Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 05.09.1977 № 467

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                       от 5 сентября 1977 г. N 467
                            г. М О С К В А

        О СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КОЛХОЗАХ, СОВХОЗАХ
            И МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ИХ ЭКОНОМИКИ И ПОВЫШЕНИЮ
                 ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
                             ПРОИЗВОДСТВА

     Совет Министров РСФСР отмечает,  что в  результате  проведения  в
жизнь аграрной  политики  партии,  основы  которой  заложил мартовский
(1965 г.) Пленум ЦК КПСС,  в сельском хозяйстве  Российской  Федерации
произошли крупные  положительные  сдвиги.  За  истекшие  десять лет на
развитие сельского хозяйства направлено 95 млрд.  рублей,  что  в  два
раза превышает  объем  капитальных вложений за все предшествующие годы
Советской власти,  фондовооруженность труда увеличилась  в  три  раза,
энерговооруженность -  в  2,4  раза,  введено  в эксплуатацию 5,5 млн.
гектаров орошаемых и осушенных угодий,  поставка удобрений возросла  в
3,5 раза.
     Среднегодовой объем  валовой  продукции  сельского  хозяйства   в
1971-1975 годах  превысил уровень восьмой пятилетки на 13%,  а седьмой
пятилетки -  на  44  процента.  Из  года  в  год  растет  производство
продукции земледелия  и  животноводства.  Производительность  труда за
девятую пятилетку повысилась в колхозах на 21%  и  совхозах  -  на  18
процентов.
     Осуществляются важные  меры  по  совершенствованию  экономических
отношений, укреплению    экономики   хозяйств,   росту   материального
благосостояния колхозников и работников совхозов.
     Умело используя благоприятные экономические условия, заложенные в
аграрной политике партии,  имеющиеся внутренние резервы  производства,
активно внедряя  достижения  науки  и передовой практики,  большинство
колхозов и   совхозов   республики,   специализированные    хозяйства,
межхозяйственные предприятия  и  объединения  добиваются  значительных
успехов в  развитии  сельского  хозяйства,   наращивают   производство
продукции, получают прибыли и этим самым укрепляют свою экономику.
     Опыт работы передовых хозяйств свидетельствует о том, что колхозы
и совхозы  всех природно-экономических зон РСФСР располагают реальными
возможностями для значительного увеличения  производства  продукции  и
снижения ее себестоимости.  Сейчас в каждой области, крае и автономной
республике имеется много хозяйств и целые   районы,  которые  получают
по 30-40 центнеров зерновых с гектара,  3,5-4 тыс.  килограммов молока
от коровы, среднесуточные привесы крупного рогатого скота на откорме -
800-1000 граммов,  свиней  -  500-600  граммов  и обеспечивают высокую
рентабельность производства.
     Хороших показателей  достигли  колхозы  и  совхозы Краснодарского
края, Московской,    Ленинградской,     Воронежской,     Куйбышевской,
Ростовской, Белгородской  и  ряда других областей,  специализированные
хозяйства и межхозяйственные предприятия Птицепрома РСФСР,  Зверопрома
РСФСР, Плодопрома РСФСР.
     Вместе с тем Совет Министров  РСФСР  считает,  что,  несмотря  на
достигнутые за  последние  годы  положительные  результаты  в сельском
хозяйстве, экономические показатели отрасли и темпы роста производства
важнейших продуктов  еще  не  отвечают  поставленным  задачам по более
полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в продуктах
питания, а  промышленности  -  в  сырье  и  не соответствуют имеющимся
возможностям.
     В ряде  колхозов  и  совхозов не устранены серьезные недостатки в
производственно-финансовой деятельности,     на     низком      уровне
осуществляется хозяйственное      руководство.     Неудовлетворительно
используется земля,    значительные    площади    не    включены     в
сельскохозяйственный оборот,  не  везде  распаханы придорожные полосы,
прифермские участки,  освободившиеся после сселения мелких  населенных
пунктов угодья.  Не  ведется систематическая и целенаправленная борьба
за повышение  культуры   земледелия,   на  низком   уровне   находится
семеноводство, медленно  осваиваются  севообороты,  затягиваются сроки
полевых работ,       нарушается        агротехника        возделывания
сельскохозяйственных культур.  Все  это  приводит  к  снижению урожаев
зерна, сахарной свеклы,  картофеля,  овощей и других культур.  Так,  в
девятой пятилетке   в  среднем  за  год  более  одной  трети  хозяйств
Кировской, Костромской,  Пермской,  Читинской областей собрали менее 8
центнеров зерна с гектара.
     В значительной части  районов  и  хозяйств  далеко  не  полностью
используются возможности  увеличения  производства  мяса,  молока,  не
изжиты серьезные  недостатки   в   кормлении   и   содержании   скота,
организации племенного   дела,   что   отрицательно   сказывается   на
продуктивности животных.  Колхозы  и  совхозы  Брянской,   Тамбовской,
Астраханской, Волгоградской,  Саратовской областей надаивают от коровы
менее 2 тыс.  кг молока, а ряд хозяйств даже ниже 1,5 тыс. килограммов
в год.
     Многие колхозы и совхозы получают низкие  среднесуточные  привесы
крупного рогатого скота и свиней,  не проявляют должной заботы о росте
поголовья скота.
     Вследствие серьезных недостатков в производственной деятельности,
низкой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота
во многих  колхозах  и  совхозах  не  выполняются планы производства и
закупок продуктов земледелия и  животноводства,  темпы  роста  валовой
продукции сельского  хозяйства отстают от роста издержек производства,
продукция производится  с  большими  затратами  труда  и  материальных
средств, себестоимость  ее  в истекшей пятилетке возросла,  ухудшилось
финансовое состояние,  снизилась рентабельность производства. Особенно
много низкорентабельных  и убыточных колхозов и совхозов в Ивановской,
Калужской, Новгородской,     Свердловской,     Томской,     Тюменской,
Кемеровской, Челябинской областях,  Приморском крае,  Мордовской АССР,
Дагестанской АССР, Бурятской АССР.
     Некоторые сельскохозяйственные   органы   глубоко  не  вникают  в
экономику колхозов и совхозов,  не анализируют и не вскрывают  причины
неудовлетворительной  работы  хозяйств,  не дают принципиальной оценки
деятельности тех  руководителей  и  специалистов,  которые  прикрывают
низкий     уровень     руководства,     бесхозяйственность,    большие
непроизводительные   затраты,   убыточную   работу    неблагоприятными
погодными условиями и другими объективными причинами.
     Возросшие капитальные вложения в  сельское  хозяйство  республики
позволили укрепить  материально-техническую  базу зернового хозяйства,
овощеводства, садоводства,  перевести в короткие сроки на промышленную
основу птицеводство,  звероводство  и  некоторые  другие отрасли,  что
положительно сказалось  на  росте   производства   и   повышении   его
эффективности.
     Вместе с   тем   в   использовании   капитальных    вложений    и
материально-технических ресурсов  имеются  серьезные упущения.  В ряде
областей, краев и автономных  республик  мало  средств  выделяется  на
решение главной задачи - повышение плодородия земли, увеличение сборов
всех сельскохозяйственных  культур,  особенно  зерна  и  кормов.  Так,
недостаточно ресурсов         направляется        на        укрепление
материально-технической базы семеноводства,  химизации,  накопления  и
использования органических   удобрений,   кормопроизводства.   В  ряде
колхозов и   совхозов   недооцениваются   реконструкция,   техническое
перевооружение и  расширение  ферм.  При строительстве и реконструкции
помещений нередко применяются устаревшие технологии  производства,  не
пересматриваются формы  организации труда,  неоправданно увеличивается
численность вспомогательного персонала,  в результате затраты труда  и
средств на   производство   продукции  не  сокращаются.  На  отдельных
молочных фермах Бурятской АССР,  Владимирской,  Липецкой, Пензенской и
ряда других областей нагрузка на работника не превышает 8-10 коров.
     Продолжает иметь  место  распыление   капитальных   вложений   по
многочисленным объектам.   Министерство   сельского  хозяйства  РСФСР,
Госстрой РСФСР не приняли  достаточных  мер  по  улучшению  проектного
дела, повышению  качества  и удешевлению проектов,  снижению стоимости
строительства. Плохо используются местные  строительные  материалы,  в
том числе лес.
     В отдельных  случаях  при   создании   крупных   животноводческих
предприятий имеет  место односторонний некомплексный подход.  Основное
внимание уделяется  строительству  помещений,  в  то   же   время   не
предусматривается опережающее  развитие  кормовой базы,  своевременное
комплектование высокопродуктивным      скотом,      не       готовятся
квалифицированные кадры,  в итоге освоение животноводческих комплексов
затягивается на   длительный   период,   что   снижает   эффективность
капитальных вложений и сдерживает рост производства продукции.
     Большие потери  несут   хозяйства   из-за   неудовлетворительного
использования  техники,  расходы  на  эксплуатацию машинно-тракторного
парка  увеличиваются,  а  дневная  выработка  тракторов  и   комбайнов
снижается.  Имеются  факты  преждевременного списания техники и других
основных фондов.  В хозяйствах Алтайского  края  только  в  1976  году
убытки  по  этим  причинам  составили  384 тыс.  рублей,  в Ростовской
области - 389 тыс.  рублей,  Рязанской - 150 тыс.  рублей, Вологодской
области - 88 тыс. рублей.
     В ряде областей,  краев и  автономных  республик  не  принимается
достаточных мер  к обеспечению колхозов и совхозов постоянными кадрами
механизаторов, повышению   их   квалификации,   привлекается   большое
количество сезонных  малоквалифицированных трактористов и комбайнеров,
что не  создает  условий  для  эффективного  использования  техники  и
высокого качества работ.
     Во многих колхозах и совхозах Дагестанской АССР,  Бурятской АССР,
Саратовской, Волгоградской и некоторых других областей остается низкой
продуктивность мелиорированных  угодий.  Ежегодно  не  вовлекается   в
оборот часть  орошаемых  и  осушенных земель,  не выполняется комплекс
агромелиоративных мероприятий на этих землях, мало вносится удобрений,
нередко нарушаются   сроки   и   режимы   поливов.   Орошаемые   земли
недостаточно используются для возделывания пожнивных,  промежуточных и
повторных культур.    Задания    по    производству    продукции    на
мелиорированных землях  не  выполняются,  себестоимость  ее   остается
высокой.
     Не везде дают  должную  отдачу  минеральные  удобрения,  все  еще
допускаются потери  их  при  транспортировке,  хранении  и  внесении в
почву. В ряде  случаев  не  соблюдаются  рекомендации  по  соотношению
туков, срокам  и  способам  их применения,  слабо проводится работа по
совершенствованию агрохимического обслуживания колхозов и совхозов.
     Совет Министров  РСФСР  считает,  что многие сельскохозяйственные
органы, колхозы и совхозы неудовлетворительно работают по  развитию  и
укреплению кормовой    базы.    Значительное    количество    хозяйств
обеспечивает общественное  животноводство  кормами  на   70-75%,   что
совершенно недопустимо.  Такая  низкая  обеспеченность  скота кормами,
сдерживает развитие животноводства, в этом прежде всего причина низких
удоев и привесов скота, высокой яловости маточного поголовья, большого
падежа животных.  В то же время урожайность  кормовых  культур  растет
медленно, низкой  остается продуктивность естественных угодий,  многие
из них зарастают кустарником,  заболачиваются, планы улучшения лугов и
пастбищ не выполняются,  за ними неудовлетворительно организован уход,
значительные площади их ежегодно не выкашиваются.  В некоторых районах
запущено семеноводство   трав.   Вследствие   этого  многие  хозяйства
Башкирской АССР,  Красноярского   края,   Свердловской,   Калининской,
Курганской, Новосибирской,  Читинской  и ряда других областей получают
по 2-3 центнера  кормовых  единиц  с  гектара  и  вместо  того,  чтобы
добиваться повышения  плодородия естественных угодий и прежде всего за
счет этого обеспечивать  скот  грубыми  и  сочными  кормами  в  полной
потребности, идут  по  неправильному  пути  -  занимают  под  кормовые
культуры большие площади пашни в ущерб  производству  зерна  и  других
продуктов земледелия.
     Все еще не уделяется должного внимания повышению качества кормов,
внедрению прогрессивных  методов  и  приемов  в кормопроизводстве,  не
везде организовано  кормоприготовление,  плохо  используются  мощности
межхозяйственных предприятий    по    производству   комбикормов,   не
принимается должных  мер  по  обеспечению   животноводства   белковыми
кормами. Все  это  приводит  к  перерасходу кормов,  большим потерям и
удорожанию продукции.
     Центральный Комитет  КПСС  определил специализацию и концентрацию
сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации
как магистральное  направление  развития  сельского  хозяйства.  В тех
областях, краях и автономных республиках,  где этой  работе  уделяется
повседневное внимание,  растет  удельный  вес производства продуктов в
специализированных хозяйствах,   межхозяйственных    предприятиях    и
объединениях. Затраты  труда,  кормов  и себестоимость продукции в них
значительно ниже,  рентабельность  производства  выше,  чем  в  других
колхозах и совхозах.
     В то же время в ряде районов Нечерноземной зоны,  Урала и  Сибири
возможности специализации  и  межхозяйственной кооперации используются
слабо, особенно в овощеводстве и кормопроизводстве,  на доращивании  и
откорме крупного рогатого скота,  овец и в производстве свинины. Слабо
используются возможности кооперации на базе хозяйств Свинопрома  РСФСР
и Скотопрома РСФСР,  не совершенствуются экономические взаимоотношения
в объединениях.
     В ряде автономных республик, краев, областей, районов, колхозов и
совхозов неудовлетворительно ведется экономическая работа. Допускаются
серьезные     недостатки     в     планировании.     Планы     закупок
сельскохозяйственной  продукции  нередко  разрабатываются  без   учета
особенностей,  специфики  конкретного  района,  колхоза  или  совхоза.
Производственно-финансовые планы в некоторых хозяйствах составляются с
большим  опозданием,  в  их  разработке не принимают активного участия
специалисты сельского хозяйства,  колхозники и рабочие совхозов. В них
нередко   без  достаточного  обоснования  предусматривается  убыточная
деятельность, допускается занижение урожайности и продуктивности скота
с целью создания более легких условий для выполнения заданий.
     В колхозах  и  совхозах  Вологодской,   Горьковской,   Рязанской,
Калужской, Читинской  и  некоторых  других  областей  слабо внедряется
внутрихозяйственный расчет,  во многих  случаях  он  носит  формальный
характер, хозрасчетные  задания  доводятся  с большим опозданием и без
должного обоснования,   итоги   работы   хозрасчетных    подразделений
своевременно не   подводятся,   а  материальное  стимулирование  слабо
увязывается с конечными итогами работы отделений,  бригад, звеньев. Не
везде ведется  активная  борьба  за  экономию  затрат  труда,  кормов,
горючего, запасных  частей   и   других   материальных   средств,   не
осуществляется строгий режим экономии на каждом участке производства.
     Низкая рентабельность и убыточная деятельность многих колхозов  и
совхозов в  значительной мере обусловлены большими непроизводительными
затратами и бесхозяйственностью.  Все еще велики потери от недостач  и
порчи товарно-материальных ценностей,  незаконных выплат,  списания на
убытки дебиторской   задолженности,   уплаты   штрафов   и   неустоек,
эксплуатации жилищно-коммунального   хозяйства.   Допускаются   случаи
отвлечения средств  колхозов  и  совхозов  на  цели,  не  связанные  с
развитием сельскохозяйственного производства.
     Правительство республики     не     раз     обращало     внимание
сельскохозяйственных органов   на   крупные  недостатки  в  работе  по
воспроизводству стада.  Однако яловость маточного поголовья продолжает
оставаться высокой.  В прошлом году от 100 коров и нетелей в Брянской,
Астраханской, Оренбургской областях,  Калмыцкой АССР, Чечено-Ингушской
АССР и Тувинской АССР получено менее 70 телят.  А в некоторых колхозах
и совхозах Саратовской области (начальник производственного управления
сельского хозяйства  облисполкома т.  Бебешко),  Волгоградской области
(начальник производственного    управления     сельского     хозяйства
облисполкома т. Поляничко) получают по 30-40 телят.
     Велики потери от падежа скота. Убытки хозяйств Омской области  по
этой причине ежегодно превышают 15 млн.  рублей, Новосибирской области
- 12 млн.,  Башкирской АССР - 18 млн.,  Читинской области - 22 млн.  и
Алтайского края - 25 млн. рублей.
     Не везде  должным  образом  организована  борьба   за   повышение
качества продукции.  На  заготовительные пункты поступает значительное
количество продуктов растениеводства и животноводства низкого качества.
     В прошлом  году  было  сдано  государству  несортового  молока  в
Приморском крае - 44%, Тюменской области - 54%, Хабаровском крае - 66%
и Томской  области  -  81 процент. В некоторых областях около половины
заготовленных картофеля,   овощей,   сахарной   свеклы,   плодов    не
соответствовало стандартам.
     Большие потери   несут   государство   и   хозяйство   от   забоя
неупитанного и  маловесного  скота.  В  1976  году  колхозы  и совхозы
Брянской, Смоленской областей и Бурятской АССР сдали государству почти
четвертую часть  крупного  рогатого  скота  нижесредней  упитанности и
тощего. От колхозов и совхозов Ульяновской, Омской, Рязанской областей
и Мордовской АССР поступило в заготовки 60-80% неупитанных овец.
     Советские и сельскохозяйственные органы некоторых областей, краев
и автономных  республик  недостаточно занимаются укреплением экономики
отстающих колхозов  и   совхозов,   многие   из   этих   хозяйств   не
укомплектованы квалифицированными  кадрами  руководящих  работников  и
специалистов, хуже   обеспечены   основными   фондами,   материальными
ресурсами, в   недостаточных   объемах  ведется  здесь  мелиоративное,
производственное и жилищное строительство.
     В ряде  колхозов  и  совхозов  принижена  роль  и ответственность
главных бухгалтеров и экономистов за организацию экономической работы,
внедрение внутрихозяйственного   расчета,  постановку  учета и строгое
соблюдение финансовой дисциплины, рациональное и бережное расходование
государственных средств  и сохранность социалистической собственности.
Руководители отдельных хозяйств иногда пренебрегают мнением работников
экономической службы при решении хозяйственных и финансовых вопросов.
     Совет Министров  РСФСР  считает,   что   Министерство   сельского
хозяйства РСФСР  мало уделяет внимания укреплению экономики колхозов и
совхозов, мирится с имеющимися серьезными недостатками в экономической
работе, не  принимает  действенных  мер  к подъему экономики отстающих
хозяйств, недостаточно   направляет   деятельность    подведомственных
подразделений на  выявление и использование резервов производства,  не
предъявляет должной требовательности  к  местным  сельскохозяйственным
органам за повышение эффективности сельского хозяйства.
     Некоторые всероссийские         научно-производственные         и
производственные объединения    все   еще   не   осуществляют   единой
технической политики и не  оказывают  должного  влияния  на  повышение
эффективности тех    отраслей,   за   развитие   которых   они   несут
ответственность.
     Сельскохозяйственные органы  ряда  автономных республик,  краев и
областей недостаточно   повышают   ответственность   руководителей   и
специалистов колхозов  и  совхозов  за  безусловное  выполнение планов
производства и закупок сельскохозяйственной продукции,  не воспитывают
у них чувство бережливости и рачительного отношения к социалистической
собственности, неконкретно   занимаются   экономикой,    глубоко    не
анализируют финансовое   состояние   хозяйств,   не   пресекают  факты
нарушения штатной   и   финансовой   дисциплины,   перерасхода   фонда
заработной платы  и  материальных  ресурсов,  не  ищут  дополнительные
резервы снижения себестоимости продукции  и  повышения  рентабельности
производства, слабо   используют   такие  важные  формы  экономической
работы, как балансовые комиссии, проведение комплексных ревизий.
     Министерство мясной и молочной промышленности РСФСР, Министерство
заготовок РСФСР,  Министерство торговли  РСФСР,  Министерство  пищевой
промышленности РСФСР, Министерство текстильной промышленности РСФСР не
обеспечили выполнения  решений  Совета  Министров  РСФСР  по  развитию
прямых связей с хозяйствами,  неудовлетворительно организуют заготовку
молока, овощей, плодов и другой продукции на месте, мирятся с тем, что
многие  предприятия  и  организации  при приемке продукции занижают ее
качество,  обсчитывают  колхозы   и   совхозы,   не   выплачивают   им
установленных надбавок.
     Министерство заготовок РСФСР,  его местные заготовительные органы
не  принимают  необходимых  мер  по  улучшению  организации заготовок,
выявлению дополнительных товарных ресурсов,  проведению мероприятий по
обеспечению  заготовок  продукции земледелия и животноводства высокого
качества,  слабо осуществляют государственный контроль за  выполнением
планов   закупок,   определением   заготовительными   организациями  и
предприятиями качества сельскохозяйственной продукции, правильностью и
своевременностью расчетов за нее.
     Серьезные недостатки  имеются  в  работе   Россельхозтехники   по
организации  технического  обслуживания  колхозов и совхозов,  ремонту
машинно-тракторного   парка.   Ежегодно   из-за   несвоевременного   и
некачественного   ремонта   большое   число   тракторов,  автомобилей,
комбайнов и  других  машин  не  участвуют  в  работе,  не  соблюдаются
гарантийные сроки использования техники после ремонта.  Не выполняются
планы известкования кислых почв,  проведения культуртехнических работ,
вывозки   торфа.  Допускаются  факты  обсчетов  колхозов  и  совхозов,
завышения расценок и объемов выполненных работ и услуг.
     Министерство финансов  РСФСР,  Российская республиканская контора
Госбанка СССР,  ЦСУ РСФСР, местные финансовые и статистические органы,
учреждения госбанка  слабо  используют свои возможности по воздействию
на укрепление экономики колхозов и совхозов,  не принимают должных мер
по усилению   контроля  за  правильным  и  эффективным  использованием
средств и кредитов банка,  недостаточно ведут работу по предупреждению
фактов расточительства   государственных   и   общественных  ресурсов,
отвлечения средств  колхозов  и  совхозов  на  цели,  не  связанные  с
сельскохозяйственным производством,  мало  оказывают помощи колхозам и
совхозам в налаживании  финансового  хозяйства,  правильного  учета  и
отчетности.
     Некоторые Советы Министров автономных республик, крайисполкомы  и
облисполкомы не   уделяют  постоянного  внимания  вопросам  укрепления
экономики колхозов и совхозов,  смирились со  сложившимся  положением,
недостаточно руководят    этим    важным    участком   работы,   редко
рассматривают экономические   вопросы   на   заседаниях    исполкомов,
своевременно не   дают   острой   и   принципиальной   оценки   фактам
расточительства и  бесхозяйственности,  не   направляют   деятельность
райисполкомов, сельскохозяйственных,  плановых и финансовых органов на
изыскание и более полное использование  резервов  роста  производства,
улучшение качества    продукции   и   повышение   рентабельности,   не
предъявляют требовательности к руководителям и  специалистам  хозяйств
за подъем  экономики  и  улучшение  финансового  положения  колхозов и
совхозов, повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
     Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
     1. Считать важнейшей  задачей  Министерства  сельского  хозяйства
РСФСР, его   местных   органов,  руководителей  колхозов  и  совхозов,
специалистов, ученых  неукоснительное  выполнение  решений  Партии   и
Правительства и  указаний  Генерального  секретаря  ЦК КПСС тов.  Л.И.
Брежнева о том,  что  главное  внимание  необходимо  сосредоточить  на
всемерном увеличении   производства   продуктов  сельского  хозяйства,
повышении эффективности  производства   и   качества   работы,   росте
производительности труда,     улучшении     использования     основных
производственных фондов,  материальных и  трудовых  ресурсов,  строгом
режиме экономии. Это теперь самое важное в работе каждого министерства
и предприятия, каждого колхоза и совхоза.
     2. Министерству  сельского  хозяйства  РСФСР,  Советам  Министров
автономных республик,  крайисполкомам,  облисполкомам,  райисполкомам,
местным сельскохозяйственным органам:
     проанализировать состояние  экономики  хозяйств,  разработать   и
осуществить конкретные  меры  по  устранению  имеющихся  недостатков в
производственной и финансовой деятельности.  Направить усилия колхозов
и совхозов   на   значительное   повышение   культуры   земледелия   и
животноводства и на этой  основе  осуществить  рост  урожайности  всех
сельскохозяйственных культур   и   продуктивности   скота  -  решающих
факторов подъема  эффективности  сельскохозяйственного   производства,
укрепления экономики хозяйств;
     разработать и осуществить мероприятия,  позволяющие  в  ближайшие
годы довести  в среднем по РСФСР урожайность зерновых культур не менее
чем до 20 центнеров с гектара,  удой молока на корову - 3000 кг в год,
среднесуточный привес  крупного  рогатого  скота на откорме - 800-1000
граммов, свиней - 500-600 граммов. Исходя из этого определить с учетом
природно-экономических условий  и  имеющихся  возможностей  по  каждой
автономной республике,  краю,  области,  району,  колхозу  и   совхозу
показатели урожайности  сельскохозяйственных  культур и продуктивности
скота, обеспечивающие  выполнение  заданий  по   продаже   государству
продуктов сельского   хозяйства,  удовлетворение   внутрихозяйственных
потребностей, снижение    себестоимости    продукции     и     высокую
рентабельность производства;
     разобраться в причинах отставания экономически слабых колхозов  и
совхозов, уточнить  их  специализацию,  принять  меры  к  концентрации
производства на  основе  межхозяйственной  кооперации,   улучшить   их
материально-техническое оснащение,  направить  в эти хозяйства опытных
руководителей и специалистов,  способных  быстро  поправить  положение
дел. Осуществить   меры,   стимулирующие  закрепление  специалистов  и
механизаторов, организовать шефство экономически  сильных  хозяйств  и
промышленных предприятий над отстающими колхозами и совхозами.
     Советам Министров   автономных   республик,   крайисполкомам    и
облисполкомам до     1     января     1978    г.    утвердить    планы
организационно-хозяйственного укрепления каждого экономически  слабого
колхоза и   совхоза,  определить  в  них  задачи сельскохозяйственных,
мелиоративных, строительных и заготовительных организаций.  Взять  под
особый контроль      осуществление     мер     по     улучшению     их
производственно-финансовой деятельности;
     на основе   роста  производства  продуктов  сельского  хозяйства,
снижения их себестоимости, эффективного использования основных фондов,
улучшения качества  продукции и строжайшего режима экономии добиться к
1980 году   рентабельной   работы    каждого    хозяйства,    повысить
производительность труда в десятой пятилетке в среднем не менее чем на
30 процентов.
     3. Министерству     сельского     хозяйства     РСФСР,    местным
сельскохозяйственным органам,  руководителям и специалистам колхозов и
совхозов:
     направлять организаторскую работу во всех  звеньях  колхозного  и
совхозного  производства  на  более  полное  использование  внутренних
резервов,  благоприятных  экономических  условий,  созданных  аграрной
политикой  партии.  Повысить  уровень  хозяйственного  руководства  на
каждом участке работы, настойчиво внедрять научно обоснованную систему
земледелия и животноводства. Добиться высокоэффективного использования
земли,  мелиорированных угодий,  сельскохозяйственной техники,  других
основных фондов, обеспечить максимальную отдачу каждого рубля, гектара
земли, каждой тонны удобрений;
     повысить уровень  экономической  работы.  Внедрить  в  колхозах и
совхозах, на всех производственных участках внутрихозяйственный расчет
с тем,  чтобы  этот метод стал действенным фактором строжайшего режима
экономии, способствовал  рациональному  использованию  материальных  и
денежных ресурсов,  укреплению  экономики  хозяйств.  Обеспечивать  до
начала планируемого        года        качественную         разработку
производственно-финансовых планов колхозов и совхозов, предусматривать
в них  комплекс  мероприятий  по  изысканию  и  мобилизации   резервов
увеличения производства   продукции,   более  экономному  расходованию
средств, не допускать превышение расходов над доходами. Активизировать
деятельность экономических  советов  и  бюро  экономического  анализа,
обеспечить систематическое     проведение     балансовых     комиссий,
экономических конференций. Добиться, чтобы вопросами экономики владели
все руководители  и  специалисты  сельского  хозяйства,  в  какой   бы
должности они не работали;
     внедрять в   колхозах   и   совхозах   прогрессивные   технологии
производства, передовые формы организации труда и управления,  вводить
технически обоснованные нормы выработки, широко использовать на уборке
урожая, заготовке   кормов,   севе   озимых  культур  механизированные
комплексы, бригады и звенья;
     повести решительную      борьбу      с       бесхозяйственностью,
непроизводительными расходами   и  потерями.  Предупреждать  и  строго
пресекать факты  разбазаривания  и  хищения  общественного  имущества,
недостач, порчи продукции,  незаконного расходования денежных средств.
Не оставлять без внимания ни  одного  случая  нанесения  материального
ущерба колхозу  или  совхозу;  лиц,  виновных  в  этом,  привлекать  к
ответственности. Навести    строгий    государственный    порядок    в
использовании фондов  заработной  платы  и материального поощрения, не
допускать излишеств в расходовании этих средств,  а также в содержании
административно-управленческого персонала.    Повсеместно   обеспечить
неукоснительное соблюдение условий премирования;
     осудить факты   преждевременного   списания   техники.  Директора
совхозов и  председатели  колхозов  несут  личную  ответственность  за
сохранность и    эффективное    использование   машин,   оборудования,
производственных зданий и сооружений.  Не допускать списания  основных
фондов до истечения срока полной их амортизации;
     повысить ответственность   государственной   племенной    службы,
зоотехников, ветеринарных     специалистов     хозяйств,    работников
животноводства за  воспроизводство  стада.  Организовать   полноценное
кормление маточного   поголовья,   улучшить   качество  искусственного
осеменения и   ветеринарную   работу   по    профилактике    бесплодия
сельскохозяйственных животных. Все случаи яловости маточного поголовья
тщательно рассматривать,  разбираться в причинах и  принимать  меры  к
тому, чтобы не допускать их.
     4. Обязать  Министерство  сельского  хозяйства   РСФСР,   местные
сельскохозяйственные органы,  руководителей  хозяйств  поднять  роль и
ответственность главных   бухгалтеров   колхозов   и    совхозов    за
рациональное расходование  денежных  средств  и материальных ресурсов,
четкую постановку   бухгалтерского   учета   и   отчетности,   строгое
соблюдение финансовой    дисциплины,    сохранность   социалистической
собственности. Обеспечить улучшение контрольно-ревизионной работы.
     5. Потребовать   от   Министерства   сельского  хозяйства  РСФСР,
Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР,  Россельхозтехники,
Главнечерноземводстроя, сельскохозяйственных   органов,  председателей
колхозов, директоров совхозов осуществить такие  мероприятия,  которые
позволяли бы  ежегодно  производить  в  каждом  хозяйстве  на условную
голову скота не менее 36-40 центнеров кормов в пересчете  на  кормовые
единицы.
     В этих целях:
     резко увеличить  производство  зерна  за  счет роста урожайности,
расширения там,   где    есть    условия,    посевных    площадей    и
совершенствования структуры зернового клина, повысить урожайность всех
кормовых культур, возделываемых на пашне;
     разработать и  осуществить  мероприятия  по значительному подъему
продуктивности естественных кормовых угодий с  таким  расчетом,  чтобы
максимально увеличить выход кормов с них, обеспечить выполнение планов
улучшения лугов и  пастбищ,  надлежащий  уход  за  ними  и  правильную
эксплуатацию, расширять   производство   кормов   на   мелиорированных
площадях;
     считать целесообразным создавать для гарантированного обеспечения
комплексов и  крупных  ферм  кормами   специализированные   хозяйства,
межхозяйственные предприятия   и   объединения  по  кормопроизводству,
использованию пойменных и орошаемых земель;
     обратить особое внимание на улучшение качества кормов. Обеспечить
выполнение установленных заданий по внедрению прогрессивных технологий
в кормопроизводстве,  построить  в  колхозах  и  совхозах  капитальные
силосные и сенажные сооружения,  хранилища  для  сена  на  весь  объем
заготавливаемых кормов,  направить на эти цели средства и материальные
ресурсы. Осуществить необходимые мероприятия по  кормоприготовлению  с
таким расчетом,  чтобы  все  корма,  подлежащие переработке,  и прежде
всего зерно, скармливались скоту только в подготовленном виде.
     Советам Министров    автономных   республик,   крайисполкомам   и
облисполкомам усилить   контроль   за   работой   сельскохозяйственных
органов, колхозов и совхозов по созданию гарантированной кормовой базы
животноводства, повысить требовательность  к  руководителям  хозяйств,
проявляющим беззаботное отношение к обеспечению скота кормами в полной
потребности и высокого качества.
     6. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству заготовок
РСФСР, руководителям колхозов и совхозов повести решительную борьбу за
повышение качества  сельскохозяйственной  продукции  во  всех отраслях
производства, поднять доходы колхозов и совхозов  за  счет  увеличения
продажи государству   твердых  и  сильных  пшениц,  крупяных  культур,
высокоупитанного скота,  первосортного   молока,   высокого   качества
сахарной свеклы, овощей, картофеля и другой продукции.
     7. Госплану  РСФСР,  Министерству  сельского   хозяйства   РСФСР,
Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам
при разработке текущих и перспективных планов  направлять  капитальные
вложения и  материальные  ресурсы  прежде  всего  на  решение ключевых
проблем развития   сельского   хозяйства,   повышение    эффективности
использования земли,  рост урожайности и валовых сборов зерна, кормов,
увеличение производства мяса и другой продукции.
     Обеспечить концентрацию    средств    и   наиболее   рациональное
размещение сельскохозяйственного            производства            по
природно-экономическим зонам,    добиваться   тесной   увязки   планов
производства сельскохозяйственной продукции с материально-техническими
средствами, создавать  условия для эффективного использования трудовых
и материальных   ресурсов,   социального   развития   села.   Улучшить
планирование государственных  закупок  сельскохозяйственных продуктов,
соблюдать при этом строго дифференцированный подход и учет  конкретных
особенностей и реальных возможностей каждого колхоза и совхоза.
     8. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству сельского
строительства РСФСР,    Госстрою   РСФСР,   Росколхозстройобъединению,
Советам Министров автономных республик,  крайисполкомам, облисполкомам
повысить ответственность   руководителей   и   специалистов  колхозов,
совхозов, сельскохозяйственных  органов,  строительных   и   проектных
организаций за эффективное использование капитальных вложений. Принять
меры к  снижению  стоимости  сельскохозяйственного  строительства,  не
допускать просчетов   и   ошибок   в  проектных  решениях,  применение
устаревших технологий    и     малопроизводительного     оборудования,
неэкономичных строительных   конструкций  и  материалов.  Проводить  в
первоочередном порядке   работу   по   реконструкции   и    расширению
действующих производственных объектов.
     Не допускать распыления капитальных  вложений  по  многочисленным
объектам, прекратить  практику  строительства  неплановых  объектов  и
включения в   план   строек,    не    обеспеченных    проектно-сметной
документацией, материальными и финансовыми ресурсами.
     Принять меры  к  максимальному   использованию   производственных
мощностей, прежде   всего   крупных   животноводческих  комплексов.  В
трехмесячный срок  разобраться  с  работой  каждого   предприятия,   с
обеспечением их    кадрами,    кормами,   высокопродуктивным   скотом.
Добиваться освоения проектных мощностей на комплексах в  установленные
сроки.
     9. Министерству сельского хозяйства РСФСР,  местным  советским  и
сельскохозяйственным органам более настойчиво и планомерно проводить в
жизнь меры  по  специализации  и  концентрации   сельскохозяйственного
производства на  базе  межхозяйственной  кооперации и агропромышленной
интеграции. Сосредоточить в основном в специализированных предприятиях
и межхозяйственных объединениях к концу десятой пятилетки производство
товарных овощей,  плодов,  ягод и винограда,  семян элиты и суперэлиты
зерновых культур, картофеля и овощных культур, а также откорм крупного
рогатого скота, свиней и овец, производство продукции птицеводства. Не
допускать преждевременного   свертывания   производства   продукции  в
неспециализированных хозяйствах.
     10. Обязать     Министерство     финансов    РСФСР,    Российскую
республиканскую контору Госбанка СССР, ЦСУ РСФСР и их органы на местах
всемерно содействовать   укреплению  экономики  колхозов  и  совхозов,
оказывать им помощь  в  умелом  использовании  экономических  рычагов,
налаживании учета,    пресекать    случаи   нарушения   финансовой   и
государственной дисциплины, строго следить за правильным расходованием
средств, соблюдением режима экономии.
     11. Министерству   сельского   хозяйства   РСФСР,    Министерству
заготовок РСФСР,  Министерству мясной и молочной промышленности РСФСР,
Министерству текстильной промышленности РСФСР,  Министерству  торговли
РСФСР, Роспотребсоюзу, Россельхозтехнике обеспечить правильные расчеты
с колхозами и совхозами за сданную  продукцию  и  оказываемые  услуги.
Создать обстановку нетерпимости к фактам обсчетов колхозов и совхозов,
повысить ответственность   руководителей   заготовительных,   торговых
организаций и  предприятий  Сельхозтехники  за  выполнение  договорных
обязательств и  правильность  расчетов  за  продаваемую  продукцию   и
выполняемые работы.
     12. Министерству сельского хозяйства РСФСР,  Сибирскому отделению
ВАСХНИЛа, Отделению  ВАСХНИЛа  по  Нечерноземной  зоне  РСФСР  поднять
уровень научно-исследовательских   работ   по   экономике    сельского
хозяйства, повышению     эффективности    капитальных    вложений    и
использования основных производственных фондов в колхозах и  совхозах,
совершенствованию экономических взаимоотношений хозяйств, вступивших в
кооперацию, росту производительности труда  и  снижению  себестоимости
продукции.
     13. Обязать Советы Министров автономных республик, крайисполкомы,
облисполкомы и    райисполкомы,   учитывая   исключительную   важность
дальнейшего увеличения   производства    продуктов    полеводства    и
животноводства, повышения   эффективности   всех   отраслей  сельского
хозяйства, больше уделять внимания  развитию  этой  отрасли.  Повысить
уровень руководства   деятельностью  сельскохозяйственных  органов  по
подъему колхозного и  совхозного  производства,  укреплению  экономики
хозяйств. Направить    организаторскую   работу   исполкомов   Советов
депутатов трудящихся на мобилизацию колхозников,  работников совхозов,
специалистов сельского  хозяйства,  всех  тружеников  села на успешное
выполнение планов  и  социалистических  обязательств   по   увеличению
производства и    продажи    государству    продуктов   земледелия   и
животноводства, улучшению   их   качества,   росту    урожайности    и
продуктивности скота,  повышению  производительности  труда,  снижению
себестоимости продукции.    Систематически    рассматривать    вопросы
экономики на   заседаниях   исполкомов,   обобщать   и  распространять
передовой опыт колхозов,  совхозов,  советских и  сельскохозяйственных
органов по  организации  экономической  работы  в  сельском хозяйстве,
развернуть широкое   социалистическое   соревнование   за   увеличение
производства и   заготовок   продуктов  земледелия  и  животноводства,
повышение эффективности производства и  качества  сельскохозяйственной
продукции.
     Установить систематический  контроль  за  выполнением  настоящего
постановления. Докладывать  Совету Министров РСФСР о проводимой работе
по повышению  эффективности   сельскохозяйственного   производства   и
укреплению экономики  колхозов  и совхозов в каждом первом за отчетным
годом квартале до конца десятой пятилетки.

                                *        *
                                     *

     Совет Министров  РСФСР  выражает  уверенность,  что  советские  и
сельскохозяйственные органы,  колхозы  и  совхозы  РСФСР,  борясь   за
осуществление намеченной    партией   программы   всемерного   подъема
сельского хозяйства  на  основе  повышения   культуры   земледелия   и
животноводства, дальнейшего   развития  специализации  и  концентрации
сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации
и агропромышленной   интеграции,  рационального  использования  земли,
капитальных вложений,  основных фондов, улучшения экономической работы
и качества  продукции  обеспечат  дальнейшее  увеличение  производства
сельскохозяйственной продукции  при  наименьших   затратах   труда   и
средств, добьются повышения эффективности работы колхозов и совхозов и
тем самым внесут достойный вклад в выполнение задач,  поставленных ХХV
съездом КПСС.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          М. СОЛОМЕНЦЕВ
     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР          И. СМИРНОВ




Информация по документу
Читайте также