемом при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогнозе о возможном возникновении чрезвычайной ситуации или угрозе начала войны, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач СНЛК Республики Татарстан, предусмотренных настоящим Положением.
Учреждения СНЛК Республики Татарстан передают в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям информацию об:
ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также ОВ и БС;
случаях инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей, животных, жизнедеятельности растений;
случаях повышенного уровня загрязнения природной среды.
Передача информации осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения и выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации, устанавливаемом при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время или применении противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объемах задач, предусмотренных настоящим Положением.
Учреждения СНЛК Республики Татарстан передают в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям информацию об:
обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ и АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также ОВ и БС;
массовых вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений;
случаях высокого уровня загрязнения окружающей среды.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде (по установленным формам) по имеющимся каналам связи немедленно, с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Информация
об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 28 июля
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2008 № 542)
3.1. Основу СНЛК Республики Татарстан составляют головные и ведомственные учреждения СНЛК Республики Татарстан, являющиеся подразделениями повышенной готовности, со сроками приведения в готовность в течение 6 часов. При эвакуации учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждения с мирного на военное время.
3.2. Головными учреждениями СНЛК Республики Татарстан являются учреждения, которые наиболее подготовлены к выполнению задач наблюдения и лабораторного контроля, к функционированию в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации:
Информация
об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 28 июля
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2008 № 542)
а) академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, в том числе:
федеральное государственное учреждение науки "Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (по согласованию);
государственное научное учреждение "Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" (по согласованию);
государственное учреждение "Научно-исследовательский институт агрохимии и почвоведения Российской сельскохозяйственной академии" (по согласованию);
Татарская лесная опытная станция - филиал федерального государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства" (по согласованию);
федеральное государственное учреждение "Федеральный центр токсикологической и радиационной безопасности животных" (по согласованию);
Институт экологии и природных систем Академии наук Республики Татарстан;
Татарское отделение Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства;
Информация
об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 28 июля
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2008 № 542)
б) министерства, ведомства и организации Республики Татарстан, в том числе:
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
абзац шестой утратил силу;
Информация об
изменениях:
См. текст абзаца шестого подпункта б пункта 3.2
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан;
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (по согласованию);
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан;
Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан;
Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан;
федеральное государственное учреждение "Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию);
абзац четырнадцатый утратил силу;
Информация об
изменениях:
См. текст абзаца четырнадцатого подпункта б пункта 3.2
федеральное государственное унитарное предприятие "Казанский специализированный комбинат радиационной безопасности "Радон";
федеральное государственное учреждение "Центр агрохимической службы "Татарский".
филиал федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Республике Татарстан (по согласованию);
абзацы восемнадцатый-двадцать третий утратили силу;
Информация об
изменениях:
См. текст абзацев восемнадцатого-двадцать
третьего подпункта б пункта 3.2
Управление Приволжского округа Госгортехнадзора России;
Отдел инспекций по радиационной безопасности в Республике Татарстан Волжского межрегионального территориального округа Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности;
федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" и его филиалы (по согласованию)";
в) кафедры (лаборатории) высших учебных заведений химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей, в том числе:
Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина;
Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана;
Казанского государственного медицинского университета;
Казанского государственного технологического университета;
Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева;
Казанской государственной сельскохозяйственной академии;
Казанского государственного педагогического университета;
Информация
об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 28 июля
г) ведомственными учреждениями СНЛК Республики Татарстан являются:
федеральное государственное учреждение "1326 центр санитарно-эпидемиологического надзора (войсковая часть 96578)" Министерства обороны Российской Федерации;
Казанский филиал федерального государственного учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту";
химико-радиометрическая лаборатория Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
3.3. Головные учреждения СНЛК Республики Татарстан выполняют следующие задачи:
определение заражённости (загрязнённости) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС в соответствии с функциями, возложенными на них соответствующими вышестоящими учреждениями;
сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды и контролируемой ими (закреплённой) территории при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
методическое руководство подчинёнными (закреплёнными) учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований.
3.4. Учреждения СНЛК Республики Татарстан, кроме указанных выше функций головных учреждений, выполняют следующие задачи:
общее руководство СНЛК в рамках ТСМП ЧС Республики Татарстан;
подготовку нормативно-методических документов для подведомственных учреждений по работе в СНЛК;
организацию и контроль подготовки кадров подведомственных учреждений для работы в СНЛК;
контроль готовности подведомственных учреждений к работе в СНЛК.
3.5. Учреждения СНЛК местного уровня выполняют задачи соответствующих головных учреждений СНЛК Республики Татарстан, а при чрезвычайных ситуациях и катастрофах оперативно взаимодействуют с местными центрами санитарно-эпидемиологического надзора.
Главные санитарные врачи районов отвечают за сбор оперативных данных со всех учреждений СНЛК соответствующего уровня и своевременное представление обобщенной информации в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
3.6. Состав и структура СНЛК Республики Татарстан утверждаются постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
3.7. Главному врачу ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Татарстан" при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации для координации совместных действий в рамках режимов функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан оперативно подчиняются все расположенные и действующие на территории Республики Татарстан учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля независимо от их ведомственной принадлежности.
3.8. На ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Татарстан" возлагаются:
организация и ведение наблюдения на территории Республики Татарстан, оценка прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки;
предупреждение и выявление нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения и среды обитания;
организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций с учётом сил и средств ведомственных формирований постоянной готовности, расположенных на территории Республики Татарстан;
организация и участие в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций, формирование резервов санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических средств;
организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, а также при вспышках инфекционных заболеваний силами специальных формирований санэпидслужбы Республики Татарстан;
установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных согласно установленному порядку из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов, исследование на неизвестного возбудителя бактериальной этиологии;
организация и осуществление оперативного контроля и измерений мощности доз радиоактивного излучения в местах расположения учреждений санэпидслужбы (радиационное наблюдение), анализ и обобщение данных о радиационной обстановке в городах и районах республики; участие в радиационном контроле, анализ и оценка неблагополучной радиационной обстановки в местах массового скопления людей;
организация и проведение лабораторных исследований продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья по определению удельной (объёмной) активности радионуклидов, а также по определению загрязнённости указанных объектов ОВ и АХОВ. Определение других токсичных веществ (при наличии соответствующих табельных средств);
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, заражённых (загрязнённых) РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей гигиенического заключения о пригодности их к использованию по назначению;
установление нуклидного состава (по гигиенически значимым радионуклидам) радиоактивного загрязнения исследуемых проб;
оказание методической помощи в работе нижестоящих звеньев подсистемы СНЛК на территории республики.
3.9. На городские и районные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Татарстан 2-й и 3-й категории и соответствующие им центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возлагаются:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки обслуживаемой территории;
установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на заражённость известными возбудителями;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и других токсических веществ и проведение их предварительной идентификации;
отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, заражённых (загрязненных) РВ, ОВ, АХОВ и БС, и доставка их в центры ГСЭН для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы в случае отсутствия возможности проведения исследования на месте. Пробы для исследования на неизвестного возбудителя бактериальной (чумы, холеры, сибирской язвы, бруцеллёза, туляремии) и вирусной (1-2 групп) этиологии доставляются в ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Татарстан".
3.10. На Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан возлагаются:
контроль загрязнения сельскохозяйственных угодий радиоактивными и токсичными веществами;
организация работы по эпизоотическому, фитопатологическому и токсикологическому надзору.
3.11. На Республиканскую ветеринарную лабораторию возлагаются:
проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
осуществление идентификации выделенных организмов;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объёмной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязнённых радиоактивными веществами;
определение загрязнённости сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, АХОВ, а также осуществление их индикации;
проведение лабораторных исследований животных и птиц, поражённых РВ, ОВ, АХОВ;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, заражённых РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;
оказание методической помощи районным и межрайонным ветеринарным лабораториям и подготовка специалистов;
осуществление методического руководства подчиненными учреждениями СНЛК и осуществление методической помощи учреждениям СНЛК местного уровня при проведении всех видов лабораторных исследований;
разработка нормативно-методической документации для подчиненных подразделений СНЛК.
3.12. На районные и межрайонные ветеринарные лаборатории возлагаются:
проведение ветеринарной разведки в очагах биологического (бактериологического) заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на заражённость (загрязнённость) ОВ, РВ, АХОВ и БС с выдачей заключений о возможности использования их по назначению;
проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы (в районных лабораториях - только на известного возбудителя);
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установления факта заражения (загрязнения) животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ и АХОВ и осуществление их индикации;
отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных (загрязнённых) РВ, ОВ, АХОВ и БС, и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
3.13. На федеральное государственное учреждение "Центр агрохимической службы "Татарский" возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий ОВ и АХОВ и проведение их индикации;
определение удельной и объёмной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на объектах сельскохозяйственного производства заражённости почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды ОВ, АХОВ, пестицидами, другими токсическими веществами и осуществление их окончательной идентификации;
проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с обработкой коэффициентов накопления и перехода ( и );
оценка радиоактивного и химического заражения (загрязнения) путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участие в проведении специальных опытов;
осуществление методического руководства подчиненными учреждениями СНЛК и осуществление методической помощи учреждениям СНЛК местного уровня при проведении всех видов лабораторных исследований;
разработка нормативно-методической документации для подчиненных подразделений СНЛК.
3.14. На районные агрохимические лаборатории возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения лаборатории и на территории контролируемых объектов;
установление наличия во внешней среде ОВ и АХОВ в районе расположения лаборатории и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение предварительной идентификации;
установление факта загрязнения почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений ОВ и АХОВ;
отбор на контролируемых объектах проб почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, пестицидами, и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований.
3.15. На Федеральную государственную территориальную станцию защиты растений в Республике Татарстан возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения станции и на территории контролируемых объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации ОВ и АХОВ;
установление вида возбудителей различных болезней растений в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений при чрезвычайных ситуациях мирного времени, биологических средств боевых рецептур в военное время;
определение загрязнённости пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий;
участие в выявлении и оценке химической и биологической обстановки в целях обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического загрязнения и биологического заражения сельскохозяйственных угодий;
осуществление методического руководства подчиненными учреждениями СНЛК и осуществление методической помощи учреждениям СНЛК местного уровня при проведении всех видов лабораторных исследований;
разработка нормативно-методической документации для подчиненных подразделений СНЛК.
3.16. На пункты сигнализации и прогнозов появления вредителей и болезней сельскохозяйственных растений возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе пункта и на территории контролируемых объектов;
установление наличия во внешней среде ОВ, АХОВ;
проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений;
осуществление карантинной проверки и экспертизы семян, растений, продукции растительного происхождения на обследуемых территориях и объектах.
3.17. На Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение заражённости (загрязнённости) атмосферного воздуха, воды открытых водоёмов и местности ОВ и АХОВ;
установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
подготовка специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения;
расчет и прогнозирование распространения зон радиационного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;
подготовка специалистов метеостанций и метеопостов по ведению радиационного и химического наблюдения;
обеспечение необходимой гидрометеорологической информацией.
3.18. На метеорологические станции и посты возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоёмов и на местности;
осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов;
своевременное представление информации в Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан и ЦСЭН данной территории.
3.19. На Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и на федеральное государственное унитарное предприятие "Казанский специализированный комбинат радиационной безопасности "Радон" возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения местности в районе расположения учреждения;
определение заражённости атмосферного воздуха, воды открытых водоёмов и местности ОВ и АХОВ;
установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
определение удельной и объёмной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
установление радионуклидного состава исследуемых проб.
3.20. На научно-исследовательские учреждения, производственные лаборатории объектов экономики независимо от форм собственности возлагаются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности на территории расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;
установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АХОВ воды открытых водоёмов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;
установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции;
установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
определение на контролируемых объектах заражённости продовольствия, пищевого сырья, воды и др. ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др. (только для центральных лабораторий);
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их заражённости (загрязнённости) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
3.21. На Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан возлагаются:
контроль состояния готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени;
организация и координация деятельности учреждений, включенных в СНЛК Республики Татарстан при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
организация взаимодействия с войсковыми частями, расположенными на территории Республики Татарстан, и другими силовыми структурами.
3.22. На 522-ю химико-радиометрическую лабораторию Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан возлагаются:
проведение радиационной разведки в месте дислокации;
участие в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включённых в СНЛК.
3.23. Посты радиационного и химического наблюдения на объектах экономики независимо от форм собственности осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и их индикацию техническими средствами.
3.24. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
ведомственное положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК;
соответствующий штат и табель оснащения;
план перевода учреждения с мирного на военное положение;
план подготовки и развития учреждения на текущий и последующие годы;
схему оповещения и сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждений;
перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень АХОВ, которые используются и (или) хранятся на территории объекта и района (города);
перечень потенциально опасных в радиационном, химическом и микробиологическом отношении объектов;
инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на заражённость (загрязнённость) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье в мирное и военное время;
карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учёта результатов их исследования;
журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
копии документов, регламентирующих деятельность лабораторий (аттестация, аккредитация, лицензия);
другие необходимые для работы документы.
4.1. Оснащение учреждений СНЛК Республики Татарстан табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также за счёт средств бюджета Республики Татарстан.
Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табели оснащения учреждения СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами, организациями Республики Татарстан на основании штатов и табелей оснащения учреждений СНЛК, указанных в нормативных правовых актах федерального уровня.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач военного времени, хранится непосредственно в учреждениях СНЛК Республики Татарстан, используется только по прямому назначению и обновляется в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление видов микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, исследования пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти.
Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утверждённым Минприроды России и Росгидрометом.
Измерительные приборы в лабораториях должны иметь метрологическое обеспечение.
Все учреждения (лаборатории) СНЛК Республики Татарстан должны быть аккредитованы в системе аккредитации, соответствующей профилю деятельности лабораторий. Область аккредитации должна охватывать и задачи, возлагаемые на учреждения СНЛК Республики Татарстан.
4.2. Готовность учреждений СНЛК Республики Татарстан к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами, ведомствами и организациями Республики Татарстан путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК Республики Татарстан.
Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами, ведомствами и организациями Республики Татарстан по планам и программам, согласованным с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
В целях совершенствования деятельности учреждений СНЛК Республики Татарстан ежегодно планируются и проводятся учения, тренировки и контрольные проверки.
4.3. Годовые отчёты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие министерства, ведомства, а также в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
4.4. Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые министерствам, ведомствам и организациям Республики Татарстан на мероприятия гражданской обороны, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством. Финансирование осуществляется в соответствии с планом подготовки текущего и перспективного развития СНЛК, разрабатываемым организациями и учреждениями, согласованным с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
4.5. Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах.
4.6. Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
Наблюдение* - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение заражённости (загрязнённости) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и БС с помощью технических средств.
Лабораторный контроль** - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС после проведения специфической индикации).
Индикация*** - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС.
2024
Декабрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |