Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14.06.2017 № 162-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                 Об итогах парламентских слушаний
         "Предотвращение вмешательства во внутренние дела
              Российской Федерации: законодательство
                  и правоприменительная практика"

     Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по международным
делам   и   Комитета   Совета   Федерации    по    конституционному
законодательству и государственному строительству  о  парламентских
слушаниях  "Предотвращение   вмешательства   во   внутренние   дела
Российской  Федерации:   законодательство   и   правоприменительная
практика",   состоявшихся   7 июня   2017 года,   Совет   Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить     рекомендации      парламентских      слушаний
"Предотвращение  вмешательства  во   внутренние   дела   Российской
Федерации:   законодательство   и   правоприменительная   практика"
(прилагаются).
     2. Направить  указанные  рекомендации  Президенту   Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания  Российской
Федерации,   Правительство   Российской   Федерации,    Генеральную
прокуратуру Российской Федерации,  Общественную  палату  Российской
Федерации, Российскую академию наук.
     3. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     14 июня 2017 года
     № 162-СФ
     _________________


                                               Приложение
                                             к постановлению
                                            Совета Федерации
                                          Федерального Собрания
                                          Российской Федерации
                                      от 14 июня 2017 года № 162-СФ


                           РЕКОМЕНДАЦИИ
      парламентских слушаний "Предотвращение вмешательства во
     внутренние дела Российской Федерации: законодательство и
                   правоприменительная практика"

     7 июня 2017 года                                  город Москва

     Невмешательство в дела,  входящие  во  внутреннюю  компетенцию
государства, - основополагающий принцип современного международного
права, закрепленный в  статье  2  Устава  Организации  Объединенных
Наций. Нормативное  содержание  этого  принципа  определено  такими
авторитетными международными документами, как Декларация  принципов
международного права 1970 года, Заключительный акт СБСЕ  1975 года,
Декларация  о  недопустимости  интервенции   и   вмешательства   во
внутренние   дела   государств   1981 года,    которые    запрещают
вмешательство во внутренние  и  внешние  дела  государств  в  любых
формах. В последние годы в международных отношениях  стала  заметна
тенденция   размывания   этого   принципа.   Все   более    широкое
распространение    получает    практика    провоцирования     извне
внутригосударственных  конфликтов  и   нестабильности   вплоть   до
свержения легитимных политических  режимов.  Эти  процессы  явились
следствием целенаправленной политики ряда  западных  стран  (прежде
всего США и некоторых государств Европейского союза) на  расширение
их влияния в мире под видом "экспорта  демократии"  и  "продвижения
демократических ценностей".
     В целях оказания давления на  внутреннюю  политику  суверенных
государств западные  страны  расширяют  использование  гуманитарных
предлогов  для  осуществления   вмешательства   через   продвижение
концепций так называемых ответственности по защите  и  гуманитарной
интервенции,   а   также   через   экстерриториальность    действия
национального   законодательства.   Ими   предпринимаются   попытки
подменить  принципы  и  нормы   международного   права   названными
концепциями, которые  содержат  относительно  новые,  неустоявшиеся
понятия, подверженные в силу  этого  произвольным  политизированным
толкованиям.   Экстерриториальное   применение   странами    Запада
национального законодательства в одностороннем порядке  приводит  к
эрозии международного  права.  Активно  используются  политические,
экономические, информационные и другие невоенные меры (в том  числе
санкционного характера), средства "мягкой силы"  в  качестве  новых
инструментов  вмешательства  во  внутренние  дела  государств.  Под
предлогом защиты от российского влияния  разрабатываются  механизмы
информационно-пропагандистской агрессии против России.
     Российская Федерация длительное время ощущает на себе наиболее
активные   и   скоординированные   действия   западных   стран   по
разноплановому  вмешательству  во  внутренние  дела,  что  является
непосредственной и очевидной угрозой ее национальной безопасности.
     Проводимая   западными   странами   информационная    политика
использует образ России в качестве  инструмента  внутриполитической
борьбы национальных истеблишментов. В ряде  этих  стран  созданы  и
продолжают   совершенствоваться   законодательная,   финансовая   и
информационно-пропагандистская  инфраструктуры,   направленные   на
осуществление попыток прямого давления  на  руководство  Российской
Федерации, дестабилизацию  внутриполитической  ситуации  в  России,
оказание поддержки несистемной оппозиции,  противодействие  внешней
политике Российской Федерации (в том числе в информационном поле).
     В   связи   с   тем,   что   попытки   отдельных    государств
дестабилизировать ситуацию в  России  оказались  бесперспективными,
учитывая то, что достаточно  небольшое  число  западных  государств
всерьез поддерживает стратегию антироссийских действий, продвижение
антироссийской политики стало  осуществляться  через  международные
организации, которые находятся под политическим контролем  западных
стран. В первую очередь речь идет о Европейском союзе и НАТО.
     Западом  прилагаются  немалые  усилия  по  ослаблению  России:
увеличивается  финансирование  деятельности   различных   структур,
нацеленных на ведение пропаганды в России и  странах  с  русским  и
русскоязычным населением; ведется работа  по  созданию  специальных
подразделений в  вооруженных  силах,  спецслужбах,  государственных
органах; растет количество центров по производству  антироссийского
контента;  на  законодательном  уровне  принимаются  стратегии   по
противодействию   российской   информационной   политике    и    по
вмешательству   во   внутренние    дела    Российской    Федерации,
осуществляются подбор и обучение кадров для этих целей.
     В частности, вмешательство  в  дела  Российской  Федерации  со
стороны США опирается как на уже  известные  законодательные  нормы
("Патриотический Акт США", "Акт о свободе США"),  так  и  на  новые
организационно-управленческие и финансовые механизмы. К  ним  можно
отнести  финансируемые  Государственным  департаментом   США   Фонд
противодействия  российскому  влиянию  в  США  и   Фонд   лидерства
"Открытый   мир".   Кроме   того,   под   эгидой   Государственного
департамента США  в  координации  с  Министерством  обороны  США  и
разведывательным  сообществом   действует   Центр   противодействия
пропаганде,  изначально  созданный  для  борьбы  с  информационными
угрозами со стороны ИГИЛ, но спешно переориентированный на работу с
"группами  гражданского   общества,   провайдерами   медиаконтента,
некоммерческими  организациями  (далее -  НКО),  исследовательскими
центрами, частными компаниями и  академическими  структурами".  Эти
механизмы  позволяют  США  вести  активный  мониторинг  российского
сегмента  сети  Интернет,  включая   социальные   сети,   с   целью
определения   уязвимых   точек   и   выявления   "лидеров   мнений"
(гражданские  журналисты,  общественные  активисты  и  другие),   с
которыми  проводится  целенаправленная  работа  по   стимулированию
распространения ими негативной информации по отношению к российским
органам государственной власти, а также легализации инспирированных
Западом информационных вбросов, касающихся российской внутренней  и
внешней политики.
     В 2016 году в Чехии образован Центр  по  обмену  новостями  на
русском языке,  финансируемый  МИД  Нидерландов,  задачей  которого
является создание на территории  Российской  Федерации  негативного
контента, его систематизация и дальнейшее тиражирование. В унисон с
этой   организацией   в   Риге   работает   Центр    стратегических
коммуникаций,   являющийся   структурой   НАТО,   а   также   Центр
кибербезопасности НАТО в Эстонии.
     Осуществляется активная реализация зарубежных  образовательных
программ, ориентированных на российских журналистов, взаимодействие
и обмен опытом представителей американских  и  европейских  средств
массовой  информации  с  российскими  журналистами  и   редакторами
оппозиционных онлайн-изданий. В  рамках  этой  работы  организуется
обучение    методикам    использования    социальных    сетей     и
интернет-сервисов для психологического воздействия на  общественное
сознание и активизации протестного  потенциала  пользователей  сети
Интернет.
     Серьезную угрозу, способную оказать  существенное  влияние  на
информационную безопасность России, представляет интерес зарубежных
структур к приобретению и поддержке медийных ресурсов в  российских
регионах. Этот аспект антироссийской активности требует выделения в
отдельное направление  противодействия  внешнему  вмешательству  во
внутренние дела Российской Федерации.
     Основными   участниками   мероприятий   по   вмешательству   в
политические процессы в России являются как государственные, так  и
частные организации стран Запада. Среди  них  выделяются  Агентство
США по международному развитию, Институт "Открытое общество"  (Фонд
Сороса),  Национальный   фонд   демократии   (NED),   Международный
республиканский институт, Национальный демократический институт  по
международным  вопросам,  Фонд  Макартуров,  Freedom  House,   Фонд
Чарльза   Стюарта   Мотта,   Фонд   Образование   для   демократии,
Восточноевропейский демократический  центр,  Европейский  совет  по
международным   отношениям,   Атлантический   совет,    Совет    по
международным отношениям, Институт Брукингса, Фонд  Наследие,  Фонд
Карнеги, Институт Чэтем-хаус, Центр по вопросам анализа европейской
политики,  Центр  по  вопросам  изучения  демократии,  развития   и
верховенства закона при Стэнфордском университете, Корпорация Рэнд,
Центр имени Вудро Вильсона.
     Так, если в 2012 году иностранную финансовую  помощь  получили
458  российских  НКО  с  общим  объемом  финансирования   более   4
млрд. рублей, то в 2013 году число таких НКО достигло 2705, а объем
финансирования - 37 млрд. рублей. В 2014 году уже 4108 НКО получали
иностранную финансовую помощь объемом 70 млрд. рублей. В  2015 году
российские НКО получили только из США около 80 млрд. рублей.
     На международной арене Российская Федерация проводит  активную
линию на противодействие внешнему вмешательству во внутренние  дела
суверенных    государств.    Инициированная    Россией    резолюция
Межпарламентского союза о роли  парламента  в  соблюдении  принципа
невмешательства во внутренние дела государств, несмотря  на  мощное
сопротивление западных стран, была принята на основе консенсуса при
поддержке абсолютного большинства делегаций парламентов иностранных
государств на 136-й Ассамблее Межпарламентского союза.
     Положения  о  противодействии  иностранному  вмешательству  во
внутренние дела в Российской Федерации закреплены  прежде  всего  в
стратегических  документах:  Стратегии  национальной   безопасности
Российской  Федерации  (утверждена  Указом  Президента   Российской
Федерации  от  31 декабря  2015 года  № 683),   Концепции   внешней
политики  Российской  Федерации   (утверждена   Указом   Президента
Российской Федерации  от  30 ноября  2016 года  № 640)  и  Доктрине
информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 646).
     Соответствующие   изменения   были   внесены   в    российское
законодательство.
     Федеральным законом от 20 июля 2012 года № 121-ФЗ  "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации  в
части  регулирования   деятельности   некоммерческих   организаций,
выполняющих функции иностранного агента" было введено понятие  НКО,
выполняющей роль иностранного агента  (российская  НКО,  получающая
денежные средства и иное  имущество  из  иностранных  источников  и
участвующая в  том  числе  в  интересах  иностранных  источников  в
политической деятельности, осуществляемой  на  территории  субъекта
Российской Федерации),  определены  ее  обязанности  (в  частности,
подача заявления о включении в реестр), установлен  особый  порядок
проведения проверок и контроля за их деятельностью.
     Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ  "О мерах
воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и
свобод  человека,  прав  и  свобод  граждан  Российской  Федерации"
(известный  как  "Закон  Димы  Яковлева")  установлены  такие  меры
воздействия, как запрет на въезд  в  Российскую  Федерацию  граждан
США,  совершивших  преступления  в  отношении  граждан   Российской
Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их  совершению,
вынесших необоснованные  и  несправедливые  приговоры  в  отношении
граждан Российской Федерации и иным образом причастных к нарушениям
основополагающих прав и свобод  человека,  прав  и  свобод  граждан
Российской Федерации;  арест  на  территории  Российской  Федерации
финансовых и иных активов граждан США,  которым  запрещен  въезд  в
Российскую Федерацию; запрет на любые  сделки  с  собственностью  и
инвестициями этих граждан. Указанный Федеральный  закон  регулирует
вопросы   приостановления   деятельности   НКО,    участвующих    в
политической деятельности, осуществляемой на территории  Российской
Федерации, и  безвозмездно  получающих  денежные  средства  и  иное
имущество от граждан (организаций) США; устанавливаются ограничения
для граждан Российской Федерации,  имеющих  гражданство  США,  быть
членами  или  руководителями   НКО,   осуществляющих   политическую
деятельность на территории Российской Федерации.
     Принятие Федерального закона от 14 октября 2014 года  № 305-ФЗ
"О внесении изменений в  Закон  Российской  Федерации  "О средствах
массовой информации"  позволило  ограничить  возможность  владения,
управления  либо  контроля  иностранных  участников  в   российском
средстве массовой информации двадцатью  процентами  долей  (акций).
При этом установлено, что  иностранное  государство,  международная
организация, иностранное юридическое лицо,  российское  юридическое
лицо  с  иностранным  участием,  иностранный  гражданин,  лицо  без
гражданства, гражданин Российской  Федерации,  имеющий  гражданство
другого государства, в совокупности или каждый  в  отдельности,  не
вправе  выступать  учредителем   (участником)   средства   массовой
информации,  являться  редакцией  средства   массовой   информации,
организацией, осуществляющей вещание.
     Федеральным законом от 23 мая 2015 года  № 129-ФЗ  "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"  в
ряд федеральных законов  внесены  изменения,  предусматривающие,  в
частности:
     возможность принятия в отношении иностранной или международной
неправительственной организации решения о  признании  нежелательной
на территории Российской Федерации ее деятельности,  представляющей
угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороне
страны или безопасности государства;
     порядок принятия такого решения;
     необходимость включения таких  организаций  в  соответствующий
перечень;
     последствия признания нежелательной на  территории  Российской
Федерации деятельности иностранной или международной НКО;
     уголовную ответственность за руководство такой организацией на
территории  Российской  Федерации   либо   за   участие   в   такой
деятельности,  совершенные  лицом,  которое  ранее  привлекалось  к
административной ответственности за аналогичное деяние два  раза  в
течение одного года;
     возможность  запрета   на   въезд   в   Российскую   Федерацию
иностранному гражданину либо лицу без гражданства,  участвующему  в
деятельности  иностранной  или  международной   неправительственной
организации,  в  отношении  которой  принято  решение  о  признании
нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.
     Вместе с тем, как показывает практика, применение новых форм и
методов осуществления вмешательства во внутренние  дела  Российской
Федерации зачастую становится возможным в результате попыток обойти
законодательство Российской Федерации в  этой  сфере,  поэтому  оно
нуждается в постоянном мониторинге и совершенствовании.
     По   итогам   дискуссии   участники   парламентских   слушаний
р е к о м е н д у ю т:
     1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
создать   Временную   комиссию   Совета   Федерации    по    защите
государственного суверенитета  и  предотвращению  вмешательства  во
внутренние дела Российской Федерации.
     2. Правительству Российской Федерации:
     осуществлять сравнительный анализ законодательства  зарубежных
стран в сферах, наиболее уязвимых  для  иностранного  вмешательства
(выборы,  политические  партии,  НКО,  бизнес,  средства   массовой
информации, Интернет, включая социальные сети),  в  целях  внесения
при   необходимости   соответствующих   изменений   в    российское
законодательство;
     рассмотреть вопрос  о  целесообразности  проверки  принимаемых
законодательных актов на обеспечение  принципа  невмешательства  во
внутренние дела Российской Федерации ("суверенная экспертиза").
     3. Министерству  иностранных  дел  Российской   Федерации   во
взаимодействии с профильными федеральными  органами  исполнительной
власти и средствами массовой информации, занимающимися иновещанием:
     последовательно   отстаивать   принцип   невмешательства    во
внутренние  дела  суверенных  государств  на   всех   международных
площадках,  принимать  меры  по  закреплению   этого   принципа   в
резолюциях международных организаций, прежде всего в интеграционных
структурах с российским участием;
     рассмотреть вопрос о целесообразности инициирования разработки
и принятия международных  документов,  направленных  на  укрепление
принципа невмешательства во внутренние дела суверенных  государств,
в том числе на противодействие негативным тенденциям в  современных
международных отношениях ("гибридные" войны, использование  "мягкой
силы" в ущерб государственному  суверенитету,  экстерриториальность
действия национального законодательства и другое).
     4. Министерству  юстиции  Российской  Федерации,   Федеральной
службе по финансовому мониторингу. Федеральной службе  безопасности
Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
     рассмотреть вопрос о  целесообразности  внесения  изменений  в
законодательство  Российской   Федерации   в   части   установления
возможности  реализации  программ  и   осуществления   иностранного
финансирования НКО только  через  созданные  в  России  структурные
подразделения иностранной организации;
     изучить вопрос о возможности расширения оснований, позволяющих
признать организацию нежелательной, включив  в  перечень  оснований
причинение  вреда  экономическим  и  внешнеполитическим   интересам
Российской Федерации.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также