Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.03.2017 № 59-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


            О мерах Правительства Российской Федерации
               по реализации приоритетной программы
                "Комплексное развитие моногородов"

     Заслушав   информацию   Первого    заместителя    Председателя
Правительства Российской Федерации о мерах Правительства Российской
Федерации  по  реализации   приоритетной   программы   "Комплексное
развитие  моногородов",  Совет  Федерации   Федерального   Собрания
Российской Федерации отмечает следующее.
     Обеспечение  устойчивого   социально-экономического   развития
моногородов Российской Федерации является одной из важнейших  задач
государства,  необходимым   условием   достойной   жизни   граждан,
проживающих в этих населенных пунктах.
     Приоритеты,  намеченные  в  посланиях  Президента   Российской
Федерации Федеральному Собранию  Российской  Федерации,  и  задачи,
поставленные в указах  Президента  Российской  Федерации  от  7 мая
2012 года,    определили    разработку    приоритетной    программы
"Комплексное  развитие  моногородов",  паспорт  которой   утвержден
президиумом  Совета  при   Президенте   Российской   Федерации   по
стратегическому развитию и приоритетным проектам.
     Перечень монопрофильных муниципальных  образований  Российской
Федерации (моногородов), утвержденный  распоряжением  Правительства
Российской Федерации от 29 июля 2014 года  № 1398-р,  включает  319
муниципальных образований в 61  субъекте  Российской  Федерации,  в
которых  проживает  13,5  миллиона  человек  (около  10   процентов
населения страны).  Численность  экономически  активного  населения
составляет 7,3 миллиона  человек.  Средний  уровень  безработицы  в
моногородах превышает среднероссийский  уровень  более  чем  в  1,5
раза.
     Вопрос    реструктуризации    и    развития     монопрофильных
муниципальных образований, экономика которых полностью  зависит  от
одного  градообразующего  предприятия,  стоит  в  настоящее   время
достаточно  остро  в  силу  неразвитой  инфраструктуры,  устаревших
технологий и износа основных  фондов  градообразующих  предприятий,
низкого уровня кооперации  между  предприятиями  отрасли  и  других
факторов. Вместе с тем программа комплексного развития  моногородов
опирается на такие базовые преимущества, как высокий уровень общего
образования населения, наличие научных и инженерных  школ  по  ряду
перспективных направлений промышленности,  выгодное  географическое
расположение и обширный внутренний рынок.
     Наряду  с  сильной  зависимостью  экономики   моногородов   от
изменившейся конъюнктуры рынка к  основным  проблемам  их  развития
относятся  риски  при  высвобождении   работников   градообразующих
предприятий,  отток  квалифицированных   кадров,   инфраструктурные
ограничения для  создания  нового  бизнеса,  низкая  инвестиционная
привлекательность моногородов, низкое качество городской  среды,  а
также в ряде случаев высокий уровень загрязнения окружающей среды.
     В  сложившейся  ситуации   именно   диверсификация   экономики
монопрофильных  муниципальных  образований,   включающая   создание
непрофильных  производств  с  новыми  рабочими  местами,  а   также
улучшение качества городской  среды  в  моногородах  способны  дать
положительный эффект.
     В  настоящее  время   создана   и   действует   некоммерческая
организация "Фонд развития моногородов". Для реализации ее основных
задач   предусмотрено   выделение   бюджетных    ассигнований    из
федерального  бюджета  в  размере  6,5 млрд. рублей  в   2017 году,
4,7 млрд. рублей - в 2018 году, 4,7 млрд. рублей - в 2019 году.
     В  целях   стимулирования   внутреннего   предпринимательского
ресурса  и  повышения  привлекательности  моногородов  для  внешних
инвесторов используется такой механизм поддержки,  как  возможность
создания  на  территориях   моногородов   территорий   опережающего
социально-экономического    развития.     Резидентам     территорий
опережающего  социально-экономического   развития   в   моногородах
предоставляются льготы по налогу на прибыль организаций, налогу  на
имущество  организаций   и   земельному   налогу.   Устанавливаются
пониженные тарифы страховых взносов в государственные  внебюджетные
фонды.    К    настоящему    времени    территории     опережающего
социально-экономического  развития  созданы  в  14 моногородах,  на
территориях  которых  зарегистрированы  20 резидентов,  что  должно
способствовать созданию более 5100 рабочих мест и  привлечению  1,5
млрд. рублей к 2026 году.
     Реализация   указанных   мер,   а   также   иных   мероприятий
приоритетной программы  "Комплексное  развитие  моногородов"  будет
содействовать созданию условий  для  запуска  новых  альтернативных
производств, способствующих диверсификации экономики моногородов и,
как следствие,  сокращению  количества  муниципальных  образований,
относящихся к монопрофильным.
     Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять   к   сведению   информацию   Первого   заместителя
Председателя   Правительства   Российской   Федерации    о    мерах
Правительства  Российской  Федерации  по  реализации   приоритетной
программы "Комплексное развитие моногородов".
     2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     продолжить реализацию  мероприятий  по  комплексному  развитию
моногородов, предусмотрев поддержку инвестиционных проектов в целях
диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований и
снятия напряженности на рынке труда, в том числе  с  использованием
инструментов    некоммерческой    организации    "Фонд     развития
моногородов";
     синхронизировать  мероприятия,  предусмотренные   приоритетной
программой   "Комплексное   развитие   моногородов",   с    другими
приоритетными программами и проектами, а также  с  государственными
программами    Российской    Федерации,    федеральной     адресной
инвестиционной программой, государственными  программами  субъектов
Российской Федерации, программами субъектов естественных  монополий
в отношении монопрофильных муниципальных образований;
     способствовать  в  целях   привлечения   инвестиций   созданию
территорий  опережающего   социально-экономического   развития   на
территориях моногородов;
     ускорить внесение  изменений  в  Правила  создания  территорий
опережающего  социально-экономического  развития   на   территориях
монопрофильных  муниципальных  образований   Российской   Федерации
(моногородов), утвержденные постановлением Правительства Российской
Федерации от  22 июня  2015 года  № 614,  в  части  распространения
указанных Правил на все категории моногородов;
     реализовать  совместно  с  органами   государственной   власти
субъектов  Российской  Федерации  комплекс  мер,  направленных   на
повышение качества медицинских услуг, оказываемых в моногородах,  в
том   числе   по   привлечению   медицинских   работников   высокой
квалификации для работы в медицинских организациях моногородов,  по
оснащению этих организаций современным медицинским оборудованием  и
автомобилями скорой медицинской помощи;
     реализовать  совместно  с  органами   государственной   власти
субъектов   Российской   Федерации   и    главами    монопрофильных
муниципальных образований меры  по  созданию  комфортной  городской
среды, а также по снижению количества аварийно-опасных участков  на
улично-дорожных сетях моногородов и  приведению  их  в  нормативное
транспортно-эксплуатационное состояние;
     разработать программы повышения  квалификации  специалистов  в
целях повышения производительности труда, а также  профессиональной
переподготовки высвободившихся кадров;
     обеспечить доступность кредитных ресурсов для субъектов малого
и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на
территориях моногородов, включая предоставление  государственных  и
банковских гарантий;
     рассмотреть возможность  установления  ответственности  высших
должностных  лиц  субъектов  Российской  Федерации   (руководителей
высших  исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов
Российской   Федерации),    глав    монопрофильных    муниципальных
образований  за  недостижение  показателей  приоритетной  программы
"Комплексное развитие моногородов";
     повысить  уровень  экологического   контроля   градообразующих
предприятий, ужесточить требования по  соблюдению  природоохранного
законодательства,  а  также   предусмотреть   меры,   стимулирующие
градообразующие   предприятия   внедрять   программы    технической
модернизации;
     дополнительно проработать  меры  по  привлечению  внебюджетных
источников финансирования мероприятий по развитию моногородов;
     усилить  контроль  за  эффективностью   расходования   средств
федерального  бюджета,   направляемых   на   комплексное   развитие
моногородов.
     3. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации:
     разработать дополнительные меры,  направленные  на  увеличение
собственных экономических возможностей монопрофильных муниципальных
образований,  в  том  числе  посредством   стимулирования   органов
местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований  к
наращиванию собственного экономического потенциала;
     провести анализ реализации государственных программ  субъектов
Российской  Федерации  в  целях  выработки  мер  по  повышению   их
эффективности, а также по включению  мероприятий,  направленных  на
поддержку и развитие монопрофильных муниципальных образований;
     предусматривать на реализацию  мероприятий  в  сфере  развития
малого и среднего предпринимательства в  моногородах  не  менее  10
процентов от общего объема средств, выделяемых в  рамках  программы
поддержки малого и среднего предпринимательства;
     разработать комплекс мер, направленных на  повышение  качества
медицинских и образовательных услуг, оказываемых в  моногородах,  а
также на улучшение качества городской среды.
     4. Предложить     Правительству      Российской      Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской
Федерации в период весенней  сессии  2018 года  о  ходе  реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
     5. Комитету  Совета  Федерации   по   экономической   политике
проинформировать палату о  реализации  настоящего  постановления  в
период осенней сессии 2018 года.
     6. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
     7. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     22 марта 2017 года
     № 59-СФ

Информация по документу
Читайте также