Расширенный поиск

Постановление Народного Комиссариата Труда от 15.01.1920 № 182, Народного Комиссариата Социального Обеспечения от 15.01.1920 № 182

 



           ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ТРУДА И
                      СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


                   Наказ Санитарным Инспекторам

                        А. Общие положения.

     Параграф 1.   Санитарная   инспекция   имеет   своей   задачей
постановку   и   проведение   надзора  за  санитарно-гигиеническими
условиями как физического, так и умственного труда всех трудящихся.
     Параграф 2.  Целью  этого надзора является:  1) возможно более
полное исследование  условий  труда,  могущих  влиять  на  жизнь  и
здоровье   рабочего,   и   накопление   всех  необходимых  научных,
статистических и прочих материалов для широкой и планомерной борьбы
с    профессиональными    и   производственными   вредностями,   2)
непосредственное принятие мер к  улучшению  санитарно-гигиенических
условий  труда  рабочих  и  3) контроль за проведением в жизнь всех
законоположений   и   обязательных    постановлений    в    области
профессиональной гигиены и фабричной санитарии.
     Параграф 3. Деятельность санитарной инспекции должна протекать
при  взаимном содействии и в полном контакте как с инспекцией труда
и     технической     инспекцией,     так      и      со      всеми
производственно-профессиональными организациями.

                  Б. Задачи санитарной инспекции.

     В задачи санитарных инспекторов входит:
     Параграф 4.  Систематическое и планомерное  обследование  всех
промышленных  торговых предприятий и общественных учреждений своего
района в  целях:  а)  изучения  производственного  процесса  и  его
обстановки  и  специальных  профессиональных вредностей в отдельных
производствах и б) детальное ознакомление с выработанными наукой  и
практикой мерами защиты здоровья рабочих от этих вредностей.
     Параграф 5.  Специальное обследование  вредных  производств  и
отдельных  особо  вредных  процессов  в  различных  отраслях труда,
изучение   влияния   отдельных   производственных   вредностей   на
человеческий организм,  разработка и изыскание необходимых способов
и конкретных мероприятий к устранению вредных  сторон  производства
или   смягчению   их   влияния   на   здоровье  рабочих  путем:  а)
соответствующего изменения самого процесса  производства,  а  также
форм организации труда (сокращение рабочего дня,  отпуска, переводы
на  другие  работы  и  т.п.),   б)   мер   к   повышению   защитных
приспособлений самого организма (специальные противоядия,  усиление
и  соответствующее  качественное  изменение  питания  и  т.п.),  в)
введения   специальных   технических   приспособлений  и  аппаратов
(эксгаустеры, вытяжные шкафы, кожухи и т.п.).
     Параграф 6. Организация периодических обследований физического
состояния здоровья рабочих в отдельных производствах путем массовых
осмотров, измерений и т.п.
     Параграф 7.  Выяснение характера заболеваемости  и  смертности
рабочих  отдельных  производств  путем использования статистических
материалов  по  охране  труда,  бывш.  Больничных  Касс,   лечебных
учреждений и других регистрационных и статистических учреждений,  а
также путем постановки специальных исследований и наблюдений.
     Параграф 8.  Регулярное  посещение всех мест работы в пределах
своего участка в целях контроля:  а) за  выполнением  всех  норм  и
положений  современного законодательства и вообще всех требований в
области    санитарной     охраны     труда;     б)     за     общим
санитарно-гигиеническим    состоянием   промышленных   и   торговых
предприятий   и    общественных    учреждений    (как,    например,
водоснабжением,  удалением  и обезвреживанием отбросов и нечистот и
т.п.).
     Параграф 9.   Посещение   и  обследование  предприятий  помимо
самостоятельных осмотров, по предложению инспекторов труда, рабочих
организаций,   губернских  П/Отделов  Охраны  Труда  и  Центральных
Органов Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения  для
разрешения поставленных специальных вопросов и задач.
     Параграф 10.  Наблюдение за  тем,  чтобы  к  особо  вредным  и
тяжелым работам не допускались женщины,  малолетние и подростки,  а
также вообще все лица, для коих по состоянию здоровья данная работа
представляется особо вредной.
     Параграф 11.  Наблюдение за жилищными  условиями  рабочих,  за
пользованием банями и прачечными,  а также за санитарным состоянием
последних.
     Параграф 12. Обследование состояния питания рабочих и принятие
мер к соответствующему качественному  изменению  продовольственного
пайка  в  особо  вредных производствах и для рабочих,  труд которых
сопровождается особой тратой физической энергии.
     Параграф 13.  Наблюдение  за  рациональной  постановкой подачи
медицинской помощи рабочим и служащим и их семьям.
     Параграф 14.    Содействие   врачебно-санитарной   организации
местных  Отделов  Здравоохранения  в  установлении   и   проведении
мероприятий  против  распространения  в среде рабочих эпидемических
заболеваний и ближайшее участие в организации борьбы с  социальными
болезнями, в особенности туберкулезом.
     Параграф 15.  Участие в распространении  гигиенических  знаний
среди   рабочих   путем   устройства   систематических   лекций   и
показательных чтений с использованием  для  этого  как  специальных
органов  Народного  Комиссарита  Труда  и Социального Обеспечения и
Народного  Комиссариата   Здравоохранения   (музей   труда,   музей
социальной гигиены,  популярные передвижные выставки и т.п.), так и
всех   общепросветительных   организаций   Народного   Комиссариата
Просвещения.
     Параграф 16.  Содействие инспекции труда и органам социального
обеспечения и народного образования: а) в наблюдении за исполнением
требований по охране материнства, труда работниц и малолетних, б) в
организации для детей рабочих и служащих соответствующих учреждений
(детских столовых,  клубов, летних трудовых колоний, школ-санаторий
и т.п.).

              В. Деятельность санитарных инспекторов.

     Параграф 17.  В  своей  деятельности  санитарный  инспектор  в
административном отношении непосредственно подчинен П/Отделу Охраны
Труда  при  Губернских  Отделах  Труда  и  Социального Обеспечения,
получая от него необходимые директивы и перед ним же отчитываясь  в
своей деятельности.
     Параграф 18.  Каждый инспектор  действует  в  пределах  своего
участка,  точные границы которого определяются Губернским П/Отделом
Охраны Труда.
     Параграф 19.  Санитарный  инспектор  ведет  всю  свою  работу,
принимая деятельное участие в органах надзора в составе  инспектора
труда,  технического и санитарного инспекторов согласно положения о
местных органах социальной охраны труда с привлечением  в  Коллегию
органа надзора в потребных случаях санитарных и участковых врачей и
Отделов Здравоохранения. Деятельность санитарного инспектора должна
проходить  в  тесном  контакте  и  полном  взаимодействии с работой
инспекторов труда и технических. Санитарный инспектор должен своими
специальными  познаниями оказывать всемерное содействие инспекторам
труда и техническим при исполнении возложенных на них обязанностей,
а   также  Отделам  Охраны  Труда  Профессиональных  Союзов  по  их
предложению.
     Параграф 20. Деятельность санитарной инспекции в пределах всей
губернии объединяется и регулируется  периодическими  погубернскими
совещаниями   участковых  инспекторов,  с  участием  представителей
инспекции  труда,   технической   врачебно-санитарной   организации
Губернского    Отдела    Здравоохранения   и   Губернского   Совета
Профессиональных Союзов.
     Параграф 21. Санитарный инспектор в своей текущей деятельности
должен быть тесно связан со всеми местными рабочими  организациями.
В  этих  целях  он участвует в работе комиссий и отделов охраны при
Профессиональных Союзах,  равно  как  и  в  других  соответствующих
рабочих  коллективах,  привлекает  рабочие  организации к активному
участию в деле изучения профессиональных вредностей,  разъясняя  им
все  свои  действия  по  санитарному  надзору  и  проводя через них
мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий  отдельных
профессий и производств.
     Параграф 22.  Санитарный  инспектор  ведет   свою   работу   в
постоянном    тесном   контакте   с   местной   врачебно-санитарной
организацией   Губернских   Отделов   Здравоохранения.   Санитарный
инспектор    принимает    участие    в   губернском   или   уездном
врачебно-санитарном Совете и согласует план своей работы в  смежных
его отраслях с планом общегубернской или общеуездной организации.
     Параграф 23.  Поскольку разрешение  отдельных  вопросов  (как,
например,   общегигиенические   условия   промышленного  заведения,
состояние жилищ и питание рабочих,  борьба с  эпидемиями)  стоит  в
теснейшей  связи  с  общими санитарными условиями данной местности,
санитарный инспектор,  сам не обладая распорядительными  функциями,
сносится с обще санитарным надзором,  жилищной инспекцией и т.п.  и
выдвигает в  санитарных  советах  местных  органов  Здравоохранения
соответствующие требования с точки зрения санитарной охраны труда.
     Параграф 24. Обследование предприятий и производств санитарные
инспектора   производят   по   однообразным  основным  и  повторным
ревизионным картам,  вырабатываемым Отделов Охраны Труда  Народного
Комиссариата  Труда  и  Социального  Обеспечения.  В  развитие этих
примерных программ и карт  соответственно  местным  условиям  могут
быть  вырабатываемы  при  участии  представителей местной врачебной
санитарной  организации,  инспекции  труда  и   технической   более
подробные  карты,  утверждаемые  П/Отделом Охраны Труда Губернского
Отдела Труда и Социального Обеспечения.
     Параграф 25.   Исследование   воды,   воздуха,  пыли,  пищевых
продуктов должно быть производимо по возможности лабораторным путем
(через    соответствующие    учреждения    Народного   Комиссариата
Здравоохранения)  и  вообще  научными  методами,  причем  в  случае
необходимости  для производства специальных исследований санитарный
инспектор  имеет  право   приглашать   в   качестве   консультантов
соответствующих специалистов в данной области.
     Параграф 26.  Санитарный инспектор имеет право  на  содействие
ему   со   стороны  местных  фабрично-заводских  и  других  рабочих
организаций  и  органов  администрации:  1)   по   сообщению   всех
необходимых  сведений и предъявлению документов,  относящихся как к
производству данного обследования, так и вообще имеющих отношение к
санитарной  инспекции  труда;  2)  по  обеспечению его необходимыми
сотрудниками  при  выполнении  технических  работ   по   санитарным
обследованиям (например, для измерения помещений и т.п.), по отводу
помещений для занятий, ночлега и проч.

     Примечание. Ни  одно  лицо  не  вправе  отказать   санитарному
инспектору в каких бы то ни было справках и разъяснениях,  ссылаясь
на промышленную тайну или секреты производства.

     Параграф 27.  Все  намеченные  при  обследовании   предприятия
недостатки и упущения,  а также меры,  необходимые к их устранению,
санитарный  инспектор  обсуждает  на  месте   с   местной   рабочей
организацией (фабрично-заводский комитет,  комиссия по охране труда
профессионального союза) и разъясняет им  необходимость  и  способы
проведения в жизнь тех или иных мероприятий.
     Параграф 28.  Результаты  обследования  санитарный   инспектор
записывает в имеющуюся при каждом предприятии ревизионную книгу для
записи посещений и предписаний инспектора труда,  причем  указывает
время  своего  посещения,  где и какие намечены нарушения в области
санитарии и гигиены,  каким путем необходимо их устранить  и  какой
для этого устанавливается срок.
     Параграф 29.  Если   санитарный   инспектор   усматривает   по
характеру  наличных  упущений и нарушений необходимость привлечения
отдельных  лиц  или  организаций  к  судебной  ответственности,  он
сообщает об этом инспектору труда для предания виновных суду.
     Параграф 30.  В случаях особо серьезных, требующих неотложного
вмешательства,   санитарный   инспектор  имеет  право  совместно  с
фабрично-заводским  комитетом  принять  соответствующие  экстренные
меры вплоть до остановки работ и закрытия предприятий, однако вслед
за тем он немедленно сообщает  о  предпринятых  действиях  местному
инспектору труда.
     Параграф 31.  В  случае,  если  санитарный  инспектор  находит
действия   или   распоряжения   инспектора   труда  и  технического
нецелесообразными с точки зрения санитарной инспекции,  он сообщает
об этом в Губернский П/Отдел Охраны Труда.
     Параграф 32.  Каждый санитарный инспектор получает  от  Отдела
Охраны Труда Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения
открытый лист на право самостоятельного  посещения  и  обследования
всех  предприятий  и  учреждений  своего района,  каковой он должен
предъявить при посещениях владельцу или администрации предприятия.

                            ОТЧЕТНОСТЬ.

     Параграф 33.   Санитарный    инспектор    ежемесячно    должен
представлять  в  Губернский  П/Отдел Охраны Труда заполненные им за
этот  срок   копии   ревизионных   карт   первичных   и   повторных
обследований, прилагая к ним месячный отчет о своей деятельности.
     Параграф 34.  Кроме  того  ежемесячно   санитарный   инспектор
представляет  отчет  о  своей  деятельности  в  Отдел  Охраны Труда
Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения.  Туда же он
представляет  два  раза  в год полный отчет о своей деятельности по
установленной форме.


     Подписали:
     Заместитель Народного   Комиссара    Труда    и    Социального
Обеспечения Винокуров
     Заведующий Отделом Социальной Охраны Труда Каплун

     15 января 1920 года

Информация по документу
Читайте также