Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 31.08.1987 № 356

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                     от 31 августа 1987 г. N 356
                              г. МОСКВА

             О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС
           И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 г. N 820
            "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ СИСТЕМЫ
           ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО
                              МЕХАНИЗМА"

     Центральный Комитет  КПСС  и Совет Министров СССР в постановлении
от 17 июля 1987 г.  N 820 отметили,  что в  соответствии  с  решениями
ХХVII  съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной
перестройке управления экономикой необходимо  осуществить  радикальную
реформу  ценообразования  и  превратить  цены в действенный инструмент
ускорения социально-экономического развития,  повышения  эффективности
общественного   производства,   широкого  использования  экономических
методов управления, укрепления хозяйственного расчета.
     Действующая система   ценообразования   сложилась    в   условиях
экстенсивного развития экономики, в ней накопились  крупные недостатки
и  диспропорции,  которые  привели  к снижению роли цены как одного из
активных экономических рычагов в руководстве народным хозяйством. Цены
на   практике   выполняли  в  основном  учетно-расчетные  функции,  не
создавали условия для улучшения  хозяйственного  механизма,  повышения
эффективности производства и ресурсосбережения.
     Цены на многие виды продукции не отражают общественно необходимых
затрат  на  их  производство  и  реализацию,  не  полностью  учитывают
потребительские   свойства   и   качество   изделий,   не    оказывают
регулирующего   воздействия  на сбалансированность спроса предложения.
Они  оказывают  крайне  слабое  воздействие  на  повиновение  качества
продукции,   ускорение   научно-технического  прогресса  и  обновление
производственных  фондов,  недостаточно  эффективно  применяются   для
стимулирования  достижения  высоких конечных результатов предприятий и
объединений.
     Сложившийся подход   к   ценообразованию   в   значительной  мере
основывается на принципе возмещения индивидуальных затрат  предприятий
и  позволяет  им  получать  прибыль,  не  зависящую  от  эффективности
хозяйствования.  Это создает возможность и прямую заинтересованность в
завышении цен,  условия для увеличения стоимостных объемов и улучшения
оценочных показателей без реального роста  продукции  и  эффективности
производства, тормозит реализацию курса на проведение режима экономии.
     Был нарушен принцип управления системой  цен  как  единым  целым,
допускались  серьезные  несоответствия в уровне оптовых,  закупочных и
розничных цен  на  многие  виды  продукции,  тарифов  на  услуги,  что
приводило  к необоснованным противоречиям между общегосударственными и
хозрасчетными интересами объединений и предприятий.
     Экономически неоправданные  подходы  к  ценообразованию привели к
возникновению,  быстрому росту дотаций на  производство  и  реализацию
самых различных видов продуктов и услуг.
     Значительные перекосы  сложились  в  уровне  розничных   цен   на
промышленные   и   продовольственные  товары.  Это  явилось  одной  из
существенных причин диспропорции между спросом и предложением на рынке
товаров   и  услуг,  образования  убыточности  в  народном  хозяйстве,
искусственного дефицита одних товаров,  ограничения спроса на другие и
реализации   ряда   товаров  по  непомерно  высоким  ценам,  порождало
негативные  явления  в  сфере  обращения  и   снижение   покупательной
способности рубля.
     Система цен формировалась в значительной мере в отрыве от  уровня
мировых цен,  не учитывала экономические интересы страны в эффективном
использовании   международного   разделения   труда   и    преимуществ
социалистической  экономической  интеграции  стран -  членов СЭВ,  что
затрудняло правильную оценку эффективности внешнеэкономических  связей
и искажало их действительные результаты.
     Государственный комитет   СССР   по    ценам,    указывается    в
постановлении,  и  его органы на местах не проводили линию на усиление
роли  цен  и  тарифов  в  управлении  экономикой  и  совершенствовании
хозяйственного   механизма  и  сосредоточивали  свою  деятельность  на
решении второстепенных задач.
     В практике ценообразования сложилась необоснованная централизация
в  установлении  цен  и  тарифов  на  подавляющее  большинство   видов
продукции,   товаров   и  услуг,  Такой  подход  фактически  отстранял
потребителей  от  процесса  ценообразования,   снижал   требования   к
производителю  продукции,  порождал  бюрократизм  и  медлительность  в
установлении  цен,  безответственное  отношение  к  их  разработке  со
стороны  многих министерств и ведомств,  а также многочисленные факты,
утверждения необоснованного уровня  цен  и  нарушений  государственной
дисциплины их применения.
     В новых условиях хозяйствования необходимо решительно покончить с
недооценкой роли ценообразования в управлении народным хозяйством.
     В целях  приведения  системы  цен  в  РСФСР  в   соответствие   с
современными  требованиями  развития  народного  хозяйства республики,
превращения   ценообразования   в   действенный    рычаг    реализации
экономической   и   социальной   политики   партии   и  во  исполнение
постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г, N 820
Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
     1. Государственному комитету  РСФСР  по  ценам,  Госплану  РСФСР,
Госстрою  РСФСР,  Госагропрому  РСФСР,  Министерству  финансов РСФСР с
участием заинтересованных министерств и  ведомств,  Советов  Министров
автономных  республик,  крайисполкомов,  облисполкомов,  Московского и
Ленинградского  горисполкомов  разработать   и   представить в   Совет
Министров РСФСР предложения о пересмотре цен, утвержденных в РСФСР.
     2. Государственному комитету РСФСР по  ценам  и  его  органам  на
местах:
     коренным образом  перестроить  стиль  и  методы  работы   органов
ценообразования    РСФСР    в    соответствии   с   новыми   условиями
хозяйствования.  Решительно покончить с формализмом и бюрократизмом  в
практике  рассмотрения и утверждения цен,  в большей мере опираться на
научно-экономические     и     инженерные     обоснования,      твердо
противодействовать   любым  попыткам  ведомственного  и  местнического
подхода в решении вопросов ценообразования;
     осуществить комплексное  совершенствование  системы  цен в РСФСР,
усилить  взаимосвязь  цен  с  мерами  по  перестройке   хозяйственного
механизма,   существенно  улучшить  методологическую  и  аналитическую
работу,  повысить ответственность и оперативность в  решении  вопросов
ценообразования  в  полном  соответствии  с требованиями Закона СССР о
государственном предприятии (объединении);
     обеспечить демократизацию  процесса  ценообразования в республике
на  основе  соблюдения   единых   общегосударственных   требований   к
формированию  цен,  более гибкое сочетание централизованных начал в их
установлении с расширением прав министерств и ведомств РСФСР,  Советов
Министров   автономных   республик,   крайисполкомов,   облисполкомов,
Московского и Ленинградского горисполкомов, объединений, предприятий и
организаций в определении цен и тарифов;
     создавать условия  для  развития  новых   прогрессивных   методов
хозяйствования,   расширения   социалистической   предприимчивости   и
повышения экономической  ответственности  объединений,  предприятий  и
организаций за достижение высоких конечных результатов деятельности;
     поднять на  качественно  новый  уровень  работу  по  контролю  за
обоснованностью   установления   и  правильностью  применения   цен  в
народном хозяйстве РСФСР, создать в республике единную государственную
систему  контроля  цен  и  поставить ее на регулярную плановую основу,
улучшить координацию  деятельности  с  общественными  организациями  в
вопросах контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;
     существенно изменить методы контрольной работы  путем  проведения
глубокого  социально-экономического анализа процессов формирования цен
в РСФСР, их динамики и изменения структуры;
     принять меры  по  укреплению  кадрового  состава и улучшению всей
системы повышения квалификации работников.
     3. Государственному  комитету  РСФСР  по  ценам  в соответствии с
новыми задачами и  функциями  пересмотреть  организационную  структуру
центрального  аппарата,  при  этом  существенно  повысить роль сводных
экономических   подразделений   по   народнохозяйственным   комплексам
упразднить   узкоспециализированные   отделы   и   внести  необходимые
предложения в Совет Министров РСФСР.
     4. Государственному  комитету  РСФСР  по ценам обеспечить в своей
деятельности   тесную   взаимосвязь   с    другими    республиканскими
экономическими   ведомствами.  Представить  в  Совет  Министров  РСФСР
согласованные предложения о включении в состав Комитета в качестве его
членов  представителей  Госплана  РСФСР,  Министерства  финансов РСФСР
Госкомстата РСФСР и ВЦСПС.
     5. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам,  руководствуясь решением июньского (1987 г.) Пленума ЦК
КПСС, обеспечить четкую организацию работы по перестройке системы цен,
утвержденных  в  РСФСР,  повышению  их роли в хозяйственном механизме,
превращению цен  в  активный  инструмент  осуществления  экономической
стратегии  партии.  Широко  разъяснять  содержание  и  значение  мер в
области совершенствования ценообразования.
     6. Довести  до  сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет Министров СССР
постановлением от 17 июля 1987 г. N 820:
     а) признали  необходимым  осуществить радикальную реформу системы
ценообразования,  взаимоувязанную  перестройку  оптовых,   закупочных,
розничных   цен   и   тарифов  как  единого  целого.  Главной  задачей
перестройки  считать   создание   качественно   новой   системы   цен,
ориентированной на интенсификацию общественного производства,  широкое
использование    экономических    методов    управления,    укрепление
хозяйственного   расчета   и   самофинансирования  в  целях  ускорения
социально-экономического развития страны.
     Система цен  должна  стать объективным измерителем затрат труда и
результатов хозяйственной деятельности,  важным фактором  формирования
прогрессивных  пропорций  в  развитии  народного хозяйства,  структуры
платежеспособного спроса населения и роста его реальных доходов.
     Реформа цен  должна  оздоровить  обстановку в народном хозяйстве,
создать лучшие  условия  для  борьбы  за  эффективность  производства,
ресурсосбережения, качества продукции;
     б) установили,  что перестройка  ценообразования  на  современном
этапе  развития  экономики  должна  осуществляться исходя из следующих
основных требований:
     последовательного отражения   в   ценах  общественно  необходимых
затрат на производство  и  реализацию  продукции,  ее  потребительских
свойств,  качества  и  платежеспособного  спроса,  более полного учета
платы за трудовые и природные ресурсы,  расходы на  охрану  окружающей
среды;
     придания ценам   противозатратного   характера,   повышения    их
стимулирующей   роли   в  ускорении  научно-технического  прогресса  и
улучшении    качества    продукции,    создании     новой     техники,
ресурсосбережении,    снижении    материалоемкости   и   энергоемкости
продукции,   широком   использовании   малоотходных   и    безотходных
технологий;
     перехода к  планированию  цен  и  тарифов  как  составной   части
пятилетних  планов  в  целях  более  полного отражения в ценах задач и
условий  развития  народного  хозяйства  в   планируемом   периоде   и
достижения стабильности экономических нормативов;
     обеспечения экономических  предпосылок  для  сбалансированности в
народном  хозяйстве  натурально-вещественных  и стоимостных пропорций,
сокращения излишних  перераспределительных  процессов  и неоправданных
масштабов дотаций;
     создания экономически   обоснованных   условий   для    повышения
действенности  хозяйственного  расчета  и  самофинансирования  во всех
отраслях народного хозяйства,  широкого применения принципа  платности
за производственные фонды, трудовые, природные и другие ресурсы;
     преодоления тенденции   к   росту   цен   на   основе    развития
экономического соревнования,  состязательности предприятий, ликвидации
дефицита и любых  видов  монополизма,  давления  на  производителя  со
стороны потребителя;
     обеспечения демократизации, оптимального сочетания стабильности и
гибкости  в  установлении цен на продукцию и услуги на основе широкого
использования  экономических  методов   при   одновременном   усилении
централизованных начал в управлении всем процессом ценообразования;
     существенного повышения  роли  потребителя  в  определении   цен,
организации  действенного  контроля за правильностью и обоснованностью
установления  и  применения  цен  на   всех   уровнях   хозяйственного
управления;
     обеспечения соответствия политики розничных цен задачам повышения
реальных  доходов  населения,  более  полного  осуществления принципов
социальной справедливости;
     в) с  целью  приведения системы цен в соответствие с требованиями
нового хозяйственного механизма, усиления воздействия цен и тарифов на
рост  эффективности  общественного  производства  признали необходимым
осуществить в кратчайшие сроки пересмотр всей системы цен  и  тарифов,
позволяющий на их основе разработать план экономического и социального
развития   на   тринадцатую   пятилетку   и   обеспечить   комплексное
использование    принципов    полного    хозяйственного    расчета   и
самофинансирования во всех отраслях народного хозяйства.
     Разработать и   ввести   в   действие    новые  оптовые  цены  на
промышленную продукцию, тарифы на услуги транспорта и связи с 1 января
1990 г.,  а сметные цены и расценки в строительстве, закупочные цены в
сельском хозяйстве с 1 января 1991 года;
     г) установили,  что  при  пересмотре оптовых цен в промышленности
исходить из следующего:
     отразить в   новых   ценах   общественно   необходимые   затраты,
предусмотреть  в  них  более  полную  оценку  живого  труда,  сырья  и
природных  ресурсов,  а  также  расходов  по  охране окружающей среды,
социальному   страхованию,   профессиональной    подготовке    кадров.
Формировать  цены  в  соответствии  с перспективами развития народного
хозяйства на  тринадцатую  пятилетку  и  с  учетом  снижения  издержек
производства,  ускорения  роста  производительности  труда.  Устранить
экономически   необоснованную   убыточность   и    разнорентабельность
производства    и    реализации   продукции,   максимально   сократить
государственные дотации;
     улучшить соотношение   оптовых  цен  на  продукцию  добывающих  и
обрабатывающих отраслей,  взаимозаменяемые виды топлива  (уголь,  газ,
мазут,   бензин  и  дизельное  топливо),  черные  и  цветные  металлы,
пластмассы,  натуральные  и  синтетические  материалы,  лесопродукцию,
строительные  материалы  и  другие  взаимозаменяемые виды промышленной
продукции.  В   полной   мере   отразить   в   новых   оптовых   ценах
народнохозяйственную     эффективность    использования    современных
достижений науки и техники, сбережения природных ресурсов и утилизации
вторичных  видов сырья,  топлива и энергии.  Ликвидировать убыточность
угольной  промышленности  по  отрасли  в  целом.  Установить  цены  на
топливно-сырьевые  ресурсы  с  учетом  активизации ресурсосбережения и
обеспечения их  устойчивости  до  2000  года.  Обеспечить  необходимую
дифференциацию    цен    по   районам   добычи   с   учетом   различий
горно-геологических условий;
     установить оптовые  цены  на продукцию машиностроения,  исходя из
необходимости стимулирования обновления ее  номенклатуры,  создания  и
освоения   техники  принципиально  новых  поколений,  систем  машин  и
механизмов,  соответствующих  лучшим  мировым  образцам,  в  частности
автоматических и роторных линий, роботизированных комплексов, сложного
энергетического  и  другого  оборудования.  Сформировать  экономически
обоснованные  ценностные  соотношения  на  аналогичную и функционально
однородную    промышленную    продукцию.     Усилить     экономическую
заинтересованность  машиностроительных  предприятий  и  объединений  в
повышении   комплектности   производимой   продукции.   Не   допускать
неоправданного     роста     цен     без    существенного    улучшения
технико-экономических  параметров  и  эффективности  новой  продукции.
Снизить оптовые цены на основные виды электронной техники,  а также на
отдельные  виды  продукции   приборостроения   и   других   наукоемких
производств,  обеспечивающих  широкую  автоматизацию  и электронизацию
отраслей народного хозяйства;
     повысить при   определении   оптовых   цен   на  новую  продукцию
машиностроения       ответственность       и        заинтересованность
проектно-конструкторских  организаций  и  заказчиков  за  разработку и
освоение эффективных технических решений.  Признать целесообразным  по
мере   перехода   научно-исследовательских,   проектно-конструкторских
организаций на  работу  в  условиях  самофинансирования  устанавливать
договорные  цены  на  конечный  продукт  их деятельности -  результаты
научно-исследовательских,  опытно-конструкторских  и   технологических
работ,  научно-технические  услуги  по  внедрению  и другие виды работ
аналогичного назначения.  Уровень этих цен определяется  заказчиком  и
исполнителем     в     зависимости    от    эффективности,    качества
научно-технической продукции и сроков выполнения работ;
     предусмотреть в оптовых ценах на промышленные и продовольственные
товары народного потребления значительное усиление  заинтересованности
предприятий-изготовителей  в  выпуске  более широкого и разнообразного
ассортимента изделий  высокого  качества  и  сокращение  неоправданных
перераспределительных процессов и масштабов государственных дотаций;
     обеспечить экономически обоснованное сближение соотношений цен по
группам  и  видам  продукции  с мировыми ценами,  учитывая при этом ее
технико-экономические  параметры  и  качество,  создать  условия   для
широкого  развития взаимовыгодных внешнеэкономических связей на основе
прогрессивных сдвигов  в  структуре  внешней  торговли,  международной
специализации и кооперации производства.
     Существенно повысить уровень  научного  и  технико-экономического
обоснования цен на новые высокоэффективные вилы изделий. Отказаться от
сложившейся практики установления  поощрительных  надбавок  к  оптовым
ценам  с  временным режимом действия и особым порядком распределения и
учитывать эффективность производства и применения продукции в  уровнях
новых оптовых цен.  Сохранить при этом применение скидок с оптовых цен
на продукцию, аттестованную по первой категории качества.
     При пересмотре  оптовых  цен  формировать  их  уровень  в  первую
очередь  исходя  из  эффективности,  качества,   технико-экономических
характеристик  и  потребительских  свойств  продукции,  отказаться  от
использования  базовых   фактических   затрат   как   главной   основы
определения цен.
     Считать недопустимым использование механизма ценообразования  для
необоснованного завышения цен и получения объединениями, предприятиями
и организациями прибыли (дохода),  не  связанных  с  реальным  вкладом
трудовых   коллективов   в   конечные   результаты   их  хозяйственной
деятельности.  Не учитывать в  ценах  и  тарифах  повышенные  затраты,
вызванные технической отсталостью,  а также недостатками в организации
производства и бесхозяйственностью;
     д) признали необходимым осуществить пересмотр тарифов на грузовые
перевозки в целях обеспечения эффективного использования всех  звеньев
транспортной системы в народном хозяйстве,  рационализации перевозок и
снижения на этой основе транспортных издержек.  Создать  экономические
условия  для оптимального распределения грузов между отдельными видами
транспорта и равновыгодность перевозок по видам  грузов  на  различные
расстояния  с  целью  обеспечения  лучшего  обслуживания потребителей,
устранить убыточность перевозок отдельных видов грузов.
     Усилить стимулирование  тарифами внедрения в транспортную систему
страны новых высокоэффективных перевозочных  средств  и  прогрессивных
способов  доставки грузов с высокой степенью их сохранности,  наиболее
полного  использования  грузоподъемности  и  вместимости  транспортных
средств.
     Предусмотреть возможность   создания    тарифами    экономической
заинтересованности  дня  переориентации  грузопотоков в зависимости от
складывающейся  ситуации  в  народном  хозяйстве  и  появления   новых
технических    решений   в   транспортировке   грузов   в   результате
научно-технического прогресса;
     е) признали  необходимым  пересмотреть  сметные цены и расценки в
капитальном строительстве в направлении усиления их роли  в  повышении
эффективности  капитальных  вложений  и  улучшении  работы проектных и
строительных организаций.  Перестроить  механизм  формирования  цен  в
строительстве,  исключив  неоправданное  влияние  материалоемкости  на
уровень цен готовой строительной продукции.
     Создать условия для широкого применения договорных сметных цен на
готовые   объекты   и   другую   конечную   строительную    продукцию.
Дифференцировать   договорные   цены   в   зависимости   от   качества
строительной продукции;
     ж) признали   необходимым   пересмотреть   закупочные   цены   на
сельскохозяйственную продукцию исходя из следующих принципов:
     определять уровень закупочных цен,  исходя из средних общественно
необходимых  затрат  на  производство  продукции  и  преимущественного
стимулирования  основных  ее  видов  в наиболее благоприятных регионах
специализированного  товарного  производства,   а   также   перспектив
снижения  себестоимости  производства  на основе внедрения интенсивной
технологии и прогрессивной  организации  труда.  При  этом  не  должны
учитываться  высокие  издержки,  связанные  с  низким  уровнем ведения
хозяйства;
     обеспечить дальнейшее  совершенствование зональной дифференциации
закупочных цен путем укрупнения зон с  учетом  наиболее  рационального
размещения сельскохозяйственного производства;
     ввести рентные платежи для колхозов  и  совхозов,  находящихся  в
относительно  более  благоприятных условиях,  предусмотрев создание за
счет этих платежей специального фонда  Госагропрома  СССР.  Направлять
средства  указанного  фонда на укрепление материально-технической базы
хозяйств,  работающих в худших  условиях,  и  отменить  действующую  в
настоящее  время систему установления за счет средств бюджета надбавок
к ценам на продукцию низкорентабельных и убыточных хозяйств;
     предусмотреть более   полную   дифференциацию  закупочных  цен  в
зависимости    от     качества.    Стимулировать    ценами    хранение
сельскохозяйственной  продукции непосредственно в колхозах и совхозах;
     повысить гибкость закупочных цен на плоды,  овощи и  другие  виды
продукции  растениеводства,  расширить  их сезонную дифференциацию для
более полного учета затрат труда и удовлетворения потребностей в  этой
продукции на протяжении года;
     перейти к  продаже  техники,  минеральных  удобрений   и   другой
промышленной  продукции  сельскому хозяйству по оптовым ценам,  имея в
виду отменить льготный порядок их реализации, с тем чтобы экономически
воздействовать  на  улучшение  использования  в  колхозах  и  совхозах
тракторов,  сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений и другой
промышленной продукции;
     ввести плату  за  воду  и  учесть  ее  в  закупочных  ценах   для
стимулирования  более  экономного  и  рационального использования воды
колхозами и совхозами,  повышения эффективности средств,  вкладываемых
государством в мелиорацию.
     Считать целесообразным    в    перспективе    коренным    образом
пересмотреть      систему      формирования      закупочных     цен на
сельскохозяйственную продукцию.  В этих целях осуществить  постепенный
переход   к  применению  во  взаимоотношениях  между  предприятиями  и
организациями системы Госагропрома СССР договорных и расчетных цен  на
сельскохозяйственную  продукцию,  определяемых  исходя  из действующих
оптовых  и  розничных  цен  на  соответствующую   конечную   продукцию
агропромышленного  комплекса.  При  этом  договорные  и расчетные цены
должны  определяться  с  учетом  реального  вклада  и   меры   участия
предприятий     в     производстве,     переработке    и    реализации
сельскохозяйственной продукции;
     з) признали  необходимым  подготовить  и  осуществить перестройку
розничных цен и тарифов,  привести их  в  соответствие  с  общественно
необходимыми  затратами на производство,  потребительскими свойствами,
качеством  продукции  и  требованиями  рынка.  Учитывая  исключительно
важное  социальное  значение розничных цен,  исходить из того,  что их
изменение не только не должно привести к ухудшению  жизненного  уровня
трудящихся,  но, наоборот,-  к повышению этого уровня для определенных
категорий   трудящихся,  к  более  полному  осуществлению   социальной
справедливости.
     Стимулировать с помощью цен расширение ассортимента товаров и его
обновление.  Принять  меры  по  устранению  необоснованных  различий в
уровнях цен  на  отдельные  группы  промышленных  товаров,  обеспечить
дифференцированный  подход  к  установлению  цен  с  учетом  доходов и
запросов отдельных социальных и возрастных групп населения.
     Расширить практику     установления     договорных     цен     на
непродовольственные   товары,   спрос   на   которые   удовлетворяется
полностью,  а  также  на  престижные,  особо  модные  и  другие товары
повышенного спроса, учитывая при этом потребности населения и интересы
государства.
     По мере  насыщения  рынка  продовольственными   и   промышленными
товарами,  ликвидации  дефицита,  накопления  достаточных  товарных  и
финансовых ресурсов снижать розничные цены с учетом конъюнктуры  рынка
и спроса населения.
     В целях  ускоренного  развития  платных  услуг  и   значительного
улучшения   их   качества   осуществить  комплексную  систему  мер  по
совершенствованию ценообразования на  услуги,  оказываемые  населению.
Усилить  дифференциацию  цен  и  тарифов на услуги в зависимости от их
качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность
массовых видов платных услуг для всех слоев населения.
     Установили, что  все  крупные  изменения  в  розничных  ценах   и
тарифах,  затрагивающие  жизненный  уровень  населения,  должны  стать
предметом широкого обсуждения в стране;
     и) в  связи  с  развитием  экономических  методов  управления и в
соответствии с новым  хозяйственным  механизмом  признали  необходимым
применять следующие цены и тарифы:
     централизованно устанавливаемые цены и тарифы;
     договорные цены и тарифы;
     самостоятельно устанавливаемые предприятиями и организациями цены
и тарифы.
     Установили, что централизованно устанавливаемые цены и тарифы  на
продукцию,   товары   и   услуги  утверждаются  в  зависимости  от  их
народнохозяйственной и социальной значимости Советом  Министров  СССР,
Государственным комитетом СССР по ценам, министерствами и ведомствами,
Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами местных
Советов   народных   депутатов.  На  важнейшую  продукцию  такие  цены
определяются вместе с разработкой общегосударственного плана.
     Договорные цены    и   тарифы   устанавливаются   министерствами,
ведомствами   и   предприятиями-изготовителями   по   согласованию   с
потребителями  на  продукцию  производственно-технического назначения,
изготовляемую по разовым и индивидуальным заказам,  новую или  впервые
осваиваемую  продукцию,  новые  непродовольственные  товары  народного
потребления,  а  также  отдельные  виды   продовольственных   товаров,
реализуемые   объединениями   и   предприятиями  по  согласованию    с
торгующими организациями,  на срок до 2 лет по перечню,  определяемому
Государственным   комитетом   СССР   по   ценам,   конечную  продукцию
научно-исследовательских   и   проектно-конструкторских   организаций,
сельскохозяйственную продукцию,  закупаемую у населения,  и продукцию,
закупаемую и реализуемую  кооперативными  организациями,  другие  виды
продукции (работ, услуг), предусмотренные законодательством.
     Самостоятельно устанавливаемые   цены   и   тарифы   утверждаются
предприятиями,    организациями    и    кооперативами   на   продукцию
производственно-технического назначения и сельскохозяйственную, товары
народного   потребления   и   услуги,   на   которые   не  применяются
централизованно утверждаемые цены,  а также на продукцию и услуги  для
собственного потребления или реализуемые в собственной торговой сети.
     Установили, что по мере развития полного хозяйственного расчета и
самофинансирования,  оптовой торговли средствами производства и прямых
хозяйственных   связей   сфера   применения   договорных,   а    также
самостоятельно утверждаемых цен будет расширяться;
     к) признали необходимым усилить роль ценообразования в  повышении
эффективности  внешнеэкономических  связей,  расширении  международной
кооперации,  и прежде всего взаимовыгодной специализации и  кооперации
со  странами  -   членами СЭВ,  создании заинтересованности в развитии
новых  форм   международного   производственного,   экономического   и
научно-технического сотрудничества.
     При совершенствовании  системы  контрактных   цен   исходить   из
необходимости  их  сближения  с  уровнем и пропорциями мировых цен при
одновременном соблюдении принципа взаимной  выгодности.  Использовать,
как  правило,  в  качестве базы контрактных цен во внешнеэкономических
связях со странами -  членами  СЭВ  мировые  цены  на  соответствующую
продукцию.  При  установлении контрактных цен на машины и оборудование
на основании цен мировых рынков обеспечивать реальную их корректировку
в  зависимости  от  качества  и  технического  уровня  соответствующей
продукции.  Предусматривать установление твердых контрактных цен,  как
правило, на весь срок действия контракта.
     При взаимных поставках узлов и деталей  в  рамках  кооперации  на
основе прямых связей или деятельности совместных предприятий,  а также
международных объединений и организаций использовать договорные  цены,
исходя из цен на конечную продукцию;
     л) поручили Государственному комитету СССР по ценам и его органам
на  местах  отменять  экономически  необоснованные цены,  утвержденные
министерствами и ведомствами, объединениями и предприятиями, применять
установленные Законом СССР о государственном предприятии (объединении)
экономические санкции в случае  нарушения  государственной  дисциплины
цен.
     Приравняли нарушения государственной дисциплины цен к припискам в
государственной отчетности;
     м) в  целях   укрепления   связей   органов   ценообразования   с
научно-исследовательскими    институтами   и   экономическими   вузами
установили,  что Научно-исследовательский институт по  ценообразованию
Государственного  комитета  СССР  по  ценам  является головным научным
учреждением по проведению научных исследований в области цен и тарифов
и     совместно     с     Академией     наук     СССР     координирует
научно-исследовательскую работу но проблемам ценообразования в стране.
Признали  целесообразным  организовать  издание периодического журнала
"Ценообразование в СССР".

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          В. ВОРОТНИКОВ
     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР          И. ЗАРУБИН






Информация по документу
Читайте также