Расширенный поиск

Постановление Совета Министров СССР от 30.08.1984 № 928

 






                       СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                   от 30 августа 1984 г. N 928
                          МОСКВА, КРЕМЛЬ

          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БАЗОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
                    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

   Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР  от
12 апреля 1984 г. N 314 "Об улучшении трудового воспитания, обуче-
ния,  профессиональной ориентации школьников и организации их  об-
щественно полезного, производительного труда" Совет Министров СССР
п о с т ан о в л я е т:

   1. Утвердить прилагаемое Положение о базовом предприятии  обще-
образовательной школы.

   2. Обязать  министерства  и  ведомства  СССР,  Советы Министров
союзных республик обеспечить активное участие предприятий и  орга-
низаций, закрепленных  в  качестве базовых за общеобразовательными
школами,  в трудовом воспитании, обучении, профессиональной ориен-
тации  и профессиональной подготовке школьников,  в организации их
общественно полезного, производительного труда.


                                          УТВЕРЖДЕНО
                              постановлением Совета Министров СССР
                                  от 30 августа 1984 г. N 828


                        П О Л О Ж Е Н И Е

         О БАЗОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


                         Общие положения

   1. В  целях  создания необходимых условий для эффективного осу-
ществления задач по трудовому воспитанию, обучению, профессиональ-
ной ориентации и профессиональной подготовке учащихся, организации
их общественно полезного, производительного труда за средними, де-
вятилетними,  а  также  специальными  общеобразовательными школами
закрепляются в качестве базовых предприятия промышленности, строи-
тельства,  транспорта,  связи, сферы обслуживания, колхозы (с сог-
ласия  общего  собрания  колхозников),  совхозы,  лесхозы,   науч-
но-исследовательские,  проектные  институты,  другие предприятия и
организации<1>,  на которые наряду с общеобразовательными  школами
возлагается  ответственность  за  организацию  трудовой подготовки
учащихся.
   В отдельных  случаях  за школой может быть закреплено несколько
базовых предприятий. Допускается закрепление одного предприятия за
несколькими школами.
   Кроме закрепления  за  общеобразовательными   школами   базовых
предприятий  над  школами  может  осуществляться  шефство  другими
предприятиями, учреждениями и организациями.

   2. Предприятие (организация) закрепляется за школой в  качестве
базового решением Совета Министров союзной республики,  не имеющей
областного деления, Совета Министров автономной республики, испол-
кома краевого,  областного, Московского и Ленинградского городских
Советов народных депутатов по  представлению  исполкома  районного
(городского) Совета народных депутатов, на территории которого на-
ходится это предприятие (организация). За общеобразовательной шко-
лой  системы  Министерства путей сообщения решением управления же-
лезной дороги, как правило, закрепляется предприятие железнодорож-
ного транспорта.
   Исполкомы районных  и  городских  Советов  народных  депутатов,
исходя из перечня профессий,  утвержденного в установленном поряд-
ке, определяют профили профессиональной подготовки, содержание об-
щественно  полезного,производительного  труда  школьников с учетом
потребностей народного хозяйства в кадрах,  наличия и возможностей
развития производственной и учебно-материальной базы, особенностей
городских и сельских школ, труда девушек и юношей, а также возмож-
ностей базовых предприятий.
   Решение о закреплении за школой базового предприятия сообщается
этим предприятием вышестоящей организации по подчиненности.

   3. Министерства и ведомства СССР,  союзных и автономных респуб-
лик,  Советы Министров союзных и автономных  республик,  исполкомы
краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов
народных депутатов направляют деятельность базовых предприятий  по
трудовому воспитанию,  обучению,  профессиональной ориентации про-
фессиональной подготовке учащихся,  организации их общественно по-
лезного,  производительного труда, по обеспечению здоровых и безо-
пасных условий труда школьников и предусматривают в планах  эконо-
мического и социального развития отраслей выделение базовым предп-
риятиям материальных ресурсов,  необходимых для организации трудо-
вой подготовки школьников.
   При подведении итогов социалистического  соревнования  учитыва-
ется  участие  базовых предприятий в осуществлении трудовой подго-
товки учащихся.

   4. Задачей совместной работы базового предприятия и школы явля-
ется обеспечение общетрудовой подготовки политехнического характе-
ра учащихся I-VII классов и начиная с VIII класса - подготовки  по
массовым  профессиям.  Трудовое воспитание,  обучение и профессио-
нальная ориентация должны подготовить учащихся ко времени  оконча-
ния  неполной средней школы к осознанному выбору профессии и учеб-
ного заведения для продолжения образования.  К  окончанию  средней
школы учащиеся должны овладеть определенной профессией.
   В коллективе базового предприятия школьники  получают  трудовую
закалку,  учатся коллективизму, организованности, дисциплине, соз-
нательному и добросовестному отношению к труду.

   5. Руководитель базового предприятия возлагает на одного из ра-
ботников  предприятия  ответственность  за  организацию  трудового
воспитания и обучения,  профессиональной ориентации  и  профессио-
нальной подготовки учащихся,  их общественно полезного, производи-
тельного труда.

   6. Базовое предприятие и школа заключают договор  о  совместной
работе по трудовой подготовке учащихся, определяющий ее конкретное
содержание и формы, взаимные обязательства и сроки их реализации.

              Содержание работы базового предприятия
                 по трудовой подготовке учащихся

   7. Базовое  предприятие обеспечивает условия для профессиональ-
ной подготовки учащихся по  массовым  профессиям  начиная  с  VIII
класса,  организует  общественно  полезный,  производительный труд
школьников. В этих целях предприятие:
   использует и  развивает  имеющуюся на предприятии учебно-произ-
водственную базу,  создает на предприятии, в школе или межшкольном
учебно-производственном комбинате на правах своих структурных под-
разделений учебные цехи,  участки, мастерских, стационарный лагерь
труда и отдых школьников,  полевой стан ученической производствен-
ной бригады и школьное  лесничество,  а  также  отдельные  рабочие
места,  обеспечивает техническое и хозяйственное обслуживание ука-
занных подразделений и ремонт помещений;
   выделяет в   необходимом   количестве   оборудование,  технику,
приспособления,  инструменты, инвентарь, горюче-смазочные и другие
материалы, заготовки, полуфабрикаты, комплектующие изделия, выдает
учащимся спецодежду по нормам,  установленным  для  рабочих  соот-
ветствующих профессий, а также предоставляет земельные участки;
   направляет для обучения учащихся и руководства их трудом специ-
алистов,  квалифицированных рабочих и колхозников,  контролирует и
поощряет их педагогическую работу;
   организует в  своих учебно-производственных структурных подраз-
делениях  профессиональную  подготовку  учащихся   VIII-ХI   (ХII)
классов,  их общественно полезный труд,  в том числе работу учени-
ческой бригады, школьного лесничества, других трудовых объединений
учащихся, устанавливает для них производственные задания, учитыва-
ет и реализует продукцию, оплачивает труд школьников в установлен-
ном порядке,  организует питание школьников в период трудовой под-
готовки, обеспечивает доставку их к местам обучения и работ;
   аттестует учащихся  выпускных  классов  школы на присвоение на-
чального тарифно-квалификационного разряда (класса,  категории) по
полученной на данном предприятии профессии и выдает им в уставлен-
ном порядке соответствующие свидетельства (удостоверения).
   Базовое предприятие  школы  принимает  участие  в организации и
оказывает необходимую помощь в проведении трудового обучения,  об-
щественно  полезного,  производительного  труда школьников на базе
средних профессионально-технических училищ.
   Профессиональная подготовка  школьников и трудоустройство их на
базовом предприятии указываются справочно в статистической  отчет-
ности  о  работе предприятия по профессиональному обучению рабочих
на производстве.

   8. Базовое предприятие обеспечивает организацию  профессиональ-
ной  подготовки  учащихся  VIII-ХI  (ХII)  классов в строгом соот-
ветствии с учебными программами, правилами и нормами охраны труда,
техники  безопасности и производственной санитарии,  оказывает по-
мощь школе в создании здоровых и безопасных условий  при  трудовой
подготовке учащихся в школьных учебных мастерских и кабинетах.
   Руководитель базового предприятия и директор школы несут личную
ответственность  за  безопасные условия труда школьников,  обучаю-
щихся и работающих в структурных подразделениях предприятия.

   9. Базовое предприятие содействует школе в трудовом воспитании,
обучении,  организации  общественно  полезного,  производительного
труда учащихся I-VII  классов,  в  оборудовании  школьных  учебных
мастерских,  кабинетов, комнат по труду, обеспечивает школу произ-
водственными заданиями, предоставляет инструменты, материалы, тех-
нологическое оборудование, комплектующие изделия, выделяет при не-
обходимости квалифицированных рабочих, колхозников и специалистов.
Способствует  деятельности школьных трудовых объединений учащихся,
не являющихся  структурными  подразделениями  предприятия,  строи-
тельству для них помещений.

   10. Трудовой коллектив базового предприятия совместно со школой
проводит работу по идейно-политическому, трудовому, экономическому
и  нравственному  воспитанию  учащихся,  привлекает  к этой работе
наставников - ветеранов,  труда, передовиков производства, активно
вовлекает  учащихся в общественную и производственную жизнь трудо-
вого коллектива, организует кружковую, клубную работу с юными тех-
никами, натуралистами, опытниками сельского хозяйства, обеспечива-
ет ее общественно полезную,  производительную направленность, при-
общает школьников к рационализации и изобретательству.

   11. Базовое  предприятие  совместно  со  школой ведет работу по
профессиональной ориентации учащихся на  рабочие  профессии,  и  в
первую  очередь по формированию у них интереса к профессиям работ-
ников предприятия,  по возможности создает для этой цели на предп-
риятии кабинет профессиональной ориентации. Оно участвует в созда-
нии и организации деятельности школьного учебно-методического  ка-
бинета   профессиональной  ориентации,  проводит  производственные
экскурсии учащихся,  ведет разъяснительную работу со школьниками и
с их родителями по вопросам, связанным с выбором профессии, трудо-
устройством,  организует ознакомление работников школ и учащихся с
техникой,  технологией,  экономикой и организацией производства на
предприятии.

   12. Базовое предприятие имеет право:
   безвозмездно передавать школе оборудование, инвентарь и матери-
алы,  необходимые для обучения школьников,  оснащения  мастерских,
учебных лабораторий и кабинетов, без сообщения вышестоящим органам
и территориальным органам системы Госснаба СССР или сбытовым орга-
нам министерств,  государственных комитетов и ведомств, на которые
возложена реализации соответствующих материальных ценностей;
   производить расходы на строительство, ремонт и оборудование об-
щеобразовательных школ за счет сверхплановых накоплений;
   оказывать помощь  общеобразовательным  школам  в  подготовке  к
учебному году,  оборудовании помещений для занятий по труду, учеб-
ных  кабинетов  и мастерских за счет средств,  выделяемых базовому
предприятию на капитальный и текущий ремонт.

   13. Базовое предприятие направляет  специалистов,  квалифициро-
ванных рабочих и колхозников, с их согласия, для профессионального
обучения учащихся и организации их общественно полезного, произво-
дительного труда, сохраняя за указанными работниками в установлен-
ном порядке средний заработок.

   14. Трудовой коллектив базового предприятия  имеет  право  пре-
дусматривать в коллективном договоре мероприятия по развитию и ук-
реплению учебно-материальной базы трудовой подготовки  школьников,
выделению оборудования, инвентаря и материалов, направлению специ-
алистов и квалифицированных рабочих для  трудового  обучения  уча-
щихся.

   15. В  соответствии с пунктом 13 постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 12 апреля 1984 г.  N  316  "О  мерах  по  совер-
шенствованию  подготовки,  повышению  квалификации  педагогических
кадров системы просвещения и профессионально-технического  образо-
вания  и  улучшению  условий  их  труда  и  быта"  руководитель  и
профсоюзной комитет базового предприятия выделяют  по  возможности
для  учителей (преподавателей) и мастеров производственного обуче-
ния путевки в санатории-профилактории,  пансионаты, на базы отдых,
прикрепляют их к ведомственным медицинским учреждениям.

            Обязанности школы по отношению к базовому
                           предприятию

   16. Школа  обеспечивает   организационно-педагогических   руко-
водство профессиональной подготовкой, трудовым воспитанием, обуче-
нием, профессиональной ориентацией учащихся, их общественно полез-
ным,  производительным трудом в основном с учетом профиля базового
предприятия и его потребностей в кадрах массовых профессий.

   17. Школа организует занятия (лекции,  беседы, семинары) по пе-
дагогическим вопросам со специалистами, квалифицированными рабочи-
ми и колхозниками,  выделенными для обучения и руководства  трудом
учащихся, ведет пропаганду  педагогических  знаний.  Учителя школы
участвуют в политико-воспитательной работе в  трудовом  коллективе
базового предприятия.

   18. Руководство,  педагогический  коллектив  школы обеспечивают
учет и сохранность выделяемых базовым  предприятиям  для  трудовой
подготовки учащихся оборудования, техники, приспособлений, инстру-
мента и инвентаря,  экономное расходование электроэнергии, топлива
и  материалов,  воспитывают  учащихся в духе бережного отношения к
социалистической собственности,  соблюдение  трудовой  дисциплины,
высокой культуры поведения.

   19. Школьники  принимают  активное  участие в благоустройстве и
озеленении территории базового предприятия, выполнении установлен-
ного  для  него  задания  по  сбору  вторичного сырья,  в культур-
но-массовой работе на предприятии, шефствуют над его детскими дош-
кольными учреждениями, оказывают помощь в заготовке кормов, уборке
урожая,  проведении других сельскохозяйственных  работ,  уходе  за
лесом, участвуют в мероприятиях по охране природы.
-----------------
   <1> - Далее именуются - базовое предприятие.

Информация по документу
Читайте также