Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12.04.2017 № 101-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                  Об исполнении законодательства
           Российской Федерации в сфере противодействия
                  незаконным финансовым операциям

     Заслушав   информацию   директора   Федеральной   службы    по
финансовому мониторингу об исполнении  законодательства  Российской
Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым  операциям,
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает
следующее.
     В настоящее время в  Российской  Федерации  в  соответствии  с
Федеральным    законом    от    7 августа    2001 года     № 115-ФЗ
"О противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,   полученных
преступным путем, и финансированию терроризма"  создана  эффективно
действующая система  по  предупреждению,  выявлению,  пресечению  и
раскрытию незаконных финансовых операций.
     В указанной системе задействовано более  140 тыс. организаций,
индивидуальных предпринимателей и иных лиц, осуществляющих операции
с денежными средствами или иным имуществом,  являющихся  субъектами
первичного финансового мониторинга.
     В результате скоординированных действий Федеральной службы  по
финансовому мониторингу  (далее -  Росфинмониторинг),  Центрального
банка  Российской  Федерации  и   правоохранительных   органов   по
исполнению   законодательства   Российской   Федерации   в    сфере
противодействия    незаконным    финансовым     операциям     объем
подозрительных трансграничных операций по  сравнению  с  2015 годом
сократился на 12,5 процента.
     В 2016 году было ликвидировано 12  "теневых"  площадок.  Общая
сумма  денежных  средств,  выявленных  в  схемах  по   обслуживанию
"теневых" финансовых потоков, составила более  55 млрд. рублей,  из
которых около 6 млрд. рублей связано с выводом денежных средств  за
пределы   Российской   Федерации   и   49 млрд. рублей -    с    их
обналичиванием.   Это   стало   возможным   благодаря   материалам,
подготовленным Росфинмониторингом.
     На основании сообщений о подозрительных операциях в  2016 году
Росфинмониторингом    проведено    около     36 тыс.     финансовых
расследований.    В    результате    согласованных    действий    с
правоохранительными     и     надзорными     органами     сохранено
130,8 млрд. рублей   и   возвращено   47,4 млрд. рублей   бюджетных
средств, пресечено  обналичивание  11,2 млрд. рублей.  Кроме  того,
через  федеральное  государственное  унитарное  предприятие  "Почта
России" объем обналичивания денежных  средств  сократился  почти  в
10 раз, с 59 млрд. рублей до 6 млрд. рублей.
     Передано в суд более 800 уголовных  дел,  возбужденных  в  том
числе  по  материалам   Росфинмониторинга,   вынесено   более   500
обвинительных приговоров,  96  из  них -  по  статьям 174  и  174-1
Уголовного кодекса Российской Федерации.
     Организована работа по  контролю  за  расходованием  бюджетных
средств,  выделяемых  на  выполнение  государственного   оборонного
заказа, а также  за  операциями  государственных  компаний  и  иных
организаций с государственным участием. Это  повлияло  на  снижение
негативных  экономических  последствий  и  коррупционных  рисков  в
отраслях   оборонно-промышленного    комплекса.    По    поручениям
Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  с   использованием
информации  Росфинмониторинга  в  2016 году  было  проверено  более
1,3 тыс.    предприятий    оборонно-промышленного    комплекса    и
организаций, участвующих в выполнении  государственного  оборонного
заказа.
     Активно применяется практика предупреждения  хищений  за  счет
своевременного информирования соответствующих органов и организаций
для принятия превентивных мер.
     В результате совместных действий участников  системы  контроля
удалось сохранить денежные  средства  и  предотвратить  хищения  на
общую  сумму  около  5 млрд. рублей.  Сумма   возмещенного   ущерба
составила около 400 млн. рублей.
     По материалам, предоставленным Росфинмониторингом, Федеральной
антимонопольной службой принято решение о признании  90 юридических
лиц  виновными  в  нарушениях   антимонопольного   законодательства
Российской Федерации при проведении 18 электронных аукционов.
     В   целях   противодействия   финансированию    международного
терроризма в 2016 году  совместно  с  правоохранительными  органами
проверено около  3,6 тысячи лиц,  подозреваемых  в  причастности  к
деятельности террористической  организации  "Исламское  государство
Ирака и  Леванта"  (ИГИЛ),  запрещенной  на  территории  Российской
Федерации, и выявлены финансовые операции с их  участием  на  общую
сумму более 860 млн. рублей.
     Совместно с партнерами по Содружеству  Независимых  Государств
установлено более 800 лиц, в отношении которых имеются сведения  об
их  причастности  к  терроризму.  В  результате  совместной  работы
удалось   вскрыть   финансовую    активность    около    140 членов
террористических ячеек.
     В   рамках    пресечения    финансирования    террористической
деятельности для более 1,5 тысячи лиц закрыт  доступ  к  финансовой
системе   Российской   Федерации,   а   кредитными    организациями
заблокировано 28 млн. рублей средств клиентов.
     Необходимо отметить, что ввод в легальный экономический оборот
денежных средств, полученных преступным путем, подрывает "здоровые"
рыночные механизмы,  нарушает  принципы  экономической  конкуренции
субъектов экономической деятельности, демотивирует  законопослушное
экономическое поведение.
     В  связи  с  этим  в  целях  повышения  эффективности  системы
противодействия   легализации   (отмыванию)   доходов,   полученных
преступным путем, и финансированию терроризма необходимо дальнейшее
совершенствование законодательства Российской  Федерации  в  данной
области.
     В целом поддерживая  деятельность  Росфинмониторинга  в  сфере
противодействия незаконным финансовым  операциям,  Совет  Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять к сведению информацию директора Федеральной  службы
по   финансовому   мониторингу   об   исполнении   законодательства
Российской Федерации в сфере противодействия незаконным  финансовым
операциям.
     2. Рекомендовать Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской Федерации  ускорить  рассмотрение  проекта  федерального
закона    № 1120209-6    "О внесении    изменений    в    отдельные
законодательные  акты  Российской  Федерации"  (в  части  повышения
защиты  интересов  государства  при   размещении   государственными
фондами и иными структурами  государственных  средств  в  кредитных
организациях).
     3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     1) ускорить  процедуры   внутригосударственного   согласования
проекта Договора  государств - участников  Содружества  Независимых
Государств  о  противодействии  легализации  (отмыванию)   доходов,
полученных   преступным   путем,   финансированию   терроризма    и
финансированию распространения оружия массового уничтожения;
     2) ускорить  принятие  акта,  направленного   на   определение
порядка и сроков представления  юридическими  лицами  информации  о
своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в
отношении своих бенефициарных владельцев сведений,  предусмотренных
законодательством Российской Федерации, по запросам  уполномоченных
органов государственной власти;
     3) ускорить  реализацию  пилотного  проекта  по  осуществлению
удаленной идентификации физических  лиц,  прошедших  авторизацию  в
единой системе идентификации и аутентификации,  для  дистанционного
получения ими банковских услуг с учетом необходимости в  дальнейшем
подготовки соответствующего проекта федерального закона и  внесения
его  в  Государственную  Думу  Федерального   Собрания   Российской
Федерации;
     4) ускорить работу по подготовке и внесению в  Государственную
Думу   Федерального   Собрания   Российской   Федерации    проектов
федеральных законов, предусматривающих:
     ратификацию Конвенции Совета Европы об  отмывании,  выявлении,
изъятии и  конфискации  доходов  от  преступной  деятельности  и  о
финансировании терроризма;
     повышение    эффективности     привлечения     к     уголовной
ответственности лиц, виновных в  легализации  (отмывании)  доходов,
полученных преступным путем,  финансировании  терроризма,  а  также
привлечение  к  ответственности  юридических  лиц,  участвующих   в
легализации доходов, полученных преступным путем;
     обеспечение   использования   информации,    полученной    при
проведении идентификации  клиентов,  для  организаций,  входящих  в
банковскую группу (банковский холдинг);
     имплементацию   в   законодательство   Российской    Федерации
рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы  с  отмыванием
денег (ФАТФ) в части противодействия финансированию распространения
оружия массового уничтожения;
     совершенствование    правового    механизма    приостановления
проведения   операций   с    электронными    средствами    платежа,
осуществляемых  в   целях   финансирования   терроризма   и   (или)
экстремистской деятельности.
     4. Рекомендовать       Росфинмониторингу        активизировать
межведомственное  взаимодействие  с  иностранными   подразделениями
финансовой разведки в  рамках  Совета  руководителей  подразделений
финансовой разведки государств - участников Содружества Независимых
Государств,  а  также  с  Евразийской  группой  по  противодействию
легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
     5. Рекомендовать  Росфинмониторингу,   Федеральной   налоговой
службе, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных
технологий  и  массовых  коммуникаций,  Федеральному  казначейству,
Центральному банку Российской Федерации принять дополнительные меры
по   безусловному   выполнению   поднадзорными   им   организациями
требований законодательства Российской Федерации о  противодействии
легализации (отмыванию) доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма в части  оценки  степени  (уровня)  риска
клиентов,  идентификации   выгодоприобретателей   и   бенефициарных
владельцев клиентов, определения источников происхождения  денежных
средств клиентов и выявления публичных должностных лиц.
     6. Рекомендовать  Министерству   внутренних   дел   Российской
Федерации, Федеральной службе  безопасности  Российской  Федерации,
Следственному комитету Российской Федерации сконцентрировать работу
по выявлению, пресечению, раскрытию и  расследованию  преступлений,
предусмотренных статьями 174 и 174-1 Уголовного кодекса  Российской
Федерации, а  также  связанных  с  финансированием  терроризма,  на
вопросах  обеспечения   возмещения   ущерба,   причиненного   этими
преступлениями, и конфискации имущества, полученного  в  результате
их совершения.
     7. Рекомендовать  Министерству  юстиции  Российской  Федерации
совместно с Федеральной нотариальной палатой и Федеральной  палатой
адвокатов  Российской  Федерации  принять  дополнительные  меры  по
применению  адвокатским  и  нотариальным  сообществами   требований
законодательства Российской Федерации о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию
терроризма,  в  том  числе  в  части  взаимодействия  адвокатов   и
нотариусов с Росфинмониторингом.
     8. Рекомендовать  Центральному  банку   Российской   Федерации
совместно с Росфинмониторингом проработать  вопрос  об  оптимизации
процедур получения наличных денежных средств в банках предприятиями
сельскохозяйственной кооперации для закупки у населения дикоросов и
сельскохозяйственной    продукции  с  учетом   реализации  принципа
"знай своего клиента" и при необходимости  принять  соответствующее
решение в установленном порядке.
     9. Предложить Верховному Суду  Российской  Федерации  обобщить
судебную  практику  по  статьям  174  и  174-1  Уголовного  кодекса
Российской Федерации в целях ее возможного совершенствования.
     10. Комитету Совета Федерации по бюджету и  финансовым  рынкам
проинформировать палату о  реализации  настоящего  постановления  в
период весенней сессии 2018 года.
     11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
     12. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     12 апреля 2017 года
     № 101-СФ

Информация по документу
Читайте также