Расширенный поиск
Постановление Верховного Совета СССР от 03.07.1985 № 2764-XIВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 3 июля 1985 г. N 2764-ХI МОСКВА, КРЕМЛЬ О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В Советском государстве уделяется неслабое внимание делу охраны природы. Начиная с ленинского декрета "О земле" складывалась система природоохранительного законодательства. После рассмотрения на четвертой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва вопроса о мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов эта работа значительно активизи- ровалась. Были приняты законодательные акты, регулирующие земель- ные, водные, лесные, горные отношения, законы об охране атмосфер- ного воздуха, об охране и использовании животного мира и другие решения по вопросам охраны природы. В природоохранительном законо- дательстве особая забота проявляется о здоровье и благосостоянии советских граждан. Законодательство Союза ССР по вопросам охраны природы нашло дальнейшее развитие в законодательстве союзных республик. Сложив- шаяся в настоящее время система законодательных актов позволяет успешно решать задачи в этой области. Проблемы сохранения природы Земли во всем ее богатстве, стоящие перед человечеством, требуют тесного международного сотрудничест- ва. Огромная опасность природе и самой жизни на нашей планете соз- дается растущей по вине империалистических сил гонкой вооружений, перенесением ее в космос, угрозой развязывания термоядерной войны. Это привело бы к катастрофическим последствиям для всей цивилиза- ции. Поэтому Советский Союз активно участвует в борьбе за мир и рассматривает охрану и оздоровление окружающей среды как важнейшее направление внутренней и внешней политики. Верховный Совет СССР отмечает, что последовательное осуществле- ние в нашей стране мер по выполнению требований природоохранитель- ного законодательства позволило в целом уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу стационарными источниками, сократить сброс в водоемы загрязненных сточных вод, увеличить об'ем оборотного и последовательного водоснабжения. Снизился уровень загрязнения внутренних и территориальных вод страны. Улучшились использование и охрана земли, недр, лесов и животного мира, продолжает разви- ваться сеть заповедников и других особо охраняемых территорий. Успехи в охране природы значительны, однако в этом деле много и недостатков. Не полностью выполняются требования природоохрани- тельного законодательства. Большое число нарушений допускается в энергетической, химической и целлюлозно-бумажной промышленности, черной и цветной металлургии и в отраслях агропромышленного комп- лекса. Значительная часть природоохранительных сооружений и установок эксплуатируется не эфеективно, а на многих предприятиях они вообще отсутствуют. В то же время выделяемые на строительство природоох- ранных об'ектов средства осваиваются не в полном об'еме. Медленно внедряются малоотходные и безотходные технологические процессы, некомплексно используется минеральное сырье, допускаются большие потери извлечения многих полезных ископаемых при добыче и обогащении не отвечает современным достижением научно-технического прогресса, слабо вовлекаются в производство вторичные ресурсы, до- пускается ведомственный подход к решению этих вопросов. В нарушении земельного законодательства по строительство об'ек- тов различного назначения зачастую отводятся высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья. Недостаточными темпами осуществляются противоэрозионные мероприятия, полезащитное лесоразведение, ре- культивация нарушенных земель. Слабо используется накопленный в отвалах плодородный слой почвы для улучшения малопродуктивных угодий. Допускается загрязнение почв химическими удобрениями и пестицидами. Не полностью решаются задачи охраны вод в ряде отраслей промыш- ленности, сельском и коммунальном хозяйстве. Не уделяется должного внимания внедрению систем замкнутого водоснабжения и водосберегаю- щих технологий. Имеют место большие потери воды при ее транспорти- ровке и орошении сельскохозяйственных культур, продолжается засо- рение рек отходами сплава древесины, истощаются малые реки, снижа- ется продуктивность рыбохозяйственных водоемов. Медленно улучшается состояние воздушного бассейна городов и промышленных центров. В ряде мест отмечается существенное превыше- ние допустимых концентраций сернистого ангидрида, окислов азота и других вредных веществ в атмосферном воздухе. Увеличивается заг- рязнение окружающей среды выбросами транспортных средств; в авто- мобилестроении и тракторостроении слабо ведутся работы по снижению токсичности выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания, мед- ленно внедряются новые виды моторного топлива. Приборы и другое оборудование для контроля за состоянием природной среды произво- дятся в недостаточном количестве и низкого качества. При лесозаготовках захламляются вырубки, разрушаются почвы, на значительных площадях уничтожается подрост древесной раститель- ности, допускаются сверхнормативные рубки хвойных лесов, а лист- венная древесина используется очень ограниченно, медленно внедря- ются методы комплексного безотходного использования древесины и другой лесопродукции. Большой вред природе наносит браконьерство, но борьба с ним ведется крайне недостаточно. Дальнейшего совер- шенствования требует организация заповедного дела и охотничьего хозяйства. До настоящего времени не разработан ряд нормативных актов, вы- текающих из законов об охране природы и использовании природных ресурсов, ведомственные акты во многих случаях не приведены в соответствие с действующим законодательством. Хозяйственный механизм слабо воздействует на повышение заинте- ресованности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций в осуществлении природоохранительных ме- роприятий, комплексном использовании сырья и утилизации отходов производства. Рачительное отношение к природе еще не стало обяза- тельной нормой поведения каждого гражданина нашей страны. Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченные на то органы, осущест- вляющие функции государственного контроля в области охраны окружа- ющей среды и рационального использования природных ресурсов, не пред'являют должной требовательности к министерствам, госу- дарственным комитетам и ведомствам, об'единениям, предприятиям,, организациям и гражданам за соблюдение ими природоохранительного законодательства. В целом система государственного управления и контроля в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов нуждается в дальнейшем совершенствовании. Курс Коммунистической партии на интенсификацию экономического развития требует дальнейшего повышения эффективности охраны окру- жающей среды и рационального использования природных ресурсов. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик п о с т а н о в л я е т: 1. Признать необходимым принятие дополнительных экономических, организационных, правовых и иных мер по охране природы и рацио- нальному использованию природных ресурсов,улучшению окружающей че- ловека среды и безусловному соблюдению законодательства в этой об- ласти. При решении проблем развития народного хозяйства исходить из приоритета охраны здоровья настоящего и будущих поколений со- ветских людей, создания наилучших условий для их жизни, нацелить на это научно-технический прогресс, обеспечить переход на ресурсосберегающие технологии, наиболее полно и бережно использо- вать природные богатства, полученные из них сырье, материалы и продукцию. 2. Совету Министров СССР продолжить работу по дальнейшему уси- лению охраны окружающей среды и улучшению использования природных ресурсов, имея, с частности, в виду: повысить ответственность министерств,государственных комитетов, ведомств, предприятий, организаций, колхозов и совхозов, а также граждан за соблюдение природоохранительного законодательства, норм и правил природообразования, рациональное использование и воспро- изводство природных ресурсов, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; добиться более полного вовлечения в обо- рот вторичного сырья; обеспечить недопущение ведомственного похода со стороны министерств, государственных комитетов и других органи- заций в природопользовании; усилить воздействие хозяйственного ме- ханизма на решение этих вопросов; улучшить планирование и экономическое стимулирование мероприя- тий по охране окружающей среды и рациональному использованию при- родных ресурсов; разработать долгосрочную Государственную программу охраны окру- жающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР; принять меры по совершенствованию и повышению эффективности государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, укрепить материально-техническую базу органов этого контроля, усилить роль природоохранных служб в отраслях народного хозяйства, повысить престижность труда в сфере охраны природы; усилить материальное и моральное поощрение граждан и общественных организаций за со- действие осуществлению мероприятий по охране природы; полнее использовать достижения научно-технического прогресса в природопользовании, в первую очередь за счет внедрения малоотход- ных и безотходных технологических процессов и комплексной перера- ботки природного сырья, расширить и упорядочить работы по созданию природоохранного оборудования, автоматизированных систем и прибо- ров контроля за состоянием окружающей среды; повысить эффективность использования имеющегося природоохранно- го оборудования, осуществить комплекс мероприятий по коренному улучшению состояния окружающей среды в районах с повышенным уров- нем загрязнением водных об'ектов и атмосферного воздуха; принять необходимые меры по усилению борьбы с загрязнением воздушного бассейна городов и промышленных центров вредными выбросами транспортных средств; предусмотреть мероприятия по усилению охраны земли и ее недр, водных ресурсов страны и атмосферного воздуха, животного и расти- тельного мира, воспроизводству возобновляемых природных ресурсов, совершенствованию охраны и обеспечению рационального использования живых и других природных ресурсов континентального шельфа и эконо- мической зоны СССР, дальнейшему развитию системы заповедников и других особо охраняемых природных территорий, повышению эффектив- ности охотничьего хозяйства; установить порядок проведения обязательной экологической экспертизы новой техники, технологии и материалов, а также проек- тов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение народнохозяйственных об'ектов; усилить требования по охране приро- ды в технологических и строительных нормах и правилах; ускорить темпы и улучшить качество строительства об'ектов при- родоохранного назначения, повысить ответственность министерств и ведомств, осуществляющих строительство, за своевременный ввод их в действие, улучшить комплектование этих об'ектов приборами, обору- дованием и материалами; не допускать ввода в эксплуатацию об'ек- тов, не обеспеченных природоохранными устройствами; продолжить работу по совершенствованию природоохранительного законодательства, обеспечить разработку необходимых нормативных актов в развитие действующих законов, а также приведение актов ми- нистерств, государственных комитетов и ведомств в соответствие с законодательством об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов; расширить научную разработку фундаментальных и прикладных проб- лем охраны природы и рационального использования природных ресурсов; принять меры к ускорению разработки совершенных методов определения экономической эффективности природоохранных мероприя- тий и ущерба от загрязнения окружающей среды; упорядочить сеть на- учно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций в этой области; обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества с правительствами других государств и международными организациями в области охраны окружающей среды, предотвращения неблагоприятных воздействий на природу различных видов деятельности человека, включая гонку воо- ружений с ее опасными последствиями. 3. Рекомендовать Верховным Советам союзных республик рассмот- реть состояние выполнения законодательства об охране природы. Обеспечить более полное осуществление Советами народных депутатов возложенных на них полномочий в деле охраны природы и рационально- го использования природных ресурсов, улучшения координации дея- тельности в этой области хозяйственных, а также контролирующих ор- ганов. Повысить внимание к охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в деятельности исполнительных и распорядительных органов Советов, постоянных комиссий, депутатских групп и постов каждого депутата. Полнее учитывать мнение трудовых коллективов и населения при подготовке и рассмотрении указанных вопросов на сессиях Советов народных депутатов, заседаниях испол- нительных комитетов и постоянных комиссий. Усилить государственный контроль за соблюдением министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, органи- зациями и учреждениями, совхозами, колхозами и гражданами законо- дательства об охране природы. Поднять требовательность к хо- зяйственным руководителям, не обеспечивающим своевременное и ка- чественное осуществление мероприятий по охране природы и рацио- нальному использованию природных ресурсов. 4. Прокуратуре Союза ССР, Верховному Суду СССР, Комитету народ- ного контроля СССР, Министерству внутренних дел СССР, Госу- дарственному арбитражу при Совете Министров СССР считать одним из основных направлений в деятельности по укреплению социалистической законности и правопорядка борьбу с нарушениями природоохранитель- ного законодательства. Принять дополнительные меры к предупрежде- нию и пресечению нарушений законодательства об охране природы, к устранению причин и условий, им способствующих. 5. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР, Министерству культуры СССР, Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию, Государственному комитету СССР по кинематографии, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому об- разованию, другим министерствам, государственным комитетам и ве- домствам принять необходимые меры по дальнейшему совершенствованию экологического воспитания и образования населения, подготовки и переподготовки специалистов в этой области, улучшению научно-тех- нической пропаганды и распространению знаний о действующем законо- дательстве об охране природы. 6. Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов, Всесоюзному обществу "знание", обществам охраны природы, научным обществам и другим общественным организациям усилить работу по оказанию содействия государственным органам в осуществлении мероп- риятий по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. 7. Совету Министров СССР рассмотреть предложения и замечания, высказанные в содокладе Комиссий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов Совета Союза и Совета Националь- ностей и депутатами Верховного Совета СССР на сессии и поступившие в Комиссии палат Верховного Совета СССР в ходе подготовки этой сессии, и принять по ним соответствующие меры. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|