Расширенный поиск

Постановление Народного Комиссариата Труда от 15.12.1919 № 173, Народного Комиссариата Социального Обеспечения от 15.12.1919 № 173

 



            ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ТРУДА
                     И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


                       Наказ инспекции труда

                    Раздел I. Общие положения.

     Параграф 1.  Деятельность инспекции труда распространяется  на
всех    лиц,    занятых    во    всех   отраслях   труда   (как-то:
фабрично-заводского,       горнопромышленного,       транспортного,
строительного, сельско-хозяйственного, в домашней промышленности, в
ремесленных и кустарных заведениях,  в государственных учреждениях,
торговых   предприятиях,   в  области  личных  услуг  по  найму,  в
концентрационных лагерях и т.д.).

     Примечание. Не  исключаются  и  трудящиеся  в  предприятиях  и
учреждениях военного ведомства и милитаризованных предприятиях.

     Параграф 2.  Инспекция  труда  делится  на  территориальную  и
внеучастковую. Надзору территориальной инспекции труда подлежат все
трудящиеся в пределах установленного участка. Надзору внеучастковой
инспекции  подлежат  все  трудящиеся   отдельных   отраслей   труда
(железнодорожный,   водный  транспорт,  работники  народной  связи,
строительные,  сельско-хозяйственные  рабочие  и   т.д.)   согласно
специальному положению.

                Раздел II. Задачи инспекции труда.

     Параграф 3.   Инспектор   труда  во  всей  своей  деятельности
руководствуется всеми законами РСФСР и,  главным образом,  кодексом
законов  о  труде,  нормальным  положением  о тарифе и положением о
социальном  обеспечении,  а  также  издаваемыми  в  дополнение,   в
изменение,  в  разъяснение  их  новыми  законами  или  специальными
постановлениями  Народного   Комиссариата   Труда   и   Социального
Обеспечения  и  указаниями  и  циркулярами Отдела Социальной Охраны
Труда Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения.
     Во всей    своей    текущей   деятельности   инспектор   труда
руководствуется указаниями  местного  подотдела  социальной  охраны
труда  (согласно  положения  о  местных  органах  охраны  труда)  и
местного объединения профессиональных союзов.
     Параграф 4.  Все  отступления от существующих норм и правил по
охране труда могут разрешаться  инспектором  лишь  после  выяснения
отношения  к  этому  вопросу  отдела  охраны труда соответствующего
профессионального союза и с  санкции  подотдела  социальной  охраны
труда,   за   исключением  тех  случаев,  когда  право  отступления
непосредственно     предоставлено     инспектору      существующими
законоположениями.
     Параграф 5.  Инспектор  труда,  в  случае   встречающейся   на
практике  необходимости,  входит  в подотдел охраны труда Народного
Комиссариата  Труда  и  Социального  Обеспечения  с  указанием   на
необходимость  изменения или издания новых законов,  обязательных и
прочих постановлений,  правил и норм  и  других  законоположений  в
области охраны труда.
     Параграф 6.  Для творческого проведения в жизнь охраны  труда,
осуществления  надзора  за  исполнением  законов  по  охране труда,
собирания необходимых материалов для  издания  правил  обязательных
постановлений,  инструкций  и  проч.  инспекторам  труда в пределах
района их деятельности вменяется в обязанность:
     1) посещать  возможно чаще все предприятия и учреждения своего
района;
     2) устраивать систематические приемы по вопросам охраны труда;
     3) вовлекать  в  работу  по  охране  труда   местные   рабочие
организации;
     4) вести агитационную и культурно-просветительную работу среди
широких рабочих масс для популяризации идей охраны труда;
     5) участвовать в работе всех смежных государственных органов в
части, касающейся охраны труда.
     Параграф 7.  Инспектор  труда  систематически   производит   в
пределах своего участка обследования предприятий и учреждений:
     а) первичные для основного  ознакомления  с  предприятием  или
учреждением,   выяснения   дефектов   в   области   охраны   труда,
установления постоянного контакта с фабрично-заводским  или  другим
аналогичным  местным  комитетом  и  организации  комиссии по охране
труда там, где таковой не имеется;
     б) повторные    для   контроля   за   устранением   отмеченных
недостатков  и  выполнением  других   сделанных   предписаний   как
инспекцией труда, так и технической и санитарной, обнаружения новых
дефектов и углубления организационной работы;
     в) экстренные  для  разрешения отдельных вопросов и выполнения
специальных   поручений    (расследования    несчастных    случаев,
рассмотрения   конфликтов   в   области  охраны  труда,  разрешение
отступлений от существующих норм - в  области  сверхурочных  работ,
женского   труда   и   т.д.)   и   выяснения  специальных  запросов
профессиональных    союзов,    местного    подотдела    социального
обеспечения,  подотдела  охраны  труда  или  Народного Комиссариата
Труда и Социального Обеспечения.

             Раздел III. Деятельность инспекции труда.

                             ГЛАВА I.

  Посещение и обследование промышленных заведений и мест работы.

                   А. Организация обследования.

     Параграф 8.  По предъявлении выданного Народным  Комиссариатом
Труда  и  Социального  Обеспечения  открытого  листа или временного
удостоверения,  выданного Губернским Отделом  Труда  и  Социального
Обеспечения,  инспектор  труда имеет право беспрепятственно входить
во всякое время дня и ночи во все промышленные заведения  и  другие
места работы и во все учреждения, обслуживающие трудящихся (жилища,
больницы, бани, детские ясли, приюты, школы и пр.).
     Параграф 9.   Инспектор   труда   имеет   право  требовать  от
владельцев   и   ответственных   лиц   предприятий   и   учреждений
представления  в свое распоряжение лиц администрации и технического
персонала для содействия при выполнении своих обязанностей.
     Параграф 10.   Инспектор   труда   имеет  право  требовать  от
заведующего промышленным заведением  отвода  себе  соответствующего
помещения для отдыха, ночлега и служебных занятий.
     Параграф 11.  Инспектор  труда  производит  обследование   при
участии  местной  комиссии  по  охране  труда,  а  где таковой нет,
представителя фабрично-заводского комитета.

     Примечание. По   возможности   к   обследованию   привлекаются
представители      Отдела     Охраны     Труда     соответствующего
профессионального союза.

     Параграф 12.   Инспектор   труда   привлекает   к    основному
совместному  осмотру  всех более крупных предприятий технического и
санитарного инспекторов.
     Во всех  случаях,  требующих  разрешения  серьезных вопросов в
области техники безопасности,  санитарии, профессиональной гигиены,
обязательно присутствие соответствующего специального инспектора.

            Б. Общее ознакомление и осмотр предприятий.

     Параграф 13.   Инспектор   труда,   прежде  чем  приступить  к
непосредственному   обходу   предприятия,   выясняет   по    данным
фабрично-заводского  (или  другого аналогичного) комитета и конторы
предприятия:  точное  название   предприятия,   фамилию   владельца
предприятия  или  ответственных  лиц  администрации предприятия или
учреждения,  краткие сведения о  характере  производства,  о  числе
рабочих  -  мужчин  и  женщин,  подростков  и  малолетних к времени
осмотра и при нормальной работе предприятия.
     Параграф 14.  Инспектор труда проверяет,  имеются ли в конторе
предприятия и правильно ли ведутся следующие  книги  установленного
образца:
     а) Ревизионная книга для записей и замечаний инспекции.

     Примечание. В  эту  книгу  заносятся  записи  как  инспекторов
труда,   так   и   технических   и  санитарных.  Там,  где  имеется
незаконченная  книга  для  записей  старых  фабричных  инспекторов,
записи  в  них  продолжаются,  по заполнении книги эти передаются в
местный подотдел охраны труда.

     б) Введен  ли  карточный  каталог  учета  рабочих  по   форме,
установленной    Народным   Комиссариатом   Труда   и   Социального
Обеспечения,  а если последний  еще  не  введен,  то  правильно  ли
ведется именной список рабочих;
     в) книги для записей малолетних и подростков;
     г) книга сверхурочных работ;
     д) ежедневный    рапорт,    опубликованный    в     "Известиях
Всероссийского  Центрального  Исполнительного  Комитета Советов" от
28 августа 1919 г. за N 190;
     е) книга для записи несчастных случаев;
     ж) книга паровых котлов.
     Параграф 15. Инспектор труда устанавливает:
     вывешены ли в конторе, в каждой мастерской, в столовых:
     а) кодекс законов о труде;
     б) обязательные     постановления,     касающиеся      данного
производства;
     в) адрес и время  приема  инспекторов  труда,  технического  и
санитарного.
     Параграф 16.  Инспектор  труда   устанавливает,   имеется   ли
расчетная  книжка  вновь  установленного  образца  у всех рабочих и
служащих на руках, выдается ли своевременно и правильно ли ведется,
в частности:
     а) отмечены ли все условия производимых вычетов (прогул, баня,
квартира, продовольствие и проч.);
     б) правильны и верны ли записи у отдельных рабочих (сравнить с
тарифом, с расценкой и товароприемной книгой).

            В. Распределение рабочего времени и отдыха.

     Параграф 17.  Инспектор труда выясняет,  нет ли отступлений от
установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени
(для  всех  взрослых  рабочих  8 часов днем и 7 часов ночью для лиц
физического труда и 6 часов конторского и умственного),  а также не
превышает  ли  для  тех  рабочих,  труд  коих  не  может быть точно
ограничен и учтен ежедневно,  общее число  проработанных  часов  за
месяц 200 для лиц физического и 150 умственного труда.
     Параграф 18.  Инспектор  труда  выясняет   из   разговоров   с
рабочими,  по  книгам  и табелям,  расчетным ведомостям и по другим
данным,  применяются ли,  в каком объеме и по  отношению  к  какому
количеству    рабочих,    сверхурочные    работы,    устанавливает,
производятся ли они лишь в случаях действительной необходимости,  с
разрешения местного комитета и с соблюдением существующих положений
об их максимальной продолжительности,  а также, не допускаются ли к
сверхурочным работам женщины и несовершеннолетние, и не применяются
ли  сверхурочные  работы   при   особо   вредных   производственных
процессах.
     Одновременно выясняется,    правильно    ли    ведется    учет
сверхурочных  работ  и  оплачиваются  ли  они согласно существующим
нормам.
     Параграф 19.  Если  в  предприятии  применяются ночные работы,
инспектор  труда  выясняет,  вызываются   ли   они   действительной
необходимостью, не применяются ли они на особо вредных работах.
     Параграф 20.  Из  расспросов  комитета  и  отдельных   рабочих
инспектор    труда    выясняет,   соблюдаются   ли   все,   законом
установленные,  нерабочие дни и предоставляются ли всем  работающим
очередные отпуска.

             Г. Охрана труда малолетних и подростков.

     Параграф 21.  В  целях  осуществления надзора за охраной труда
малолетних до 16  лет  и  подростков  16-18  лет,  инспектор  труда
обращает внимание на следующие моменты:
     1) сколько малолетних работает в предприятии или учреждении;
     2) не работают ли дети моложе 14 лет;
     3) не принимаются ли на работу малолетние 14-16 лет без особых
каждый  раз  разрешений  инспектора  труда  и  без соответствующего
медицинского осмотра при этом;
     4) не  работают  ли  малолетние  (14-16  л.)  больше 4 часов в
сутки;
     5) проведен ли для подростков 6-часовой рабочий день;
     6) как оплачивается  сокращенный  рабочий  день  малолетних  и
подростков; не падает ли их заработок ниже соответствующей тарифной
ставки;
     7) не  допускаются  ли  подростки и малолетние к сверхурочным,
ночным и праздничным работам;
     8) не допускаются ли малолетние и подростки к тяжелым,  ночным
и особо вредным работам;
     9) не  оказывает  ли  работа малолетних и подростков по своему
однообразию притупляющего действия на их психику и способствует  ли
она развитию профессиональной квалификации;
     10) все ли малолетние и подростки  внесены  в  соответствующую
книгу;
     11) посещают ли все малолетние и подростки школы и какие;
     12) каково количество материально особо нуждающихся малолетних
(сироты и единственные кормильцы семьи);
     13) возможно  ли  в  ближайшее время снятие малолетних с работ
полностью или по возрастным группам,  какие  препятствия  стоят  на
пути (связь с работой взрослых,  причины экономического характера и
пр.);
     14) каковы   причины  отступления  от  норм  по  охране  труда
подростков (в частности,  причины несоблюдения 6-часового дня),  не
вызываются ли они связанностью производственного процесса с работой
взрослых,  невозможностью  по  условию  рабочего  рынка  немедленно
заменить их взрослыми и т.д., в какой срок возможно устранение этих
отступлений;
     15) использованы  ли  освобождающиеся 2 часа у всех подростков
для посещения школы.

                     Д. Охрана женского труда.

     Параграф 22.  В отношении надзора  за  исполнением  закона  об
охране труда женщин инспектор труда обращает внимание на следующее:
     1) не работают ли женщины ночью;  что препятствует  исключению
женщин из ночных смен;
     2) допускаются ли женщины к сверхурочным  работам;  как  часто
они применяются и чем это вызывается;
     3) не допускаются  ли  женщины  на  такие  работы  и  в  такие
производства,  кои  законом  для них воспрещены (подземные работы и
проч.);
     4) не применяется ли труд женщины вообще на работах, требующих
большого мускульного  напряжения  силы  или  особо  вредных,  но  в
специальных постановлениях не перечисленных;
     5) соблюдается ли закон об охране материнства работниц:
     а) отпускаются  ли работницы на 8 недель до родов и на 8 после
родов,  а лица конторского и умственного труда на 6 недель до и 6 -
после;
     б) отпускаются  ли  женщины  на  время  кормления  ребенка   в
указанные  законом  сроки  (через  каждые  три часа не менее чем на
полчаса);
     в) имеются ли ясли при предприятии.

   Е. Надзор за санитарно-техническим и санитарно-гигиеническим
                состоянием промышленных заведений.

     Параграф 23.  Надзор  по  охране  труда  в   области   техники
безопасности,  санитарии  и профессиональной гигиены возлагается на
специалистов с соответствующими знаниями - инспекторов  технических
(инженеров)   и  санитарных  (врачей).  Однако  это  не  снимает  с
инспектора труда,  на которого в  лице  избравших  его  организаций
возложена  ответственность  за  правильную  постановку  всего  дела
охраны труда,  обязанности принимать все меры к  улучшению  условий
труда в указанной области.
     Осуществляется это путем побуждения к энергичной и интенсивной
деятельности в соответствующих отраслях работы агентов специального
надзора, содействия им при проведении в жизнь всех их предписаний и
требований   и   привлечения   к   ответственности   владельцев   и
администрации предприятий в случае  невыполнения  этих  требований.
Помимо того инспектор труда должен сообщать соответствующему агенту
специального надзора по принадлежности о всех обнаруженных  им  при
посещениях   предприятий   и   учреждений   санитарно-гигиенических
дефектах и следить  за  тем,  чтобы  специальным  инспектором  были
предприняты все необходимые шаги к их устранению.
     В этих  целях  при  обходе  предприятий  необходимо   обращать
внимание на нижеследующее:
     1) нет ли серьезных недостатков  здания  (ветхость,  состояние
крыши, потолков, стен, дверей, окон, полов и т.д.);
     2) достаточны ли противопожарные меры;
     3) есть  ли  водопровод,  канализация и достаточное количество
удовлетворительных в санитарно-гигиеническом отношении уборных;
     4) достаточно  ли  просторно рабочее помещение и соответствует
ли оно по объему количеству работающих;
     5) имеется  ли  общая  вентиляция  (форточки,  люки,  вытяжки,
электрические вентиляторы и т.д.), достаточна ли она и нормально ли
работает;
     6) какова температура рабочего помещения;
     7) достаточно  ли  отопление,  не вызывает ли оно в мастерской
скопления дыма и газов;
     8) нет ли особой сырости или сухости в рабочем помещении;
     9) достаточно ли дневное освещение, равномерно ли освещены все
машины, станки, аппараты и другие места работы;
     10) достаточно ли вечернее освещение,  в надлежащих ли  местах
установлены  все  источники  света,  не  вызывают  ли они по своему
устройству  и   расположению   неравномерного   распределения   или
чрезмерной яркости освещения;
     11) не загромождено ли чрезмерно рабочее помещение материалами
и отбросами производства и достаточны ли проходы;
     12) в каком состоянии находятся ограждения и предохранительные
приспособления  движущихся  частей,  приводов и электромоторов;  не
обнаружены ли особо опасные машины,  станки и др.;  нет  ли  других
опасных мест (ямы, темные места, проходы и т.д.);
     13) приняты ли все меры к непроникновению  в  атмосферу  пыли,
газов, паров (эксгаустеры, вытяжки, колпаки и пр.);
     14) приняты ли  все  меры  к  устранению  чрезмерной  сухости,
влажности и сырости;
     15) есть ли в  достаточном  количестве  умывальники,  есть  ли
отдельные   умывальные   комнаты,   ванны   и  др.  и  выдаются  ли
предприятием мыло и полотенца;
     16) где хранится одежда рабочих;
     17) есть ли особое помещение для принятия пищи;
     18) содержится  ли  в  чистоте  рабочее помещение,  и часто ли
производится его уборка,  есть ли специальные  лица,  смотрящие  за
чистотой;
     19) каково состояние двора (вымощен ли,  освещен ли,  есть  ли
достаточно  проходов,  проездов  и  спусков);  содержится  ли  он в
чистоте;
     20) есть ли выгребные ямы, и в каком они состоянии.

        Ж. Надзор за правильным снабжением производственной
                             одеждой.

     Параграф 24.  При  посещении   предприятий   инспектор   труда
устанавливает,     выдается     ли     рабочим    общеустановленная
производственная одежда,  не взимается ли за пользование ею  особая
плата;  хранится ли она в предприятии, не выдается ли один и тот же
костюм разным рабочим без предварительной дезинфекции;  имеется  ли
раздевальня,  в  случае  отсутствия  таковой,  специальные закрытые
шкафчики для хранения собственной одежды рабочего.

          З. Охрана труда в особо вредных производствах.

     Параграф 25.  В  целях  сугубого   проведения   охраны   труда
работающих в особо вредных предприятиях,  инспектор труда следит за
особо точным проведением в них всех  законодательных  положений  по
охране   труда   и   общих  санитарно-гигиенических  и  технических
постановлений и правил.  Помимо того, он устанавливает, соблюдаются
ли полностью все специальные обязательные постановления, касающиеся
данного производства или отдельных работ в  нем,  и,  в  частности,
обращает внимание на следующие моменты:
     1) соблюдается   ли    специально    установленное    Народным
Комиссариатом  Труда  и  Социального  Обеспечения  для данных работ
сокращение рабочего времени;
     2) установлены ли перерывы в работе и достаточны ли они;
     3) не  допускаются  ли  несовершеннолетние  и  женщины  к  тем
работам, кои им запрещены по специальным постановлениям;
     4) имеются ли всюду,  где необходимо, эксгаустеры, вентиляторы
и прочие приспособления и достигают ли они цели;
     5) установлено ли особо тщательное наблюдение за чистотой;
     6) имеются  ли  бани,  умывальники и выдаются ли в достаточном
количестве мыло и полотенца;
     7) выдаются ли предприятием особые защитные костюмы;
     8) выдаются ли  очки,  маски,  респираторы  и  проч.  защитные
приспособления;
     9) выдаются   ли   рабочим    какие-либо    питательные    или
лекарственные  вещества  в целях предупреждения отравления вредными
или опасными для жизни и здоровья парами, газами и ядовитой пылью;
     10) имеются ли особые помещения для переодевания и мытья;
     11) имеются ли особые помещения для принятия пищи.

         И. Ознакомление с условиями жизни и быта рабочих.

     Параграф 26.  При  посещении   предприятия   инспектор   труда
попутно, в целях выяснения условий жизни и быта рабочих, знакомится
с деятельностью фабрично-заводского  или  аналогичного  комитета  и
особенно  местной комиссии по охране труда с взаимоотношениями их с
администрацией,   с   местной   партийной    жизнью,    постановкой
культурно-просветительной  работы,  с  состоянием  питания  рабочих
(есть   ли   столовые,   чайные,   кооперативы,   продовольственные
закупочные организации), выясняет доступность и качество постановки
медицинской    помощи,    состояние    трудовой    дисциплины     и
производительности  труда,  разрешает имеющиеся запросы и заявления
рабочих и пр.

            К. Обследование вспомогательных учреждений
                         при предприятии.

     Параграф 27.  По  окончании обхода мест работы инспектор труда
обследует   все   находящиеся   при   предприятии   вспомогательные
учреждения:
     а) жилища   (скученность   в   них,    санитарно-гигиеническое
состояние, удобства, необходимость ремонта и т.д.);
     б) бани (достаточность,  санитарно-гигиеническое  состояние  и
т.д.);
     в) больницы   и   приемный   покой    (санитарно-гигиеническое
состояние,  постановка  медицинской  помощи,  удовлетворяют ли всех
работающих, отношение к рабочим со стороны медицинского персонала и
т.д.);
     г) столовую, чайную, продовольственную лавку (удовлетворяет ли
всех работающих, правильны ли постановка и ведение дела и т.д.);
     д) клуб,   театр,   библиотеку,   читальню,   школу   и   ясли
(санитарно-гигиеническое состояние, постановка дела и т.д.).

     Примечание. Все      обнаруженные      дефекты,     касающиеся
организационной стороны и постановки дела в  специальных  областях,
доводятся    до   сведения   соответствующих   органов   (народного
просвещения,    здравоохранения,    социального    обеспечения    и
продовольствия).

                       Л. Несчастные случаи.

     Параграф 28.  Инспектор  труда  обязан наблюдать за правильной
регистрацией несчастных случаев,  а также и за тем,  чтобы о каждом
случае  немедленно сообщалось техническим инспекторам,  инспекторам
труда или подотделу охраны труда.
     Параграф 29.  При  получении  сообщения  о  несчастном  случае
инспектор труда обязан выяснить на месте,  по возможности вместе  с
техническим    инспектором,   при   содействии   фабрично-заводских
комитетов  и  администрации,  как   обстоятельства,   при   которых
произошел несчастный случай, так и причины, его вызвавшие.

     Примечание. Невозможность       немедленного      производства
совместного обследования не освобождает технического инспектора  от
дальнейшего детального расследования несчастного случая, результаты
которого немедленно сообщаются инспектору труда.

     Параграф 30.  Если   несчастный   случай   вызван   причинами,
немедленное устранение которых могло бы повлечь за собою повторение
несчастных  случаев,   инспектору   труда   предоставляется   право
принятия,   при   полной  невозможности  консультации  технического
инспектора,  совместно  с  заводским  комитетом  неотложных  мер  к
устранению  этих  причин,  вплоть  до  остановки машин,  двигателя,
станка,  временного  закрытия  промышленного  заведения,  отдельных
мастерских  и  пр.  О  принятых  мерах  инспектор  труда немедленно
сообщает местному подотделу охраны труда и  Народного  Комиссариата
Труда и Социального Обеспечения.

                             Глава II.

      Методы устранения обнаруженных на предприятии дефектов.

     Параграф 31. По обнаружении нарушений и отступлений от законов
в  области  охраны  труда,   невыполнения   общих   и   специальных
санитарно-гигиенических   и   технических   норм   и   обязательных
постановлений,   а   также   и   всех   прочих    непредусмотренных
существующими   законоположениями   недостатков,   инспектор  труда
заносит  в  ревизионную  книгу  краткое  описание  обнаруженного  с
подробным  указанием  всех  конкретных мероприятий,  направленных к
устранению отмеченных недостатков,  и с указанием срока  выполнения
каждого из них.
     Параграф 32. Не ограничиваясь записью требований в ревизионной
книге,  инспектор труда указывает администрации и местному комитету
предприятия конкретно все пути к реальному проведению в жизнь своих
предписаний   и   одновременно   содействует  их  выполнению  путем
соответствующих  организационных  мероприятий,  и,   в   частности,
сношений со всеми подлежащими учреждениями и ведомствами.
     Параграф 33.  При  каждом  повторном  посещении   проверяется,
приведены ли в исполнение сделанные в ревизионной книге указания, и
в случае,  если обнаружено невыполнение  требований  полностью  или
частично,   выясняется,   были   ли   причиной   тому   объективные
препятствия,  небрежность  или  злостное  невнимание  к   интересам
трудящихся со стороны органов управления.
     Параграф 34.  Если  при  проверке   выполнения   предписанного
выясняется    непринятие   органами   управления   или   владельцем
предприятия необходимых мер без уважительных причин,  или если  при
первичном осмотре обнаруживается злостное невыполнение существующих
законов или полное пренебрежение к вопросам охраны жизни и здоровья
работающих,  инспектор  труда  привлекает  виновных  (не исключая и
ответственных   руководителей   национализированных   и   Советских
предприятий  и  учреждений) к ответственности пред местным народным
судом.
     Параграф 35.  При  возбуждении  судебного дела инспектор труда
представляет  в  суд  подробный   акт   обследования   предприятия,
составленный совместно с фабрично-заводским комитетом,  поддерживая
устно обвинение во время судебного разбирательства,  а  копии  всех
материалов,  представленные в суд, направляет в Губернский подотдел
охраны  труда  и   Народный   Комиссариат   Труда   и   Социального
Обеспечения.

                         Экстренные меры.

     Параграф 36.   В  случае  обнаружения  серьезных  недостатков,
непосредственно угрожающих жизни  и  здоровью  рабочих,  устранение
коих  не  терпит  отлагательства,  инспектору труда предоставляется
право   принятия,   совместно   с   фабрично-заводским   комитетом,
экстренных мер,  вплоть до временного закрытия завода,  мастерской,
остановки машины,  двигателя,  станка и проч. О причинах экстренных
мер инспектор труда обязан немедленно известить Губернский Подотдел
Социальной Охраны Труда,  Народный Комиссариат Труда и  Социального
Обеспечения и местный Совет Народного Хозяйства.

                            ГЛАВА III.

                        Приемы посетителей.

     Параграф 37.  Инспектор труда устанавливает определенные дни и
часы   приема   для   представителей   организации   и    отдельных
заинтересованных  лиц  по вопросам охраны труда;  о месте и времени
приема  должны   быть   оповещены   специальным   объявлением   все
предприятия участка.
     Параграф 38. Во время приема инспектор труда рассматривает как
письменные,  так и устные обращения к нему, разрешая самостоятельно
все практические  вопросы,  подлежащие  его  ведению,  и  направляя
остальные в соответствующие инстанции.
     Параграф 39.  Во  время  приема   ведется   подробная   запись
посетителей, поводов к обращению и выдаваемых разъяснений.

                             ГЛАВА IV.

         Участие в работе смежных государственных органов.

     Параграф 40.  Инспектор труда поддерживает постоянные сношения
и,  в случае необходимости,  принимает участие  в  непосредственной
деятельности   всех   смежных   государственных  органов  в  части,
касающейся охраны труда:
     1) местных   и   центральных  органов,  регулирующих  народное
хозяйство,  - проводит через них необходимые с точки зрения  охраны
труда   крупные   изменения,   перестройки   и   переустройства   в
предприятиях,  содействует  получению  необходимых  для  этой  цели
ассигнований,   содействует   синдицированию  (объединению)  мелких
предприятий и организации  крупных  мастерских,  а  также  закрытию
наиболее плохо поставленных предприятий; содействует предприятиям в
получении необходимых предметов,  требуемых гигиеной,  санитарией и
предохранительной техникой;
     2) продовольственных   органов   -   содействует   правильному
снабжению предприятий и их кооперативов продовольствием, устройству
столовых и чайных;  участвует в  разрешении  вопросов  установления
усиленного классового пайка для отдельных групп рабочих;
     3) органов народного образования - содействует на предприятиях
устройству библиотек,  клубов, вечерних курсов и лекций и докладов,
организации общих и профессиональных школ для взрослых,  подростков
и детей,  интернатов для снимаемых с работ малолетних, интернатов и
клубов для подростков,  детских садов;  участвует по возможности  в
обсуждении всех учебных планов и программ культурно-просветительных
учреждений для рабочих;
     4) органов  социального  обеспечения  - содействует устройству
яслей, домов матери и ребенка, инвалидных домов и т.д.;
     5) жилищных  отделов  местных  Советов Депутатов - содействует
жилищному строительству в местах  скопления  рабочего  населения  и
отводу   рабочим   здоровых   и  удовлетворяющих  всем  требованиям
санитарии и гигиены жилых помещений;
     6) органов  здравоохранения  - содействует обеспечению рабочих
правильной и хорошо поставленной медицинской  помощью;  содействует
больницам,  амбулаториям и пунктам первой помощи, организованным на
предприятиях,  в  получении  необходимых  медикаментов   и   других
предметов лекарственного и хозяйственного оборудования.
     Параграф 41. Участие в работе указанных органов выражается:
     1) обязательным  участием  в  разрешении всех общих вопросов и
конкретных дел, имеющих отношение к охране труда;
     2) инициативой инспектора труда в этой области;
     3) усилением темпа их работы и направлением ее  в  духе  общей
политики охраны труда.

     Примечание. В  случае  конфликтов  и  недоразумений  с другими
государственными органами об этом  сообщается:  1)  через  подотдел
охраны  труда  в местное объединение Профессиональных Союзов;  2) в
высшую инстанцию соответствующего государственного органа  и  3)  в
Губернский   Комиссариат   Труда   и  Социального  Обеспечения.  До
окончательного разрешения конфликтов инспектор не  приостанавливает
приведения в исполнение решений.

                             ГЛАВА V.

         Вовлечение в работу местных рабочих организаций.

     Параграф 42.  Инспектор  труда  одной из своих самых серьезных
задач должен ставить вовлечение в работу по  охране  труда  широких
рабочих масс и их организаций. С этой целью он принимает деятельное
участие в организации отделов  охраны  труда  при  профессиональных
союзах  и комиссий по охране труда фабрично-заводских комитетов.  В
этих же целях он  периодически  выступает  с  докладами  о  задачах
охраны  труда  и  о  своей  деятельности на общих собраниях рабочих
отдельных предприятий,  а также на  широких  рабочих  конференциях,
созываемых  как  по  инициативе  самого  инспектора,  так и другими
организациями.
     Параграф 43.  Опираясь  во  всей своей деятельности на местные
рабочие организации,  и в первую очередь на профессиональные союзы,
инспектор труда привлекает их, главным образом, через отделы охраны
труда,  к обследованию предприятий и разрешению наиболее  серьезных
конкретных   вопросов   текущей  деятельности,  особенно  в  случае
необходимости отступлений от норм  по  охране  труда.  Периодически
инспектор  труда  делает  доклады  и отчеты о своей деятельности на
заседаниях  местных  объединений  и  наиболее   крупных   отдельных
производственных союзов.
     Параграф 44.  Инспектор труда несет на себе общее  руководство
деятельностью   отделов  охраны  труда  профессиональных  союзов  и
фабрично-заводских  комиссий  по  охране  труда,  связывает  их   с
подотделами  охраны  труда  местных  Отделов  Труда  и  Социального
Обеспечения.
     Параграф 45.  Инспектор  труда  вовлекает  в  работу по охране
труда Российский Коммунистический союз Рабочей Молодежи и  комиссии
работниц   Российской   Коммунистической  Партии,  ведя  среди  них
пропаганду идей охраны труда,  выделяя  из  их  среды  определенные
группы  по  охране  труда,  приготовляющие  в дальнейшем постоянных
работников в этой области.

     Примечание. Работа  с  этими  группами  может   выражаться   в
организации для них лекций и бесед по охране труда и привлечении их
к участию в обследованиях предприятий.

                             ГЛАВА VI.

      Культурно-просветительная деятельность по охране труда.

     Параграф 46.  В целях популяризации среди широких рабочих масс
идей   охраны   труда,   инспектор   труда  ведет  в  этой  области
агитационную работу, а именно:
     1) выступает  с  докладами  по охране труда на всех собраниях,
где это окажется возможным,  и сговаривается с местными партийными,
профессиональными  и  культурно-просветительными  организациями  об
устройстве специальных собраний,  митингов,  дискуссий  и  т.д.  по
охране труда;
     2) организует через подотдел Охраны труда единичные  лекции  и
цикловые  курсы (по возможности на самих предприятиях) как по общим
вопросам охраны труда,  так и по профессиональной и общей гигиене и
технике безопасности;
     3) освещает  свою  деятельность  и  помещает  общие  статьи  в
местной прессе по вопросам охраны труда;
     4) берет на себя инициативу и  содействует  изданию  плакатов,
брошюр и пр. по отдельным вопросам охраны труда.

                            ГЛАВА VII.

                  Делопроизводство и отчетность.

     Параграф 47.  При каждом посещении предприятия инспектор труда
заполняет  ревизионную  карту  -  при   первичном   основную,   при
последующих повторную.
     Параграф 48.  К  ревизионной  карте   прилагаются   специально
составленные   акты  обследования  производства,  протоколы,  копии
отношений и все другие, относящиеся к делу, документы.
     Параграф 49.  Все  требования,  предъявляемые к предприятию на
основании его обследования,  тут же вносятся  в  ревизионную  книгу
инспекции.

     Примечание. Копии записи вносятся в основную ревизионную карту
в графу "замечаний инспектора", а в повторную - в графу "обнаружено
и предложено".

     Параграф 50.  Все относящиеся к одному предприятию ревизионные
карты,  документы,  переписки и пр. скрепляются вместе и составляют
одно дело.
     Параграф 51.  Все предприятия участка регистрируются в  особом
списке  под  номерами,  под  теми же номерами регистрируются и дела
отдельных   предприятий.   Все   дела   объединяются   по   группам
производства   соответственно   классификации,   принятой  в  форме
годового отчета.
     Параграф 52.  Кроме дел предприятий инспектор труда выделяет в
делопроизводство особую папку со всеми циркулярами  и  руководящими
указаниями  Народного  Комиссариата Труда и Социального Обеспечения
(здесь же должны  храниться  опубликованные  в  газетах  декреты  и
постановления по вопросам охраны труда).
     Параграф 53.  Инспектор  труда  имеет  специальное   дело,   к
которому относятся все копии его отчетов.
     Параграф 54.  Помимо  имеющихся  дел  инспектор  труда   ведет
дневник,  в  который  ежедневно  вносится краткое перечисление всех
исполненных за день дел, и путевой журнал по установленной форме, в
который вносятся все посещения предприятий.
     Параграф 55.  Ежемесячно  инспектор   труда   представляет   в
губернский  подотдел  Охраны Труда и в Народный Комиссариат Труда и
Социального Обеспечения доклады о своей  деятельности  за  истекший
месяц; к докладам прилагаются копии всех ревизионных записей.
     Параграф 56.  Каждое полугодие  инспектор  труда  присылает  в
губернский  подотдел  охраны  труда  и Народный Комиссариат Труда и
Социального   Обеспечения   подробные   полугодовые    отчеты    по
установленной форме.
     Параграф 57.  Инспектор  труда,  пользуясь  общей  канцелярией
подотдела  охраны  труда,  сам подписывает все бумаги,  скрепляя их
печатью Отдела Труда. Все выдаваемые им разрешения, удостоверения и
т.д.  он  заверяет  собственной  печатью по форме:  Инспектор труда
такого-то .  .  .  .  .          участка такой-то                 .
губернии.  Особо  важные  или  разрешающие  вопросы принципиального
характера бумаги подписываются заведующим подотделом охраны труда.


     Подписали:
     Заместитель Народного   Комиссара    Труда    и    Социального
Обеспечения А.Винокуров
     Заведующий Отделом Социальной Охраны Труда С.Каплун

     15 декабря 1919 года

Информация по документу
Читайте также