Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 29.11.1979 № 578

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                      от 29 ноября 1979 г. N 578
                            г. М О С К В А

         О РАБОТЕ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
        ИНСТИТУТА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА
      МИНИСТРОВ СССР ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1977 г. N 1111 "О ДАЛЬНЕЙШЕМ
           СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПОДГОТОВКИ ИХ К ТРУДУ"

     Совет Министров  РСФСР  отмечает,  что  Казанский государственный
педагогический институт, выполняя решения ХХV съезда КПСС, последующие
постановления ЦК  КПСС  и  Совета  Министров  СССР  о высшей и средней
школе, направляет  свои  усилия  на  подготовку  учителя,  политически
образованного, беспредельно  преданного делу Коммунистической партии и
советского народа, всесторонне развитого, владеющего своим предметом и
методикой его   преподавания,  хорошо  знающего  основы  физиологии  и
психологии учащегося,  умеющего   органически   сочетать   учебную   и
воспитательную работу на уроке и во внеучебное время.
     За годы десятой  пятилетки  институтом  подготовлено  около  пяти
тысяч учителей по 13 специальностям, из которых более 90% направлено в
сельские школы  Татарской  АССР.  В  три  раза  увеличена   подготовка
учителей русского языка для национальных школ РСФСР, готовятся учителя
музыки и пения, физического воспитания. Совместно с органами народного
образования автономной  республики  проводится  работа по подготовке и
профессиональному отбору в институт сельской молодежи.
     Из общего  количества  преподавателей  института 44,7%  - доктора
наук и   профессора,   кандидаты   наук    и    доценты.    Подготовка
научно-педагогических кадров    осуществляется    через    аспирантуру
института по семи специальностям,  80%  аспирантов завершают  учебу  с
представлением диссертаций к защите.
     Коллектив института         ведет         исследования         по
психолого-педагогическим, социально-экономическим    и    естественным
наукам, разрабатывает    актуальные     проблемы     коммунистического
воспитания, школьной и вузовской дидактики, теории и истории народного
образования. Укрепляются связи кафедр  с  ведущими  научными  центрами
Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР.
     Объем работ, выполняемых институтом по договорам, за годы десятой
пятилетки возрос    в    2,5    раза,    40%    которых   ведется   по
психолого-педагогической проблематике.     Широкое      участие      в
научно-исследовательской работе  принимают студенты.  За последние три
года преподавателями института опубликовано свыше тысячи работ,  в том
числе 17  монографий,  63  учебника  и учебно-методических пособия для
студентов вузов и  учащихся  общеобразовательных  школ.  Профессора  и
преподаватели вносят  заметный  вклад  в  развитие языковой культуры в
автономной республике в  условиях  двуязычия,  разрабатывают  проблемы
содержания и  методы  обучения  русскому  языку  в национальной школе.
Многие из них -  авторы  и  соавторы  действующих  школьных  программ,
учебников русского и татарского языка и методических пособий.
     Накоплен ценный    опыт    идейной,    научно-теоретической     и
профессионально-педагогической направленности   всех   видов   учебных
занятий. Кафедры общественных наук в лекциях  и  семинарских  занятиях
умело увязывают     марксистско-ленинскую     теорию    с    практикой
коммунистического строительства,    с    современной    политикой    и
организаторской деятельностью КПСС.
     Совершенствуется психолого-педагогическое образование  студентов,
обращается особое внимание на их подготовку к работе в сельской школе,
к осуществлению трудового  воспитания  и  профессиональной  ориентации
учащихся. Студенты работают пионервожатыми, руководителями ученических
производственных бригад,  школьных  лесничеств   и   других   трудовых
объединений школьников.  Все  это  сказалось  на  улучшении  работы по
профессиональной ориентации  и  трудовому   воспитанию   учащихся.   В
последние годы в автономной республике более 40%  выпускников сельских
средних школ остается работать в сельскохозяйственном производстве  по
изучаемым в школе специальностям.
     В институте     успешно     решаются     задачи      формирования
общественно-политической активности будущих учителей,  создана система
идейно-политического, интернационального,               нравственного,
эстетического, военно-патриотического    и   физического   воспитания.
Студенты принимают активное участие в общественной работе.
     Крепнут связи вуза со школами и органами народного образования. В
районах автономной республики  проводятся  выездные  заседания  совета
института и   кафедр,   научно-практические   конференции,   создаются
творческие группы ученых и учителей по изучению и обобщению передового
педагогического опыта.   Преподаватели  института  принимают  активное
участие в  повышении  квалификации  учителей   на   курсах   института
усовершенствования учителей,  в общественном университете учителя.  На
заочном отделении  института  обучается   2700   учителей   и   других
работников народного образования.
     Сложившаяся в институте система подготовки  учителя  обеспечивает
высокий уровень  знаний  студентов  (на "хорошо" и "отлично" в 1978/79
учебном году училось 42,6%  студентов).  Существующая на факультетах и
кафедрах института   обстановка   творческого   труда   преподавателей
позволяет успешно   формировать    личность    учителя,    отвечающего
современным требованиям.  За  достигнутые успехи в подготовке учителей
по итогам  социалистического  соревнования  за  1978   год   институту
присуждено переходящее  Красное знамя ЦК КПСС,  Совета Министров СССР,
ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
     Вместе с     тем    в    деятельности    коллектива    Казанского
государственного педагогического  института  имеются  недостатки.  Они
проявляются в   учебно-воспитательном   процессе,  научно-методической
работе, состоянии  внутривузовского  контроля  за  качеством   учебных
занятий и педагогической практикой студентов. До 7,5% дневного и 22,5%
студентов заочного отделений условно переводятся на следующий курс или
оставляются на   повторное  обучение.  По  ряду  специальностей  отсев
студентов по  неуспеваемости  за  период  обучения  достигает  30%  от
принятых на первый курс.
     Не полностью используются возможности по формированию у студентов
умения воспитывать  у  молодежи  любовь  к труду,  глубокое уважение к
людям труда и готовность работать в сфере материального  производства,
по укреплению    единства    обучения    и    воспитания   школьников,
профессиональному отбору студентов из села и обеспечению явки  молодых
специалистов к месту назначения на работу в школы.
     Усилия профессоров  и   преподавателей   института   недостаточно
сконцентрированы на   решении   проблем  совершенствования  содержания
всеобщего обязательного  среднего   образования.   Требует   улучшения
система внедрения  результатов психолого-педагогических исследований в
учебно-воспитательный процесс школы  и  вуза.  Допущено  отставание  в
подготовке научных  кадров высшей квалификации по ряду специальностей.
Многие кабинеты и лаборатории кафедр не полностью оснащены современным
учебным и научным оборудованием, специальной мебелью.
     Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
     1. Отметить   положительную  работу  Казанского  государственного
педагогического института по подготовке  учителей  общеобразовательных
школ, созданию      комплексной      системы     идейно-политического,
психолого-педагогического, трудового,   нравственного,   эстетического
обучения и   воспитания  студентов,  подготовке  научно-педагогических
кадров через аспирантуру,  разработке и внедрению  проблем  педагогики
высшей и средней школы.
     2. Обязать ректорат Казанского  государственного  педагогического
института:
     устранить отмеченные в настоящем постановлении недостатки;
     руководствуясь решениями    ХХV    съезда    КПСС,   последующими
постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР  о  высшей  и  средней
школе, постановлением  ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической,
политико-воспитательной работы",    осуществить     мероприятия     по
совершенствованию подготовки и воспитания молодых учителей;
     положить в  основу   воспитания   студентов   глубокое   изучение
марксистско-ленинской теории,  материалов ХХV съезда КПСС, Конституции
СССР, постановлений  ЦК  КПСС  и   Совета   Министров   СССР,   трудов
Генерального секретаря  ЦК  КПСС,  Председателя  Президиума Верховного
Совета СССР товарища Л.И. Брежнева, других руководителей партии;
     совершенствовать комплексный   подход   к  формированию  личности
будущего учителя,  развивать  у  студентов  педагогическое   мышление,
прививать любовь к детям и учительскому труду, воспитывать потребность
непрерывного пополнения  знаний,   повышать   общественно-политическую
активность, способность воспитывать гражданина Страны Советов;
     целенаправленно осуществлять    учебный    процесс,     обновлять
содержание читаемых       курсов       с       учетом       достижений
психолого-педагогических и      специальных       наук,       практики
общеобразовательной школы,  активнее  внедрять  прогрессивные методы и
формы обучения, шире применять в учебном процессе технические средства
обучения, готовить  студентов  к умению использовать их в практической
работе;
     повысить качество  подготовки студентов к осуществлению трудового
обучения и   воспитания,   профессиональной    ориентации    учащихся;
формировать у  студентов  умение  воспитывать  у  учащихся  в процессе
преподавания своего предмета в школе любовь к труду, глубокое уважение
к людям  труда,  готовность  молодежи  работать  в сфере материального
производства, вплотную подойти к  овладению  определенной  профессией;
улучшать организацию  и руководство педагогической практикой студентов
и стажировкой молодых специалистов;
     укреплять связи  факультетов  и  кафедр  института  со  школами и
органами народного образования в деле организации подбора и подготовки
абитуриентов для  поступления  в  институт  и  повышения  квалификации
работающих учителей,  обратив особое внимание на  подготовку  учителей
для сельских общеобразовательных школ;
     полнее использовать  научный  потенциал  института  в  разработке
актуальных проблем    в    области    общественных,   естественных   и
психолого-педагогических наук, проявляя заботу о внедрении результатов
исследований в    народное    хозяйство,    практику   работы   высшей
педагогической и средней общеобразовательной школы;
     шире привлекать к научно-исследовательской работе студентов;
     обеспечить высокое    качество    и    обоснованность     научных
рекомендаций,  добиваться  дальнейшего повышения эффективности научных
разработок в тесной связи с  задачами  улучшения  качества  подготовки
учителя;
     улучшить работу с научно-педагогическими кадрами по повышению  их
идейно-политической и  научно-методической подготовки.  Принять меры к
привлечению на кафедры института докторов наук и профессоров, повысить
роль кафедр  в  дальнейшем  совершенствовании  учебно-воспитательной и
научно-методической работы института.
     3. Министерству просвещения РСФСР:
     организовать распространение    положительного    опыта    работы
Казанского государственного  педагогического  института  по подготовке
учителей для  общеобразовательных  школ   и   повышению   квалификации
работающих учителей;
     принять дополнительные    меры    к     расширению     подготовки
научно-педагогических кадров   для   педагогических  институтов  через
целевую аспирантуру и созданию необходимых  условий  кандидатам  наук,
работающим над докторскими диссертациями;
     сконцентрировать научно-методическую работу кафедр педагогических
институтов на  решении  проблем совершенствования содержания всеобщего
обязательного среднего образования и его педагогического  обеспечения,
на разработке  вопросов  педагогики  высшей  и  средней педагогической
школы;
     обеспечить оснащение     кафедр    и    лабораторий    Казанского
государственного педагогического   института   учебным    и    научным
оборудованием, специальной мебелью.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          М. СОЛОМЕНЦЕВ
     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР          И. СМИРНОВ




Информация по документу
Читайте также