Расширенный поиск

Постановление Народного Комиссариата по Финансовым Делам от 10.12.1918 № 997

 



     ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПО ФИНАНСОВЫМ ДЕЛАМ


       О порядке национализации частных банков (Инструкция)

     1. Настоящая  инструкция  издается  в  развитие декрета Совета
Народных Комиссаров о национализации банков от 14 декабря  1917  г.
(Собр.  Узак.  1917 г.,  N 10,  ст. 150) на основании пункта 4 сего
декрета.
     2. Под указанной в ст.  1 национализацией надлежит разуметь не
только переход кредитных учреждений из рук частных предпринимателей
в  руки  государства  путем слияния их с Государственным (Народным)
банком,  но и реорганизацию деятельности этих учреждений  на  новых
началах,    применительно    к   задачам,   возлагаемым   условиями
современного  социального  строя  на   Народный   банк   Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики.
     3. Национализации подлежат все частные коммерческие банки с их
отделениями, агентствами и комиссионерствами.
     Национализация частных банков  осуществляется  на  местах  под
ближайшим наблюдением особых ликвидационно-технических коллегий.  В
состав этих коллегий,  назначаемых заведывающим финансовым  отделом
местного  совета  по  соглашению  с управляющим местным учреждением
бывш.  государственного банка,  входят по одному  представителю  от
отделений  каждого из бывших частных банков,  комиссары над бывшими
частными банками и  два  представителя  от  бывш.  государственного
банка   (в   состав   представителей   от   государственного  банка
обязательно входит управляющий подлежащего учреждения), причем в те
города,  где  учреждений  бывш.  государственного банка не имеется,
должны быть командированы для участия  в  ликвидационно-технических
коллегиях  представители  из  ближайшего  учреждения  банка  и один
представитель   государственного   контроля.   В   этих   коллегиях
председательствует управляющий учреждениями бывш.  государственного
банка.  В  коллегии   могут   быть   приглашаемы,   по   соглашению
управляющего с заведующим финансовым отделом, и другие компетентные
лица с правом совещательного голоса.  Бумаги и  корреспонденция  от
имени  коллегии подписываются тремя лицами:  одним из состава бывш.
частных  банков,  управляющим  бывш.   государственного   банка   и
комиссаром над бывш. частным банком.
     Ликвидационно-технические коллегии    в    своих     действиях
руководствуются   настоящей   инструкцией,   и  по  всем  вопросам,
относящимся к делу национализации бывш.  частных банков, сносятся с
центральным  управлением народного банка в Москве по отделу местных
учреждений.
     4. Учреждения   бывш.   государственного  банка  впредь  имеют
именоваться основными отделениями народного  банка  (или  конторами
народного  банка),  а отделения,  преобразованные из бывш.  частных
банков,  должны именоваться филиальными отделениями народного банка
(или  просто  отделениями,  если учреждения бывш.  государственного
банка будут именоваться конторами).
     5. В тех городах, где, кроме учреждений бывш. государственного
банка, имеется только одно учреждение частного банка, это последнее
подлежит ликвидации; в городах же с двумя или несколькими филиалами
частных банков все эти  филиалы  сливаются  в  одно  или  несколько
отделений, в зависимости от местных потребностей. Во всяком случае,
если местные экономические условия вызывают необходимость  открытия
более, чем одного филиального отделения народного банка, то об этом
основное  отделение  (контора)  должно   войти   с   мотивированным
представлением в центральное управление народного банка.
     6. 14 декабря 1917 года должно считаться той основной датой, к
которой  должна  быть  приурочена ликвидация бывш.  частных банков.
Поэтому,  независимо  от  дня   фактической   национализации,   все
учреждения народного банка, преобразованные из бывш. частных банков
и ныне действующие,  а равно и те, которые подлежат преобразованию,
должны  считать  свою  работу  с указанной даты протекающей за счет
государства,  т.  е.  за счет народного  банка.  Все  же  операции,
органически   связанные   с   действиями  бывш.  частных  банков до
14 декабря 1917 г. не должны быть включаемы в счета народного банка
до  момента  составления ликвидационного баланса на 14 декабря 1917
года (п. 7); после этого момента и эти операции проходят по балансу
народного банка.
     7. Все учреждения  бывш.  частных  банков,  как  ликвидируемые
совершенно,   так   и   сливаемые  между  собой,  должны  составить
ликвидационный баланс на 14 декабря 1917 года.
     Составление этих  балансов,  если  оно  еще  не  осуществлено,
должно быть закончено не позже месячного  срока  со  дня  получения
настоящего циркуляра.  Образцом для баланса может служить та форма,
по которой  публиковались  балансы  частных  банков  в  официальных
изданиях,  но с приведением всех тех сведений, которые позволяли бы
слить  эти  балансы  с  общим  балансом  народного  банка,  и  всех
заграфных  счетов,  подлежащих  также  слиянию с заграфными счетами
народного банка.
     При составлении  баланса  на  14  декабря  1917 года по счетам
начисляются проценты на 14 декабря 1917 года сроком 31 декабря того
же года.  Этот срок устанавливается для того,  чтобы при начислении
процентов на 1-е января не было начета сложных процентов.
     8. Ликвидационный  отчет составляется с 1 января по 13 декабря
1917 года включительно, без вывода прибылей и убытков, и снабжается
балансами  вступительным  и  заключительным,  соответствующими всем
счетам главной книги, и детальными выписками, которые могли бы дать
полную   картину   каждой   операции   и   при  посредстве  которых
представлялась бы техническая возможность слить эти балансы с общим
балансом народного банка.

     Примечание. Что  касается  общей  оценки  балансов  учреждений
бывш.  частных банков на 14 декабря 1917  года,  то  таковая  будет
произведена  впоследствии  на  основании  указаний,  которые в свое
время будут даны.

     9. По изготовлении балансов на 14 декабря 1917 года  со  всеми
приложениями,   ликвидационно-технические  коллегии  рассылают  эти
балансы техническим коллегиям,  учрежденным  при  правлениях  бывш.
частных банков, по принадлежности (например, ликвидационные балансы
отделений бывш.  волжско-камского коммерческого банка  направляются
технической коллегии этого банка в Петрограде,  а отделений банков,
правления  коих  находились  в  Москве,-  в  ликвидационный   отдел
московской  конторы  народного банка).  Кроме того,  ликвидационные
балансы представляются отделу местных  учреждений  при  центральном
управлении  народного  банка  и,  наконец,  эти  балансы передаются
учреждениям   бывш.   государственного   банка   на    местах    по
принадлежности.  Во  всех случаях при балансах высылаются подробные
приложения, согласно предыдущим указаниям.
     10. Если учреждения бывш. частных банков ликвидируются (п. 7),
то  ликвидированные  балансы  автоматически  вливаются  в   балансы
соответствующих  учреждений народного банка.  Если бывш.  отделения
частных  банков  сливаются  с   одним   или   нескольким   местными
отделениями частных банков,  то ликвидационные балансы, суммируясь,
представляют  собой   начинательный   баланс   вновь   действующего
учреждения  народного  банка.  Затем  в  этот  начинательный баланс
вводятся все обороты, произведенные после 14-го декабря уже за счет
народного  банка,  и,  таким  образом,  получается баланс отделения
народного банка на каждый данный момент.
     Эти последние  балансы  в  общем порядке сообщаются центру для
составления общего сводного баланса по всему народному банку.
     Начиная с  1919  года,  все  учреждения народного банка должны
представлять свои балансы по форме баланса  бывш.  государственного
банка  с  изменениями,  которые своевременно будут установлены.  И,
вообще, все операции вновь организованных отделений народного банка
из бывш.  частных банков,  как активные, так и пассивные, ведутся в
будущем на точном основании устава,  наказов,  правил и циркулярных
распоряжений  народного (бывш.  государственного) банка,  поскольку
эти последние не расходятся с основными началами нового строя.
     11. Счет  филиалов  бывш.  частных  банков  с  их  правлениями
остается на балансе и фигурирует  на  нем  до  момента  фактической
ликвидации старых операций.
     12. Для  оборотов   по   операционным   сношениям   учреждений
народного  банка  с  отделениями,  образованными  из бывш.  частных
банков,  и для сношения последних между  собой  открывается  особый
временный  счет под наименованием:  "Ликвидационно-расчетный счет с
банком".  На этот счет относятся также все долговые претензии бывш.
государственного  банка к бывш.  частным банкам (циркуляр от 5 июня
1918 года n 861),  свободные суммы последних на их текущих счетах в
бывш.  государственном  банке  и прочие суммы,  числящиеся за бывш.
частными банками или причитающиеся им по другим каким-либо  счетам.
Обеспечения  по  указанным долговым претензиям подлежат возвращению
филиалам бывш.  частных банков в том  случае,  когда  они  образуют
самостоятельные отделения народного банка.
     13. В тех отделениях народного банка, которые образуются путем
слияния  филиалов  частных  банков,  сохраняются до конца 1918 года
старые операционные книги.  Снабжение  преобразованных  из  частных
банков  отделений  книгами  оборотной  кассы  и разменного капитала
(форма N 2 и 6 наказа по счетоводству и отчетности) возлагается  на
основные отделения (конторы).
     14. Преобразуемые в отделения народного банка филиалы  частных
банков  пользуются  до конца 1918 года старыми ордерами и бланками.
На   бланках   должны   быть   проставляемы   вновь   изготовленные
соответственные штемпеля и печати.
     15. Дневная   оборотная   ведомость   с    балансом    ведется
применительно к форме народного (государственного) банка.
     16. Согласно  изложенного,  фактическая  ликвидация   операций
бывш.  частных  банков  будет  производиться учреждениями народного
банка, причем ликвидация эта в строгом смысле слова должна касаться
лишь  счетов,  потерявших  право  на существование при новом строе.
Операции  же  бывш.  частных  банков,  сохранившие  свои  жизненные
основания,    могут    быть    продолжаемы   народным   банком,   и
соответствующие счета бывш.  частных  банков  могут  получить  свое
развитие также и в книгах народного банка.
     17. Для выкупа товаров и товарных  документов,  обеспечивающих
ссуды до востребования,  клиентам предоставляется определенный срок
со дня слияния банков.  Об этом должна быть  сделана  публикация  в
местных газетах.
     18. При  невыкупе  ссуды  до   востребования   по   прошествии
двухнедельного срока со дня требования погашения долга,  заложенный
товар подлежит продаже,  причем,  в случае  недостачи  залогов  для
покрытия   долга,   о   сем   составляется   протокол  при  участии
ответственных служащих бывших  частных  банков.  Такой  же  порядок
составления протоколов применяется и по ссудам срочным под товары и
товарные документы.
     19. Что   касается   ссуд   и   специальных   текущих  счетов,
обеспеченных процентными  бумагами,  то  1)  погашение  долгов  под
аннулированные  процентные  бумаги  в  отношении  правительственных
учреждений,  в том  числе  Советов  Депутатов  бывших  городских  и
земских    самоуправлений    и   национализированных   предприятий,
производится посредством отчисления соответствующих сумм из сметных
ассигнований;   2)   погашение   долгов  в  отношении  общеполезных
учреждений,  признанных таковыми в установленном законном  порядке,
производится   или  тоже  путем  сметных  ассигнований,  или  путем
покрытия  таковых  из  сумм,  причитающихся  этим  учреждениям   за
приобретаемые  от них бумаги,  если удовлетворение за аннулирование
бумаг назначается в таком виде с отнесением остающейся от  покрытия
долга по ссуде суммы на их текущие счета в народном банке; 3) долги
малоимущих заемщиков,  обеспеченные  бумагами  на  сумму  не  свыше
10.000  руб.,  взысканию  не  подлежат  и  покрываются лишь за счет
выплат по аннулированным займам с отнесением могущей  быть  разницы
на  их  текущий  счет в народном банке или на книжку сберегательной
кассы.
     Что же   касается   ссуд   и   специальных   текущих   счетов,
обеспеченных процентными бумагами на сумму свыше  10.000  руб.,  то
таковые подлежат ликвидации,  независимо от того, обеспечены ли они
аннулированными или неаннулированными процентными бумагами,  причем
ликвидация  эта  производится  путем  списания с текущих счетов или
денежных вкладов заемщиков,  при наличии таковых;  в  противном  же
случае  должны  быть  приняты  меры  к  покрытию  долгов  наличными
деньгами вплоть до  принудительного  способа  взыскания.  В  первую
очередь подлежат означенной ликвидации наиболее крупные счета.
     20. Краткосрочные обязательства государственного  казначейства
истекших  сроков,  находящиеся  в  обеспечении  специальных текущих
счетов,  должны быть списаны на счет 5%  обязательств, с погашением
долгов  по  указанным счетам и кредитованием на разницу или текущих
счетов,  если таковые  у  клиентов  имеются,  или,  при  отсутствии
текущих счетов, переходных сумм для последующей выдачи клиентам.
     21. Права залогодателей в отношении обеспечений по всем  родам
ссуд сохраняются в пределах,  определенных уставами частных банков.
В случае реализации ссуды залогодателю принадлежит  право  получить
путем  занесения  на  его  счет  в банк как перевыручку банка сверх
долга,  так и освобождающийся  залог,  если  право  на  таковой  не
аннулировано действующими узаконениями.

     Примечание. Ценные бумаги выдаче не подлежат.

  Порядок сдачи статей баланса, ценностей и всех дел учреждениями
                б. частных банков народному банку.

     22. На    обязанность    ликвидационно-технических    коллегий
возлагается  составление  актов  приема  всех статей баланса как по
активу,  так и пассиву,  а также и всего имущества,  принадлежащего
бывш. частным банкам.
     23. Основанием  для  фактической  сдачи  ценностей  и   статей
баланса  должен  считаться ликвидационный баланс на 14 декабря 1917
года со всеми входящими в него изменениями с вышеуказанной даты  по
день сдачи.
     24. Копия соответствующего протокола передачи статей баланса и
ценностей отсылается отделу местных учреждений народного банка.
     25. Ликвидационная комиссия непосредственно или чрез выделение
особой подкомиссии производит подробную ревизию операций за время с
14  декабря  1917  года  по  день  окончательного  сконструирования
отделений народного банка, согласно настоящей инструкции.
     26. Текущая корреспонденция,  как-то:  авизо  по  неоплаченным
переводам  или  аккредитивам,  приказы  по  неисполненным  инкассо,
объявления с образцами подписей  по  текущим  счетам,  доверенности
клиентов,  заявления  о  несгораемых  помещениях,  обязательства по
ссудам и т.п.  сдается пронумированной постранично и с  описями  по
каждой операции.
     27. Общий  архив  (корреспонденция)  за   срок   до   10   лет
компануется  в отдельные связки или папки и сдается по особой описи
с указанием листов каждой связки.
     28. Ордера за 1918 год сдаются по описи, в которой указываются
подневно число и суммы ордеров.  Архив ордеров за время с 1908 года
по  1917 год сдается помесячно в опечатанных печатью частного банка
пакетах.
     29. Вспомогательные  книги  1917 и 1918 гг.  сдаются по описи;
вспомогательные книги предыдущих  лет  с  1908  года  по  1916  год
сдаются пачками погодно.
     30. Нумерованный материал:  чеки,  переводные билеты, вкладные
билеты и проч. сдаются при особой описи с указанием числа и нумеров
листов. Нумерованный материал опечатывается печатью частного банка.
     31. Шифры  (секретные  ключи  для платежных поручений) сдаются
при описи в ящике, запечатанном печатью частного банка.
     32. Конторская обстановка сдается по инвентарной описи.
     33. Документы,  переданные для взыскания  поверенным,  сдаются
одновременно   с  делами  филиалов;  при  отсутствии  документов  у
поверенных,  последние обязаны представить расписки учреждений  или
лиц,  принявших  эти  документы,  или  в  крайних случаях подробные
справки о местонахождении документов. Поверенные представляют также
денежный  отчет  о  поступивших  к  ним  суммах  по всем делам в их
производстве.

                          Личный состав.

     34. Сформирование   личного   состава   для   открываемых    и
преобразуемых  путем слияния учреждений народного банка возлагается
на ликвидационно-технические коллегии,  с утверждением  заведующего
финансовым  отделом,  а  в  подлежащих  случаях  главным комиссаром
народного банка или же народным комиссаром по финансовым делам.
     35. При сформировании личного состава желательно использование
по возможности  освобождающихся  за  слиянием  филиалов  в  частных
банков служащих.
     36. В формируемый для открываемых  и  преобразуемых  отделений
личный состав представляется желательным включить несколько человек
из  числа  опытных  служащих  народного  (государственного)  банка,
которые  в  свою  очередь  могут  быть  заменяемы служащими частных
банков.

                         Общие замечания.

     37. Во всех тех случаях,  когда на местах  фактически  слияние
уже  произошло  до издания настоящей инструкции и притом в порядке,
отличном от  указанного  предлагаемой  инструкцией,  управляющие  и
комиссары  обязаны довести об этом до сведения главного комиссара с
изложением хода  слияния,  установившейся  формы  слияния  и  своих
соображений  за  сохранение  слияний в той форме,  которая на месте
установилась.   До   получения   ответа   от   главного   комиссара
переделывать произведенную работу не нужно.


     Подписали:
     Народный Комиссар по Финансовым Делам Крестинский
     За главного Комиссара Управляющий Народным Банком Фюрстенберг

     10 декабря 1918 года

Информация по документу
Читайте также