Расширенный поиск
Закон Воронежской области от 20.07.1995 № 23-зВОРОНЕЖКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Воронежской области от 02.07.2001 г. N 11-III-ОЗ УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законы Воронежской области от 15.01.96 г. N 42-з; от 23.09.96 г. N 68-з; от 29.04.98 г. N 38-II-ОЗ; от 20.11.98 г. N 60-II-ОЗ; от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ; от 02.08.99 г. N 103-II-ОЗ) Принят областной Думой 6 июля 1995 года Повторно принят областной Думой 20 июля 1995 года Воронежская областная Дума, выражая волю и интересы населения области, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области, заботясь о создании для населения области достойных условий жизни, стремясь к упрочению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового государства, исходя из равноправия субъектов Российской Федерации, выражая стремление населения Воронежской области видеть свой край неотъемлемой частью Российского государства, принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав - Основной Закон области. Воронежская область образована Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1934 года и занимает территорию общей площадью 52,6 тысячи квадратных километров в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 года. Раздел I. Правовой статус личности на территории области Глава 1. Правовой статус личности на территории области Статья 1. Права и свободы человека и гражданина на территории области 1. На территории области признаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина установленные Конституцией Российской Федерации, законами, нормами международного права и иными нормативными правовыми актами. 2. Основные права и свободы человека и гражданина на территории области признаются неотчуждаемыми, принадлежащими им от рождения и не могут быть ограничены иначе как федеральным законом в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. 3. На территории области обеспечивается равноправие граждан Российской Федерации во всех сферах жизни общества, независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, общественного положения, отношения к религии и других факторов социального или личного характера. Статья 2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина 1. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления обязаны создавать на своей территории условия для беспрепятственного и действенного осуществления гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами. 2. Органы государственной власти области не могут принимать нормативные правовые акты, ограничивающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 3. Все государственные органы и должностные лица при решении вопросов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, должны совершать действия в форме и в порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством. 4. Каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти области или органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством. Статья 3. Обязанности граждан Российской Федерации на территории области Все граждане Российской Федерации на территории области имеют обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 4. Житель Воронежской области 1. Жителем Воронежской области является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Воронежской области. 2. Для жителей Воронежской области законодательством области могут устанавливаться дополнительные права и гарантии их обеспечения. 3. Для жителей Воронежской области могут устанавливаться почетные звания. Закон "О почетных званиях Воронежской области" принимается областной Думой. Статья 5. Об иностранных гражданах и лицах без гражданства (подданства) Иностранные граждане и лица без гражданства (подданства), на территории области имеют права и несут обязанности, предусмотренные федеральным и областным законодательством. РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 2. ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ - СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 6. Конституционные основы статуса области 1. Воронежская область является равноправным субъектом Российской Федерации. Территория Воронежской области является неотъемлемой частью Российской Федерации. 2. Статус Воронежской области может быть изменен в соответствии с федеральным конституционным законом по взаимному согласию с Российской Федерацией при условии принятия соответствующего решения на областном референдуме. Статья 7. Основы правового статуса области Основы правового статуса Воронежской области определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом и иными областными законодательными актами. Статья 8. Принципы и нормы международного права 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и Воронежской области также являются частью правовой системы области. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством области, применяются правила международного договора. 2. Международный договор Воронежской области, если им устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законодательством области, может быть ратифицирован областной Думой только после принятия ею закона, вносящего изменения в действующее законодательство области в соответствии с международным договором Воронежской области, подлежащим ратификации. Организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня. Статья 9. Правовые нормативные акты Воронежской области 1. Систему правовых нормативных актов области составляют: Устав (Основной Закон) области; областные законы; иные правовые нормативные акты органов государственной власти области. 2. Устав Воронежской области является основным законом в системе нормативных правовых актов области и обладает высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам области. Устав области обладает прямым действием на территории Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 3. Устав области, областные законы и иные правовые нормативные акты органов государственной власти области подлежат обязательному исполнению на территории области и обеспечиваются защитой органов государственной власти. 4. Устав, законы и иные нормативные правовые акты Воронежской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 5. В случае противоречия Устава, закона или иного правового нормативного акта области федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или предмету совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области, действует федеральный закон. 6. В случае противоречия между федеральным законом и правовым нормативным актом Воронежской области, принятым по предметам ведения области, действует нормативный правовой акт области. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) Статья 10. Предметы ведения и полномочия Воронежской области Предметы ведения и полномочия Воронежской области определяются исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Воронежской областью, установленных Конституцией Российской Федерации, федеративным и иными договорами на: - исключительное ведение Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации); - полномочия Воронежской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Российской Федерации; - предметы ведения и полномочия, переданные федеральными органами власти субъектам Федерации или конкретно Воронежской области; - предметы ведения и полномочия Воронежской области. Статья 11. Предметы совместного ведения Российской Федерации и области 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Федерации находятся: а) обеспечение соответствия Устава, законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита населения, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно - процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов, органов прокуратуры; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей Воронежской области, выполнение международных договоров Российской Федерации. Статья 12. Механизм реализации предметов совместного ведения 1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 2. Воронежская областная Дума имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации. 3. До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению, Воронежская областная Дума осуществляет по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем федеральных законов по таким вопросам правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными актами. Статья 13. Предметы ведения Воронежской области Вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий Российской Федерации и Воронежской области Воронежская область обладает всей полнотой государственной власти. К ведению области относятся: а) принятие, изменение Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области, контроль за их соблюдением и исполнением; (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) б) определение административно-территориального устройства области; в) установление системы органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами; г) законодательное обеспечение организации местного самоуправления; д) распоряжение и управление областной государственной собственностью и федеральной собственностью, переданной в ведение области; е) определение региональной политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области; ж) финансовые и кредитные вопросы, отнесенные федеральным законодательством к ведению области; з) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные фонды регионального развития, областные внебюджетные и валютные фонды; и) международные отношения и внешнеэкономические связи области, связи с субъектами Российской Федерации; л) областная государственная и муниципальная служба; м) иные вопросы в соответствии с настоящим Уставом, другими правовыми актами, отнесенные к ведению Воронежской области, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий, в сфере совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области. Статья 14. Передача полномочий Органы государственной власти Воронежской области вправе передавать часть своих полномочий, не являющихся их исключительной компетенцией, федеральным органам государственной власти Российской Федерации, другим субъектам федеративных отношений, органам местного самоуправления в Воронежской области. Статья 15. Право на заключение договоров Воронежская область как субъект Российской Федерации вправе вступать в договорные отношения с Российской Федерацией, иными субъектами Российской Федерации, а также субъектами международного права в сфере внешнеэкономических и международных связей. Статья 16. Территория области как субъекта Российской Федерации 1. Решение об изменении границ области, являющихся ее границами с иными субъектами Российской Федерации, принимается на основе договора области с этими субъектами, в соответствии с волей населения (уступаемой, обмениваемой или присоединяемой областью территории), выраженной в ходе референдума. Указанное решение утверждается органами государственной власти Российской Федерации. 2. Изменение границ области, являющихся внешними границами Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Указанное изменение границ области может состояться только с согласия области, выраженного в виде решения, принятого на областном референдуме. Глава 3. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 17. Народ как источник власти в области Единственным источником власти в Воронежской области является народ. Никто не может присваивать власть. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Народ осуществляет свою власть как через органы государственной власти и местного самоуправления, так и непосредственно. Высшим выражением непосредственной власти народа являются референдум и свободные выборы. Статья 18. О некоторых вопросах деятельности органов на территории Воронежской области На территории Воронежской области запрещается деятельность органов, объединений и организаций, осуществляющих функции государства, помимо предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством области. Статья 19. Система органов государственной власти В систему органов государственной власти области входят: Воронежская областная Дума - представительный (законодательный) орган государственной власти; администрация Воронежской области - исполнительный орган государственной власти; судебные органы. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти области определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом и нормативным правовым актом области. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) Статья 20. Разделение власти при формировании органов государственной власти 1. Государственная власть в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 2. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в области самостоятельны и действуют на основе принципа разделения власти в рамках своей компетенции, установленной федеральным и областным законодательством. Не могут быть объединены в руках одного лица или одного органа две или три власти. Законодательная власть не может предоставляться одному лицу. Исполнительные органы государственной власти не могут быть наделены полномочиями по изданию областных законов. Статья 21. Флаг и герб области Воронежская область имеет свой флаг и герб. Описание и порядок использования флага и изображения герба Воронежской области устанавливается областным законом, который принимается квалифицированным большинством голосов (2/3 от числа избранных депутатов областной Думы). Глава 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБЛАСТИ Статья 22. Полномочия области по территориальному устройству 1. Административно-территориальное устройство Воронежской области, порядок его изменения отнесены к ведению области и определяются ее законодательством. 2. Вопросы административно-территориального устройства области - создание, реорганизация административно-территориальных единиц, их наименование, переименование, изменение границ, установление административных центров и т.д. решаются областной Думой по представлению администрации области либо соответствующих органов местного самоуправления с обязательным учетом мнения населения. Статья 23. Система территориальных образований 1. Территория Воронежской области подразделяется на районы, города-районы и города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами области. (В редакции Закона Воронежской области от 23.09.96 г. N 68-з) Перечень административно-территориальных единиц области закрепляется в Приложении N 1 к настоящему Уставу. 2. Территория районов Воронежской области непосредственно подразделяется на города местного значения, поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты. 3. Города, города-районы могут иметь в своем составе микрорайоны и районы, которые могут являться самостоятельными административно-территориальными единицами. (В редакции Закона Воронежской области от 23.09.96 г. N 68-з) 4. Административно-территориальные единицы Воронежской области не вправе самостоятельно изменять свои границы и отсоединяться от Воронежской области. Статья 24. Границы области Описание границ Воронежской области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, определяется в Приложении N 2 к настоящему Уставу. Статья 25. Административный центр области Административным центром области является город Воронеж. Статус города Воронежа как административного центра области устанавливается областным законом. РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 26. Областная Дума 1. Воронежская областная Дума (далее - областная Дума) является постоянно действующим и единственным представительным (законодательным) органом государственной власти Воронежской области. Численный состав областной Думы - 45 депутатов. Срок полномочий областной Думы - четыре года. 2. Областная Дума основывает свою деятельность на принципах законности, гласности и подконтрольности населению. 3. Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности. Моментом начала работы областной Думы нового созыва считается ее первое заседание. (Дополнен - Закон Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) С момента начала работы областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются. (Дополнен - Закон Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 4. Областная Дума является юридическим лицом. Статья 27. Депутат областной Думы 1. Депутат областной Думы - член коллегиального представительного (законодательного) органа государственной власти, обладает всей полнотой прав для участия в работе областной Думы и ее органов. 2. Депутаты областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, достигшими на день голосования 18-летнего возраста и проживающими на территории Воронежской области, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 3. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и обладающий активным избирательным правом в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 60-II-ОЗ) 4. Депутатами областной Думы не могут быть депутаты иных законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления, члены иных выборных органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, работники органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, лица, занимающие иные государственные должности, а также муниципальные служащие. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) Статья 28. Общие принципы организации деятельности областной Думы 1. Основной формой работы областной Думы является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к ведению областной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством. Заседания областной Думы правомочны, если на них присутствует не менее половины от числа избранных депутатов областной Думы. (Дополнен - Закон Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) Порядок созыва и проведения заседаний областной Думы определяется регламентом областной Думы. (Дополнен - Закон Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 2. Областная Дума осуществляет свою деятельность на принципах коллегиальности. 3. Для организационного, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности областной Думы, оказания помощи ее органам, депутатам, областная Дума создает свой аппарат. Статья 29. Компетенция областной Думы 1. К компетенции областной Думы относятся: а) принятие Устава области и внесение в него изменений, дополнений, поправок; б) принятие законов области, внесение в них изменений и дополнений; в) ратификация договоров и иных соглашений, подписанных от имени Воронежской области; г) толкование законов области, кроме Устава области; д) принятие постановлений и иных правовых актов; е) назначение областного референдума в соответствии с действующим законодательством; ж) утверждение программ социально - экономического развития и иных программ развития области; з) утверждение областного бюджета и отчета о его исполнении; и) установление областных налогов, сборов, пошлин и платежей, а также утверждение порядка их взимания и предоставления льгот; к) определение закрепленных доходных источников для областного и местных бюджетов и порядка их зачисления в бюджетную систему области; утверждение нормативов отчислений от регулирующих доходов в областной и местные бюджеты; л) утверждение положений об областных внебюджетных и валютном фондах, отчетов об их использовании; м) утверждение административно-территориального устройства области, его изменений в соответствии с действующим законодательством; н) определение порядка использования земли и других природных ресурсов, находящихся на территории области; о) определение порядка охраны объектов истории, культуры и природы; п) установление порядка владения, пользования и распоряжения областной собственностью, передачи государственной областной собственности в муниципальную; р) утверждение схемы управления областью, структуры администрации области и изменений в них; с) установление общих принципов организации и деятельности органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством; т) определение сроков и порядка выборов главы администрации области; у) реализация процедур, установленных федеральным законодательством, согласования (учета мнения, утверждения) кандидатур на должности председателей областного и областного арбитражного судов, прокурора области, начальника управления Судебного департамента в Воронежской области, руководителей областных правоохранительных органов; (В редакции Законы Воронежской области от 29.04.98 г. N 38-II-ОЗ; от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) ф) согласование назначения на должности первых заместителей, заместителей главы администрации области и иных должностных лиц в соответствии с законодательством; (В редакции Закона Воронежской области от 29.04.98 г. N 38-II-ОЗ) х) учреждение областных наград и почетных званий; ц) установление санкций за нарушение законодательных и иных правовых актов органов государственной власти области по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Федерации; ч) утверждение положения об аппарате областной Думы; ш) осуществление контроля за исполнением принятых ею законов области, постановлений, решений и иных правовых актов; щ) создание контрольно-счетной палаты; э) осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 2. Решения по вопросам, перечисленным в пунктах "ж", "з", "и", "к", "л", "м", "н", "п", "р" принимаются при наличии представления или заключения главы администрации области. 3. Областная Дума обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. (Дополнен - Закон Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 4. Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета областная Дума создает Контрольно-счетную палату Воронежской области, являющуюся государственным органом Воронежской области, подотчетным областной Думе. Компетенция, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты определяются законом Воронежской области. (Дополнен - Закон Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 5. Областная Дума совместно с администрацией области вправе создавать постоянные представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти, в субъектах Российской Федерации и за рубежом. Положения о постоянных представительствах утверждаются областной Думой и администрацией области. (Дополнен - Закон Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) Статья 30. Прекращение полномочий областной Думы 1. Деятельность областной Думы не может быть прекращена или приостановлена досрочно, за исключением самороспуска и иных случаев, предусмотренных федеральным или областным законодательством. 2. Решение о самороспуске до истечения срока полномочий принимается не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы. Такое решение областной Думы не может быть принято менее чем за 6 месяцев до дня истечения срока ее полномочий. 3. До избрания депутатов областной Думы нового созыва, в случае досрочного прекращения ее полномочий, областная Дума продолжает выполнять свои функции, за исключением полномочий указанных в подпунктах "а", "е", "ж", "з", "и", "к", "т" пункта 1 статьи 29 настоящего Устава. В этом случае акты по вопросам, указанным в этих подпунктах, принимаются областной Думой исключительно по представлению главы администрации области. Глава 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 31. Администрация области 1. Администрация Воронежской области (далее - администрация области) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти области. 2. Администрация области подотчетна областной Думе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и ответственна перед населением области за решение социально-экономических и иных вопросов. 3. Администрация области является юридическим лицом. 4. Порядок деятельности администрации области определяется областным законом. Статья 32. Глава администрации области. органы администрации области 1. Администрацию области возглавляет глава администрации. Главой администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и обладающий активным избирательным правом в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 60-II-ОЗ) Глава администрации области избирается населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Процедура и порядок избрания главы администрации области определяется законодательством. Вновь избранный глава администрации области вступает в должность после принесения им торжественной присяги. 2. Администрация области состоит из главы администрации, подчиненных ему органов и должностных лиц. Вновь избранный глава администрации области не позднее чем в 3-х месячный срок после вступления в должность вносит для утверждения в областную Думу схему управления областью. Структура администрации области утверждается областной Думой, по представлению главы администрации области, в соответствии со схемой управления Воронежской областью и Уставом области в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. Образование, реорганизация, ликвидация структурных подразделений администрации области, созданных в соответствии со схемой управления областью и структурой администрации области, требующие дополнительных ассигнований из областного бюджета, осуществляется главой администрации области по согласованию с областной Думой. Статья 33. Полномочия главы администрации области Глава администрации Воронежской области имеет следующие полномочия: а) представляет Воронежскую область в пределах своей компетенции внутри страны и в международных отношениях, подписывает договоры и иные соглашения от имени Воронежской области; б) руководит деятельностью администрации Воронежской области на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за результаты деятельности органов исполнительной власти области; в) представляет на утверждение областной Думы областной бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет на утверждение областной Думы отчет об исполнении областного бюджета; г) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета; д) формирует и распоряжается областными внебюджетными и валютным фондами в порядке, предусмотренном законодательством области; е) распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством; ж) обеспечивает разработку и осуществление программ социально-экономического развития области; з) осуществляет меры по обеспечению законности, прав, свобод и интересов граждан; и) самостоятельно формирует аппарат администрации области в соответствии с Уставом области и схемой управления областью, утвержденной областной Думой; утверждает штатное расписание администрации области в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете; назначает руководителей органов администрации области в порядке, установленном федеральным и областным законодательством; к) применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к назначаемым им должностным лицам; утверждает состав коллегий при руководителях органов администрации области; л) для реализации процедур предварительного согласования вносит в областную Думу предложения по кандидатурам на должности председателей областного и областного арбитражного судов, прокурора области, а также представление о назначении и освобождении от должности руководителей областных правоохранительных органов; м) опротестовывает законы области, правовые акты, принятые областной Думой; н) осуществляет иные исполнительные и распорядительные функции, возложенные на него федеральным и областным законодательством. Статья 34. Досрочное прекращение полномочий главы администрации области 1. Полномочия главы администрации области могут быть прекращены в случаях: а) подачи письменного заявления о добровольной отставке; (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) б) лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда; (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) в) утраты гражданства Российской Федерации; г) (Исключен - Закон Воронежской области от 20.11.98 г. N 60-II-ОЗ) д) смерти; е) признания недееспособным, безвестно отсутствующим, объявления умершим решением суда, вступившим в законную силу; (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) ж) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; з) приобретение им двойного гражданства, подданства; и) отзыва избирателями в соответствии с законодательством. 2. Основанием для досрочного прекращения полномочий главы администрации области, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 настоящей статьи, может служить вступивший в законную силу приговор суда о признании главы администрации области виновным в совершении преступления. Полномочия главы администрации области по мотивам, указанным в подпунктах "а", "в", "д", "е", "з", "и" пункта 1 настоящей статьи, прекращаются автоматически и оформляется соответствующим правовым актом администрации области. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 60-II-ОЗ) Прекращение полномочий главы администрации области в случае, предусмотренном пунктом "ж" пункта 1 настоящей статьи, может осуществляться в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 3. Решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации области принимается на заседании областной Думы 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы. 4. Полномочия главы администрации области считаются прекращенными с момента подписания соответствующего постановления. 5. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации области, его полномочия временно, до избрания нового главы администрации области исполняет его первый заместитель. Выборы нового главы администрации области проводятся в срок, установленный законодательством области. Глава 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 35. Судебная система в области 1. Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. 2. В Воронежской области действуют федеральные суды: областной суд, районные суды, суды городов Борисоглебска и Нововоронежа, областной арбитражный суд; а также Уставный Суд Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) Статья 36. Кадры судебных органов 1. Вопросы кадров судебных органов Воронежской области находятся в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Российской Федерации. 2. Председатель и судьи Воронежского областного суда назначаются на должность Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. 3. Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, с учетом мнения областной Думы. 4. Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Статья 37. Финансирование судов в Воронежской области (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 1. Финансирование федеральных судов производится за счет средств федерального бюджета. 2. Финансирование Уставного Суда Воронежской области производится за счет средств областного бюджета. Статья 38. Уставный Суд Воронежской области (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 1. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Воронежской области, обеспечения верховенства в системе областного законодательства и прямого действия Устава (Основного Закона) Воронежской области Уставный Суд Воронежской области разрешает дела о соответствии законов Воронежской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления Уставу Воронежской области, дает толкование Устава Воронежской области, осуществляет иную деятельность в соответствии со своей компетенцией. 2. Компетенция, порядок образования и деятельности Уставного Суда Воронежской области определяются законом Воронежской области в соответствии с федеральными законами. 3. Решение Уставного Суда Воронежской области, принятое в пределах его компетенции, не может быть пересмотрено иным судом. Глава 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 39. Общие принципы взаимодействия органов государственной власти Воронежской области 1. Областная Дума, администрация области и Уставной суд Воронежской области взаимодействуют, исходя из принципа разделения властей, соблюдения интересов жителей области, общности целей и задач в решении областных проблем. 2. Постановления и распоряжения администрации области направляются в областную Думу. Областная Дума может обратиться к главе администрации области с предложением о внесении изменений, дополнений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке. 3. Правовые акты, принятые областной Думой, направляются главе администрации области, который в десятидневный срок имеет право их опротестовать. Глава администрации области в порядке законодательной инициативы может обратиться в областную Думу с предложением о приостановлении, отмене, дополнении и изменении правовых актов, принятых областной Думой, или обжаловать их (акты) в судебном порядке. 4. Органы государственной власти области в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, обязаны в двухнедельный срок дать мотивированный ответ по внесенным предложениям. Статья 40. Организационное взаимодействие органов государственной власти Воронежской области 1. На заседаниях областной Думы вправе присутствовать должностные лица администрации области и выступать по обсуждаемым вопросам. На заседаниях, проводимых администрацией области, вправе присутствовать и выступать депутаты областной Думы. 2. Депутаты областной Думы пользуются правом внеочередного приема должностными лицами администрации области. РАЗДЕЛ IV МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) ГЛАВА 9. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) Статья 11. Понятие и система местного самоуправления 1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 2. Местное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется гражданами Российской Федерации путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через представительный и иные органы местного самоуправления. 3. Общие принципы организации системы органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно на местном референдуме или через представительный орган местного самоуправления. Статья 42. Правовая основа местного самоуправления Правовую основу местного самоуправления составляют: - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - иные федеральные законы, содержащие нормы муниципального права; - настоящий Устав; - Закон Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области"; - иные законы Воронежской области, содержащие нормы муниципального права; - уставы муниципальных образований; - иные нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Статья 43. Право граждан на осуществление местного самоуправления 1. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 2. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Указанные органы и должностные лица обязаны давать письменный ответ на индивидуальные и коллективные обращения граждан по их существу в месячный срок. 3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Статья 44. Компетенция органов государственной власти Воронежской области в сфере местного самоуправления В компетенции органов государственной власти Воронежской области находятся: 1) принятие законов Воронежской области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; 2) обеспечение соответствия законов Воронежской области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам; 3) регулирование порядка передачи и передача объектов государственной собственности Воронежской области в муниципальную собственность; 4) определение общих принципов организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях, порядка формирования и использования местных финансов; 5) регулирование отношений между областным бюджетом Воронежской области и местными бюджетами; 6) установление и обеспечение областных минимальных социальных стандартов и социальных норм; 7) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; 8) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления, оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям; 9) осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Воронежской области; 10) участие в решении вопросов местного значения путем выполнения областных целевых программ; 11) распределение средств, выделяемых из областного бюджета на финансирование областных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, а также осуществление контроля за целевым и эффективным использованием этих средств; 12) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями Воронежской области, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией; 13) компенсация увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия органами государственной власти Воронежской области правовых актов; 14) принятие ежегодной программы развития местного самоуправления в Воронежской области, оказание методической помощи органам местного самоуправления в их деятельности; 15) установление законом условий и порядка введения органами местного самоуправления ограничений на использование земель, других природных ресурсов, а также ведение иной хозяйственной деятельности в муниципальных образованиях; 16) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; 17) установление порядка образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований; 18) разграничение предметов ведения муниципальных образований; 19) законодательное регулирование вопросов статуса депутатов представительных органов местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; 20) установление порядка проведения местных референдумов, муниципальных выборов и отзыва выборных лиц; 21) прекращение полномочий органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления в случаях, установленных федеральным законом; 22) законодательное регулирование муниципальной службы; 23) установление порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления; 24) принятие законов Воронежской области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; 25) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований. Статья 45. Предметы ведения муниципальных образований 1. В ведении муниципальных образований находятся: - вопросы местного значения, определенные федеральными законами и законами Воронежской области; - отдельные полномочия Российской Федерации, переданные органам местного самоуправления федеральными органами государственной власти; - отдельные полномочия Воронежской области, переданные органам местного самоуправления органами государственной власти Воронежской области. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. 2. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями Воронежской области осуществляется только законами Воронежской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок передачи отдельных полномочий Воронежской области, а также контроля за их осуществлением органами местного самоуправления определяются законами Воронежской области. Статья 46. Органы местного самоуправления 1. Для осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании создаются представительный орган местного самоуправления и иные органы местного самоуправления. Наличие представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Воронежской области с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. 2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 3. Численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. 4. Компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности иных органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Воронежской области. Статья 47. Взаимоотношения органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления 1. Органы государственной власти Воронежской области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и иные условия для становления и развития местного самоуправления, разрабатывают и реализуют программу развития местного самоуправления в Воронежской области, финансируемую за счет средств областного бюджета, оказывают содействие населению в осуществлении местного самоуправления. 2. Органы государственной власти Воронежской области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами Воронежской области. 3. Органы государственной власти Воронежской области в рамках своей компетенции осуществляют контроль за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. 4. Органы государственной власти Воронежской области при осуществлении своей деятельности учитывают предложения органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Воронежской областной Думе. Статья 48. Формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления 1. Граждане непосредственно участвуют в осуществлении местного самоуправления на местном референдуме, муниципальных выборах, собраниях (сходах), через систему территориального общественного самоуправления, а также в иных формах, не противоречащих законодательству. 2. Местный референдум проводится для решения наиболее важных вопросов местного значения. Подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Воронежской области, уставами муниципальных образований, иными нормативно-правовыми актами представительного органа местного самоуправления. В уставах муниципальных образований могут указываться вопросы, принятие решения по которым осуществляется только путем местного референдума. Ограничения для вопросов, выносимых на местный референдум, установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 3. Муниципальные выборы проводятся в соответствии с федеральными законами, законами Воронежской области, уставами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Органы государственной власти Воронежской области гарантируют соблюдение установленных законом избирательных прав граждан. Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления 1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. 2. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами и уставами муниципальных образований, - население непосредственно. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории или иные ограничения хозяйственной деятельности за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Органы местного самоуправления не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, оказывать платные услуги организациям и гражданам. Органы местного самоуправления не вправе вводить на территории муниципального образования сборы с физических и юридических лиц, не предусмотренные законодательством. Статья 50. Местный бюджет, внебюджетные и валютные фонды 1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Воронежской области. 2. Бюджет муниципального образования утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Воронежской области. 3. Фактическое увеличение собственных доходов бюджета муниципального образования в текущем финансовом году в результате финансово-хозяйственной деятельности не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти Воронежской нормативов отчислений от регулирующих доходов в бюджет муниципального образования, а также доли средств, выделяемой из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. 4. Решением представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании могут создаваться целевые внебюджетные и валютные фонды. Порядок формирования и расходования средств внебюджетных и валютных фондов определяется нормативно-правовыми актами представительного органа местного самоуправления в соответствии с законами. Статья 51. Гарантии местного самоуправления 1. Гарантии прав граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на осуществление местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области запрещается. 2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области. Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами за принятые ими решения и совершенные неправомерные действия. Основания, формы и виды ответственности устанавливаются федеральными законами, законами Воронежской области и закрепляются в уставе муниципального образования. 2. Административная ответственность должностных лиц местного самоуправления устанавливается законами Воронежской области в соответствии с федеральными законами. ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) Статья 53. Государственная служба Воронежской области 1. Государственная служба Воронежской области представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Воронежской области, осуществляемую в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области. 2. Государственным служащим Воронежской области является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами и законами Воронежской области, обязанности по государственной должности государственной службы Воронежской области за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета. 3. Статус государственного служащего Воронежской области устанавливается законом Воронежской области в соответствии с федеральным законом. Статья 54. Муниципальная служба 1. Муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области. 2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. 3. Статус муниципального служащего в Воронежской области устанавливается законом Воронежской области в соответствии с федеральным законом. Глава 11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 55. Прокуратура области Органы прокуратуры на территории Воронежской области в пределах своей компетенции осуществляют надзор за исполнением действующего законодательства, принимают меры, направленные на устранение его нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляют уголовное преследование. Прокурор Воронежской области назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с областной Думой и администрацией области в порядке, установленном федеральным и областным законодательством. Статья 56. Органы внутренних дел и органы обеспечения безопасности 1. Охрана общественного порядка и обеспечение государственной и личной безопасности на территории Воронежской области осуществляются органами внутренних дел и органами государственной безопасности, организация и деятельность которых регулируется федеральным законодательством. 2. Для поддержания общественного порядка и обеспечения личной безопасности граждан на территории области в соответствии с действующим законодательством могут создаваться подразделения и службы милиции общественной безопасности. Состав, задачи, функции соответствующих подразделений, а также вопросы прохождения службы в них определяются в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы деятельности местной милиции в Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 3. Руководители правоохранительных органов Воронежской области назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с областной Думой и администрацией области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. Статья 57. Иная правоохранительная деятельность 1. В соответствии с действующим законодательством на территории Воронежской области допускается частная детективная и охранная деятельность, состоящая в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам учреждениями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Воронежской области, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. 2. На территории Воронежской области могут создаваться и действовать общественные органы охраны правопорядка. Статья 58. Органы юстиции 1. Органы юстиции Воронежской области обеспечивают деятельность судов; нотариата; органов регистрации, учета юридических лиц, юридических фактов; структур, оказывающих юридические услуги населению и юридическим лицам; иных структур в формах, предусмотренных действующим законодательством. 2. Органы юстиции в порядке, установленном законом, осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, общественных и религиозных объединений, прав собственности, других вещных прав на недвижимое имущество, иных юридических фактов, выдают гражданам лицензии на право осуществления нотариальной деятельности, а также деятельности по оказанию платных правовых услуг населению и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством. Статья 59. Адвокатура, нотариат 1. Оказание юридической помощи, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в суде и иных органах осуществляются коллегиями и иными объединениями адвокатов, а также отдельными лицами, обладающими правом занятия адвокатской практикой. Вопросы организации и деятельности адвокатуры и занятия адвокатской практикой в Воронежской области регулируются действующим законодательством. 2. Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусами в порядке, определенном действующим законодательством. Статья 60. Чрезвычайное положение на территории области 1. Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, на всей территории области или ее части по согласованию с представительным и исполнительным органами государственной власти области с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. 2. В условиях чрезвычайного положения Указом Президента Российской Федерации, которым вводится чрезвычайное положение в соответствии с законодательством с целью усиления охраны порядка и безопасности, могут быть установлены ограничения в правах граждан и других лиц находящихся в зоне действия чрезвычайного положения в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИКА ОБЛАСТИ Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ Статья 61. Формы собственности в экономической системе области 1. Экономическую систему области составляют: государственная собственность (областная собственность и федеральная собственность, переданная области); муниципальная; частная и иные формы собственности, признанные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Уставом. 2. Права всех собственников защищаются равным образом. 3. Порядок приобретения и прекращения права областной и муниципальной собственности устанавливается федеральным и областным законодательством в пределах компетенции органов государственной власти области. 4. Экономическая система области обеспечивает жизнедеятельность области, служит основой удовлетворения социально - культурных потребностей и благосостояния ее населения и развития экономики Российской Федерации. Статья 62. Разграничение федеральной, областной и муниципальной собственности 1. Разграничение государственной собственности в области на федеральную и областную осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. 2. Разграничение объектов собственности на территории области между областной и муниципальной собственностью производится в порядке, определенном федеральным и областным законодательством. Статья 63. Передача объектов собственности 1. Областная Дума по представлению администрации области вправе вносить в компетентные органы государственной власти Российской Федерации представления о передаче или продаже в собственность области объектов федеральной собственности, обеспечивающих преимущественно жизнедеятельность области и занимающих на областном рынке товаров (работ и услуг) доминирующее положение. По представлению и (или) с согласия областных органов государственной власти объекты федеральной собственности могут быть переданы в собственность области или оперативное управление. 2. Объекты областной собственности могут быть переданы в муниципальную собственность: - по инициативе областных органов государственной власти при согласии соответствующих органов местного самоуправления; - по предложению органов местного самоуправления; При решении вопросов о передаче объектов собственности учитывается их направленность на обслуживание потребителей местного значения и наличие местных ресурсов, необходимых для функционирования этих объектов. Статья 64. Полномочия областных органов власти в отношении объектов федеральной собственности Областная Дума и администрация области в отношении федеральной собственности, расположенной на территории области, осуществляют в порядке предусмотренном законодательством экономическое регулирование и контроль за эффективным размещением ее производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, деятельностью по социальной защите населения. Статья 65. Полномочия областных органов власти в отношении объектов муниципальной собственности Областные органы государственной власти в пределах своей компетенции содействуют экономическим и организационным мерам развития и использования объектов муниципальной собственности в интересах области и соответствующей территории местного самоуправления. Статья 66. Порядок использования объектов, не являющихся собственностью области 1. В целях обеспечения жизнедеятельности области и удовлетворения потребностей ее населения областные органы государственной власти на договорной основе могут использовать объекты федеральной, муниципальной собственности, частной собственности юридических и физических лиц, совместных предприятий и другие объекты, не входящие в состав областной собственности. 2. Допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, объединение имущества различных собственников на праве общей и долевой собственности. Статья 67. Областная собственность - вид государственной собственности 1. Областная собственность является видом государственной собственности. Собственником областной государственной собственности является Воронежская область, как субъект Российской Федерации. 2. От имени Воронежской области права собственника осуществляют органы государственной власти области в рамках их компетенции, установленной федеральным и областным законодательством. Статья 68. Объекты областной собственности 1. К областной собственности относятся объекты, переданные области в результате разграничения государственной собственности или приобретенные ею в соответствии с законодательством и международными правовыми актами, договорами. 2. В областной собственности находятся: - средства областного бюджета и областных внебюджетных и валютных фондов; - земли, закрепленные в собственность области в установленном порядке; - природные ресурсы (земля и ее недра, воды, леса, растительный и животный мир); - минерально-сырьевые ресурсы и иные объекты, отнесенные к собственности области в установленном порядке; - имущество областной Думы, администрации области и Уставного суда как юридических лиц; - предприятия и объединения, учреждения народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, иные учреждения, созданные или приобретенные за счет средств области или переданные области в установленном порядке (в том числе вошедшие в состав областной собственности на добровольной основе); - ценные бумаги и финансовые активы; - объекты собственности области, находящиеся за пределами области в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям и на основе федерального, областного и иного законодательства. Статья 69. Использование земель и природных ресурсов 1. Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и иными природными ресурсами регулируется федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами области и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Воронежской области, принятыми в пределах их компетенции. (В редакции Закона Воронежской области от 20.11.98 г. N 61-II-ОЗ) 2. Определение перечня и установление статуса федеральных земельных и других природных ресурсов, расположенных на территории Воронежской области, производится в соответствии с законодательством по вопросам совместного ведения и на основании взаимной договоренности между федеральными и областными органами государственной власти. 3. Пользование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами не могут осуществляться в ущерб интересам народа и будущих поколений жителей Воронежской области. Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, отношений по использованию и охране недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха осуществляется с целью обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов, сохранения и улучшения окружающей среды. Глава 13. СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ Статья 70. Гарантии предпринимательской деятельности 1. В Воронежской области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законом любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономические свободы и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование. 2. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и граждан. Органы государственной власти Воронежской области обязаны способствовать развитию всех форм предпринимательства, возрождению народных ремесел и промыслов. 3. На территории Воронежской области обеспечивается свободное перемещение товаров, информации, финансовых средств и иного имущества при соблюдении законодательства Российской Федерации и области. Статья 71. Содействие предпринимательской деятельности Органы государственной власти области в целях удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей населения области содействуют экономическими и организационными мерами предпринимательской деятельности предприятий всех форм собственности, основанной на эффективном развитии производства, оказанию услуг жителям области, созданию рабочих мест. Глава 14. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ОБЛАСТИ Статья 72. Область - участник внешнеэкономических связей 1. Воронежская область является самостоятельным участником внешнеэкономических связей, осуществляемых в интересах развития ее экономики и удовлетворения потребностей населения при соблюдении соответствующих норм Конституции Российской Федерации и федеральных законов, настоящего Устава и законов области. 2. В соответствии с внешнеэкономическими интересами Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации Воронежская область: - самостоятельно разрабатывает и реализует областные программы внешнеэкономической деятельности; - разрабатывает и осуществляет областную политику привлечения иностранных инвестиций; - устанавливает стандарты и процедуры осуществления внешнеэкономической деятельности на территории области; - принимает участие в подготовке межправительственных соглашений, непосредственно затрагивающих интересы области, согласовывает их подписание; - решает вопросы о предоставлении дополнительных льгот и гарантий участникам международных отношений; - самостоятельно заключает международные соглашения и договоры в пределах своих полномочий. 3. Область осуществляет деятельность, направленную на привлечение и эффективное использование в экономике области иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологии, управленческого опыта. Иностранные инвестиции на территории области могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Иностранные инвестиции на территории области пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации, международными договорами и правовыми актами Воронежской области. Статья 73. Формы внешнеэкономических связей области 1. Внешнеэкономическая деятельность области осуществляется в форме: - заключения соглашений с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции; - учреждения акционерных обществ и в иных формах с участием иностранного капитала; - организации приграничной торговли; - заключения договоров и соглашений на привлечение зарубежных инвестиций и кредитных ресурсов для развития экономики области; - заключения концессий по использованию областной собственности и иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. 2. Принимая участие в международных и внешнеэкономических отношениях самостоятельно и совместно с другими субъектами Российской Федерации, область открывает на территории иностранных государств представительства для представления интересов области, которые действуют в соответствии с законодательством страны пребывания. Статья 74. Соблюдение порядка квотирования и лицензирования При осуществлении внешнеэкономических связей органы государственной власти области и все хозяйствующие субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, обязаны соблюдать режим квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг), устанавливаемый федеральными органами власти. РАЗДЕЛ VI. ФИНАНСЫ ОБЛАСТИ Глава 15. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБЛАСТИ Статья 75. Финансовые ресурсы области 1. Областные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении органов государственной власти области и состоят из: - средств областного бюджета; - средств областных внебюджетных и валютного фондов; - выделяемых области средств из федерального бюджета; - кредитных ресурсов; - привлеченных на добровольной основе средств физических и юридических лиц; - средств, полученных от выпуска и размещения облигаций областных займов, акций и других ценных бумаг. Средства областного бюджета, внебюджетных фондов и иное областное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями, учреждениями, организациями, составляют областную казну. 2. Областная Дума и администрация области определяют общий баланс финансовых и кредитных ресурсов области, в пределах своих полномочий регулируют и контролируют условия их размещения, распределения и использования в интересах населения с целью эффективного социально-экономического развития области. Статья 76. Объединение финансовых ресурсов области с финансовыми ресурсами других субъектов Финансовые ресурсы области для решения федеральных, межрегиональных и иных программ могут на договорной основе объединяться с федеральными финансовыми ресурсами, финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений и граждан, в том числе иностранных. Статья 77. Налоги и другие обязательные платежи в области 1. Налоговая политика области направлена на решение экономических, социальных проблем устойчивого развития народного хозяйства области, на создание условий для формирования оптимальной структуры экономики, стимулирования предпринимательской и деловой активности, инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения бездефицитности бюджета области. 2. На территории области взимаются налоги, сборы, пошлины, другие обязательные платежи, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и области и зачисляемые в соответствии с ними в федеральный, областной и местные бюджеты. Статья 78. Регулирование областных и местных налогов 1. Областная Дума вправе устанавливать на территории области областные налоги, сборы и другие обязательные платежи, ставки и льготы по ним, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налоговой системе в Российской Федерации и законодательством области. Областные налоги и сборы зачисляются в областной бюджет полностью или распределяются между областным и местными бюджетами в соответствии с областным законодательством. 2. Органы местного самоуправления имеют право вводить местные налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством, определять их величину в пределах, установленных законодательством, принимать положения о порядке их исчисления и уплаты в местный бюджет, предоставлять по ним льготы. Глава 16. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ Статья 79. Состав бюджетной системы области Бюджетная система области состоит из взаимодействующих между собой областного и местных бюджетов, каждый из которых является ее самостоятельной частью, ежегодно разрабатывается, утверждается и исполняется соответственно органами государственной власти области и местного самоуправления. Статья 80. Консолидированный бюджет области 1. Администрация области ежегодно составляет консолидированный бюджет области, представляющий собой свод областного бюджета и местных бюджетов (бюджетов самоуправляющихся административно - территориальных единиц области), используемый для расчета и анализа. 2. Местные бюджеты входят в консолидированный бюджет области, не рассматриваются и не утверждаются органами государственной власти области. Статья 81. Областной бюджет Областной бюджет обеспечивает денежными средствами деятельность органов государственной власти области, выполнение планов и программ социально-экономического развития с учетом приоритетности и значения намеченных мероприятий для жизнедеятельности области и удовлетворения потребностей ее жителей. Областная Дума рассматривает и утверждает областной бюджет, разрабатываемый администрацией области, по доходам и расходам, контролирует его исполнение и утверждает отчет об исполнении бюджета. Статья 82. Регулирование местных бюджетов Взаимоотношения областного бюджета и местных бюджетов регулируются бюджетным и налоговым законодательством области. Областной бюджет посредством закрепленных и регулирующих доходов, финансовой помощи, бюджетных ссуд и иных форм бюджетной и налоговой политики обеспечивает поддержку нижестоящих бюджетов самоуправляющихся единиц, достижения их полноты и сбалансированности. Статья 83. Гарантии стабильности областного бюджета 1. Областному бюджету в обязательном порядке компенсируются из федерального бюджета потери в доходах и дополнительные расходы в том случае, если они связаны с изменением действующего законодательства Российской Федерации и принятием иных актов федеральными органами государственной власти, повлекших перечисленные выше потери в доходах и дополнительные расходы. 2. Дополнительные доходы, полученные областным бюджетом в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются администрацией области по согласованию с областной Думой. Глава 17. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ И ВАЛЮТНЫЕ ФОНДЫ Статья 84. Внебюджетные целевые фонды 1. Областная Дума наряду с формированием бюджета вправе принимать решения об образовании внебюджетных целевых фондов, средства которых находятся на специальных счетах в банковских учреждениях на условиях, определяемых в договорах, и расходуются администрацией области или органом управления внебюджетным фондом в соответствии с Положением, утвержденным областной Думой. 2. Внебюджетные целевые фонды могут быть постоянно действующими и временными, их целевое назначение определяется областной Думой в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Статья 85. Валютные фонды Областная Дума в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает решение о формировании областных валютных фондов за счет отчислений от валютной выручки предприятий и организаций, находящихся на территории области. Средства валютных фондов хранятся на счетах в банковских учреждениях, на условиях, определяемых договором, и расходуются администрацией области или органом управления валютным фондом в соответствии с Положением, утверждаемым областной Думой. Статья 86. Источники средств областных внебюджетных фондов Для образования внебюджетных областных фондов используются доходы и поступления, не подлежащие обязательному зачислению в бюджетную систему. Налоги, иные регулярные платежи не подлежат зачислению во внебюджетные фонды. Источники средств внебюджетных фондов определяются законодательством Российской Федерации и области. Средства фондов должны использоваться по целевому назначению, определяемому в положении о фондах. Глава 18. КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ ОБЛАСТИ Статья 87. Участие в кредитных отношениях Областные органы государственной власти для привлечения дополнительных средств в целях реализации своих социально - экономических программ вступают в соответствии с законодательством Российской Федерации в кредитные отношения с банками, другими финансово-кредитными учреждениями, предприятиями,населением. Статья 88. Источники кредитных ресурсов области Органы государственной власти области используют следующие источники кредитных ресурсов и формы кредитных отношений: а) выпуск областных займов, в том числе целевых, для развития производства и социальной сферы; б) участие имеющимися в их распоряжении материальными и финансовыми ресурсами в формах, установленных законодательством, в деятельности финансово-кредитных учреждений, в кредитовании производственно-коммерческой и финансовой деятельности; в) создание целевых фондов и передача их банкам и другим организациям в качестве ресурсов кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач; г) заимствование администрацией области средств (получение кредитов) по согласованию с областной Думой для покрытия расходов бюджета или при временных финансовых затруднениях в кредитных учреждениях или предприятиях, получение для этих же целей процентных или беспроцентных ссуд из федерального бюджета или других звеньев бюджетной системы; д) использование иных форм кредитных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 89. Банковская система области 1. На территории области действуют учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и иных банков Российской Федерации, коммерческие банки, иностранные и совместные банки с участием иностранного капитала и другие кредитные учреждения, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление банковской деятельности или отдельных банковских операций. В систему банков входят также областные банки и банки ограниченные иной территорией деятельности, которые могут учреждаться в соответствии с процедурой, установленной законодательством. 2. Администрация области определяет перечень уполномоченных банков, которым на основе договора поручается: - обслуживание областного бюджета; - предоставление информации для администрации области о поступлении и расходовании денежных средств бюджетными организациями; - финансирование и кредитование приоритетных областных программ в соответствии с решениями органов государственной власти области; - участие в выполнении клиринговых операций и взаимной отсрочки платежей; - операции по выпуску, приему, размещению и погашению ценных бумаг; - залоговые операции, связанные с получением областью кредита и иное. РАЗДЕЛ VII. ПРИНЯТИЕ УСТАВА, ВНЕСЕНИЕ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ Статья 90. Принятие Устава области, вступление его в силу 1. Устав Воронежской области принимается Воронежской областной Думой. Устав области принимается квалифицированным большинством (две трети от числа избранных депутатов областной Думы). 2. Устав области вступает в силу со дня его официального опубликования. День голосования в областной Думе считается днем Воронежской области и является праздничным днем. Статья 91. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав области 1. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав области могут вносить: группа депутатов областной Думы численностью не менее 1/5 от числа избранных депутатов, глава администрации области, население, путем сбора не менее 40 тысяч подписей, областной суд, областной арбитражный суд, Уставной суд области прокурор области, а также представительные органы местного самоуправления. 2. Изменения и дополнения в Устав считаются принятыми, если за них проголосовало квалифицированное большинство (2/3 от числа избранных депутатов областной Думы). 3. Изменения и дополнения в Устав связанные с изменением законодательства Российской Федерации вносятся на рассмотрение областной Думы не позднее, чем в трехмесячный срок после вступления федерального закона или изменяемой им нормы в силу и принимаются квалифицированным большинством (2/3 от числа избранных депутатов областной Думы). РАЗДЕЛ VIII. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 92. Об органах и должностных лицах в переходный период 1. Действие части первой пункта 4 статьи 27 настоящего Устава на депутатов областной Думы текущего созыва не распространяется. (В редакции Закона Воронежской области от 15.01.96 г. N 42-з) 2. Главой администрации области до занятия должности главы администрации области в соответствии с порядком, установленным настоящим Уставом, является лицо, осуществляющее эти обязанности на момент вступления в силу настоящего Устава. 3. Должностные лица администрации области продолжают исполнять свои обязанности после вступления в силу настоящего Устава. Статья 93. Об актах в переходный период 1. Правовые нормативные акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления, принятые на ее территории до вступления в силу настоящего Устава, действуют в части, не противоречащей настоящему Уставу. 2. Правовые нормативные акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления, приводятся в соответствие с настоящим Уставом в течение 6 месяцев с момента вступления Устава в силу. По истечении указанного срока правовые нормативные акты, не приведенные в соответствие с Уставом утрачивают свою юридическую силу и не подлежат применению. 3. До создания на территории Воронежской области Уставного суда толкование Устава области осуществляется областной Думой. Председатель областной Думы И. Шабанов г. Воронеж, Парламентский центр, 20 июля 1995 года N 23-з Приложение N 1 к Закону Воронежской области от 20.07.95 N 23-з (В редакции Закона Воронежской области от 23.09.96 г. N 68-з) ПЕРЕЧЕНЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Воронежская область подразделяется на следующие административно-территориальные единицы областного уровня: города: Воронеж, Нововоронеж; города-районы: Борисоглебск; (Дополнена - Закон Воронежской области от 23.09.96 г. N 68-з) районы: Аннинский (административный центр - р.п. Анна), Бобровский (административный центр - г. Бобров), Богучарский (административный центр - г. Богучар), (Исключена - Закон Воронежской области от 23.09.96 г. N 68-з) Бутурлиновский (административный центр - г. Бутурлиновка), Верхнемамонский (административный центр - с. Верхний Мамон), Верхнехавский (административный центр - с. Верхняя Хава), Воробьевский (административный центр - с. Воробьевка), Грибановский (административный центр - р.п. Грибановский), Калачеевский (административный центр - г. Калач), Каменский (административный центр - р.п. Каменка), Кантемировский (административный центр - р.п. Кантемировка), Каширский (административный центр - с. Каширское), Лискинский (административный центр - г. Лиски), Нижнедевицкий (административный центр - с. Нижнедевицк), Новоусманский (административный центр - с. Новая Усмань), Новохоперский (административный центр - г. Новохоперск), Ольховатский (административный центр - р.п. Ольховатка), Острогожский (административный центр -г. Острогожск), Павловский (административный центр - г. Павловск), Панинский (административный центр - р.п. Панино), Петропавловский (административный центр - с. Петропавловка), Поворинский (административный центр - г. Поворино), Подгоренский (административный центр - р.п. Подгоренский), Рамонский (административный центр - р.п. Рамонь), Репьевский (административный центр - с. Репьевка), Россошанский (административный центр - г. Россошь), Семилукский (административный центр - г. Семилуки), (В редакции Закона Воронежской области от 23.09.96 г. N 68-з) Таловский (административный центр - р.п. Таловая), Терновский (административный центр - с. Терновка), Хохольский (административный центр - р.п. Хохольский), Эртильский (административный центр - г. Эртиль). Управляющий делами А. КУЛИНЧЕНКО Приложение N 2 к Закону Воронежской области "Устав (основной Закон) Воронежской области" от 20.07.1995 N 23-з (не приводится) (Дополнено - Закон Воронежской области от 02.08.99 г. N 103-II-ОЗ) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|