Расширенный поиск
Закон Воронежской области от 26.07.1999 № 101-II-ОЗВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Воронежской области от 03.06.2013 г. N 87-ОЗ О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законы Воронежской области от 30.12.2004 г. N 105-ОЗ; от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ; от 09.10.2007 г. N 108-ОЗ; от 28.12.2007 г. N 170-ОЗ; от 10.10.2008 г. N 78-ОЗ; от 30.03.2009 г. N 22-ОЗ; от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ; от 29.12.2009 г. N 189-ОЗ; от 30.06.2010 г. N 59-ОЗ; от 06.10.2010 г. N 99-ОЗ; от 15.11.2010 г. N 117-ОЗ; от 24.02.2012 г. N 12-ОЗ; от 08.06.2012 г. N 62-ОЗ; от 04.12.2012 г. N 148-ОЗ) Принят областной Думой 1 июля 1999 года Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка на территории Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем законе используются следующие понятия: ребенок - лицо до достижении им возраста 18 лет (совершеннолетия); дети - лица, не достигшие восемнадцати лет (совершеннолетия); детство - период жизни и развития человека с момента рождения до достижения совершеннолетия, в течение которого ребенок наделяется обусловленными его возрастом и зрелостью правами и обязанностями и особой правовой охраной; права ребенка - принадлежащие ему от рождения, неотъемлемые и неотчуждаемые основные права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, а также специальные права, обеспечиваемые государством в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и с международно - правовыми обязательствами Российской Федерации; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), дети, жертвы стихийных бедствий, вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; (В редакции Закона Воронежской области от 09.10.2007 г. N 108-ОЗ) дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; ребенок-инвалид - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; (В редакции Закона Воронежской области от 30.12.2004 г. N 105-ОЗ) социальная защита ребенка – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих детям условия для реализация их прав и законных интересов. (В редакции Закона Воронежской области от 30.12.2004 г. N 105-ОЗ) социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы; социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем ; социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей; социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей; мониторинг - постоянное наблюдение, оценка и прогноз социально-экономического положения детей с целью выявления его соответствия законодательству (правовым нормам). Статья 2. Равноправие детей Каждый ребенок, независимо от гражданства, рождения в браке или вне брака, пола, возраста, языка, национальной принадлежности, состояния здоровья, социального и имущественного положения, убеждений, отношения к религии, имеет право на защиту. Каждому ребенку гарантируются равные возможности для осуществления этого права во всех органах, включая судебные, независимо от воспитания ребенка в семье или в государственном учреждении. Дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, дети - сироты, дети, оставшиеся без родительского попечения, безнадзорные дети, а также дети - правонарушители имеют равное право на защиту и могут быть ограничены в нем только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Все дети имеют равные права и не могут подвергаться дискриминации в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, состояния здоровья, национальной принадлежности, пола, языка, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений, места жительства как ребенка, так и его родителей. Ни один ребенок не может быть ограничен в своих правах в связи с деятельностью, взглядами или убеждениями его родителей или иных лиц, их заменяющих. Статья 3. Цели и задачи закона Настоящий закон имеет целью закрепление гарантий правовой и социальной защиты детей в Воронежской области. Он наделяет ребенка и его представителей дополнительными к федеральному законодательству правами, обеспечивающими защиту детства. Задачами настоящего закона являются: - создание механизма правовой защиты ребенка от любых форм дискриминации в обществе, семье, детском учреждении, социальной среде; - конкретизация обязанностей и ответственности государственных органов и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как гарантов правовой и социальной защиты детей; - указание источников ресурсов, направляемых на социальную поддержку детей, применительно к условиям местного уклада жизни и определение форм участия государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в их распределении. Статья 4. Правовое регулирование в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Правовое регулирование в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка осуществляется на основе Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах ребенка», Конституции Российской Федерации, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов Воронежской области и иных нормативных правовых актов Воронежской области. Статья 5. Сфера применения закона о защите прав ребенка Действие настоящего закона распространяется на всех детей, проживающих, а также временно прибывших на территорию Воронежской области. Статья 6. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) К полномочиям Воронежской областной Думы в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка относятся: - принятие законов Воронежской области и иных нормативных правовых актов Воронежской области; - осуществление контроля за соблюдением принятых Воронежской областной Думой законов Воронежской области и иных нормативных правовых актов Воронежской области в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка; - (Утратил силу - Закон Воронежской области от 08.06.2012 г. N 62-ОЗ) - установление мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; - установление мер по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также установление мер по недопущению нахождения лиц, не достигших 18 лет, в ночное время на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; - установление порядка уведомления родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах пятом и шестом настоящей статьи, в нарушение установленных требований, а также порядка доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим), близким совершеннолетним родственникам (бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка; - иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством. К полномочиям правительства Воронежской области в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка относятся: - участие в реализации государственной политики в интересах детей, решении вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов; - принятие нормативных правовых актов по вопросам защиты прав ребенка в пределах своей компетенции; - обеспечение разработки, утверждения и реализации областных целевых программ, направленных на защиту и обеспечение прав и законных интересов детей; - создание и сохранение областных учреждений образования, культуры, социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей, проявивших выдающиеся способности; - иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством. К полномочиям исполнительных органов государственной власти Воронежской области в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка относятся: - решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов в пределах своей компетенции; - осуществление мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет; - осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей; - создание благоприятных условий для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»), в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни; - разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ, направленных на защиту и обеспечение прав и законных интересов детей; - проведение мониторинга социально-экономического положения детей, подготовка ежегодного доклада о положении детей в Воронежской области; - иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством. К полномочиям органов местного самоуправления Воронежской области в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка относятся: - осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей; - создание в соответствии с установленной федеральным законодательством компетенцией благоприятных условий для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»), в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни; - оказание содействия родителям (лицам, их заменяющим), иным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; - определение в пределах своей компетенции и в порядке, устанавливаемом законом Воронежской области, на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых детей не допускается; - организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью; - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Воронежской области; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях областного значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время; - иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством. Статья 6.1. Ежегодный доклад о положении детей в Воронежской области (Дополнена - Закон Воронежской области от 29.12.2009 г. N 189-ОЗ) 1. Правительство Воронежской области готовит ежегодный доклад о положении детей в Воронежской области. 2. Ежегодный доклад о положении детей в Воронежской области, содержащий основные показатели в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения, защиты прав несовершеннолетних и отражающий положение детей в Воронежской области в целом, представляется в Воронежскую областную Думу и подлежит официальному опубликованию. 3. Порядок и сроки подготовки доклада, его представления в Воронежскую областную Думу определяются правительством Воронежской области. Статья 7. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 8. Субъекты, осуществляющие защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. (В редакции Законы Воронежской области от 28.12.2007 г. N 170-ОЗ; от 30.06.2010 г. N 59-ОЗ) Функции правовой защиты ребенка выполняют в пределах своей компетенции органы представительной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления, другие органы, организации и службы, на которые законом возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и объединения, в уставах или положениях которых предусмотрены функции по защите прав детей. Организации и граждане, которым станет известно о фактах нарушения прав и законных интересов детей, обязаны сообщить об этом в любой из органов, осуществляющих защиту прав ребенка. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. (В редакции Закона Воронежской области от 28.12.2007 г. N 170-ОЗ) РАЗДЕЛ II. ЗАЩИТА ОСНОВНЫХ ПРАВ РЕБЕНКА Глава 1. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ РЕБЕНКА Статья 9. Право на охрану здоровья ребенка Каждый ребенок обладает неотъемлемым правом на охрану здоровья. В интересах охраны здоровья ребенок имеет право на: - диспансерное наблюдение и бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях системы здравоохранения; - получение квалифицированной и комплексной медико-социальной помощи в реабилитационных учреждениях системы защиты населения; - бесплатный медицинский контроль в случае занятия физической культурой; - медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых органами государственной власти и местного самоуправления области по месту жительства за счет средств областного и местных бюджетов; - обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трёх лет в порядке, установленном законом и иными нормативными правовыми актами Воронежской области; (В редакции Законы Воронежской области от 30.12.2004 г. N 105-ОЗ; от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ) - бесплатное получение медикаментов для лечения и профилактики заболеваний ребенка до 3-х лет жизни, из многодетных семей ребенка до 6 лет, детей-инвалидов (в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации); - бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ) Родители или лица, их заменяющие, имеют право на получение информации о состоянии здоровья ребенка в соответствующих органах, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания. Несовершеннолетний ребенок, старше 15 лет, имеет право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Одному из родителей (опекуну, попечителю) или иному члену семьи, по усмотрению родителей, предоставляется право, в зависимости от тяжести состояния здоровья ребенка (в случае необходимости индивидуального ухода), находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. При отказе родителей или иных законных представителей ребенка от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни ребенка, больничное учреждение обязано оказать медицинскую помощь, уведомить органы опеки и попечительства, которые должны принять меры для защиты интересов ребенка, а также вправе обратиться в суд. Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия родителей или иных законных представителей ребенка допускается в отношении детей, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Статья 10. Право ребенка на получение воспитания и образования Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и начального профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях. Родители или лица, их заменяющие, с учетом мнения детей, имеют право на свободный выбор учебного заведения для получения ребенком основного общего образования в государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждениях, имеющих лицензию. (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления вправе определять категории семей, нуждающихся в дополнительной предоставляемой за счет средств местных бюджетов компенсации платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) В первый класс принимаются все подлежащие обучению дети, проживающие на территории данного муниципального образования. Запрещается прием детей в первый класс на конкурсной основе. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) (Утратил силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) (Утратил силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Запрещается перевод обучающихся, не получивших основное общее образование, в вечерние школы, если для них не созданы условия, соответствующие их возрастным особенностям (организация питания, физическое воспитание, трудовое обучение, медицинское обслуживание). Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. (В редакции Закона Воронежской области от 28.12.2007 г. N 170-ОЗ) Для детей, проявивших особые способности и таланты, органы государственной власти, органы местного самоуправления создают дополнительные условия для их дальнейшего развития: предоставление им специальных стипендий, премий, материальной помощи, открытие нетиповых образовательных учреждений за счет внебюджетных средств. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. (В редакции Законы Воронежской области от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ; от 09.10.2007 г. N 108-ОЗ) Дети имеют право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 10.10.2008 г. N 78-ОЗ) Ликвидация и реорганизация образовательных учреждений осуществляется в установленном законодательством порядке. Изъятие или изменение служебного назначения зданий, сооружений, оборудования, земельных участков и другого имущества образовательных учреждений для их использования только в социальной сфере возможны при условии согласования с органами управления образованием. Статья 11. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Родители (законные представители) обязаны воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его действиями в соответствии с возрастом, способностями и зрелостью, обеспечивать необходимые условия для сохранения здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни. Права и интересы ребенка обеспечиваются обоими родителями. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы. Спорные вопросы между родителями о воспитании и образовании ребенка разрешаются органами опеки и попечительства или судом исходя из интересов ребенка и с учетом его возраста и мнения. При раздельном проживании родителей спорные вопросы о месте проживания ребенка и осуществления родительских прав разрешаются судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). Вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в осуществление родителями своих прав и обязанностей по отношению к ребенку допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и только в интересах ребенка. Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию. При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского попечения, право ребенка на воспитание в приемной семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства, вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства. Статья 12. Защита права ребенка на участие в трудовой деятельности Ребенок имеет право участвовать в трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, уровнем образовательной и профессиональной подготовки. Ребенок по достижении четырнадцатилетнего возраста вправе по разрешению родителей, усыновителей или попечителей в свободное от учебы время участвовать в общественно полезном труде, доступном ему по состоянию здоровья и развитию, не приносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка и не нарушающего процесса обучения в образовательных учреждениях. Привлечение учащихся образовательных учреждений без согласия учащихся и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. С четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право на получение профессии, а с пятнадцати лет может быть принят на работу. Органы государственной власти обеспечивают квотирование рабочих мест на предприятиях и учреждениях численностью работников свыше 100 человек для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних, с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, путем установления квоты. Размер квоты составляет 1 процент от общей численности работников предприятий и учреждений. (В редакции Законы Воронежской области от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ; от 09.10.2007 г. N 108-ОЗ) Учреждения и предприятия всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлению центров занятости. Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) при условии соблюдения общего порядка, установленного трудовым законодательством, допускается только с согласия государственной инспекции труда в Воронежской области и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Привлечение предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности несовершеннолетних к труду, связанному с вредными и опасными условиями производства, поднятием тяжестей сверх установленных норм, подземными работами, ночными и сверхурочными сменами, к работам в выходные дни, а также к работам, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кафе и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, наркотическими и токсическими препаратами, табачными изделиями), запрещается. (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 13. Защита права ребенка на отдых Дети имеют право на отдых в детских оздоровительных лагерях, пансионатах, санаториях, на детских площадках, туристических базах и учреждениях семейного отдыха родителей с детьми. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 30.03.2009 г. N 22-ОЗ) Пользование всеми указанными в настоящей статье детскими учреждениями для детей из малообеспеченных семей и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется по доступным ценам, определяемым органами государственной власти и органами местного самоуправления с привлечением в необходимых случаях государственных дотаций, средств фонда социального страхования, областного и местных бюджетов и внебюджетных фондов. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) (Утратил силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) (Утратил силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) В целях организации оздоровления и отдыха детей органы государственной власти Воронежской области осуществляют проведение мероприятий, обеспечивающих занятие детей физической культурой, спортом, туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области ежегодно разрабатывает календарный план физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий для детей в Воронежской области. (Дополнены - Закон Воронежской области от 29.12.2009 г. N 189-ОЗ) В Воронежской области принимаются областные и ведомственные целевые программы отдыха и оздоровления, которые предусматривают развитие сети подростковых, молодежных, семейных центров по месту жительства граждан и иные возможности для отдыха, досуга детей. (Дополнен - Закон Воронежской области от 06.10.2010 г. N 99-ОЗ) Статья 14. Защита права ребенка на информационное, интеллектуальное и культурное развитие Ребенок имеет право на обеспечение информационных и культурных потребностей, право свободно участвовать в культурной жизни общества и заниматься искусством. Ему обеспечивается право на доступ к информации, на выбор средств и различных национальных и международных источников информации, которые направлены на содействие интеллектуальному и культурному развитию, приобщению к мировой и национальной культуре. Социокультурными гарантами права детей на культурное развитие, получение информации в виде печатного текста, кинофотофонодокументов и оказание специализированной квалифицированной помощи являются детские и юношеские библиотеки, а также библиотеки общеобразовательных учреждений. Статья 15. Защита права ребенка на свободное выражение своих взглядов Ребенок, способный сформулировать свое мнение, имеет право быть заслушанным при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, обязателен для лиц, принимающих решение по спорному вопросу. Статья 16. Защита права ребенка на сохранение своей индивидуальности Каждый ребенок имеет право на гражданство, имя, определение и указание своей национальной принадлежности, пол, внешний облик. Указанные признаки устанавливаются родителями (законными представителями) ребенка по соглашению и могут быть изменены самим ребенком по достижении им четырнадцатилетнего возраста. Для детей, рождение которых не было зарегистрировано в установленном порядке, признаки индивидуальности устанавливаются органами опеки и попечительства. В случае возникновения разногласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка спор разрешается органом опеки и попечительства. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия. Статья 17. Право ребенка на защиту чести, достоинства, неприкосновенность личности Каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие над ними запрещены. Лица, виновные в такого рода действиях, несут установленную законом ответственность. В образовательных учреждениях дисциплина и порядок должны поддерживаться мерами, исключающими унижение или оскорбление ребенка. Посягательство на честь и достоинство ребенка лицами, обязанными по роду своей деятельности осуществлять его обучение и воспитание, влечет за собой ответственность с компенсацией морального вреда, причиненного такого рода действиями. Задержание, арест, содержание ребенка под стражей допускается в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении четырнадцатилетнего возраста - в суд. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства по причине малолетнего возраста, это право предоставляется родителям (законным представителям), близким родственникам и прокуратуре. Статья 18. Защита права ребенка на свободу совести и религии Ребенок имеет право на свободу совести и религии и защиту этого права от препятствия к его осуществлению. Родителям (законным представителям) запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов (культов). Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования атеистического или религиозного мировоззрения. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Статья 19. Защита права ребенка на участие в общественных объединениях Ребенок имеет право на участие в детских и молодежных общественных объединениях. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Воронежской области содействуют деятельности тех детских и молодежных общественных объединений, которые имеют целью развитие социальной активности и личности ребенка, его творческих задатков и способностей, приобщение к участию в культурной, спортивной жизни, организацию досуга и отдыха детей. Участие ребенка в детских и молодежных общественных объединениях является добровольным. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. Деятельность детских и молодежных общественных объединений не должна выходить за пределы, предусмотренные их уставами, и противоречить действующему законодательству Российской Федерации об общественных объединениях. Статья 20. Поддержка детских и молодежных общественных объединений (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Поддержка детских и молодежных общественных объединений осуществляется в соответствии с Законом Воронежской области «О взаимодействии органов государственной власти Воронежской области и общественных объединений». ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА Статья 21. Защита права ребенка на содержание Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи до совершеннолетия в порядке и размерах, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации. Взыскание алиментов на содержание ребенка производится по соглашению с лицом, обязанным по закону его содержать. (В редакции Закона Воронежской области от 28.12.2007 г. N 170-ОЗ) В случае уклонения родителей от обязанности по содержанию своих детей суд, на основании заявления заинтересованных лиц или органов опеки и попечительства, прокурора, объявляет розыск и привлекает таких родителей к уголовной и (или) семейно-правовой ответственности. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства, в соответствии с федеральным законом, вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них). (В редакции Закона Воронежской области от 28.12.2007 г. N 170-ОЗ) Статья 22. (Исключена - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 23. Защита права ребенка на социальную поддержку Ребенок имеет право на уровень материальной обеспеченности в пределах минимальных социальных стандартов по основным показателям качества жизни и благополучия детей, принимаемым в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми правительством Воронежской области. (В редакции Законы Воронежской области от 30.12.2004 г. N 105-ОЗ; от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Социальная помощь детям оказывается в виде: - выплаты единовременных и ежемесячных пособий на их содержание; - выплаты компенсационных сумм; - выплаты государственных пенсий в случае инвалидности и потери родителей; - предоставление льгот и преимуществ семьям, имеющим детей. Органы местного самоуправления, исходя из собственных социально-экономических условий, могут вводить дополнительные виды помощи и поддержки нуждающимся в них отдельным категориям детей. Дополнительная социальная поддержка оказывается в приоритетном порядке детям из малоимущих семей, находящимся в трудной жизненной ситуации. Все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, оказываются по месту регистрации детей и должны использоваться на их нужды. Социальная помощь детям, временно проживающим у родственников, посторонних лиц либо без взрослых (беспризорные, заблудившиеся), оказывается по месту их фактического нахождения или проживания. При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на полное государственное содержание на срок не менее одного месяца родители (законные представители) утрачивают право на получение пособия и иных выплат и льгот на детей. В этом случае выплаты, назначенные ребенку, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание выплачиваются лицу, которому ребенок передан на воспитание, а если ребенок помещен в детское учреждение - перечисляются на имя ребенка на счет в отделение Сберегательного банка Российской Федерации или на специальный счет учреждения с указанием вида выплаты на ребенка и его фамилии, имени, отчества в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 24. Защита жилищных прав и интересов ребенка (В редакции Закона Воронежской области от 04.12.2012 г. N 148-ОЗ) Ребенок с момента рождения приобретает равное с другими членами семьи право на пользование жилым помещением, в котором проживают его родители. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке приватизации: - детям в возрасте до 14 лет – по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов; - детям в возрасте от 14 до 18 лет – по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, производится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. Исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области, обязан осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Воронежской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: - лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); - страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; - не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством, по их выселению; - больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения, – в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством, по их выселению; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одном жилом помещении невозможно в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии проживания в жилых помещениях других граждан. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается правительством Воронежской области. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся единственными собственниками жилого помещения, требующего ремонта, достигшим возраста 18 лет, однократно предоставляется единовременная денежная выплата на ремонт этого жилого помещения (в случае наличия в собственности нескольких жилых помещений – на ремонт одного жилого помещения по выбору) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в порядке, предусмотренном законодательством Воронежской области. Статья 25. (Утратила силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Статья 26. Социальная поддержка и правовая защита детей с ограниченными возможностями Дети, оказавшиеся в обстоятельствах, затрудняющих естественное развитие организма и личности, пользуются дополнительным покровительством закона. Им предоставляется возможность реализовать свои личные права с помощью и при поддержке органов, учреждений и организаций, в функции которых входит защита детства. Право ребенка с ограниченными возможностями на дополнительные расходы по обучению, воспитанию, содержанию, профессиональной подготовке и социальной адаптации охраняется законом. Лица, ущемляющие данное право, подлежат ответственности в соответствии с разделом 4 настоящего Закона. Статья 27. Защита права ребенка-инвалида на социальную поддержку Дети-инвалиды обладают всеми правами, предоставленными настоящим Законом, и, кроме того, им гарантируется социальная поддержка в интеграции в обществе. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 30.12.2004 г. N 105-ОЗ) Дети-инвалиды имеют право на получение среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, адекватного их возможностям и обеспечивающего максимальное использование имеющейся трудоспособности в целях социальной адаптации. Детям-инвалидам дошкольного возраста создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. В случаях, когда состояние здоровья детей-инвалидов исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. Органы управления образованием и образовательные учреждения с согласия родителей могут обеспечивать обучение детей-инвалидов по полной образовательной или индивидуальной программе на дому. Органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ) Право детей-инвалидов на труд обеспечивается созданием органами государственной власти Воронежской области сети производств при обществах и домах инвалидов, реабилитационных центрах, развитием надомного труда и имеет целью включение этих детей в трудовую деятельность с учетом состояния их здоровья и возраста. (В редакции Закона Воронежской области от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ) (Утратил силу - Закон Воронежской области от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ) Предприятия и учреждения, использующие труд несовершеннолетних инвалидов, имеют право на предоставление льгот в налогообложении, установленных законодательством Российской Федерации и Воронежской области. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ) Дети-инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими средствами взрослыми членами семьи за счет средств областного бюджетав порядке, установленном нормативным правовым актом правительства Воронежской области. (В редакции Законы Воронежской области от 04.04.2007 г. N 37-ОЗ; от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, на льготных условиях. Путевки в санаторно-курортное учреждение выдаются ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу на льготных условиях ежегодно. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе и помощи и постоянном медицинском лечении, могут помещаться в реабилитационные учреждения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Воронежской области, предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, мерах социальной защиты детей-инвалидов и их семей. Расходы на реализацию мер социальной защиты детей-инвалидов производятся за счет средств федерального, областного бюджетов, местных бюджетов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий детей-инвалидов допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств. Статья 28. Защита прав детей с ограниченными возможностями здоровья (В редакции Закона Воронежской области от 09.10.2007 г. N 108-ОЗ) Дети с физическими и психическими недостатками имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной поддержки и педагогической реабилитации таких детей органы социальной защиты населения и органы управления образованием и здравоохранением создают образовательные, лечебные и реабилитационные учреждения, а также центры социальной помощи семье и детям, приюты, где дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание. Органы местного самоуправления могут предоставлять детям с ограниченными возможностями здоровья льготы в форме дополнительного педагогического, психологического и медицинского обслуживания, направленного на коррекцию отклонений личностного развития. С этой целью они могут создавать реабилитационные центры для профессиональной подготовки и интеграции в общество детей и подростков с физическими и психическими недостатками. (В редакции Закона Воронежской области от 09.10.2007 г. N 108-ОЗ) Статья 29. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения Права детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, охраняются государством. Органы опеки и попечительства, которые выступают гарантом прав детей, оставшихся вне семьи, отдают безусловный приоритет восстановлению семейных форм воспитания и принимают меры для передачи ребенка в семью: усыновление (удочерение), под опеку, на попечительство, в приемную семью, а также используют иные формы семейного воспитания. При невозможности передачи ребенка в семью он подлежит помещению в дом ребенка, детский дом, школу-интернат или другое учебное заведение, администрация которого несет полную ответственность за воспитание детей и защиту их прав и законных интересов. Перемещение ребенка из одного воспитательного учреждения в другое может происходить только в интересах ребенка с согласия органов опеки и попечительства. При этом дети из одной семьи (братья, сестры) разъединению не подлежат, за исключением отдельных случаев, рассматриваемых в индивидуальном порядке. Пособия, пенсии и иные выплаты, назначенные ребенку, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются лицу, которому ребенок передан на воспитание, а если ребенок помещен в детское учреждение (на срок не менее одного месяца) - перечисляются на личный счет воспитанника в Сберегательном банке Российской Федерации или на специальный счет учреждения с указанием вида выплаты на ребенка и его фамилии, имени, отчества в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, содержащиеся в детских домах, школах - интернатах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находятся на полном государственном обеспечении, им предоставляются бесплатные путевки в дома отдыха, пансионаты, профилактории, спортивно-оздоровительные лагеря, а при наличии медицинских показаний - в санатории соответствующего профиля. Они пользуются правом бесплатного проезда на городском (пригородном) транспорте (кроме такси), посещения спортивных, культурных, досуговых центров. При выходе из детского учреждения в связи с окончанием срока обучения дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, имеют право на прием вне конкурса в образовательные учреждения начального профессионального образования, средние специальные и высшие учебные заведения. На время профессионального обучения за ними сохраняются льготы, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи. Выпускники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением комплектом одежды и обуви по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда. Руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности вправе выдавать выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов, в том числе ведомственных, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, при трудоустройстве за счет средств предприятий, организаций и учреждений, денежную компенсацию в размере, необходимом для приобретения одежды и обуви (по натуральным нормам), или перечислять указанные компенсации в качестве вклада на имя выпускника в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, помещенные на воспитание в детские интернатные учреждения, к родственникам, опекунам, попечителям, сохраняют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее. При отсутствии такого права они обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации. Статья 30. Защита прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в связи с политическими или экономическими нарушениями среды обитания (беженцы и вынужденные переселенцы), а также временно утратившие семейные родственные связи и не находящиеся в детских учреждениях (безнадзорные), а также переживающие кризисные ситуации в семьях, характеризующихся невыполнением родителями своих обязанностей, предоставляющие угрозу здоровью, развитию и воспитанию детей, находятся под защитой государства. Дети-беженцы и вынужденные переселенцы поступают в местах своего фактического проживания в ведение миграционной службы. Дети-беженцы и вынужденные переселенцы, не утратившие семьи, а также безнадзорные дети имеют право на социальную поддержку. Им по месту фактического проживания предоставляется место в образовательном учреждении, бесплатное лечение в медицинских учреждениях и на дому, при необходимости - временное помещение в учреждения соцпомощи семье и детям системы социальной защиты населения. (В редакции Закона Воронежской области от 30.12.2004 г. N 105-ОЗ) Если ребенок потерялся или оказался без надзора, в первоочередном порядке принимаются меры по розыску родителей или родственников для соединения с ними, а ребенок временно направляется в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальной защиты населения, в которых они содержатся за счет средств областного бюджета в соответствии с нормами, утверждаемыми нормативным правовым актом правительства Воронежской области. При невозможности устройства в семью такие дети имеют право на незамедлительное устройство в учреждения интернатного или лечебно-профилактического типа на полное государственное обеспечение. (В редакции Законы Воронежской области от 30.12.2004 г. N 105-ОЗ; от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Органы местного самоуправления ответственны за проведение профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению и оказанию различного вида помощи детям из категорий социального риска, осуществляемых учреждениями социального обслуживания детей, создаваемых учреждениями социального обслуживания детей, создаваемых органами социальной защиты населения. К данной работе привлекаются органы образования, здравоохранения, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественные объединения, фонды. (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Финансирование дополнительно установленных органами местного самоуправления мер социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников финансирования. Статья 31. (Утратила силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Раздел II.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (Дополнен - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 31.1. Ограничения для лиц, не достигших совершеннолетия На территории Воронежской области не допускается: - нахождение детей на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; - нахождение лиц, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также нахождение лиц, не достигших 18 лет, в ночное время на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. В исключительных случаях при возникновении непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребенка, других лиц (стихийное бедствие, противоправные действия третьих лиц) дети могут находиться на объектах (на территориях, в помещениях), в общественных местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящей статьи. Статья 31.2. Обязанности родителей Родители (лица, их заменяющие) обязаны обеспечить соблюдение ограничений для детей, установленных статьей 31.1 настоящего Закона. Статья 31.3. Обязанности юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны организовать на используемых ими объектах (на территориях, в помещениях), подпадающих под действие абзацев второго и третьего статьи 31.1 настоящего Закона, такой режим деятельности, который обеспечивает соблюдение установленных ограничений. Лица, обеспечивающие порядок на используемых юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, объектах, территориях, в помещениях, указанных в абзацах втором и третьем статьи 31.1 настоящего Закона, при наличии сомнений в факте достижения гражданином предусмотренного настоящим Законом возраста (16 или 18 лет соответственно) вправе потребовать от него предъявления паспорта, военного билета либо водительского удостоверения. Статья 31.4. Обязанности сотрудников милиции Сотрудники подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств областного бюджета, обязаны предупреждать, выявлять и пресекать нахождение детей с нарушением установленных требований на объектах (на территориях, в помещениях), в общественных местах, указанных в абзацах втором и третьем статьи 31.1 настоящего Закона. Статья 31.5. Порядок уведомления об обнаружении ребенка и его доставления родителям (лицам, их заменяющим) Лица, которые обнаружили ребенка, находящегося в нарушение установленных требований в местах, указанных в абзацах втором и третьем статьи 31.1 настоящего Закона, вправе известить об этом орган внутренних дел по месту обнаружения ребенка. Сотрудники подразделений милиции общественной безопасности обязаны незамедлительно установить родителей ребенка (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и уведомить их об обнаружении ребенка. В случае невозможности явки родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, за ребенком по уважительной причине сотрудники подразделений милиции общественной безопасности обязаны доставить ребенка родителям (лицам, их заменяющим), близким совершеннолетним родственникам (бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей. В случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных обстоятельств, препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам, сотрудники подразделений милиции общественной безопасности обязаны доставить ребенка в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка. Статья 31.6. Определение иных мест, нахождение в которых детей не допускается Представительные органы муниципальных районов и городских округов с учетом положений настоящей статьи, на основании предложений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии со статьей 31.1 настоящего Закона не допускается. Предложения рассматриваются на заседании представительного органа местного самоуправления при наличии заключения экспертной комиссии. Решения об определении на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых детей в соответствии со статьей 31.1 настоящего Закона не допускается, оформляются правовыми актами представительного органа муниципального района (городского округа). Статья 31.7. Экспертные комиссии Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в каждом муниципальном районе и городском округе создаются экспертные комиссии. Состав экспертных комиссий формируется из представителей всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенных федеральным законом. Персональный состав и Положение о порядке формирования и деятельности экспертных комиссий утверждаются правовыми актами представительного органа муниципального образования. Раздел III. Органы, осуществляющие защиту прав и законных интересов ребенка (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 32. (Утратила силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 32-1. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Воронежской области (Дополнена - Закон Воронежской области от 30.06.2010 г. N 59-ОЗ) В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка на территории Воронежской области учреждается должность уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области. Должность уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области является должностью государственной гражданской службы Воронежской области, учреждаемой в правительстве Воронежской области, и относится к высшей группе должностей категории «помощники (советники)». (В редакции Закона Воронежской области от 15.11.2010 г. N 117-ОЗ) Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области вправе: - запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка; - по предъявлении удостоверения по вопросам своей деятельности беспрепятственно посещать органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, организации; - направлять в органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления и должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и интересов; - привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области осуществляется в порядке, определяемом правительством Воронежской области. Статья 33. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами опеки и попечительства (В редакции Закона Воронежской области от 28.12.2007 г. N 170-ОЗ) Органами опеки и попечительства являются исполнительные органы государственной власти Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 06.10.2010 г. N 99-ОЗ) Вопросы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются Законом Воронежской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Воронежской области». (В редакции Закона Воронежской области от 06.10.2010 г. N 99-ОЗ) Отдельные государственные полномочия Воронежской области по опеке и попечительству могут быть переданы органам местного самоуправления законом Воронежской области в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 34. Защита прав и охраняемых законом интересов детей судом Защита прав и охраняемых законом интересов детей осуществляется судами в соответствии с действующим федеральным законодательством. Статья 35. Защита прав и охраняемых законом интересов детей прокуратурой Защита прав и охраняемых законом интересов детей осуществляется органами прокуратуры в соответствии с действующим федеральным законодательством. Статья 36. Защита прав и охраняемых законом интересов детей нотариатом Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка при совершении государственными и частными нотариусами Воронежской области нотариальных действий от имени государства обеспечивается в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Сделки по распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности ребенку, а также сделки, направленные на отказ от принадлежащих ребенку прав, удостоверяются нотариусом после представления письменного разрешения органов опеки и попечительства. Письменное разрешение органов опеки и попечительства требуется также для совершения сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают или право пользования которыми сохраняют несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения (статья настоящего Закона), и в других случаях, предусмотренных законом. При обнаружении нотариусом нарушения имущественных прав и интересов детей он отказывает в совершении нотариальных действий и обязан сообщить о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка либо прокурору. Статья 37. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами записи актов гражданского состояния Защита прав и охраняемых законом интересов детей осуществляется органами записи актов гражданского состояния при регистрации рождения, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемене имени и в других случаях, предусмотренных гражданским, семейным законодательством и законодательством об актах гражданского состояния. (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 38. Защита прав и охраняемых законом интересов детей комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, Законом Воронежской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Воронежской области» и иными нормативными правовыми актами. Статья 39. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка органами внутренних дел (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Органы внутренних дел защищают права и охраняемые законом интересы ребенка в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными федеральными законами. Статья 40. (Утратила силу - Закон Воронежской области от 28.12.2007 г. N 170-ОЗ) Статья 41. Защита прав и охраняемых законом интересов детей общественными объединениями Общественные объединения имеют право принятия на себя обязанности по защите прав ребенка, обратившегося к ним за помощью, или по просьбе его родителей выступать в качестве полномочных представителей в административных и судебных органах, если это предусмотрено уставом или положением, на основании которого действует данное общественное объединение. РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА Статья 42. Виды ответственности за нарушение прав ребенка За нарушение законодательства о правах ребенка, в результате которых создаются препятствия в осуществлении ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещают вред, причиненный имуществу и (или) здоровью ребенка, компенсируют моральный вред в порядке, предусмотренном гражданским, уголовным, административным законодательством и законодательством о труде. Родители (законные представители), кроме того, могут быть привлечены к семейно-правовой ответственности. Статья 43. (Утратила силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 44. (Утратила силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 45. Ответственность работодателей (В редакции Закона Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Несоблюдение работодателем норм законодательства о льготах несовершеннолетним работникам, необоснованный отказ от приема на квотируемые рабочие места, расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) без согласия государственной инспекции труда в Воронежской области и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав влекут ответственность в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Статья 46. Ответственность за несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей Лица, виновные в несоблюдении установленных настоящим Законом требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, несут административную ответственность в соответствии с Законом Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области». Статья 47. (Утратила силу - Закон Воронежской области от 19.10.2009 г. N 119-ОЗ) Статья 48. Дополнительные гарантии при возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка Если лицо, причинившее вред здоровью ребенка, не установлено, а медицинская помощь, оказанная ребенку в пределах, гарантированных за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней, недостаточна для восстановления его здоровья и нормального развития, родителям (законным представителям) органами местного самоуправления могут выделяться целевым назначением средства за счет внебюджетных средств. РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу с 01.01.2000. Председатель областной Думы А. Голиусов г. Воронеж, Парламентский центр 26 июля 1999 года N 101-II-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|