Расширенный поиск
Закон Воронежской области от 27.12.2000 № 202-II-ОЗВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Воронежской области от 14.02.2005 г. N 3-ОЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (В редакции Законы Воронежской области от 26.11.2001 г. N 26-III-ОЗ; от 15.10.2004 г. N 58-ОЗ) Принят областной Думой 15 декабря 2000 года Глава I. Общие положения Настоящий Закон закрепляет принципы реализации конституционного права граждан на образование, а также принципы и нормы организации образования, регулирует отношения в сфере образования, находящиеся вне непосредственного ведения Российской Федерации, устанавливает дополнительные гарантии для жителей Воронежской области на образование по отношению к гарантиям, установленным Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 1. Правовое регулирование образовательной деятельности в Воронежской области 1. Правовое регулирование образовательной деятельности осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и Воронежской области и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Воронежской области. 2. Нормативные правовые акты Российской Федерации и Воронежской области по вопросам образования являются обязательными для всех расположенных на территории Воронежской области образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, типа и вида, ведомственной принадлежности, а также для всех государственных органов управления образованием области и органов местного самоуправления. 3. Нормативные правовые акты органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления по вопросам образования, принимаемые в пределах их компетенции, не должны противоречить законодательству Российской Федерации. 4. Уставы и иные локальные акты образовательных учреждений (организаций) принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 2. Государственная политика Воронежской области в сфере образования 1. На территории Воронежской области гарантируются конституционные права граждан на образование. 2. Целью государственной политики Воронежской области в сфере образования являются обеспечение реализации права на получение общего и профессионального образования, повышение образовательного уровня населения и интеллектуального потенциала области как важного фактора экономического, социального и культурного прогресса, подготовка квалифицированных специалистов и всестороннее развитие личности. 3. Сфера образования признается приоритетной в деятельности органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления. Расходы на образование в областном бюджете должны составлять не менее 10 процентов его расходной части. 4. Организационную основу государственной политики Воронежской области в сфере образования составляет областная программа развития образования Воронежской области, являющаяся региональной частью Федеральной программы развития образования и определяющая стратегию приоритетного развития системы образования, учитывающая областные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализующая мероприятия, отнесенные к ведению органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления. 5. Образование, как общее, так и профессиональное включает в себя и гражданское воспитание в его правовых, нравственно-этических и духовно-культурных компонентах. 6. Образовательные программы всех уровней строятся на основе государственных стандартов, включают региональные и местные компоненты, учитывают особенности национально-этнических меньшинств (в случае их компактного проживания). 7. Контроль за качеством образования в образовательных учреждениях (организациях) независимо от организационно-правовых форм, видов и типов, ведомственной принадлежности осуществляется государственной аттестационной службой и государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Воронежской области, с широким участием общественности (родительской, научно-педагогической, творческих союзов, профсоюзных организаций и других), кроме религиозных организаций, политических партий и общественно-политических объединений. Статья 3. Гарантии прав граждан на образование на территории Воронежской области 1. В целях реализации прав граждан на образование органами государственной власти Воронежской области создаются необходимые условия, гарантирующие получение образования любого уровня, соответствующего потребностям и способностям гражданина. Гарантируется общедоступность и бесплатность получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в порядке, предусмотренном законодательством. Детям из малообеспеченных семей оказывается адресная государственная финансовая поддержка для получения ими общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, порядок предоставления которой определяется органами государственной власти Воронежской области. 2. На территории области гражданам предоставляется право выбора форм образования, предусмотренных действующим законодательством и соответствующих государственным образовательным стандартам. Лица, обладающие определенными способностями, могут получать образование в соответствующих специализированных образовательных учреждениях. Допускается совмещение различных форм образования. При семейном образовании родители имеют право на бесплатное ознакомление с утвержденными программами образования, на диагностику уровня развития и способностей ребенка в образовательных учреждениях. 3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания ими государственного или муниципального образовательного учреждения зачисляются на полное государственное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также бюджетов образовательных учреждений. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы, типа и вида, ведомственной принадлежности обучающимся, лишившимся во время обучения родителей или попечительства, обязано обеспечить условия для продолжения обучения по избранной образовательной программе за счет средств образовательного учреждения и (или) бюджета соответствующего уровня. 4. Вынужденные переселенцы, беженцы имеют право на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Воронежской области на общих основаниях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Воронежской области. 5. Иностранные граждане получают профессиональное образование в государственных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством и международными договорами на коммерческой (платной) и бесплатной основе (в случае межправительственных соглашений между государствами по обмену учащимися, студентами). 6. Лица, организации, учреждения, препятствующие получению гражданином образования, несут установленную законом ответственность. 7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Воронежской области способствуют сохранению русского языка, повышению грамотности населения и развитию культуры речевого общения. Статья 4. Система образования Воронежской области 1. Система образования Воронежской области является составной частью системы образования Российской Федерации. Она включает дошкольное, общее (начальное, основное, среднее (полное)), профессиональное (начальное, среднее, высшее), послевузовское профессиональное и дополнительное образование. 2. Единство образовательного пространства обеспечивается совокупностью образовательных программ различного уровня и направленности, соответствующих государственным образовательным стандартам. 3. Основным организационным звеном системы образования являются имеющие лицензии образовательные учреждения (организации), реализующие программы: - дошкольного образования; - общего образования (начального, основного, среднего (полного)); - специального (коррекционного) образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов; - для детей с девиантным поведением; - обеспечивающие содержание и воспитание несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - начального профессионального образования; - среднего профессионального образования; - высшего профессионального образования; - послевузовского профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов; - дополнительного образования. Статья 5. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений на территории Воронежской области 1. На территории Воронежской области могут создаваться образовательные учреждения (организации) в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Порядок создания и государственной регистрации образовательных учреждений (организаций) определяется законодательством Российской Федерации. Ликвидация и реорганизация образовательного учреждения (организации) осуществляется учредителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом мнения трудовых коллективов образовательных учреждений и научно - педагогической общественности. В случаях, определенных федеральным законодательством, ликвидация образовательного учреждения может быть осуществлена по решению суда. 2. Государственные областные и муниципальные образовательные учреждения, а также их филиалы, создаются, реорганизуются, ликвидируются на территории Воронежской области на основании решения, принятого соответственно органами государственной власти Воронежской области и органами местного самоуправления (по согласованию с федеральными органами управления образованием в случаях, предусмотренных федеральным законодательством). Создание государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Российской Федерации, согласовывается с органами государственной власти Воронежской области. Негосударственные образовательные учреждения (организации), а также их филиалы, создаются на территории Воронежской области в соответствии с действующим законодательством. 3. При ликвидации и реорганизации государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также их филиалов, государственные органы управления образованием и органы местного самоуправления соответственно обязаны обеспечить социальную защиту обучающихся. При ликвидации общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования государственный орган управления образованием обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников в другие образовательные учреждения соответствующего типа. При ликвидации учреждений среднего и высшего профессионального образования государственный орган управления образованием содействует переводу студентов в другое образовательное учреждение. Статья 6. Условия деятельности образовательных учреждений 1. Образовательное учреждение приобретает право на ведение образовательной деятельности с момента получения государственной лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам всех уровней, по специальностям и направлениям подготовки, формам обучения. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется органами государственного управления образованием: - федеральными (программы высшего и послевузовского профессионального образования); - областными (общеобразовательные программы, программы начального и среднего профессионального образования, программы дополнительного образования, если иное не предусмотрено законодательством). Областные требования в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений и обеспеченности учебного процесса (материально - технической, финансовой и кадровой) образовательных учреждений устанавливаются администрацией Воронежской области. Государственные органы управления образованием Воронежской области обязаны осуществлять контроль за деятельностью всех лицензированных образовательных учреждений в части соблюдения контрольных нормативов и предельного контингента обучающихся, зафиксированных в лицензии, а также сроков ее действия по специальностям, направлениям подготовки и уровням образования. Образовательные учреждения при реорганизации, изменении объема и структуры контингента обучающихся, состава и размера общих площадей обязаны представлять в государственные органы управления образованием, осуществляющие лицензирование, дополнительные документы о соответствии условий образовательного процесса государственным (федеральным и областным) требованиям. 2. Государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке и подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. 3. Образовательные учреждения самостоятельны в выборе системы и форм организации обучения и воспитания, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству Воронежской области. Статья 7. Устав образовательного учреждения Устав образовательного учреждения должен соответствовать требованиям, установленным федеральным законодательством, настоящим Законом, и не противоречить положению о данном типе и виде образовательного учреждения. Устав государственного и муниципального образовательного учреждения утверждается учредителем. Глава II. Дошкольное и общее образование Статья 8. Дошкольное образование 1. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте. Для оказания помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста, а также в целях развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей на территории Воронежской области действует сеть образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, центры развития ребенка, центры психолого-педагогической и социальной помощи, службы медико-педагогического патронажа. 2. Органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления гарантируют доступность образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Статья 9. Общее образование 1. Общее образование включает в себя три уровня образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, которые реализуются в учреждениях общего образования. Учреждения общего образования являются основным звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем жителям Воронежской области возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов. 2. Основными целями организации общего образования являются: - формирование общей культуры обучающихся на основе реализации общеобразовательных программ; - адаптация обучающихся к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими профессиональных образовательных программ; - воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, бережного отношения к окружающей природе. Учреждения общего образования осуществляют обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, обеспечивают охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития обучающихся. 3. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе принятых в Воронежской области концепций и программ развития образования, Регионального базисного учебного плана образовательное учреждение в порядке, предусмотренном его уставом, самостоятельно разрабатывает и принимает образовательную программу (учебный план; рабочие программы курсов, учебных дисциплин и практик), обусловленную его статусом. Образовательное учреждение может самостоятельно разрабатывать дополнительный компонент образовательной программы с учетом мнения обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих). 4. Органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления могут создавать учреждения общего образования (классы, группы) повышенного статуса для одаренных детей. Порядок приема в учреждения общего образования (классы, группы) повышенного статуса для одаренных детей определяется уставом и подтверждается лицензией образовательного учреждения. Статья 10. Специальное (коррекционное) образование для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов 1. Для несовершеннолетних с отклонениями в развитии и инвалидов создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, обеспечивающие их обучение, воспитание, лечение и социальную адаптацию. В образовательных учреждениях могут создаваться специальные (коррекционные) классы, группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов разрабатываются образовательным учреждением на основе государственных образовательных стандартов с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (воспитанников). (Абзац исключен - Закон Воронежской области от 15.10.2004 г. N 58-ОЗ) 3. При отсутствии специальных образовательных учреждений в местности, где проживают дети с нарушением слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата и другими заболеваниями, может быть организовано их обучение на дому с согласия родителей (лиц, их заменяющих). Родители (лица, их заменяющие), имеющие детей - инвалидов, осуществляющие их воспитание и специальное обучение на дому самостоятельно или в негосударственных образовательных учреждениях, имеют право на возмещение затрат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Государственные органы управления образованием в пределах своей компетенции определяют порядок возмещения затрат родителям (лицам, их заменяющим) детей-инвалидов, предусмотренных законодательством Воронежской области. Статья 11. Образовательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением 1. Основными задачами образовательных учреждений для несовершеннолетних с девиантным поведением являются: - создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования; - обеспечение их психологической, медицинской и педагогической реабилитации и социальной адаптации. 2. Образовательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением могут быть закрытого и открытого типа. В период обучения в образовательных учреждениях для несовершеннолетних с девиантным поведением закрытого типа в целях дальнейшей социальной реабилитации обучающимся и воспитанникам обеспечиваются условия для получения профессии (специальности). Лица, не успевшие завершить начальное профессиональное образование, профессиональную подготовку в период нахождения в образовательных учреждениях для несовершеннолетних с девиантным поведением закрытого типа, имеют право на бесплатное завершение обучения на соответствующем курсе государственного, муниципального учреждения начального профессионального образования. Статья 12. Виды форм получения общего образования Граждане, проживающие на территории Воронежской области, с учетом потребностей и возможностей личности осваивают образовательные программы в следующих формах: 1) очной, очно-заочной; 2) семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в рамках конкретной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Образовательное учреждение обязано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и своим уставом предоставить гражданам возможность получения образования в различных формах. Статья 13. Очная и очно-заочная формы получения образования В очной форме получения образования на территории Воронежской области осваиваются общеобразовательные и профессиональные программы. Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении в очной форме ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. В очно-заочной форме получения образования на территории Воронежской области могут осваиваться программы основного общего, среднего (полного) общего образования без ограничения возраста обучающихся. Статья 14. Семейное образование, самообразование, экстернат 1. Семейное образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации для освоения обучающимися программ начального, основного, среднего (полного) общего образования по желанию их родителей (лиц, их заменяющих) при условии предварительного зачисления в соответствующее образовательное учреждение. Получение семейного образования обеспечивается родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся и (или) привлечением лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. 2. Образование в форме самообразования осуществляется для освоения программ среднего (полного) общего образования обучающимися по их желанию при условии зачисления их в соответствующее образовательное учреждение. Получение образования обучающимся в форме самообразования осуществляется самостоятельно и (или) обеспечивается привлечением лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. 3. При получении образования в форме экстерната обучающийся самостоятельно определяет график освоения образовательных программ основного общего образования, среднего (полного) общего образования по согласованию с руководством образовательного учреждения, в которое он зачислен. 4. Образовательное учреждение, в котором числится обучающийся в форме семейного образования, самообразования, экстерната информирует об этом органы местного самоуправления. Образовательное учреждение оказывает необходимое содействие в организации процесса семейного образования, самообразования, экстерната, включая обеспечение учебно - методическими пособиями, образовательными программами. Контроль за организацией процесса получения семейного образования, самообразования, экстерната каждым обучающимся осуществляется органами местного самоуправления. 5. Образовательное учреждение, в которое зачислен обучающийся в форме семейного образования, самообразования, не менее одного раза в полугодие проводит промежуточную аттестацию обучающихся. Успешная аттестация обучающихся в форме семейного образования, самообразования, экстерната, по итогам учебного года является основанием для перевода в следующий класс. Успешная аттестация по итогам одного из уровней образования является основанием для выдачи соответствующего документа об образовании. Не допускается предъявление к обучающимся в форме семейного образования, самообразования, экстерната требований, превышающих требования государственного образовательного стандарта для соответствующего уровня образования. В случае неудовлетворительной аттестации по итогам одного из уровней образования обучающийся обязан пройти повторно аттестацию по пройденному курсу обучения либо повторно пройти курс обучения. 6. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната устанавливаются уставом образовательного учреждения и реализуются на основе договора между образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся. Обучающиеся в форме самообразования, экстерната, достигшие возраста 18 лет, заключают договор с образовательным учреждением самостоятельно. 7. Обучающиеся в форме семейного образования, самообразования, экстерната имеют равные с другими обучающимися в образовательном учреждении права на возмещение затрат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Государственные органы управления образованием Воронежской области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции определяют порядок возмещения затрат на обучение в форме семейного образования, самообразования, экстерната, предусмотренных законодательством Воронежской области. Глава III. Профессиональное образование Статья 15. Система профессионального образования Воронежской области 1. Государственная политика Воронежской области в сфере профессионального образования основана на принципах, определенных законодательством Российской Федерации и направлена на сохранение и развитие научного, технологического и кадрового потенциала в целях устойчивого социально-экономического развития Воронежской области и Российской Федерации. 2. Основным организационным звеном системы профессионального образования Воронежской области являются имеющие лицензии образовательные учреждения (организации), реализующие программы профессионального образования (начального, среднего, высшего, послевузовского), образовательные учреждения дополнительного образования, а также научные, опытно-конструкторские, технологические, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, культурно-просветительские предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие функционирование и развитие профессионального образования. 3. Органы государственной власти Воронежской области обязаны содействовать развитию сети профессиональных образовательных учреждений, в том числе их филиалов, в городах и районах области, в целях обеспечения доступности профессионального образования гражданам, проживающим на территории Воронежской области. Органы государственной власти и органы местного самоуправления совместно с образовательными учреждениями профессионального образования содействуют развитию системы профессиональной ориентации молодежи. Количество студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, на 10 тысяч населения области не может быть меньше соответствующих федеральных показателей. 4. Органы государственной власти Воронежской области содействуют развитию многоуровневого непрерывного профессионального образования (созданию учебно-научных и учебно-производственных комплексов), реализующего принцип интеграции образования, науки и производства, а также созданию на территории области образовательных (научно-образовательных) округов на базе государственных университетов. Статья 16. Порядок заключения, изменения и прекращения договора между образовательным учреждением профессионального образования и обучающимся 1. Гражданин, реализуя свое право на профессиональное образование, заключает с образовательным учреждением договор на обучение. От имени несовершеннолетних граждан договор заключается родителями или лицами их заменяющими. Договор на обучение является соглашением между гражданином и образовательным учреждением профессионального образования, по которому обучающийся обязуется освоить выбранную по соглашению сторон профессиональную образовательную программу, подчиняясь требованиям устава и правилам внутреннего распорядка, а образовательное учреждение профессионального образования обязуется обеспечить обучение по профессиональной программе, уровень которой определен в договоре, а при обучении по направлению (специальности), по которому образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию, не ниже уровня, установленного государственным стандартом. Договор оформляется в письменной форме в двух экземплярах. Один экземпляр договора передается обучающемуся, другой остается в образовательном учреждении и хранится в течение всего периода обучения. Все споры между сторонами решаются на основании договора. Договор может быть изменен только по соглашению сторон. 2. В договоре между гражданином и образовательным учреждением профессионального образования в обязательном порядке указываются следующие условия: - срок договора; - уровень профессионального образования; - наименование направления подготовки (специальности); - основные права, обязанности и ответственность сторон; - формы и условия получения образования, в том числе на бюджетной или платной основе; - номер регистрационного удостоверения, лицензии, аккредитационного свидетельства образовательного учреждения профессионального образования. Договор может быть расторгнут по инициативе сторон, на условиях, предусмотренных федеральным законом, а также указанных в правилах внутреннего распорядка. Статья 17. Научные исследования и инновационная деятельность в профессиональной школе Воронежской области 1. Органы государственной власти Воронежской области совместно с научно-педагогической общественностью определяют приоритетные направления научных исследований и инновационной деятельности профессиональной школы Воронежской области, а также вносят предложения о включении разработок образовательных учреждений профессионального образования Воронежской области в федеральные, региональные и областные научные, научно-технические и инвестиционные программы и организуют их государственную экспертизу. 2. Органы государственной власти Воронежской области содействуют созданию и развитию инфраструктуры научной и инновационной деятельности (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры государственной экспертизы и сертификации), развитию интеграции академического, отраслевого и вузовского секторов науки Воронежской области и Центрально-Черноземного региона, в том числе путем создания образовательных округов на базе государственных университетов. Глава IV. Дополнительное образование Статья 18. Дополнительное образование 1. Дополнительное образование реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и осуществляется посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг, информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. 2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы, которые реализуются: - общеобразовательными учреждениями и учреждениями профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; - учреждениями (организациями) дополнительного образования независимо от организационно-правовых форм, имеющими соответствующие лицензии; - педагогическими работниками, занимающимися индивидуальной педагогической деятельностью. Учреждения дополнительного образования, имеющие государственную аккредитацию и реализующие программы дополнительного образования различной направленности, выдают лицам, прошедшим аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и квалификации. 3. Содержание дополнительных образовательных программ, способы их реализации и продолжительность обучения по ним определяются образовательным учреждением (организацией), осуществляющим деятельность в области дополнительного образования, и потребителем образовательных услуг с учетом требований государственного образовательного стандарта, или иных государственных требований к содержанию образования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. 4. Гражданам в возрасте до 23 лет в Воронежской области гарантируется возможность бесплатного получения дополнительного образования по одной или нескольким дополнительным образовательным программам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Порядок и условия реализации этого положения устанавливаются органами государственной власти Воронежской области. Статья 19. Повышение квалификации и переподготовка работников образования 1. Общее руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников образования Воронежской области осуществляют учредители образовательных учреждений и государственные органы управления образованием в пределах их компетенции. 2. Научно-методическими и организационными центрами повышения квалификации и дополнительного профессионального образования для педагогических кадров всех уровней выступают функционирующие в области образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии. 3. Руководители образовательных учреждений обязаны предоставлять работникам право повышать свою квалификацию по мере необходимости, но не реже чем один раз в 5 лет. Минимальные нормативы финансирования на эти цели устанавливает учредитель образовательного учреждения. Глава V. Негосударственный сектор системы образования Статья 20. Государственное регулирование отношений в негосударственном секторе системы образования 1. Политика Воронежской области в негосударственном секторе системы образования направлена на реализацию прав граждан и иных лиц на получение качественного образования в негосударственных образовательных учреждениях (организациях) и представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению развития негосударственного сектора системы образования в интересах жителей Воронежской области. 2. Государственное регулирование отношений в негосударственном секторе системы образования осуществляется государственными органами управления образованием Воронежской области и органами местного самоуправления в пределах их компетенции и направлено на реализацию единой государственной политики в области образования, защиту интересов жителей Воронежской области на получение качественного образования. 3. С момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности негосударственным образовательным учреждениям (организациям) предоставляются равные с государственными и муниципальными образовательными учреждениями права (за исключением права выдачи дипломов государственного образца), условия функционирования и развития в порядке, установленном действующим законодательством об образовании. 4. Государственное регулирование и поддержка негосударственного сектора системы образования реализуется государственными органами управления образованием Воронежской области и органами местного самоуправления в следующих формах: - обеспечения негосударственным образовательным учреждениям (организациям) возможности участия в областных и муниципальных образовательных программах; - стимулирования деятельности негосударственных образовательных учреждений (организаций) через систему налоговых, кредитных и иных экономических льгот; - осуществления контроля за образовательной деятельностью негосударственных образовательных учреждений (организаций) в порядке, установленном законодательством об образовании; - участия в деятельности общественных и иных объединений негосударственных образовательных учреждений. 5. Государственные органы управления образованием Воронежской области участвуют в лицензировании вновь создаваемых образовательных учреждений, организуют текущий контроль деятельности негосударственных образовательных учреждений (организаций) в форме общественной аккредитации. Результаты общественной аккредитации являются основанием для информирования органов государственной власти и населения Воронежской области о состоянии негосударственного сектора системы образования, принятия соответствующих управленческих решений. Головные образовательные учреждения и их филиалы аттестуются каждый отдельно в соответствии с действующим законодательством. Статья 21. Права граждан на получение образования в негосударственных образовательных учреждениях (организациях) 1. Государственная образовательная политика Воронежской области обеспечивает реализацию права граждан, проживающих на территории Воронежской области, и иных лиц на получение образования любого уровня в любой из допускаемых законодательством Российской Федерации форм в негосударственном секторе системы образования. Реализация данного права обеспечивается комплексом правовых, организационных, имущественных и иных гарантий, осуществлением государственного контроля за качеством образовательной деятельности, установлением меры ответственности за предоставление образовательных услуг на уровне ниже требований государственных образовательных стандартов. 2. Взаимоотношения всех участников образовательной деятельности в негосударственном секторе строятся на основе договоров на оказание услуг в сфере образования. При приеме на обучение негосударственное образовательное учреждение (организация) обязано ставить потребителей образовательных услуг в известность о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельстве о государственной аккредитации, гарантирующем образовательному учреждению (организации) право выдачи документов об образовании государственного образца, о процедуре (порядке) промежуточных и итоговой аттестаций обучающихся и выпускников, о порядке возмещения затрат на обучение. 3. Обучающиеся в негосударственных образовательных учреждениях (организациях), отнесенные к категории социально защищаемых граждан (малоимущие, сироты, инвалиды, лица, страдающие тяжелыми заболеваниями и другие), имеют право на государственные льготы и социальную поддержку за счет средств областного и (или) местных бюджетов, в размере и порядке, установленных органами государственной власти Воронежской области и местного самоуправления. Наряду с гарантиями, закрепленными в законодательстве, в договорах на оказание образовательных услуг могут быть предусмотрены дополнительные возможности, обеспечивающие реализацию права на образование в негосударственных образовательных учреждениях (организациях). 4. В негосударственных образовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, может быть размещен государственный заказ на подготовку специалистов по специальностям, которые отсутствуют в учебных планах государственных вузов области. Заказы (федеральный и областной) размещаются на конкурсной основе. Глава VI. Управление системой образования Статья 22. Полномочия органов государственной власти Воронежской области в сфере образования 1. К полномочиям Воронежской областной Думы в сфере образования относятся: - определение государственной политики Воронежской области в сфере образования; - принятие законов Воронежской области и других нормативных правовых актов; - утверждение областных программ развития образования с учетом социально-экономических, экологических, национально-культурных, демографических особенностей; - создание областных фондов стабилизации и развития системы образования области и утверждение положений о них; - установление образовательным учреждениям налоговых и иных льгот в пределах своей компетенции; - установление областного норматива финансирования основного общего, среднего (полного) общего, профессионального (начального, среднего) образования и дополнительного образования в расчете на одного обучающегося (студента); - определение в бюджете области объемов затрат, выделяемых на финансирование функционирования и развития системы образования; - регулирование трудовых отношений в образовательных учреждениях в пределах компетенции Воронежской области; - установление особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений, подведомственных Воронежской области; - утверждение дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения воспитанников, обучающихся, студентов, а также педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета; - утверждение положений об областных грамотах, премиях, грантах и персональных стипендиях в сфере образования; - осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством. 2. К полномочиям администрации Воронежской области в сфере образования относятся: - осуществление на территории области государственной (федеральной и областной) политики в сфере образования, общее руководство деятельностью муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, координация работы всех учреждений образования независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности в пределах своей компетенции; - обеспечение государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования; - обеспечение реализации права граждан, проживающих на территории области, на получение образования, в том числе профессионального; - осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением законодательства Воронежской области, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования области; внесение предложений в соответствующие органы и учреждения о проведении контроля финансово-хозяйственной деятельности всех учреждений образования независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности; - разработка и реализация областной программы развития образования; - прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета субвенций на нужды образования в Воронежской области; - разработка областных нормативов финансирования образования; - финансирование в соответствии с областным бюджетом потребностей образовательных учреждений; - формирование органов управления образованием, назначение руководителей этих органов по согласованию с федеральными органами управления образованием; - определение порядка ведения реестра образовательных учреждений, их филиалов и представительств, расположенных на территории Воронежской области; - разработка и утверждение областных компонентов государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования, согласование с учреждениями профессионального образования областных компонентов государственных стандартов по каждому направлению подготовки, в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета Воронежской области; - контроль за соблюдением государственных стандартов в подведомственных образовательных учреждениях; - прогнозирование потребностей в специалистах различного профиля для нужд Воронежской области и муниципальных образований, формирование государственных (областных) заказов на подготовку специалистов по различным направлениям; - определение по согласованию с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования Воронежской области квот целевого приема в них выпускников общеобразовательных учреждений; - заключение договоров на подготовку специалистов с образовательными учреждениями профессионального образования; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений, подведомственных Воронежской области; - закрепление за государственными образовательными учреждениями земельных участков, находящихся в государственной собственности Воронежской области, в бессрочное бесплатное пользование; - установление дополнительных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, кадрового обеспечения, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; - обеспечение сохранения и развития областной оздоровительной базы отдыха для детей и подростков, клубов по месту жительства (независимо от ведомственной принадлежности); - содействие в издании учебной литературы, методических материалов, пособий и создание технических средств обучения; - развитие международного и межнационального сотрудничества в системе образования, оказание содействия муниципальным органам управления образованием и образовательным учреждениям Воронежской области в установлении прямых связей с иностранными государствами, предприятиями, учреждениями и организациями; - внесение учредителям государственных учреждений профессионального образования (федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся данные учреждения) предложений по утверждению или назначению кандидатур на должности ректоров (директоров), в том числе избранных в порядке, установленном федеральным законодательством и уставами образовательных учреждений, а также внесение предложений учредителям об освобождении руководителей образовательных учреждений от занимаемой должности; - проведение с учетом интересов Воронежской области стратегического анализа, прогнозирование и координация приоритетных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ в учреждениях высшего профессионального образования; - содействие в организации практики студентов и трудоустройстве выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области; - осуществление иных полномочий в сфере управления образованием, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Воронежской области. Статья 23. Органы управления образованием на территории Воронежской области 1. В Воронежской области управление системой образования осуществляют государственные (областные) и муниципальные органы управления образованием. Государственные органы управления образованием создаются решением администрации Воронежской области по согласованию с Воронежской областной Думой. 2. К компетенции государственных органов управления образованием относятся вопросы образования соответствующего уровня, в том числе: - обеспечение формирования и практической реализации государственной образовательной и научной политики в сфере образования на региональном уровне в целях эффективного использования научного и кадрового потенциалов для решения задач устойчивого социально-экономического развития Воронежской области; - защита интересов Воронежской области на всех этапах формирования и реализации государственных и региональных образовательных и научных программ; - лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности в соответствии с действующим законодательством (за исключением учреждений высшего профессионального и послевузовского профессионального образования); - участие в лицензировании, аттестации и аккредитации учреждений высшего профессионального образования, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; - осуществление комплексного анализа состояния и тенденций развития образования Воронежской области; обеспечение подготовки предложений по взаимодействию администрации Воронежской области с федеральными органами управления наукой и образованием, по определению перспектив и направлений развития науки и образовательной системы Воронежской области; - прогнозирование и формирование стратегии развития областного рынка образовательных услуг; - осуществление анализа и координация работы муниципальных органов управления образованием, учреждений образования по реализации региональной научной и образовательной политики и исполнению законодательства и нормативных актов органов государственной власти Воронежской области; - согласование назначения и увольнения руководителей муниципальных органов управления образованием; - анализ затрат на содержание системы образования Воронежской области, координация разработки методической и нормативной базы для определения областных нормативов финансирования образовательных учреждений; - разработка предложений по формированию и реализации областных целевых образовательных программ; организация общественной экспертизы государственных, региональных и областных программ и проектов в сфере науки и образования; разработка и реализация мер по сохранению и развитию научных школ, подготовке научной смены; - разработка предложений по совершенствованию и изменению номенклатуры специальностей и специализаций в профессиональных образовательных учреждениях Воронежской области, координация работы системы учреждений профессионального образования и других образовательных структур по переподготовке и повышению квалификации специалистов и высвобождающегося населения; формирование регионального заказа в сфере профессионального образования; - определение путей и форм перепрофилирования и интеграции образовательных учреждений всех уровней с целью создания системы непрерывного образования, оптимального удовлетворения текущих и перспективных потребностей Воронежской области в специалистах с профессиональным образованием и предоставления населению области более широкого и разнообразного круга профессионально-образовательных и культурно-просветительных услуг; - разработка и реализация мер по организации адресной социальной поддержки обучающихся, студентов, преподавателей и сотрудников учреждений образования, содействие в развитии социальной инфраструктуры системы образования; - формирование областной системы информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая статистическое наблюдение; - обеспечение сотрудничества органов государственной власти Воронежской области с научными учреждениями, ведущими российскими учебными заведениями, государственными и общественными научными и образовательными фондами, банками данных и знаний, научными обществами и объединениями; - анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной политики, организация и содействие в выполнении научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования; - содействие в развитии международной и межрегиональной деятельности в области образования; - разработка предложений и реализация мер по развитию информационных систем в сфере науки и образования, осуществление координации их взаимодействия с другими информационными системами Воронежской области. 3. Государственные органы управления образованием от имени органов государственной власти Воронежской области обеспечивают разработку соглашений с федеральными органами управления, учредителями профессиональных образовательных учреждений по разграничению компетенции и полномочий в сфере профессионального образования, определению порядка формирования, размещения и финансирования государственного заказа на подготовку специалистов в профессиональной школе. 4. Государственные органы управления образованием ведут областной реестр образовательных учреждений (организаций), реализующих программы профессионального образования, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, участвуют в лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений по всем уровням профессиональных программ, включая высшее профессиональное образование. 5. Государственные органы управления образованием содействуют в создании областных учебно-методических объединений по специальностям и направлениям подготовки профессионального образования. 6. Органы местного самоуправления создают муниципальные органы управления образованием. Деятельность муниципальных органов управления образованием осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Муниципальные органы управления образованием координируют деятельность всех образовательных учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, за исключением государственных учреждений среднего специального и высшего профессионального образования. 7. Контроль за деятельностью образовательных учреждений и их филиалов независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, расположенных на территории Воронежской области, осуществляется органами государственной власти Воронежской области в пределах их компетенции. Статья 24. Управление образовательными учреждениями 1. Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего уровня и уставом образовательного учреждения. Управление образовательным учреждением осуществляется на основе принципов единоначалия, самоуправления, открытости и гласности. 2. Единоначалие осуществляет руководитель (директор, ректор) образовательного учреждения, который несет персональную ответственность за качество подготовки выпускников, надлежащее состояние финансовой и договорной дисциплины, учета и отчетности, за сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в собственности или оперативном управлении образовательного учреждения, соблюдение прав работников и обучающихся, соблюдение и исполнение законов Российской Федерации и Воронежской области и иных нормативных правовых актов. 3. Формами самоуправления в образовательных учреждениях Воронежской области являются совет (ученый совет) образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание (конференция) работников и обучающихся, родительский совет (комитет), совет (комитет) выпускников и другие формы. 4. Порядок избрания (назначения) руководителя образовательного учреждения, виды и порядок формирования органов самоуправления образовательного учреждения, разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения (положением об образовательном учреждении) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Образовательное учреждение несет ответственность за качество образовательной деятельности (предоставляемых образовательных услуг). 6. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников, за соблюдение трудового законодательства и правил техники безопасности в соответствии с действующим законодательством. 7. Образовательное учреждение вправе вносить в органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления предложения и проекты совершенствования системы образования, ее структуры, совершенствования финансового и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Порядок рассмотрения предложений и проектов регламентируется законодательством Воронежской области. Органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления обязаны рассмотреть внесенные предложения или проекты и принять соответствующие решения. Статья 25. Участие общественности в управлении системой образования В Воронежской области создаются общественные организации, к компетенции которых относятся: - организация общественного обсуждения готовящихся и принятых законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере образования, проектов и программ развития образования, вопросов финансирования системы образования; - обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, полнотой реализации прав обучаемых, родителей, педагогов; - проведение профессионально-общественных экспертиз и организация общественной аккредитации образовательных учреждений; - определение направлений и общественная оценка рациональности использования выделяемых ресурсов; - формирование общественного мнения по проблемам развития образования. Статья 26. Правила внутреннего распорядка в образовательных учреждениях 1. Трудовой и учебный распорядок в образовательном учреждении определяется правилами внутреннего распорядка, утвержденными общим собранием (конференцией) работников и обучающихся по представлению администрации. Условия и порядок проведения общего собрания (конференции) определяются уставом образовательного учреждения. 2. Правила внутреннего распорядка регулируют отношения между работодателями и работниками, между образовательным учреждением и обучающимися. Правила внутреннего распорядка обязательны для всех работников и обучающихся образовательного учреждения. В правилах внутреннего распорядка определяются: - общая организация образовательного процесса, научных исследований и производственной деятельности; - порядок приема на работу сотрудников; - порядок заключения договора между гражданином и образовательным учреждением на получение образования; - продолжительность рабочего и учебного времени и его использование; - время отдыха; - общие права, обязанности и ответственность всех работающих и обучающихся; - общие права и обязанности, ответственность администрации; - методы управления дисциплинарными отношениями, дисциплинарная ответственность работников и обучающихся; - основания расторжения трудового договора и договора на обучение; - льготы и поощрения для работающих и обучающихся. Глава VII. Педагогические кадры Статья 27. Права педагогических работников образовательных учреждений 1. Педагогические работники образовательных учреждений имеют право на: - участие в управлении государственным и муниципальным образовательным учреждением; - свободу выбора и использования методик обучения и воспитания; - ежегодные бесплатные медицинские обследования согласно нормативам для каждой категории работников; - бесплатное повышение квалификации не реже одного раза в пять лет; - получение субсидий на жилищное строительство или приобретение жилья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Воронежской области; - иные льготы и виды материальной помощи, устанавливаемые органами государственной власти Воронежской области и органами местного самоуправления муниципальных образований. Финансирование вышеназванных льгот из областного бюджета осуществляется на основании закона Воронежской области об областном бюджете на соответствующий год. 2. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, устанавливаемая в трудовом договоре (контракте), определяется типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. 3. Педагогический работник образовательного учреждения, назначенный на государственную или муниципальную службу, избранный в законодательные (представительные) органы власти, имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации на занятие оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью. 4. За педагогическим работником образовательного учреждения, избранным на выборную должность, сохраняются педагогический стаж и связанные с ним права и льготы в соответствии с действующим законодательством. 5. Педагогический работник имеет право заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, сопровождающейся получением доходов, которая, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 28. Трудовые отношения и оплата труда в сфере образования 1. Трудовые отношения педагогических и иных работников в сфере образования регулируются в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации и Воронежской области. 2. Оплата труда педагогических работников образовательных учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается на основе квалификационных категорий, присваиваемых по результатам аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Положение об аттестации педагогических и руководящих работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждается администрацией Воронежской области. 3. Педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных учреждений в зависимости от их квалификации, категорий обучающихся и воспитанников, местонахождения и участия образовательного учреждения в инновационной деятельности устанавливаются надбавки к заработной плате в порядке и размерах, предусмотренных соответственно органами государственной власти Воронежской области и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Глава VIII. Экономика системы образования Статья 29. Экономическая политика Воронежской области в сфере образования и гарантии ее реализации 1. Приоритетными целями экономической политики Воронежской области в сфере образования являются: - поддержка и развитие образовательных учреждений (организаций) независимо от организационно-правовых форм, видов и типов, ведомственной принадлежности; - создание организационно-экономических условий для развития образовательного и научно-технического потенциалов учреждений образования и их инновационной и научной деятельности как базы социального и экономического развития Воронежской области; - селективная поддержка научных и инженерных школ, педагогических новаций, талантливой учащейся молодежи и инновационных образовательных учреждений в форме грантов, стипендий, целевого финансирования; - содействие в привлечении и эффективном использовании внебюджетных средств образовательных учреждений на функционирование и развитие системы образования. 2. Экономической основой гарантий получения образования в пределах государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях области являются: - для государственных и муниципальных образовательных учреждений соответствующее бюджетное финансирование, обеспечивающее исполнение областных нормативов, установленных для типов и видов образовательных учреждений; - установление не противоречащих законодательству Российской Федерации налоговых льгот образовательным учреждениям и предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, направляющим свои средства (в денежной и натуральной формах) на развитие системы образования. 3. Образовательные учреждения (организации) независимо от их организационно-правовых форм, видов и типов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений (организаций), освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе от платы за землю. 4. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе самостоятельно определять формы поддержки образования на своей территории, в том числе устанавливать образовательным учреждениям льготы по оплате коммунальных услуг и арендной плате. Статья 30. Программы и фонды развития образования 1. Органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития разрабатывают областные и муниципальные программы развития образования, другие целевые программы поддержки образования. 2. Областные программы развития образования Воронежской области, являющиеся организационной основой государственной (областной) образовательной политики, утверждаются Воронежской областной Думой по представлению администрации Воронежской области и финансируются из областного и местных бюджетов, средств образовательных учреждений и их учредителей, других источников. 3. Органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, юридические и физические лица могут учреждать фонды развития и поддержки образования, средства которых используются для финансирования программ и проектов в сфере образования и иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставом фонда. Привлечение и использование государственным или муниципальным образовательным учреждением средств фондов развития и поддержки образования не является основанием для уменьшения его соответствующего бюджетного финансирования. Статья 31. Финансирование системы образования 1. Финансирование деятельности образовательного учреждения (организации) осуществляется учредителем в соответствии с договором между образовательным учреждением (организацией) и его учредителем, в котором указываются принципы и нормативы финансирования, возможности их изменения, сроки финансирования, ответственность учредителя, в том числе и материальная, за задержку финансирования. По договору между учредителем и образовательным учреждением (организацией) последнее может функционировать на условиях самофинансирования. Источниками финансирования образовательных учреждений (организаций) являются: - средства бюджетов всех уровней; - средства учредителей; - средства внебюджетных, общественных и благотворительных фондов; - доходы от платной образовательной и иных форм деятельности; - добровольные пожертвования, субсидии, инвестиции; - кредиты банков и иных кредитных организаций; - другие доходы и поступления, не запрещенные законодательством. 2. Финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе государственных федеральных (в том числе ведомственных) и областных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося (воспитанника) по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. Областные нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются органами государственной власти Воронежской области с учетом специфики образовательных учреждений и расчетных объемов средств, необходимых для покрытия текущих расходов образовательных учреждений, связанных с учебным процессом, содержанием воспитанников, эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования. Областные нормативы не могут быть ниже соответствующих федеральных нормативов. Органы местного самоуправления могут устанавливать муниципальные нормативы финансирования образовательных учреждений с учетом местных условий. Муниципальные нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются органами местного самоуправления и должны быть достаточными для обеспечения функционирования образовательного учреждения. Муниципальные нормативы финансирования не могут быть ниже соответствующих областных нормативов. Нормативы финансирования (областные и муниципальные) сельских малочисленных образовательных учреждений, в том числе дошкольных, рассчитываются на одну группу (класс) обучающихся. Наполняемость классов в городской местности - не более 25 учеников, в сельской - 20 учеников. Нормативы финансирования (областные и муниципальные) специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений для несовершеннолетних с девиантным поведением должны обеспечивать необходимые условия для осуществления образовательного процесса с учетом психофизического развития и возможностей обучающихся (воспитанников). 3. Наличие у государственного или муниципального образовательного учреждения дополнительных финансовых средств, помимо бюджетных, не влечет за собой снижения областных (муниципальных) нормативов финансирования и (или) абсолютных размеров соответствующего бюджетного финансирования. 4. Научные исследования, научно-технические и опытно-конструкторские работы, проводимые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, финансируются органами государственной власти и органами местного самоуправления независимо от финансирования их образовательной деятельности. 5. Возмещение дополнительных затрат на функционирование государственных и муниципальных образовательных учреждений, возникающих в связи с индексацией их расходов, производится за счет соответствующих бюджетов. 6. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения (организации), закрепленные за ним учредителем и переданные ему в оперативное управление или являющиеся его собственностью, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения (организации) и не подлежат изъятию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения (организации) учредителем или зачтены в объем финансирования следующего года (квартала, месяца). 7. Финансирование областных государственных образовательных учреждений и мероприятий по развитию областной системы образования осуществляется в пределах финансовых средств, установленных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий год. 8. Выделение образовательным учреждениям денежных средств для реализации областных и муниципальных целевых программ и проектов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления на конкурсной основе. Статья 32. Отношения собственности в системе образования Воронежской области 1. Учредитель закрепляет за образовательным учреждением (организацией) в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности - землю, здания, сооружения, имущество и оборудование. Эти отношения фиксируются в договоре между учредителем и образовательным учреждением (организацией), в котором определяется объем прав владения, пользования и распоряжения имуществом, причины и порядок изъятия имущества образовательного учреждения (организации). Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. 2. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на правах оперативного управления или находящиеся в их распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития приватизации (разгосударствлению) не подлежат. 3. Образовательное учреждение (организация) обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, оборудования и другого имущества в соответствии с нормативами, установленными на территории Воронежской области. 4. Образовательное учреждение (организация) самостоятельно распоряжается собственным имуществом. Собственное имущество образовательного учреждения (организации) учитывается отдельно от имущества учредителя на отдельном балансе. 5. Образовательные учреждения (организации) по согласованию с учредителем могут сдавать в аренду, в том числе и под необразовательные цели, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их распоряжении и не используемые по прямому назначению объекты права собственности, если это не влечет за собой ухудшение условий для стабильного функционирования и развития системы образования области. 6. Образовательное учреждение (организация) отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и своим имуществом. При недостатке у образовательного учреждения (организации) таких средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть признано банкротом на общих основаниях, установленных законом. Глава IX. Социальная защита в системе образования Статья 33. Организация социальной защиты в системе образования Социальная защита обучающихся, педагогических, научно-педагогических работников и сотрудников образовательных учреждений области осуществляется в соответствии с программой социальной защиты населения Воронежской области и другими областными и муниципальными целевыми программами, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных и благотворительных фондов, собственных средств учебных заведений. Статья 34. Социальная защита педагогических и научно-педагогических работников 1. Формы и системы оплаты труда педагогических, научно-педагогических и иных работников образовательных учреждений, виды и размеры надбавок, доплат и других выплат, а также структура и штаты устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Дополнительные льготы и иные особенности оплаты и регулирования труда работников образовательных учреждений устанавливаются коллективными договорами (соглашениями) между трудовыми коллективами и администрациями образовательных учреждений (организаций). Работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, имеющим почетные звания и государственные награды Российской Федерации, выплачивается надбавка к заработной плате, в порядке установленном органами государственной власти Воронежской области. Тарифная ставка учителям всех типов образовательных учреждений выплачивается за 18 часов преподавательской работы. 2. Педагогические и научно-педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений пользуются правом: - бесплатного посещения государственных (областных) и муниципальных библиотек и музеев, расположенных на территории Воронежской области; - льготной оплаты билетов в государственные и муниципальные театры и кинотеатры, расположенные на территории Воронежской области; - льготной оплаты муниципального жилья и коммунальных услуг при наличии у них почетного звания Российской Федерации, ученой степени или ученого звания; - льготного проезда в городском транспорте (кроме такси) в населенном пункте по месту нахождения образовательного учреждения; - на получение беспроцентной ссуды за счет средств областного и местных бюджетов на 20 лет для приобретения жилой площади при наличии на одного члена семьи менее 10 кв. метров жилой площади; - на получение в течение одного года по окончании вуза или среднего специального учебного заведения ежемесячных надбавок в размере 50% от установленной ставки соответствующего разряда единой тарифной ставки; - на выплату вознаграждения в размере их 3-х месячной заработной платы при выходе на пенсию; - на лечебное пособие в размере среднемесячной заработной платы при уходе в очередной отпуск; - на 25% повышение тарифной ставки за работу в образовательных учреждениях рабочих поселков (поселков городского типа); - на ежемесячную доплату за выслугу лет соответственно: от 1 года до 5 лет - 10 % от 5 лет до 10 лет - 20% от 10 лет до 15 лет - 30% от 15 лет и выше - 40% установленного размера оплаты труда единой тарифной сетки. Статья 35. Социальная защита обучающихся 1. Обучающиеся в образовательных учреждениях Воронежской области пользуются правом: - на бесплатное или льготное питание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях; - льготного проезда в городском транспорте (кроме такси) в населенном пункте по месту нахождения образовательного учреждения; - на льготную оплату билетов в государственные и муниципальные театры и кинотеатры, расположенные на территории Воронежской области; - на получение в установленном порядке именных стипендий Воронежской области наряду со стипендией, выплачиваемой учебным заведением или стипендией, назначенной направившим его на обучение юридическим или физическим лицом, а также иных именных стипендий. Статья 36. Социальная защита обучающихся и работников образования, проживающих в сельской местности 1. В сельских населенных пунктах при наличии детей, подлежащих обучению по программам начального общего образования, независимо от их количества создаются органами местного самоуправления образовательные учреждения, реализующие программы начального общего образования. Ликвидация сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается только с согласия схода жителей муниципального образования, обслуживаемых данным учреждением. 2. Дети из населенных пунктов, расположенных на расстоянии свыше трех километров от сельских общеобразовательных учреждений, с согласия их родителей (или лиц, их заменяющих) обеспечиваются органами местного самоуправления местами в интернатных образовательных учреждениях. При отсутствии интернатов органы местного самоуправления обеспечивают перевозку обучающихся в сельских общеобразовательных учреждениях транспортом или бесплатные проездные билеты для них на рейсовые автобусы пригородного сообщения. 3. Педагогическим работникам, работающим в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, устанавливаются повышенные на 25% оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогов, работающих в городских условиях. 4. Администрация Воронежской области в целях подготовки и закрепления педагогических кадров в сельской местности устанавливает квоту приема выпускников сельских общеобразовательных учреждений в образовательные учреждения области, реализующие программы среднего и высшего профессионального педагогического образования. Выпускники образовательных учреждений, принятые на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, пользуются льготами и обеспечиваются жильем в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Глава X. Международное сотрудничество в сфере образования Статья 37. Международное сотрудничество Воронежской области в сфере образования 1. Органы государственной власти Воронежской области содействуют развитию и повышению эффективности сотрудничества образовательных учреждений Воронежской области с зарубежными партнерами, международными учреждениями и организациями, научными и благотворительными фондами в образовательной, научной и инновационной деятельности. 2. Государственные органы управления образованием и органы местного самоуправления организуют обмен учащимися, студентами, стажерами, преподавателями и научными работниками образовательных учреждений Воронежской области с зарубежными партнерами на основе международных договоров (соглашений) Воронежской области и Российской Федерации. 3. Государственные органы управления образованием содействуют расширению подготовки иностранных учащихся и студентов в образовательных учреждениях Воронежской области. Порядок приглашения на учебу, организации обучения, социального и медицинского обеспечения иностранных граждан определяется органами государственной власти Воронежской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава XI. Заключительные и переходные положения Статья 38. Переходные положения Порядок предоставления льгот, предусмотренных статьями 34, 35 и 36 настоящего Закона определяется с "постановлением администрации Воронежской област А (В редакции Закона Воронежской области от 26.11.2001 г. N 26-III-ОЗ) бзац 2 пункта 3 статьи 2 настоящего Закона вступает в силу с 01.01.2002 года. Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областной Думы А. Голиусов г. Воронеж, Парламентский центр, 27 декабря 2000 года N 202-II-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|