Расширенный поиск

Постановление Верховного Совета СССР от 03.07.1985 № 2764-XI

 





                       ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                   от 3 июля 1985 г. N 2764-ХI
                          МОСКВА, КРЕМЛЬ

             О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                 ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И РАЦИОНАЛЬНОМ
                 ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


   В Советском государстве уделяется неслабое внимание делу охраны
природы.  Начиная  с  ленинского  декрета  "О  земле" складывалась
система природоохранительного законодательства. После рассмотрения
на четвертой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва вопроса
о мерах по дальнейшему улучшению охраны  природы  и  рациональному
использованию  природных ресурсов эта работа значительно активизи-
ровалась.  Были приняты законодательные акты, регулирующие земель-
ные,  водные, лесные, горные отношения, законы об охране атмосфер-
ного воздуха,  об охране и использовании животного мира  и  другие
решения по вопросам охраны природы. В природоохранительном законо-
дательстве особая забота проявляется о здоровье  и  благосостоянии
советских граждан.
   Законодательство Союза  ССР  по  вопросам  охраны природы нашло
дальнейшее развитие в законодательстве союзных республик.  Сложив-
шаяся  в  настоящее  время система законодательных актов позволяет
успешно решать задачи в этой области.
   Проблемы сохранения природы Земли во всем ее богатстве, стоящие
перед человечеством,  требуют тесного международного сотрудничест-
ва. Огромная опасность природе и самой жизни на нашей планете соз-
дается растущей по вине империалистических сил гонкой  вооружений,
перенесением ее в космос, угрозой развязывания термоядерной войны.
Это привело бы к катастрофическим последствиям для всей  цивилиза-
ции.  Поэтому  Советский  Союз активно участвует в борьбе за мир и
рассматривает охрану и оздоровление окружающей среды как важнейшее
направление внутренней и внешней политики.
   Верховный Совет СССР отмечает, что последовательное осуществле-
ние в нашей стране мер по выполнению требований природоохранитель-
ного законодательства позволило в целом уменьшить  выброс  вредных
веществ  в  атмосферу стационарными источниками, сократить сброс в
водоемы загрязненных сточных вод,  увеличить  об'ем  оборотного  и
последовательного   водоснабжения.  Снизился  уровень  загрязнения
внутренних и территориальных вод страны.  Улучшились использование
и охрана земли,  недр,  лесов и животного мира,  продолжает разви-
ваться сеть заповедников и других особо охраняемых территорий.
   Успехи в охране природы значительны, однако в этом деле много и
недостатков.  Не полностью выполняются  требования  природоохрани-
тельного  законодательства.  Большое число нарушений допускается в
энергетической,  химической и целлюлозно-бумажной  промышленности,
черной  и цветной металлургии и в отраслях агропромышленного комп-
лекса.
   Значительная часть  природоохранительных сооружений и установок
эксплуатируется не эфеективно, а на многих предприятиях они вообще
отсутствуют.  В то же время выделяемые на строительство природоох-
ранных об'ектов средства осваиваются не в полном об'еме.
   Медленно внедряются  малоотходные и безотходные технологические
процессы, некомплексно используется минеральное сырье, допускаются
большие  потери извлечения многих полезных ископаемых при добыче и
обогащении не отвечает современным достижением научно-технического
прогресса, слабо вовлекаются в производство вторичные ресурсы, до-
пускается ведомственный подход к решению этих вопросов.
   В нарушении земельного законодательства по строительство об'ек-
тов  различного  назначения  зачастую отводятся высокопродуктивные
сельскохозяйственные угодья. Недостаточными темпами осуществляются
противоэрозионные  мероприятия,  полезащитное лесоразведение,  ре-
культивация нарушенных земель.  Слабо используется  накопленный  в
отвалах  плодородный слой  почвы  для  улучшения  малопродуктивных
угодий. Допускается загрязнение  почв  химическими  удобрениями  и
пестицидами.
   Не полностью решаются задачи охраны вод в ряде отраслей промыш-
ленности, сельском и коммунальном хозяйстве. Не уделяется должного
внимания внедрению систем замкнутого водоснабжения и водосберегаю-
щих технологий. Имеют место большие потери воды при ее транспорти-
ровке и орошении сельскохозяйственных культур,  продолжается засо-
рение рек отходами сплава древесины, истощаются малые реки, снижа-
ется продуктивность рыбохозяйственных водоемов.
   Медленно улучшается  состояние  воздушного  бассейна  городов и
промышленных центров. В ряде мест отмечается существенное превыше-
ние допустимых концентраций сернистого ангидрида,  окислов азота и
других вредных веществ в атмосферном воздухе.  Увеличивается  заг-
рязнение окружающей среды выбросами транспортных средств;  в авто-
мобилестроении и тракторостроении слабо ведутся работы по снижению
токсичности выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания,  мед-
ленно внедряются новые виды моторного топлива.  Приборы  и  другое
оборудование  для  контроля за состоянием природной среды произво-
дятся в недостаточном количестве и низкого качества.
   При лесозаготовках захламляются вырубки,  разрушаются почвы, на
значительных площадях уничтожается  подрост  древесной  раститель-
ности,  допускаются сверхнормативные рубки хвойных лесов,  а лист-
венная древесина используется очень ограниченно,  медленно внедря-
ются  методы  комплексного  безотходного использования древесины и
другой лесопродукции. Большой вред природе наносит  браконьерство,
но  борьба  с ним ведется крайне недостаточно.  Дальнейшего совер-
шенствования требует организация заповедного  дела  и  охотничьего
хозяйства.
   До настоящего времени не разработан ряд нормативных актов,  вы-
текающих  из  законов  об охране природы и использовании природных
ресурсов,  ведомственные акты во многих  случаях  не  приведены  в
соответствие с действующим законодательством.
   Хозяйственный механизм  слабо воздействует на повышение заинте-
ресованности  промышленных  и  сельскохозяйственных   предприятий,
строительных  организаций в осуществлении природоохранительных ме-
роприятий,  комплексном использовании сырья и  утилизации  отходов
производства.  Рачительное отношение к природе еще не стало обяза-
тельной нормой поведения каждого гражданина нашей страны.
   Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные
органы,  а также специально уполномоченные на то органы,  осущест-
вляющие функции государственного контроля в области охраны окружа-
ющей  среды  и рационального использования природных ресурсов,  не
пред'являют  должной  требовательности  к   министерствам,   госу-
дарственным комитетам и ведомствам,  об'единениям,  предприятиям,,
организациям и гражданам за соблюдение  ими  природоохранительного
законодательства.  В  целом  система государственного управления и
контроля в области охраны природы  и  рационального  использования
природных ресурсов нуждается в дальнейшем совершенствовании.
   Курс Коммунистической  партии  на интенсификацию экономического
развития требует дальнейшего повышения эффективности охраны  окру-
жающей среды и рационального использования природных ресурсов.
   Верховный Совет  Союза  Советских  Социалистических   Республик
п о с т а н о в л я е т:

   1. Признать  необходимым принятие дополнительных экономических,
организационных,  правовых и иных мер по охране природы  и  рацио-
нальному использованию природных ресурсов,улучшению окружающей че-
ловека среды и безусловному соблюдению законодательства в этой об-
ласти.  При  решении проблем развития народного хозяйства исходить
из приоритета охраны здоровья настоящего и будущих  поколений  со-
ветских людей,  создания наилучших условий для их жизни,  нацелить
на  это  научно-технический  прогресс,   обеспечить   переход   на
ресурсосберегающие технологии,  наиболее полно и бережно использо-
вать природные богатства,  полученные из них  сырье,  материалы  и
продукцию.

   2. Совету Министров СССР продолжить работу по дальнейшему  уси-
лению  охраны окружающей среды и улучшению использования природных
ресурсов, имея, с частности, в виду:
   повысить ответственность министерств,государственных комитетов,
ведомств,  предприятий,  организаций, колхозов и совхозов, а также
граждан за соблюдение природоохранительного законодательства, норм
и правил природообразования,  рациональное использование и воспро-
изводство  природных ресурсов,  выполнение планов и мероприятий по
охране окружающей среды;  добиться более полного вовлечения в обо-
рот вторичного сырья; обеспечить недопущение ведомственного похода
со стороны министерств, государственных комитетов и других органи-
заций в природопользовании; усилить воздействие хозяйственного ме-
ханизма на решение этих вопросов;
   улучшить планирование  и экономическое стимулирование мероприя-
тий по охране окружающей среды и рациональному использованию  при-
родных ресурсов;
   разработать долгосрочную Государственную программу охраны окру-
жающей  среды  и  рационального  использования  природных ресурсов
СССР;
   принять меры по  совершенствованию  и  повышению  эффективности
государственного управления и контроля в области охраны окружающей
среды и рационального использования природных  ресурсов,  укрепить
материально-техническую базу органов этого контроля,  усилить роль
природоохранных служб в  отраслях  народного  хозяйства,  повысить
престижность труда в сфере охраны природы;  усилить материальное и
моральное поощрение граждан  и  общественных  организаций  за  со-
действие осуществлению мероприятий по охране природы;
   полнее использовать  достижения научно-технического прогресса в
природопользовании,  в первую очередь за счет внедрения малоотход-
ных  и безотходных технологических процессов и комплексной перера-
ботки природного сырья, расширить и упорядочить работы по созданию
природоохранного оборудования,  автоматизированных систем и прибо-
ров контроля за состоянием окружающей среды;
   повысить эффективность использования имеющегося природоохранно-
го оборудования,  осуществить комплекс  мероприятий  по  коренному
улучшению  состояния окружающей среды в районах с повышенным уров-
нем загрязнением водных об'ектов и атмосферного  воздуха;  принять
необходимые  меры  по  усилению  борьбы  с загрязнением воздушного
бассейна  городов  и  промышленных  центров   вредными   выбросами
транспортных средств;
   предусмотреть мероприятия по усилению охраны земли и  ее  недр,
водных ресурсов страны и атмосферного воздуха,  животного и расти-
тельного мира,  воспроизводству возобновляемых природных ресурсов,
совершенствованию охраны и обеспечению рационального использования
живых и других природных ресурсов континентального шельфа и эконо-
мической  зоны  СССР,  дальнейшему развитию системы заповедников и
других особо охраняемых природных территорий,  повышению эффектив-
ности охотничьего хозяйства;
   установить порядок   проведения   обязательной    экологической
экспертизы новой техники,  технологии и материалов, а также проек-
тов на строительство,  реконструкцию и техническое  перевооружение
народнохозяйственных об'ектов; усилить требования по охране приро-
ды в технологических и строительных нормах и правилах;
   ускорить темпы  и улучшить качество строительства об'ектов при-
родоохранного назначения,  повысить ответственность министерств  и
ведомств, осуществляющих строительство, за своевременный ввод их в
действие,  улучшить комплектование этих об'ектов приборами, обору-
дованием  и материалами;  не допускать ввода в эксплуатацию об'ек-
тов, не обеспеченных природоохранными устройствами;
   продолжить работу  по  совершенствованию  природоохранительного
законодательства,  обеспечить разработку  необходимых  нормативных
актов в развитие действующих законов, а также приведение актов ми-
нистерств,  государственных комитетов и ведомств в соответствие  с
законодательством  об  охране природы и рациональном использовании
природных ресурсов;
   расширить научную разработку фундаментальных и прикладных проб-
лем  охраны  природы  и  рационального   использования   природных
ресурсов;  принять меры к ускорению разработки совершенных методов
определения экономической эффективности природоохранных  мероприя-
тий и ущерба от загрязнения окружающей среды; упорядочить сеть на-
учно-исследовательских и  проектно-конструкторских  организаций  в
этой области;
   обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества с правительствами
других  государств и международными организациями в области охраны
окружающей среды,  предотвращения неблагоприятных  воздействий  на
природу различных видов деятельности человека,  включая гонку воо-
ружений с ее опасными последствиями.

   3. Рекомендовать Верховным Советам союзных  республик  рассмот-
реть  состояние  выполнения  законодательства  об  охране природы.
Обеспечить более полное осуществление Советами народных  депутатов
возложенных на них полномочий в деле охраны природы и рационально-
го использования природных ресурсов,  улучшения  координации  дея-
тельности в этой области хозяйственных, а также контролирующих ор-
ганов. Повысить внимание к охране окружающей среды и рациональному
использованию природных ресурсов  в  деятельности исполнительных и
распорядительных органов Советов, постоянных комиссий, депутатских
групп и постов каждого депутата.  Полнее учитывать мнение трудовых
коллективов и населения при подготовке  и  рассмотрении  указанных
вопросов на сессиях Советов народных депутатов,  заседаниях испол-
нительных комитетов и постоянных комиссий.
   Усилить государственный контроль за соблюдением министерствами,
государственными комитетами и ведомствами,  предприятиями, органи-
зациями и учреждениями,  совхозами, колхозами и гражданами законо-
дательства об  охране  природы.  Поднять  требовательность  к  хо-
зяйственным  руководителям,  не обеспечивающим своевременное и ка-
чественное осуществление мероприятий по охране  природы  и  рацио-
нальному использованию природных ресурсов.

   4. Прокуратуре Союза ССР, Верховному Суду СССР, Комитету народ-
ного  контроля  СССР,  Министерству  внутренних  дел  СССР,  Госу-
дарственному  арбитражу при Совете Министров СССР считать одним из
основных направлений в деятельности по укреплению социалистической
законности  и правопорядка борьбу с нарушениями природоохранитель-
ного законодательства.  Принять дополнительные меры к предупрежде-
нию  и пресечению нарушений законодательства об охране природы,  к
устранению причин и условий, им способствующих.

   5. Министерству высшего  и  среднего  специального  образования
СССР,  Министерству просвещения СССР,  Министерству культуры СССР,
Государственному комитету  СССР  по  телевидению  и  радиовещанию,
Государственному комитету СССР по кинематографии, Государственному
комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли,
Государственному комитету СССР по профессионально-техническому об-
разованию,  другим министерствам,  государственным комитетам и ве-
домствам принять необходимые меры по дальнейшему совершенствованию
экологического воспитания и образования  населения,  подготовки  и
переподготовки специалистов в этой области,  улучшению научно-тех-
нической пропаганды и распространению знаний о действующем законо-
дательстве об охране природы.

   6. Всесоюзному  Центральному  Совету  Профессиональных  Союзов,
Всесоюзному обществу "знание",  обществам охраны природы,  научным
обществам  и  другим  общественным  организациям усилить работу по
оказанию содействия государственным органам в осуществлении мероп-
риятий  по  охране  природы  и  улучшению  использования природных
ресурсов.

   7. Совету  Министров  СССР рассмотреть предложения и замечания,
высказанные в содокладе Комиссий по охране природы и рациональному
использованию  природных ресурсов Совета Союза и Совета Националь-
ностей и депутатами Верховного Совета СССР на сессии и поступившие
в  Комиссии  палат  Верховного  Совета СССР в ходе подготовки этой
сессии, и принять по ним соответствующие меры.


Информация по документу
Читайте также