Расширенный поиск

Постановление Народного Комиссариата Юстиции от 25.08.1920 № 336

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА
                              ЮСТИЦИИ


                        О ликвидации мощей

     По почину и настойчивому требованию самих трудящихся  масс,  в
губерниях:  Архангельской,  Владимирской, Вологодской, Воронежской,
Московской,   Новгородской,   Олонецкой,   Псковской,   Тамбовской,
Тверской,  Саратовской  и  Ярославской  произведено 58 вскрытий так
называемых "нетленных" мощей. Вскрытия эти в присутствии трудящихся
масс,  духовенства,  экспертов-врачей  и  представителей  Советской
власти раскрыли целый ряд мошеннических действий,  при помощи  коих
служители  культа  обманывали народные массы.  Серебряные гробницы,
блистающие драгоценными камнями,  содержат в  себе  или  истлевшие,
превратившиеся  в  пыль кости,  или имитацию тел с помощью железных
каркасов,  обмотанных  тканями,  чулок,  ботинок,  перчаток,  ваты,
окрашенного в телесный цвет картона и т. п. Вот то, чему архиереи и
монахи заставляли поклоняться загипнотизированные  массы,  почитать
за  нетленные (т. е. неразрушенные от времени) тела,  и во имя чего
приносить  свои  трудовые  копейки  в  церковные  карманы.   Вместо
воображаемых   мощей   Митрофана  Воронежского  обнаружен  череп  с
прилепленными волосами,  несколько костей,  груда  тряпок  и  ваты,
несколько перчаток и мешок,  набитый разной трухой.  В гробе Тихона
Задонского  обнаружены:  череп,  истлевшие  кости,  картон,  чулки,
ботинки,    перчатки;   вместо   груди   -   железный   каркас.   В
Александро-Свирском  монастыре,   Олонецкой   г.,   в   серебряной,
массивной   гробнице,  весящей  более  40  пудов,  была  обнаружена
восковая кукла.  В Суздали,  Владимирской г., "мощи" так называемой
Ефросинии  Суздальской  оказались  матерчатой  куклой,  с обломками
небольшого количества разрозненных костей.  В  Тамбове  в  гробнице
Питирима  была  обнаружена серебряная кукла-футляр,  в которой было
заключено незначительное количество костей,  причем череп  оказался
искусно  сделанным восковым слепком.  Мощи Артемия Веркольского,  в
Архангельской  г.,  оказались  смесью  обыкновенного  угля,  ржавых
гвоздей  и  мелкого  кирпича.  В  Жабынской  пустыне,  Тульской г.,
массивная серебряная гробница,  в  которой,  якобы  находилось,  по
уверениям церковников, нетленное тело Макария, оказалась совершенно
пуста.  В соборе Василия Блаженного,  в Москве,  обнаружены  "мощи"
отрока  Гавриила,  оказавшиеся  состоящими  из  воска  и небольшой,
размером в 1/2 вершка,  гнилой кости.  Мощи эти были  привезены  из
Польши  и открыты для публичного почитания известным черносотенцем,
протоиереем    Восторговым,    еще    в    1915    г.    в    целях
человеконенавистнической  антисемитской  пропаганды,  а  в 1912 г.,
находясь еще в Польше,  дали царизму,  в тех же целях,  религиозное
обоснование к гнусной инсценировке процесса Бейлиса.  В большинстве
остальных  случаев  обнаружены  были  обложенные  ватой  и  тканями
полуистлевшие  рассыпающиеся  в  порошок  кости,  причем:  в  одних
случаях были найдены лишние кости,  по своим  размерам,  плотности,
свежести, белизне - отличные от остальных костей; в других случаях,
наоборот,  многих костей от скелетов нехватало; иногда в раках были
обнаружены посторонние, повидимому, не имеющие никакого отношения к
культу,  предметы, как-то: брошки, ломаные серьги, гайки, пуговицы,
недавнего времени денежные марки и т. п.
     Эти и золоченые гробницы с предполагаемыми  в  них  нетленными
телами   старым  правящим  классам  были  необходимы,  как  аппарат
одурманивания,  на религиозной почве,  темных гипнотизируемых масс.
Означенные раки и гробницы имели целью также придавать "религиозное
освещение" тем или иным административным,  торговым и  промышленным
центрам.  Такова, например, была роль "мощей" Сергия Радонежского в
московский период России и "мощей"  Александра  Невского  в  период
петербургский.   По   плану  представителей  низвергнутой  династии
тиранов Романовых "мощи" должны были отвлекать народ от "внутренних
настроений",  почему в последнее царствование Николая Романова были
инсценированы,  одно  за  другим,  прославления   мощей:   Феодосия
Углицкого,    Серафима    Саровского,    Анны   Кашинской,   Иосифа
Белгородского,   Питирима   Тамбовского   и   Ионна    Тобольского.
Произведенное Народным Комиссариатом Юстиции судебное расследование
по  делу  игумении  Алектины,  купчихи  Лабзиной  и   др.   застало
инсценировку культа мощей в самом лабораторном ее процессе.  Группа
московских миллионеров (Лабзиных,  Грязновых  и  др.)  совместно  с
синодскими  чиновниками фабриковала мощи и подготовляла канонизацию
известного бандита с большой дороги,  а  за  сим  купца  1  гильдии
Василия  Ивановича  Грязнова,  даже  не взирая на то,  что он,  как
показало расследование, принадлежал к секте скопцов.
     Судебное расследование по делу иеромонаха московского донского
монастыря Досифея и др.  показало,  что  мощи  так  наз.  виленских
угодников Иоанна,  Антония и Евстафия, пересланные гр. Белавиным (в
монашестве патриархом Тихоном) из  Вильно  в  Москву  при  царизме,
представляют  из  себя  мумифицированные  трупы,  в  чем ныне может
удостовериться  всякий,  осмотрев  эти  мумии  в  музее   Народного
Комиссариата Здравоохранения (Москва, Петровка, д. 14).
     Уже после октябрьской революции,  в  1918  г.,  церковники,  в
целях  политического воздействия на отсталые массы,  канонизировали
митрополита Иосифа астраханского,  одного  из  видных  деятелей  по
подавлению восстания эпохи Степана Разина.
     В недрах  теперешней  патриаршей   канцелярии   подготовляется
инсценировка  канонизации сибирских церковных сановников Сафрония и
Павла,  а также Василия  Мангазейского.  Государственная  власть  и
правящие  классы  поручали  церковникам  приспособлять  "мощи"  как
надежный,  рекомендованный  еще  Иоанном  Златоустом,  аппарат  для
затемнения  сознания  народа,  для  укрепления  в  нем  религиозных
предрассудков,  а вместе с сим и своего влияния  на  темные  массы.
Кроме  того  сооружение  драгоценных гробниц и культ вокруг них для
церковников,  в свою очередь служат средством извлечения последними
для  себя  огромных  доходов  путем  сборов денег,  продажи свечей,
"цельбоносного" масла,  воды,  служения молебнов,  акафистов и иных
манипуляций, имеющих магическое значение в глазах темных людей.
     Революционное сознание трудящихся масс протестует против того,
чтобы  мумифицированные  трупы,  или  останки трупов,  или имитация
трупов в Советской России могли быть представляемы для эксплоатации
масс церковным организациям в их свободное распоряжение в нарушение
самых элементарных порядков общежития и к оскорблению  чувств  всех
сознательных граждан. Мероприятия местных Исполнительных Комитетов,
в некоторых случаях выразившиеся  только  в  акте  вскрытия,  и  не
доведших  дело  уничтожения обмана до полной ликвидации варварского
пережитка старины,  каким является культ мертвых тел и кукол,  дают
церковникам    возможность    дальнейшей    эксплоатации,   которая
продолжается и до настоящего  времени,  даже  у  вскрытых  гробниц,
принеся,  например,  патриарху  Тихону и монахам Троице-Сергиевской
Лавры за 9 месяцев 1919 г.,  хотя и меньший сравнительно с  прошлым
временем,  но  все  же  значительный  доход  от служения молебнов и
продажи  свечей   (более   1.400.000   р.,   по   признанию   самих
церковников).
     Помещение мощей  в  музее   является   наиболее   рациональным
способом   ликвидации   дальнейшей   эксплоатации  предрассудков  и
суеверий.  Подобные  реликвии,  относящиеся   к   другим   религиям
(например,  египетские мумии), уже давно находятся в музеях, наряду
с другими остатками старых культур,  что,  конечно,  не является ни
оскорблением религиозной совести, ни гонением на ту или иную веру.
     Посему Народный Комиссариат Юстиции  предлагает  к  исполнению
следующее:   1)  Местные  исполкомы  при  соответствующей  агитации
последовательно и  планомерно  проводят  полную  ликвидацию  мощей,
опираясь  на  революционное  сознание трудящихся масс,  избегая при
этом всякой нерешительности и половинчатости при  проведении  своих
мероприятий.
     2) Ликвидация названного культа  мертвых  тел,  кукол  и т. п.
осуществляется путем передачи их в музеи.
     3) Во всех случаях  обнаружения  шарлатанства,  фокусничества,
фальсификаций и иных уголовных деяний,  направленных к эксплоатации
темноты,  как со стороны отдельных служителей культа,  так равно  и
организаций  бывших  официальных вероисповедных ведомств,  - отделы
юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц,
причем ведение следствия поручается следователям по важнейшим делам
при отделах юстиции или Народном Комиссариате Юстиции и самое  дело
разбирается при условиях широкой гласности.


     Подписал: Народный Комиссар Юстиции Курский

     25 августа 1920 года

Информация по документу
Читайте также