Расширенный поиск

Постановление Совета Труда и Обороны от 17.08.1921 № 656

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ТРУДА И ОБОРОНЫ.

     656 Положение об органе управления лесной промышленностью
         Северо-Беломорского района (Северолес).

     Совет Труда и Обороны постановляет:
     В виду  исключительного  значения  для  лесного  экспорта  РСФСР,
представляемого   лесной   промышленностью   Архангельско-Беломорского
района,  в   целях   поднятия   и   развития   лесозаготовительной   и
лесообрабатывающей промышленности этого района, распространить на этот
район  и  на  лесообрабатывающие  предприятия  этого  района,  как  по
механической,  так  и  по  химической переработке дерева нижеследующее
положение,  дающее возможность поставить данную отрасль промышленности
на началах хозяйственного расчета:

                  I. Порядок учреждения Северолеса.

     Для управления  лесной промышленностью Северо-Беломорского района
и эксплоатации лесных богатств его в составе Главного Лесного Комитета
учреждается  особое  Правление,  именуемое  "Северолес".  Высший Совет
Народного Хозяйства  устанавливает  круг  предприятий,  которые  будут
переданы  "Северолесу",  и  по  соглашению  с  Народным  Комиссариатом
Земледелия   устанавливает   район,   на   который    распространяется
деятельность  создаваемого  Правления,  и  точную  карту  этого района
вносит на утверждение в Совет Труда и Обороны.  Правление  назначается
Президиумом   Высшего  Совета  Народного  Хозяйства  по  соглашению  с
Центральным Комитетом Союза Деревообделочников.

                        II. Задачи Правления.

     На Правление возлагается в пределах поручаемого  ему  района:  а)
максимальное     использование    существующих    деревообрабатывающих
предприятий,  а также постройка новых предприятий  по  механической  и
химической  переработке  дерева  в  целях  полного  и  наивыгоднейшего
использования леса в  соответствии  с  утвержденными  программами,  б)
заготовка  сырья  для  нужд  деревообрабатывающих предприятий района в
целях непрерывности работы их,  в) заготовка лесных материалов  в  тех
сортиментах,  которые могут быть экспортированы в необработанном виде,
г) заготовка дровяного топлива,  леса и  других  лесных  материалов  в
количестве,  приходящемся  на находящийся в ведении Правления район по
государственному  лесозаготовительному  плану,  д)  разработка   плана
нового  строительства  в области лесной промышленности данного района,
е) для организации правильной эксплоатации леса на  Севере  участие  в
обследовании   лесных   массивов   Комиссией   Народного  Комиссариата
Земледелия,  а  также  организация  самостоятельных  обследований   по
соглашению   с   последним,  ж)  осуществление  всех  работ,  согласно
вышеуказанного плана.
     Размеры заданий  по каждой из перечисленных работ устанавливаются
производственной программой, согласно п. 1 раздела V - сего Положения.

                 III. Имущественные права Правления.

     1) Все имущество,  принадлежащее  лесным  и  деревообрабатывающим
предприятиям района и заключающееся в зданиях, машинах, инструментах и
пр.  оборудовании,  запасах топлива,  сырья, полуфабрикатов и изделий,
вспомогательных   и  иных  материалах,  в  железнодорожных  лесовозных
ветвях,  перевозочных  средствах,  плашкоутных  и   барочных   парках,
буксирах,  и  пр.  переходят  в  ведение  Правления,  которое является
ответственным за их состояние и имеет  право  производить  необходимые
постройки,   дооборудование   и   вообще  все  работы,  которые  могут
содействовать  техническому  и  экономическому  улучшению   лесных   и
деревообрабатывающих  предприятий района.  Запасы сырья,  фабрикатов и
изделий  и  пр.,  а  также  кредиты,  ассигнованные   в   распоряжение
соответствующих  местных  органов  для  означенных  предприятий на 1-е
января  1922  г.,  как  денежными  знаками,  так  и   лесоматериалами,
поступают  в  распоряжение Правления в виде досметного материального и
финансового аванса.
     2) Для  эксплоатации переходящих в ведение Правления предприятий,
а также для обеспечения древесиной предприятий,  кои Правлением  будут
созданы   вновь,  Центральный  Лесной  Отдел  предоставляет  Правлению
лесосеки,  назначаемые  по  частному  плану  хозяйства  на   ближайший
ревизионный   период   в   лесничествах  и  лесных  дачах,  выбираемых
Правлением по соглашению с Центральным Лесным Отделом.
     Правление, в  зависимости  от  своей  производственной программы,
вправе воспользоваться лишь частью лесосеки,  назначенной по  частному
плану хозяйства.
     В пределах предоставляемой Правлению  лесосеки,  назначаемые  при
лесоустройстве  Центральным  Лесным  Отделом  совместно  с  Правлением
порядок рубки,  а также порядок отвода лесосек в натуре вырабатываются
Правлением и утверждаются Центральным Лесным Отделом.
     Если сверх  предоставленных   Правлению   в   указанном   порядке
лесничеств  и лесных дач окажутся в данном районе леса,  подлежащие по
заключению Центрального Лесного Отдела эксплоатации,  то в этом случае
Правление   имеет   преимущественное  перед  всеми  другими  лицами  и
учреждениями право на получение этих лесов в свое распоряжение.
     Соответствующие земельные  органы отводят Правлению по соглашению
с ним в удобных местах  необходимое  количество  сенокосных  угодий  и
пашен  для  организации  фабричных  советских хозяйств,  имеющих целью
снабжение  рабочих  и  предприятий  фуражем  для  гужевого  транспорта
согласно существующих законоположений, но в первую очередь.
     3) Всему переданному имуществу составляется  опись  и  оценка  по
фактическому  его  состоянию  применительно  к  ценам  1913-1914 г.г.,
однако производство оценки не должно прерывать либо  тормозить  работу
предприятий.

                  IV. Права и обязанности Правления.

     1) Ведению  Правления  подлежат:  а)  заведывание всем имуществом
фабрик и  заводов,  инвентарем,  транспортными  средствами,  зданиями,
жилыми помещениями,  складами и т.п.,  приобретение материалов, сырья,
топлива,  продовольствия,  фуража, инструментов, предметов снабжения и
пр., реализация продуктов производства, как по договорам купли-продажи
и поставки за наличный  расчет  и  в  кредит,  так  и  товарообменными
операциями,  а  также  производство  других торговых действий по делам
предприятий;  б) наем и закрепление складов, квартир и др. помещений с
соблюдением установленных правил;  в) страхование всего принадлежащего
к управляемым им предприятиям имущества; г) заведывание и распоряжение
всеми  без  исключения  делами  вверенных  предприятий и принятие мер,
могущих содействовать успеху работ предприятий.
     2) Правление  отвечает  за  выполнение  производственного  плана,
качество  выпускаемых  изделий,  сохранность  переданного   имущества,
состояние хозяйства и пр. и находится под контролем Президиума Высшего
Совета Народного Хозяйства,  причем Правление в целом,  а также  члены
его  в  отдельности  несут ответственность за ведение дела не только в
административном порядке перед Президиумом  Высшего  Совета  Народного
Хозяйства, но и по суду.
     3) В    своей     производственной     деятельности     Правление
руководствуется  общими  директивами  Главного  Лесного  Комитета,  не
касающимися однако внутреннего распорядка предприятий;  Правлению  при
этом  предоставляется  право  опротестования указаний Главного Лесного
Комитета непосредственно перед Президиумом  Высшего  Совета  Народного
Хозяйства.
     4) Правление представляет отчеты как о  своей  работе,  так  и  о
работе  подведомственных  ему предприятий через Главный Лесной Комитет
Главному Топливному  Комитету,  Президиуму  Высшего  Совета  Народного
Хозяйства,   Центральному   Комитету   Деревообделочников,   Областным
Экономическим Совещаниям  по  форме  и  в  сроки,  устанавливаемые  по
соглашению  Правления и Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства;
исполнение же требований каких-либо иных учреждений о даче им сведений
для Правления не обязательно.
     5) Для  восстановления  и  дальнейшего  развития   промышленности
района  и  в  целях  электрофикации края Правление обязано разработать
план  строительства  и  составить  соответствующую  смету  с  расчетом
покрыть  ее  путем  отчисления  в  размере  не  менее  20%  из доходов
предприятий в течение первых 5 лет  по  образовании  объединения  этих
предприятий согласно настоящего Положения.
     6) В передаваемом  Правлению  районе  ему  предоставляется  право
монопольной работы.  Вопрос об изъятиях из ведения Правления отдельных
лесных площадей в случаях предложения концессий на них и т.д. вносится
через  Президиум  Высшего  Совета  Народного  Хозяйства  на разрешение
Совета  Труда  и   Обороны   или   Совета   Народных   Комиссаров   по
принадлежности.

     П р и м е ч а н и е  1.   В    случае    отвода    лесосек    для
государственных органов или предприятий в  районе  действия  Правления
для заготовок не местного характера таковой отвод лесосек производится
с согласия на то Правления.

     П р и м е ч а н и е  2.  Местным   Исполнительным   Комитетам  на
покрытие  нужд  местного населения и предприятий мелкой промышленности
отвод лесосек производится в  порядке  действующих  законоположений  и
соответствующих инструкций.

     П р и м е ч а н и е 3.  Правление не вправе отчуждать или сдавать
в аренду находящееся  в  его  ведении  недвижимое  имущество,  здания,
оборудование,  орудия производства, иначе как по специальному в каждом
отдельном случае постановлению  Президиума  Высшего  Совета  Народного
Хозяйства.  Настоящее  примечание  не  распространяется  на  подсобные
предприятия Северолеса.

     7) Для обеспечения нужд управляемых Правлением предприятий и  для
всестороннего    использования   последних   Правление   имеет   право
образовывать в отведенном районе мастерские,  заводы и  пр.  подсобные
предприятия,  вести  разработки и заготовки необходимых строительных и
иных  материалов  по  соглашению   с   соответствующими   Главками   и
Управлениями  промышленности,  а  также в случае необходимости строить
баржи,  как для транспортирования материалов,  так и для всякого иного
обслуживания нужд предприятий.
     8) Правление имеет  право  непосредственного  сношения  со  всеми
органами,  учреждениями и лицами РСФСР,  кроме Совета Труда и Обороны,
Совета   Народных    Комиссаров    и    Всероссийского    Центрального
Исполнительного  Комитета,  сношение  с  коими  должно  происходить  в
установленном порядке путем  предварительного  вхождения  в  Президиум
Высшего Совета Народного Хозяйства.
     9) Все  операции  Правления  и  подчиненных  ему  предприятий  не
подлежат предварительному контролю Рабоче-Крестьянской Инспекции.
     10) В целях развития лесного дела в порученном Правлению районе и
достижения   максимальных   результатов  в  смысле  получения  валюты,
Правлению,  в случае необходимости, по специальному разрешению Высшего
Совета Народного Хозяйства, утвержденному Советом Народных Комиссаров,
предоставляется право  вступать  в  деловые  сношения  с  иностранными
капиталистами  на  предмет участия последних своим капиталом в работах
предприятий объединения с отчислением в их пользу  определенной  части
заготовленных лесоэкспортных материалов на основе особого соглашения.

     П р и м е ч а н и е. Организация подсобных предприятий с участием
иностранного капитала утверждается Правлением с доведением до сведения
Президиума  Высшего Совета Народного Хозяйства.  Поскольку организация
подсобных  предприятий  связана  с  выдачей   иностранцам   каких-либо
валютных или вообще материальных и имущественных обязательств от имени
"Северолес" или от имени РСФСР,  сделки на выдачу таковых обязательств
заключаются  не  иначе,  как  с  предварительного разрешения Народного
Комиссариата Внешней Торговли.

                     V. Порядок работ Правления.

     1) В 2-месячный срок со дня передачи Правлению всех предприятий и
заготовительных  единиц  района,  а  впредь  за  месяц  до наступления
каждого очередного  операционного  периода,  Правление  через  Главный
Лесной   Комитет  представляет  Президиуму  Высшего  Совета  Народного
Хозяйства  на  утверждение   проект   производственной   программы   с
соответствующей   денежной   и  материальной  сметой.  При  невнесении
Президиумом Высшего Совета Народного  Хозяйства  в  течение  месячного
срока  в  эту  производственную  программу и сметы изменений,  таковые
считаются автоматически вступившими в силу.

     П р и м е ч а н и е 1.  Представленные  проекты  производственной
программы  и  смет представляются Президиумом Высшего Совета Народного
Хозяйства в Рабоче-Крестьянскую Инспекцию.

     П р и м е ч а н и е 2.  В целях обеспечения правильной постановки
лесного    хозяйства   при   разработке   производственных   программ,
соответствующие органы привлекают представителей Центрального  Лесного
Отдела.

     2) В  смете  Правления  должно  быть  указано:  а) предполагаемая
минимальная выработка сырья и изделий и их  калькуляционные  расчетные
цены,   б)  потребность  предприятий  объединения  в  сырье,  топливе,
продовольствия и пр.  материалах и продуктах для выполнения намеченной
программы  текущего неотложного ремонта и их расчетные калькуляционные
цены,  в) количество денежных знаков для расходов,  производимых путем
денежной  оплаты,  а  также предполагаемый оборот безденежных кредитов
(за транспорт по ж.д. и пр.), г) ожидаемый доход.

     П р и м е ч а н и е 1.  Весь  остаток  дохода  в  материальной  и
валютной его форме поступает в собственность государства.

     П р и м е ч а н и е 2.  Формы   смет  и  образцы  калькуляционных
расходов определяются особой инструкцией согласно п.  2 раздела  IХ-го
сего Положения.

     П р и м е ч а н и е 3.  Из  доходов  предприятия по представлению
Правления,  согласованному  с  Главным  Лесным  Комитетом,   Президиум
Высшего  Совета Народного Хозяйства назначает особые премии в денежной
форме  как  руководителям  Правления,  так  и   рабочим   и   служащим
объединения,   а   также   отчисляет   из  него  известную  часть  для
усовершенствования производства.

             VI. финансирование и материальное снабжение.

     1) Все  денежные  и  материальные  расходы  Правления,   согласно
утвержденной  Президиумом  Высшего  Совета  Народного Хозяйства сметы,
покрываются   за   счет   производства    следующим    порядком:    а)
государственные  распределительные  и заготовительные органы назначают
такое  количество  материальных  ресурсов,  каковое  ими  может   быть
гарантировано.   В   покрытие   отпущенных  государством  материальных
ресурсов по калькуляционным ценам Правление  выделяет  соответствующую
часть   своей   продукции,  б)  из  средств  государственного  бюджета
Правлению  назначается  согласно  его  заявки  и  в   соответствии   с
утвержденными  сметами и денежная сметная ассигновка,  покрывающая как
соответственную часть расходов по заработной плате,  так и расходов на
покупки  на вольном рынке тех материальных ресурсов,  которые не могут
быть  отпущены  государством.  На  равную   сумму   по   установленным
калькуляционным  ценам  Правление  выделяет в распоряжение Государства
определенную часть своей продукции,  в)  в  тех  размерах,  в  которых
государство не берет на себя обеспечения Правления (согласно п.п.  "а"
и  "б"),  Правлению  предоставляется  право   пополнения   недостающих
продовольственных и др. материальных ресурсов за счет своей продукции,
реализуя ее,  как на внешнем,  так и на  внутреннем  рынке,  причем  в
первом  случае  оно  действует  под  контролем и по указанию Народного
Комиссариата Внешней  Торговли.  При  реализации  своей  продукции  на
внутреннем   рынке,   Правление   имеет  право  заключать  необходимые
договоры,  уведомляя одновременно с их заключением  Президиум  Высшего
Совета  Народного  Хозяйства.  Заключение  договоров  на внешнем рынке
производится  с  предварительного  разрешения  Народного  Комиссариата
Внешней Торговли.
     2) Поскольку государственные органы  не  берут  на  себя  полного
обеспечения  снабжения работы Правления и подчиненных ему предприятий,
Правление получает право в пределах утвержденной сметы: а) производить
как  путем  денежной  оплаты,  так  и  путем обмена на продукты своего
изделия,  самостоятельные   заготовки   продовольствия   и   предметов
снабжения  для рабочих и служащих Правления и предприятий его и фуража
для нужд транспорта при посредстве Центрального Союза  Потребительских
Обществ  и рабочих кооперативов,  учрежденных на общих основаниях;  б)
закупать,  как на внутренних,  так и на внешних  рынках  (в  последнем
случае  под  контролем  и  по указаниям Народного Комиссариата Внешней
Торговли),   необходимые   вспомогательные   материалы,   инструменты,
предметы   оборудования,   машины   и   станки,   а   также   предметы
продовольствия и  снабжения,  обращая  для  этого  определенную  часть
своего производства, реализуемую в порядке, предусмотренном предыдущим
пунктом сего положения.
     Принимая во     внимание    особые    условия    рассматриваемого
промышленного  района  и  отдаленность  его  от  источников  снабжения
Центра,  Правление  обеспечивает работы своих предприятий продфуражем,
предметами   обмундирования,   оборудования,   инструментами   и   пр.
необходимыми предметами, преимущественно путем закупки их за границей.
Для указанной  цели  Правлению  выделяется  по  особому  постановлению
Совета  Труда  и  Обороны  при  приступе  к  осуществлению  настоящего
Положения особый фонд лесных  материалов  из  числа  наличных  запасов
последних,  в  соответствии со сметой,  утвержденной для работ по сему
Положению,  с тем  что  в  дальнейшем  подобный  же  специальный  фонд
выделяется  самим  Правлением  из общего количества вырабатываемого им
продукта.  При этом Президиум Высшего Совета  Народного  Хозяйства  по
соглашению  с  Народным  Комиссариатом  Внешней Торговли устанавливает
форму взаимоотношений,  обеспечивающих Правлению наблюдение и контроль
за  правильностью,  своевременностью  и  соответствием производимых за
границей закупочных операций.
     3) В   виду   экспортного   характера   большинства  производимых
продуктов,  Правление,  согласно вырабатываемому  им  и  утвержденному
Народным  Комиссариатом Внешней Торговли плану,  ведет под контролем и
руководством Народного Комиссариата Внешней Торговли все  операции  по
экспорту этих товаров, как внутри страны, так и за границей.
     4) Все  работы  лесоустроительных  и   административных   органов
Центрального   Лесного   Отдела,   связанные  с  обслуживанием  работы
Северолеса,   финансируются    и    снабжаются    последним,    причем
соответствующие фонды вносятся в сметы Северолеса.

                              VII. Срок.

     1) Полномочия Правления устанавливаются на срок не менее 3-х лет,
причем в  течение  этого  срока  отдельные  члены  Правления  или  все
Правление в целом может быть устранено от исполняемых обязанностей: а)
Президиумом Высшего Совета Народного Хозяйства  в  случае  обнаружения
последним    явных   злоупотреблений   в   действиях   Правления,   б)
постановлением  подлежащих  судебных  органов  -  во  всех   остальных
случаях.

         VIII. Наем и увольнение служащих и рабочих и порядок
                           расчета с ними.

     1) Наем и увольнение рабочих и служащих за исключением категорий,
указанных  в  примечании,  установление  условий  их труда,  а равно и
порядок  расчета  с  ними  производится  на  основании   коллективного
договора,  заключаемого между Правлением и Центральным Комитетом Союза
Деревообделочников.

     П р и м е ч а н и е.  Директора или Управляющие заводами, а также
их  заместители  и  помощники,  а  равно  заведующие  заготовками,  их
заместители и помощники назначаются и увольняются Правлением.

     2) Правление   совместно   с    Центральным    Комитетом    Союза
Деревообделочников  устанавливает  правила  внутреннего  распорядка  и
очередности отпусков,  принимая  во  внимание  степень  обеспеченности
работников с одной стороны и нормы их производительности с другой.

                         IХ. Общее положение.

     1) Никакие центральные и местные организации, учреждения и группы
не   имеют   права   вмешиваться    в    административно-хозяйственную
деятельность   заводов,   предприятий  и  лесозаготовительных  органов
Правления,  занимать  какие-либо   фабричные,   заводские   или   иные
помещения,  находящиеся в ведении Правления,  без согласия последнего,
либо реквизировать или  конфисковать  принадлежащее  Правлению  и  его
предприятиям  имущество,  где  бы  таковое ни находилось,  не исключая
железнодорожных и водных путей.  В пределах фабричного или  заводского
участка,   все   лица   и  учреждения  обязаны  строго  соблюдать  все
постановления заводского Управления.
     Все культурно-просветительные и учебные учреждения (ясли и т.п.),
обслуживающие преимущественно нужды фабрик  и  заводов  Правления,  на
основании  особых  соглашений  с  соответствующими  органами Народного
Комиссариата Просвещения  и  Народного  Комиссариата  Здравоохранения,
могут   быть  переданы  в  хозяйственное  заведывание  соответствующих
заводоуправлений,  причем в этом случае в их  ведение  передаются  все
средства    и    материалы,    отпускаемые    для   таких   учреждений
соответствующими ведомствами.
     2) Правление  представляет  Президиуму  Высшего  Совета Народного
Хозяйства в течение месячного срока на утверждение проект  инструкции,
определяющей порядок рассмотрения и разрешения поступающих в Правление
дел,  взаимоотношений  между  Правлением,  Главным  Лесным  Комитетом,
Центральным Лесным Отделом,  а также порядок составления и форму смет,
производственных программ, отчетов и калькуляционных расчетов.

     Подписали: Председатель Совета Труда и Обороны   В. У л ь я н о в
(Л е н и н).
     Секретарь Совета Труда и Обороны Л. Ф о т и е в а.

     17 августа 1921 года.

Информация по документу
Читайте также