Расширенный поиск
Устав от 12.06.1922 № 445445 О перевозке пассажиров и грузов. УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РСФСР.*) Раздел первый. Глава 1-я Общие положения. Ст. 1. Действию настоящего Устава подчиняются все открытые для общего пользования железные дороги. О времени последовавшего открытия каждой железной дороги или ее участка для общего пользования Народный Комиссар Путей Сообщения публикует во всеобщее сведение. Примечание: Подъездные пути и ветки общего пользования подчиняются действию настоящего Устава в пределах, не предусмотренных специальными о подъездных путях узаконениями. Ст. 2. Перевозка пассажиров, багажа и грузов составляет обязанность каждой открытой для общего пользования железной дороги и производится между всеми станциями пассажирскими или товарными, смотря по роду перевозки. Станции эти должны быть указываемы в таблицах постанционных расстояний, утверждаемых Народным Комиссаром Путей Сообщения. Типы вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров, багажа и грузов, устанавливаются Народным Комиссаром Путей Сообщения. Примечание 1-е: Постановление настоящей статьи не распространяется на железнодорожные ветви, производящие перевозки на основании особых правил, издаваемых в порядке, указанном в ст. 64 настоящего Устава. Примечание 2-е: Народному Комиссару Путей Сообщения предоставляется, впредь до открытия дорог для общего пользования, разрешать временное движение для перевозки пассажиров, багажа и грузов по железным дорогам, находящимся в постройке или по отдельным участкам сих дорог. Условия перевозки и ответственности железных дорог при означенном временном движении утверждаются в каждом отдельном случае Народным Комиссаром Путей Сообщения и публикуются во всеобщее сведение. Ст. 3. Железная дорога обязана: а) принимать к перевозке такое количество грузов, какое она может отправить в 48-часовой срок, б) принимать на хранение в своих складах, в пределах норм, устанавливаемых Высшим Советом по Перевозкам, грузы, предназначенные к перевозке, но не могущие быть отправленными в течение указанного срока. Ст. 4. Железная дорога не принимает к перевозке пассажира, багажа и груза только в следующих случаях: 1) если пассажир или отправитель груза не соглашается подчинится условиям перевозки, определенным в сем Уставе, или постановлениям, изданным в развитие сего Устава, а равно изданным в установленном порядке тарифам и тарифным правилам; 2) если перевозка пассажиров, багажа или грузов приостановлена по распоряжению Правительства, или же вследствие какого-либо чрезвычайного события или действия непреодолимой силы; 3) если в отходящем пассажирском поезде, состоящем из установленного числа вагонов, не окажется свободного места; 4) если пассажир находится: а) в нетрезвом состоянии и б) в таком болезненном состоянии, которое может угрожать опасностью другим пассажирам (падучая или заразительная болезнь, умопомешательство и т.п.), буде при том для такого пассажира не будет взято особое отделение вагона; 5) если перевозка предъявленного к отправлению груза воспрещена (ст. 76) или требует особо приспособленных перевозочных средств, которых железная дорога не имеет и иметь не обязана по правилам технической эксплоатации; 6) если отправка груза не может быть произведена в течение 48 часов, считая с полуночи после предъявления груза к перевозке (ст. 3), и 7) если станция дороги по силе ст. 42 настоящего Устава закрыта для приема грузов к перевозке. О всяком случае отказа в принятии к перевозке пассажира, багажа или груза начальник станции, по требованию лиц, к которым относятся эти распоряжения, обязан составить акт (ст. 14). Ст. 5. О каждой приостановке в отправлении пассажирских поездов и в принятии грузов, продолжающейся долее одних суток, немедленно объявляется во всеобщее сведение порядком, устанавливаемым Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 6. Прием и высадка пассажиров, а равно прием и выдача багажа и грузов на остановочных пунктах (полустанции, разъезды, платформы и т.п.), могут быть допускаемы временно с разрешения начальников железных дорог. Вопросы: 1) об отнесении остановочных пунктов к числу пассажирских или товарных станций; 2) об обязательном открытии приема и высадки на остановочных пунктах пассажиров с багажом или без оного, а равно и выдача на них грузов; 3) об исключении станции из числа указанных в таблицах постанционных расстояний (ст. 2) для приема или выдачи грузов, Разрешаются Высшим Советом по Перевозкам. Ст. 7. Провозная плата и дополнительные сборы железных дорог исчисляются согласно законно действующим и опубликованным тарифам. Порядок установления и публикации железнодорожных провозных тарифов и тарифных расстояний железных дорог определяется Народным Комиссаром Путей Сообщения и утверждается Советом Народных Комиссаров. Ст. 8. Перевозкою прямого сообщения почитается перевозка по пассажирским билетам, багажным квитанциям и накладным, составляемым на весь путь следования по двум или нескольким дорогам или за пределы железнодорожных станций (ст. 12). Ст. 9. Для всех непрерывно связанных между собою железных дорог перевозки прямого сообщения обязательны: 1) по пассажирскому движению между теми станциями разных дорог, которые будут указаны Высшим Советом по Перевозкам, 2) по товарному движению большой и малой скорости между всеми вообще станциями, открытыми для обязательного (ст. 2) приема и выдачи грузов, и 3) по товарному движению специальной скорости между станциями разных дорог, которые будут определены Высшим Советом по Перевозкам. Правила о перевозке грузов со специальною скоростью устанавливаются Высшим Советом по Перевозкам. Ст. 10. Железные дороги, находящиеся в прямом между собою сообщении, подчиняясь общим правилам, для перевозки по железным дорогам установленным, сверх сего обязаны: 1) передавать перевозимый пассажирский багаж и грузы с одной дороги на другую, без участия в том хозяина багажа или груза; 2) перевозить пассажиров, багаж и грузы в вагонах, принадлежащих другим дорогам или приписанных к их вагонным паркам. Ст. 11. Взаимные права и обязанности железных дорог, истекающие из прямого внутреннего дорог РСФСР сообщения, определяются Положениями о прямом сообщении и о взаимном пользовании подвижным составом. Таковые положения утверждаются Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 12. Железные дороги имеют право распространять прямые сообщения за пределы железнодорожных станций, устраивая транспортные конторы или городские станции, или при посредстве других транспортных предприятий. Положения о таких прямых смешанных сообщениях, а также о транспортных конторах или городских станциях, утверждаются Высшим Советом по Перевозкам. Ст. 13. Народному Комиссару Путей Сообщения предоставляется право вступать в соглашение о прямом сообщении с иностранными железными дорогами или пароходствами. Ст. 14. Порядок составления всякого рода актов, в сем Уставе указанных, устанавливается Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 15. На железнодорожных станциях, на коих не имеется почтово-телеграфных учреждений, начальниками станций или под их надзором и ответственностью другими станционными служащими производятся почтовые операции по правилам, устанавливаемым Народным Комиссаром Почт и Телеграфов, по соглашению с Народным Комиссаром Путей Сообщения. Глава 2-я О перевозке пассажиров и их багажа. Ст. 16. Постоянное пассажирское движение производится согласно расписаниям, публикуемым и издаваемым Комиссариатом Путей Сообщения в "Указателе расписания пассажирских поездов", выставляемом на всех станциях. Кроме того, расписания пассажирских поездов каждой дороги, а также непосредственно примыкающих к ней железных дорог, с указанием стоимости проезда, выставляются на всех станциях в виде объявлений. Подлежащие помещению в расписаниях пассажирских поездов сведения устанавливаются Народным Комиссаром Путей Сообщения. Примечание: Правила об открытии и закрытии билетных и багажных касс издаются Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 17. Каждый пассажир обязан иметь на проезд билет и предъявлять его в пути, а также возвращать, по окончании проезда, по требованию агентов дороги. Сроки действительности пассажирских билетов утверждаются Народным Комиссаром Путей Сообщения. При недостатке свободных мест пассажирам, находящимся в пути, отдается предпочтение перед новыми пассажирами, которым, в случае непредоставления им места в поезде и по их требованию, возвращаются деньги, уплаченные за билет и багаж. Каждый пассажир имеет право на провоз бесплатно одного ребенка не свыше пятилетнего возраста, если ребенок этот не занимает особого места. Спор о возрасте детей, едущих бесплатно, разрешается начальником станции. Примечание: Форма билетов пассажирских и на нумерованные места в вагонах, а также порядок пользования сими билетами устанавливается Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 18. Железным дорогам предоставляется взимать особый сбор с лиц, не имеющих пассажирских билетов, за вход на пассажирскую платформу в размере определенном в тарифах. С лиц, обнаруженных без билетов на право входа на пассажирскую платформу и не имеющих пассажирского билета, взимается десятикратная стоимость входного на платформу билета. Правила, в развитие настоящей статьи, издаются Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 19. За безбилетный проезд в поезде, предназначенном для провоза пассажиров, пассажир обязан уплатить двойную стоимость проезда за 100 верст и на дальнейший проезд приобрести билет. Народному Комиссару Путей Сообщения, по соглашению с Народным Комиссаром Рабоче-Крестьянской Инспекции, предоставляется размер указанной платы уменьшать для пригородных поездов. Примечание: правила контроля билетов устанавливаются Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 20. Постановления ст.19 сего Устава не применяются в случаях: 1) когда пассажир, не успев приобрести билет, сядет в поезд с письменного разрешения начальника станции и внесет засим причитающуюся с него плату за проезд и 2) когда сделанное пассажиром заявление об утрате билета будет признано уважительным тем агентом, который контролирует поезд, или начальником станции. Ст. 21. Если безбилетный пассажир не уплатит указанной с ст. 19 сего Устава платы, то он удаляется из поезда на ближайшем остановочном пункте (ст. 24) распоряжением начальника станции, который составляет акт. Взыскание денег по таковому акту производится в административном порядке. Ст. 22. Независимо от случаев, указанных в ст. 21, начальник станции удаляет пассажира из поезда: 1) если пассажир нарушает правила, ограждающие спокойствие других, едущих в одном с ним помещении, лиц и 2) если он, следуя в общем вагоне, находится в болезненном состоянии (падучая или заразительная болезнь, умопомешательство и т.п.), угрожающем опасностью другим пассажирам, или страдает недугом, возбуждающим общее отвращение, и когда при этом нет возможности поместить его отдельно. При принудительном удалении пассажира из поезда начальник станции составляет акт. Примечание: Правила о перевозке больных пассажиров издаются Народным Комиссаром Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссаром Здравоохранения. Ст. 23. Пассажиры, удаленные из поезда по причине, указанной в п. 1 ст. 22, имеют право пользоваться купленным билетом в течение срока его действительности, но не имеют права на обратное получение внесенных за билет денег или части оных, пассажиры же удаленные из поезда по причинам, указанным в п. 2 ст. 22, имеют право на возвращение уплаченных ими денег за удержанием части, причитающейся за проследованное ими расстояние по действующему тарифу за это расстояние. Находящийся при высаженных пассажирах багаж выдается на станции их высадки, если время остановки поезда то дозволит; в противном случае, багаж оставляется на ближайшей станции и возвращается бесплатно на станцию высадки с первым обратным поездом. Пассажир имеет право на возвращение уплаченных им за провоз багажа денег, за удержанием части, причитающейся за проследованное до станции высадки расстояние. Ст. 24. Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от городов, сел и деревень. Станции эти определяются начальниками дорог. Изложенное правило не распространяется на лиц, удаляемых из товарных и других не предназначенных для перевозки пассажиров поездов. Лица, обнаруженные в таких поездах, удаляются из поезда при первой же, по их обнаружении, остановке поезда - начальником станции или остановочного пункта, с составлением о сем акта. Ст. 25. Каждый пассажир имеет право взять с собой в вагон ручную кладь. Таковой кладью считаются вещи, которые без затруднения помещаются в пространстве, отведенном в вагоне для ручной клади, и не стесняют других пассажиров. Ручная кладь провозится бесплатно и забота о сохранности ее лежит на самих пассажирах. К перевозке ручной клади не допускаются: животные, предметы зловонные и взрывчатые и огнеопасные вещества. Споры, возникающие из-за ручной клади, разрешаются начальником станции. Примечание 1-е: С разрешения начальника станции или главного кондуктора и с согласия на это всех едущих в том же вагоне или отделении, пассажиры могут провозить с собою комнатных птиц и мелких животных, за провоз которых взимается плата по тарифу. Железная дорога не несет ответственности за сохранность сих животных и птиц. Примечание 2-е. Правила о перевозке ручной клади утверждаются Высшим Советом по Перевозкам. Ст. 26. Под пассажирским багажом разумеется кладь пассажира, отправляемая, за определенную тарифную плату, в багажном вагоне того же поезда, в котором следует пассажир. Предметы, упакованные на подобие товаров, как например: ящики, бочки и т.п., допускаются к перевозке в виде пассажирского багажа, только, по мере возможности, с разрешения начальника станции. Багаж, упаковка коего признана неудовлетворительной начальником станции, принимается к перевозке лишь в том случае, если пассажиром подано письменное заявление о неисправности упаковки и о принятии на себя ответственности за такую неисправность, о чем делается отметка на багажной квитанции. Примечание: В багажных вагонах пассажирских поездов допускается перевозка собак, птиц и мелких животных на основании правил, установленных Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 27. Запрещается провозить в виде багажа вещества взрывчатые, огнеопасные, или могущие причинить вред багажу других пассажиров или железной дороге. Ст. 28. При предъявлении багажа пассажиры должны объявить его ценность. За объявленную ценность взимается определенная тарифом страховая премия. Правила о приеме багажа с объявленной ценностью устанавливаются Высшим Советом по Перевозкам. Ст. 29. В приеме багажа выдается квитанция, в которой обозначается: 1) нумер квитанции и время ее составления; 2) дорога и станция отправления и дорога и станция назначения; 3) путь следования багажа; 4) нумер поезда отправления; 5) нумер пассажирского билета или билетов; 6) число мест багажа; 7) вес багажа; 8) ценность багажа (ст. 28), и 9) взысканная плата и страховая премия. Форма квитанции для всех или же отдельных сообщений утверждается Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 30. Багаж выдается предъявителю багажной квитанции на станции назначения или, по его требованию, на одной из промежуточных станций. Порядок выдачи багажа на промежуточных станциях устанавливается Народным Комиссаром Путей Сообщения. В случае недостачи или порчи багажа о сем, по требованию предъявителя квитанции, начальником станции составляется акт. Если по востребовании, багаж не будет выдан в течение срока, устанавливаемого Высшим Советом по Перевозкам, причем, если багаж не задержан во исполнение распоряжений правительственных установлений, то пассажир имеет право считать его утраченным и получить с железной дороги причитающееся вознаграждение (ст. 81), каковое дорога обязана уплатить не позднее, как в течение 3-х суток со дня предъявления требования. Владелец багажа может заявить в расписке, выдаваемой в получении вознаграждения, требование, чтобы найденный багаж был ему доставлен без особой платы за провоз на одну из станций Российских железных дорог. Найденный багаж должен быть принят получившим вознаграждение в течение месячного срока со дня получения уведомления железной дороги: по истечении этого срока к таковому багажу применяются постановления ст. 32. Ст. 31. В случае утраты багажной квитанции, багаж выдается пассажиру только по предъявлении им доказательств принадлежности ему оного. Ст. 32. Багаж, не взятый по прибытии поезда на станцию назначения, хранится в течение двадцати четырех часов, считая с полуночи, следующей за днем прибытия, - бесплатно, за последующее время за установленную тарифную плату. В течение первых четырнадцати дней невостребованный багаж хранится на станции назначения, а по прошествии этого срока может быть передан для дальнейшего хранения на одну из станций, по усмотрению дороги. Багаж, не востребованный в продолжении 60 дней, считая с полуночи, следующей за днем прибытия, продается с публичного торга по правилам, издаваемым Народным Комиссаром Путей Сообщения. Если в течение годового срока, считая со дня продажи, никто не предъявит прав своих на вырученную от продажи багажа сумму, то она, по удержании причитающихся дороге платежей, обращается в пользу казны. Примечание. Предметы забытые или потерянные на железнодорожных станциях, в вагонах или на пути, если таковые в течение тридцати дней не будут взяты утратившими их лицами, продаются с публичного торга по правилам, установленным для невостребованного багажа, причем вышеупомянутый 30-дневный срок исчисляется со дня представления, забытых или потерянных предметов начальником станций; с вырученными же деньгами поступают согласно настоящей статьи. Ст.33. Возникающие между публикою и служащими железной дороги пререкания разрешаются: а) на станциях - начальниками станций; б) в пути - начальниками поездов или главными кондукторами. Глава 3-я О перевозке грузов. Ст. 34. Станции должны быть открыты для приема и выдачи грузов ежедневно в определенные для каждого времени года часы. Расписание часов, в течение которых станции должны быть открыты, а равно тех праздничных дней, в которые открытие станции не обязательно, устанавливается: начальниками дорог с утверждением Народного Комиссара Путей Сообщения и объявляется во всеобщее сведение порядком, установленным тем же Комиссаром. Ст. 35. На каждой станции, открытой для приема грузов, должны быть весы исправные и в потребном числе. Надзор за исправностью весов, а равно поверка их производится на основании Положения, издаваемого Народным Комиссаром Путей Сообщения. Станции, на которых должны быть вагонные весы (весовые помосты), устанавливаются Народным Комиссаром Путей Сообщения по представлениям начальников дорог. Ст. 36. Прием грузов к отправлению (ст. 3) производится в пределах установленной нормы приема для каждой станции отправления в порядке постепенности ввоза грузов на станцию. Нормы приема для отправления определяются периодически Управлениями дорог. Ст. 37. Сданный на хранение и заявленный к отправке груз (ст.3) принимается к перевозке в порядке установленного преимущества одних категорий грузов перед другими, а внутри категории в порядке старшинства заявок. Распределение грузов по указанным категориям и определение, какие роды грузов и в каких случаях могут быть принимаемы к перевозке с отступлением от порядка, в сей статье указанного, порядок разверстки вагонов между отправителями, сообразно количеству заявленных каждым из них к отправке грузов, и издание подлежащих по сему предмету правил принадлежит Высшему Совету по Перевозкам. Сему же Совету предоставляется издание правил: 1) О производстве железными дорогами указанной в настоящей статье складочной операции и установление надлежащего документа, удостоверяющего прием грузов на хранение; 2) о порядке заявления грузов, переданных на хранение к отправлению. Размер платы за хранение, а равно и других сборов, вызываемых производством складочной операции, утверждается в порядке, для тарифов железных дорог установленном. Ст. 38. Размер постоянных обязательных складочных помещений для каждой станции, а равно уменьшение находящихся уже в наличности, утверждается Народным Комиссариатом Путей Сообщения по представлениям начальников дорог. Ст. 39. В том случае, если все складочные помещения на станции заполнены, железная дорога обязана, по желанию грузоотправителей, предоставить во временное их пользование бесплатно свободные станционные земли для склада грузов. Грузы, помещенные на означенных землях, не считаются принятыми железною дорогою на хранение и остаются на полном попечении грузохозяев. Грузы эти имеют преимущество в занятии свободных мест в назначенных для склада грузов постоянных сооружениях, если грузохозяин того пожелает. Ст. 40. на каждой станции должен иметься для предъявления грузохозяевам по словесному заявлению, утвержденный начальником дороги план станции, с указанием размера площадей: постоянных сооружений (амбаров, крытых и открытых платформ, участков для лесных материалов, дров, каменного угля, камня и т.п.), назначенных дорогою для склада и хранения грузов, а именно: а) принимаемых к отправлению (ст. 36); б) принимаемых на хранение (ст. 37); в) прибывающих до приема их получателями (ст. 64); г) принимаемых на долгосрочное хранение (ст. 41); участков свободной земли, а именно: а) предоставляемых во временное пользование грузоотправителей для склада грузов, подлежащих сдаче к отправлению или на хранение (ст. 39); б) сдаваемых в арендное пользование, на основании правил, издаваемых Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 41. Железным дорогам предоставляется: 1) принимать грузы, подлежащие перевозке или прибывшие по железным дорогам на станцию назначения, в долгосрочное (свыше двух месяцев) хранение в особо отводимых или нанимаемых ими помещениях, а также в складах, переданных в ведение железных дорог; 2) выдавать ссуды под сдаваемые к перевозке или на хранение грузы (ст. 3 и 37); 3) исполнять поручения грузохозяев по продаже грузов, и 4) для выполнения указанных в предшествующих пунктах операций содержать коммерческие комиссионные агентства. Правила о производстве железными дорогами операций, указанных выше в пунктах 1 и 3-м, а также положения об агентствах, указанных в пункте 4-м, утверждаются Высшим Советом по Перевозкам; правила же о выдаче железными дорогами ссуд (п. 2) утверждаются Народным Комиссаром Путей Сообщения по соглашению с Народными Комиссарами Финансов и Рабоче-Крестьянской Инспекцией. Размеры сборов, взимаемых железными дорогами по операциям, указанным п.п. 1, 3 и 4, утверждаются в порядке, для железнодорожных тарифов установленном, по пункту же 2-му - в порядке установленном выше, относительно производства ссудной операции. Ст. 42. Начальникам дорог предоставляется, временно закрывать станции для ввоза и приема тех грузов, для которых не окажется соответственных складочных помещений, или которые будут адресованы в направлениях или в пункты назначения, где по каким-либо причинам передвижение или прием грузов испытывает затруднение, вывешивая о том объявления за 6 часов рабочего времени до закрытия станции для приема с последующим опубликованием во всеобщее сведение. Ст. 43. Принятые к перевозке грузы должны быть доставлены на станцию назначения с соблюдением установленных для сего сроков. Срок доставки исчисляется с полуночи следующей за днем наложения на накладной и дубликате штемпеля о принятии груза к отправке (ст. 53) и считается выполненным, если груз прибыл на станцию назначения до истечения суток по наступлении срока, положенного на перевозку. День прибытия груза обозначается на накладной штемпелем. Срок доставки удлиняется на время: а) исполнения таможенных, акцизных и административных обрядностей и б) остановки или замедления движения, вызванных на одной или нескольких дорогах по пути следования груза особыми распоряжениями Правительства, или же другими, признанными Народным Комиссаром Путей Сообщения, уважительными обстоятельствами, временно препятствующими начатию или продолжению перевозки. Срок доставки, а также правила об исчислении, изменении и удлинении сроков доставки, устанавливаются Высшим Советом по Перевозкам. Сроки доставки для перевозок по условным тарифам (ст. 78) определяются в самих тарифах и утверждаются в порядке, для тарифов железных дорог установленном. Ст. 44. Перевозимый груз сопровождается накладной. Накладная и дубликат оной (ст. 53) служат доказательством взаимных прав и обязанностей сторон, участвующих в договоре перевозки. Ст. 45. Груз может быть отправлен на имя определенного лица или на предъявителя дубликата накладной. Ст. 46. Накладная составляется самим отправителем или по его указаниям станцией отправления бесплатно и подписывается отправителем. Подпись может быть заменена печатью или штемпелем отправителя. Порядок составления накладных на грузы, принятые на хранение, устанавливается в правилах, указанных в ст. 37. Бланки накладных печатаются железными дорогами и выдаются желающим за определенную в тарифах плату. Ст. 47. Накладная должна заключать в себе следующие сведения: 1) время (год, месяц, число) предъявления накладной станции отправления; 2) обозначение дороги и станции отправления; 3) обозначение дороги и станции назначения; 4) обозначение пути, по которому груз должен следовать (ст. 48); 5) имя и фамилию отправителя; 6) имя и фамилию получателя или же обозначения, что груз адресуется на предъявителя. Указание адреса, по коему должно быть послано железною дорогою уведомление о прибытии груза, если отправитель того пожелает; 7) наименование груза, согласно действующего железнодорожного тарифа, число мест и вес груза или сведения, заменяющие эти данные, знаки (марки) или нумера отдельных мест в тех случаях, когда таковые будут поставлены на самом грузе и род упаковки; при отсутствии в действующем железнодорожном тарифе грузов соответственного наименования, отправитель обязан обозначить свой груз в накладной наименованием, под которым таковой обращается в торговле или житейском обиходе; 8) обозначение объявленной отправителем ценности груза (ст. 59); ценность и вес груза могут быть показываемы в накладной, по желанию отправителя, не только на всю партию, но и на каждое место отдельно; 9) обозначение, с какою скорость отправляется груз; 10) подробное наименование сопровождающих груз бумаг, требуемых таможенными обрядностями, акцизными и административными правилами (ст. 56); 11) указание размера суммы, взысканной станцией отправления (ст. 57); 12) исчисление издержек, произведенных железною дорогою за счет грузохозяина (ст. 55); 13) обозначение наложенного на груз платежа, если он имеется, (ст. 58), с указанием нумера выданного на оный свидетельства, а равно с указанием, должен ли платеж быть выдан определенному лицу, или же предъявителю свидетельства о наложенном платеже; 14) указание размера выданной железной дорогою или Государственным Банком ссуды под перевозимый груз; 15) показания отправителя о состоянии упаковки (ст. 60); 16) подпись отправителя (ст. 46). Форма накладной: а) для всех или же для отдельных сообщений; б) для всех или же для отдельных скоростей, утверждается Народным Комиссаром Путей Сообщения. Включение в накладную сведений и заявлений, а равно и приложение к ней документов и бумаг, сим Уставом не предусмотренных, допускается не иначе, как с разрешения того же Комиссара. Издание, в развитие настоящей статьи, обязательных для железных дорог и для третьих лиц, правил употребления накладной и ее дубликата, предоставляется Высшему Совету по Перевозкам. Ст. 48. Отправитель имеет право указать в накладной избранный им путь, по которому груз должен следовать, руководствуясь в своем выборе публикуемыми во всеобщее сведение постановлениями Высшего Совета по Перевозкам, определяющими какие направления в данное время предоставлены для грузовых перевозок местного или прямого сообщения. Если отправитель не укажет в накладной пути следования груза, на железной дороге лежит обязанность, отправить груз по тому, из разрешенных порядком, указанным в первой части настоящей статьи, направлению, которое является кратчайшим. Комиссариату Путей Сообщения предоставляется, в случаях затруднения в движении грузов, в направлениях, указанных в накладной отправителями или станциями отправления, делать непосредственно распоряжения о перевозке по ближайшим из тех кружных направлений, где к тому окажется возможность. В таких случаях, провозная плата и прочие железнодорожные сборы взыскиваются в размере, причитающемся при перевозке в направлении, указанном в накладной. О всех случаях открытия, согласно вышеизложенному, кружных направлений, доводится до сведения публики посредством публикаций в Указателе тарифов железных дорог, с указанием сроков открытия и закрытия таковых кружных направлений. Ст. 49. Железная дорога обязана требовать отправки по отдельным накладным грузов: 1) подверженных скорой порче и грузов, такой порче не подверженных, и 2) которые по свойствам их не могут быть помещаемы вместе с другими предметами; 3) дозволенных к перевозке лишь с соблюдением особых условий и дозволенных безусловно к перевозке; 4) подлежащих таможенным акцизным и административным обрядностям и сим обрядностям не подлежащих; 5) отправляемых на имя известного лица, и отправленных на предъявителя; 6) превышающих вместимость или подъемную силу одного вагона, за исключением длинномерных предметов, перевозимых на сцепленных платформах. Ст. 50. Грузохозяин отвечает за верность, помещенных отправителем (ст. 47) в накладной сведений и заявлений, подвергаясь, вместе с тем всем последствиям их неправильности, неточности или неполноты. Ст. 51. Вес принимаемых к перевозке грузов определяется станциею отправления. Определение веса тяжеловесных навалочных грузов, в случае, когда на станции отправления нет весов вагонных, производится по поручению станции отправления одною из попутных станций, на которой имеются вагонные весы, или станциею назначения. Правила и способы определения веса груза устанавливаются Народным Комиссаром Путей Сообщения. За определение веса груза, железная дорога взимает особый сбор в размере, устанавливаемом в тарифах, независимо от того, производилось ли прямое взвешивание груза, или вес его определен каким-либо другим, из числа разрешенных Народным Комиссаром Путей Сообщения, способом. Примечание: Перечень навалочных грузов устанавливается Высшим Советом по Перевозкам. Ст. 52. Железной дороге предоставляется поверять, на основании правил, устанавливаемых Высшим Советом по Перевозкам, наименование перевозимого груза. Поверка эта может производиться как на станциях отправления и назначения, так и на станциях, находящихся по пути следования груза. Если окажется, что содержание груза не соответствует наименованию, обозначенному в накладной, безразлично, перевозится ли груз в таре или без оной, или же неверно указано количество животных и других грузов, перевозимых поштучно, когда нагрузка оных произведена средствами отправителя (ст. 60), то независимо от взноса дополнительной платы, соответственно тарифов, грузохозяин обязан уплатить железной дороге пеню в размере двойной разницы между полной суммою, исчисленною за все протяжение перевозки, с дополнительными сборами, по тарифу, подлежащему применению к данной отправке, и суммою, исчисленною на основании указания отправителя. Если при поверке окажется под неверным наименованием груз, к перевозке недозволенный, или требующий при перевозке особых мер предосторожности (ст. 75), то грузохозяин уплачивает железной дороге пеню в размере, устанавливаемом Высшим Советом по Перевозкам, а также возмещает железной дороге все причиненные этим убытки. Никакие позднейшие, после заключения договора перевозки (ст. 53), заявления отправителя или получателя о неправильностях или неточностях, допущенных в накладной, не освобождают грузохозяина от обязанности уплатить начисленную по сей статье пеню. Пеня эта взимается независимо от штрафа или наказаний, налагаемых, в надлежащих случаях, уголовными законами или административными правилами. Об обнаружении неправильностей, указанных в настоящей статье, начальник станции составляет акт (ст. 14). Ст. 53. Договор перевозки считается заключенным с момента принятия станциею отправления груза, вместе с накладной к отправке, в удостоверение чего отправителю выдается дубликат (второй экземпляр накладной). Время (день, месяц, год) принятия груза к отправке обозначаются наложением на накладной и ее дубликате штемпеля станции отправления. Ст. 54. Попечение об упаковке груза лежит на обязанности отправителя. Степень удовлетворительности упаковки, а также состояние груза, предъявленного без упаковки, определяется начальником станции. В случае признания начальником станции упаковки неудовлетворительной и отказа отправителя исправить ее, о состоянии оной начальник станции составляет акт (ст. 14), о чем отмечается в накладной и ее дубликате. Таким же порядком удостоверяется состояние груза, предъявляемого к перевозке без упаковки, в случае обнаружения при приеме неисправного его состояния. Груз, упаковка коего признана неудовлетворительною начальником станции, принимается к перевозке лишь в том случае, если пассажиром подано письменное заявление о неисправности упаковки и о принятии на себя ответственности за такую неисправность, о чем делается отметка в накладной. Ст. 55. Неудовлетворительность упаковки возлагает на грузохозяина обязанность возместить железной дороге причиненные таким его упущением убытки: 1) если недостатки упаковки не могли быть замечены железною дорогою по наружному виду при приеме груза, и 2) если недостатки упаковки удостоверены порядком, указанном в статье 54. Ст. 56. Отправитель обязан вручить станции отправления, для приложения к накладной, все долженствующие сопровождать груз документы, которые необходимы для исполнения таможенных правил, предварительно сдачи груза получателю. Железная дорога не обязана проверять верность и достаточность этих документов. Грузохозяин обязан возместить железной дороге те убытки, которые она понесет вследствие отсутствия, недостаточности или неправильности документов. Ст. 57. Отправитель может уплатить провозную плату и дополнительные сборы или часть их, при самой сдаче груза для перевозки. Провозная плата и дополнительные сборы, не уплаченные при отправлении, считаются переведенными на получателя. Дорога-отправительница имеет право требовать уплаты провозных денег и дополнительных сборов вперед: 1) если предъявленный к перевозке груз, подвержен скорой порче; 2) если по малоценности своей груз не вполне обеспечивает причитающиеся за перевозку платежи и 3) если по причине неудовлетворительной упаковки, признанной самим отправителем или удостоверенной установленным порядком (ст. 54), возможна утрата (усушка, раструска и утечка) части груза, или ухудшение его достоинства. Ст. 58. Отправителю предоставляется налагать на груз платеж. Железной дороге предоставляется отказать в наложении платежа на грузы, по коим уплата провозных денег может быть ею потребована вперед (ст. 57). За отправление с наложенным платежом взимается комиссионная плата, определяемая в тарифах. Обязанность железной дороги произвести отправителю уплату по наложенному платежу начинается с момента получения станциею отправления уведомления станции назначения о взносе получателем означенного платежа. За неисправную выдачу груза, без предварительной уплаты наложенного платежа, железная дорога отвечает в размере, не свыше стоимости груза. Правила о 1) порядке и сроках пересылки станциями назначения станциям отправления уведомления о поступлении наложенного платежа; 2) отмене, увеличении или уменьшении наложенного платежа; 3) уплате сего платежа, в случае утери свидетельства, и вообще в развитие постановлений настоящей статьи издаются Высшим Советом по Перевозкам. Ст. 59. При сдаче груза к перевозке, отправитель должен объявить ценность груза. Определение грузов, которые могут быть принимаемы к перевозке без объявления ценности, а также издание правил приема грузов с объявленной ценностью принадлежит Высшему Совету по Перевозкам. Ст. 60. Производство нагрузки и выгрузки перевозимых грузов, за исключениями, устанавливаемыми в правилах, издаваемых в развитие настоящей статьи Высшим Советом по Перевозкам, возлагается на обязанность железной дороги. Ст. 61. Право распоряжения грузом после выдачи дубликата накладной принадлежит: 1) по именным накладным отправителю или получателю груза в зависимости от того, кто предъявит дубликат накладной, и 2) по накладным на предъявителя - держателю дубликата накладной. Право отправителя на распоряжение грузом по именной накладной, хотя бы он имел дубликат таковой, прекращается с момента выдачи накладной адресату на станции назначения. Лицо, имеющее право распоряжения грузом, может требовать через станцию отправления, чтобы груз был: 1) выдан обратно на станции отправления, 2) выдан на промежуточной станции и 3) выдан не тому лицу, которое указано в накладной. Означенные требования должны быть заявлены станции отправления письменно, с приложением дубликата накладной, который задерживается ст. отправления, о чем ею выдается расписка, до получения от надлежащей станции уведомления о последовавшем исполнении требования заявителя и о сделанном, согласно сему исправлению в накладной, или же о невозможности исполнить заявленное требование. По получении такового уведомления, станция отправления делает соответствующую отметку в дубликате накладной и возвращает последний заявителю, с отобранием выданной ранее расписки. Железная дорога имеет право на возмещение расходов, произведенных ею вследствие исполнения упомянутых требований, если только последние не были вызваны по вине самой дороги. В случае обратной перевозки груза дорога вправе потребовать, прежде совершения таковой перевозки, уплаты всех причитающихся сборов по первоначальной перевозке. Народному Комиссару Путей Сообщения, по соглашению с Народными Комиссарами подлежащих ведомств по принадлежности, предоставляется, в отступление от постановлений настоящей статьи, установить порядок распределения грузов, перевозимых сими ведомствами. Ст. 62. О грузах, прибывших на станцию назначения, немедленно вывешиваются краткие объявления или составляются справочные перечни, а также выдаются, по требованию получателей, справки без задержания. Ст. 63. Если в накладных, как по именным отправкам, так и на предъявителя дубликата, указан адрес и способ посылки извещения о прибытии груза, то станция назначения обязана послать таковое в самый день прибытия груза и во всяком случае не позднее двенадцати часов следующего дня, хотя бы груз прибыл и ранее истечения срока доставки. Означенные уведомления или повестки посылаются на бланках, установленного Народным Комиссаром Путей Сообщения образца. Независимо от расходов по посылке уведомлений, за составление сих уведомлений (повесток) взимается дорогами с грузополучателя особая, устанавливаемая тарифными учреждениями, плата. В случае непосылки по вине железной дороги, в указанный выше срок, уведомления о прибытии груза, дорога лишается права на взимание платы за хранение груза, указанного в ст. 64, в течение просроченных ею дней. Если же по каким-либо причинам станция назначения не может исполнить поручения об извещении грузополучателя, то она сообщает о сем, через станцию отправления, отправителю груза, не неся при этом ответственности за неисполнение сего поручения и не лишаясь права на взыскание платы за хранение. Требовать от железной дороги доказательств посылки ею уведомления грузохозяин может в том случае, если, при указанном им способе, дорога может получить расписку или другой документ, удостоверяющий посылку такого извещения. Ст. 64. Станция назначения обязана хранить прибывшие грузы: 1) в течение 48-ми часов - бесплатно, считая с ближайшей полуночи, следующей за временем прибытия грузов (ст. 43), 2) по прошествии сего срока железная дорога взимает с получателя плату за хранение, безотносительно того, хранился ли груз в вагоне или был выгружен, при этом, если груз, подлежащий выгрузке средствами получателя, не будет выгружен в течение 18 часов, считая с ближайшей полуночи по прибытии груза (ст. 43), то по прошествии этого срока железная дорога взимает плату за простой вагона и по истечении вышеуказанных 48 часов и за хранение, а также имеет право выгрузить груз, со взиманием платы за выгрузку. Размер указанных плат определяется в тарифах. Для грузов, перевозимых в специальных вагонах, или требующих при погрузке особых приспособлений, которых железная дорога иметь не обязана, а также перевозимых на особых условиях, подлежащие правила и определение срока бесплатного хранения и простоя вагонов, устанавливаются Высшим Советом по Перевозкам. Порядок выдачи грузов, подлежащих подаче в вагонах к складам, элеваторам, заводам, пристаням и другим пунктам выгрузки, определяются: а) при подаче по ветвям общего пользования - в правилах, устанавливаемых Народным Комиссаром Путей Сообщения и б) при подаче по ветвям частного пользования в условиях о сих ветвях. Ст. 65. При чрезмерном накоплении грузов или медленной их приемке получателем, Народный Комиссар Путей Сообщения может сокращать сроки бесплатного хранения и простоя вагонов, повышать размер платы за хранение и простой вагонов,- в том и в другом случае для всех или для некоторых грузов, а равно и разрешать передавать прибывшие грузы в частные склады, для хранения за счет и риск грузохозяев, или закрывать временно станцию для приема прибывающих по железной дороге всех или некоторых грузов. Постановления Комиссара Путей Сообщения, основанные на этой статье, приводятся в действие не ранее как через 48 часов после вывески о сем объявления на подлежащей станции. Ст. 66. Течение сроков хранения приостанавливается в те дни, когда выдача грузов не производится, причем, однако, от уплаты сбора за хранение грузополучатель не освобождается за такие праздничные дни, которые следовали уже после начавшегося платного хранения железною дорогою груза. Ст. 67. Грузы: 1) подверженные скорой порче, 2) хранение коих требует устройства специальных помещений или отвод значительных площадей земли, или продолжительное хранение коих в отношениях пожарном и санитарном, либо по громоздкости или малоценности их будет признано неудобным, 3) ввезенные на станцию, но не сданные к перевозке или на хранение и 4) по коим выдана получателем расписка в получении, должны быть грузохозяином вывезены со станции в сроки, устанавливаемые Народным Комиссаром Путей Сообщения. Если по истечении сих сроков, грузохозяин не подаст железной дороге письменного заявления о том, как поступить с грузом, то железная дорога имеет право продать груз с публичного торга по правилам, устанавливаемым Высшим Советом по Перевозкам. С вырученными от такой продажи деньгами поступается согласно ст. 74 сего Устава. Ст. 68. Перевозимый груз служит для железных дорог обеспечением всех причитающихся им по перевозке платежей, а также на возмещение убытков, подлежащих взысканию по ст. 55, которые подлежат удовлетворению из сего обеспечения, преимущественно пред всеми другими долгами грузохозяина и взысканиями с него. Обеспечение это имеет силу до тех пор, пока груз находится в ведении железной дороги или третьего лица, хранящего оный за счет дороги или риск грузохозяина (ст. 65). В случае, если вырученная при продаже невостребованного груза сумма не покроет платежей, причитающихся железным дорогам, последние имеют право взыскать недостающую сумму с грузоотправителя. В случае реквизиции груза распоряжением правительственного ведомства, причитающиеся железной дороге платежи уплачиваются ей ведомством, произведшим реквизицию, в случае же конфискации груза, указанные платежи железная дорога взыскивает с грузоотправителя. Ст. 69. Железная дорога обязана выдавать грузы на станции назначения, в определенное для действий станций время, немедленно после уплаты всех платежей и сборов причитающихся по данной перевозке как железным дорогам, так и другим предприятиям и учреждениям. Груз выдается: 1) перевозимый по именной накладной тому лицу, на имя которого груз адресован, по удостоверении личности получателя, 2) перевозимый по накладной на предъявителя - предъявителю дубликата накладной. Вместе с грузом получателю выдается в обоих случаях подлинная накладная, с указанием в ней взысканных с него платежей, причем дубликат накладной на предъявителя от получателя отбирается. В принятии груза по именной накладной и в уплате взысканной с него же железной дорогой суммы денег получатель расписывается на документе, форма которого устанавливается Народным Комиссаром Путей Сообщения. В принятии же груза и в уплате денег по накладной на предъявителя, получатель расписывается на дубликате накладной, с указанием уплаченной суммы, а равно получает ли груз и уплачивает ли деньги за себя лично или по поручению грузохозяина, и, в последнем случае, кого именно. Все эти сведения вносятся станциею в передаваемую грузополучателем накладную. Принятие груза и накладной обязывает получателя к уплате железной дороге всех платежей, причитающихся с данного груза. Правила в развитие настоящей статьи, а также порядок выдачи груза в случае: а) утраты дубликата накладной по отправкам на предъявителя и б) выдачи груза, с последующею уплатою железной дороге платежей по текущему счету, издаются Высшим Советом по Перевозкам. Ст. 70. Получатель имеет право требовать, чтобы выдаваемый ему груз был взвешен при самой выдаче. Если против веса, показанного в накладной, окажется недостача, превышающая установленные нормальные размеры допускаемой недостачи (ст. 88), то издержки взвешивания обращаются на железную дорогу; если же по взвешиванию недостачи не окажется, или она не превышает упомянутых выше нормальных размеров, или же окажется излишек веса, то сбор за это взвешивание взыскивается с получателя. Издание правил, в развитие постановления настоящей статьи, принадлежит Высшему Совету по Перевозкам. Ст. 71. Если получатель до 12 часов дня потребует выдачи прибывшего груза и железная дорога не исполнит его требования в тот же день за четыре часа до закрытия станции, или если требование о выдаче груза поступит после полудня, и железная дорога не исполнит его до девяти часов утра следующего дня, то получатель имеет право требовать от начальника станции составления о сем акта. При наличии вышеупомянутого акта железная дорога несет ответственность как за несоблюдение срока доставки, а равно лишается права на получение платы за хранение и простой вагона за время до ближайшей полуночи, следующей за днем составления акта. Копия акта немедленно выдается получателю бесплатно. Ст. 72. Если железная дорога обнаружила или предполагает частичную утрату или повреждение груза, или если подобная утрата и повреждения указаны лицом, имеющим право распоряжаться грузом, то немедленно составляется акт (ст. 15) с целью выяснить состояние груза, сумму убытка и, насколько возможно, причину частичной утраты или повреждения груза и время, когда такая утрата или повреждение грузов произошли. В случае полной утраты груза равным образом составляется акт. Порядок проверки состояния грузов устанавливается Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 73. Грузы, не принятые в течение тридцати дней со дня прибытия, считаются невостребованными. По истечении означенного срока о невостребованных грузах высылается немедленно уведомление отправителю. Отправитель невостребованного груза вправе распорядиться этим грузом согласно ст. 61 сего Устава и без представления дубликата, причем железная дорога, исполнившая распоряжение его, не несет перед тем лицом, у которого оказался бы дубликат накладной, никакой ответственности. По именным накладным невостребованный груз выдается указанному в накладной получателю, если последний явится за его получением до приведения станциею в исполнение требования отправителя, уведомленного, что его груз не был своевременно принят. По накладным на предъявителя, если дубликат накладной и будет предъявлен до приведения станциею назначения в исполнение требования отправителя, груз выдается станциею предъявителю дубликата, с уведомлением лишь о сем отправителя. Определенные в настоящей статье сроки не относятся до грузов указанных в ст. 67 сего Устава. Ст. 74. Если относительно невостребованного груза (ст. 73) в течение двух месяцев, со дня его прибытия, не последует со стороны отправителя никакого распоряжения, а получатель не явится за грузом, то невостребованный груз назначается в продажу с публичного торга, производимого по правилам, издаваемым Высшим Советом по Перевозкам. Вырученные от продажи деньги, за удержанием всех причитающихся дороге платежей и наложенного платежа, выдаются: по именной отправке отправителю, а по отправке на предъявителя - держателю дубликата накладной. Если в течение года со дня продажи никто не предъявит своих прав на эти деньги, то таковые передаются в Народный Комиссариат Социального Обеспечения на общем основании. Ст. 75. Определение предметов, которые по причине их высокой ценности и их свойств или опасности, представляемой ими для правильной или безопасной эксплоатации, а также для сохранности других грузов, допускаются к перевозке при соблюдении особых условий, принадлежит Высшему Совету по Перевозкам. Таковые предметы перевозятся по особым правилам, издаваемым сим же Советом. Ст. 76. Перечень предметов, перевозка коих запрещена, в интересах общественного порядка или народного здравия, а также тех предметов, которые по объему, весу или свойствам не допускаются к перевозке, по условиям подвижного состава или иным устройствам, устанавливаются постановлениями Народного Комиссара Путей Сообщения. Глава 4-я Ответственность железных дорог за перевозки. Претензии, иски, давность, подсудность. Ст. 77. Железная дорога ответствует за вред и убытки причиненные служебными действиями служащих на ней, а равно других лиц, назначенных ею для выполнения перевозки и соединенных с нею действий. Ст. 78. Всякие предварительные, на случай могущего последовать вреда или убытка, соглашения железных дорог с пассажирами и отправителями или получателями грузов, клонящиеся к изменению ответственности, возлагаемой на железные дороги постановлениями сего Устава или к совершенному освобождению дорог от сей ответственности, признаются недействительными. Железным дорогам, однако, предоставляется применять утвержденные в установленном порядке условные тарифы (ст. 7), в которых будет определен высший размер вознаграждения за утрату или повреждение багажа или груза, или предусмотрен удлиненный срок доставки. Ст. 79. Пассажир неправильно удаленный (ст. 22) из поезда, может получить с железной дороги возврат стоимости билета за непроследованное им расстояние по действующему тарифу за это расстояние. Независимо от сего, пассажир может искать в общем порядке все происшедшие от неправильного его удаления убытки. Ст. 80. Железная дорога не ответствует перед пассажирами за просрочку времени отхода или прихода поездов. Когда же означенная просрочка повлечет за собою перерыв путешествия, вследствие отхода согласованного поезда, пассажир, если срок его билета истекает в день опоздания поезда, может требовать продления годности его билета на соответственный срок. Ст. 81. Железная дорога ответствует за утрату или порчу принятого к перевозке багажа, если не докажет, что они произошли от непреодолимой силы, от свойств самого багажа, или по вине самих пассажиров и обязана заплатить: 1) за утрату багажа с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности, а за утрату багажа, перевозимого по условным и пассажирским тарифам (ст. 78) - в размере, указанном в самом тарифе, 2) за порчу - в размере действительно понесенного убытка, но не свыше чем за утрату. Ст. 82. При неправильном применении тарифа или ошибках в расчетах при определении провозной платы и добавочных платежей, недобор подлежит оплате, а перебор возврату. На пополнение недобора могут быть обращены дорогой причитающиеся с нее грузохозяину перебор и другие платежи. Порядок возврата переборов устанавливается Народным Комиссаром Путей Сообщения по соглашению с Рабоче-Крестьянской Инспекцией. Ст. 83. В случае неправильного отказа в принятии товара к перевозке (ст. 4) или на хранение (ст. 37), отказавшаяся в приеме груза железная дорога обязана заплатить владельцу его, за каждые двадцать пять пудов брутто (вес груза с упаковкой), а равно за груз меньшего веса, наемную плату ломового извозчика, считая от места доставки груза и обратно, но входя в рассмотрение того, был ли товар доставлен на станцию на лошадях, или другим способом. Размер наемной платы извозчика определяется по местным справочным ценам того дня, когда имел место отказ приема груза. Ст. 84. В случае нарушения очереди приема к отправлению заявленного к перевозке груза (ст. 37), срок доставки такового исчисляется (ст. 43) с того дня, в который по последовательному порядку фактического приема, вместо обойденного, оказался принятым к отправлению другой очередной груз той же категории. Кроме того, дорога отправления лишается платы за хранение груза в складе (ст. 37), со дня наступления очереди приема заявленного к перевозке груза, до дня наложения штемпеля, удостоверяющего прием груза к отправлению. Ст. 85. Железная дорога, принявшая груз к перевозке, вместе с накладной, ответственна за выполнение перевозки на всем пути следования груза по железным дорогам и до выдачи груза. Каждая последующая дорога, принимая груз вместе с первоначальною накладною, вступает тем самым в соответствующий условиям накладной договор перевозки и принимает на себя обязанность выполнить перевозку, согласно с сей накладной. Ст. 86. Железная дорога, за исключением указанных в нижеследующих статьях случаев, ответственна за ущерб, причиненный полной или частичной утратой груза или повреждения груза, с момента принятия его к перевозке, до выдачи. С нее слагается эта ответственность, если она докажет, что убыток произошел по вине лица, имеющего право распоряжения грузом, или вследствие его требования, или вследствие недостатков, свойственных самому грузу (внутренней порчи, усушки, обыкновенной утечки и проч.), или вследствие непреодолимой силы. Если обозначенное в накладной место назначения груза лежит не на железнодорожной станции, то ответственность железной дороги, основанная на настоящем Уставе, прекращается на последней железнодорожной станции. Порядок дальнейшей перевозки и ответственность определяется положениями, устанавливаемым на основании ст. 12 сего Устава. Ст. 87. Железная дорога не отвечает: 1) за ущерб в грузе, который, согласно тарифным правилам или условиям, заключенным с отправителем и указанным в накладной, перевозился в открытых вагонах - поскольку таковой ущерб произошел от риска подобного способа перевозки; 2) за ущерб в грузе, который, согласно сделанному в накладной заявлению отправителя или акту станции отправления (ст. 54), сдан был к перевозке без всякой упаковки или же в упаковке неудовлетворительной, тогда как по свойству груза и в предупреждение утраты его и повреждения надлежащая упаковка была необходима, поскольку ущерб действительно произошел вследствие отсутствия или недоброкачественности упаковки; 3) за ущерб в грузе, который был нагружен отправителем или выгружен получателем - по правилам или по соглашению, заключенному с отправителем и указанному в накладной, поскольку ущерб произошел вследствие опасности, сопряженной с нагрузкой и выгрузкой или же вследствие неисправности нагрузки; 4) за ущерб в грузе, который по самому свойству своему подвержен особой опасности потерпеть полную или частичную утрату или повреждение вследствие поломки, ржавчины, внутренней порчи, утечки свыше нормы обыкновенной раструски и усушки, если ущерб произошел от указанной опасности; 5) за вред, причиненный живым животным, если этот вред был следствием особой опасности, которую влечет за собою железнодорожная перевозка таких животных; 6) за ущерб в грузе и животных, перевозка которых, согласно правилам или соглашению, заключенному с отправителем и указанному в накладной, допускается только при провожатых, поскольку ущерб произошел от такой опасности, устранение которой составляет цель сопровождения груза. Если по обстоятельствам дела окажется, что ущерб груза мог произойти вследствие одной из вышеозначенных причин, то так и предполагается, что ущерб произошел от одной из этих причин, пока лицо, которому принадлежит право иска, не докажет противного. Ст. 88. За грузы, которые по особым природным свойствам своим, подвержены обыкновенной убыли в весе, вследствие перевозки, железная дорога ответственна за такую убыль в весе лишь постольку, поскольку убыль превышает норму, предусмотренную в постановлении, издаваемом в развитие настоящей статьи Высшим Советом по Перевозкам. В тех случаях, когда несколько грузовых мест перевозятся по одной накладной, норма убыли исчисляется отдельно для каждого места, если вес отдельных мест указан в накладной, или может быть удостоверен каким-либо иным способом. Таким ограничением ответственности, однако, нельзя воспользоваться, если будет доказано, что убыль веса, по выяснившимся обстоятельствам, произошла не вследствие свойства груза, или что определенная норма убыли в весе не соответствует свойству груза или обстоятельствам, при которых произошла убыль. В случае полной утраты груза, никакого вычета за убыль в весе при вознаграждении не производится. Ст. 89. Если груз не был выдан в продолжение 30 дней, следующих по истечении определенного срока доставки (ст. 43), то лицо, имеющее право распоряжения грузом, может считать груз утраченным без предъявления другого доказательства. Ст. 90. Вознаграждение за полную или частичную утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, определяется в размере объявленной ценности, но не свыше действительной его стоимости; вознаграждение же за груз, сданный без объявления ценности, определяется по действительной стоимости груза, но не свыше предельных норм, устанавливаемых Высшим Советом по Перевозкам. Действительная стоимость груза исчисляется по торговой (рыночной) цене, а за неимением ее по обыкновенной стоимости, которую однородные грузы того же качества имели в то время и в том месте, когда и где должна была произойти выдача груза; таможенные расходы, провозная плата и вообще все издержки по перевозке, которые должен был уплатить получатель, если бы груз прибыл по назначению в целости, исключаются из суммы вознаграждения. Ст. 91. Лицо, имеющее право на вознаграждение, может при получении такового оговорить в расписке, чтобы в случае розыскания этого груза в течение 6 месяцев от срока доставки, железная дорога немедленно известила его о том. Об этой оговорке должно быть выдаваемо письменное удостоверение. В этом случае лицо, имеющее право на вознаграждение, может в течение 30 дней, со времени извещения его железною дорогою, требовать, чтобы этот груз был выдан ему безвозмездно, по его выбору или на станции отправления, или на станции назначения, указанной в накладной, взамен возвращения дороге полученного им вознаграждения. Если не было сделано оговорки, о которой выше упомянуто, или если лицо, имеющее право на вознаграждение, не дало никаких указаний в течение 30-ти дневного срока, или же, если утраченный груз был розыскан по истечении 6 месяцев, то железная дорога вправе распорядиться им в порядке, установленном для невостребованных грузов (ст. 74). Ст. 92. В случае повреждения груза железная дорога уплачивает такую сумму, на которую понизилась стоимость груза. Если перевозка производилась по условному тарифу, согласно статье 78, то пропорционально уменьшается вознаграждение. Грузохозяин имеет право отказаться от принятия поврежденного груза в том только случае, если груз, вследствие повреждения изменил свои качества, утратил свою ценность. Ст. 93. Железная дорога ответственна за несоблюдение срока доставки груза (ст. 43), если только она не докажет, что замедление произошло вследствие события, которое не было вызвано железною дорогою и не могло быть ею предотвращено. Ст. 94. Если груз не доставлен в срок, то потерпевший может, не доказывая понесенных им от просрочки убытков, взыскать вознаграждение в нижеследующем размере: 1/10 провозной платы (без дополнительных сборов) за просрочку, равную или меньшую 1/10 срока доставки. 2/10 за просрочку равную или меньшую 2/10 срока доставки. 3/10 " " " или меньшую 3/10 срока доставки. 4/10 " " " или меньшую 4/10 срока доставки. 5/10 " " " или меньшую, или превышающую 5/10 срока. Если же убытки от просрочки подтверждены доказательствами, то в вознаграждение может быть назначена сумма не свыше однако полной провозной платы. Право на вознаграждение за просрочку в доставке погашается, если требование (ст. 97) о таком вознаграждении заявлено по истечении 30-ти дней со дня выдачи груза. Ст. 95. Если вознаграждение или перебор, причитающиеся лицу, имеющему право предъявления о том требования, не будет добровольно уплачено железною дорогою по перевозке местного сообщения в течение двух месяцев, а по перевозке прямого сообщения, в течение трех месяцев со дня заявления требования, то железная дорога обязана заплатить проценты на признанную сумму в размере двенадцати годовых на сто, за все время от истечения указанных сроков до дня посылки уведомления о назначении к выплате причитающегося вознаграждения или до дня отсылки денег. Ст. 96. Ответственность железной дороги, вытекающая из договора перевозки, не распространяется на предметы, которые, будучи исключены из перевозки (ст. 76) или допущены к перевозке лишь под известными условиями (ст. 75), тем не менее были сданы к отправке под неправильным или неточным наименованием или относительно которых отправителем не были выполнены предписанные меры безопасности. Ст. 97. Право предъявить к железной дороге требование (претензию или иск) по договору перевозки груза принадлежит лишь тому, кто имеет право распоряжения грузом. По перевозке багажа указанные требования также может предъявить держатель багажной квитанции. Такое требование должно быть предъявлено: а) при перевозке в местном сообщении - управлению подлежащей дороги и б) при перевозке прямого сообщения (ст. 8) - управлению дороги отправления или дороги назначения. Претендатель имеет право выбора между управлениями указанных железных дорог. Иск в суде может быть начат потерпевшим по тому же предмету и к той же дороге им избранной не прежде отклонения железною дорогою заявленного им требования, вполне или в известной части, или же по истечении со времени подачи заявления или сдачи его под расписку на почте - трех месяцев, если претензия его возникла из перевозки местного сообщения, и четырех месяцев, если возникла из перевозки прямого сообщения. Иск может быть предъявлен только тому суду, где управление дороги-ответчицы имеет свое пребывание и которому иск подсуден. После заявления требования в управление одной из указанных дорог, избрание другой дороги для предъявления к ней иска не допускается. Ст. 98. Упомянутое в статье 97 требование излагается письменно и должно заключать предмет требования (перебор, недостача, просрочка и т. п.), сумму каждой статьи требования по каждому представляемому документу, перечень документов, приложенных при заявлении, почтовый адрес заявителя, по которому он желает получить ответ, и испрашиваемое вознаграждение, или указание той кассы дороги, которой предъявлено требование, из каковой кассы он желает получить вознаграждение. Требование сие может быть подано в Управление дороги, к которому оно обращено, или одному из начальников станции железной дороги, подведомственных означенному Управлению. При заявлении должны быть представлены подтверждающие претензию документы в подлинниках. В принятии заявления, подаваемого непосредственно в Управление дороги или начальнику станции, выдается удостоверение, в котором указывается год, месяц, число подачи заявления, а также количество предъявленых при оном документов. Форма расписки устанавливается Народным Комиссаром Путей Сообщения. Ст. 99. Управление дороги обязано послать ответ заявившему требование о вознаграждении, по указанному последним почтовому адресу, о своем согласии или несогласии удовлетворить заявленную претензию и сверх того, в первом случае, распорядиться об уплате признанной суммы, а во втором возвратить представленные при подаче требования документы, с точным обозначением на них в случае частичного удовлетворения претензии уплаченной суммы. Ст. 100. Претензии, вытекающие из договора перевозки, прекращаются с приемом груза или багажа за исключением следующих случаев: 1) претензии за просрочку, когда таковые претензии предъявлены к одной из указанных в ст. 97 железных дорог, в течение срока, не превышающего шести-десяти дней; исключая из срока день получения груза; 2) за недостатки в багаже или грузе, которые были удостоверены, согласно ст. 72, до принятия багажа или груза получателем, причем получатель вправе отказаться от принятия груза даже после принятия им накладной и уплаты провозных денег до тех пор, пока, согласно его требованию не будет удостоверен, в порядке предусмотренном в ст. 73 Устава, указываемый им ущерб. Если при выдаче груза не окажется того или другого предмета из указанных в накладной, то получатель может исключить в расписке или дубликате накладной (ст. 69) недостающие места, обозначив их особо; 3) по претензиям за переборы или недоборы (ст. 82). Ст. 101. Требования и иски к железным дорогам, вытекающие из постановления настоящего Устава и непогашенные в силу статей 94 и 100, погашаются годовою давностью, если вознаграждение не было уже прежде определено признанием его железною дорогою, полюбовною сделкой или судебным решением. Такою давностью погашаются требования железных дорог о вознаграждении за понесенные ими от действий пассажиров или грузохозяев убытки, а равно об уплате недоборов. Ст. 102. Определенный в ст. 101 годовой срок исчисляется: 1) для исков о вознаграждении за повреждение или частичную утрату багажа или грузов, со дня выдачи багажа или груза, 2) для исков о вознаграждении за полную утрату багажа или груза, со дня истечения сроков, установленных ст.ст. 30, 89, 97, 99 сего Устава, 3) для исков о вознаграждении за просрочку в доставке со дня выдачи груза, если при этом требование о таковом вознаграждении было заявлено в срок указанный в ст. 94, 4) для исков о возврате переборов и об уплате недоборов со дня окончательной уплаты провозных денег и дополнительных сборов, 5) для исков об уплате наложенных платежей со дня наступления срока таковой уплаты (ст. 58), 6) для исков о выдаче наложенных платежей по заявленным утраченным свидетельствам со дня наступления для железной дороги обязанности выдачи наложенного платежа заявителю об утрате свидетельства (ст. 58), 7) для всех прочих исков, в том числе и исков, вытекающих из складочных комиссионных операций, а также транспортных операций городских станций (ст. 12, 41) - со дня воспоследования события, служащего поводом к иску. Ст. 103. Течение годового срока, определенного в ст. 101 на предъявление исков к железным дорогам, не приостанавливается для малолетних и вообще лиц недееспособных. Ст. 104. Течение определенного 101 статьею срока приостанавливается подачею заявления и в порядке ст. 97 сего Устава на все время, пока претензия не разрешена. Если претензия отклонена, то течение указанного срока продолжается со дня сообщения заявителю письменного ответа железной дороги. Ст. 105. Иски к железным дорогам о вознаграждении за вред и убытки, причиненные их служащими, не могут быть предъявляемы в уголовном суде при рассмотрении дел о лицах, привлекаемых к ответственности за неправильные при эксплоатации действия, или неисполнение возложенных на них обязанностей. Такие иски подлежат ведению гражданского суда и разрешаются по правилам гражданского судопроизводства. Ст. 106. Народный Комиссар Путей Сообщения и Народный Комиссариат Юстиции, по взаимному между собой соглашению, устанавливают суды в местах, где находятся Управления дорог, которые имеют рассматривать иски к железным дорогам. Указание этих судов публикуется во всеобщее сведение. Ст. 107. По искам к железным дорогам все судебные повестки, копии заочных решений и все прочие бумаги, подлежащие вручению ответчику, посылаются в Управление дороги-ответчицы. Примечание. На явку в суд дороге-ответчице назначается месячный срок. Подписали: за Председателя Совета Народных Комиссаров А. Цюрупа. За управляющего Делами Совета Народных Комиссаров Смольянинов. Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева. 12 июня 1922 года. *) Согласно постановления Совета Народных Комиссаров от 28 июня 1922 г. Устав железных дорог РСФСР вводится в действие с 1-го августа 1922 г. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|