Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 29.09.1976 № 545

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                     от 29 сентября 1976 г. N 545
                            г. М О С К В А

          О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И
                    СООРУЖЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ В РСФСР

     Совет Министров РСФСР отмечает,  что за последние годы  несколько
улучшилось проектирование   и   сооружение   памятников,   монументов,
памятников-бюстов и обелисков,  повысилась ответственность в этом деле
Министерства культуры РСФСР, Союза художников РСФСР, Советов Министров
автономных  республик   и   исполкомов   местных   Советов   депутатов
трудящихся.
      С 1971 года в автономных республиках,  краях  и  областях  РСФСР
сооружено около   100  памятников  и  монументов,  многие  из  которых
являются значительными   произведениями   монументального   искусства,
прославляющими важнейшие события в жизни нашей страны,  подвиги героев
войны и  труда.  В  создании  памятников  активное  участие  принимают
известные советские скульпторы и архитекторы.
     Вместе с тем,  в работе по проектированию и сооружению памятников
имеются серьезные недостатки.
     В нарушение установленного порядка  проектирования  и  сооружения
памятников и   монументов   в  Дагестанской  АССР,  Татарской  АССР  и
Удмуртской АССР,   Ставропольском   крае,   Белгородской,    Брянской,
Калининградской, Кемеровской,  Новосибирской  и  других областях имели
место факты проектирования  и  сооружения  памятников  без  разрешения
Правительства.
     Белгородский облисполком  без  согласия  Совета  Министров  РСФСР
приступил к  строительству  мемориального  комплекса в районе рабочего
поселка Яковлево. Только после выполнения более половины работ на этом
объекте он   обратился   с  просьбой  разрешить  завершить  сооружение
указанного комплекса.
     Без разрешения  Совета  Министров РСФСР сооружен в г.  Набережные
Челны Татарской АССР памятник погибшим в борьбе за Советскую власть  и
в Великую  Отечественную  войну 1941-1945 годов.  Памятник выполнен на
низком идейно-художественном  уровне,   однако   на   его   сооружение
израсходовано около 200 тыс. рублей.
     При сооружении  отдельных  памятников  допускаются  излишества  в
расходовании   государственных  средств.  Некоторые  Советы  Министров
автономных республик,    крайисполкомы  и  облисполкомы  не  принимают
решительных  мер  по  предотвращению  этих  фактов  и даже сами иногда
выступают  инициаторами  сооружения   дорогостоящих   памятников.   На
сооружение  монумента  Победы  в г.  Новгороде  было израсходовано 406
тыс. рублей вместо первоначально разрешенных 50 тыс. рублей. Более чем
вдвое превышены суммы затрат,  предусмотренные на сооружение монумента
в честь  400-летия  добровольного  присоединения  Удмуртии  к  России,
памятника  защитникам  Советского  Заполярья  в  Великую Отечественную
войну 1941-1945 годов в г. Мурманске, обелиска Победы в г. Калинине.
     Министерство культуры    РСФСР,   Советы   Министров   автономных
республик и  исполкомы  местных  Советов  депутатов   трудящихся   при
организации проектирования  памятников  не  всегда предъявляют должную
требовательность и взыскательность к качеству  разработанных  эскизных
проектов. Художественно-экспертный  совет по монументальной скульптуре
Министерства культуры РСФСР подчас непринципиально  и  не  всесторонне
оценивает проекты  памятников.  В результате этого нередко сооружаются
памятники, не отвечающие  высоким  идейно-художественным  требованиям,
упрощенные и    невыразительные   по   композиционному   решению,   не
раскрывающие в должной мере значения событий, которым они посвящены.
     Союз художников РСФСР и Художественный фонд РСФСР не осуществляют
повседневного контроля         за         качеством         выполнения
скульптурно-производственными предприятиями   работ   по  утвержденным
проектам.
     Ряд авторских  коллективов  при  разработке  проектов  памятников
повторяет уже примененные ранее другими авторами  решения,  увлекается
неоправданно большими  размерами скульптур,  сложными и многофигурными
композициями, что,  как правило,  приводит к значительным  затратам  и
перерасходу выделенных   на   сооружение  памятников  ассигнований.  К
созданию проектов памятников привлекается узкий  круг  авторов,  редко
проводятся конкурсы.  Для  увековечения важнейших исторических событий
слабо используются различные формы монументального искусства.
     Ограниченные возможности скульптурно-производственных предприятий
Художественного фонда РСФСР и отсутствие необходимой материальной базы
для проектирования памятников у Министерства культуры РСФСР приводят к
длительным срокам их сооружения.
     В целях   дальнейшего   улучшения   работы  по  проектированию  и
сооружению памятников, монументов, памятников-бюстов и обелисков Совет
Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
     1. Советам  Министров   автономных   республик,   крайисполкомам,
облисполкомам, Московскому     и     Ленинградскому     горисполкомам,
Министерству культуры РСФСР и Союзу художников РСФСР:
     устранить недостатки  в  проектировании  и сооружении памятников,
отмеченные в настоящем постановлении,  строго соблюдать  установленный
постановлениями ЦК  КПСС и Совета Министров СССР от 24 июня 1966 г.  N
481 и от 21 января 1967 г.  N 58 порядок проектирования  и  сооружения
памятников и монументов;
     способствовать созданию произведений  монументального  искусства,
достойно раскрывающих  величие  нашей  Родины,  замечательные страницы
истории советского   народа,   его   боевые   и   трудовые    подвиги,
руководствуясь при  этом  требованиями ХХV съезда КПСС,  положениями и
задачами, выдвинутыми  Генеральным  секретарем  ЦК  КПСС   тов.   Л.И.
Брежневым в  Отчетном  докладе  ЦК  КПСС о повышении роли литературы и
искусства в коммунистическом воспитании масс  и  о  том,  что  главным
критерием оценки  общественной значимости любого произведения является
его идейная направленность.
     2. Обязать  Министерство  культуры  РСФСР разработать совместно с
Советами Министров     автономных     республик,      крайисполкомами,
облисполкомами, Московским  и  Ленинградским  горисполкомами  с учетом
производственных мощностей  скульптурно-производственных   предприятий
Художественного фонда   РСФСР   и  объединения  "Росмонументискусство"
Министерства Культуры  РСФСР  план  проектирования  и   сооружения   в
1977-1980 годах памятников, монументов, памятников-бюстов, обелисков и
других памятников,  учитывая при определении очередности строительства
их общественную  значимость,  и  представить его на утверждение Совета
Министров РСФСР к 15 ноября 1976 года.
     Для увековечения   важнейших   событий   в   жизни  нашей  страны
использовать различные  формы  монументального   искусства   (создание
архитектурно-художественных ансамблей, панорам, диарам, мемориалов), а
также строительство общественных зданий, закладку парков и садов.
     3. Министерству  культуры  РСФСР  совместно  с  Союзом художников
РСФСР ежегодно   составлять планы-графики    сооружения    памятников,
обеспечивая их безусловное выполнение. Принимать заказы от министерств
и ведомств СССР  и  РСФСР,  Советов  Министров  автономных  республик,
исполкомов местных   Советов   депутатов   трудящихся,  предприятий  и
организаций на сооружение памятников  только  после  получения  ими  в
установленном порядке   соответствующих   разрешений   на   сооружение
памятников и расходование средств на эти цели.
     4. Министерству  культуры  РСФСР  улучшить  организацию работы по
проектированию памятников,  монументов, памятников-бюстов, обелисков и
других памятников,  обеспечив их высокий идейно-художественный уровень
и соблюдение строгой экономии в расходовании средств.
В этих целях:
     а) осуществлять финансирование работ по проектированию памятников
не  только  на  стадии  эскизного  проекта,  но   и   при   выполнении
промежуточной модели, модели в величину сооружения и рабочих чертежей.
     Министерству финансов РСФСР ежегодно  предусматривать  в  проекте
Государственного бюджета  РСФСР  выделение Министерству культуры РСФСР
ассигнований, необходимых для оплаты этих работ;
     б) расширить  круг  авторов,  участвующих  в  разработке проектов
памятников, систематически  проводить  конкурсы  на   лучшие   проекты
наиболее значимых   из   них,  широко  привлекать  общественность  для
обсуждения проектов  памятников  и  монументов.    Повысить   роль   и
ответственность художественно-экспертного   совета  по  монументальной
скульптуре за     создание      высокохудожественных      произведений
монументального искусства;
     в) представлять на рассмотрение Совета  министров  РСФСР  проекты
памятников наиболее  важных  по  своему  значению  и требующих больших
материальных затрат.
     5. Российской   республиканской   конторе   Стройбанка   СССР   и
Российской республиканской  конторе   Госбанка   СССР   не   допускать
финансирование работ  по проектированию и сооружению памятников,  если
они производятся без надлежащего разрешения.
     6. Обратить  внимание  Советов  Министров  автономных  республик,
крайисполкомов,   облисполкомов   и  Министерства  культуры  РСФСР  на
необходимость   строгого   соблюдения   установленного   порядка   при
сооружении   обелисков  и  других  памятников  в  сельской  местности,
добиваясь экономного  расходования  средств  на  их  проектирование  и
сооружение.
     7. Обязать Министерство культуры РСФСР  при  утверждении  задания
авторскому коллективу  на  разработку проекта памятника определять его
идейно-художественные задачи,   основные   принципы   их   решения   и
ориентировочную сумму затрат на сооружение памятника. После разработки
авторским коллективом     эскизного     проекта     и     рассмотрения
сметно-финансового расчета  представлять  совместно  с соответствующим
Советом Министров     автономной      республики,      крайисполкомом,
облисполкомом, Мосгорисполкомом,  Ленгорисполкомом  в  Совет Министров
РСФСР предложение  об  окончательной  сумме   затрат   на   сооружение
памятника.
     8. Государственному   комитету   Совета   Министров   РСФСР    по
профессионально-техническому образованию   совместно  с  Министерством
культуры РСФСР и Союзом   художников  РСФСР  рассмотреть  и  решить  в
установленном порядке        вопрос        о        подготовке       в
профессионально-технических училищах   гг.   Москвы    и    Ленинграда
форматоров, чеканщиков,    резчиков    и    полировщиков   по   камню,
формовщиков-литейщиков по       художественному       литью        для
скульптурно-производственных предприятий Художественного фонда РСФСР и
объединения "Росмонументискусство" Министерства культуры РСФСР.
     9. Министерству  промышленности  строительных материалов РСФСР по
заявкам Министерства культуры РСФСР  и   Художественного  фонда  РСФСР
предусматривать в  годовых  планах  выделение им гранита и мрамора для
изготовления памятников.
     Госплану РСФСР,    Министерству    промышленности    строительных
материалов РСФСР и Министерству геологии РСФСР подготовить предложения
об увеличении   добычи   гранита  и  мрамора  на  территории  РСФСР  и
представить их на рассмотрение Совета Министров РСФСР к 1  марта  1977
года.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          М. СОЛОМЕНЦЕВ
     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР          И. СМИРНОВ




Информация по документу
Читайте также