Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 14.01.1982 № 40

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                      от 14 января 1982 г. N 40
                            г. М О С К В А

             О РАБОТЕ БРЯНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА ПО УЛУЧШЕНИЮ
           КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА УЧИТЕЛЬСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ
          КАДРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, УСЛОВИЙ ИХ ТРУДА
               И БЫТА В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ ХХVI СЪЕЗДА КПСС

     Совет Министров РСФСР отмечает, что Брянский облисполком проводит
определенную  работу  по улучшению качественного состава учительских и
руководящих кадров общеобразовательных школ,  условий их труда и быта,
осуществлению  всеобщего  обязательного среднего образования молодежи,
повышению качества обучения и коммунистического воспитания учащихся  и
студентов.    Завершено    комплектование   средних   и   восьмилетних
общеобразовательных школ руководителями с высшим,  а начальных классов
-  учителями  с  соответствующим  педагогическим образованием.  Многие
учителя беззаветно служат делу подготовки  подрастающего  поколения  к
жизни  и  труду,  проводят  активную  общественно-политическую работу.
Укрепляется  учебно-материальная  база  общеобразовательных   школ   и
педагогических   учебных   заведений,   института   усовершенствования
учителей,  улучшилось  оснащение  их  учебно-наглядными  пособиями   и
техническими средствами обучения.
     Вместе с тем  деятельность  Брянского  облисполкома  по  подбору,
расстановке    и   воспитанию   учительских   и   руководящих   кадров
общеобразовательных школ,  улучшению условий их  труда  и  быта  не  в
полной  мере  отвечает решениям ХХVI съезда КПСС.  Медленно повышается
образовательный    уровень    учителей    восьмилетних    и    средних
общеобразовательных  школ.  В  1980  году  в  этих  школах численность
учителей по основным предметам с высшим образованием составляла 88%, а
в  ряде  районов  от  69  до  79  процентов.  Не  преодолена текучесть
учительских    и     частая     сменяемость     руководящих     кадров
общеобразовательных  школ.  За последние три года в школы области было
направлено  2135  специалистов  с  высшим  и  средним   педагогическим
образованием,   а   выбыло  3511  учителей,  заменено  около  половины
руководителей  средних   и   восьмилетних   школ.   Это   отрицательно
сказывается   на   создании   стабильных  педагогических  коллективов,
качестве обучения и воспитании учащихся,
     Одной из  причин  выбытия  учителей  из школ,  особенно сельских,
является  неустроенность  труда  и  быта.  В   области   ежегодно   не
выполняются  планы  строительства школ и жилых домов для учителей.  За
десятую пятилетку не введено в эксплуатацию  за  счет  государственных
капитальных   вложений  зданий  общеобразовательных  школ  на  9  тыс.
ученических мест и жилых домов для учителей общей площадью 7,5 тыс.кв.
метров.  В то же время 350 учителей сельских школ проживает на частных
квартирах, многие из них не обеспечиваются топливом. Имеют место факты
перебоев  в снабжении продуктами питания,  невнимательного отношения к
организации культурного,  медицинского обслуживания и  летнего  отдыха
учителей,   перегрузки   педагогических   кадров   несвойственными  им
поручениями в ущерб основной деятельности.
     В отдельных   районах  области  не  придается  должного  внимания
повышению    идейно-политического    уровня,     научно-педагогической
квалификации  учителей  и руководителей школ,  организации вечернего и
заочного  обучения  учителей,  укреплению   связи   школы,   семьи   и
общественности в работе по подготовке молодежи к жизни и труду.
     Брянский облисполком  неудовлетворительно  занимается   вопросами
улучшения  качественного  состава  учительских  и  руководящих  кадров
общеобразовательных  школ,  создания  необходимых   условий   для   их
закрепления,  смирился  с  фактами беззаботного к ним отношения,  мало
проявляет внимания повышению авторитета учителя и его роли в  обучении
и коммунистическом воспитании подрастающего поколения.
     Аналогичное положение  с   учительскими   кадрами   сложилось   в
Архангельской,  Калининской,  Калужской,  Новосибирской  и Ульяновской
областях,  Красноярском крае, Башкирской АССР и Татарской АССР. Многие
общеобразовательные  школы,  главным  образом  на  селе,  не полностью
укомплектованы квалифицированными  педагогическими  кадрами.  Возросла
текучесть  учителей.  Некоторые  исполкомы  местных  Советов  народных
депутатов,  органы  народного  образования  не  обеспечили  выполнения
планов  ввода в действие зданий общеобразовательных школ и жилых домов
для учителей, не создали необходимых условий для их труда и отдыха.
     Министерство просвещения  РСФСР,  Министерство высшего и среднего
специального  образования   РСФСР,   органы   народного   образования,
педагогические  учебные заведения и университеты слабо ведут работу по
ориентации школьников на учительскую профессию, воспитанию у студентов
вузов и учащихся педагогических училищ готовности работать в школе. Не
уделяется   всестороннего   внимания   профессиональному   отбору    в
педагогические   учебные   заведения   сельской  молодежи,  сохранению
контингентов студентов и учащихся, направлению молодых специалистов на
работу   в   школы.  Многие  выпускники  педагогических  институтов  и
университетов по неуважительным  причинам  не  являются  на  работу  в
школы.    Адыгейский,    Белгородский,    Благовещенский,   Иркутский,
Коломенский,    Липецкий,    Оренбургский,    Пермский,     Тамбовский
педагогические институты, Иркутский, Кубанский, Калининский, Чувашский
и  Ярославский  университеты   систематически   не   выполняют   планы
направления выпускников на педагогическую работу.
     Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
     1. Обязать Брянский облисполком:
     руководствуясь решениями ХХVI  съезда  КПСС,  постановлениями  ЦК
КПСС  и  Совета  Министров  СССР  по  вопросам  народного образования,
указаниями Генерального секретаря  ЦК  КПСС,  Председателя  Президиума
Верховного Совета СССР товарища Л.  И.  Брежнева, обеспечить улучшение
качественного    состава    учительских    и    руководящих     кадров
общеобразовательных    школ,    повышать    их  марксистско-ленинскую,
профессиональную  и  методическую  подготовку  с   учетом   требований
научно-технического прогресса в условиях развитого социализма, ведущую
роль  школы  и  учителя  в  обучении  и  коммунистическом   воспитании
подрастающего поколения;
     проявлять постоянную заботу о педагогических кадрах, создавать им
необходимые   жилищно-бытовые  условия,  совершенствовать  организацию
летнего отдыха, культурного и медицинского обслуживания учителей;
     внимательно рассматривать  нужды  и запросы учителей,  установить
строгий контроль за соблюдением льгот и  преимуществ,  предусмотренных
для педагогических работников в сельской местности;
     осуществить в основном до  1  января  1985  г.  переселение  всех
учителей,  проживающих  в частных домах в сельской местности и рабочих
поселках,  в  благоустроенные  квартиры,   улучшение   жилищно-бытовых
условий учителей городских школ;
     укомплектовать педагогические   учебные   заведения   на   основе
профессиональной  ориентации и отбора сельской молодежи в соответствии
с    полной    потребностью    в    учительских    кадрах     сельских
общеобразовательных школ, обеспечить сохранение контингентов студентов
и учащихся, направление молодых специалистов на работу в школы.
     2. Министерству   просвещения  РСФСР  и  Министерству  высшего  и
среднего специального образования РСФСР:
     повысить уровень   марксистско-ленинской,  научно-педагогической,
профессиональной  подготовки  студентов  педагогических  институтов  и
университетов,  учащихся  педагогических  училищ,  формировать  у  них
стремление  к  педагогическому  труду,  глубокое  уважение  к   детям,
готовность  работать в сельской школе,  умение осуществлять в единстве
обучение и воспитание школьников;
     завершить до     1985     года     комплектование    восьмилетних
общеобразовательных школ учителями  по  основным  предметам  с  высшим
педагогическим образованием.
     3. Госплану РСФСР,  Министерству просвещения РСФСР и Министерству
высшего и среднего специального образования РСФСР:
     определить потребность     в     учителях     и      воспитателях
общеобразовательных  школ  и  других  учебных  заведений  Министерства
просвещения РСФСР на 1983 -  1985  годы  и  до  1990  года  по  каждой
области,  краю  и  автономной  республике  и  ее  обеспечение  за счет
выпускников педагогических вузов, училищ и университетов;
     в установленном  порядке внести соответствующие уточнения в планы
приема  студентов  в  целях  устранения  диспропорции   в   подготовке
педагогических   кадров  в  отдельных  областях,  краях  и  автономных
республиках.
     4. Советам   Министров   автономных   республик,  крайисполкомам,
облисполкомам,  Московскому и Ленинградскому горисполкомам рассмотреть
вопрос  об  улучшении  качественного состава учительских и руководящих
кадров общеобразовательных школ,  условий их труда и быта, разработать
и   осуществить  мероприятия  по  устранению  имеющихся  в  этом  деле
недостатков.
     О принятых  мерах  доложить  Совету  Министров РСФСР до 1 февраля
1983 года.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          М. СОЛОМЕНЦЕВ
     Зам. Управляющего Делами
     Совета Министров РСФСР          И. ЗАРУБИН








Информация по документу
Читайте также