Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 31.08.1987 № 354

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                     от 31 августа 1987 г. N 354
                            г. М О С К В А

 О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
   ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 г. N 823 "О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВ
     И ВЕДОМСТВ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
                           ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ"

     Центральный Комитет  КПСС  и Совет Министров СССР в постановлении
от 17 июля 1987 г. N 823 отметили, что управление сферой материального
производства  по отраслевому принципу обеспечило на определенном этапе
развития    народного    хозяйства     последовательное     укрепление
экономического  и научно-технического потенциала,  рост благосостояния
народа,  повышение обороноспособности  и  экономической  независимости
страны.
     В соответствии с решениями июньского (1987 г.)  Пленума  ЦК  КПСС
существенно  изменяются  роль  и  функции   министерств  и  ведомств в
управлении  отраслями  народного   хозяйства.   Проведение   в   жизнь
экономической  стратегии  партии по ускорению социально-экономического
развития страны,  соединение достижений научно-технической революции с
плановой экономикой должны осуществляться министерствами и ведомствами
преимущественно экономическими методами, путем эффективного применения
нового    хозяйственного    механизма,   положений   Закона   СССР   о
государственном предприятии (объединении).
     Система отраслевого  управления складывалась постепенно, обретала
свои черты  в  течение  нескольких  десятилетий.  Однако  накопившиеся
негативные  явления  и недостатки в организации и методах деятельности
министерств  и  ведомств  сдерживают  увеличение  вклада  отраслей   в
развитие  единого  народнохозяйственного  комплекса,  не  обеспечивают
наиболее полное  удовлетворение  народнохозяйственных  потребностей  и
спрос населения.
     В этом звене системы  управления  в  наибольшей  мере  проявились
бюрократические и узковедомственные методы и стиль руководства, жестко
ограничивались права и самостоятельность предприятий и объединений,  в
результате  принципы  хозяйственного  расчета  в  основном  звене были
лишены  реального  содержания.  Взяв  на  себя  функции   предприятий,
министерства оказались не способными решать свои главные задачи.
     Министерствами и ведомствами не обеспечиваются передовые  позиции
отраслей    в    научно-техническом    развитии.   Неудовлетворительно
используются имеющийся  в  них  крупный  научный  потенциал,  а  также
современные  формы  интеграции науки с производством;  эффективность и
практическая отдача  отраслевой  науки  остаются  низкими.  Следствием
этого  явилось  все  более  заметное  отставание в техническом уровне,
технологии   и   качестве   продукции   от   современных   требований.
Инвестиционная   политика   не  была  сориентирована  на  рациональное
использование капитальных  вложений.  Вместо  планомерного  проведения
технического перевооружения и реконструкции предприятий в неоправданно
широких масштабах велось новое строительство.
     Крайне неудовлетворительно  министерства и ведомства осуществляли
работу по росту эффективности производства,  повышению рентабельности,
сокращению  убыточности.  Обновление  основных производственных фондов
происходило  недопустимо  медленно,  уровень  использования  фондов  и
коэффициент  сменности  работы  оборудования систематически снижались.
Важнейшие   технико-экономические   показатели   работы   отраслей   -
производительность труда,  материалоемкость и энергоемкость продукции,
ресурсосбережение значительно уступают зарубежному уровню.
     Министерства и    ведомства    не    удовлетворяют   возрастающие
потребности народного хозяйства  и  населения  в  продукции  отраслей,
нередко выступают лишь пассивными исполнителями плановых заданий.  Они
не добились приоритетного развития новых видов оборудования, изделий и
материалов,  обеспечивающих  высокую  эффективность  их  применения  в
народном  хозяйстве.  Увеличение  выпуска   продукции   осуществлялось
преимущественно на основе экстенсивных методов развития производства.
     Крупным недостатком  в  деятельности   министерств   и   ведомств
является  слабое  внимание  к  укреплению в отраслях материальной базы
социальной сферы, и прежде всего к ускорению жилищного   строительства
Как  следствие   этого,  развитие  многих  предприятий  осуществлялось
некомплексно,   строительство    и    расширение    производства    не
сопровождалось  созданием  объектов социального назначения.  В решении
этих вопросов не обеспечено эффективное взаимодействие  министерств  и
ведомств  с  органами  управления  на  местах.  В  результате возникли
диспропорции в формировании производственной и социальной сфер.
     В деятельности     министерств     и     ведомств     преобладают
административные методы  руководства,  детальное  планирование  работы
предприятий,   вмешательство   в   их  оперативную  деятельность,  что
принижает роль предприятий,  сдерживает развитие демократических начал
в   деятельности   трудовых  коллективов,  приводит  к  неоправданному
разбуханию аппарата министерств,  дроблению  его  по  отдельным  видам
производств    и    функциям,   сдерживает   развитие   инициативы   и
предприимчивости    трудовых    коллективов.   Структура   отраслевого
управления стала сложной, громоздкой и многоступенчатой, потеряла свою
гибкость. Экономические  методы  управления  реализуются  неоправданно
медленно.  Работа центрального аппарата министерств и ведомств все еще
не нацелена на последовательное проведение в жизнь  принципов  полного
хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.
     В руководстве отраслями недостаточно используются демократические
формы, значительно снизилась роль коллегий министерств и ведомств. Они
не оказывают заметного воздействия на решение принципиальных  вопросов
развития отраслей и научно-технического прогресса, подбор, расстановку
и использование кадров, на ускорение перестройки работы аппарата.
     Июньский (1987  г.)  Пленум  ЦК  КПСС определил основные принципы
перестройки  отраслевого  управления,  меры  по  коренному   улучшению
деятельности   министерств,  их  место  и  роль  в  целостной  системе
руководства народным хозяйством.
     Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17
июля 1987 г. N 823 Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
     1. Министерствам   и   ведомствам   РСФСР   сферы   материального
производства считать главной задачей  неуклонное  проведение  в  жизнь
экономической     стратегии     партии     на     основе     ускорения
социально-экономического  и   научно-технического  развития  отраслей,
удовлетворения   потребностей   народного   хозяйства  и  населения  в
высококачественной   продукции,   работах   и    услугах,    повышения
эффективности  производства  и  увеличения вклада в рост национального
дохода республики,  комплексного решения  социальных  задач.  Во  всей
своей  деятельности  использовать преимущественно экономические методы
управления вместо преимущественно административных,  создавать условия
для  проявления  инициативы  и  предприимчивости трудовых коллективов,
развития  хозяйственной  самостоятельности   предприятий,   всемерного
использования    принципов    полного    хозяйственного    расчета   и
самофинансирования.  Для  выполнения  этой  задачи  коренным   образом
перестроить  деятельность,  изменить  роль  и  функции  министерств  и
ведомств  РСФСР  в  управлении  отраслями,  устранить  мелочную  опеку
предприятий,  сосредоточив  работу  прежде всего на следующих основных
направлениях:
     проведение прогрессивной   научно-технической   и  инвестиционной
политики,  обеспечивающей  решение  крупных  приоритетных  технических
проблем  отрасли,  организацию  разработки  и применения принципиально
новых   техники,   технологии   и   материалов,    революционизирующих
производство,   их  высокий  научно-технический  уровень,  качество  и
конкурентоспособность, повышение эффективности деятельности отраслевой
науки, укрепление ее связей с производством;
     осуществление сбалансированного и    пропорционального   развития
отрасли,  рационального  размещения производства,  его комбинирования,
определение прогрессивного  профиля  предприятий  отрасли,  дальнейшее
повышение   уровня   концентрации,   специализации   и  кооперирования
производства, активизация внешнеэкономической деятельности;
     эффективное решение   межотраслевых задач   на   основе   тесного
взаимодействия  с  заинтересованными  министерствами  и   ведомствами,
Советами Министров автономных республик,  исполкомами Советов народных
депутатов и иными органами территориального управления.

     Роль и функции министерств и ведомств РСФСР в новых условиях
                            хозяйствования

     2. Министерствам и ведомствам РСФСР:
     строить свою деятельность на основе государственного  пятилетнего
плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента
реализации экономической политики Партии и Правительства;
     на основе  преимущественного  использования экономических методов
управления последовательно проводить в  жизнь  принципы,  определенные
Законом    СССР    о    государственном   предприятии   (объединении),
содействовать развитию самоуправления трудовых коллективов;
     осуществлять управление       деятельностью      подведомственных
предприятий,  используя исходные данные планирования в качестве основы
для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные
заказы,  долговременные экономические нормативы  и  лимиты.  При  этом
обеспечивать  строгую  увязку  между собой устанавливаемых предприятию
исходных данных для планирования;
     неуклонно руководствоваться тем, что:
     годовые планы  разрабатываются   и   утверждаются   предприятиями
самостоятельно   исходя   из   их   пятилетних  планов  и  заключаемых
хозяйственных   договоров.   При   этом   предприятия   совместно    с
министерством,  ведомством конкретизируют задания пятилетнего плана, а
также    решают    с    соответствующими     организациями     вопросы
материально-технического   обеспечения   материальными   ресурсами   и
подрядными работами;
     проекты пятилетних   планов   развития  отраслей  разрабатываются
исходя из Основных направлений экономического и социального  развития,
исходных  данных  для  планирования,  доводимых Госпланом РСФСР,  а до
союзно-республиканских   министерств   и    ведомств    РСФСР    сферы
материального   производства   -   соответствующими  министерствами  и
ведомствами СССР, и на основе планов предприятий (объединений).
     Министерства и    ведомства   РСФСР   должны   противодействовать
монопольным   тенденциям   в   деятельности   отдельных   предприятий,
осуществляя   в   этих  целях  мероприятия  по  преодолению  завышения
себестоимости и  цен,  застоя  в  техническом  развитии  производства,
искусственного  ограничения  выпуска  и сбыта продукции,  пользующейся
спросом потребителей.
     3. В  соответствии с основными принципами перестройки отраслевого
управления министерствам и ведомствам РСФСР сосредоточить деятельность
на выполнении следующих основных функций:

                  в области планирования и экономики

     участие в   подготовке  совместно  с  Госпланом  РСФСР,  Советами
Министров  автономных  республик,   крайисполкомами,   облисполкомами,
Московским   и  Ленинградским  горисполкомами  предложений  к  проекту
основных направлений экономического и социального развития отрасли  на
15  лет,  а  также  в  разработке  в  установленном  порядке  проектов
контрольных цифр,  государственных заказов,  долговременных стабильных
экономических нормативов и лимитов на предстоящее пятилетие;
     разработка для  предприятий  контрольных  цифр,   государственных
заказов, долговременных стабильных экономических нормативов и лимитов,
стимулирующих  эффективное  использование  предприятиями  всех   видов
ресурсов  и  достижение  высоких конечных результатов в целях наиболее
полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения;
     изучение и определение народнохозяйственных и внешнеэкономических
потребностей в продукции, работах и услугах отрасли;
     разработка долгосрочных   прогнозов,   определение   приоритетных
направлений развития отрасли;
     разработка схем  развития  и размещения предприятий;
     обеспечение при      планировании     рационального     сочетания
государственных  интересов   с   интересами   отраслей,   регионов   и
предприятий;
     развитие прогрессивной  производственной  структуры,   углубление
концентрации и специализации, внутри- и межотраслевого кооперирования,
улучшение использования основных производственных фондов  и  оборотных
средств;
     обеспечение комплексного решения вопросов, связанных с улучшением
условий труда, жизни и быта, более полным удовлетворением материальных
и духовных потребностей работников отрасли;

     в области ускорения научно-технического прогресса, повышения
               технического уровня и качества продукции

     обеспечение научно-технического   развития   отрасли,  разработка
принципиально новых видов продукции, в том числе на конкурсной основе,
в  соответствии с требованиями потребителей к их техническому уровню и
качеству;
     широкое использование     в    производстве    наиболее    важных
высокоэффективных  технических  новшеств,  открытий   и   изобретений,
обеспечивающих  ускоренный  выход  отрасли на передовые рубежи науки и
техники, высокую конкурентоспособность продукции;
     постоянное повышение    технологического   уровня   производства,
качества и технического уровня продукции, планирование ее обновления;
     организация разработки      научно-технических     решений     по
рациональному  использованию  и  восстановлению  природных   ресурсов,
применению  безотходных  технологий,  а  также  организация разработки
прогрессивных норм и нормативов;
     эффективное использование научно-технического и производственного
потенциала,  сокращение сроков создания и  освоения  новой  техники  и
прогрессивных базовых технологий;
     постоянное совершенствование управления,  повышение эффективности
деятельности         подведомственных        научно-исследовательских,
проектно-конструкторских и технологических организаций,  укрепление их
лабораторно-испытательной и опытно-экспериментальной базы; обеспечение
работы межотраслевых научно-технических комплексов;
     осуществление работ  по  стандартизации  и  унификации  продукции
отрасли,  информационному  обслуживанию,  а  также   изобретательской,
рационализаторской   и   патентно-лицензионной  работы,   изучение   и
распространение передового опыта;
     широкое развитие        международного        научно-технического
сотрудничества, в первую очередь со странами - членами СЭВ;

                 в области капитального строительства

     проведение эффективной инвестиционной политики в  соответствии  с
задачами   развития  отрасли,  оптимальное  сочетание  государственных
централизованных капитальных вложений и капитальных вложений  за  счет
фондов предприятий для производственного и социального развития;
     организация разработки   на   мировом    уровне    проектов    на
строительство   новых,  техническое  перевооружение,  реконструкцию  и
расширение действующих предприятий и объектов;
     планирование и  организация  строительства  в  нормативные сроки,
своевременный ввод в действие предприятий и объектов и освоение  новых
мощностей;
     развитие, укрепление и модернизация отраслевой строительной  базы
для   осуществления   хозяйственным  способом  работ  по  техническому
перевооружению и реконструкции предприятий,  строительству жилых домов
и других объектов социального назначения;

        в области материально-технического обеспечения и сбыта

     создание в  тесном   взаимодействии с Госпланом РСФСР и Госснабом
РСФСР (союзно-республиканские  министерства  и  ведомства  РСФСР  -  с
соответствующими министерствами и ведомствами СССР), а также с другими
министерствами и ведомствами, Советами Министров автономных республик,
исполкомами   Советов   народных  депутатов  необходимых  условий  для
устойчивого обеспечения материальными ресурсами предприятий отрасли;
     развитие оптовой торговли средствами производства,  прямых связей
потребителей с изготовителями, а также фирменной торговли и сервисного
обслуживания;
     организация работы по обеспечению всемерной экономии материальных
ресурсов,    повышению    материальной   заинтересованности   трудовых
коллективов в бережном и наиболее рациональном расходовании  ресурсов,
снижении   их   потерь,   широком   вовлечении  вторичных  ресурсов  в
хозяйственный оборот;

                  в области финансов, кредита и цен

     повышение уровня  финансово-экономической   работы   в   отрасли,
укрепление     финансового    положения    предприятий    на    основе
последовательного  развития   принципов   хозяйственного   расчета   и
самофинансирования, повышения эффективности производства;
     осуществление мер по полному устранению убыточности предприятий и
обеспечению  уровня  рентабельности,  необходимого  для  их  работы на
принципах  полного  хозяйственного   расчета   и   самофинансирования,
создание  условий  для  увеличения  их  участия в формировании доходов
государственного (в том числе местного) бюджета;
     эффективное использование   централизованных  фондов  и  резервов
министерства, ведомства и концентрация их на приоритетных направлениях
научно-технического прогресса развития отрасли;
     повышение эффективности  использования  предприятиями  банковских
кредитов;
     проведение государственной  политики  ценообразования,  повышение
экономической   обоснованности   устанавливаемых  централизованно,  до
говорных и  утверждаемых  министерством,  ведомством  цен  и  тарифов,
усиление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;
     анализ результатов производственно-хозяйственной  деятельности  и
финансового    состояния    предприятий,   контроль   соблюдения   ими
государственной финансовой и расчетной дисциплины;

                 в области внешнеэкономических связей

     разработка предложений по основным направлениям экономического  и
научно-технического   сотрудничества   с   зарубежными   странами   на
перспективный период;
     осуществление в установленном порядке мер по дальнейшему развитию
и совершенствованию торгово-экономических и валютно-финансовых  связей
с зарубежными странами в целях ускорения развития отрасли;
     развитие новых прогрессивных форм внешнеэкономических отношений с
зарубежными   странами,   активное   содействие   установлению  прямых
производственных и научно-технических связей предприятий и организаций
отрасли  с  предприятиями  и  организациями  других стран,  созданию и
обеспечению   деятельности   совместных   предприятий,   международных
объединений и организаций;
     углубление экономической интеграции со странами социалистического
содружества, обеспечение перехода от преимущественно торговых связей к
глубокой  специализации   и   широкой   производственной   кооперации,
организация      выполнения      заданий     комплексной     программы
научно-технического прогресса стран - членов СЭВ;
     разработка и    реализация   мер,   направленных   на   повышение
эффективности экспорта и сокращение нерационального импорта;
     не для печати;

            в области кадров, труда и социального развития

     проведение активной   кадровой  политики  в  условиях  выборности
руководителей  на  предприятиях,  формирование   резерва   кадров   на
выдвижение,  организация  эффективной  системы повышения квалификации,
подготовки и переподготовки кадров и укрепление материальной базы этой
системы;
     совершенствование форм и методов организации производства,  труда
и  управления,  заработной  платы,  системы  материальных  и моральных
стимулов;
     всемерное содействие   развитию  социалистического  соревнования,
совершенствованию его форм и методов в соответствии с новыми условиями
хозяйствования,  широкому  распространению  и использованию передового
опыта;
     разработка и   реализация   мер   по   внутри-  и  межотраслевому
перераспределению  высвобождаемых  работников  в  связи  с  внедрением
достижений  научно-технического  прогресса и применением новых условий
хозяйствования.
     Вопросы труда  и  социального  развития  министерства и ведомства
РСФСР рассматривают и решают в установленном порядке совместно или  по
согласованию  с  Советами Министров автономных республик,  исполкомами
Советов народных депутатов, а также с соответствующими ЦК профсоюзов.
     4. Всю   свою   деятельность   министерства   и  ведомства  РСФСР
осуществляют на основе социалистической законности,  принимают меры по
ее    укреплению,    решительно    борются   с   любыми   проявлениями
ведомственности   и   местничества,   обеспечивают    сохранность    и
приумножение социалистической собственности.

           Перестройка организационных структур управления,
                   стиля и методов работы аппарата

     5. Министерствам и ведомствам РСФСР осуществить  в  1987  -  1988
годах   глубокий   анализ   состава   и   структуры   подведомственных
предприятий,  производственных и научно-производственных  объединений,
научно-исследовательских,  проектно-конструкторских  и технологических
организаций,   уточнить   их   профиль   и   специализацию,    выявить
малоэффективные,  укрепить  их,  а  где необходимо,  преобразовать или
ликвидировать.   Усилить   работу   по   концентрации    производства,
формированию  крупных  объединений,  способных  самостоятельно  решать
задачи расширенного воспроизводства и  социального  развития  трудовых
коллективов, осуществлять весь цикл "научные исследования и разработки
- инвестиции - производство - сбыт - обслуживание", проводить активную
работу по интеграции науки с производством.
     Исходя из специфики  производственно-хозяйственной  деятельности,
стоящих  перед  отраслями  задач,  достигнутого уровня специализации и
кооперирования,  создавать в установленном  порядке  на  отраслевой  и
региональной  основе  новые  формы объединений:  промышленно-торговые,
проектно-промышленно-строительные,  агропромышленные и другие, а также
инженерные  и  сервисные  центры,  внедренческие  организации  и  иные
мобильные и гибкие организации, обеспечивающие повышение эффективности
использования материальных,  трудовых и финансовых ресурсов и качества
продукции, работ и услуг.
     Министерства и  ведомства РСФСР обязаны способствовать созданию и
развитию кооперативов, расширению индивидуальной трудовой деятельности
при подведомственных предприятиях.
     6. Министерствам и ведомствам РСФСР в  связи  с  перестройкой  их
деятельности в новых условиях хозяйствования осуществить:
     коренную перестройку  и   упрощение   организационной   структуры
центрального аппарата, ликвидацию внутриминистерской ведомственности и
параллельно  действующих  подразделений,  преобразование   и   слияние
дублирующих   и  мелких  звеньев,  существенно  сократить  численность
аппарата министерств, ведомств и обслуживающих их организаций;
     укрепление функциональных  подразделений  центрального  аппарата,
сосредоточение их работы на новых  функциях  министерств  и  ведомств,
использовании   преимущественно   экономических   методов  управления,
анализе и оценках состояния развития  отрасли,  а  также  на  создании
условий для эффективной деятельности предприятий.
     7. В целях углубления демократизации и привлечения представителей
трудовых коллективов к делам управления отраслями,  более эффективного
сочетания  принципов  единоначалия  и  коллегиальности  в   управлении
образовать  в  министерствах  и  ведомствах  РСФСР советы отраслей как
совещательные  органы.  В  состав   совета   отрасли,   возглавляемого
министром,  руководителем ведомства РСФСР,  могут включаться директора
ведущих  предприятий,  передовые  рабочие,  представители   отраслевых
профсоюзов,  крупные ученые и специалисты. Совет отрасли проводит свои
заседания не реже двух раз  в  год  и  рассматривает  узловые  вопросы
экономического,  научно-технического  и  социального развития отрасли,
дает оценку итогам ее работы, вырабатывает рекомендации по дальнейшему
повышению  эффективности  производства  в  отрасли  и  распространению
передового опыта.
     8. Повысить роль коллегий министерств и ведомств РСФСР в принятии
важнейших решений по деятельности отраслей,  сосредоточив их  внимание
на   вопросах   широкомасштабного   использования   научно-технических
достижений,  качественного  преобразования  производственной  базы   и
структуры  отрасли,  развитии межведомственных связей.  Коллегия несет
ответственность  за  эффективность  работы  отрасли  и   ее   конечные
результаты,  при принятии решений руководствуется общегосударственными
интересами.
     Министерствам и ведомствам РСФСР практиковать проведение выездных
заседаний коллегий и совместных заседаний коллегий смежных министерств
и ведомств.
     9. Министерствам и  ведомствам  РСФСР,  руководствуясь  решениями
январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС,  совершенствовать стиль и методы
работы  аппарата,  обеспечить   его   формирование   из   инициативных
высококвалифицированных  работников с учетом возрастающих требований к
управлению современной экономикой,  решительно  пресекать  волокиту  и
бюрократизм,     факты     противодействия    перестройке,    всемерно
способствовать  повышению  роли  трудовых  коллективов  в   управлении
производством.
     Министрам и руководителям ведомств  РСФСР  добиваться,  чтобы  на
всех  участках  - как в центральном аппарате,  так и на предприятиях в
условиях  выборности  руководителей  -  смелее  выдвигались   молодые,
перспективные  работники,  постоянно  улучшалась  работа по подготовке
надежного резерва кадров. Особое внимание уделять подбору и воспитанию
компетентных,   инициативных   и   творческих  руководителей,  умеющих
работать с коллективами и способных в  новых  условиях  хозяйствования
обеспечить достижение передовых рубежей научно-технического прогресса,
коренное   улучшение   качества   выпускаемой    продукции,    высокую
эффективность    производства.    Целенаправленно   пополнять   состав
руководящих кадров свежими силами с тем,  чтобы процесс обновления  не
прерывался,   преемственность   не  нарушалась.  Обеспечить  овладение
работниками аппарата  экономическими  методами  руководства,  добиться
демократизации стиля, повысить гласность в работе.
     10. Обязать министерства и ведомства РСФСР:
     проводить работу     по    перестройке    управления    отраслями
организованно, планомерно и в сжатые сроки;
     четко определить  в  каждой  отрасли  этапы  проведения  в  жизнь
намечаемых  мер  с  учетом  реальной  подготовленности  предприятий  и
объединений  к  работе  в  условиях  полного  хозяйственного  расчета,
самофинансирования  и  самоуправления,  осуществления  мероприятий  по
перестройке       общегосударственной       системы      планирования,
материально-технического обеспечения,  ценообразования,   финансов   и
кредита, статистики и учета.
     Перестройка управления   должна   быть    предметом    детального
рассмотрения коллегий министерств и ведомств РСФСР,  советов отраслей,
трудовых коллективов на широкой демократической основе,  с  тем  чтобы
исключить необоснованную поспешность в реорганизации,  не допуская при
этом сбоев  в  устойчивой  работе  отраслей.  Эти  меры  должны  стать
понятными  каждому  сотруднику  центрального  аппарата  министерств  и
ведомств РСФСР, всем работникам отрасли.
     11. Министерствам   и   ведомствам   РСФСР,   Советам   Министров
автономных республик,  крайисполкомам,  облисполкомам,  Московскому  и
Ленинградскому   горисполкомам   завершить   все   организационные   и
экономические  мероприятия   по   перестройке   управления   отраслями
материального производства в 1987 - 1988 годах.
     12. Комиссии    Президиума    Совета    Министров    РСФСР     по
совершенствованию управления,  планирования и хозяйственного механизма
оказывать  помощь  министерствам  и  ведомствам  РСФСР  в  комплексном
осуществлении  работ  по перестройке управления отраслями,  установить
систематический контроль за ходом этих работ.
     13. Довести  до  сведения,  что  ЦК  КПСС  и Совет Министров СССР
постановлением от 17 июля 1987 г. N 823:
     а) признали  целесообразным  в целях дальнейшего повышения уровня
концентрации производства  и  совершенствования  управления  наряду  с
производственными     и     научно-производственными     объединениями
образовывать в отраслях народного хозяйства и в регионах  новые  формы
крупных  организационных  структур  - государственные производственные
объединения;
     установили, что:
     указанные объединения создаются министерствами и ведомствами  как
единые  производственно-хозяйственные  комплексы.  В  их  состав могут
включаться  с   сохранением   своей   хозрасчетной   самостоятельности
производственные      и      научно-производственные      объединения,
научно-исследовательские,  проектно-конструкторские,  технологические,
строительные,   транспортные,  сбытовые,  торговые  и  внешнеторговые,
учебные и  другие  предприятия,  объединения  и  организации  отрасли.
Входящие   в   состав   государственных  производственных  объединений
предприятия и объединения руководствуются в своей деятельности Законом
СССР  о государственном предприятии (объединении).  В агропромышленном
комплексе в состав государственных производственных объединений  могут
включаться колхозы и другие кооперативные организации;
     управление государственным     производственным      объединением
осуществляется  на демократической основе советом директоров,  который
из своего состава выбирает генерального директора  этого  объединения.
Совет  директоров   государственного   производственного   объединения
является коллективным органом управления  объединением.  Подготовка  и
проведение  в  жизнь  решений  совета  директоров могут возлагаться на
администрацию ведущего предприятия или обособленный аппарат управления
(с  ограниченной численностью персонала),  который  содержится за счет
отчислений объединений,  предприятий и организаций,  входящих в  такое
объединение;
     в государственном   производственном    объединении    образуются
централизованные  фонды  и  резервы  за  счет  отчислений (в размерах,
определяемых советом  директоров)  от  прибыли  (дохода)  объединений,
предприятий и организаций, входящих в состав объединения.
     Министерствам и    ведомствам    РСФСР    сферы     материального
производства:
     осуществить в  установленном  порядке  укрупнение  действующих  и
создание   новых   объединений,  а  также  образование  там,  где  это
необходимо, государственных производственных объединений;
     на основе  укрупнения  действующих  и  создания новых объединений
разных типов,  интеграции науки с производством сократить звенность  в
управлении отраслями.
     Положить в основу управления отраслями функциональный  принцип  и
осуществить переход,  как правило,  на двухзвенную систему руководства
предприятиями.
     Признать целесообразным    ликвидировать   промежуточные   звенья
отраслевого управления - республиканские промышленные объединения.  По
мере   концентрации   производства,  создания  крупных  объединений  и
перехода   предприятий    на    полный    хозяйственный    расчет    и
самофинансирование  министерствам  и  ведомствам  РСФСР  приступить  к
постепенному   упразднению   главных   управлений    по    руководству
подотраслями как составной части центрального аппарата министерств;
     б) решили  в  целях  наиболее  полного  использования  имеющегося
производственного   и   научно-технического   потенциала,  образования
прогрессивных видов объединений, ликвидации ведомственности, повышения
уровня    концентрации   и   специализации,   развития   межотраслевых
производств  осуществить  поэтапное  укрупнение  ряда  министерств   и
ведомств,  имеющих однородные и технологически связанные производства;
поручили   постоянным   органам   Совета   Министров    СССР    внести
соответствующие предложения в Совет Министров СССР;
     в) учитывая первостепенное значение базовых отраслей в  ускорении
социально-экономического   развития  страны,  признали  целесообразным
усилить централизованные начала в управлении этими отраслями.
     В связи   с   этим  решили  преобразовать  союзно-республиканские
министерства энергетики  и  электрификации,  угольной  промышленности,
черной   и  цветной  металлургии,  геологии,  нефтеперерабатывающей  и
нефтехимической промышленности в общесоюзные  министерства.  При  этом
должно  быть  обеспечено сокращение промежуточных звеньев управления и
устранение дублирования в руководстве отраслями;
     г) предоставили   право   министрам   и   руководителям  ведомств
утверждать штатное расписание центрального аппарата без учета  норм  и
соотношений   численности  специалистов  и  устанавливать  должностные
оклады работникам без  учета  средних  окладов  по  схеме  должностных
окладов  в  пределах утвержденных численности и фонда заработной платы
работников этого аппарата;
     установили, что  до  70  процентов  экономии  по фонду заработной
платы,  образующейся в  результате  сокращения  аппарата,  остается  в
распоряжении  министерств,  ведомств  и  может  быть  использована для
установления надбавок высококвалифицированным работникам аппарата;
     д) в  целях  своевременного  и  полного  анализа хода перестройки
экономики,  обеспечения  руководителей  и  специалистов   предприятий,
министерств и ведомств,  партийных, советских и профсоюзных работников
необходимыми   нормативно-методическими   материалами   по    вопросам
совершенствования     управления    народным    хозяйством    поручили
Государственному комитету СССР  по  делам  издательств,  полиграфии  и
книжной  торговли  и  Академии наук СССР увеличить подготовку и выпуск
литературы по проблемам управления, улучшить ее качество;
     е) поручили    Комиссии    по    совершенствованию    управления,
планирования  и  хозяйственного  механизма  совместно  с   постоянными
органами Совета Министров СССР и с участием министерств, ведомств СССР
и ВЦСПС:
     разработать и   представить   в   Совет  Министров  СССР  проекты
положений о министерстве СССР,  о совете отрасли и  о  государственном
производственном объединении;
     утвердить рекомендации по разработке генеральных схем  управления
отраслями сферы материального производства;
     организовать методическое  руководство  работой  по   перестройке
деятельности министерств и ведомств.

     Совет Министров  РСФСР  выражает  твердую уверенность в том,  что
министерства и ведомства  РСФСР,  руководствуясь  решениями  июньского
(1987  г.)  Пленума  ЦК  КПСС  и  сознавая  свою ответственность за их
практическую реализацию, проявят максимум настойчивости и инициативы в
осуществлении  поставленных  партией  задач  по  коренной  перестройке
управления экономикой,  станут  активными  проводниками  экономической
стратегии     партии,     увеличат     свой    вклад    в    ускорение
социально-экономического развития советского общества.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          В. ВОРОТНИКОВ
     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР          И. ЗАРУБИН











Информация по документу
Читайте также