Расширенный поиск

Постановление Народного Комиссариата Просвещения от 21.01.1920 № 45

 



         ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ


         О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР
                           (Инструкция)

     Издана Народным Комиссариатом Просвещения в  развитие  декрета
"о ликвидации безграмотности" (Собр. Узак. 1919 г. N 67, ст. 592).
     Параграф 1.  Настоящая  инструкция  имеет  в  виду  ликвидацию
безграмотности  среди населения в возрасте от 14 до 50 лет,  т.  е.
той части  населения,  которая  обычно  обслуживается  учреждениями
Внешкольного Образования.
     Параграф 2.  Работа   по   ликвидации   безграмотности   среди
населения  в  возрасте  от  14  до 50 лет выполняется:  Внешкольным
Отделом   Народного    Комиссариата    Просвещения,    губернскими,
городскими,   уездными   и   волостными   Подотделами  Внешкольного
Образования,  совместно с учреждениями  организованного  населения.
Там, где Внешкольных Подотделов не существует, работы по ликвидации
безграмотности возлагаются на Отделы Народного Образования,  а  где
нет  Отделов  Народного Образования (напр.,  в некоторых волостях),
там работы по  ликвидации  безграмотности  возлагаются  на  местные
Исполнительные Комитеты.)
     Параграф 3.  При  указанных  в   параграфе   2-м   губернских,
городских, уездных и волостных учреждениях, в связи с производством
работ  по  ликвидации  безграмотности,  организуются   комиссии   и
совещания     из     представителей    организованного    населения
(профессиональные союзы,  Всероссийский Союз работников просвещения
и социалистической культуры,  Союз коммунистической молодежи, Отдел
по работе среди женщин,  делегатки работниц при  Отделах  Народного
Образования, Отдел по работе в деревне, фабрично-заводские комитеты
и т.  д.),  советских и партийных учреждений.  Указанные комиссии и
совещания   собираются   как   для  обсуждения  общих  вопросов  по
ликвидации безграмотности,  так и для решения частных  практических
вопросов.  В  зависимости  от  характера вопросов меняется и состав
этих комиссий и совещаний;  так например,  для обсуждения  вопросов
ликвидации    безграмотности    среди    городского    пролетариата
приглашаются,  главным  образом,   представители   профессиональных
организаций,  а  для  решения вопросов по ликвидации безграмотности
среди сельского населения могут привлекаться  Отделы  по  работе  в
деревне.  Для  решения  вопроса  о  ликвидации безграмотности среди
женского пролетариата приглашаются  представители  профессиональных
союзов, женских комиссий.
     Параграф 4. План работы по ликвидации безграмотности состоит в
следующем:  вся  работа  должна  базироваться  на  самодеятельности
самого  населения.  На  общем   собрании   Внешкольных   Подотделов
совместно с представителями организованного населения,  советских и
партийных   учреждений   вырабатывается   общий   план   ликвидации
безграмотности  в данном месте,  а именно:  устанавливается техника
учета грамотных и  неграмотных,  намечается  организация  снабжения
школ, учреждаемых для ликвидации безграмотности, и т. п.
     а) Для того, чтобы городские и волостные Внешкольные Подотделы
могли  правильно  исчислять  потребное  количество школ и правильно
распределять  эти   школы   по   территории,   в   зависимости   от
местожительства  неграмотных,  необходимо  в  самое ближайшее время
выяснить число неграмотных в  данном  районе,  их  местожительство,
половой и возрастный состав.
     Внешкольные городские и волостные  Подотделы  через  партийные
организации,  через  союз работников просвещения и социалистической
культуры  и  другие  профессиональные   организации,   через   союз
коммунистической  молодежи  определяют  персонально количество лиц,
могущих быть привлеченными к работе по ликвидации безграмотности, в
качестве учащих.
     б) Учет   неграмотных    среди    организованного    населения
производится его учреждениями,  а среди неорганизованного населения
- городскими и  волостными  Внешкольными  Подотделами.  Сведения  о
неграмотных   заносятся   в  особые  ведомости,  причем  на  каждое
население или городской  район  составляется  отдельная  ведомость,
куда заносятся, путем обхода дворов, о каждом неграмотном следующие
сведения:  имя и фамилия,  пол,  возраст и  занятие.  По  получении
означенных    сведений   внешкольными   городскими   и   волостными
Подотделами   определяется   потребное   количество   школ   и   их
местонахождение. Затем, совместно с представителями организованного
населения   вырабатываются   основания,   необходимые   Губернскому
Исполнительному   Комитету   для   установления  сроков  ликвидации
безграмотности.  При  рассмотрении  этих   предложений   Губернский
Исполнительный   Комитет   вырабатывает   общий   план   ликвидации
безграмотности по губернии и публикует его  во  всеобщее  сведение.
Срок  ликвидации  безграмотности  устанавливается или один для всей
губернии или разные для различных частей губернии.
     Параграф 5.  Единовременно  с учетом грамотного и неграмотного
населения Внешкольные городские  и  волостные  Подотделы  принимают
меры  к  скорейшему  открытию  школ для неграмотных и к обеспечению
этих школ учебными пособиями и принадлежностями.  В целях  экономии
времени  и  средств школы первой серии открываются при существующих
школах 1-й и 2-й ступени, при учреждениях внешкольного образования,
при    учреждениях   организованного   населения,   при   партийных
организациях, на фабриках и заводах и т. п.
     В дальнейшем,   когда   будет   закончена   работа   по  учету
неграмотных,  открывается дополнительная серия школ в других местах
с  таким  расчетом,  чтобы  каждое  населенное место,  могущее дать
группу обучающихся не менее 15 человек, имело свою школу.
     Параграф 6.   Согласно  общему  смыслу  декрета  о  ликвидации
безграмотности, ликвидацию безграмотности следует понимать в смысле
обучения неграмотных чтению,  письму, счету. По этим соображениям в
программу учреждаемых школ для ликвидации безграмотности включаются
родной язык (чтение,  письмо) и начальная математика.  Что касается
обществоведения и других предметов,  то они могут вводиться в школы
грамоты  сообразно  составу учащих и учащихся,  так обществоведение
может вводиться при условии поручения преподавания его  коммунисту.
Подробные  программы школы высылаются Внешкольным Отделом Народного
Комиссариата Просвещения дополнительно.
     Параграф 7.  Время  обучения,  число  дней  и  часов занятий в
неделю  в  школах  грамоты  определяется  Внешкольным   Подотделам,
сообразно условиям жизни разных слоев населения.
     Параграф 8.  Ликвидация безграмотности  начинается  с  младших
возрастов и постепенно продолжается до возрастов предельных.
     Внешкольные Подотделы,  городские и волостные, определяют, кто
может быть освобожден от обязательного обучения грамоте.
     Параграф 9.  Для подготовки инструкторов и учащих в  губернии,
уездах и районах организуются краткосрочные курсы-съезды.
     Параграф 10. Каждая школа имеет свой школьный совет, который и
руководит  всей  жизнью.  Совет  состоит  не менее,  как из четырех
человек - представителей учащих и учащихся в равном количестве.
     Параграф 11. Слушатели школы при начале занятий разбиваются на
группы  15-25  человек.  При  установлении  групп  принимаются   во
внимание возраст учащихся и степень развития.
     Параграф 12.  Учащиеся,  прошедшие   школы,   подвергаются   в
отношении усвоения ими механизма чтения, письма и счета испытаниям.
При испытании,  кроме учащих,  могут  присутствовать  представители
организованного  населения,  советских  и партийных учреждений.  Не
выдержавшие испытания остаются на повторный курс.
     Параграф 13.   Для   того,   чтобы  учащиеся  могли  углублять
полученные  ими  в  школе  знания,  необходимо   их   приобщить   к
использованию местными учреждениями Внешкольного Образования.
     Параграф 14.  Внешкольные Подотделы  своевременно  изготовляют
сметы  расходов  по ликвидации безграмотности,  внося этот расход в
общие сметы  своих  Подотделов.  К  числу  расходов  по  ликвидации
безграмотности  относятся:  содержание  персонала,  приглашаемого в
Отдел в связи с работой по ликвидации безграмотности,  оплата труда
учащих,  содержание помещения и хозяйственные расходы,  заготовка и
приобретение учебников и учебных пособий.
     Параграф 15.   При  исчислении  оплаты  труда  учащих  следует
принимать нормы Народного Комиссариата по  Просвещению.  Работы  по
обучению взрослых не считаются за совместительство должностей.
     Параграф 16.  Губернские,  городские,  уездные   и   волостные
Внешкольные    Подотделы    каждый    месяц    представляют   своим
Исполнительным  Комитетам  отчеты  о  ходе  работ   по   ликвидации
безграмотности.  Уездные  и городские Внешкольные Подотделы,  кроме
этого,  в три месяца раз представляют сводные отчеты  по  городу  и
уезду во Внешкольный Отдел Народного Комиссариата Просвещения.


     Подписал Народный Комиссар по Просвещению А.Луначарский

     21 января 1920 года

Информация по документу
Читайте также