Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.05.1970 № 280

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                        от 6 мая 1970 г. N 280
                            г. М О С К В А

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ
                       НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РСФСР

     Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:

     Утвердить прилагаемые  Правила  застройки   сельских   населенных
пунктов РСФСР.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          Г. ВОРОНОВ
     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР          И. СМИРНОВ

                                                 УТВЕРЖДЕНЫ
                                       постановлением Совета Министров
                                                   РСФСР
                                           от 6 мая 1970 г. N 280

                            П Р А В И Л А
             застройки сельских населенных пунктов РСФСР

                          I. Общие положения

     1. Правила   застройки   сельских   населенных   пунктов    РСФСР
устанавливают   порядок   оформления  разрешений  на  строительство  и
производство  строительных  работ,   осуществления   строительства   и
благоустройства, архитектурно-строительного контроля за строительством
и благоустройством.
     2. Правила  застройки  сельских населенных пунктов РСФСР являются
обязательными для всех государственных,  кооперативных и  общественных
предприятий,  организаций  и  учреждений,  а  также для индивидуальных
застройщиков.
     3. При  застройке сельских населенных пунктов необходимо исходить
из задач постепенного преобразования сел и деревень в  благоустроенные
поселки,  обеспечивающие  наилучшие  условия для труда,  быта и отдыха
сельского  населения  и  отвечающие  высоким  санитарно-гигиеническим,
архитектурно-планировочным и экономическим требованиям.
     4. Все виды строительства и благоустройства в сельских населенных
пунктах   производятся   с   разрешения   соответствующего   исполкома
сельского,  поселкового  и  районного  (в  районных  центрах)   Совета
депутатов трудящихся.
     5. Советами Министров  автономных  республик,  крайисполкомами  и
облисполкомами  обеспечивается  систематический контроль за застройкой
сельских населенных пунктов.
     6. Руководство благоустройством и озеленением сельских населенных
пунктов  осуществляется  исполкомами  районных,  сельских,  поселковых
Советов депутатов трудящихся.
     7. Контроль за выдачей разрешений  на  производство  строительных
работ осуществляется райисполкомами.
     8. Капитальные  вложения  и  ассигнования  на   строительство   в
сельских населенных пунктах должны определяться с учетом очередности и
последовательности застройки, обеспечения компактности первоочередного
строительства,  создания  законченных  комплексов жилых и общественных
зданий,  обеспечивающих население,  проживающее  в  них,  необходимыми
видами коммунального и культурно-бытового обслуживания.
     9. Предприятия и организации,  ведущие строительство  в  сельских
населенных пунктах,  принимают в установленном порядке долевое участие
в сооружении общих сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения и
других объектов, а также в благоустройстве населенных пунктов.
     Сельские, поселковые  Советы  депутатов  трудящихся   решают   по
согласованию   с   колхозами,   совхозами,   предприятиями  и  другими
организациями,  расположенными  на  территории  Советов,   вопросы   о
совместном     использовании     их     средств,     выделенных     на
жилищно-коммунальное     строительство     и      ремонт      объектов
жилищно-коммунального   хозяйства,   проводят  в  необходимых  случаях
централизацию этих средств.
     10. Архитектурно-планировочные задания на строительство отдельных
объектов и их  комплексов  выдаются,  в  зависимости  от  определяемой
Советами    Министров    автономных   республик,   крайисполкомами   и
облисполкомами сложности и сметной стоимости указанного строительства,
управлениями  (отделами)  по  делам  строительства  и  архитектуры или
районными архитекторами.
     11. В  соответствии  с  утвержденным проектом районной планировки
строительство     объектов     жилищного,     культурно-бытового     и
производственного  назначения  осуществляется в перспективных сельских
населенных    пунктах,    подлежащих    дальнейшему    укрупнению    и
благоустройству.
     В сельских населенных пунктах, не имеющих перспективы дальнейшего
развития,  осуществление жилищного и культурно-бытового строительства,
как правило, не допускается.
     Советами Министров   автономных   республик,   крайисполкомами  и
облисполкомами,  в виде исключения, может быть разрешено осуществление
в   указанных   населенных  пунктах  (с  учетом  сроков  их  сселения)
элементарного  благоустройства  и  строительства  необходимых  зданий,
связанных с культурно-бытовым обслуживанием населения.
     12. Для разрешения вопросов, связанных с планировкой, застройкой,
инженерным  оборудованием,  благоустройством  и  озеленением  сельских
населенных пунктов,  при райисполкомах создаются постоянные комиссии в
составе:  председателя  райисполкома или его заместителя (председатель
комиссии),     районного     архитектора,     главного      (старшего)
инженера-землеустроителя,         районного        инженера-инспектора
государственного архитектурно-строительного  контроля,  представителей
управления  сельского  хозяйства  и  отдела (управления) коммунального
хозяйства райисполкома,  районной санитарно-эпидемиологической станции
и инспекции пожарного надзора. При выборе территории под строительство
в   состав   комиссии   включается   также   представитель   проектной
организации.
     В работе  комиссии  принимают  участие   депутаты   районного   и
сельских,   поселковых   Советов   депутатов   трудящихся,   а   также
руководители и специалисты заинтересованных предприятий и организаций.
     13. Отвод  земельных  участков  государственным,  кооперативным и
общественным  предприятиям,  организациям  и  учреждениям,   а   также
индивидуальным  застройщикам  для  строительства в сельских населенных
пунктах производится в установленном порядке.

          II. Порядок оформления разрешений на производство
                          строительных работ

     14. Выдача   разрешений   на   производство  строительных  работ,
осуществляемых  государственными,   кооперативными   и   общественными
предприятиями,  организациями и учреждениями,  а также индивидуальными
застройщиками    производится    районными     инженерами-инспекторами
государственного архитектурно-строительного контроля.
     15. Для получения разрешения на производство  строительных  работ
государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации
и учреждения обязаны представить;
     а) заявление  застройщика  о  выдаче  разрешения  на производство
строительных работ:
     б) решение  о предоставлении земельного участка для строительства
объекта;
     в) план  земельного  участка  и  документ,  удостоверяющий  право
пользования земельным участком;
     г) выкопировки  из  проекта  планировки  и  застройки населенного
пункта,  а в случае его отсутствия - выкопировки из  схемы  размещения
первоочередного строительства, согласованные с районным архитектором;
     д) проектно-сметную документацию на строительство, утвержденную в
установленном порядке;
     е) выписки из приказов  строительной  организации  и  организации
застройщика о назначении производителя работ и работников технического
надзора;
     ж) регистрационную карту объекта,  подписки производителя работ и
работников  технического  надзора  застройщика,  копию   утвержденного
титульного списка и журнал производства работ.
     16. Для   получения   разрешения   на   производство   работ   по
строительству  жилых  домов  и  хозяйственных  построек индивидуальные
застройщики   обязаны   представить   районному    инженеру-инспектору
государственного архитектурно-строительного контроля:
     а) заявление застройщика  о  выдаче  разрешения  на  производство
строительных работ;
     б) решение о предоставлении земельного участка под застройку;
     в) типовой  или  рекомендуемый  органами по делам строительства и
архитектуры проект жилого дома;
     г) план застройки земельного участка;
     д) документ, удостоверяющий право пользования земельным участком.
     Индивидуальные застройщики в процессе строительства могут вносить
изменения  в  проект  жилого  дома  только  с   разрешения   районного
архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения органа,
предоставившего земельный участок.
     17. Обеспечение  индивидуальных  застройщиков проектами и планами
застройки приусадебных участков производится районными архитекторами.
     18. При представлении документов,  предусмотренных в пунктах 15 и
16  настоящих  Правил,   разрешение   застройщикам   на   производство
строительных работ оформляется в 10-дневный срок.

      III. Порядок осуществления строительства и благоустройства

     19. Основным  направлением  в  строительстве  сельских населенных
пунктов,  отнесенных проектами районной  планировки  к  перспективным,
является  их  реконструкция  путем уплотнения существующей застройки и
использования свободных площадей в границах этих  населенных  пунктов.
Развитие  сельских населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель
допускается    в    установленном    порядке    при    соответствующем
технико-экономическом обосновании.
     Строительство сельского  населенного  пункта   на   новом   месте
допускается:
     а) в  районах  освоения  новых  земель  и  строительства  крупных
гидротехнических сооружений;
     б) при  отсутствии  у  существующего   поселка   территории   для
перспективного  развития  или  при  неблагоприятных  для строительства
грунтах и рельефе местности;
     в) при   залегании  в  границах  существующего  поселка  полезных
ископаемых, имеющих промышленное значение.
     Строительство сельских   населенных  пунктов  на  новом  месте  в
случаях,  предусмотренных в подпунктах "б" и  "в"  настоящего  пункта,
осуществляется   при   условии,   если   не  представляется  возможным
разместить объекты нового поселка в близлежащих населенных пунктах.
     20. Выбор  территории  для строительства жилой и производственной
зон   проектируемого   сельского   населенного   пункта   производится
одновременно.
     21. При выборе  территории  под  строительство  кроме  требований
действующих строительных норм и правил  должны учитываться специальные
требования санитарного и  пожарного надзора,  а такие  технологические
нормы   проектирования   животноводческих  и  других  производственных
комплексов.
     Выбранная территория должна:
     обеспечить удобное взаимное расположение жилой и производственной
зон,   наиболее  рациональные  и  экономичные  решения  по  инженерной
подготовке  и  инженерному  оборудованию  ее  и  создание  необходимых
санитарно-защитных зон;
     иметь достаточную площадь для размещения всех видов строительства
с  учетом  перспектив  их  развития,  а  также благоприятные природные
условия для  строительства  и  благоустройства  сельского  населенного
пункта.
     22. Строительство  зданий  и  сооружений  в  сельских  населенных
пунктах,   включая   индивидуальное   жилищное  строительство,  должно
осуществляться, как правило, по типовым проектам, включенным в перечни
и  каталоги  действующих  типовых  проектов.  Строительство  зданий  и
сооружений   по   индивидуальным    и    экспериментальным    проектам
осуществляется в установленном порядке.
     23. Основными проектно-планировочными документами, в соответствии
с которыми осуществляется строительство в сельских населенных пунктах,
являются утвержденные в установленном порядке:
     а) проекты планировки отдельных сельскохозяйственных районов;
     б) проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов;
     в) проектно-сметные  материалы  по привязке к местности отдельных
зданий и их комплексов.
     24. Строительство    в   сельских   населенных   пунктах   должно
осуществляться по проектам их планировки и застройки.  При  отсутствии
проекта   планировки   и   застройки   сельского   населенного  пункта
строительство может осуществляться по схеме размещения первоочередного
строительства,   составленной  с  соблюдением  требований  действующих
строительных норм и правил.
     Схема размещения  первоочередного  строительства  составляется  в
соответствии  с  проектом  планировки  сельскохозяйственного   района,
согласовывается  с  соответствующим  управлением  (отделом)  по  делам
строительства и архитектуры и другими заинтересованными  организациями
и утверждается райисполкомом.
     25. Схема размещения первоочередного строительства  действует  до
трех лет, в течение которых должен быть разработан проект планировки и
застройки сельского населенного пункта.
     26. При  застройке  сельских  населенных  пунктов  не допускается
необоснованный снос жилых  домов,  максимально  сохраняются  имеющиеся
общественные и производственные здания, а также зеленые насаждения.
     27. Этажность   и   типы   жилых   домов    для    строительства,
осуществляемого  в сельских населенных пунктах за счет государственных
капитальных  вложений,  определяются  Советами  Министров   автономных
республик, крайисполкомами и облисполкомами.
     28. Благоустройство   сельских   населенных    пунктов    следует
производить  одновременно  со  строительством  жилых,  общественных  и
производственных зданий.
     Ко времени  сдачи  в эксплуатацию жилых и общественных комплексов
или отдельных зданий и сооружений должны  быть  выполнены  и  сданы  в
эксплуатацию инженерные сети, подъездные пути и электролинии.
     29. На всех  застройщиков  (в  том  числе  и  на  индивидуальных)
возлагается    обязательное   проведение   работ   по   озеленению   и
благоустройству участков,  устройству тротуаров в пределах  занимаемых
ими  участков,  постоянный  уход и содержание в надлежащем порядке как
самих участков, так и прилегающих к ним тротуаров и проездов.
     30. Застройка     и    благоустройство    участка,    отведенного
индивидуальному   застройщику,   должны   производиться   в    строгом
соответствии с планом участка, выданным районным архитектором.
     31. Помещения для содержания скота  и  птицы  личного  подсобного
хозяйства граждан,  проживающих в домах секционного типа в два и более
этажей,  рекомендуется размещать на специально отведенных площадках, в
стороне  от  жилой застройки,  детских и спортивных площадок,  а также
участков, предназначенных под зеленые насаждения общего пользования, с
учетом санитарных и зооветеринарных требований.
     Хозяйственные постройки для одноэтажных блокированных жилых домов
и блокированных домов в двух уровнях, а также для домов индивидуальных
застройщиков  размещаются  в  глубине  приквартирных  и   приусадебных
участков.
     32. В целях наиболее рационального использования  территории  при
застройке   сельских  населенных  пунктов,  если  позволяют  грунтовые
условия,  рекомендуется устраивать в жилых домах всех  типов  подполья
или подвалы.
     33. Ширина приусадебных участков  одно-  двухквартирных  домов  и
участков  блокированных  многоквартирных  домов  по фронту улиц должна
быть,  как  правило,  минимальной,  допускаемой   противопожарными   и
санитарными нормами.
     34 Размещение  и   строительство   производственных   комплексов,
сельскохозяйственных предприятий и отдельных производственных построек
осуществляются в пределах производственной зоны сельского  населенного
пункта с учетом технологических, санитарных и противопожарных норм.
     35. При размещении зданий производственных комплексов и отдельных
сооружений  должна  предусматриваться  возможность  организации единых
общепоселковых сетей водоснабжения,  электроснабжения,  канализации  и
дорог.
     36. Существующие в жилых районах и кварталах здания  и  комплексы
вредных  в санитарном отношении производств не подлежат расширению и в
дальнейшем должны быть перемещены на  другие  участки  или  обеспечены
устройствами по очистке как сточных вод, так и промышленных выбросов.
     37. Запрещается строительство временных сооружений  на  участках,
отведенных  под  застройку,  без разрешения соответствующих исполкомов
районных, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.
     Временные здания и сооружения, а также железнодорожные подъездные
пути,  возведенные в  период  строительства,  должны  быть  после  его
окончания  разобраны  организацией,  осуществляющей  строительство,  а
занимаемая ими территория приведена в порядок.
     38. В  сельских  населенных пунктах,  в которых предусматривается
устройство   централизованной   канализации,    при    соответствующих
благоприятных  геологических  и  гидрогеологических  условиях  следует
ориентироваться  на  устройство  естественной  биологической   очистки
сточных    вод.    Искусственная    биологическая    очистка    должна
предусматриваться   при    невозможности    устройства    естественной
биологической очистки.
     39. Зоны санитарной  охраны  вокруг  водозаборных  сооружений,  а
также   санитарно-защитные  зоны  очистных  сооружений  канализации  и
центральных  котельных  создаются  в  соответствии  с  санитарными   и
строительными нормами.
     40. Главные улицы,  а также улицы,  по которым  предусматривается
движение  транспортных  средств,  должны  иметь  тротуары,  пешеходные
переходы и уличное освещение.
     41. В  сельских  населенных пунктах следует предусматривать,  как
правило,  водосточную  сеть  открытого  типа  (водоотводящие  лотки  и
кюветы).
     42. В жилых комплексах с домами в два и более  этажей  необходимо
предусматривать  для  размещения  мусоросборников  площадки  с твердым
покрытием и удобными подъездами.
     Для мусора   и   жидких   нечистот  должны  предусматриваться  (с
соблюдением санитарных требований) места свалок,  поля  запахивания  и
ассенизации.
     43. Участки жилых домов,  общественных зданий и  производственных
комплексов рекомендуется ограждать со стороны улиц и соседних владений
оградами в виде живых изгородей из кустарников.
     При устройстве ограждений,  выходящих на улицу,  их конструкция и
применяемые материалы согласовываются с районным архитектором.
     44. Кладбища   и  скотомогильники  должны  размещаться  на  сухих
возвышенных  участках.  Территории  для  кладбищ  и   скотомогильников
выбираются  специальной  комиссией,  утверждаемой  райисполкомом.  Акт
выбора указанных территорий утверждается райисполкомом.
     45. Территория  сельских населенных пунктов должна быть озеленена
с целью улучшения санитарно-гигиенических условий для жизни  и  отдыха
населения,  защиты строений от пожаров,  сильных ветров, а также шума,
пыли и отработанных газов транспорта.
     Зеленые насаждения  должны  служить  также для укрепления берегов
водоемов, оврагов, откосов и осушения заболоченных территорий.
     В мероприятиях      по      озеленению     населенного     пункта
предусматриваются:
     а) озеленение площадей, улиц и проездов;
     б) озеленение   участков,   занимаемых   жилыми,   общественными,
производственными   зданиями   и   сооружениями,  а  также  территорий
специального    назначения     (санитарно-защитных,     ветрозащитных,
водоохранных, противопожарных);
     в) создание общественных парков и садов.
     46. Санитарно-защитные,        ветрозащитные,       водоохранные,
противопожарные и другие территории при благоприятных климатических  и
почвенных  условиях  следует  использовать  под  многолетние фруктовые
насаждения.
     47. Предприятия,  организации,  учреждения  и  отдельные лица,  в
пользование которых отводятся  земельные  участки  для  строительства,
обязаны  обеспечить  сохранность существующих на этих участках зеленых
насаждений.   Вырубка   деревьев   для   освобождения   площадок   под
строительство  зданий  и  сооружений производится с разрешения органа,
предоставившего земельный участок.  В этих случаях застройщики обязаны
посадить  не  менее  10  деревьев взамен одного вырубленного в местах,
определяемых   соответствующими   исполкомами   районных,    сельских,
поселковых Советов депутатов трудящихся.
     48. Запрещается строительство на территории скверов,  бульваров и
парков зданий, не имущих отношения к организации отдыха населения.
     49. При  наличии  на  территории  сельского  населенного   пункта
водоемов  (реки,  озера,  пруда)  их  берега  и прибрежные зоны должны
использоваться для  устройства  парков,  садов,  пляжей  и  спортивных
сооружений.
     50. Строительство    памятников,    обелисков,    монументов    и
мемориальных сооружений осуществляется в сельских населенных пунктах в
установленном порядке.
     51. Все   виды   строительства,   проводимые  в  непосредственной
близости к памятникам культуры, памятным местам и местам боевой славы,
должны быть согласованы в установленном порядке.

    IV. Порядок осуществления архитектурно-строительного контроля
                 за строительством и благоустройством

     52. Районные архитекторы и  инженеры-инспекторы  государственного
архитектурно-строительного контроля осуществляют контроль за качеством
строительства в сельских населенных пунктах и несут ответственность за
их   застройку   и  благоустройство  в  соответствии  с  утвержденными
проектами.
     53. Районные  архитекторы  и инженеры-инспекторы государственного
архитектурно-строительного контроля имеют право:
     приостанавливать с    разрешения    соответствующего    исполкома
районного,  сельского,   поселкового   Совета   депутатов   трудящихся
строительство  в  случаях  нарушения  проекта  планировки  и застройки
сельского населенного пункта или  другой  проектной  документации,  по
которой   осуществляется   строительство,   с   извещением   об   этом
финансирующего банка;
     возбуждать ходатайства  о  привлечении  в установленном порядке к
ответственности лиц, виновных в самовольном строительстве.
     Застройщики, допустившие нарушение проекта планировки и застройки
сельского  населенного  пункта,   схемы   размещения   первоочередного
строительства  и  других  проектных  документов  на строительство,  по
получении  указания  районного  архитектора  или   инженера-инспектора
государственного  архитектурно-строительного  контроля обязаны за свой
счет   устранить   допущенные   нарушения   в   установленные   сроки.
Застройщики,  допустившие  самовольное  строительство,  привлекаются к
ответственности в установленном порядке.
     54. При  строительстве зданий и сооружений,  а также производстве
работ по благоустройству  площадей,  улиц  и  проездов  должны  строго
соблюдаться    установленные   проектами   красные   линии   и   линии
регулирования застройки.
     Строительные организации,   предприятия,   учреждения,   а  также
отдельные граждане,  допустившие нарушение  красных  линий  или  линий
регулирования   застройки,  обязаны  своими  силами  и  за  свой  счет
устранить  указанные  нарушения  в  сроки,  установленные  исполкомами
районных, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.
     При невыполнении  указанных   требований   устранение   нарушений
обеспечивается  исполкомами  районных,  сельских,  поселковых  Советов
депутатов трудящихся за счет организаций,  предприятий,  учреждений  и
отдельных граждан, допустивших нарушения.
     55. Приемка    в    эксплуатацию    законченных    строительством
предприятий,   зданий  и  сооружений  в  сельских  населенных  пунктах
производится в установленном порядке.




Информация по документу
Читайте также