Расширенный поиск

Постановление Народного Комиссариата Просвещения от 19.09.1918 № 740

 



         ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ


      О Центральном Театральном Отделе Народного Комиссариата
                      Просвещения (Положение)

                                I.

     Центральный Театральный    Отдел    Народного     Комиссариата
Просвещения имеет своею целью:
     а) общее руководительство театральным делом в стране в широком
государственном масштабе;
     б) создание   нового   театра   в   связи    с    перестройкою
государственности и общественности на началах социализма;
     в) упорядочение художественно-профессиональной жизни  в  сфере
театра.

                                II.

     Для осуществления  этих  целей  Центральный  Театральный Отдел
ставит себе следующие ближайшие задачи:
     1) Теоретическая    разработка   обще-эстетических   вопросов,
связанных с наукой о театре,  а также разработка всех теоретических
вопросов  в  области театрального мастерства,  для чего Центральный
Театральный отдел:
     а) содействует  объединению  всех  творческих  и научных сил в
области театральной идеологии;
     б) рассматривает  обще-педагогические учения в применении их к
педагогике театральной;
     в) организует   конференции,  съезды,  конкурсы  и  анкеты  по
вопросам о театре;
     г) организует специальные библиотеки по всем соприкасающимся с
театром вопросам;
     д) подготовляет  в  пределах своей специальности материалы для
организации Академии Искусств;
     е) издает книги,  сборники,  журналы и проч., посвященные всем
теоретическим и практическим вопросам, связанным с профессиональной
жизнью театральных деятелей;
     ж) составляет и издает энциклопедию театра;
     з) переводит и издает произведения иностранных авторов по всем
вопросам театра;
     и) содействует  частным  начинаниям  по  изданию  сочинений  в
вышеуказанной области;
     к) делегирует   своих   представителей   во   всероссийские  и
иностранные учреждения и организации, рассматривающие и разрешающие
вопросы театра;
     л) устанавливает    связь    с    родственными    иностранными
учреждениями;
     м) организует публичные  лекции,  курсы,  диспуты,  митинги  и
проч.;
     н) содействует  подготовке  театральных  педагогов,  лекторов,
инструкторов,  а  также  и  инструкторов  театрального дела в среде
педагогов;
     о) рассматривает   существующие   учебники  по  всем  видам  и
отраслям театрального искусства  и  создает  соответствующие  новые
учебники нормального типа;
     п) способствует  введению  в  программы  учебных  заведений  и
внешкольных общеобразовательных учреждений курсов по науке о театре
и практике театрального мастерства.
     2) Всестороннее  исследование и разработка связанных с театром
вопросов в плане историческом,  для  чего  Центральный  Театральный
Отдел:
     а) содействует объединению историков театра;
     б) изыскивает,    собирает,   систематизирует   и   подвергает
подлежащей разработке исторические материалы;
     в) составляет библиографию и архиографию по театру России;
     г) устанавливает    постоянное    сношение    с    однородными
учреждениями других стран;
     д) содействует широкому  распространению  историко-театральных
знаний;
     е) устанавливает учет и охрану частновладельческих  библиотек,
музеев, коллекций и проч. материалов по истории театра в России;
     ж) ведает   всем    обособленным    театральным    имуществом,
принадлежащим различным государственным учреждениям;
     з) устанавливает  наблюдение  за  прочим  историко-театральным
имуществом,  принадлежащим  государственным  библиотекам,  архивам,
музеям, школам, театрам и т. д.
     и) издает книги,  сборники и проч.,  посвященные всем вопросам
по истории театра.
     3) Выработка  нормальных репертуаров для разного типа театров:
государственных,  народных (городских  и  деревенских)  и  школьных
путем   просмотра   старого   репертуара  и  создания  нового,  как
оригинального, так и переводного.
     4) Подготовка  мастеров  театрального  дела,  как-то:  актера,
мастеров      сценических      постановок:       режиссеров       и
художников-декораторов,  техников  и  проч.,  а  также  и педагогов
соответствующих видов мастерства,  для чего Центральный Театральный
Отдел:
     а) разрабатывает план и программы преподавания  в  театральных
школах;
     б) основывает общегосударственные школы всех видов и  отраслей
театрального искусства;
     в) руководит преподаванием в  общегосударственных  театральных
школах.

     Примечание. Самостоятельно   возникающие   школы  при  театрах
(студии и проч.) свободны в методах преподавания.

     г) осуществляет   в   интересах   искусства   наблюдение    за
преподаванием в частных театральных школах;
     д) организует конференции и  съезды  театральных  педагогов  и
учащихся в театральных школах;
     е) устанавливает связь с театральными школами других стран;
     ж) рассматривает    существующие   учебники   по   сценическим
искусствам и создает  соответствующие  новые  учебники  нормального
типа;
     з) переводит  и  издает  иностранные  сочинения   по   технике
сценического искусства;
     и) подготовляет преподавателей техники сценических искусств;
     к) содействует  частным  начинаниям по организации театральных
школ.
     5) Укрепление  в широких народных массах правильного понимания
театрального  искусства  и  здорового  его  восприятия,   а   также
содействие расширению при посредстве театрального искусства методов
общей педагогики, для чего Центральный Театральный отдел:
     а) способствует     объединению     педагогических    сил    с
представителями театральных искусств;
     б) разрабатывает   план  и  программы  преподавания  отдельных
отраслей и видов театрального искусства в учебных заведениях;
     в) способствует введению преподавания театрального искусства в
учебных заведениях;
     г) создает кадры преподавателей театральных искусств в учебных
заведениях, а также инструкторов школьного театра;
     д) содействует  введению  театральных  искусств в жизнь школы,
способствует организации и организует детские  и  школьные  театры,
спектакли,  празднества,  процессии и проч., а также организует для
учащихся циклы спектаклей на публичных театрах;
     е) участвует   в   лице  своих  представителей  в  школьных  и
внешкольных  педагогических  коллективах  (Педагогических  Советах,
Родительских Комитетах и проч.);
     ж) устанавливает  связь   с   разного   рода   педагогическими
коллективами, учреждениями, обществами, съездами и проч.;
     з) устанавливает связь  с  аналогичными  организациями  других
стран;
     и) разрабатывает  вопросы,  связанные  с  расширением  методов
общей   педагогики,  при  посредстве  различных  видов  и  отраслей
театрального искусства;
     к) рассматривает    существующую    литературу   по   вопросам
преподавания театральных искусств в учебных  заведениях  и  создает
новые руководства в этой области;
     л) переводит  и  издает  иностранные  сочинения  по   вопросам
школьного  театра  и  преподавания  театральных  искусств в учебных
заведениях;
     м) содействует частным начинаниям в вышеуказанной области;
     н) организует показательные музеи  и  библиотеки  по  вопросам
театральных искусств в учебных заведениях.

                               III.

     Для проведения  изложенных  выше задач Центральный Театральный
Отдел организуется на следующих основаниях:
     1) Центральный   Театральный   Отдел   Народного  Комиссариата
Просвещения находится под общим руководством Заведывающего Отделом,
назначаемого   Народным   Комиссаром  Просвещения  и  утверждаемого
Государственной Комиссией по Просвещению.
     2) Центральный  Театральный  Отдел  состоит  из  двух  частей:
Московской и  Петербургской,  типы  же  театральных  управлений  на
местах  устанавливаются  сообразно  с местными условиями Коллегиями
Отделов Народного Образования.
     3) Управление  Центральным  Театральным  Отделом переносится в
Москву,  в Петербурге же остается Отделение,  Управляемое в периоды
отсутствия Заведывающего Отделом, Заместителем последнего (Помощник
Заведывающего Центральным Театральным Отделом).
     4) Центральный  Театральный Отдел дает местам директивы общего
характера по управлению театральным делом в  интересах  объединения
последнего  и  в целях планомерного и по возможности единообразного
(в пределах местных условий) проведения в жизнь задач  Центрального
Театрального Отдела.
     5) В области творческих начинаний местные  подотделы  являются
вполне самостоятельными,  причем, однако, в целях объединения работ
по  театральному  делу  в  стороне  они  дают  в   центр   возможно
исчерпывающие сведения о своей деятельности.
     6) Центральный Театральный Отдел снабжает местные учреждения и
организации  соответствующими материалами и всесторонне информирует
их,  как о самостоятельных теоретических  работах,  так  и  о  всех
выводах, опирающихся на полученные информации с мест.
     7) Для  правильного   финансирования   подотделов,   последние
представляют  свои сметные предположения заблаговременно,  детально
обосновывая каждый сметный параграф.
     8) Центральный  Театральный  Отдел  конструируется по принципу
подбора  специалистов  разных  областей   театрального   искусства,
образуя:
     а) ряды  секций  для  теоретической  разработки   вопросов   в
соответствующих  направлениях  и для создания различных театральных
организмов показательного типа, и
     б) ряд     аппаратов     соответствующего    управления,    по
художественно-театральной экспертизе,  по информации с регистрациею
театральных зрелищ, по связи с организациями на местах, по анкетам,
по издательству и проч.
     9) В  состав Центрального Театрального Отдела входят следующие
секции:
     а) Педагогическая,        разделяющаяся       на       группы:
Научно-Теоретическую,   Театральных    Школ,    Школьного    Театра
(театральных искусств в школах) ;
     б) Историко-Театральная,  при  которой  состоят:  Комиссия  по
организации  лекций  по  истории театра и драматической литературы,
Комиссия  по   учету   частновладельческого   историко-театрального
имущества,   Комиссия   издательская   и  редакционная  по  выпуску
сборника,    Комиссия    по     составлению     библиографического,
архивографического и иконографического указания по истории театра в
России;
     в) Репертуарная   Секция,  в  состав  которой  входят  группы:
Архивных разысканий,  Издательская,  Переводческая,  Теоретическая,
Объяснительного чтения особо выдающихся пьес;
     г) Секция Театров и Зрелищ,  в состав которой  входят  группы:
Водевильная, Пантомимная, Феерии, Мелодрамы, Музыкальная, Циркового
искусства,  Балета и балетного дивертисмента.  Разговорного  жанра,
Кукольного театра, Кинематографа, По организации гуляний.
     10) Работы  секций,  как  уже  образованных,  так  и   могущих
возникнуть вновь, регулируются самими секциями, как путем кооптации
новых  членов,  так  и  путем  выделения  из  своей  среды   особых
подсекций, групп и проч.
     11) По  мере   расширения   своей   деятельности   Центральный
Театральный Отдел образует новые секции.
     12) Секции  организуются  на  основании   особо   утверждаемых
положений.
     13) Представители секционных и групповых Бюро  образуют  собою
Коллегию  при  Заведывающем  Центральным  Театральным Отделом и его
Заместителе.
     14) Для  разрешения  вопросов  общего  характера  периодически
собираются объединенные заседания членов Московской и Петербургской
Коллегий.


     Подписал Народный Комиссар Просвещения А.В.Луначарский


Информация по документу
Читайте также