Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.04.2003 № 206

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 18 апреля 2003 г. N 206
"Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Татарстан"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2008 № 542)

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением Президента Российской Федерации от 23.03.2000 г. N 86-рп и приказом МЧС России от 03.08.2002 г. "О совершенствовании деятельности в области создания системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки в Республике Татарстан, принятия экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Татарстан.

2. Министерствам, ведомствам и организациям Республики Татарстан, привлекаемым к формированию сети наблюдения и лабораторного контроля, в трехмесячный срок привести документацию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Татарстан в соответствие с настоящим постановлением.

3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.94 г. N 020-144 "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Татарстан".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

 

Премьер-министр Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

 

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан

И.Б. Фаттахов

 

 

Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Татарстан
(утв.
постановлением
КМ РТ от 18 апреля 2003 г. N 206)

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Татарстан (далее - СНЛК Республики Татарстан).

1.2. СНЛК Республики Татарстан является составной частью сил и средств Территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан (далее - ТСМП ЧС Республики Татарстан).

1.3. Общее руководство СНЛК Республики Татарстан возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК Республики Татарстан осуществляют министерства, ведомства и организации (независимо от форм собственности), включенные в структуру СНЛК.

1.4. Наблюдение* и лабораторный контроль** в Республике Татарстан организуются и проводятся в целях:

своевременного обнаружения и индикации*** радиоактивного, химического, биологического (бактериального) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоёмов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

принятия экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий Республики Татарстан от радиоактивных (далее - РВ), отравляющих (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее - БС) - возбудителей инфекционных болезней.

1.5. СНЛК Республики Татарстан имеет два уровня: республиканский и местный.

Республиканский уровень СНЛК Республики Татарстан формируется в разрезе республиканских органов государственного управления, учреждений и организаций республиканского подчинения, академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории Республики Татарстан. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляет Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

Местный уровень СНЛК Республики Татарстан формируется в разрезе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности СНЛК на местном уровне осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям городов, районов Республики Татарстан через управления (отделы) гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

1.6. Перечень конкретных учреждений и организаций СНЛК, функционирующих на местном уровне, устанавливается местными органами исполнительной власти.

СНЛК местного уровня включает в себя:

центры санитарно-эпидемиологического надзора городов, городских и сельских районов;

центры санитарно-эпидемиологического надзора на воздушном, водном и железнодорожном транспорте;

авиа- и гидрометеорологические станции и посты;

территориальные ветеринарные лаборатории;

агрохимические лаборатории;

станции защиты растений;

пункты сигнализации и прогнозов службы защиты сельскохозяйственных растений;

производственные лаборатории объединений, объектов экономики и учреждений;

посты радиационного и химического наблюдения;

региональные специализированные инспекции аналитического контроля.

 

2. Функционирование учреждений СНЛК и порядок передачи информации в вышестоящую организацию по подчиненности и в соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан

 

Функционирование СНЛК осуществляется в трёх режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности, устанавливаемом в мирное время, при нормальной радиационной, химической, микробиологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, определенных для данного учреждения (организации) директивным вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности, устанавливаемом при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогнозе о возможном возникновении чрезвычайной ситуации или угрозе начала войны, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач СНЛК Республики Татарстан, предусмотренных настоящим Положением.

Учреждения СНЛК Республики Татарстан передают в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям информацию об:

ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также ОВ и БС;

случаях инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей, животных, жизнедеятельности растений;

случаях повышенного уровня загрязнения природной среды.

Передача информации осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения и выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и закрепляются соответствующей инструкцией.

В режиме чрезвычайной ситуации, устанавливаемом при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время или применении противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объемах задач, предусмотренных настоящим Положением.

Учреждения СНЛК Республики Татарстан передают в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям информацию об:

обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ и АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также ОВ и БС;

массовых вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений;

случаях высокого уровня загрязнения окружающей среды.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде (по установленным формам) по имеющимся каналам связи немедленно, с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

 

3. Организация наблюдения и лабораторного контроля

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 28 июля 2008 г. N 542 в пункт 3.1 настоящего Положения внесены изменения

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2008 № 542)

3.1. Основу СНЛК Республики Татарстан составляют головные и ведомственные учреждения СНЛК Республики Татарстан, являющиеся подразделениями повышенной готовности, со сроками приведения в готовность в течение 6 часов. При эвакуации учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждения с мирного на военное время.

3.2. Головными учреждениями СНЛК Республики Татарстан являются учреждения, которые наиболее подготовлены к выполнению задач наблюдения и лабораторного контроля, к функционированию в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации:

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 28 июля 2008 г. N 542 в подпункт а пункта 3.2 настоящего Положения внесены изменения

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2008 № 542)

а) академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, в том числе:

федеральное государственное учреждение науки "Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (по согласованию);

государственное научное учреждение "Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" (по согласованию);

государственное учреждение "Научно-исследовательский институт агрохимии и почвоведения Российской сельскохозяйственной академии" (по согласованию);

Татарская лесная опытная станция - филиал федерального государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства" (по согласованию);

федеральное государственное учреждение "Федеральный центр токсикологической и радиационной безопасности животных" (по согласованию);

Институт экологии и природных систем Академии наук Республики Татарстан;

Татарское отделение Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства;

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 28 июля 2008 г. N 542 в подпункт б пункта 3.2 настоящего Положения внесены изменения

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2008 № 542)

б) министерства, ведомства и организации Республики Татарстан, в том числе:

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

Министерство здравоохранения Республики Татарстан;

абзац шестой утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца шестого подпункта б пункта 3.2

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (по согласованию);

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан;

Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан;

Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан;

федеральное государственное учреждение "Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию);

абзац четырнадцатый утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца четырнадцатого подпункта б пункта 3.2

федеральное государственное унитарное предприятие "Казанский специализированный комбинат радиационной безопасности "Радон";

федеральное государственное учреждение "Центр агрохимической службы "Татарский".

филиал федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Республике Татарстан (по согласованию);

абзацы восемнадцатый-двадцать третий утратили силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзацев восемнадцатого-двадцать третьего подпункта б пункта 3.2

Управление Приволжского округа Госгортехнадзора России;

Отдел инспекций по радиационной безопасности в Республике Татарстан Волжского межрегионального территориального округа Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности;

федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" и его филиалы (по согласованию)";

в) кафедры (лаборатории) высших учебных заведений химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей, в том числе:

Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина;

Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана;

Казанского государственного медицинского университета;

Казанского государственного технологического университета;

Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева;

Казанской государственной сельскохозяйственной академии;

Казанского государственного педагогического университета;

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 28 июля 2008 г. N 542 пункт 3.2 настоящего Положения дополнен подпунктом г (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2008 № 542)

г) ведомственными учреждениями СНЛК Республики Татарстан являются:

федеральное государственное учреждение "1326 центр санитарно-эпидемиологического надзора (войсковая часть 96578)" Министерства обороны Российской Федерации;

Казанский филиал федерального государственного учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту";

химико-радиометрическая лаборатория Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

3.3. Головные учреждения СНЛК Республики Татарстан выполняют следующие задачи:

определение заражённости (загрязнённости) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС в соответствии с функциями, возложенными на них соответствующими вышестоящими учреждениями;

сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды и контролируемой ими (закреплённой) территории при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

методическое руководство подчинёнными (закреплёнными) учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований.

3.4. Учреждения СНЛК Республики Татарстан, кроме указанных выше функций головных учреждений, выполняют следующие задачи:

общее руководство СНЛК в рамках ТСМП ЧС Республики Татарстан;

подготовку нормативно-методических документов для подведомственных учреждений по работе в СНЛК;

организацию и контроль подготовки кадров подведомственных учреждений для работы в СНЛК;

контроль готовности подведомственных учреждений к работе в СНЛК.

3.5. Учреждения СНЛК местного уровня выполняют задачи соответствующих головных учреждений СНЛК Республики Татарстан, а при чрезвычайных ситуациях и катастрофах оперативно взаимодействуют с местными центрами санитарно-эпидемиологического надзора.

Главные санитарные врачи районов отвечают за сбор оперативных данных со всех учреждений СНЛК соответствующего уровня и своевременное представление обобщенной информации в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

3.6. Состав и структура СНЛК Республики Татарстан утверждаются постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.

3.7. Главному врачу ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Татарстан" при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации для координации совместных действий в рамках режимов функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан оперативно подчиняются все расположенные и действующие на территории Республики Татарстан учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля независимо от их ведомственной принадлежности.

3.8. На ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Татарстан" возлагаются:

организация и ведение наблюдения на территории Республики Татарстан, оценка прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки;

предупреждение и выявление нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения и среды обитания;

организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций с учётом сил и средств ведомственных формирований постоянной готовности, расположенных на территории Республики Татарстан;

организация и участие в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций, формирование резервов санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических средств;

организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, а также при вспышках инфекционных заболеваний силами специальных формирований санэпидслужбы Республики Татарстан;

установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных согласно установленному порядку из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;

осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов, исследование на неизвестного возбудителя бактериальной этиологии;

организация и осуществление оперативного контроля и измерений мощности доз радиоактивного излучения в местах расположения учреждений санэпидслужбы (радиационное наблюдение), анализ и обобщение данных о радиационной обстановке в городах и районах республики; участие в радиационном контроле, анализ и оценка неблагополучной радиационной обстановки в местах массового скопления людей;

организация и проведение лабораторных исследований продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья по определению удельной (объёмной) активности радионуклидов, а также по определению загрязнённости указанных объектов ОВ и АХОВ. Определение других токсичных веществ (при наличии соответствующих табельных средств);

проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, заражённых (загрязнённых) РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей гигиенического заключения о пригодности их к использованию по назначению;

установление нуклидного состава (по гигиенически значимым радионуклидам) радиоактивного загрязнения исследуемых проб;

оказание методической помощи в работе нижестоящих звеньев подсистемы СНЛК на территории республики.

3.9. На городские и районные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Татарстан 2-й и 3-й категории и соответствующие им центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возлагаются:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки обслуживаемой территории;

установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на заражённость известными возбудителями;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и других токсических веществ и проведение их предварительной идентификации;

отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, заражённых (загрязненных) РВ, ОВ, АХОВ и БС, и доставка их в центры ГСЭН для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы в случае отсутствия возможности проведения исследования на месте. Пробы для исследования на неизвестного возбудителя бактериальной (чумы, холеры, сибирской язвы, бруцеллёза, туляремии) и вирусной (1-2 групп) этиологии доставляются в ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Татарстан".

3.10. На Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан возлагаются:

контроль загрязнения сельскохозяйственных угодий радиоактивными и токсичными веществами;

организация работы по эпизоотическому, фитопатологическому и токсикологическому надзору.

3.11. На Республиканскую ветеринарную лабораторию возлагаются:

проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);

проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;

осуществление идентификации выделенных организмов;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

определение удельной и объёмной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязнённых радиоактивными веществами;

определение загрязнённости сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, АХОВ, а также осуществление их индикации;

проведение лабораторных исследований животных и птиц, поражённых РВ, ОВ, АХОВ;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, заражённых РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;

прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;

оказание методической помощи районным и межрайонным ветеринарным лабораториям и подготовка специалистов;

осуществление методического руководства подчиненными учреждениями СНЛК и осуществление методической помощи учреждениям СНЛК местного уровня при проведении всех видов лабораторных исследований;

разработка нормативно-методической документации для подчиненных подразделений СНЛК.

3.12. На районные и межрайонные ветеринарные лаборатории возлагаются:

проведение ветеринарной разведки в очагах биологического (бактериологического) заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;

установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на заражённость (загрязнённость) ОВ, РВ, АХОВ и БС с выдачей заключений о возможности использования их по назначению;

проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы (в районных лабораториях - только на известного возбудителя);

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

установления факта заражения (загрязнения) животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ и АХОВ и осуществление их индикации;

отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных (загрязнённых) РВ, ОВ, АХОВ и БС, и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

3.13. На федеральное государственное учреждение "Центр агрохимической службы "Татарский" возлагаются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;

установление наличия в объектах окружающей среды в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий ОВ и АХОВ и проведение их индикации;

определение удельной и объёмной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

определение на объектах сельскохозяйственного производства заражённости почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды ОВ, АХОВ, пестицидами, другими токсическими веществами и осуществление их окончательной идентификации;

проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с обработкой коэффициентов накопления и перехода (  и );

оценка радиоактивного и химического заражения (загрязнения) путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участие в проведении специальных опытов;

осуществление методического руководства подчиненными учреждениями СНЛК и осуществление методической помощи учреждениям СНЛК местного уровня при проведении всех видов лабораторных исследований;

разработка нормативно-методической документации для подчиненных подразделений СНЛК.

3.14. На районные агрохимические лаборатории возлагаются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения лаборатории и на территории контролируемых объектов;

установление наличия во внешней среде ОВ и АХОВ в районе расположения лаборатории и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение предварительной идентификации;

установление факта загрязнения почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений ОВ и АХОВ;

отбор на контролируемых объектах проб почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, пестицидами, и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований.

3.15. На Федеральную государственную территориальную станцию защиты растений в Республике Татарстан возлагаются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения станции и на территории контролируемых объектов;

установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации ОВ и АХОВ;

установление вида возбудителей различных болезней растений в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений при чрезвычайных ситуациях мирного времени, биологических средств боевых рецептур в военное время;

определение загрязнённости пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий;

участие в выявлении и оценке химической и биологической обстановки в целях обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического загрязнения и биологического заражения сельскохозяйственных угодий;

осуществление методического руководства подчиненными учреждениями СНЛК и осуществление методической помощи учреждениям СНЛК местного уровня при проведении всех видов лабораторных исследований;

разработка нормативно-методической документации для подчиненных подразделений СНЛК.

3.16. На пункты сигнализации и прогнозов появления вредителей и болезней сельскохозяйственных растений возлагаются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе пункта и на территории контролируемых объектов;

установление наличия во внешней среде ОВ, АХОВ;

проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений;

осуществление карантинной проверки и экспертизы семян, растений, продукции растительного происхождения на обследуемых территориях и объектах.

3.17. На Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан возлагаются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

определение заражённости (загрязнённости) атмосферного воздуха, воды открытых водоёмов и местности ОВ и АХОВ;

установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

подготовка специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения;

расчет и прогнозирование распространения зон радиационного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;

подготовка специалистов метеостанций и метеопостов по ведению радиационного и химического наблюдения;

обеспечение необходимой гидрометеорологической информацией.

3.18. На метеорологические станции и посты возлагаются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;

установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоёмов и на местности;

осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов;

своевременное представление информации в Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан и ЦСЭН данной территории.

3.19. На Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и на федеральное государственное унитарное предприятие "Казанский специализированный комбинат радиационной безопасности "Радон" возлагаются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения местности в районе расположения учреждения;

определение заражённости атмосферного воздуха, воды открытых водоёмов и местности ОВ и АХОВ;

установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;

определение удельной и объёмной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;

установление радионуклидного состава исследуемых проб.

3.20. На научно-исследовательские учреждения, производственные лаборатории объектов экономики независимо от форм собственности возлагаются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;

установление наличия в воздухе, почве и растительности на территории расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;

установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АХОВ воды открытых водоёмов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;

установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции;

установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);

определение на контролируемых объектах заражённости продовольствия, пищевого сырья, воды и др. ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др. (только для центральных лабораторий);

отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их заражённости (загрязнённости) РВ, ОВ, АХОВ и БС.

3.21. На Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан возлагаются:

контроль состояния готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени;

организация и координация деятельности учреждений, включенных в СНЛК Республики Татарстан при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

организация взаимодействия с войсковыми частями, расположенными на территории Республики Татарстан, и другими силовыми структурами.

3.22. На 522-ю химико-радиометрическую лабораторию Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан возлагаются:

проведение радиационной разведки в месте дислокации;

участие в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включённых в СНЛК.

3.23. Посты радиационного и химического наблюдения на объектах экономики независимо от форм собственности осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и их индикацию техническими средствами.

3.24. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:

ведомственное положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК;

соответствующий штат и табель оснащения;

план перевода учреждения с мирного на военное положение;

план подготовки и развития учреждения на текущий и последующие годы;

схему оповещения и сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;

функциональные обязанности специалистов учреждений;

перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

перечень АХОВ, которые используются и (или) хранятся на территории объекта и района (города);

перечень потенциально опасных в радиационном, химическом и микробиологическом отношении объектов;

инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;

методики отбора проб и проведения исследований на заражённость (загрязнённость) РВ, ОВ, АХОВ и БС;

нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье в мирное и военное время;

карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;

журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учёта результатов их исследования;

журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;

копии документов, регламентирующих деятельность лабораторий (аттестация, аккредитация, лицензия);

другие необходимые для работы документы.

 

4. Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров СНЛК

 

4.1. Оснащение учреждений СНЛК Республики Татарстан табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также за счёт средств бюджета Республики Татарстан.

Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табели оснащения учреждения СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами, организациями Республики Татарстан на основании штатов и табелей оснащения учреждений СНЛК, указанных в нормативных правовых актах федерального уровня.

Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач военного времени, хранится непосредственно в учреждениях СНЛК Республики Татарстан, используется только по прямому назначению и обновляется в установленном порядке.

Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление видов микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, исследования пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти.

Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утверждённым Минприроды России и Росгидрометом.

Измерительные приборы в лабораториях должны иметь метрологическое обеспечение.

Все учреждения (лаборатории) СНЛК Республики Татарстан должны быть аккредитованы в системе аккредитации, соответствующей профилю деятельности лабораторий. Область аккредитации должна охватывать и задачи, возлагаемые на учреждения СНЛК Республики Татарстан.

4.2. Готовность учреждений СНЛК Республики Татарстан к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами, ведомствами и организациями Республики Татарстан путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК Республики Татарстан.

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами, ведомствами и организациями Республики Татарстан по планам и программам, согласованным с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

В целях совершенствования деятельности учреждений СНЛК Республики Татарстан ежегодно планируются и проводятся учения, тренировки и контрольные проверки.

4.3. Годовые отчёты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие министерства, ведомства, а также в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

4.4. Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые министерствам, ведомствам и организациям Республики Татарстан на мероприятия гражданской обороны, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством. Финансирование осуществляется в соответствии с планом подготовки текущего и перспективного развития СНЛК, разрабатываемым организациями и учреждениями, согласованным с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

4.5. Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах.

4.6. Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.

 

Наблюдение* - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение заражённости (загрязнённости) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и БС с помощью технических средств.

Лабораторный контроль** - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС после проведения специфической индикации).

Индикация*** - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС.

 

 


Информация по документу
Читайте также