Расширенный поиск

Постановление от 31.12.1921 № 43

 



           ПОСТАНОВЛЕНИЕ IХ ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СОВЕТОВ.


     43. Постановление  по  вопросам  новой  экономической  политики и
         промышленности.

                                  I.

     1. Считая,  что Советская власть вполне  своевременно  перешла  к
новой  экономической  политике и что правильность этой политики вполне
подтверждена намечающимся оживлением хозяйственного оборота, 9-й Съезд
Советов вполне одобряет мероприятия Рабоче-Крестьянского Правительства
направленные  к   быстрейшему   проведению   в   жизнь   начал   новой
экономической политики.
     2. При  дальнейшем  проведении  этой  политики  необходимо  самым
внимательным    образом   считаться   с   хозяйственной   обстановкой,
характерными чертами которой надо считать:  1) образование внутреннего
рынка,  как результат отказа от продразверстки;  2) развитие денежного
обмена.  И то,  и другое есть непосредственный результат  преобладания
мелкого   и  крестьянского  хозяйства  в  стране.  При  этих  условиях
крупнейшей ошибкой было бы применение в области народного хозяйства со
стороны  Советской  власти  тех  методов,  которые  применялись  ею  в
прешествовавший период,  и которые вызваны были специальными условиями
эпохи    гражданской    войны.   Рабоче-Крестьянская   власть,   путем
систематических,  строго-обдуманных  и  построенных  на  точном  учете
процессов  рынка  экономических мероприятий,  должна взять в свои руки
регулирование рынка и денежного обращения.
     3. В  интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных
финансовых мер,  направленных к восстановлению денежного обращения  на
основе золотой валюты.  Первым шагом к этому должно явиться неуклонное
проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных  денег  путем
систематического    проведения    налоговой   политики   и   платности
хозяйственных  услуг  государства.  Опираясь  на  экономическую   мощь
сосредоточенных   в  руках  рабоче-крестьянского  государства  средств
производства,  Советская власть должна обеспечить себе в  учреждениях,
облегчающих   развитие   товарообмена  (кредитные  учреждения,  биржи,
торговые товарищества,  общества для экспорта и импорта, кооперативные
объединения    разных   видов   и   т.п.)   влияние,   соответствующее
представляемым им  интересам  трудящихся  масс,  путем  экономического
участия государства в подобных учреждениях.
     4. Расходы Советской республики и всех ее центральных  и  местных
учреждений  должны  быть  сведены  к минимуму,  приведены в связь с ее
ресурсами  и   производиться   в   порядке   строжайшего   соблюдения
утверждаемого   Всероссийским   Центральным  Исполнительным  Комитетом
государственного   бюджета,    с    предоставлением    соответствующим
государственным  органам большой свободы в распоряжении отпущенными им
по бюджету денежными и материальными средствами.  Неизбежные  на  пути
сокращения  государственных  расходов  жертвы в области удовлетворения
тех или иных потребностей должны быть принесены без колебаний, ибо без
решительного   сокращения   государственного   бюджета  восстановление
народного хозяйства в Советской России невозможно.
     5. 9-й   Съезд  Советов  признает  поднятие  сельского  хозяйства
первоочередной задачей государственной власти.  На основе  незыблемого
сохранения   национализации  земли  должны  быть  обеспечены  условия,
необходимые для правильного  существования  и  развития  крестьянского
хозяйства    путем    упрочения   крестьянского   землепользования   и
предоставления   крестьянскому   населению   свободы    выбора    форм
землепользования.    Всеми    возможными   при   настоящем   состоянии
государственных  средств  мерами   должна   быть   оказана   поддержка
маломощным крестьянским хозяйствам.
     Советская власть должна в тех же целях в первую  очередь  изучить
первый  опыт  взыскания  продналога,  а  также  возможность упрощения,
объединения и облегчения для крестьянства выполнения  лежащих  на  нем
государственных  повинностей,  более  справедливого их распределения и
т.п.
     Укрепление союза  пролетариата  и крестьянства - основы Советской
власти - требует дальнейшего оживления,  облегчения и упрочения обмена
между промышленностью и земледелием.
     6. В целях увеличения общего  количества  продуктов  в  стране  и
оживления товарообмена,  Советская власть должна: 1) оказывать широкую
поддержку всем видам кооперации (в частности -  сельско-хозяйственной,
промысловой   и   кредитной),   предоставив   ей  широкую  возможность
производства заготовок и всестороннего развития местной промышленности
и  подъема хозяйственной жизни вообще;  2) обеспечить мелким и средним
(частным и кооперативным) предприятиям  условия  правильного  развития
производства и свободного распоряжения своими продуктами.
     7. 9-й Съезд Советов признает,  что восстановление и всестороннее
укрепление   крупной  промышленности,  остающейся  в  непосредственном
управлении   государства   и   его   органов,   является,   наряду   с
восстановлением  сельского  хозяйства,  основной  задачей  Республики.
Развитие   государственной   крупной   промышленности,   как    основы
пролетарской  диктатуры,  требует  сосредоточения  на ней максимальной
части   общегосударственных   рессурсов    и    такого    планомерного
распределения  их,  чтобы  предприятиям государственной промышленности
была обеспечена беспрерывная производственная работа. Ради этой задачи
необходимо  дальнейшее и решительное сокращение советских учреждений и
снятие с государственного снабжения предприятий, существование которых
не может быть обеспечено наличными рессурсами государства.
     8. Хозяйственный    расчет     и     общегосударственный     план
промышленности,  основанный  на  точном учете рессурсов производства и
бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и  всех  их
вместе,   должны   лежать   в   основе  ведения  всей  государственной
промышленности.
     Государственным предприятиям   и   их  объединениям  должна  быть
гарантирована  широкая  самостоятельность   в   области   распоряжения
предоставленными  им государством рессурсами,  обеспечения предприятий
сырьем,  топливом и подсобными  материалами  и  т.д.,  а  также  право
реализации  определенной  доли продукции в целях пополнения недоданных
государством рессурсов.
     Съезд признает    экономически    и   технически   целесообразным
организацию   управления   государственной    промышленностью    путем
объединения  ряда  однотипных и друг друга дополняющих государственных
предприятий в губернском,  областном или общегосударственном масштабе.
Этим    объединениям    должна    быть   предоставлена   вся   полнота
административно-хозяйственных прав, гарантирующих рациональное ведение
предприятий  на  основе строгого хозяйственного расчета.  Считая,  что
новая экономическая политика в корне  отрицает  "главкистские"  приемы
хозяйствования,  необходимо  решительно  бороться  со  всеми попытками
возрождения этих методов управления промышленностью.
     9. Интересы   повышения   производительности  труда  и  улучшения
материального положения рабочих масс требуют,  чтобы тарифная политика
была   основана  на  непосредственной  заинтересованности  рабочего  в
производстве и обеспечении его основных потребностей.
     Дело снабжения  рабочих  должно  производиться  всеми снабжающими
органами   через   заводоуправления   по    нормам,    устанавливаемым
Профессиональными  Союзами.  Вопросы страхования рабочих,  социального
обеспечения,  медицинской  помощи  и  т.п.  должны   быть   специально
пересмотрены   в   связи  с  теми  условиями,  которые  создает  новая
экономическая политика.
     10. 9-й  Съезд Советов считает,  что новая экономическая политика
не может  быть  проведена  иначе,  как  при  активном  участии  в  ней
профессиональных   союзов.   Создание   объединений,   определение  их
производственных заданий,  вопросы налоговой  и  финансовой  политики,
определение   предприятий,   сдаваемых   в  аренду,  условия  арендных
договоров,  вопросы  организации  труда  и   управления   промышленных
предприятий  должны обсуждаться совместно с профессиональными союзами.
В частности одной из основных задач профессиональных союзов при  новой
экономической  политике  должно  стать  выдвигание  рабочих органов на
посты ответственных  руководителей  государственных  предприятий.  9-й
Съезд   Советов   особенно   подчеркивает   необходимость  организации
профессиональными союзами энергичной защиты интересов труда в  частных
и арендованных предприятиях.
     11. Интересы  восстановления  народного  хозяйства  в   Советской
России  требуют  облегчения  прилива иностранного капитала в различные
области хозяйства, как в форме концессий, так и в форме займов.
     9-й Съезд  Советов  целиком  одобряет те шаги,  которые Советское
правительство уже сделало для восстановления торговых,  промышленных и
кредитных  отношений  с заграниций.  Вместе с тем Съезд признает,  что
дальнейшее развитие  торговых  сношений  с  заграницей  требует  более
прямых  и непосредственных связей промышленности с заграничным рынком.
Находя, что охранение народного достояния и интересы наиболее выгодной
реализации  на  заграничных  рынках  тех продуктов,  кои разрешаются к
вывозу, требуют сохранения за государством монополии внешней торговли,
9-й Съезд Советов считает, что всероссийским и областным кооперативным
объединениям всех видов,  государственным  промышленным  объединениям,
областным  и  губернским  экономическим  совещаниям  и  прочим крупным
хозяйственным  образованиям  должно  быть  разрешено  непосредственное
производство  экспортных  и  импортных  операций  на  основании особых
соглашений их с Народным Комиссариатом Внешней  Торговли  о  допущении
или  ограничении вывоза или ввоза определенных видов товаров и под его
контролем.  В тех же целях должно быть  разрешено  образование  -  при
обязательном   участии   Народного  Комиссариата  Внешней  Торговли  -
смешанных обществ для  заготовки  экспортных  товаров  внутри  страны,
сбыта   их  заграницу  и  ввоза  в  Советскую  Россию  необходимых  ей
продуктов, с установлением таможенных пошлин ввозных и вывозных.
     12. Поскольку  победа  трудящихся  обеспечила  Советской России -
хотя бы временный и неустойчивый - мир и позволила перейти от военного
напряжения  на  внешних  и внутренних фронтах к мирному хозяйственному
строительству,  очередной задачей является водворение во всех областях
жизни строгих начал революционной законности.  Строгая ответственность
органов и агентов власти и граждан за  нарушение  созданных  Советской
властью законов и защищаемого ею порядка должна итти рядом с усилением
гарантии личности и имущества граждан.
     Новые формы отношений,  созданные в процессе революции и на почве
проводимой  властью  экономической  политики,  должны  получить   свое
выражение в законе и защиту в судебном порядке. Для разрешения всякого
рода  конфликтов  в  области  имущественных  отношений   должны   быть
установлены   твердые   гражданские   нормы.  Граждане  и  корпорации,
вступившие в договорные отношения с государственными органами,  должны
получить уверенность, что их права будут охранены. Судебные учреждения
Советской Республики должны быть подняты  на  соответствующую  высоту.
Компетенция  и круг деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и
ее  органов   должны   быть   соответственно   сужены   и   сама   она
реорганизована.
     13. Так   называемая  "новая  экономическая  политика",  основные
начала которой были точно определены еще во время первой  "передышки",
весной  1918  г.,  основывается  на  строгом  учете  экономических сил
Советской   России.    Осуществление    этой    политики    прерванное
комбинированным    нападением   на   рабоче-крестьянское   государство
контр-революционных сил русских помещиков и буржуазии  и  европейского
империализма,  стало  возможно  лишь  после военной ликвидации попыток
контр-революции к началу 1921 г.  Теперь  борьба  коммунистического  и
частного хозяйства переносится на экономическую почву,  на рынок,  где
национализованная промышленность,  сосредоточенная  в  руках  рабочего
государства,  должна, применяясь к условиям рынка и методам состязания
на нем завоевать себе решительное господство.  Победа будет тем  более
решительной,   чем   более  умело,  систематично  и  планомерно  будет
пролетариат распоряжаться сосредоточенными в его руках - в  результате
Октябрьской революции - огромными средствами производства,  чем крепче
будет опирающийся на обмен между городом и деревней союз  пролетариата
и  крестьянства,  чем  быстрее  научатся передовые элементы трудящихся
города и  деревни  вести  борьбу  на  новой  почве,  новыми  приемами,
используя  новую  обстановку,  становясь руководителями новых отраслей
работы.
     9-й Съезд  Советов  требует  от  всех  работников  энергичного  и
делового  проведения  до  конца,   намеченных   директив   в   области
восстановления экономической жизни Советской Республики.

                                 II.

            По докладу Высшего Совета Народного Хозяйства.

     Заслушав доклад  тов.  Богданова,  признать  деятельность Высшего
Совета Народного Хозяйства  в  области  организации  промышленности  и
проведения мер к ее восстановлению в общем и целом правильной.
     Признать, что   для   восстановления   крупной    государственной
промышленности  в первую очередь необходимо сосредоточить максимальные
средства на усиление топливо-добывающей промышленности и металлургии.
     Отмечая успехи, достигнутые в Донецком каменно-угольном бассейне,
считать необходимым дальнейшее проведение концентрации производства  и
сокращения  расхода  угля  на  собственные  нужды  бассейна,  в  целях
дальнейшего повышения его производительности.
     В целях  усиления добычи нефти в Баку и Грозном,  обратить особое
внимание на привлечение в эту область промышленности крупных оборотных
средств  для  полного  обеспечения необходимым оборудованием и буровым
инструментом.
     Учитывая тяжелое  положение  с  дровяным  топливом,  а  также  то
значение,  которое это топливо продолжает  играть  в  общем  топливном
балансе  республики,  обратить внимание всех Губернских Исполнительных
Комитетов  и  Губернских  Экономических   Совещаний   на   серьезность
положения  с  дровяными  заготовками и вывозом дров и на необходимость
сосредоточения максимальных усилий для создания необходимых запасов  у
железнодорожных  станций  и  берегов  сплавных  рек.  Особое  внимание
обратить на Урал,  где вся промышленность зависит от  лесозаготовок  и
где  необходимо  теперь  же  сосредоточить все внимание Высшего Совета
Народного Хозяйства и органов Народного Комиссариата Продовольствия на
выполнение лесозаготовительной программы.
     Отметить, что   намеченная    производственная    программа    по
металлургии   недостаточна   для   восстановления   основных  отраслей
народного хозяйства и  что  необходимо  принять  дальнейшие  меры  для
усиления работы как южных, так и уральских металлургических заводов.
     Обратить внимание на полный застой в рудном деле и обязать Высший
Совет  Народного  Хозяйства в течение ближайшего года приступить как к
восстановлению железно-и медно-рудной промышленности,  так и к  добыче
золота и платины.
     Одновременно с восстановлением  перечисленных  основных  отраслей
промышленности,  поставить обязательной задачей органов Высшего Совета
Народного  Хозяйства  поднять  производство  заводов,   вырабатывающих
предметы   широкого  потребления  и  крестьянского  обихода,  в  целях
наибольшего  удовлетворения   крестьянского   и   рабочего   населения
Республики,  причем,  в  первую  очередь  - текстильной,  кожевенной и
сахарной    отраслей    промышленности,    а    также     производство
сельскохозяйственных машин и орудий.
     Отмечая крайнюю  незначительность  наличных   сырьевых   запасов,
обязать  Высший  Совет  Народного  Хозяйства  и  другие  хозяйственные
Народные  Комиссариаты  осуществить   все   необходимые   мероприятия,
направленные к развитию технических культур и видов животного сырья.
     Все хозяйственные  органы  Республики  должны  проявить  максимум
энергии,  инициативы  и  хозяйственного подхода к ведению предприятий,
остающихся  в  непосредственном   управлении   государства,   дабы   в
результате    создать    основное    ядро    крупной   государственной
промышленности.

                                 III.

             По вопросам государственной промышленности.

     1. Центральные    и    областные    объединения   государственных
предприятий организуются Высшим Советом Народного  Хозяйства,  который
включает в них предприятия,  находящиеся, согласно решению 8-го Съезда
Советов,  в  непосредственном  управлении  Высшего  Совета   Народного
Хозяйства   и  его  центральных  органов.  Предприятия,  переданные  в
управление местных советов на основании решения 8-го Съезда Советов  и
их  объединения остаются в ведении Губернских Исполнительных Комитетов
и  могут  быть  изъяты  или  переданы  общероссийским  или   областным
объединениям  лишь  по соглашению Высшего Совета Народного Хозяйства с
Губернскими Исполнительными Комитетами или, в случае его отсутствия по
решению   Президиума,   Всероссийского   Центрального  Исполнительного
Комитета.
     2. В основу  взаимоотношений  между  предприятиями,  входящими  в
общегосударственные или областные объединения,  и местными губернскими
хозяйственными  органами  (Губернские  Советы  Народного  Хозяйства  и
Губернские Экономические Совещания) кладется принцип оказания взаимных
услуг на договорных началах,  при чем за  Губернскими  Исполнительными
Комитетами остаются все права контроля, предусмотренные решениями 7-го
и  8-го  Съездов  Советов,   однако,   без   права   вмешательства   в
административно-хозяйственную   деятельность   правлений  предприятий,
входящих в общегосударственное или областное объединение.
     3. Создаваемые объединения крупной государственной промышленности
состоят   в   подчинении  Высшему  Совету  Народного  Хозяйства  через
соответствующие   главные   (областные)   управления    по    отраслям
промышленности  при  Высшем  Совете  Народного Хозяйства или областных
промышленных бюро. При этом аппараты самых главных управлений, по мере
включения всех предприятий в указанные объединения, должны сокращаться
и  по  отношению  к  созданным  объединениям  выполнять  исключительно
функции планирования,  общего руководства,  контроля, государственного
финансирования и снабжения.
     В соответствии  с  этим,  губернские   управления   по   отраслям
промышленности     ликвидируются     и     превращаются    в    секции
общепроизводственного Отдела  Губернских  Советов Народного Хозяйства.
     4. В отношении снабжения все государственные предприятия делятся
на предприятия,  оставленные на государственном снабжении и  снятые  с
такового.  При  этом,  в  первую  очередь  должны  быть  оставлены  на
государственном снабжении те отрасли промышленности, продукция которых
служит для обеспечения снабжения армии или для восстановления основных
отраслей хозяйства  Республики  (военная  промышленность,  минеральное
топливо, металлургия и т.д.).
     5. Признать   необходимым   сосредоточение   на   оставленных  на
государственном    снабжении    предприятиях    максимальной     части
общегосударственных сырьевых,  продовольственных, топливных и денежных
рессурсов  и  такое   распределение   этих   рессурсов,   чтобы   этим
предприятиям,  была  обеспечена возможность беспрерывного производства
работы.  Для  этого  необходимо   каждому   предприятию   предоставить
достаточные оборотные денежные и материальные фонды,  как из рессурсов
центральных органов, так и из рессурсов самих предприятий.
     6. Поскольку восстановление крупной промышленности и  обеспечение
непрерывности    ее   производства   невозможно   иначе,   как   путем
непосредственной связи ее с внутренним рынком,  где она должна  искать
пополнения к предоставляемым ей государством рессурсам, - предоставить
предприятиям и их объединениям право реализации на рынке  части  своей
продукции,  в  соответствии  с  утверждаемыми  операционными планами и
недодачей государством  необходимых  им  рессурсов.  В  случае,  когда
продукция  таковых  предприятий  не  может  быть  допущена  к вольному
обращению  на  рынке  (предметы  военной   промышленности   и   т.п.),
предприятиям  и их объединениям должны быть предоставлены государством
для реализации на рынке соответствующие фонды.
     7. Все предприятия, снятые с государственного снабжения, получают
необходимые им средства путем реализации своей продукции на  рынке.  В
случае  же получения части необходимых им рессурсов от государственных
органов,  оплачивают эти поступления  за  счет  своей  продукции  либо
денежными знаками, либо соответствующей частью продукции.
     8. Для  наилучшего  использования  предоставляемых   предприятиям
государственных   рессурсов   и  проведения  в  полной  мере  принципа
хозяйственного расчета,  управления предприятий и объединений получают
все  административные права по управлению,  и право распоряжения всеми
материальными,  денежными  и  иными  рессурсами,  предоставляемыми  им
государством,   а  также  право  реализации  предоставляемой  им  доли
продукции и специальных товарообменных фондов.
     9. Плановое снабжение государственных предприятий,  находящихся в
ведении Губернских Исполнительных Комитетов (параграф  1),  происходит
через    Губернские    Исполнительные   Комитеты,   причем   последним
предоставляется право перераспределения отпускаемых центром  рессурсов
между   отдельными   предприятиями   и  их  объединениями  в  пределах
утвержденного производственного плана.
     10. Поскольку   государственным   предприятиям   приходится   для
пополнения своих рессурсов обращаться к рынку -  предоставить  широкое
право  предприятиям  и  их  объединениям вести торговые операции,  как
между собой, так и с кооперативами и вольным рынком, учитывая при этом
декрет  о преимущественном праве государственных органов и кооперации.
В целях развития торговли разрешить  предприятиям  и  их  объединениям
иметь товарные склады,  магазины,  конторы, а Высшему Совету Народного
Хозяйства  и  его  местным  органам  (Губернским   Советам   Народного
Хозяйства)  учредить  торговые  отделы  и  товарные  биржи,  последние
самостоятельно или по соглашению с  Всероссийским  Центральным  Союзом
Потребительских   Обществ   и   его   органами.   Все   расчеты  между
государственными предприятиями должны постепенно переводиться с  почвы
исключительно  бухгалтерских  перечислений  на почву чековых расчетов,
путем использования аппарата Государственного  Банка,  а  также  путем
непосредственной   денежной   расплаты   в   тех  случаях,  когда  это
представляется необходимым для предприятия.
     11. Все   государственные   предприятия,   как   оставленные,  на
государственном снабжении так  и  снятые  с  него  должны  вестись  на
началах   хозяйственного  расчета,  с  точным  учетом  всех  элементов
производства,  с  сокращением  накладных  расходов  и  доведением   до
минимума  всех  аппаратов  управления,  а  также всячески стремиться к
удешевлению себестоимости продукции без ущерба ее качеству.
     12. Задачи  бюджетно-сметных  и  других распределительных органов
должны ограничиваться по отношению к предприятиям  и  их  объединениям
только  отпуском  утвержденных  по бюджету и сметам денежных средств и
материальных рессурсов,  причем контроль  их  над  расходованием  этих
средств должен носить только технический характер.
     Ответственность же за целесообразность расходования находящихся в
распоряжении предприятий или объединений рессурсов лежит исключительно
на правлениях соответствующих предприятий или объединений и поверка их
действий  снабжающими  органами проводится лишь в порядке последующего
контроля.

                                 IV.

                      О коммунальном хозяйстве.

     Учитывая важность  восстановления  коммунального  хозяйства,  9-й
Съезд  Советов  поручает  Всероссийскому  Центральному Исполнительному
Комитету поставить этот  вопрос  на  ближайшей  своей  сессии,  создав
предварительно комиссию для разработки практических мероприятий.

     Подписали: Председатель        Всероссийского        Центрального
Исполнительного Комитета М. Калинин.
     Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А.
Енукидзе.


Информация по документу
Читайте также