Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 31.08.1987 № 360

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                     от 31 августа 1987 г. N 360
                            г. М О С К В А

             О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС
           И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 г. N 817
          "О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР
          ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ В УПРАВЛЕНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ
                         ПРОГРЕССОМ В СТРАНЕ"

     Центральный Комитет  КПСС  и Совет Министров СССР в постановлении
от 17 июля 1987 г. N 817 отметили, что претворение в жизнь одобренного
ХХVII съездом     партии    стратегического   курса    на    ускорение
социально-экономического  развития  советского  общества,  обеспечение
выхода страны на передовые научно-технические рубежи, подъем народного
благосостояния требует осуществления крупных мер по  повышению  темпов
научно-технического прогресса, проведения глубокой перестройки системы
управления развитием науки и техники.
     В стране  создан  мощный  научно-технический  потенциал,  который
позволяет решать многие сложные народнохозяйственные задачи.  Вместе с
тем   эффективность  его  использования  еще  явно  недостаточна.  Как
отмечалось на июньском (1987 г.) Пленуме  ЦК  КПСС, научно-технический
прогресс в стране затормозился. По ряду важнейших направлений допущено
отставание,  не обеспечивается опережающее развитие науки и техники  с
учетом  происходящей  в мире научно-технической революции.  Продолжают
иметь место факты,  когда даже самые прогрессивные технические идеи не
находят  практической  реализации.  Нередко  при  наличии  собственных
разработок,    обеспечивающих     высокий     технический     уровень,
конкурентоспособность   советской  техники  и  технологии  на  мировом
рынке, неоправданно заимствуются зарубежные технические решения.
     Основная причина    такого   положения   состоит   в   том,   что
научно-технический   прогресс   не   включен   органически   во    все
экономические процессы.
     В постановлении отмечается,  что Государственный комитет СССР  по
науке  и технике не осуществляет целеустремленной,  настойчивой работы
по  формированию  совместно  с   другими   органами   государственного
управления   действенного  экономического  механизма,  обеспечивающего
активизацию академической,  вузовской  и  отраслевой  науки,  усиление
взаимодействия  науки  с  производством,  постоянное  ускорение темпов
научно-технического прогресса.  Госплан СССР,  Государственный комитет
СССР по науке и технике,  другие центральные экономические ведомства в
своей  практической  деятельности  не  проводят  курс  на   увеличение
производства наукоемкой продукции. Научные прогнозы Академии наук СССР
недостаточно   глубоко   обосновывают   влияние    научно-технического
прогресса на развитие народного хозяйства.
     В результате этого планы экономического и социального развития не
в  полной  мере  опираются на широкое использование научно-технических
достижений и не  оказывают  должного  воздействия  на  развитие  новых
направлений научно-технического прогресса.
     Ускорение научно-технического  прогресса  до  сих  пор  не  стало
главной  задачей  министерств,  ведомств,  объединений  и предприятий.
Развитие   отраслей   народного   хозяйства,    многих    объединений,
предприятий,   научно-исследовательских,   проектно-конструкторских  и
технологических организаций слабо увязано  со  стратегическими  целями
научно-технического  прогресса.  Многие  головные  институты,  заняв в
отраслях монопольное  положение,  препятствуют  внедрению  разработок,
выполненных  в академических учреждениях и вузах,  в других отраслевых
институтах, зачастую тормозят использование предложений изобретателей.
     Крайне медленно   решаются   вопросы  укрепления  материальной  и
опытно-экспериментальной     базы     науки,     развития     научного
приборостроения,    всей   системы   обслуживания   научно-технической
деятельности.  Не налажена четкая система сбора,  анализа, обобщения и
использования   информации   о   достижениях   и  тенденциях  развития
отечественной и зарубежной науки и техники.
     В управлении     научно-техническим    прогрессом    недостаточно
используется  творческая  активность  трудящихся.  Изобретательская  и
рационализаторская деятельность не координируется с насущными задачами
повышения технического уровня и эффективности  производства,  качества
выпускаемой   продукции.   Многие   важные   изобретения  не  получают
своевременного  отражения  в  планах  экономического   и   социального
развития и не реализуются.
     Плохо используются возможности международного научно-технического
сотрудничества.   В   работе   по   реализации  Комплексной  программы
научно-технического  прогресса  стран  -  членов  СЭВ  до  2000   года
отсутствует творческий,  новаторский подход, обеспечивающий динамичное
развитие    сотрудничества    с    организациями    и    предприятиями
социалистических стран в области науки и техники.
     Перестройка руководства народным хозяйством во многом  зависит от
эффективного управления  научно-техническим прогрессом. В то же время,
указывается в постановлении,  Государственный комитет СССР по науке  и
технике  медленно  перестраивает  свою  деятельность  в соответствии с
новыми  требованиями.  В  его  работе  преобладает   решение   текущих
вопросов,   нередко   узкоотраслевого   характера,   не   определяющих
общегосударственную    стратегию     научно-технического     развития.
Неоправданно   большое  внимание  к  оперативному  регулированию  хода
выполнения чрезмерно разросшегося числа научно-технических программ не
позволяет   Комитету   сосредоточивать  усилия  на  ключевых  вопросах
формирования  и  практического  осуществления  единой  государственной
научно-технической политики,  проведении аналитической оценки развития
науки и  техники,  решении  крупных  межотраслевых  научно-технических
проблем,  координации  деятельности  отраслей  в  разработке стратегии
технического  развития.  Имеются  серьезные  недостатки  в  подготовке
научных  кадров,  а  также  в  кадровом  обеспечении  Государственного
комитета СССР по науке и технике.
     В целях   ускорения   экономического   и   социального   развития
республики на основе повышения темпов  научно-технического  прогресса,
эффективного  использования  научно-технического потенциала,  усиления
интеграции науки с производством и во исполнение постановления ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 817 Совет Министров РСФСР
п о с т а н о в л я е т:
     1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам,  Дальневосточному,  Сибирскому  и Уральскому отделениям
Академии наук  СССР,  Всероссийскому  отделению  ВАСХНИЛа,  Сибирскому
отделению  ВАСХНИЛа,  Отделению  ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР,
Сибирскому отделению Академии медицинских наук СССР считать главным  в
своей  деятельности неуклонное претворение в жизнь стратегии партии по
ускорению   социально-экономического   развития   страны   на   основе
эффективного использования возможностей научно-технической революции.
     Первостепенное внимание уделять развитию приоритетных направлений
научно-технического   прогресса,  решению  крупных  научно-технических
проблем,   организации   разработки   принципиально   новой   техники,
технологии и материалов,  осуществлению контроля за научно-техническим
уровнем   отраслей,   соответствием   производства   лучшим    мировым
достижениям,        повышению        эффективности        деятельности
научно-исследовательских,  проектно-конструкторских и  технологических
организаций.
     Госплану РСФСР  совместно   с   республиканскими   экономическими
органами,   министерствами   и   ведомствами  РСФСР,  Дальневосточным,
Сибирским и Уральским отделениями Академии  наук  СССР,  Всероссийским
отделением   ВАСХНИЛа,   Сибирским   отделением  ВАСХНИЛа,  Отделением
ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР,  Сибирским  отделением  Академии
медицинских  наук СССР сосредоточить свою деятельность на разработке и
постоянном совершенствовании такого экономического механизма,  который
давал  бы  возможность  обеспечивать неуклонное повышение технического
уровня   общественного   производства,   укрепление   и    эффективное
использование  научно-технического  потенциала  в  условиях расширения
самостоятельности объединений, предприятий и организаций, их работы на
принципах   полного   хозяйственного   расчета  и  самофинансирования,
систематически   осуществлять   научно-техническое    прогнозирование,
обеспечивать   концентрацию   ресурсов   академической,   вузовской  и
отраслевой  науки  на  приоритетных  направлениях  научно-технического
прогресса, углубление научно-технического сотрудничества со странами -
членами СЭВ.
     Повысить ответственность министерств и ведомств РСФСР за развитие
научно-технического прогресса в республике.
     2. Считать  Комплексную  программу  научно-технического прогресса
РСФСР  на  20  лет  важнейшим  предплановым  документом,  основой  для
долгосрочного  и  пятилетнего  планирования  в  полном  соответствии с
экономической стратегией КПСС.
     Госплану РСФСР,  Госстрою РСФСР, Госагропрому РСФСР, Министерству
высшего и среднего специального образования  РСФСР,  Дальневосточному,
Сибирскому  и  уральскому отделениям Академии наук СССР с привлечением
заинтересованных  министерств  и  ведомств  РСФСР,  Советов  Министров
автономных  республик,  крайисполкомов,  облисполкомов,  Московского и
Ленинградского    горисполкомов    и    их    научно-исследовательских
организаций,  Всероссийского отделения ВАСХНИЛа,  Сибирского отделения
ВАСХНИЛа,  Отделения ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР,  Сибирского
отделения  Академии медицинских наук СССР,  а также с участием научных
учреждений Академии наук  СССР,  расположенных  на  территории  РСФСР,
осуществить меры по коренному совершенствованию разработки Комплексной
программы научно-технического прогресса  РСФСР  на  20  лет,  повысить
научную  обоснованность  наиболее  перспективных направлений ускорения
научно-технического  прогресса и социально-экономического     развития
республики,  содержащихся в ней технико-экономических оценок важнейших
достижений  отечественной  и  мировой  науки  и  техники,  выводов   и
предложений  об их использовании в народном хозяйстве,  предусматривая
при этом несколько вариантов,  путей и  средств  решения  поставленных
задач. При разработке Комплексной программы обеспечивать  более четкую
конкретизацию рекомендаций на ближайший пятилетний период.
     Работа над  Комплексной  программой должна проводиться постоянно,
ее необходимо уточнять и обновлять каждые 5 лет. Комплексная программа
научно-технического  прогресса  РСФСР на 20 лет представляется в Совет
Министров  РСФСР  не  позднее  чем  за  3  года  до  начала  очередной
пятилетки,
     3. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам  в  целях  повышения   научной   обоснованности   планов
экономического  и  социального  развития  и  более полного учета в них
новейших достижений науки и техники для обеспечения коренных сдвигов в
структуре   и   техническом   уровне   производства,   повышения   его
эффективности  на  основе  Комплексной  программы  научно-технического
прогресса  РСФСР  на  20  лет  представлять в Госплан РСФСР конкретные
материалы к предложениям по РСФСР к Концепции и Основным  направлениям
экономического  и  социального  развития  СССР  на  15 лет в порядке и
сроки, устанавливаемые Госпланом РСФСР.
     4. Госплану РСФСР, Госстрою РСФСР, Госагропрому РСФСР совместно с
Дальневосточным, Сибирским и Уральским отделениями Академии наук СССР,
Всероссийским  отделением  ВАСХНИЛа,  Сибирским  отделением  ВАСХНИЛа,
Отделением ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР,  Сибирским отделением
Академии медицинских наук СССР, министерствами и ведомствами РСФСР:
     а) принимать участие:
     в работе  Государственного  комитета  СССР  по науке и технике по
обеспечению   выбора   и    обоснования    приоритетных    направлений
научно-технического прогресса.
     ЦК КПСС  и  Совет  Министров  СССР  возложили  на Государственный
комитет СССР по науке и технике  ответственность  за  своевременное  и
эффективное    развитие    работ    по    приоритетным    направлениям
научно-технического прогресса,  за опережающее развитие  отечественной
науки и техники по этим направлениям в сравнении с мировым уровнем;
     в разработке Государственным комитетом СССР по науке  и  технике,
Госпланом   СССР   и   Академией  наук  СССР  государственных  целевых
научно-технических      программ       межотраслевого       характера,
предусматривающих  создание принципиально новой техники,  технологии и
материалов  и  решение  крупных  научно-технических  проблем,  имеющих
революционизирующее    значение   для   развития   экономики,   выхода
отечественного производства на высший мировой уровень.
     ЦК КПСС   и   Совет   Министров  СССР  установили,  что  перечень
государственных целевых научно-технических программ  определяется  при
разработке  проекта  Концепции  экономического  и социального развития
СССР.  Эти программы используются  при  подготовке  проектов  Основных
направлений  экономического  и  социального развития СССР,  пятилетних
планов и при формировании Госпланом СССР,  министерствами, ведомствами
и   Советами   Министров   союзных   республик   контрольных   цифр  и
государственных заказов;
     б) разрабатывать   и   представлять   в   Совет  министров  РСФСР
республиканские целевые  научно-технические  программы  межотраслевого
характера.
     Перечень республиканских  целевых   научно-технических   программ
определять  при  разработке  предложений  по РСФСР к проекту Концепции
экономического и социального развития СССР. Использовать эти программы
при  подготовке  предложений  по РСФСР к проектам Основных направлений
экономического и социального развития СССР,  пятилетних планов  и  при
формировании контрольных цифр и государственных заказов.
     5. Довести до сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением  от 17 июля 1987 г.  N 817 возложили на Государственный
комитет  СССР  по   науке   и   технике   руководство   межотраслевыми
научно-техническими   комплексами  (МНТК)  и  обязали  его  обеспечить
приоритетное развитие научно-технических направлений,  закрепленных за
МНТК,  контролировать соответствие уровня их исследований и разработок
высшим мировым достижениям и перспективным тенденциям развития науки и
техники.
     Министерству здравоохранения   РСФСР   и   Сибирскому   отделению
Академии наук СССР совместно с Государственным комитетом СССР по науке
и   технике   обеспечить   коренное   улучшение   деятельности    МНТК
"Микрохирургия  глаза"  и  "Катализатор".  Совместно с Госпланом РСФСР
активно участвовать в формировании Госпланом СССР целевых  заданий  по
развитию    этих    комплексов    как   самостоятельных   объектов   в
соответствующих  разделах  государственных  планов  экономического   и
социального  развития  СССР,  а  также  по  широкому  использованию  в
народном   хозяйстве   результатов   их   разработок.   Вносить    при
необходимости соответствующие предложения в Совет Министров РСФСР.
     6. Довести до сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением  от  17  июля 1987 г.  N 817 признали важнейшей задачей
Государственного комитета СССР по науке и технике работу по реализации
Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ
до 2000 года и разработку мероприятий по ее развитию.
     Государственный комитет   СССР   по   науке   и   технике   несет
ответственность за организацию работы по выполнению в целом по  стране
Комплексной  программы  научно-технического  прогресса  стран - членов
СЭВ,  организует и координирует  научные  исследования  и  разработки,
проводимые   министерствами,   ведомствами  и  организациями  СССР  по
проблемам и  заданиям  этой  программы  совместно  с  соответствующими
организациями  стран  -  членов СЭВ;  принимает решения по обеспечению
выполнения обязательств Советской Стороны;  совместно с Госпланом СССР
формирует  специальные разделы государственных планов экономического и
социального развития  СССР  для  реализации  заданий,  предусмотренных
программой.
     7. В целях  своевременного  освоения  производства  принципиально
новых видов техники, технологии и материалов, созданных в соответствии
с   государственными   целевыми    научно-техническими    программами,
Комплексной  программой  научно-технического  прогресса стран - членов
СЭВ  до  2000  года,  республиканскими  целевыми   научно-техническими
программами,  а  также  реализации  в  народном  хозяйстве  республики
важнейших  разработок  межотраслевых  научно-технических   комплексов,
республиканских   инженерно-технических    центров,   академической  и
вузовской науки,  крупных изобретений Госплану  РСФСР  осуществлять  с
участием Дальневосточного,  Сибирского и Уральского отделений Академии
наук СССР,  Министерства высшего и среднего  специального  образования
РСФСР,  министерств  и  ведомств  РСФСР,  Советов Министров автономных
республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского
горисполкомов формирование государственных заказов по развитию науки и
техники,      опытно-экспериментальных       баз       республиканских
инженерно-технических  центров,  а  также  организаций  и предприятий,
выполняющих республиканские целевые  научно-технические  программы,  и
включать   их   в  проекты  государственных  планов  экономического  и
социального развития РСФСР, контролировать их исполнение.
     ЦК КПСС и Совет Министров СССР поручили Государственному комитету
СССР по науке и технике осуществлять систематический анализ  состояния
и  действенный  контроль  за развитием опытно-экспериментальной базы и
научного приборостроения в стране.
     8. Госплану  РСФСР  совместно  с Министерством высшего и среднего
специального образования РСФСР,  министерствами  и  ведомствами  РСФСР
разрабатывать  в  установленном  порядке перспективные и годовые планы
подготовки и распределения научных кадров с учетом  развития  новейших
направлений науки и техники.
     ЦК КПСС и Совет Министров СССР:
     обязали Государственный комитет СССР по науке и технике совместно
с Министерством  высшего  и  среднего  специального  образования  СССР
обеспечить   руководство   работой  министерств  и  ведомств  СССР  по
организации подготовки кандидатов и докторов наук  с  учетом  развития
новейших  направлений  науки и техники;  разрабатывать в установленном
порядке перспективные  и  годовые  планы  подготовки  и  распределения
научных кадров;
     возложили на Государственный комитет  СССР  по  науке  и  технике
контроль  за  деятельностью  Высшей аттестационной комиссии при Совете
Министров СССР.
     9. Довести  до  сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет Министров СССР
постановлением от 17 июля 1987 г. N 817:
     поручили Государственному   комитету  СССР  по  науке  и  технике
периодически  осуществлять  комплексный   анализ   научно-технического
уровня  отраслей  народного  хозяйства  и  контроль  за  соответствием
производства лучшим мировым достижениям,  эффективностью использования
отраслевого   научно-технического   потенциала,   его  взаимосвязей  с
академической и вузовской наукой;
     установили, что  Государственный  комитет СССР по науке и технике
проводит выборочную экспертную  оценку  важнейших  видов  продукции  и
базовых   технологий,   а  также  технологической  части  проектов  на
строительство,  расширение, реконструкцию и техническое перевооружение
важнейших предприятий.
     Министерствам и ведомствам РСФСР,  Советам  Министров  автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам на основании анализа и оценок Государственного  комитета
СССР  по  науке  и  технике  организовывать  разработку  и  реализацию
мероприятий  по   повышению   технического   уровня   производства   и
выпускаемой продукции и по устранению недостатков в этой работе.
     10. Считать одной  из  важнейших  задач  министерств  и  ведомств
РСФСР,   Советов   Министров   автономных  республик,  крайисполкомов,
облисполкомов,  Московского и Ленинградского горисполкомов обеспечение
высокоэффективной             деятельности            подведомственных
научно-исследовательских,  проектно-конструкторских и  технологических
организаций, а также заводского сектора науки.
     ЦК КПСС и Совет Министров СССР:
     поручили Государственному   комитету  СССР  по  науке  и  технике
периодически проводить государственные проверки указанных организаций,
давать принципиальную оценку эффективности их деятельности, ориентации
на развитие приоритетных направлений научно-технического прогресса, на
создание  принципиально новых технологий и техники новых поколений для
своевременной  замены  действующих  базовых  технологий  и  обновления
выпускаемой   продукции,   оснащенности   этих   организаций  научными
приборами и средствами автоматизации,  их опытной и  экспериментальной
базы.   Направлять   материалы   проверок  постоянным  органам  Совета
Министров  СССР,  соответствующим  министерствам,  ведомствам  СССР  и
Советам  Министров  союзных  республик.  В необходимых случаях вносить
предложения об изменении профиля работы учреждений  науки  и  научного
обслуживания,   о   ликвидации   организаций,   деятельность   которых
малоэффективна или не имеет актуального значения;
     установили, что  Государственный  комитет СССР по науке и технике
рассматривает  предложения  министерств,  ведомств  СССР   и   Советов
Министров союзных республик о создании новых научно-исследовательских,
проектно-конструкторских  и  технологических  организаций,   проверяет
научную   и  технико-экономическую  обоснованность  этих  предложений.
Создание   таких   организаций,   независимо   от   их   ведомственной
подчиненности,  должно  осуществляться  только  для высокоэффективного
решения задач, стоящих перед народным хозяйством.
     Министерствам и  ведомствам  РСФСР,  Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам  вносить в  установленном порядке предложения о создании
указанных     организаций     с     соответствующим     научным      и
технико-экономическим обоснованием.
     11. Довести до сведения,  что ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением   от   17   июля  1987  г.  N  817  в  целях  повышения
эффективности  использования  научно-технического  потенциала  страны,
обеспечения  коренного  подъема технического уровня отраслей народного
хозяйства и выхода на передовые рубежи  научно-технического  прогресса
признали  необходимым с учетом положений Закона СССР о государственном
предприятии    (объединении)    перестроить     систему     управления
научно-техническим  прогрессом,  имея  в виду переход на экономические
методы,  стимулирующие   повышение   заинтересованности   объединений,
предприятий,   научно-исследовательских,   проектно-конструкторских  и
технологических организаций в росте технического уровня  производства,
качества   выпускаемой  продукции,  в  сокращении  сроков  создания  и
освоения производства новой техники, технологии и материалов.
     Исходить из  того,  что  важнейшей  задачей  перестройки является
создание условий,  при  которых  каждый  коллектив  будет  максимально
восприимчив  к  нововведениям,  кровно  заинтересован  в использовании
достижений науки и техники. Широко использовать конкурсные, договорные
начала    в    научно-технической   сфере,   включая   фундаментальные
исследования,  в целях  предотвращения  монополии  отдельных  головных
организаций в закрепленных за ними направлениях работы.
     Возложили на Государственный комитет  СССР  по  науке  и  технике
разработку  совместно  с Госпланом СССР,  министерствами и ведомствами
СССР и с широким привлечением научно-технической общественности мер по
совершенствованию   хозяйственного   механизма   управления   и   форм
интеграции академической, вузовской и отраслевой науки и производства,
направленных  на  повышение  эффективности работы  учреждений  науки и
научного  обслуживания  и   ускорение   внедрения   научно-технических
достижений  в  практику,  а  также систематический анализ практической
действенности этого механизма.
     Поручили вести эту работу в следующих направлениях:
     а) всемерное  развитие  принципов   хозяйственного   расчета   во
взаимоотношениях            между           научно-исследовательскими,
проектно-конструкторскими,    технологическими     организациями     и
предприятиями  с  использованием  договорных  цен  и усиление взаимной
экономической  ответственности  этих  организаций  и  предприятий   за
научно-технический   уровень,  эффективность  и  качество  результатов
исследований и разработок,  за своевременное  создание  и  освоение  в
производстве новой техники, технологии и материалов.
     Предусматривать для   объединений,    предприятий    и    научных
организаций    введение    экономических    льгот   и   повышение   их
ответственности при осуществлении крупных комплексных  мероприятий  по
созданию   и   освоению  принципиально  новой  техники  и  технологии,
выполнении  заданий  научно-технических  программ,  имеющих  важнейшее
общегосударственное значение;
     б) последовательный       перевод       научно-исследовательских,
проектно-конструкторских    и     технологических     организаций    и
научно-производственных объединений на полный хозяйственный  расчет  и
самофинансирование  с использованием нормативного метода распределения
прибыли (дохода);
     в) развитие  и повышение эффективности деятельности межотраслевых
научно-технических       комплексов,        инженерных        центров,
научно-производственных  объединений,  временных научных коллективов и
других  прогрессивных  форм   интеграции   академической,   вузовской,
отраслевой науки и производства;
     г) совершенствование планирования  научно-технического  прогресса
на всех уровнях, с учетом следующих принципов:
     академическая наука обязана  обеспечивать  с  участием  вузовской
науки  всемерное  развитие  фундаментальных  исследований по важнейшим
направлениям общественных,  естественных и технических наук как основы
для неуклонного движения страны по пути прогресса;
     вузовская наука   наряду   с   обеспечением   высокого   качества
подготовки   специалистов   для   народного  хозяйства  и  проведением
совместно с академической наукой фундаментальных  исследований  должна
развивать   с  участием  отраслевой  и  заводской  науки  поисковые  и
прикладные исследования и опытно-конструкторские  работы  для  решения
отраслевых  и межотраслевых научно-технических проблем (в том числе по
заказам объединений и предприятий);
     отраслевая и  заводская  наука  должна  нести  ответственность за
высокий технический  уровень  производства  и  выпускаемой  продукции,
постоянное  совершенствование,  обновление  и  оснащение объединений и
предприятий прогрессивными базовыми  технологиями, а также совместно с
академической    и   вузовской   наукой   обеспечивать   своевременную
комплексную   подготовку   к    коренным    преобразованиям    средств
производства,   позволяющим  кардинально  повышать  производительность
труда;
     народнохозяйственное планирование   сосредоточить  на  реализации
важнейших направлений науки и техники, включая задания государственных
целевых научно-технических программ,  единых планов МНТК,  Комплексной
программы научно-технического прогресса стран -  членов  СЭВ  до  2000
года,  а  также  на  решении  отдельных  общегосударственных  проблем,
имеющих  революционизирующее  значение  для   развития   общественного
производства.
     Госплану РСФСР совместно с министерствами  и  ведомствами  РСФСР,
Советами     Министров    автономных    республик,    крайисполкомами,
облисполкомами,    Московским    и    Ленинградским    горисполкомами,
Дальневосточным, Сибирским и Уральским отделениями Академии наук СССР,
Всероссийским  отделением  ВАСХНИЛа,  Сибирским  отделением  ВАСХНИЛа,
Отделением ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР,  Сибирским отделением
Академии  медицинских  наук  СССР  в  двухмесячный  срок   подготовить
предложения   по   созданию   системы   управления  научно-техническим
прогрессом в РСФСР и  представить  их  в  Комиссию  Президиума  Совета
Министров   РСФСР  по  совершенствованию  управления,  планирования  и
хозяйственного механизма для рассмотрения и  последующего  внесения  в
Совет Министров РСФСР.
     12. Довести до сведения,  что ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением от 17 июля 1987 г. N 817:
     признали необходимым    в    условиях    перевода    объединений,
предприятий,  научно-исследовательских,   проектно-конструкторских   и
технологических   организаций   на   полный   хозяйственный  расчет  и
самофинансирование   существенным   образом    пересмотреть    порядок
финансирования   научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских
работ.  Основой  для  этого  должен  быть  переход  от  финансирования
содержания    организаций   к   целевому   финансированию   конкретных
научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по договорам
с   заинтересованными   в   этих   работах   заказчиками.  Источниками
финансирования таких работ являются средства объединений,  предприятий
и организаций, средства централизованных фондов и резервов министерств
и ведомств, а также бюджетные ассигнования и кредиты банков;
     предусмотрели, что из бюджетных средств финансируются работы:  по
важнейшим   перспективным   теоретическим   исследованиям   в  области
общественных,  естественных  и  технических  наук;  по   межотраслевым
научно-техническим проблемам, имеющим общегосударственное значение; по
созданию принципиально новой техники и технологии, революционизирующих
общественное производство;
     установили, что Государственный комитет СССР по науке  и  технике
представляет  в  Совет  Министров  СССР  на  утверждение предложения о
распределении  по  народнохозяйственным  комплексам   и   направлениям
развития науки и техники ассигнований на науку и научное обслуживание,
предусмотренных государственным бюджетом СССР;
     обязали Государственный   комитет   СССР   по   науке  и  технике
осуществлять   строгий   контроль   за   рациональным   использованием
государственных  бюджетных  средств,  выделяемых  на  развитие  науки.
Установили, что Государственный комитет СССР по науке и технике наряду
с  министерствами,  ведомствами  СССР  и  Советами  Министров  союзных
республик несет  ответственность  за  эффективное  использование  этих
средств.
     13. Министерствам   и   ведомствам   РСФСР,   Советам   Министров
автономных  республик,  крайисполкомам,  облисполкомам,  Московскому и
Ленинградскому  горисполкомам  принимать  участие   в   разработке   и
осуществлении Государственным комитетом СССР по науке и технике мер по
улучшению  организации  государственной   системы   научно-технической
информации, повышению ее действенности, имеющих в виду обеспечить:
     широкое развитие работ по анализу и оценке информации, созданию и
использованию   банков   данных,   оперативному   обеспечению  органов
управления, научных организаций, объединений и предприятий достоверной
целевой   отечественной   и   зарубежной   информацией.  Аналитическая
информация для  различных  звеньев  управления  по  своему  содержанию
должна  представляться  в  таком  виде,  чтобы на ее основе можно было
принимать необходимые решения;
     комплексное решение   задач   развития   государственной  системы
научно-технической  информации  на   основе   широкого   использования
современных  технических средств обработки информации и информационной
технологии;
     ускоренное развитие  централизованных  и  территориальных  систем
обработки всех видов  научно-технической  литературы  и  документации,
быстрое  доведение  нужных  сведений  и документов до заинтересованных
объединений, предприятий и организаций;
     совершенствование планирования    информационной    деятельности,
расширение экономических методов стимулирования труда работников служб
научно-технической  информации  и  повышение  качества  информационной
продукции на основе внедрения хозяйственного расчета.
     ЦК КПСС и Совет Министров СССР:
     возложили на Государственный комитет  СССР  по  науке  и  технике
общее   методическое   руководство   и  контроль  за  работой  органов
научно-технической  информации,   независимо   от   их   ведомственной
подчиненности;
     установили, что решения Государственного комитета СССР по науке и
технике  по вопросам совместного использования сети автоматизированных
систем научно-технической информации  и  межотраслевого  распределения
информационных  ресурсов  являются  обязательными  для  министерств  и
ведомств,   а   также   для   всесоюзных,   центральных,   отраслевых,
республиканских и межотраслевых территориальных органов информации.
     14. Довести до сведения,  что ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением от 17 июля 1987 г. N 817:
     а) обязали Государственный комитет СССР по науке и технике:
     улучшить организацию работы по систематическому анализу тенденций
и уровня развития научно-технического прогресса за рубежом.  Постоянно
повышать  эффективность международных связей в целях ускорения решения
важнейших задач научно-технического  прогресса  в  стране,  реализации
Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ
до 2000  года,  осуществляя  эту  деятельность  в  тесном  контакте  с
Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР;
     повысить эффективность   работы   по   координации   и   контролю
деятельности министерств,  ведомств СССР, Академии наук СССР и Советов
Министров   союзных   республик    в    области    научно-технического
сотрудничества  с  зарубежными  странами,  изучения  и использования в
народном хозяйстве достижений и  передового  опыта  мировой  науки   и
техники;
     б) установили,  что  Государственный  комитет  СССР  по  науке  и
технике руководит работой по продаже советских лицензий за границу,  а
также по закупке иностранных лицензий и образцов новой техники за счет
централизованных  валютных  ассигнований,  выделяемых  на  эти   цели,
осуществляет  контроль  за  эффективным   использованием   иностранных
лицензий  и  образцов  новой  техники  в народном хозяйстве,  ежегодно
докладывает Совету Министров СССР о ходе этой работы.
     Министерствам и  ведомствам  РСФСР,  Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам,  Дальневосточному,  Сибирскому  и Уральскому отделениям
Академии наук  СССР,  Всероссийскому  отделению  ВАСХНИЛа,  Сибирскому
отделению  ВАСХНИЛа,  Отделению  ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР,
Сибирскому отделению Академии медицинских наук  СССР  особое  внимание
уделять     расширению     научно-технического     сотрудничества    с
социалистическими   странами   для   совместного   решения   важнейших
научно-технических проблем,  организации такого сотрудничества на базе
долгосрочных   взаимовыгодных   договоров   и   соглашений,   развитию
международной   научно-технической  кооперации,  прямых  связей  между
предприятиями  и  организациями,  созданию  совместных  предприятий  и
научных коллективов.
     15. Довести до сведения,  что ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением от 17 июля 1987 г. N 817:
     возложили на Государственный комитет  СССР  по  науке  и  технике
руководство  работой  по  развитию изобретательства и рационализации в
стране;
     установили, что  деятельность  Государственного  комитета СССР по
науке  и  технике  должна  быть  направлена  на   всемерное   развитие
научно-технического  творчества трудящихся,  повышение ответственности
министерств  и  ведомств   за   широкое   практическое   использование
изобретений,  обеспечение  контроля  за  внедрением и широкомасштабным
применением   в   производстве    изобретений,    имеющих    важнейшее
народнохозяйственное значение.
     Министерствам и ведомствам РСФСР,  Советам  Министров  автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам считать развитие изобретательства и рационализации одним
из   важнейших   участков   работы  по  ускорению  научно-технического
прогресса.  Существенным  образом  усилить   роль   рационализации   и
изобретательства   в   деле   повышения   эффективности  общественного
производства, коренным образом перестроить работу в этой области.
     16. Довести  до  сведения,  что  ЦК  КПСС  и Совет Министров СССР
постановлением от 17 июля 1987  г.  N  817  поручили  Государственному
комитету  СССР  по  науке  и  технике  принимать  активное  участие  в
разработке  и  осуществлении  Советами  Министров  союзных   республик
мероприятий  по  ускорению  научно-технического прогресса,  проведению
единой    научно-технической    политики,    концентрации     ресурсов
республиканских организаций на главных направлениях науки и техники.
                            *           *
                                  *
     Совет Министров РСФСР выражает уверенность в том,  что реализация
намеченных  мероприятий  будет  способствовать  перестройке  работы по
ускорению  научно-технического  прогресса,  позволит  добиться   новых
успехов в развитии народного хозяйства Российской федерации.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          В. ВОРОТНИКОВ
     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР          И. ЗАРУБИН








Информация по документу
Читайте также