Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 22.12.1994 № 174-III

 

 

 

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 

 

 

Об охране труда в Республике Марий Эл

 

 

 

Принят Государственным Собранием

Республики Марий Эл                                         22 декабря 1994 года

 

 

 

Настоящий Закон устанавливает гарантии осуществления права работающих на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Понятие охраны труда

Охрана труда - система обеспечения безопасности, сохранения жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

 

Статья 2. Законодательство Республики Марий Эл об охране труда и сфера его действия

Законодательство Республики Марий Эл об охране труда состоит из настоящего закона, иных законодательных и нормативных актов Республики Марий Эл.

Законодательство Республики Марий Эл об охране труда не может противоречить законодательным актам Российской Федерации.

Действие законодательства об охране труда распространяется на:

предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

собственников (учредителей);

работодателей;

администрацию и другие органы хозяйственного управления;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

работников кооперативов;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования;

военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;

лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в исправительно-трудовых учреждениях или на предприятиях, определенных органами, ведающими исполнением приговоров;

на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.

Настоящий закон применяется на всей территории Республики Марий Эл и распространяется также на работающих граждан других республик и иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Республики Марий Эл.

 

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Государственная политика Республики Марий Эл в области охраны труда предусматривает единство действий законодательных органов, органов государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, представительных организаций работников и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и основывается на следующих принципах:

приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

защиты конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, гарантирующих сохранение их жизни и здоровья в процессе труда;

координации деятельности в области охраны труда с экономической и социальной политикой;

обеспечения единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

государственного управления охраной труда, включая государственную экспертизу условий труда, надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

взаимодействия и сотрудничества государственных органов управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзами, другими представительными организациями работников и предпринимателей, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

проведения эффективной налоговой и кредитной политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

применения экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;

обязательности расследования и учета каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном технологическом уровне развития производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;

участия государства в финансировании охраны труда;

установления порядка обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда (коллективных договоров) между представительными организациями работников и собственниками уполномоченными органами управления;

включения раздела охраны труда в трехсторонние соглашения между Правительством, объединениями работодателей и профсоюзов и в отраслевые тарифные соглашения;

защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

широкого использования и пропаганды достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

подготовки и переподготовки специалистов в области охраны труда, в том числе в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

всемерной поддержки деятельности представительных организаций работников (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

установления государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

информирования работников и населения о действующих законодательных и нормативных актах в области охраны труда и о ее состоянии на предприятиях;

международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

Республика Марий Эл в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительных органов разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

 

Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда

Общественные организации (объединения), в том числе профсоюзные объединения, принимают участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, а также при принятии решений по проблемам охраны труда.

Работодатели, специалисты, граждане для решения проблем охраны труда могут объединяться в общественные организации (объединения), которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл об общественных организациях (объединениях).

Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают помощь и поддержку таким общественным организациям и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда.

 

Статья 5. Охрана труда при выполнении международных договоров или соглашений

При выполнении предприятиями и гражданами Республики Марий Эл работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не оговорено иное.

Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории Республики Марий Эл, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон.

 

Глава II. Гарантии права работника на охрану труда

 

Статья 6. Гарантии права работника на охрану труда

Республика Марий Эл в лице законодательных, исполнительных и судебных органов гарантирует право на охрану труда всем участникам трудового процесса на ее территории.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил техники безопасности, норм и инструкций по охране труда, медицинский осмотр, запрещается.

Категории работников, имеющие право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми контрактами.

 

Статья 7. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу

Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем - трудовой договор) должны соответствовать требованиям настоящего Закона, действующего законодательства и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включены опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот на особые условия труда.

В случае нарушения администрацией, собственником либо уполномоченным им органом управления (в дальнейшем - администрация) условий трудового договора в области охраны труда, последний может быть расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия.

При приеме на работу с заведомо высоким уровнем потенциального риска возникновения профессионального заболевания администрация предприятия обязана предупредить работника о вероятности возникновения заболевания и гарантировать ему предоставление в дальнейшем другой работы.

 

Статья 8. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья

Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинские противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья.

Запрещается прием, привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья.

 

Статья 9. Право работников на льготы и компенсации по условиям труда

Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации в связи с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, характер и размеры таких льгот и компенсаций определяются соответствующими нормативными актами.

Предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда по коллективному договору.

Работники, получившие трудовое увечье, либо иное повреждение здоровья по вине предприятия, а также члены семьи пострадавшего в случае его смерти вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, имеют право на возмещение ущерба и единовременное пособие в соответствии с действующим законодательством и дополнительную компенсацию по решению трудового коллектива.

 

Статья 10. Гарантии прав на охрану труда в процессе трудовой деятельности

В случае несоответствия условий труда нормативным актам или необеспечения работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, или необеспечение безопасных условий труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий, дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций.

За время вынужденного простоя по вине предприятия за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В случае причинения вреда здоровью или частичной утраты трудоспособности вследствие работы во вредных и опасных условиях труда, администрация обязана возместить работнику ущерб, причиненный здоровью, в соответствии с настоящим Законом и (или) иными нормативными актами.

На время приостановки работ на предприятии (рабочих мест, производственных участков и т.д.) вследствие нарушения законодательства об охране труда, требований правил и норм безопасности, гигиены труда за работником сохраняется рабочее место.

При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, подтвержденной органами государственного надзора и контроля, администрация предприятия обязана предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации или обеспечить за счет предприятия переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки средней заработной платы.

В случае закрытия предприятия вследствие необеспечения здоровых и безопасных условий труда органы государственного и хозяйственного управления, собственник (учредитель) предприятия обязаны принять меры по обеспечению работников рабочими местами на других предприятиях, соответствующих их квалификации, или организовать их переподготовку. На период вынужденного простоя и переподготовки за работником сохраняется заработная плата в соответствии с законодательством.

При обнаружении у работника соматического заболевания или признаков профессионального заболевания, связанного с условиями труда, администрация на основании медицинского заключения обязана перевести его на другую работу.

Трудовой договор, снижающий права работника в области охраны труда по сравнению с законодательными и нормативными актами является недействительным, подлежит приведению в соответствие с законодательными и нормативными актами по требованию работника или органов государственного надзора и контроля.

 

Статья 11. Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников

Запрещается на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями применение труда женщин, лиц в возрасте до 21 года, инвалидов, а также лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. Перечень вышеуказанных работ и нормы переноски тяжестей устанавливаются Правительством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением переводятся на другую, более легкую работу, исключающую воздействие опасных и вредных производственных факторов, с сохранением заработка по прежней работе. Применение труда беременных женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, запрещается.

 

Статья 12. Страхование работников предприятий от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Работники предприятий подлежат социальному страхованию в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Категории работников, занятых в условиях производств повышенного риска, подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве работодателем. Размеры страховых сумм в этом случае определяются коллективным договором (соглашением) или индивидуальным трудовым контрактом между работодателем и профсоюзным комитетом, работником. Перечень производств повышенного риска устанавливается Министерством труда и занятости населения Республики Марий Эл по согласованию с республиканскими советом профсоюзов и республиканским центром госсанэпиднадзора.

 

Глава III. Права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда

 

Статья 13. Права работника на охрану труда

Работник имеет право:

на рабочее место, защищенное от воздействия опасных и вредных производственных факторов, способных вызвать несчастный случай, ухудшение состояния здоровья, заболевание или снижение трудоспособности;

на достоверную информацию от работодателя, от государственных и общественных органов о состоянии условий его труда, о существующем риске повреждения здоровья, о принимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступление от требований норм и правил охраны труда;

на информацию об оценке состояния его здоровья по результатам предварительного, при поступлении на работу, и последующих периодических медицинских осмотров;

на ознакомление и (или) предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте, инспектировании и расследовании несчастных случаев и аварий на производстве;

на обеспечение средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

на проведение по его просьбе инспектирования условий труда на своем рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля;

на отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, кроме случаев, когда реальная опасность является частью выполняемой работы и оговорена сторонами в трудовом соглашении (контракте);

на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

на проведение за счет средств работодателя внеочередного медицинского осмотра при предположении лечебного учреждения, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда.

 

Статья 14. Обязанности работников в области охраны труда

Работник обязан:

соблюдать нормы и правила, инструкции и приказы по охране и гигиене труда, с которыми он ознакомлен;

выполнять медицинские рекомендации по результатам проведенных обследований состояния здоровья;

не перемещать, не демонтировать, не разрушать, не удалять, не отключать средства безопасности и гигиены труда и не совершать другие действия, создающие угрозу жизни и здоровью на своем рабочем месте и для окружающих людей;

извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, способной по его мнению, создать прямую угрозу жизни или здоровью людей;

немедленно сообщать непосредственному руководителю о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшем в процессе работы или в связи с ней;

проходить медицинское обследование и тесты, предусмотренные нормативными актами;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

соблюдать трудовую, производственную и технологическую дисциплину.

 

Статья 15. Права работодателя в области охраны труда

Работодатель имеет право:

входить с предложением в органы управления охраной труда о разработке или изменении стандартов, правил и норм по безопасности и гигиене труда;

на сопровождение официальных лиц при инспектировании, участие в совещаниях в органах управления и надзора при рассмотрении жалоб на условия труда и его действий в вопросах охраны труда;

на информацию от органов управления и надзора по нормативам в области охраны труда и по результатам инспекции и расследования;

на проведение инспекции или экспертизы службами государственного управления, контроля и надзора, установленного оборудования или применения технологических процессов для выявления возможных источников производственной опасности и поисков способов их устранения;

на проведение совещаний и консультаций с органами государственного управления и надзора по результатам инспекции или расследования;

на апелляцию и обжалование решений соответствующих государственных органов управления, надзора и контроля. Апелляция должна быть подана в вышестоящий государственный или судебный орган в течение пятнадцати дней после получения решения;

на наложение дисциплинарного взыскания на работника за нарушение Правил техники безопасности вплоть до его увольнения согласно действующему законодательству, условий коллективного договора или трудового договора (контракта);

на получение услуг и содействие государственных органов в области обучения и пропаганды безопасных методов и приемов труда.

 

Статья 16. Обязанности работодателя в области охраны труда

Работодатель обязан:

обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

принимать незамедлительные меры при возникновении аварийных ситуаций, несчастных случаев и заболеваний на производстве, а также надлежащие меры по оказанию помощи пострадавшим;

соблюдать настоящий закон, нормы, правила и стандарты по охране труда;

выдавать всем работникам, в том числе занятым в производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, проводимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, моющие и дезинфицирующие материалы, спецпитание, молоко в соответствии с установленными нормами за счет предприятия;

обеспечить организацию профилактических медицинских осмотров (обследований);

предоставлять льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда в порядке, установленном настоящим Законом;

информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты;

предоставлять органам надзора и контроля необходимую информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний, а также о всех несчастных случаях, заболеваниях и повреждениях здоровья работников;

принимать все научно обоснованные и практически осуществимые меры для снятия физической и психической усталости работников в процессе труда;

обеспечивать проведение необходимых инструктажей, проверку знаний и надлежащую подготовку работников в области безопасности и охраны труда;

не препятствовать работнику или его представителю в возможности посещать совещания и собрания, касающиеся рассмотрения его жалоб по вопросам охраны труда;

беспрепятственно допускать работников государственных и общественных органов управления, надзора и контроля на рабочие места для проверок состояния условий и охраны труда на предприятии, соблюдения законодательства об охране труда, проведения инспекций, экспертизы, контрольных замеров и расследований по вопросам охраны труда;

запрещать работнику выполнять операции, создающие угрозу жизни и здоровью работника и окружающих;

организовать надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

установить режим труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством;

осуществлять эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работника;

возмещать вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

доводить до сведения работников решения государственных и общественных органов управления, надзора и контроля;

нести ответственность за нарушение законодательства по охране труда;

вести по установленной форме документацию, учет, связанные с профессиональным заболеванием, заболеванием с временной утратой трудоспособности, производственным травматизмом, воздействием вредных и опасных производственных факторов;

извещать соответствующие органы о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и авариях на производстве, организовать их расследование в соответствии с Законом (положением);

сотрудничать с работниками или их представителями в деле выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

соблюдать условия коллективных договоров и соглашений по охране труда;

вести учет расходов по охране труда;

своевременно представлять государственную статистическую отчетность по условиям и охране труда;

в установленные сроки проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию рабочих мест;

обеспечить соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте.

 

Глава IV. Управление охраной труда

 

Статья 17. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.

Государственное управление охраной труда осуществляет правительство Республики Марий Эл и уполномоченный им орган.

Нормы и правила по охране труда, утвержденные государственными органами управления охраной труда Российской Федерации или Республики Марий Эл, обязательны для исполнения на территории Республики Марий Эл всеми министерствами и ведомствами Республики Марий Эл, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и работниками.

Должностные лица государственных органов управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации.

Для координации деятельности министерств, ведомств, органов управления, надзора и контроля по охране труда при Правительстве Республики Марий Эл создается межведомственная комиссия, действующая согласно Положению, утвержденному Правительством.

 

Статья 18. Полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по охране труда

Органы исполнительной власти и местного самоуправления:

обеспечивают реализацию республиканской государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории;

могут создавать фонд охраны труда и оказания необходимой помощи предприятиям;

заслушивают отчеты работодателей и других должностных лиц по охране труда.

 

Статья 19. Управление охраной труда в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия в этой области

Отраслевые министерства, ведомства, концерны, ассоциации и другие объединения независимо от форм собственности обязаны иметь службы охраны труда.

В целях управления охраной труда они:

определяют при участии представительных организаций работников и предпринимателей, общественных объединений, основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры;

осуществляют или принимают участие в разработке отраслевых правил, норм, типовых инструкций, проводят экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов (кроме жилья), новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;

организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителям, главными специалистами предприятий;

осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях, для чего создают отделы или службы охраны труда;

оказывают помощь предприятиям в реализации мер по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

обеспечивают подведомственные предприятия, организации и учреждения нормативно-технической документацией по охране труда.

 

Статья 20. Управление охраной труда на предприятиях и в объединениях

Управление системой охраны труда и здоровья работников на предприятиях осуществляет собственник, работодатель (учредитель) предприятия и уполномоченные ими лица, которые создают службы охраны труда или на основе договоров нанимают специалистов по охране труда, организующих и контролирующих выполнение требований законодательства по охране труда. Предприятие обязано обеспечить материально-техническую базу службы охраны труда.

Службы охраны труда предприятий организуют работу по охране труда, обеспечению безопасности труда и осуществляют контроль за исполнением должностными лицами и работниками предприятия требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

 

Статья 21. Служба охраны труда предприятия

Структура и численность служб охраны труда (из штатных или привлекаемых специалистов) определяется собственником, работодателем (учредителем) предприятия по согласованию с Государственной инспекцией труда. На предприятиях с численностью до 100 работающих функции специалистов по охране труда могут выполнять лица, уполномоченные на это работодателем, собственником (учредителем) или принятые на работу с его согласия. На предприятиях с численностью работающих 100 и более человек вводится должность специалиста по охране труда.

При численности работающих 500 и более человек создаются службы охраны труда, структура и численность которых определяются степенью риска производства и территориальной отдаленностью рабочих мест.

Руководитель службы охраны труда (специалист по охране труда) назначается и освобождается от работы собственником, работодателем (учредителем) с согласия профсоюзов и (или) представителей трудовых коллективов и подчиняется непосредственно собственнику, работодателю (учредителю), Совету (правлению) предприятия или уполномоченному ими.

Собственник, работодатель (учредитель) или уполномоченные им лица обязаны обеспечить материально-техническую базу служб охраны труда предприятий.

 

Статья 22. Права работников служб охраны труда

Специалисты служб охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство, нормы и правила по охране труда. В случаях возникновения непосредственной угрозы здоровью или жизни работников специалисты служб охраны труда вправе приостановить работы впредь до устранения выявленных нарушений.

Специалисты служб охраны труда расследуют все виды несчастных случаев, связанных с производством и работой с участием уполномоченных представителей профсоюзного органа.

 

Глава V. Обеспечение охраны труда

 

Статья 23. Обеспечение охраны труда на предприятии

Условия труда на каждом рабочем месте предприятия должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм по охране труда.

Администрация, работники предприятия и (или) их представители сотрудничают в деле обеспечения охраны труда. Взаимные обязательства администрации и работников по обеспечению работникам здоровых и безопасных условий труда на предприятии предусматривают я коллективными договорами (соглашениями по охране труда), контрактами.

Охрана труда на предприятиях обеспечивается:

безопасностью зданий, сооружений, производственных процессов и оборудования;

приведением условий труда на каждом рабочем месте в соответствие с требованиями безопасности гигиены труда;

организацией надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работающих;

оптимальным режимом труда и отдыха и осуществления практических мер для снятия физической и психической усталости работающих;

бесплатной выдачей работающим в производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, спецодежды, спецобуви, молока, спецпитания, газированной воды, средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих материалов в соответствии с установленными нормативами;

обучением и переобучением, инструктированием и проверкой знаний работниками правил и норм, инструкций по безопасности и гигиене труда;

организацией контроля за опасными и вредными производственными факторами и своевременным информированием работников о результатах контроля.

 

Статья 24. Нормативное обеспечение охраны труда

Нормативное обеспечение охраны труда включает в себя:

законы Российской Федерации и Республики Марий Эл, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Президента Республики Марий Эл, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл;

стандарты безопасности труда (ССБТ);

социально-экономические нормативы;

инструкции, нормы и правила;

сертификат безопасности предприятия;

другие нормативные акты в области охраны труда.

Стандарты, нормы, инструкции и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом органом по охране труда Российской Федерации и Республики Марий Эл и являются обязательными для всех должностных лиц и работников предприятий.

Нормативные акты по охране труда систематически пересматриваются (полностью или частично) с периодичностью не более 5 лет, если иное не диктуется требованиями научно-технического прогресса или практикой производства.

 

Статья 25. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов

Проектирование, строительство и реконструкция зданий и сооружений (без жилья), разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требования стандартов санитарных норм и правил по охране труда, запрещается.

Проекты объектов и средств производства подлежат обязательной экспертизе государственной экспертизой условий труда, а при необходимости - независимой экспертизе общественных организаций, опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их нормам и правилам по охране труда.

Ни одно новое или реконструированное предприятие, объект, средство производства, а также действующее, не могут быть приняты в эксплуатацию, либо эксплуатироваться, если они не имеют сертификатов безопасности, выдаваемых органом управления охраной труда в установленном порядке.

Все предприятия (за исключением жилья), расположенные на территории Республики Марий Эл, в том числе и вновь вводимые и реконструируемые, должны иметь сертификат безопасности, выдаваемый государственной экспертизой условий труда в установленном Правительством порядке.

Все вновь вводимые и реконструируемые объекты и средства производства подлежат приемке рабочими и государственными комиссиями в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Марий Эл.

Не допускается применение новых веществ, сырья и материалов, не прошедших специальную экспертизу в части их влияния на организм и здоровье человека и окружающую среду.

Работа отдельных технологических процессов или эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям правил охраны труда и создающих угрозу жизни или здоровью человека, подлежат приостановке решением Государственной инспекции труда или иными полномочными органами в порядке, установленном законодательством по охране труда Республики Марий Эл, до приведения их в соответствие с требованиями норм и правил по охране труда. Решение о закрытии предприятия в целом по названным причинам принимает Государственная инспекция труда.

 

Статья 26. Профессиональная подготовка, обучение и инструктирование работников предприятий по вопросам охраны труда

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, аттестацию и переаттестацию в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ.

Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование, проверку знаний по охране труда.

Вновь принимаемые, а также переводимые на другую работу работники должны проходить инструктаж по безопасности и гигиене труда, первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.

Для работников, поступающих на работу с повышенной опасностью или работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительное обучение по безопасности и гигиене труда со сдачей экзаменов и с последующей периодической аттестацией.

Вновь поступающие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты работников в области охраны труда.

Вопросы охраны труда должны включаться в программы образования и профессиональной подготовки на всех уровнях.

Государство обеспечивает с участием предприятий и контролирует подготовку специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях.

 

Статья 27. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется государством и предприятиями через фонды охраны труда. Бюджетные ассигнования на охрану труда (средства республиканского и местного бюджетов) выделяются в соответствующих бюджетах отдельной строкой, используются для выполнения государственных целевых программ по охране труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания органов управления, надзора и контроля за охраной труда.

Финансирование охраны труда осуществляется за счет следующих источников финансирования:

за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете;

средств государственного социального страхования;

средств бюджетов городских, районных, поселковых и сельских населенных пунктов, выделяемых отдельной строкой в соответствующем бюджете;

средств предприятий;

добровольных взносов граждан и прочих поступлений;

поступлений от штрафов, налагаемых на предприятия, собственников и должностных лиц за нарушения требований нормативных актов по охране труда.

Финансирование органов управления, надзора и контроля до создания фонда охраны труда осуществляется за счет средств социального страхования.

Прибыль предприятий, направленная в соответствующий фонд охраны труда, подлежит льготному налогообложению при условии использования ее исключительно на цели охраны труда.

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется через фонды охраны труда из собственных средств предприятий и является обязательным элементом хозяйственной деятельности.

Размер средств, выделяемых предприятиями на охрану труда, определяется коллективным договором.

 

Статья 28. Фонды охраны труда

Республика Марий Эл и предприятия создают фонды охраны труда.

Республиканский фонд охраны труда формируется за счет:

ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете Республики Марий Эл, средств городских, районных и поселковых бюджетов;

отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования;

части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на территории Республики Марий Эл;

суммы штрафов, налагаемых на предприятия и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда;

добровольных отчислений предприятий;

добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Фонд охраны труда предприятия формируется за счет:

средств, выделяемых на охрану труда;

добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Республиканский фонд охраны труда является собственностью Республики Марий Эл и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики в области охраны труда.

Порядок образования республиканского фонда охраны труда и расходования его средств определяется Положением о фонде, утверждаемым Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Средства республиканского фонда охраны труда находятся в оперативном управлении Правительства Республики Марий Эл. Размер отчислений из республиканского фонда охраны труда в федеральный фонд охраны труда определяется соответствующим соглашением.

Средства фондов охраны труда, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат, а переходят на следующий финансовый год. Средства, направляемые в фонд охраны труда, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Для контроля за оперативным управлением средствами республиканского фонда охраны труда образуется совет фонда из представителей органов государственного управления и специально уполномоченных органов надзора и контроля за охраной и гигиеной труда, общественных организаций.

Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в республиканский фонд охраны труда в размере 100 процентов средств, затраченных не по назначению.

Одновременно могут создаваться общественные фонды охраны труда.

 

Статья 29. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании здоровых и безопасных условий труда

Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:

планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;

обеспечение материальной ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда, за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Предприятиям, обеспечивающим трудящимся здоровые и безопасные условия труда, предоставляются налоговые, кредитные и иные льготы.

Порядок предоставления предприятиям льгот определяется в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Средства, выделяемые на охрану труда предприятием, подлежат льготному налогообложению при условии использования их исключительно на цели охраны труда.

Льготному налогообложению подлежит также часть прибыли предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, малых предприятий и внедренческих организаций, полученная за счет создания и внедрения новых, выпуска и реализации существующих средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля производственной среды и средств дозиметрии.

 

Статья 30. Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществ

Не допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека.

Для производств, деятельность которых связана с изготовлением, применением, хранением, упаковкой и транспортировкой вредных, взрывоопасных, химических, радиоактивных и биологически опасных веществ, разрабатывается нормативно-техническая документация проводятся необходимые исследования, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.

 

Глава VI. Государственный и общественный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда

 

Статья 31. Органы государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется государственной инспекцией труда, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, управлением государственного горнотехнического надзора и другими специально уполномоченными органами надзора и контроля, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и местных органов управления и действующими в соответствии с положениями, утвержденными в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на предприятия и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Государственные инспекторы Республики Марий Эл по охране труда имеют право налагать штраф на должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.

К предприятиям, на которых не обеспечиваются нормативные требования условий и безопасности труда работающих, могут применяться штрафные санкции органами надзора и контроля. Размер штрафных санкций определяется по специальной методике.

Положение о статусе государственного инспектора по охране труда утверждается указами Президента Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами предприятий, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и сохранение государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

 

Статья 32. Общественный контроль за соблюдением охраны труда на предприятии

Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют:

профессиональные союзы в соответствии с установленными законом правами и гарантиями деятельности профессиональных союзов и их уставами;

специализированные в области охраны труда общественные организации в соответствии с законодательством об общественных организациях и их уставами;

трудовые коллективы в лице избираемых ими общественных уполномоченных по охране труда.

Профессиональные союзы, специализированные общественные организации, участвующие в осуществлении контроля за соблюдением администрацией законодательства об охране труда, могут создавать собственные инспекции или группы экспертов с правами, соответствующими законодательству о профессиональных союзах, общественных организациях и настоящим Законом.

 

Статья 33. Права профессиональных союзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением охраны труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Положением, утвержденным в установленном порядке.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, изменением условий труда.

 

Статья 34. Организация общественного контроля на предприятии

В целях организации действенного общественного контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда на предприятиях с численностью работающих более 50 человек создаются комитеты (комиссии) по охране труда, состоящие из представителей собственника, администрации (предпринимателя), работников профсоюза, специалистов по безопасности, гигиене труда и социальному страхованию и уполномоченных (доверенных) лиц. Советы по охране труда на предприятиях действуют в соответствии с положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством труда и занятости населения и советом профсоюзов Республики Марий Эл.

Трудовые коллективы и (или) их профессиональные организации избирают общественных уполномоченных по охране труда, которые осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда на конкретных рабочих местах и на производственных участках.

Для выполнения своих обязанностей общественному уполномоченному по охране труда специально предоставляется рабочее время не менее двух часов в неделю с оплатой в размере среднего заработка.

Органы государственного надзора и контроля, государственная инспекция по охране труда, инспекторы (эксперты) профсоюзов, специалисты предприятия оказывают помощь и поддержку общественным уполномоченным по охране труда.

 

Статья 35. Обеспечение условий для функционирования органов надзора и контроля

Администрация предприятий обязана обеспечить представителям государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов по охране труда необходимые условия для исполнения ими возложенных на них задач и функций.

Вмешательство в деятельность по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда со стороны любых государственных и административных органов запрещается.

Воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный надзор по охране труда, со стороны государственных органов управления, предприятий, общественных и политических объединений или их должностных лиц с целью воспрепятствования их законной деятельности влечет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

 

Статья 36. Приостановление хозяйственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда

В случаях, когда хозяйственная деятельность предприятий или их структурных подразделений связана с большой опасностью для жизни и здоровья работников и населения, деятельность указанных предприятий или их структурных подразделений может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля до приведения их в соответствие с требованиями безопасности и гигиены труда. Органами государственного надзора и контроля может быть также принято решение о закрытии таких предприятий.

Решение органов государственного надзора и контроля о закрытии предприятия может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Статья 37. Расследование и учет несчастных случаев и аварий на производстве

Все несчастные случаи и случаи профессиональных заболеваний и аварий на производстве подлежат расследованию и учету работодателем в установленном порядке.

Государственные инспекторы по охране труда расследуют групповые несчастные случаи и со смертельным исходом на производстве согласно Положению.

Администрация предприятий обязана сохранить обстановку на месте происшествия несчастных случаев (если это не угрожает жизни окружающих), обеспечить условия для расследования, предоставить необходимую информацию, транспорт, средства связи, печатание и размножение материалов расследования, проведение необходимых экспертиз, исследований и экспериментов, фотографирования и других услуг за счет предприятия.

 

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства и иных нормативных актов по охране труда

 

Статья 38. Ответственность предприятий за необеспечение требования по охране труда

За необеспечение нормативных условий и охраны труда, нанесение вреда здоровью работающих в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний либо гибели на производстве, работодатель (собственник, учредитель) возмещает причиненный вред потерпевшим или членам его семьи и отчисляет средства в соответствующие фонды охраны труда по тарифным ставкам, по решению Государственной экспертизы условий труда Республики Марий Эл в зависимости от класса выданного сертификата.

Размеры дополнительных отчислений в фонд охраны труда и государственного социального страхования устанавливаются Правительством Республики Марий Эл в зависимости от уровня санитарно-гигиенических и безопасных условий труда, травматизма и заболеваемости на предприятии.

Штраф за нарушение законодательства об охране труда за невыполнение мер, предусмотренных соответствующими предписаниями, выплачивается предприятием из собственных доходов.

Уплата взысканий и отчислений в фонды охраны труда, государственного социального страхования и в местный бюджет не освобождает предприятие, собственника, учредителя от обязанностей компенсаций ущерба здоровью трудящихся за работу в неблагоприятных условиях труда (денежные выплаты, бесплатное дополнительное питание, специальное медицинское и санаторно-курортное обслуживание), а также от возмещения причиненного вреда потерпевшим в результате несчастных случаев и (или) профессиональных заболеваний на производстве.

В случае неплатежеспособности предприятия (собственника, учредителя) штрафы выплачивает его правопреемник или гарант. Штраф за указанные правонарушения налагается органами надзора и контроля.

 

Статья 39. Материальная ответственность научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих требованиям правил и норм охраны труда

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие или внедрившие проекты средств производства и новые технологии, не отвечающие требованиям статьи 25 настоящего Закона, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих отступлений. Ущерб возмещается по требованию заказчика (покупателя) или по решению судебных органов.

 

Статья 40. Ответственность предприятий за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей безопасности труда

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую требованиям охраны труда возмещают потребителям нанесенный ущерб и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Потребитель вправе возвратить такого рода продукцию поставщику с оплатой за его счет транспортных расходов либо взыскать в добровольном или судебном порядке с предприятия-изготовителя денежную компенсацию в размерах, связанных с устранением выявленных отступлений.

 

Статья 41. Ответственность работодателей, руководителей предприятий и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда

Работодатели, руководители предприятий, в том числе руководители органов государственной власти и управления и должностные лица, не выполнившие обязательства по коллективным договорам (соглашениям по охране труда), допустившие нарушения законодательства об охране труда, повлекшие ухудшение условий труда, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, либо препятствующие деятельности представителей государственного и общественного надзора и контроля, привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.

 

Статья 42. Ответственность работников предприятий за нарушение нормативных актов по охране труда

За нарушение требований законодательства об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной (вплоть до увольнения), материальной и уголовной ответственности в установленном законодательством порядке.

 

Статья 43. Материальная ответственность предприятий за вред, причиненный здоровью работников

Семьям погибших, работникам, полностью или частично утратившим трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также за нанесение морального ущерба, предприятие возмещает вред, причиненный увечьем или иным повреждением здоровья в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

В случае задержки начислений и выплат по возмещению вреда более одного месяца предприятие выплачивает пострадавшему или членам его семьи пени в размере одного процента за каждый день просрочки.

 

Статья 44. Обязательность исполнения законодательных и иных нормативных актов по охране труда

Администрация предприятия, собственник или уполномоченные ими лица обязаны в 15-дневный срок, если другие сроки не установлены в предписании, постановлении или решении, выполнить все требования компетентных органов управления, надзора и контроля, а также решения судебных органов по вопросам охраны труда.

В случае невыполнения в установленные сроки предписаний об устранении нарушений законодательства об охране труда, руководители предприятий или лица ими уполномоченные, должностные лица могут быть подвергнуты штрафу должностным лицом органов надзора и контроля.

 

Статья 45. Использование средств штрафных санкций за нарушение законодательства об охране труда

Средства от материальных и административных санкций (штрафов) направляются в фонд охраны труда Республики Марий Эл.

Неуплата штрафов в установленные сроки влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки.

 

 

Президент

Республики Марий Эл                                        В.Зотин

 

 

гошкар-Ола,

22 декабря 1994 года

№174-III

 


Информация по документу
Читайте также