Расширенный поиск

Постановление Совета Труда и Обороны от 13.06.1922 № 483

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ТРУДА И ОБОРОНЫ.

     483 О Государственном торговом флоте. (Положение)

                         I. Общие положения.

     Параграф 1.  Для развития  морского  судоходства  и  эксплоатации
Государственных     морских     транспортных    средств    учреждаются
Государственные пароходные предприятия под наименованием:
     а) "Государственное  Балтийское  Пароходство"  с местопребыванием
Правления и директора-распорядителя в Петрограде.
     б) "Государственное   Северное  Пароходство"  с  местопребыванием
Правления и директора-распорядителя в Архангельске.
     в) "Государственное     Черноморско-Азовское    Пароходство"    с
местопребыванием Правления и директора-распорядителя в Одессе.
     г) "Государственное  Каспийское  Пароходство"  с местопребыванием
Правления и директора распорядителя в Баку.
     Параграф 2.   Государственные  пароходства  находятся  в  ведении
Народного  Комиссара  Путей  Сообщения  и   действуют   на   основании
настоящего положения.
     Параграф 3. Каждое Государственное пароходство является в составе
общего   Государственного   имущества   самостоятельной  хозяйственной
единицей и производит свои операции на коммерческих основаниях.
     Параграф 4. Никакие центральные, областные и местные организации,
учреждения    и    лица    не    имеют     права     вмешиваться     в
техническо-хозяйственную      и      административную     деятельность
Государственных  пароходств,  занимать  находящиеся  в   его   ведении
помещения, реквизировать или конфисковать принадлежащее ему имущество,
где бы оно не находилось.

            II. Управление Государственными пароходствами.

     Параграф 5.  Управление   каждым   Государственным   пароходством
возлагается на Правление.
     Параграф 6.  Правление состоит из  председателя  и  двух  членов,
назначаемых  Народным  Комиссаром Путей Сообщения.  Один из упомянутых
членов Правления назначается Народным Комиссаром  Путей  Сообщения  по
соглашению  с  Областным  Экономическим  Совещанием по местонахождению
Правления.
     Увольняются Председатель  и  члены  Правления Народным Комиссаром
Путей Сообщения.
     Параграф 7.   Директор-распорядитель   избирается   Правлением  и
утверждается,  а  равно  и  увольняется  Народным   Комиссаром   Путей
Сообщения по представлению Правления.
     Директор-распорядитель входит в состав Правления на правах  члена
Правления.
     Параграф 8.  Для  действительности  решений  Правления  требуется
присутствие    трех    членов,    в    том    числе   председателя   и
директора-распорядителя.  Заседаниям  Правления   ведутся   протоколы,
подписываемые   всеми  присутствовавшими  на  заседании  лицами.  Дела
решаются Правлением по большинству  голосов,  при  разделении  голосов
поровну,   голос   председателя   дает  перевес.  Член  Правления,  не
согласившийся с постановлением его,  может требовать занесения  своего
несогласия  в протокол.  Заявление такого несогласия не останавливает,
однако, приведения постановления в исполнение.
     Параграф 9.  Правление  руководит всеми делами пароходств и несет
солидарную ответственность за надлежащее ведение дел.  К  обязанностям
его относятся:
     1) Составление плана действий,  проекта сметы,  отчета и  баланса
пароходства.
     2) Организация   счетоводства,    кассы,    делопроизводства    и
статистики.
     3) Заведывание всем имуществом пароходства.
     4) Наем   и   сдача  в  аренду  имущества,  согласно  действующих
узаконений.
     5) Открытие и закрытие контор и агентств.
     6) Открытие новых линий и закрытие действующих.
     7) Распределение и изменение рейсов в действующих линиях.
     8) Составление и изменение тарифов (параграф 15 п. 8).
     9) Установление  норм снабжения и расхода материалов и топлива на
судах пароходства.
     10) Приобретение   за   наличный   расчет,   в   кредит  и  путем
товарообмена всякого рода имущества, предметов снабжения, оборудования
и т.п.
     11) Организация  собственным  аппаратом,  а  также  совместно   с
другими предприятиями и их объединениями или при посредстве коопераций
и  частных  лиц,  заготовок  необходимых   пароходству   продуктов   и
материалов.
     12) Организация подсобных предприятий.
     13) Производство  по  делам пароходства всех дозволенных законами
кредитных операций  в  Государственном  Банке  и  в  других  кредитных
учреждениях.
     14) Заключение  соглашений  о  вступлении  пароходства  в  прямые
сообщения с другими судоходными предприятиями и железными дорогами.
     15) Снабжения  доверенностями   лиц,   определяемых   на   службу
пароходства  и  уполномоченных  Правлением  на заключение и совершение
договоров, условий и актов.
     16) Совершение  всех  дозволенных  законом  юридических  актов  и
сделок с правом иска и ответа на суде.
     17) Установление  штатов  береговых  учреждений и судов,  порядка
приема  и  увольнения  личного  состава,  заключение  коллективных   и
индивидуальных   договоров,  установление  норм  и  условий  оплаты  и
премирования труда,  в  согласии  с  существующими  законоположениями,
правил внутреннего распорядка предприятий и т.п.
     18) Надзор за деятельностью всех органов и судов пароходства.
     19) Составление   инструкций  директору-распорядителю  и  правил,
указанных в параграфах 26-29 настоящего положения.
     20) Совершение   всяких   других   операций,   не  противоречащих
настоящему положению.
     Параграф 10.  На  директора-распорядителя  возлагается  ближайшее
заведывание делами пароходства и исполнение постановлений Правления, а
также заведывание всем личным составом,  как береговых учреждений, так
и  судов  пароходства.  Директор-распорядитель  действует   от   имени
Правления без особой доверенности.
     Пределы прав и обязанностей директора-распорядителя  определяются
особой инструкцией, составляемой Правлением.
     Параграф 11.    Взаимоотношения     административно-хозяйственных
органов   пароходств   и   Профессиональных   Союзов  основываются  на
принципах,  установленных для промышленных предприятий Высшего  Совета
Народного Хозяйства.  Административно-хозяйственным органам пароходств
предоставляется  вся  полнота  власти  по  управлению  вверенными   им
учреждениями,  предприятиями, судами и т.д., на них же лежит полностью
и ответственность за надлежащее ведение дел, причем никакие оговорки о
вмешательстве  органов  Профессиональных  Союзов  в  действия  органов
управления  не  могут  служить  оправданием  в  случае  плохой  работы
предприятия.  Всякое  непосредственное вмешательство Профессионального
Союза в управление пароходствами является недопустимым.
     Параграф 12.  Каждому  Государственному пароходству присваивается
печать утвержденного Народным Комиссаров Путей Сообщения образца.
     Параграф 13.  Для  согласования  деятельности правлений отдельных
Государственных  пароходств  и  решения  вопросов,  общих   для   всех
пароходств,     учреждается    в    Москве    Центральное    Правление
Государственного Торгового Флота.
     Параграф 14. Центральное Правление состоит из председателя и двух
членов,  назначаемых Народным  Комиссаром  Путей  Сообщения.  Один  из
упомянутых   членов   Центрального   Правления   выдвигается  Народным
Комиссаров Внешней Торговли и утверждается Народным  Комиссаром  Путей
Сообщения.
     Параграф 15. На Центральное Правление возлагается:
     1) Рассмотрение  планов действий пароходств и представление их на
утверждение высшего Совета по Перевозкам.
     2) Рассмотрение смет пароходств и представление их на утверждение
Народного Комиссара Путей Сообщения.
     3) Перевод  судов при утверждении годового операционного плана из
состава  одного   пароходства   в   другое,   при   условии,   однако,
предупреждения   Правлений  пароходств  за  три  месяца  и  возмещения
произведенных   пароходством   расходов   по   ремонту    судов,    не
амортизованных ко дню передачи.
     4) Разрешение вопросов о покрытии убытков одного  пароходства  за
счет прибылей других пароходств.
     5) Рассмотрение   и   утверждение   предположений   Правлений   о
приобретении  и  постройке  новых  судов,  отчуждении существующих и о
капитальном ремонте судов.
     6) Разработка   правил   о   порядке  погашения  стоимости  судов
пароходств.
     7) Рассмотрение  и проведение в установленном порядке вопросов об
отпуске пароходствам средств из общегосударственной кассы.
     8) Регулирование  тарифов  и  фрахтов  и проведение тарифов через
Тарифный Комитет.
     9) Разрешение  и  согласование  вопросов  об открытии за границею
контор и агентств.
     10) Рассмотрение         и         утверждение         инструкций
директорам-распорядителям  пароходств,   правил   об   ответственности
пароходств  за  утрату  или  повреждение грузов,  о порядке и условиях
перевозки пассажиров и грузов, о страховании груза и т.п.
     11) Представление   на   утверждение  Народного  Комиссара  Путей
Сообщения    кандидатов    в    члены    Правления    пароходств     и
директоров-распорядителей.
     12) Представительство   интересов   пароходств   в    центральных
учреждениях.
     13) Установление штатов служащих Центрального Правления,  условий
найма и оплаты труда их, согласно действующих законоположений.
     14) Общий надзор за деятельностью  пароходств,  в  частности,  за
надлежащим  использованием  тоннажа,  а  также  разрешение возникающих
между пароходствами конфликтов.
     Параграф 16.  Содержание  Центрального Правления и обслуживающего
его аппарата  относится  на  средства  пароходств  пропорционально  их
заработку   в   размерах,   определяемых   Центральным  Правлением,  с
утверждения Народного Комиссара Путей Сообщения.
     Параграф 17.   Внутренний  распорядок  деятельности  Центрального
Правления определяется им самим.
     Параграф 18.   Правление   пароходств,   в  случае  несогласия  с
решениями  Центрального  Правления,  имеет  право  опротестовывать  их
Народному Комиссару Путей Сообщения.

               III. Права и обязанности Государственных
                             пароходств.

     Параграф 19.   Задачею   Государственного   пароходства    служит
содержание морских пароходных сообщений в районе его действия.  Районы
действия каждого пароходства определяются Центральным Правлением.
     Параграф 20.    Все   перевозки   производятся   Государственными
пароходствами не иначе,  как в порядке  договорного  соглашения  и  за
наличный расчет.
     Параграф 21.   Для   Государственных    пароходных    предприятий
обязательно   в   сроки   и  на  условиях,  установленных  договорами,
исполнение  плана  государственных  перевозок,  утвержденного   Высшим
Советом по Перевозкам.
     Параграф 22.  Совету Труда и  Обороны  предоставляется  назначать
обязательные пароходные линии.  Если образование таких линий влечет за
собою убыточность операций пароходства, то пароходствам назначаются на
покрытие этих убытков средства из общегосударственной кассы.
     Во всех  остальных  случаях  пароходства  совершенно  свободны  в
приеме  заказов  на  перевозки с обязательным лишь предпочтением,  при
всех прочих равных условиях,  в первую очередь государственных органов
и   государственных   объединений   (предприятий),  а  в  следующую  -
Центральных, Областных и Губернских кооперативных объединений.
     Параграф 23.     Государственным     пароходствам     принадлежит
преимущественное  перед  другими  пароходствами   право   на   морскую
перевозку  грузов  Народного  Комиссариата  Внешней  Торговли и прочих
государственных учреждений и объединений.
     Параграф 24.   Государственные   пароходства  в  праве  принимать
участие на  основаниях,  установленных  для  промышленных  и  торговых
объединений    Высшего    Совета   Народного   Хозяйства,   в   других
государственных и кооперативных объединениях, товариществах и т.п.
     Параграф 25.  Государственным  пароходствам предоставляется право
приобретать,  устраивать и арендовать строения,  доки, эллинги, верфи,
пароходы,  суда  и всякого рода пристани,  механические приспособления
для нагрузки и выгрузки товаров,  механические заводы  и  всякое  иное
необходимое движимое и недвижимое имущество (параграф 15 п. 5).
     Параграф 26. Ответственность пароходств за утрату или повреждение
груза,  принятого  к  перевозке,  либо за соблюдение договорного срока
доставки его по  назначению,  определяется  на  основании  действующих
законов   и  состоявшихся  между  пароходством  и  отправителем  груза
соглашений, означенных в коносаментах и фрахтовых квитанциях.
     Правила, касающиеся  общих условий этой ответственности,  а равно
порядка и условий перевозки пассажиров  и  багажа,  приема,  хранения,
перевозки  и  сдачи  груза,  устанавливаются  Правлением пароходства и
утверждаются Центральным Правлением.
     Параграф 27.  Государственным  пароходствам предоставляется право
исполнения,  по поручению грузоотправителей, всякого рода комиссионных
и экспедиционных операций.
     Порядок производства  таких  операций  и   нормы   вознаграждения
устанавливаются  Правлением  пароходства  и  утверждаются  Центральным
Правлением.
     Параграф 28.   Пароходства   имеют   право,   по   соглашению   с
Государственным Банком,  выдавать под перевозимые через его посредство
грузы,  застрахованные  и  неподверженные скорой порче,  краткосрочные
ссуда на время нахождения грузов в пути или в складах пароходства.
     Порядок и  условия  выдачи  и  возврата ссуд определяются особыми
правилами,  установленными  Правлением  и  утвержденными   Центральным
Правлением.
     Параграф 29. Государственным пароходствам разрешается производить
страхование  перевозимых  на  его  судах  грузов и товаров в страховых
учреждениях  и  обществах  от   имени,   за   счет   и   по   указанию
грузовладельца.
     Параграф 30.  Свою заготовительную деятельность пароходства ведут
на основах свободного соглашения с тем,  однако, ограничением, что при
всех прочих равных условиях пароходство обязано  оказать  преимущество
государственным   органам   и   центральным,  областным  и  губернским
кооперативным объединениям.
     Параграф 31.   Право  свободной  и  самостоятельной  деятельности
пароходств как  в  отношении  заготовок,  так  и  в  отношении  других
операций  распространяется  равным образом и на операции их на внешнем
рынке с соблюдением правил внешней  торговли  применительно  к  правам
промышленных   объединений,   находящихся  в  ведении  Высшего  Совета
Народного Хозяйства.

              IV. Имущество Государственных пароходств.

     Параграф 32.  Каждому  Государственному   пароходству   при   его
учреждении предоставляется
     1) в  качестве  основного  капитала  суда,   пловучие   средства,
подсобные предприятия, как-то: доки, мастерские, все пакгаузы, склады,
элеваторы и другое недвижимое  имущество,  находящееся  на  территории
портов  и  принадлежавшее  ранее  пароходным  и  пароходо-транспортным
смешанным предприятиям и необходимое пароходству для его операций;
     2) в   качестве  оборотного  капитала:  а)  денежные  средства  в
размерах,  причитающихся  ему   по   утвержденной   Советом   Народных
Комиссаров 1 июня 1922 г. смете Народного Комиссариата Путей Сообщения
на время до 1  октября  1922  г.,  считая  с  момента  перехода  этого
предприятия на коммерческие основания; б) все материалы, находящиеся в
складах соответствующего округа морских путей  сообщения,  а  также  и
предназначенные  сему  округу  к безденежному отпуску государственными
снабжающими  органами,  в  части,   предназначенной   для   надобности
Торгового  флота,  кроме  материалов,  временно  находящихся  на них и
принадлежащих  другим  учреждениям  (военному  ведомству  и   др.)   и
передаваемых   последним   распоряжением   администрации  складов  или
постановлением  Совета  Труда  и  Обороны,  и  в)  денежные  рессурсы,
подлежащие  испрошению  к  отпуску  из  казны  в ссуду необходимую для
доведения  общего  размера  денежных  средств   оборотного   капитала,
упомянутых    в    п.   "а"   до   размера   полугодовой   потребности
соответствующего пароходства.
     Параграф 33.  Сроки и порядок погашения пароходствами полученного
ими оборотного капитала (параграф 32 п.  2)  устанавливаются  Народным
Комиссаром   Путей  Сообщения  по  соглашению  с  Народным  Комиссаром
Финансов.
     Параграф 34. При передаче пароходству (параграф 32 п.1) судов или
недвижимого имущества,  находящихся в ремонте  или  достройке,  в  его
распоряжение  передаются и средства,  необходимые на окончание ремонта
или достройки.
     Независимо от  этого Государственным пароходствам предоставляются
из общегосударственной кассы  средства  на  приведение  переданных  им
судов  в  состояние,  отвечающее  правилам английского ллойда.  Размер
подлежащих отпуску средств, условия и сроки отпуска их устанавливаются
по   рассмотрении   в  установленном  порядке  смет  на  эти  расходы,
представляемые  Правлениями  пароходств  через  Центральное  Правление
Народному Комиссару Путей Сообщения.
     Параграф 35.  Состав   имущества,   передаваемого   пароходствам,
определяется   управлением   соответствующего   Округа  Морских  Путей
Сообщения по соглашению  с  правлением  соответствующего  пароходства.
Невыплаченное  содержание и все другие долги по день передачи остаются
на ответственности округов.
     Параграф 36.    Всему    имуществу,    предоставляемому   каждому
пароходству,  составляется в 3-х месячный со дня  передачи  его  срок,
опись  и  оценка по современным рыночным ценам,  согласно существующим
правилам.
     Параграф 37. Получив при своем учреждении капиталы, поименованные
в параграфах 32-33  настоящего  положения,  пароходные  предприятия  в
дальнейшем  существуют  на свой счет,  приобретая оборотные средства и
увеличивая  свой  основной  капитал  извлечением  доходов   из   своих
транспортных операций и в порядке кредитных операций (параграф 15).

                V. Отчетность и распределение прибыли.

     Параграф 38.   Планы   действия   и  сметы  на  операционный  год
представляются правлениями пароходств в Центральное Правление  за  1,5
месяца   до   начала  операционного  года.  Означенный  план  и  сметы
утверждаются  по   представлению   Центрального   Правления   Народным
Комиссаром Путей Сообщения.
     Параграф 39.  Составленные  Правлением   пароходств   за   каждый
минувший   год   подробные   отчеты   об  операциях  флота  и  балансы
представляются  Правлением  пароходств  не  позднее  3-х  месяцев   по
окончании   отчетного   года   Центральному   Правлению,   которое  по
рассмотрении  представляет  их  не  позже  месячного  срока  со  своим
заключением на утверждение Народного Комиссара Путей Сообщения.

     Примечание. Формы   планов,   смет   и   отчетов  устанавливаются
Центральным Правлением.

     Параграф 40.  Прибыли по представлению Центрального правления и с
утверждения Народного Комиссара Путей Сообщения распределяются:
     1) на поощрительное вознаграждение личного состава пароходства,
     2) на погашение оборотного капитала, согласно п. 2 параграфа 32 и
параграфа 33 и
     3) на  улучшение  и  усовершенствование  предприятий и увеличение
тоннажа.
     Свободный остаток  прибыли  от  операций  пароходств  поступает в
распоряжение Государства.

     Подписали: Заместитель Председателя Совета Труда и  Обороны  А.И.
Рыков.
     Секретарь Совета Труда и Обороны Л. Фотиева.

     13 июня 1922 г.

Информация по документу
Читайте также