Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 25.07.1995 № 265-III
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
от 25 июля 1995 г. № 265-III
О выборах депутатов
районного (городского) собрания
в Республике Марий Эл
(В
редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от
07.06.1996 № 342-III) Глава
I. Общие положения
Статья 1.
Основные принципы выборов 1. Выборы
депутатов районных (городских) собраний в Республике Марий Эл (представительных
органов местного самоуправления) осуществляются гражданами Республики Марий Эл
по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах
является добровольным. 2. Районное
(городское) собрание избирается сроком на 4 года. 3.
Законодательство о выборах депутатов районного (городского) собрания составляют
Конституция Республики Марий Эл, Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящий закон. Статья 2.
Избирательное право 1. Право
избирать и быть избранным в районное (городское) собрания принадлежит
гражданину Республики Марий Эл, достигшему на день выборов 18 лет, постоянно проживающему
на территории соответствующего района (города) и обладающему избирательным
правом. 2. Не имеют
права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и
граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему
в силу. Статья 3.
Назначение выборов депутатов районных (городских) собраний Выборы депутатов районных (городских)
собраний проводятся одновременно и назначаются Государственным Собрание
Республики Марий Эл не позднее, чем за 4 месяца до истечения срока полномочий
депутатов районных (городских) собраний. Постановление о дате проведения выборов
публикуется в печати. Статья 4.
Численный состав районного (городского) собрания Численный состав районного (городского)
собрания определяется районным (городским) собранием. Статья 5. Право
выдвижения кандидатов в депутаты Право выдвижения кандидатов в депутаты
районных (городских) собраний принадлежит непосредственно избирателям и
избирательным объединениям. Статья 6.
Финансирование выборов 1. Финансирование
мероприятий по организации и проведению выборов депутатов районных (городских)
собраний осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета. 2. Для
финансирования предвыборной агитации кандидаты в депутаты вправе использовать
собственные средства и добровольные пожертвования. Статья 7.
Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация и
проведение выборов депутатов районных (городских) собраний возлагается на
районные (городские), участковые избирательные комиссии. В решении всех
вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии
в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, независимы от других
государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных
органов и организаций. 2. Избирательные
комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными
комиссиями осуществляется открыто и гласно. Глава
II. Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей
Статья 8.
Избирательные округа по выборам депутатов районных (городских) собраний 1. Избирательные
округа по выборам депутатов районных (городских) собраний должны отвечать
следующим требованиям: а) равенство избирательных округов по
числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства
не более 10 процентов; б) территориальное единство: не
допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из не
граничащих между собой территорий. На территории сельсовета,
поселка с числом избирателей меньше единой нормы представительства образуется
по одному избирательному округу. (Абзац дополнен - Закон Государственного
Собрания Республики Марий Эл от
07.06.1996 № 342-III) 2. Списки
избирательных округов с указанием их границ и численности избирателей
утверждаются районным (городским) собранием и публикуются районной (городской)
избирательной комиссией не позднее, чем за 108 дней до дня выборов. Статья 9.
Избирательные участки 1. Избирательные
участки образуются не позднее, чем за 60 дней до выборов решениями глав
администраций районов (городов) из расчета до 3000 избирателей на один участок. 2. Избирательные
участки образуются с учетом создания максимальных удобств для
избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных
округов. 3. Список
избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий,
описание границ участков публикуются в местной печати или в виде плакатов не
позднее, чем за 40 дней до дня выборов. 4. В санаториях,
профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных
лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания
избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в
исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня выборов. Такие
участки входят в избирательные округа по месту их расположения. Военнослужащие голосуют на общих
избирательных участках. В порядке исключения допускается образование
избирательных участков в воинских частях. В этих случаях избирательные участки
образуются командирами воинских частей по решению соответствующей районной
(городской) избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в
помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям,
кандидатам и их доверенным лицам по предъявлению соответствующего
удостоверения. Статья 10.
Списки избирателей 1. Список
избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основе данных,
представляемых по установленной форме главой местной администрации.
Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1
января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные
об избирателях глава местной администрации направляет в участковую
избирательную комиссию не позднее, чем за 40 дней до выборов. Список избирателей составляется в
алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе
адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения
(в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства
избирателя. Список избирателей военнослужащих,
находящихся в воинских частях, членов их семей и других избирателей, если они
проживают в районе расположения воинской части, составляется на основе данных,
представляемых командиром воинской части в срок, установленный в части первой
настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне воинской
части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Список избирателей, которые в день
выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах,
иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах
временного пребывания избирателей, составляется на основании данных,
представляемых руководителями указанных учреждений. 2. В списки
избирателей включаются все граждане Республики Марий Эл, обладающие активным
избирательным правом в соответствии со статьей 2 настоящего закона. Основанием для
включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке
является факт его проживания на территории этого избирательного участка,
устанавливаемый в соответствии с федеральным и республиканским законами,
определяющими права граждан Республики Марий Эл на свободу передвижения, выбор
места пребывания и места жительства на территории Республики Марий Эл. Избиратель может быть включен в список
избирателей только на одном избирательном участке. Избиратели, находящиеся в день
голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных
стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного
пребывания избирателей, включаются в список избирателей по месту их нахождения. Студенты и аспиранты дневной формы
обучения, учащиеся средних специальных учебных заведений, проживающие в
общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории
избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего
ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список
избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в
список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и
подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного
участка. 3. Списки
избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30
дней до дня выборов. Каждому гражданину предоставляется права
заявить в участковую избирательную комиссию о невключении
его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке
избирателей. Участковая избирательная комиссия
обязана проверить жалобу (заявление) и установить ошибку или неточность, либо
выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения
заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано, в вышестоящую
избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу
(заявление) в трехдневный срок, а за три дня до выборов - немедленно. При
положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей
производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей
после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава
III. Избирательные комиссии
Статья 11.
Система избирательных комиссий Для организации и проведения выборов
депутатов районных (городских) собраний образуются следующие избирательные
комиссии. а) районные (городские) избирательные
комиссии; б) участковые избирательные комиссии. Статья 12.
Порядок формирования районной (городской) избирательной комиссии 1. Районная
(городская) избирательная комиссия формируется районным (городским) собранием в
составе 5-9 членов комиссии не позднее, чем за
70 дней до выборов депутатов районного (городского) собрания. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики
Марий Эл от
07.06.1996 № 342-III) 2. Председатель,
заместитель председателя и секретарь районной (городской) избирательной
комиссии избираются на первом ее заседании тайным голосованием. 3. Кандидат в
депутаты вправе назначить в районную (городскую) избирательную комиссию одного
члена комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которого
заканчиваются после опубликования итогов выборов на соответствующей территории. Статья 13.
Порядок формирования участковых избирательных комиссий 1. Участковые
избирательные комиссии формируются не позднее, чем за 45 дней до выборов
депутатов районного (городского) собрания в составе председателя и 5-10 членов
районными (городскими) собраниями. 2. Председатель,
заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии
избираются на первом ее заседании тайным голосованием. 3. Кандидат в
депутаты вправе назначить: а) по одному члену комиссии с правом
совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию того
избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован; б) по одному наблюдателю в день
голосования в соответствующие участковые избирательные комиссии, которые вправе
присутствовать в помещении избирательного участка с начала голосования до
подписания протокола участковой избирательной комиссии. Статья 14.
Статус члена избирательной комиссии 1. Председатель
и члены соответствующих избирательных комиссий обязаны присутствовать на всех
заседаниях избирательных комиссий. 2. В состав
избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные
лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у
них в непосредственном подчинении. 3. Члены
избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях
соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании
избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним
голосования; вправе задавать другим участникам
заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по
существу; вправе знакомиться с любыми документами
и материалами соответствующей избирательной комиссии. При принятии решения избирательной
комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в
голосовании не участвуют. 4. Член
избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от
обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по
решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии
заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; вступления в законную силу
обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии
решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно
дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Членам избирательной комиссии с правом
решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от
основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на
проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе
администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на
другую работу. Члены избирательной комиссии с правом
решающего голоса не могут быть привлечены без согласия соответствующего
прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному
взысканию, налагаемому в судебном порядке Статья 15.
Полномочия районной (городской) избирательной комиссии 1. Районная
(городская) избирательная комиссия по выборам депутатов районного (городского)
собрания: а) организует подготовку и проведение
выборов депутатов районного (городского) собрания на соответствующей
территории, информирует население об адресах и о номерах телефонов участковых
избирательных комиссий; б) образует избирательные округа; в) регистрирует выдвинутых кандидатов в
депутаты, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения; г) публикует сообщения о составе
зарегистрированных кандидатов; д) руководит деятельностью участковых
избирательных комиссий; е) распределяет денежные средства по
участковым избирательным комиссиям, контролирует обеспечение участковых
избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие
вопросы материально-технического обеспечения выборов; ж) заслушивает сообщения участковых
избирательных комиссий; з) наблюдает за составлением списков
избирателей и предоставлением их для всеобщего ознакомления; и) обеспечивает соблюдение равных
правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты; к) утверждает текст избирательного
бюллетеня, изготовляет бланки избирательных документов и обеспечивает ими
участковые избирательные комиссии; л) получает от соответствующих
участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования на
избирательных участках; м) устанавливает и публикует в печати
результаты выборов депутатов соответствующего районного (городского) собрания; н) регистрирует избранных депутатов,
выдает депутатам удостоверения об избрании; о) передает мандатной комиссии
соответствующего районного (городского) собрания документацию, необходимую для
проверки полномочий депутатов; п) решает вопросы, связанные с
проведением повторных выборов; р) решает вопросы, связанные с
проведением отзыва депутата соответствующего районного (городского) собрания; с) обеспечивает соблюдение порядка и сроков
хранения избирательных документов; т) рассматривает заявления и жалобы на
решения и действия участковых избирательных комиссии и принимает по ним
решения; у) осуществляет другие полномочия в
соответствии с настоящим Законом и федеральными законами. 2. Полномочия
районной (городской) избирательной комиссии прекращаются с момента образования
районной (городской) избирательной комиссии в новом составе в связи с
назначением выборов депутатов районного (городского) собрания нового созыва. 3.
Районная (городская) избирательная комиссия имеет простую круглую печать со
своим наименованием. (Пункт дополнен - Закон Государственного Собрания
Республики Марий Эл от
07.06.1996 № 342-III) Статья 16. Полномочия
участковой избирательной комиссии 1. Участковая
избирательная комиссия: а) оповещает население об адресе и о
номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о
дне и месте голосования; б) составляет основной и дополнительный
списки избирателей; в) проводит ознакомление избирателей со
списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и
неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него
соответствующих изменений; г) контролирует размещение предвыборных
агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом; д) обеспечивает подготовку помещения для
голосования, избирательных урн и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном
участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; ж) производит подсчет голосов,
определяет результаты голосования на участке; з) рассматривает заявления и жалобы по
вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним
решения; и) осуществляет иные полномочия в
соответствии с настоящим Законом и федеральными законами. 2. Функции
участковой избирательной комиссии прекращаются с момента признания полномочий
избранных депутатов районного (городского) собрания. Статья 17.
Организация работы избирательных комиссий 1. Информация о
составе избирательных комиссий публикуется в средствах массовой информации не позднее
чем на третий день с момента образования этих комиссий. 2. Заседание
избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее
половины членов комиссии с правом решающего голоса. 3. Решения
избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на
заседании членов комиссии. 4. Решения и
разъяснения избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются
большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии. 5. При принятии
решения избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов
комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за"
и "против" голос председателя является решающим. 6. Члены избирательной комиссии, не
согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной
форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем
избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не
позднее, чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов -
немедленно. 7. Заседания
избирательных комиссий созываются и проводятся председателем или по его
поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания
проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссий с правом
решающего голоса. 8. Председатель,
заместитель председателя, секретарь или член избирательной комиссии по решению
комиссии в период избирательной кампании может работать на постоянной основе. 9. Оплата работы
проводится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание
соответствующих комиссий, но не менее средней заработной платы по основному
месту работы. 10. На
заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать представители средств
массовой информации по предъявлении соответствующих документов. 11. При разборе
жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители
заинтересованных сторон. 12. Протоколы
избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем
заседании и ее
секретарем. 13. Все
государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные
лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для
надлежащего выполнения их задач. Статья 18.
Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия районных (городских)
и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего
Закона, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом, а
участковых избирательных комиссий и в районную (городскую) комиссию
Предварительное обращение в районную (городскую) комиссию не является
обязательным условием для обращения в суд с жалобой на решение участковой избирательной
комиссии. 2. Районная
(городская) избирательная комиссия в пределах своей компетенции рассматривает
жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и обязана не
позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов -
немедленно. Глава
IV. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
Статья 19.
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты 1. Право выдвижения кандидатов в
депутаты районного (городского) собрания принадлежит собраниям избирателей по месту
работы (учебы, службы) и по месту жительства, местным общественным
объединениям, в том числе партиям, зарегистрировавшим свои уставы в
установленном порядке, а также внесенным в реестр общественных объединений
данного района (города) общественным организациям (отделениям, филиалам),
профессиональным союзам. Перечень местных общественных объединений и
организаций (отделений, филиалов), обладающих правом выдвижения кандидатов в
депутаты, публикуется органами, осуществляющими регистрацию их уставов, не позднее
7 дней после обнародования дня выборов. Кандидаты в депутаты могут выдвигаться
также путем сбора подписей. Избирательное объединение вправе
выдвинуть не более одного кандидата в каждом избирательном округе. Инициативная группа информирует районную
(городскую) избирательную комиссию о собрании по выдвижению кандидатов в
депутаты. (В редакции Закона Государственного Собрания
Республики Марий Эл от
07.06.1996 № 342-III) Абзац. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания Республики
Марий Эл от
07.06.1996 № 342-III) Члены районной (городской) избирательной
комиссии вправе присутствовать на собраниях по выдвижению кандидата в депутаты. 2. Для
регистрации в избирательном округе кандидата требуется, чтобы в его поддержку
были собраны подписи избирателей данного округа в количестве не менее 50 по
выборам в городское и 30 - по выборам в районное собрание. Сбор подписей в поддержку выдвижения
кандидата в депутаты осуществляется по собственной инициативе и на собственные
средства инициативной группы граждан или гражданином, осуществляющим самовыдвижение. Подписные листы изготавливаются по форме
согласно приложению к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются
фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий, постоянное место жительства
кандидата. 3. Избиратель,
ставя свою подпись на избирательном листе, указывает свою фамилию, имя,
отчество, дату рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес
места жительства, серию и номер паспорта или удостоверяющего его документа, а
также дату внесения подписи. Подписной лист удостоверяется лицом,
собравшим подписи (с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса,
серии и номера его паспорта или удостоверения личности), и лицом, за выдвижение
кандидатуры которого собраны подписи. 4.
Кандидат в депутаты либо уполномоченный представитель избирательного
объединения представляет в районную (городскую) избирательную комиссию не
позднее 27 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в
поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в районную (городскую)
избирательную комиссию представляются данные о кандидате, включающие его
фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род
занятий), место жительства, а также заявление кандидата о его согласии
баллотироваться по данному избирательному округу и решение избирательного
объединения о выдвижении этого кандидата по данному избирательному округу. Районная (городская) избирательная комиссия в течение пяти дней со
дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата
требованиям настоящего закона и регистрирует его с опубликованием данных о
кандидате, перечисленных в части 2 настоящей статьи в районной (городской)
печати и выдает ему удостоверение о регистрации либо мотивированное решение об
отказе в регистрации. (Пункт
в редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от
07.06.1996 № 342-III) 5. Отказ
районной (городской) избирательной комиссии зарегистрировать кандидата может
быть обжалован в суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок с момента ее
подачи. Статья 20. Права
и обязанности кандидата в депутаты 1. Кандидату в
депутаты по его желанию предоставляется неоплачиваемый отпуск с момента
регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока
средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате
регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем 3-х кратного минимального размера оплаты труда,
ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты зарегистрировавшей его
избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения
выборов. 2. Кандидаты в
депутаты со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно
имеют право на территории избирательного округа, где они баллотируются,
бесплатно пользоваться любым видом общественного транспорта, кроме такси.
Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из
бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 3. Кандидат в
депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат в
депутаты не может состоять ни в одной избирательной комиссии. 4. Кандидат в
депутаты не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут мерам
административного взыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия
Прокурора Республики Марий Эл. 5. Кандидат в
депутаты может иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной
комиссией, которая зарегистрировала кандидата в депутаты. Доверенные лица
должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Закона. Доверенные лица
получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут
агитационную деятельность, способствующую избранию кандидатов в депутаты. На
указанной в части первой настоящей статьи период работодатели обязаны
предоставить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты в
депутаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их,
уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует
выданные им удостоверения. 6. Кандидат в
депутаты вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это
сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная
комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая
выделенные
на предвыборную кампанию. Глава V.
Предвыборная агитация
Статья 21. Право
на участие в предвыборной агитации Граждане Республики Марий Эл, партии и
иные общественные объединения, зарегистрированные в Республике Марий Эл, вправе
беспрепятственно вести агитацию "за" или "против"
кандидатов в депутаты. Статья 22.
Порядок проведения предвыборных мероприятий 1.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать
содействие кандидатам в депутаты в организации и проведении предвыборных
собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями.
Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч
рассматриваются соответствующими органами местного самоуправления в пятидневный
срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом районной (городской)
избирательной комиссией. 2. Владельцы
помещений, расположенных на территории избирательного округа и находящихся в
государственной либо муниципальной собственности, обязаны по требованию
избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на
установленное время для встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с
избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные
возможности всем кандидатам в депутаты. Статья 23.
Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. В течение 10
дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов
опроса общественного мнения, связанных с предстоящими выборами. 2. Средства
массовой информации, одним из учредителей которых выступают органы местного
самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично
финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного
самоуправления, обязаны создавать равные возможности для предвыборных
выступлений всех кандидатов в депутаты районных (городских) собраний. Статья 24.
Выпуск агитационных материалов 1. Кандидаты в
депутаты районных (городских) собраний вправе выпускать плакаты, листовки и
иные агитационные материалы. 2. Все агитационные
печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах,
ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов
запрещается. 3. Избирательные
комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо
подложных, а также порочащих честь и достоинство кандидатов в депутаты
агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и
вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с предоставлением о
применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. 4. Предвыборные
программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к
насильственному изменению конституционного строя, разжигать социальную,
национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и
материалов избирательные комиссии действуют в соответствии с пунктом 3
настоящей статьи. 5. Печатные
агитационные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании,
сооружении и ином объекте только с согласия их собственника или владельца. Статья 25. Сроки
проведения агитационной кампании 1. Агитационная
кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до
выборов. 2. В день
выборов любая агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее
вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Глава VI.
Порядок финансирования выборов
Статья 26.
Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства,
выделенные на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение
районной (городской) избирательной комиссии в пятидневный срок со дня
назначения выборов. 2. Районная
(городская) избирательная комиссия представляет в районное (городское) собрание
отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее
2 месяцев после официального опубликования результатов выборов. Статья 27.
Средства для проведения предвыборной агитации Кандидаты в депутаты районного
(городского) собрания используют для финансирования предвыборной агитации
средства, выделенные кандидату районной (городской) избирательной комиссией, а
также вправе создавать собственные избирательные фонды. Средства избирательных фондов должны
содержаться на специальных временных счетах в отделении Сберегательного банка
Республики Марий Эл. Право распоряжения средствами избирательного фонда для
указанных целей принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату
или избирательному объединению. Отделения Сберегательного банка
Республики Марий Эл открывают кандидатам и избирательным объединениям на основе
сообщения в письменной форме соответствующей избирательной комиссии специальные
временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным
счетам не начисляются и не выплачиваются. Избирательные фонды могут формироваться
за счет следующих денежных средств: средств, выделенных кандидату или
избирательному объединению на предвыборную агитацию соответствующей
избирательной комиссией; собственных средств кандидата, которые
не могут превышать минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50
раз; добровольных пожертвований физических и
юридических лиц. Размер пожертвования физического лица в
избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом на
день назначения выборов более чем в 5 раз, а фонд избирательного объединения -
более чем в 10 раз. Размер пожертвования юридического лица в
избирательный фонд кандидата в депутаты или избирательный фонд избирательного
объединения не может превышать минимальный размер оплаты
труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов,
более чем в 50 и 500 раз соответственно. Не допускаются пожертвования в
избирательные фонды со стороны: иностранных государств, организаций и
граждан; лиц, не имеющих гражданства; российских юридических лиц с иностранным
участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30
процентов; международных организаций и международных
общественных движений; органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций; воинских частей, военных организаций и
учреждений; благотворительных организаций и
религиозных объединений. Банки предоставляют соответствующей
избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные
счета кандидатов, избирательных объединений в трехдневный срок со дня их
поступления. Если добровольные пожертвования
поступили в избирательные фонды кандидатов от физических или юридических лиц,
не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих
предусмотренные настоящей статьей размеры, кандидаты обязаны вернуть эти
пожертвования полностью или часть их, превышающую установленный размер
пожертвований. Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства. Кандидатам в депутаты запрещается
использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме
средств, поступивших в избирательные фонды. Банки предоставляют сведения о
расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах
кандидатов соответствующей избирательной комиссии по ее запросу в письменной
форме. Если кандидат или избирательное
объединение использовали иные денежные средства для ведения предвыборной
агитации помимо средств, поступивших в их избирательные фонды, соответствующая
избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене
решения о регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается судом
в трехдневный срок, а за три дня до выборов - немедленно. Все финансовые операции со специальными
временными счетами кандидатов и избирательных объединений, открываемыми для
формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Статья 28.
Порядок расходования денежных средств 1. Порядок учета
расходования денежных средств, выделенных кандидату в депутаты районного
(городского) собрания для финансирования предвыборной агитации, устанавливается
районной (городской) избирательной комиссией. 2. Не позднее 10
дней после определения результатов выборов по округу лицо, бывшее кандидатом в
депутаты, обязано представить в районную (городскую) избирательную комиссию
финансовый отчет, в котором указываются все затраты, совершенные в целях
предвыборной агитации. 3. Кандидаты в
депутаты и избирательные объединения не позднее чем через 10 дней после дня
выборов возвращают соответствующим избирательным комиссиям неизрасходованные
денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру
денежных средств, выделенных им соответствующей избирательной комиссией. По истечению этого срока
неизрасходованные бюджетные средства по указанию районной (городской)
избирательной комиссии перечисляются отделениями банка на счет районной
(городской) избирательной комиссии в бесспорном порядке. Остатки денежных средств на счетах
кандидатов, избирательных объединений после окончания выборов перечисляются
кандидатами и избирательными объединениями пропорционально вложенным средствам
на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в
избирательные фонды, с разрешения соответствующей избирательной комиссии. Глава VII.
Голосование и определение результатов выборов
Статья 29.
Помещение для голосования 1. Помещение для
голосования предоставляется в распоряжение участковых избирательных комиссий
администрациями районов (городов), сельсоветов и поселков безвозмездно. 2. Помещение для
голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного
голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или
комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к
избирательным урнам должны находиться в поле зрения членов участковой
избирательной комиссии и наблюдателей. 3. Кабины,
специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются
столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей
не допускается. В помещении для голосования либо
непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на
котором помещаются образцы заполнения бюллетеней и информационные материалы обо
всех выдвинутых по избирательному округу кандидатах. В информационных
материалах о кандидатах, а также в их предвыборных платформах не должно
содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных
бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов,
баллотирующихся по данному избирательному округу. Статья 30.
Избирательные бюллетени 1. Для выборов
депутатов районного (городского) собрания каждый избиратель получает
избирательные бюллетени по форме, установленной районной (городской)
избирательной комиссией. 2. В
избирательном бюллетене по выборам депутатов районных (городских) собраний
указываются (в алфавитном порядке) фамилии, имена, отчества всех
зарегистрированных по округу кандидатов в депутаты и их данные, перечисленные в
пункте 2 статьи 19 настоящего Закона. Справа напротив данных о каждом кандидате
в депутаты помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов в депутаты
помещается строка "Против всех депутатов" с расположенным справа от
нее пустым квадратом. 3. Каждый
избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные
бюллетени печатаются на языках
которыми пользуется население избирательного округа. 5. Избирательные
бюллетени для выборов депутатов районных (городских) собраний печатаются по
распоряжению соответствующих районных (городских) избирательных комиссий.
Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от районных
(городских) избирательных комиссий не позднее
чем за три дня до выборов. По каждому избирательному округу число комплектов
избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не
может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей
более чем на 2 процента. На лицевой стороне полученных бюллетеней ставится
печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 6. В случае
выбытия отдельных кандидатов в депутаты до дня выборов, но после изготовления
избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию
соответствующих районных (городских) избирательных комиссий вычеркивают в
избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах в депутаты. Статья 31.
Порядок голосования 1. Голосование производится
в день выборов с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали
все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может
прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который в день выборов по
тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может
проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении районной
(городской) за 15 - 4 дня до выборов или участковой (не ранее чем за три дня до
выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна
голосования. Если избиратель
голосует в помещении районной (городской) избирательной комиссии, то на обороте
выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать либо подписи двух
членов соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель
помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену районной
(городской) или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте
ставится печать соответственно районной (городской) или участковой
избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной
комиссии. Районные (городские) избирательные комиссии передают списки
проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую
участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов
избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке таким образом проголосовавших избирателей. 3. В 8 часов в
день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о
начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и
наблюдателям пустые избирательные урны, которые вслед за этим опечатываются.
Затем вскрывают конверты, оставленные временно выбывшими избирателями и
опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные урны. Число конвертов
оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении
избирательного бюллетеня избиратель предъявляет паспорт или заменяющее его
удостоверение личности, серию и номер которого член участковой избирательной
комиссии проставляет в списке избирателей. В получении избирательного бюллетеня
избиратель расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это
самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица. 5. Заполнение
избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не
допускается присутствие кого бы то ни было, кроме
голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить
бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое
лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В
избирательном бюллетене по выборам депутатов в районные (городские) собрания
избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того
кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив
строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненный
бюллетень избиратель опускает в избирательную урну. Избирательные урны должны
находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и
наблюдателей. 8. Председатель
участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для
голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае
отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при
его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда граждане имеющие
право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по
состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или
устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по
месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние
находятся на участке для голосования, и с использованием специальных переносных
избирательных урн. Члены
участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под
роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных
заявлений. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной
форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Фамилии и
иные данные избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный
дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении
бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Статья 32.
Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении
времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет
голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и
проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед началом
подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии
членов комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их
число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на
избирательных урнах и вскрывает их. Подсчет голосов проводится без перерыва до
установления результатов выборов. 3. В случае
обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем
число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в
переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением
участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов
участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования, вне
помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу
об итогах голосования. 4. По
избирательному округу по выборам депутатов районного (городского) собрания
прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми
считаются бюллетени, изготовленные неофициально, без печати районной
(городской) избирательной комиссии либо подписей двух членов участковой
избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить
волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест либо иной знак
(знаки) проставлены одновременно напротив фамилии одного из кандидатов и в
строке "Против всех кандидатов", или не проставлены ни в одном из
них. 5. Участковая
избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на
избирательном участке по выборам депутатов районного (городского) собрания. В
протоколе указываются: а) общее число избирателей,
зарегистрированных по избирательному участку, б) число погашенных неиспользованных
бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней,
выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями; г) число избирательных бюллетеней,
обнаруженных в избирательных урнах; д) число недействительных избирательных
бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней,
признанных действительными; ж) фамилии и инициалы внесенных в
избирательный бюллетень кандидатов; з) число действительных голосов,
поданных за каждого из кандидатов; и) число голосов, поданных против всех
кандидатов; к) количество поступивших в комиссию
жалоб и заявлений. 6. Протокол
составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член
комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями,
вправе приложить к протоколу особое мнение. 7. Протоколы
участковой избирательной комиссии, опечатанные бюллетени и другая избирательная
документация незамедлительно направляются в соответствующую районную
(городскую) избирательную комиссию. Статья 33.
Установление общих итогов голосования 1. На основании
протоколов участковых избирательных комиссий по выборам депутатов районных
(городских) собраний районная (городская) избирательная комиссия не позднее чем
через день после проведения выборов устанавливает общие итоги выборов. 2. Районная
(городская) избирательная комиссия определяет по каждому избирательному округу: а) общее число избирателей,
зарегистрированных по избирательному округу; б) число погашенных неиспользованных
бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней,
выданных в день выборов; г) число избирательныых
бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах; д) число недействительных избирательных
бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней,
признанных действительными; ж) число действительных голосов,
поданных за каждого из кандидатов в депутаты; з) число голосов, поданных против всех
кандидатов в депутаты. 3. На основании
произведенного подсчета голосов по каждому избирательному округу районная
(городская) избирательная комиссия принимает одно из следующих решений: признание избранным кандидата в
депутаты, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе
полученных голосов избранным считается кандидат в депутаты, зарегистрированный
раньше; признание выборов по избирательному
округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения
настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты
волеизъявления избирателей; признание выборов по избирательному
округу несостоявшимися, если число голосов в графе "Против всех
кандидатов" превышает число голосов, поданных за кандидата в депутаты,
либо если в выборах приняло участие менее 50 процентов зарегистрированных
избирателей; 4. Результаты
выборов депутатов районных (городских) собраний по каждому избирательному
округу заносятся в протокол районной (городской) избирательной комиссии.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами районной
(городской) избирательной комиссии. В протоколе указывается количество
поступивших в комиссию жалоб и заявлений. Протокол хранится у секретаря
комиссии до окончания ее работы и формирования районной (городской)
избирательной комиссии в новом составе. Один экземпляр протокола передается в
соответствующее районное (городское) собрание. 5. В
избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны
недействительными, районная (городская)
избирательная
комиссия назначает новые выборы. При этом сроки избирательных действий могут
быть ею сокращены, однако, не более чем на одну треть. Районная (городская)
избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях
участковых избирательных комиссий в новом составе. Повторные выборы проводятся
не позднее чем в месячный срок после предыдущих выборов. 6. Повторные
выборы признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25
процентов зарегистрированных избирателей. Статья 34.
Регистрация избранных депутатов 1.
Соответствующая районная (городская) избирательная комиссия после подписания
протокола об итогах выборов извещает
об этом кандидатов, избранных депутатами районного (городского) собрания.
Кандидат, избранный депутатом, после признания его полномочий в письменном виде
обязан сообщить в соответствующую районную (городскую) избирательную комиссию о
сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата районного
(городского) собрания. 2. Соответствующая районная (городская)
избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов депутатов
районного (городского) собрания не позднее чем через 5 дней после подписания
протокола публикует итоги выборов по избирательному округу и после
опубликования общих итогов выборов производит регистрацию избранных депутатов и
выдачу им удостоверения об избрании при условии выполнения ими требований
пункта 1 настоящей статьи. Глава VIII.
Разрешение жалоб и споров
Статья 35.
Оспаривание списков избирателей 1. Гражданин
Республики Марий Эл, отвечающий требованию пункта 1 и не попадающий под
действие пункта 2 статьи 2 настоящего Закона, может заявить в участковую
избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей. В течение
24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо
устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении
заявления. 2. Действия и
решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном
порядке. Статья 36.
Оспаривание отказа в регистрации кандидатов 1. В случае
отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты районного (городского)
собрания избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному
доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить
только невыполнение требований настоящего Закона. 2. Отказ в
регистрации кандидата в депутаты районного (городского) собрания или
невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в пункте 1
настоящей статьи, кандидат может обжаловать в суд в установленном порядке. Глава IX.
Заключительные положения
Статья 37.
Замещение вакантных депутатских мандатов В случае досрочного прекращения
полномочий депутата районное: (городское) собрание назначает в соответствующем
избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся согласно
настоящему Закону. Если до окончания срока полномочий районного (городского)
собрания остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся. Статья 38.
Последствия фальсификации выборов 1. При
обнаружении нарушений настоящего Закона кандидатом в депутаты районного
(городского) собрания районная (городская) избирательная комиссия вправе снять
с регистрации зарегистрированного кандидата в депутаты районного (городского)
собрания. 2. При
обнаружении после выборов фальсификации подписей в подписных листах, если
количество действительных подписей недостаточно для регистрации кандидата
согласно положениям настоящего Закона, мандат избранного депутата аннулируется
районным (городским) собранием по представлению мандатной комиссии. Статья 39.
Ответственность за нарушения законодательства о выборах Лица, путем
насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом, препятствующим свободному
осуществлению гражданином Республики Марий Эл права избирать или быть
избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах
или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а
равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, либо
препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных
участках, несут административную или уголовную ответственность в
соответствии с законодательством. Статья 40.
Считать утратившим силу Закон Республики Марий Эл "О выборах депутатов
районного (городского) собрания в 1993 году". Статья 41.
Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования. Президент Республики Марий Эл В. Зотин г. Йошкар-Ола, 25 июля 1995 года, № 265-III Приложение к Закону Республики Марий Эл от 25 июля 1995 г. № 265-III Подписной лист
Мы,
нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Волжского
городского собрания по одномандатному № 12 Машиностроительному избирательному
округу Иванова Ивана Ивановича, родившегося 5 июля 1946 года, работающего
адвокатом юридической консультации города Волжска, проживающего в деревне
Часовенная Волжского района Республики Марий Эл
Подписной
лист удостоверяю: ____________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место
жительства, серия ______________________________________________________________________ и номер паспорта или заменяющего его
документа лица, собиравшего подписи) Кандидат
в депутаты: ___________________________________________________ ________________________________________________________(Иванов
И.И.) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|