Расширенный поиск
Постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР РСФСР от 03.03.1962 № 259, Совета Министров от 03.03.1962 № 259БЮРО ЦК КПСС ПО РСФСР И СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 марта 1962 г. N 259 МОСКВА О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ И УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УЧИЛИЩАХ И ШКОЛАХ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР И НА ПРОИЗВОДСТВЕ Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет Министров РСФСР отмечают, что за последние годы в РСФСР проделана некоторая работа по перестройке и улучшению профессионально-технического образования. В учебных заведениях профессионально-технического образования больше стало уделяться внимания укреплению связи обучения и воспитания с жизнью, с производительным трудом учащихся. Приближение профессионального образования к производству способствовало повышению качества подготовки квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства, улучшению коммунистического воспитания учащихся. На предприятиях промышленности, стройках и транспорте республики улучшилась подготовка квалифицированных рабочих непосредственно на производстве путем индивидуально-бригадного ученичества и в системе краткосрочных курсов. Наряду с этим Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР и его учебные заведения допускают серьезные недостатки в осуществлении Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР. Недостаточно организована подготовка квалифицированных рабочих для ряда ведущих отраслей народного хозяйства и прежде всего для строительных организаций, химического производства, для обслуживания средств автоматизации и механизации производственных процессов в промышленности, а также механизаторских кадров для сельского хозяйства. Слабо развита сеть профессионально-технических учебных заведений и подготовка в них квалифицированных рабочих для районов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Недостаточно уделяется внимания развитию сети вечерних (сменных) профессионально-технических училищ. Серьезные недостатки допускаются в подборе мастеров производственного обучения, воспитателей и преподавателей профессионально-технических училищ. Часть из них не имеет необходимой технической, политической и педагогической подготовки. Во многих училищах и школах в учебном процессе слабо учитываются современные требования, предъявляемые производством к подготовке рабочих кадров. Лаборатории и кабинеты ряда училищ оснащены устаревшей техникой, оборудованием и инструментом, размещены в помещениях, не приспособленных для занятий. Несмотря на это, Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР, отдельные совнархозы, министерства и ведомства плохо заботятся о расширении существующих и организации новых училищ профтехобразования, укреплении их учебно-производственной базы. На предприятиях и стройках Белгородского, Бурятского, Иркутского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Саратовского совнархозов не уделяется должного внимания организации производственной практики учащихся профессионально-технических учебных заведений. Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР и его местные органы слабо организуют работу по обобщению наиболее рациональных форм и методов профессионально-технического обучения, не разрабатывают научные проблемы дальнейшего развития профессионального образования в РСФСР, не оказывают необходимой методической помощи предприятиям в подготовке рабочих на производстве. Некоторые обкомы и крайкомы КПСС, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, совнархозы, министерства и ведомства слабо осуществляют руководство и контроль за перестройкой и развитием системы профессионально-технического образования, не заботятся об обеспечении городских и сельских профессионально-технических училищ современным производственным оборудованием, материалами и инструментом, о создании необходимых условий для успешного проведения учебного процесса и освоения молодежью новой техники, передовой технологии и высокопроизводительных способов труда. Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет Министров РСФСР постановляют: 1. Обязать обкомы, крайкомы КПСС, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Мосгорисполком, Ленгорисполком, Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР, совнархозы, министерства и ведомства РСФСР принять необходимые меры к устранению отмеченных в настоящем постановлении недостатков в подготовке квалифицированных рабочих, более активно осуществлять перестройку и улучшение системы профессионально-технического образования в РСФСР. 2. Установить, что профессионально-техническое обучение молодежи, идущей на производство после окончания восьмилетней школы, а также подготовка рабочих из взрослого населения для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства и предприятий бытового обслуживания, повышение их производственной квалификации должны осуществляться: а) в городских дневных профессионально-технических училищах, специализированных по отраслям производства, со сроком обучения 1-3 года; б) в городских вечерних (сменных) профессионально-технических училищах и вечерних (сменных) отделениях дневных профессионально-технических училищ со сроком обучения 1-3 года; в) в сельских дневных профессионально-технических училищах и вечерних (сменных) отделениях этих училищ со сроком обучения 1-2 года; г) непосредственно на производстве путем индивидуальной и бригадной подготовки рабочих по профессиям, для овладения которыми потребуется не более 6 месяцев, а также курсовой подготовки и переподготовки рабочих, организуемой как в профессионально-технических училищах, так и на производстве. Переподготовка и повышение квалификации рабочих должны производиться преимущественно без отрыва от производства. 3. Считать важнейшей задачей профессионально-технического образования - воспитание учащихся в духе высокой идейности и преданности делу коммунизма. Необходимо настойчиво прививать учащимся коммунистическую идейность в жизни, труде, коллективизм и товарищескую взаимопомощь. В центре внимания идейной работы должны постоянно находиться вопросы трудовой закалки, воспитания любви и уважения к труду, как к первой жизненной потребности. Формирование нового человека должно происходить на основе активного соединения обучения с производительным трудом учащихся, на лучших образцах труда и передовых примерах ведения общественного хозяйства. Всю идейно-воспитательную работу следует строить в свете нравственных принципов, утверждаемых моральным кодексом строителя коммунизма. Работники учебных заведений и управлений профессионально-технического образования обязаны постоянно руководствоваться во всей своей деятельности историческими решениями ХХII съезда КПСС, задачами, выдвинутыми Программой КПСС в области идеологии, воспитания и народного образования. 4. Обязать Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР обеспечить преобразование в течение 1962-1963 гг., с учетом особенностей экономических административных районов, ремесленных, железнодорожных, горнопромышленных, строительных училищ, училищ механизации сельского хозяйства и других учебных заведений в городские и сельские профессионально-технические училища согласно приложению N 1. Преобразование действующих учебных заведений в городские и сельские профессионально-технические училища производить в пределах утвержденных контингентов учащихся для этих учебных заведений, а также численности работников, фонда заработной платы и ассигнований, установленных Главному управлению профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР. 5. Обязать обкомы, крайкомы КПСС и Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР улучшить работу по подбору, расстановке и воспитанию руководящих и инженерно-технических работников в учебных заведениях профтехобразования. Разработать мероприятия по повышению технической, идейно-политической и педагогической подготовки кадров. Необходимо улучшить качественный состав мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей. Принять необходимые меры к укомплектованию профессионально-технических учебных заведений опытными инженерами, преподавателями, квалифицированными мастерами производственного обучения прежде всего за счет привлечения специалистов, непосредственно связанных с производством. Оказывать помощь мастерам производственного обучения, не имеющим достаточной теоретической подготовки, в получении ими среднего или высшего образования, систематически знакомить их с научными основами советской педагогики, организацией производства, с новой техникой и прогрессивной технологией. 6. Обязать Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР разработать и осуществить мероприятия по расширению производственной деятельности и повышению доходности учебных мастерских и учебных хозяйств профессионально-технических училищ с тем, чтобы одновременно с повышением качества производственного обучения учащихся в этих мастерских и хозяйствах полнее использовать имеющиеся оборудование и механизмы в учебных мастерских и хозяйствах для изготовления учащимися продукции по заказам предприятий и организаций, имея в виду постепенный перевод профессионально-технических училищ на частичную самоокупаемость. 7. Установить на 1962-1965 годы план подготовки квалифицированных рабочих в училищах и школах Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР в количестве 2574 тыс. человек согласно приложению N 2. Обязать Госплан РСФСР совместно с ВСНХ и Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР разработать предложения о строительстве в 1962-1965 годах городских и сельских профессионально-технических училищ и внести их к 25 марта 1962 года в Совет Министров РСФСР. 8. Обязать Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Мосгорисполком и Ленгорисполком, совнархозы, министерства и ведомства РСФСР: а) обеспечивать в соответствии с учебными планами и программами предоставление предприятиями, стройками, колхозами, совхозами и другими организациями оплачиваемых рабочих мест и соответствующей техники для прохождения производственной практики учащимися профессионально-технических учебных заведений, выделение для самостоятельного обслуживания учащимися производственных объектов (небольшие производственные цехи и участки), угольных лав, строительных участков, бригад, ферм, отделений колхозов и совхозов, безвозмездную передачу предприятиями профессионально-техническим учебным заведениям необходимого для обучения учащихся оборудования, машин, приборов, инструмента и приспособлений, а также средств автоматизации и механизации. В течение 1962 года организовать и оборудовать в городских и сельских профессионально-технических учебных заведениях недостающие учебные мастерские, лаборатории и кабинеты; б) обеспечить профессионально-технические учебные заведения производственными заказами, а также материалами, инструментом, приспособлениями и технологической документацией, необходимыми для выполнения этих заказов. Для быстрейшего освоения учебными мастерскими производства сложных изделий оказывать профессионально-техническим учебным заведениям за счет предприятий и организаций техническую помощь, направляя в училища на время освоения ими новой продукции опытных технологов, конструкторов и других инженерно-технических работников; в) обеспечивать жилой площадью работников учебных заведений профессионально-технического образования наравне с работниками базовых предприятий; г) обеспечить улучшение качества подготовки и повышения квалификации и культурно-технического уровня рабочих непосредственно на производстве. В этих целях: организовать и оборудовать на предприятиях и стройках в 1962-1963 годах необходимое количество учебных и технических кабинетов, пополнить действующие учебные кабинеты современным оборудованием и учебно-наглядными пособиями; укрепить состав рабочих-инструкторов и преподавателей квалифицированными специалистами, организовать повышение их педагогической квалификации; улучшить работу учебно-методических комиссий и советов; разработать на предприятиях и стройках перспективные планы повышения общеобразовательного и технического уровня рабочих; при составлении планов внедрения новой техники предусматривать одновременно мероприятия по подготовке и повышению квалификации рабочих, обеспечивающих выполнение этих планов, используя курсовую подготовку на производстве и в профессионально-технических учебных заведениях; всемерно развивать и поддерживать инициативу инженерно-технических работников, бригад и ударников коммунистического труда, передовых рабочих в проведении ими на общественных началах профессионального обучения молодых рабочих, в передаче им передового опыта труда, технических и общеобразовательных знаний; возложить руководство профессионально-техническим обучением кадров на производстве на главных инженеров предприятий и строек. 9. Поручить Главному управлению профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Мосгорисполкому, Ленгорисполкому, совнархозам, министерствам и ведомствам РСФСР, используя учебную базу профессионально-технических учебных заведений, создать в них на договорных началах с предприятиями широкую сеть производственно-технических курсов для обучения и повышения квалификации рабочих за счет средств, выделяемых предприятиям на эти цели, а также курсов для граждан, желающих за свой счет овладеть различными специальностями. 10. Главному управлению профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР усилить методическую работу в подведомственных учебных заведениях и непосредственно на производстве, имея в виду повышение качества учебно-воспитательной работы, применение разнообразных форм и методов обучения, привитие учащимся высокой производственно-технической культуры и развитие у них творческого подхода к решению производственных задач. В процессе обучения каждый учащийся должен получать необходимые прочные производственные навыки по изучаемой профессии на основе глубокого изучения современного оборудования, новых материалов, прогрессивных технологических процессов, способов труда новаторов, основ автоматизации и механизации производственных процессов, связанных с изучаемой профессией. Разрешить Главному управлению профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР организовать в республиканских (АССР), краевых, областных и городских управлениях профессионально-технического образования учебно-методические кабинеты. Организацию указанных кабинетов привести в пределах общей штатной численности работников и фонда заработной платы, установленных Главному управлению профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР и подведомственным ему организациям и учебным заведениям. 11. Признать необходимым организовать научно-исследовательский институт профессионально-технического образования. Главному управлению профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР в двухмесячный срок внести в Совет Министров РСФСР предложения по вопросам, связанным с организацией указанного института. 12. Поручить Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР совместно с Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР представить в Совет Министров РСФСР предложения по организации, начиная с 1962/63 учебного года, подготовки инженеров-педагогов для профессионально-технических училищ. 13. Обязать Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР организовать в 1962 году 9 техникумов по подготовке мастеров производственного обучения в Архангельской, Волгоградской, Горьковской, Куйбышевской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях. 14. Обязать Главное управление профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР в двухмесячный срок подготовить и представить в Совет Министров РСФСР предложения об условиях материального обеспечения учащихся, преподавателей и других работников дневных городских и сельских профессионально-технических училищ и вечерних (сменных) отделений, вечерних (сменных) профессионально-технических училищ, а также об использовании доходов, получаемых учебными заведениями от производственной деятельности и работ учащихся в процессе обучения. * * * Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет Министров РСФСР, придавая важное значение дальнейшему совершенствованию системы профессионально-технического образования и производственного обучения, обязывают партийные, советские и общественные организации областей, краев и автономных республик РСФСР установить систематический контроль за работой по дальнейшему развитию и улучшению качества подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования и на производстве, активно осуществлять реорганизацию профессионального образования. Оказывать помощь городским и сельским профессионально-техническим училищам в создании хорошей учебно-производственной базы, строительстве учебных и жилых зданий, оснащении лабораторий и мастерских новой техникой и оборудованием, расширении производственной деятельности училищ. БЮРО ЦК КПСС ПО РСФСР СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР Приложение N 1 к постановлению Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 3 марта 1962 г. N 259 ПЛАН преобразования учебных заведений Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР в городские и сельские профессионально-технические училища в 1962 - 1963 годах ------------------------------------------------------------------------------- |Всего | В том числе по годам: |преобра- |------------------------------------------ |зуется | 1962 год | 1963 год |учебных |------------------------------------------ |заведений |городские |сельские |городские|сельские |в 1962- |профессио-|профессио|профессио|профессио |1963 годах |нально-тех|нально- |нально- |нально-тех | |нические |техничес-|техничес |нические | |училища |кие учи |кие учи |училища | | |лища |лища | ------------------------------------------------------------------------------- | | | | | Всего по РСФСР | 2316 | 574 | 166 | 1084 | 492 | | | | | Алтайский край | 58 | 9 | 8 | 15 | 26 Амурская область | 21 | - | 1 | 13 | 7 Архангельская область | 34 | 12 | 1 | 17 | 4 | | | | | Астраханская область | 17 | - | - | 16 | 1 Башкирская АССР | 62 | 8 | 8 | 28 | 18 Белгородская область | 20 | 4 | - | 7 | 9 | | | | | Брянская область | 31 | 10 | 3 | 13 | 5 Бурятская АССР | 22 | 8 | 2 | 9 | 3 Владимирская область | 24 | 12 | 3 | 5 | 4 | | | | | Вологодская область | 20 | 7 | 1 | 6 | 6 Воронежская область | 35 | 2 | - | 17 | 16 Горьковская область | 66 | 36 | - | 16 | 14 | | | | | Дагестанская АССР | 10 | 1 | 1 | 5 | 3 Ивановская область | 16 | 5 | 3 | 7 | 1 Иркутская область | 40 | - | 2 | 27 | 11 | | | | | Кабардино-Балкарская | | | | | АССР | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 Калмыцкая АССР | 2 | - | 1 | 1 | - Калининградская область | 13 | 6 | 2 | 3 | 2 | | | | | Калининская область | 35 | 10 | 4 | 16 | 5 Калужская область | 23 | 4 | 2 | 11 | 6 Камчатская область | 2 | - | - | 1 | 1 | | | | | Коми АССР | 20 | 9 | - | 9 | 2 Костромская область | 15 | 5 | 3 | 4 | 3 Краснодарский край | 49 | 8 | 7 | 16 | 18 | | | | | Карельская АССР | 18 | - | - | 16 | 2 Кемеровская область | 76 | 12 | 2 | 53 | 9 Кировская область | 47 | - | - | 33 | 14 | | | | | Красноярский край | 53 | 13 | 2 | 19 | 19 Куйбышевская область | 52 | - | - | 38 | 14 Курганская область | 20 | - | - | 9 | 11 Курская область | 25 | 7 | 6 | 1 | 11 | | | | | г. Ленинград | 66 | 11 | - | 55 | - Ленинградская область | 33 | 13 | 3 | 16 | 1 Липецкая область | 21 | 6 | 3 | 8 | 4 Марийская АССР | 12 | 2 | - | 5 | 5 | | | | | Мордовская АССР | 19 | - | 2 | 7 | 10 Магаданская область | 2 | - | - | 2 | - г. Москва | 112 | 33 | - | 79 | - Московская область | 54 | 43 | 2 | - | 9 | | | | | Мурманская область | 7 | - | - | 7 | - Новгородская область | 15 | 5 | 2 | 5 | 3 Новосибирская область | 47 | 9 | 3 | 22 | 13 Омская область | 38 | 7 | 8 | 11 | 12 | | | | | Оренбургская область | 49 | 6 | 11 | 23 | 9 Орловская область | 21 | 9 | 4 | 3 | 5 Пензенская область | 28 | - | - | 15 | 13 Пермская область | 66 | 20 | 2 | 34 | 10 | | | | | Приморский край | 31 | - | - | 26 | 5 Псковская область | 9 | 2 | 2 | 2 | 3 Ростовская область | 65 | 32 | 14 | 18 | 1 Рязанская область | 26 | 12 | 6 | 5 | 3 | | | | | Саратовская область | 59 | 9 | - | 28 | 22 Сахалинская область | 13 | 2 | - | 10 | 1 Свердловская область | 88 | 22 | 3 | 54 | 9 Северо-Осетинская АССР | 15 | 5 | - | 6 | 4 | | | | | Смоленская область | 22 | 6 | - | 8 | 8 Ставропольский край | 21 | 9 | 7 | 2 | 3 Волгоградская область | 42 | 13 | 2 | 12 | 15 Тамбовская область | 22 | 3 | 2 | 7 | 10 | | | | | Татарская АССР | 50 | 7 | - | 29 | 14 Томская область | 17 | 11 | - | 2 | 4 Тульская область | 39 | 22 | 2 | 7 | 8 Тувинская АССР | 1 | - | 1 | - | - | | | | | Тюменская область | 20 | 5 | 5 | 7 | 3 Удмуртская АССР | 20 | 8 | 13 | 5 | 4 Ульяновская область | 18 | 3 | - | 9 | 6 Хабаровский край | 29 | - | - | 27 | 2 | | | | | Челябинская область | 90 | 16 | 1 | 61 | 12 Чечено-Ингушская АССР | 17 | - | - | 14 | 3 Читинская область | 23 | 7 | 5 | 4 | 7 | | | | | Чувашская АССР | 16 | 6 | 5 | 3 | 2 Якутская АССР | 7 | 3 | 2 | 1 | 1 Ярославская область | 35 | 17 | 3 | 13 | 2 Приложение N 2 к постановлению Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 3 марта 1962 г. N 259 ПЛАН подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР по группам профессий на 1962 - 1965 гг. (тыс. чел.) ------------------------------------------------------------------------------- Наименование групп профессий | 1962 г. | 1963 г. | 1964 г. | 1965 г. ------------------------------------ |----------|---------|---------|---------- | | | | Всего | 564,0 | 594,0 | 656,0 | 760,0 | | | | Профессии металлургического | | | | производства | 6,9 | 7,5 | 8,7 | 10,8 | | | | Профессии нефтяной промышленности | 2,4 | 2,6 | 3,1 | 3,8 | | | | Профессии химической | | | | промышленности и | | | | резино-технической промышленности | 6,5 | 7,1 | 8,2 | 10,2 | | | | Профессии строительного дела, | | | | деревообработки, | | | | промстройматериалов и по монтажу | | | | и санитарно-техническим работам | 139,3 | 151,2 | 175,9 | 216,8 | | | | Профессии лесной и бумажной | | | | промышленности | 5,8 | 6,3 | 7,3 | 9,0 | | | | Профессии водного транспорта | | | | и судостроения | 12,2 | 13,2 | 15,4 | 18,9 | | | | Профессии по обслуживанию | | | | радио-телеграфно-телефонных станций | | | | и линий связи | 4,8 | 5,2 | 6,0 | 7,4 | | | | Профессии энергетики и производств | | | | средств связи | 6,4 | 6,9 | 8,1 | 10,0 | | | | Профессии металлообрабатывающей | | | | промышленности | 66,5 | 72,2 | 84,0 | 103,6 | | | | Профессии полиграфического | | | | производства и кинопромышленности | 12,5 | 13,6 | 15,9 | 19,6 | | | | Профессии угольной и горнорудной | | | | промышленности | 10,2 | 11,0 | 12,8 | 15,8 | | | | Профессии железнодорожного транспорта| 14,6 | 15,9 | 18,5 | 22,8 | | | | Профессии легкой, пищевой | | | | промышленности и торговли | 39,9 | 43,3 | 50,4 | 62,1 | | | | Профессии сельского хозяйства | 200,3 | 202,3 | 206,0 | 213,5 | | | | Подготовка шоферов | 35,7 | 35,7 | 35,7 | 35,7 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|