Расширенный поиск
Постановление Народного Комиссариата Просвещения от 21.01.1920 № 45ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР (Инструкция) Издана Народным Комиссариатом Просвещения в развитие декрета "о ликвидации безграмотности" (Собр. Узак. 1919 г. N 67, ст. 592). Параграф 1. Настоящая инструкция имеет в виду ликвидацию безграмотности среди населения в возрасте от 14 до 50 лет, т. е. той части населения, которая обычно обслуживается учреждениями Внешкольного Образования. Параграф 2. Работа по ликвидации безграмотности среди населения в возрасте от 14 до 50 лет выполняется: Внешкольным Отделом Народного Комиссариата Просвещения, губернскими, городскими, уездными и волостными Подотделами Внешкольного Образования, совместно с учреждениями организованного населения. Там, где Внешкольных Подотделов не существует, работы по ликвидации безграмотности возлагаются на Отделы Народного Образования, а где нет Отделов Народного Образования (напр., в некоторых волостях), там работы по ликвидации безграмотности возлагаются на местные Исполнительные Комитеты.) Параграф 3. При указанных в параграфе 2-м губернских, городских, уездных и волостных учреждениях, в связи с производством работ по ликвидации безграмотности, организуются комиссии и совещания из представителей организованного населения (профессиональные союзы, Всероссийский Союз работников просвещения и социалистической культуры, Союз коммунистической молодежи, Отдел по работе среди женщин, делегатки работниц при Отделах Народного Образования, Отдел по работе в деревне, фабрично-заводские комитеты и т. д.), советских и партийных учреждений. Указанные комиссии и совещания собираются как для обсуждения общих вопросов по ликвидации безграмотности, так и для решения частных практических вопросов. В зависимости от характера вопросов меняется и состав этих комиссий и совещаний; так например, для обсуждения вопросов ликвидации безграмотности среди городского пролетариата приглашаются, главным образом, представители профессиональных организаций, а для решения вопросов по ликвидации безграмотности среди сельского населения могут привлекаться Отделы по работе в деревне. Для решения вопроса о ликвидации безграмотности среди женского пролетариата приглашаются представители профессиональных союзов, женских комиссий. Параграф 4. План работы по ликвидации безграмотности состоит в следующем: вся работа должна базироваться на самодеятельности самого населения. На общем собрании Внешкольных Подотделов совместно с представителями организованного населения, советских и партийных учреждений вырабатывается общий план ликвидации безграмотности в данном месте, а именно: устанавливается техника учета грамотных и неграмотных, намечается организация снабжения школ, учреждаемых для ликвидации безграмотности, и т. п. а) Для того, чтобы городские и волостные Внешкольные Подотделы могли правильно исчислять потребное количество школ и правильно распределять эти школы по территории, в зависимости от местожительства неграмотных, необходимо в самое ближайшее время выяснить число неграмотных в данном районе, их местожительство, половой и возрастный состав. Внешкольные городские и волостные Подотделы через партийные организации, через союз работников просвещения и социалистической культуры и другие профессиональные организации, через союз коммунистической молодежи определяют персонально количество лиц, могущих быть привлеченными к работе по ликвидации безграмотности, в качестве учащих. б) Учет неграмотных среди организованного населения производится его учреждениями, а среди неорганизованного населения - городскими и волостными Внешкольными Подотделами. Сведения о неграмотных заносятся в особые ведомости, причем на каждое население или городской район составляется отдельная ведомость, куда заносятся, путем обхода дворов, о каждом неграмотном следующие сведения: имя и фамилия, пол, возраст и занятие. По получении означенных сведений внешкольными городскими и волостными Подотделами определяется потребное количество школ и их местонахождение. Затем, совместно с представителями организованного населения вырабатываются основания, необходимые Губернскому Исполнительному Комитету для установления сроков ликвидации безграмотности. При рассмотрении этих предложений Губернский Исполнительный Комитет вырабатывает общий план ликвидации безграмотности по губернии и публикует его во всеобщее сведение. Срок ликвидации безграмотности устанавливается или один для всей губернии или разные для различных частей губернии. Параграф 5. Единовременно с учетом грамотного и неграмотного населения Внешкольные городские и волостные Подотделы принимают меры к скорейшему открытию школ для неграмотных и к обеспечению этих школ учебными пособиями и принадлежностями. В целях экономии времени и средств школы первой серии открываются при существующих школах 1-й и 2-й ступени, при учреждениях внешкольного образования, при учреждениях организованного населения, при партийных организациях, на фабриках и заводах и т. п. В дальнейшем, когда будет закончена работа по учету неграмотных, открывается дополнительная серия школ в других местах с таким расчетом, чтобы каждое населенное место, могущее дать группу обучающихся не менее 15 человек, имело свою школу. Параграф 6. Согласно общему смыслу декрета о ликвидации безграмотности, ликвидацию безграмотности следует понимать в смысле обучения неграмотных чтению, письму, счету. По этим соображениям в программу учреждаемых школ для ликвидации безграмотности включаются родной язык (чтение, письмо) и начальная математика. Что касается обществоведения и других предметов, то они могут вводиться в школы грамоты сообразно составу учащих и учащихся, так обществоведение может вводиться при условии поручения преподавания его коммунисту. Подробные программы школы высылаются Внешкольным Отделом Народного Комиссариата Просвещения дополнительно. Параграф 7. Время обучения, число дней и часов занятий в неделю в школах грамоты определяется Внешкольным Подотделам, сообразно условиям жизни разных слоев населения. Параграф 8. Ликвидация безграмотности начинается с младших возрастов и постепенно продолжается до возрастов предельных. Внешкольные Подотделы, городские и волостные, определяют, кто может быть освобожден от обязательного обучения грамоте. Параграф 9. Для подготовки инструкторов и учащих в губернии, уездах и районах организуются краткосрочные курсы-съезды. Параграф 10. Каждая школа имеет свой школьный совет, который и руководит всей жизнью. Совет состоит не менее, как из четырех человек - представителей учащих и учащихся в равном количестве. Параграф 11. Слушатели школы при начале занятий разбиваются на группы 15-25 человек. При установлении групп принимаются во внимание возраст учащихся и степень развития. Параграф 12. Учащиеся, прошедшие школы, подвергаются в отношении усвоения ими механизма чтения, письма и счета испытаниям. При испытании, кроме учащих, могут присутствовать представители организованного населения, советских и партийных учреждений. Не выдержавшие испытания остаются на повторный курс. Параграф 13. Для того, чтобы учащиеся могли углублять полученные ими в школе знания, необходимо их приобщить к использованию местными учреждениями Внешкольного Образования. Параграф 14. Внешкольные Подотделы своевременно изготовляют сметы расходов по ликвидации безграмотности, внося этот расход в общие сметы своих Подотделов. К числу расходов по ликвидации безграмотности относятся: содержание персонала, приглашаемого в Отдел в связи с работой по ликвидации безграмотности, оплата труда учащих, содержание помещения и хозяйственные расходы, заготовка и приобретение учебников и учебных пособий. Параграф 15. При исчислении оплаты труда учащих следует принимать нормы Народного Комиссариата по Просвещению. Работы по обучению взрослых не считаются за совместительство должностей. Параграф 16. Губернские, городские, уездные и волостные Внешкольные Подотделы каждый месяц представляют своим Исполнительным Комитетам отчеты о ходе работ по ликвидации безграмотности. Уездные и городские Внешкольные Подотделы, кроме этого, в три месяца раз представляют сводные отчеты по городу и уезду во Внешкольный Отдел Народного Комиссариата Просвещения. Подписал Народный Комиссар по Просвещению А.Луначарский 21 января 1920 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|