Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 29.09.1987 № 387

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                     от 29 сентября 1987 г. N 387
                            г. М О С К В А

          О ПЕРЕСТРОЙКЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
            И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССНАБА РСФСР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
                            ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

     Центральный Комитет  КПСС  и Совет Министров СССР в постановлении
от 17 июля 1987  г.  N  818  "О  перестройке  материально-технического
обеспечения и    деятельности   Госснаба   СССР   в   новых   условиях
хозяйствования" отметили, что реализация решений ХХVII съезда партии и
июньского (1987  г.)  Пленума ЦК КПСС о радикальной реформе управления
экономикой требует   коренной   перестройки   материально-технического
обеспечения, которое   должно   стать  органической  частью  целостной
системы управления народным хозяйством и  обеспечивать  эффективное  и
устойчивое развитие всей экономики, каждого объединения и предприятия,
рациональное использование материальных ресурсов.
     Действующая система  снабжения  и  сбыта  не  отвечает  возросшим
требованиям развития народного хозяйства,  громоздка и  консервативна,
пришла в   противоречие   с   задачами   по   повышению  эффективности
производства.
     Планирование и   распределение  материальных  ресурсов  чрезмерно
централизованы, усложнены    и     не     обеспечивают     необходимой
сбалансированности производства   и   потребления.   В  этих  условиях
тормозится развитие    подлинно    хозрасчетных    отношений     между
изготовителями и  потребителями,  гибких  форм снабжения,  оперативное
решение вопросов материально-технического обеспечения.
     Не получили  широкого  применения прямые длительные хозяйственные
связи между   предприятиями,   они   устанавливаются   сверху,   часто
нарушаются и  во  многом  носят  формальный  характер.  Принижена роль
договоров в установлении и углублении  хозяйственных  связей.  Они  не
стали действенным   инструментом   формирования   планов,   исходя  из
конкретных заказов   потребителей,   обеспечения    сбалансированности
производства и потребления.
     Не получила     развития      такая      прогрессивная      форма
материально-технического обеспечения,    как   оптовая   торговля.   В
результате производство недостаточно сориентировано на  удовлетворение
конкретного спроса,    значительные   объемы   материальных   ресурсов
расходуются на выпуск продукции, не удовлетворяющей покупателей.
     Сложившаяся система  снабжения не нацелена на ресурсосбережение и
более полное  использование  вторичного   сырья.   Не   обеспечивается
эффективное управление материальными запасами, в которые предприятиями
необоснованно   отвлечено  из  хозяйственного   оборота   значительное
количество ресурсов. В то же время органы Госснаба СССР не располагают
достаточными материальными резервами для обеспечения стабильной работы
народного хозяйства.
     В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17  июля  1987
г. N 818 отмечается,  что Госснаб СССР не уделял необходимого внимания
совершенствованию хозяйственного механизма,  опирался  преимущественно
на административные   методы   управления,   недостаточно  использовал
хозрасчетные принципы    в     организации     своей     деятельности.
Территориальные органы   Госснаба   СССР   не   выступают  в  качестве
важнейшего звена  в  системе  обеспечения  потребителей  материальными
ресурсами. Они   слабо   защищают  интересы  потребителей  от  диктата
производителя. Действует     много     неэффективных     ведомственных
снабженческо-сбытовых контор   и   баз,   дублирующих  работу  органов
Госснаба СССР  и  отвлекающих   большое   количество   рабочей   силы.
Научно-исследовательские институты    Госснаба    СССР   не   проводят
необходимых разработок в области новейших форм и  методов  организации
материально-технического обеспечения  народного хозяйства,  работают с
низкой эффективностью.       Коренная       перестройка        системы
материально-технического обеспечения, решительное устранение имеющихся
недостатков, приведение  ее  в  соответствие  с  новыми   требованиями
являются необходимым    условием    повышения    действенности   всего
руководства народным хозяйством.
     Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17
июля 1987 г. N 818 Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
     1. Считать   важнейшей   народнохозяйственной   задачей  создание
эффективной и мобильной системы  материально-технического  обеспечения
для последовательной    реализации    курса    партии   на   ускорение
социально-экономического развития   страны,   при   этом   осуществить
решительный переход   в   течение   4-5   лет   от   централизованного
фондирования материальных  ресурсов  и  прикрепления  потребителей   к
поставщикам - к оптовой торговле средствами производства.  Установить,
что реализация   средств   производства,    имеющих    особо    важное
народнохозяйственное значение, осуществляется по лимитам.
     Радикально изменить     формы      и      методы      организации
материально-технического обеспечения,  создать условия для эффективной
деятельности предприятий  на  принципах   хозяйственного   расчета   и
самофинансирования и  привести  их в полное соответствие с положениями
Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
     Система снабжения  материальными  ресурсами  должна  обеспечивать
приоритет потребителя в хозяйственных  отношениях,  создавать  условия
для повышения     сбалансированности     материальных    ресурсов    и
воздействовать на производство и потребление с целью снижения затрат и
повышения потребительских свойств продукции.

        Основные принципы перестройки материально-технического
                             обеспечения

     2. Положить   в   основу   перестройки   материально-технического
обеспечения решительный   переход  от  централизованного  фондирования
материальных ресурсов и прикрепления  потребителей  к  поставщикам  на
оптовую торговлю   средствами   производства,  рациональное  сочетание
централизованных начал с широким развитием  демократических  принципов
организации материально-технического        обеспечения.       Усилить
заинтересованность и ответственность всех звеньев народного  хозяйства
за полное  и  своевременное  удовлетворение  потребности общественного
производства. Исходить из того,  что система  материально-технического
обеспечения включает в себя:
     оптовую торговлю средствами производства;
     централизованное распределение материальных ресурсов.
     Оптовая торговля  средствами  производства  как  перспективная  и
прогрессивная форма        материально-технического        обеспечения
осуществляется по заказам  потребителей  без  лимитов  и  фондов.  Она
наиболее полно   отвечает   деятельности   предприятий   на  принципах
хозяйственного расчета  и   самофинансирования   и   должна   всемерно
развиваться. Исходить   из  того,  что  переход  на  оптовую  торговлю
осуществляется поэтапно   и   она   должна   стать   основной   формой
материально-технического обеспечения     предприятий,    содействовать
взаимовыгодному сотрудничеству трудовых коллективов,  усилению  прямых
связей между  изготовителями и потребителями и лучшему насыщению рынка
продукцией производственно-технического назначения.
     В централизованном   порядке  распределяется  продукция,  имеющая
первостепенное значение   для   формирования   темпов   и    пропорций
общественного производства,  решения ключевых задач развития экономики
и роста  народного  благосостояния.   Распределение   этой   продукции
производится по лимитам (фондам). Отказаться от чрезмерной детализации
сверху номенклатуры     продукции,     поставляемой     в      порядке
централизованного распределения.   Предоставить  предприятиям  большую
самостоятельность в   конкретизации   ассортимента,    потребительских
свойств и  сроков  поставки продукции на договорных началах, а также в
выборе поставщиков.
     Исходить из того, что по мере развития и углубления новых методов
хозяйствования сфера   централизованно   распределяемых   материальных
ресурсов должна сокращаться.
     Материально-техническое обеспечение  предприятий   осуществляется
ими по  прямым  связям  самостоятельно  по  продукции,  реализуемой по
прямым безлимитным заказам,  а также по централизованно распределяемой
продукции.
     Эффективное функционирование   системы   материально-технического
обеспечения в новых условиях хозяйствования, рациональное сочетание ее
форм требуют тесного  взаимодействия  и  координации  работы  плановых
органов, органов Госснаба РСФСР, министерств и ведомств РСФСР, Советов
Министров автономных  республик,   крайисполкомов   и   облисполкомов,
Московского и Ленинградского горисполкомов. На этой основе должна быть
повышена сбалансированность        планов        производства        и
материально-технического обеспечения,    достигнуто    устойчивое    и
бесперебойное снабжение предприятий,  экономия ресурсов  и  сокращение
производственных запасов в народном хозяйстве.
     3. Довести до сведения,  что  постановлением  ЦК  КПСС  и  Совета
Министров СССР  от  17  июля  1987  г.  N 818 предусмотрено обеспечить
органическую связь различных форм организации материально-технического
снабжения. При этом исходить из того, что:
     номенклатура важнейших       видов       продукции,       имеющей
народнохозяйственное значение, определяется Госпланом СССР и доводится
в форме государственных заказов;
     номенклатура изделий,  конкретизирующая  состав  государственного
заказа, определяется    в    хозяйственных    договорах    заключаемых
предприятиями-изготовителями с   предприятиями-потребителями   или   с
органами материально-технического обеспечения;
     продукция, производимая  предприятиями  самостоятельно  по прямым
связям с  потребителями,  реализуется  на  условиях,   предусмотренных
договорами между ними.
     4. Установить,  что в условиях  нового  хозяйственного  механизма
существенно повышается  роль  и ответственность министерств и ведомств
РСФСР, Советов  Министров  автономных  республик,   крайисполкомов   и
облисполкомов, Московского  и  Ленинградского горисполкомов,  Госснаба
РСФСР и  его  органов  на  местах  за   обеспечение   производственной
программы предприятий    ресурсами   и   удовлетворение   потребностей
народного хозяйства.  В связи  с  этим  Госснаб  РСФСР  и  его  органы
совместно с   министерствами   и   ведомствами,   Советами   Министров
автономных республик,   крайисполкомами   и   облисполкомами   обязаны
обеспечить:
     глубокое изучение  и   выявление   потребности   в   материальных
ресурсах, необходимых  для  производства  продукции,  и прежде всего в
соответствии с государственными заказами;
     размещение на   предприятиях   в   соответствии   с   выявленными
потребностями заказов на изготовление этой продукции;
     повышение обоснованности    разработки    планов    распределения
продукции;
     налаживание долговременных устойчивых и эффективных хозяйственных
связей между потребителями и производителями продукции,  а также между
предприятиями и органами материально-технического обеспечения.
     Предприятия в соответствии со своей  специализацией  и  профилем,
стоимостью всей  продукции,  предусмотренной  расчетно  как основы для
заключения договоров,  обязаны  обеспечивать  производство  продукции,
необходимой для выполнения государственных заказов и для реализации ее
путем оптовой  торговли,  включая  также  продукцию  по  номенклатуре,
планируемой самостоятельно   в   соответствии   с   прямыми   заказами
потребителей.
     5. Считать  необходимым перестроить порядок снабжения предприятий
материальными ресурсами  и  привести  его  в  соответствие  с   новыми
условиями хозяйствования.
     Для обеспечения производства продукции,  работ и оказания  услуг,
предусмотренных в планах предприятий,  министерства и ведомства РСФСР,
Советы Министров автономных  республик,  крайисполкомы,  облисполкомы,
Московский и  Ленинградский  горисполкомы  и  органы Госснаба РСФСР на
местах доводят  до  них  лимиты  (фонды),  на  те  виды   материальных
ресурсов, которые распределяются в централизованном порядке. Указанные
лимиты (фонды) до министерств  и  ведомств  РСФСР,  Советов  Министров
автономных республик,   крайисполкомов   и   облисполкомов   доводятся
Госпланом РСФСР и Госснабом РСФСР.
     Материальные ресурсы для оптовой торговли определяются по заказам
предприятий (объединений) и организаций  органами  Госснаба  РСФСР.  С
этой целью  органы  Госснаба  РСФСР  на местах формируют потребности в
соответствующих ресурсах,     которые     обеспечиваются     органами,
разрабатывающими балансы  материальных  ресурсов,  и  выделяются через
Госснаб РСФСР.

            Повышение роли балансовой работы в организации
                 материально-технического обеспечения

     6. Превратить   материальные   балансы   и   планы  распределения
продукции в главный  инструмент  организации  материально-технического
обеспечения в  новых  условиях  хозяйствования,  качественно  повысить
уровень всей балансовой работы в народном хозяйстве РСФСР.
     Госплану РСФСР совместно с Госснабом РСФСР:
     в соответствии с народнохозяйственной значимостью отдельных видов
продукции устанавливать   перечни   материальных   балансов  и  планов
распределения продукции, разрабатываемых ими, а также министерствами и
ведомствами РСФСР,    Советами    Министров    автономных   республик,
крайисполкомами, облисполкомами,    Московским     и     Ленинградским
горисполкомами, и   обеспечивать   тесное  взаимодействие  в  процессе
подготовки этих балансов и планов;
     осуществлять при  их  разработке  глубокое  изучение потребностей
народного хозяйства в целом,  его отдельных  отраслей  и  производств.
Предусматривать в   материальных   балансах   и  планах  распределения
использование прогрессивных материалов, машин, оборудования и изделий,
отвечающих мировому   уровню,  результатов  внедрения  в  производство
ресурсосберегающих технологий,  масштабное вовлечение в  хозяйственный
оборот вторичного   сырья   и   энергоресурсов,   а   также   снижение
производственных запасов  за  счет   ускорения   их   оборачиваемости.
Предусматривать в  балансах резервы, необходимые для устойчивой работы
отраслей народного хозяйства;
     совместно с  заинтересованными министерствами и ведомствами РСФСР
подготовить и в 2-месячный срок внести в Совет Министров РСФСР  проект
постановления о   порядке  планирования,  распределения  и  реализации
материальных ресурсов,  выделяемых Совету  Министров  РСФСР,  а  также
комплектования оборудованием строящихся и реконструируемых объектов.
     7. Важнейшие народнохозяйственные материальные  балансы  и  планы
распределения продукции  разрабатываются  Госпланом  РСФСР и Госснабом
РСФСР на базе государственных заказов.
     При подготовке   материальных  балансов  и  планов  распределения
Госплан РСФСР,  Госснаб РСФСР,  министерства и ведомства РСФСР, Советы
Министров автономных     республик,    крайисполкомы,    облисполкомы,
Московский и Ленинградский горисполкомы должны исходить из  всемерного
развития оптовой  торговли  и  предусматривать необходимые ресурсы для
этой цели.
     8. В  целях  усиления  роли  потребителей  в формировании планов,
широкого развития  прямых  хозяйственных  связей  между  предприятиями
кардинально изменить систему разработки материальных балансов и планов
распределения.
     Перейти к    составлению    материальных    балансов   и   планов
распределения в  Госплане  РСФСР,  Госснабе  РСФСР,  министерствах   и
ведомствах РСФСР  по  укрупненной номенклатуре,  имея в виду,  что эти
балансы и  планы  должны  служить  основой   для   обеспечения   общей
сбалансированности потребностей  народного  хозяйства  и его важнейших
комплексов и отраслей с имеющимися ресурсами.
     Детализация укрупненной номенклатуры продукции, предусмотренной в
материальных балансах   и   планах    распределения,    осуществляется
предприятиями самостоятельно. На этой основе предприятия разворачивают
работу с поставщиками продукции,  взаимно  согласовывают  ассортимент,
технические и  потребительские свойства продукции и заключают договоры
на ее поставку.
     Министерства и   ведомства  РСФСР,  Советы  Министров  автономных
республик, крайисполкомы,  облисполкомы,  Московский  и  Ленинградский
горисполкомы активно   участвуют  в  этой  работе,  рассматривают  все
возникающие вопросы,  принимают  меры  к  предупреждению  диспропорций
между производством  и  потреблением,  несут полную ответственность за
безусловное удовлетворение   требований   потребителя   по    поставке
необходимой для него продукции.
     9. Министерства и ведомства РСФСР,  Советы  Министров  автономных
республик, крайисполкомы,  облисполкомы,  Московский  и  Ленинградский
горисполкомы для  обеспечения  подведомственных  предприятий   сырьем,
материалами, полуфабрикатами  и комплектующими изделиями разрабатывают
балансы в отраслевом и  территориальном  разрезе,  а  также  принимают
участие в  формировании  Госпланом РСФСР и Госснабом РСФСР балансов по
кооперированным поставкам продукции.
     В условиях повышения роли предприятий в планировании производства
и развитии поставок по прямым связям с потребителями  Госснабу  РСФСР,
министерствам и   ведомствам   РСФСР,   Советам  Министров  автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам передавать  разработку  балансов  и планов распределения
продукции предприятиям, которые являются основными ее изготовителями.
     10. Усилить  взаимодействие  Госснаба  РСФСР  с  Госпланом РСФСР,
министерствами и  ведомствами  РСФСР,  Советами  Министров  автономных
республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским
горисполкомами в  процессе  разработки   планов   развития   народного
хозяйства РСФСР   как   важнейшее   условие   эффективной  организации
материально-технического обеспечения.
     В этих целях установить, что:
     Госснаб РСФСР принимает активное  участие  в  работе,  проводимой
Госпланом РСФСР,   по  подготовке  контрольных  цифр,  государственных
заказов и  лимитов,  формированию  обобщающих   показателей   экономии
важнейших материальных     ресурсов    и    номенклатурного    состава
государственных заказов;
     Госплан РСФСР  и Госснаб РСФСР при подготовке проекта пятилетнего
плана разрабатывают расчетные балансы материальных  ресурсов  на  базе
контрольных цифр и государственных заказов для обеспечения потребности
производства и капитального строительства;
     предприятия (объединения), организации в процессе самостоятельной
разработки пятилетних  планов  взаимодействуют   с   потребителями   и
изготовителями  продукции,   а  также  с  территориальными  и  другими
органами снабжения  для  определения   и   обеспечения   перспективной
потребности;
     Госснаб РСФСР в процессе формирования проектов пятилетних  планов
по соответствующим   отраслям   и   территориям   участвует  в  работе
министерств и ведомств РСФСР,  Советов Министров автономных республик,
крайисполкомов и     облисполкомов     по     планированию    развития
производственных мощностей для удовлетворения  потребностей  народного
хозяйства;
     при подготовке  планов  материально-технического  обеспечения  на
основе государственных   заказов,   заданий   пятилетнего   плана   на
соответствующий год и расчетных балансов  Госснаб  РСФСР  совместно  с
министерствами и  ведомствами  РСФСР,  Советами  Министров  автономных
республик, крайисполкомами и облисполкомами рассматривает  предложения
предприятий (объединений)   и  организаций  по  выпуску  продукции  на
предстоящий год и принимает  необходимые  меры  по  удовлетворению  их
потребностей в   ресурсах,   а   также   разрабатывает   и  утверждает
соответствующие балансы и планы распределения продукции.

        Развитие оптовой торговли и других прогрессивных форм
                материально - технического обеспечения

     11. В   целях   повышения  эффективности  работы  предприятий  на
принципах полного   хозяйственного   расчета   и   самофинансирования,
усиления их   заинтересованности   и   ответственности   за  экономное
использование ресурсов Госснабу  РСФСР,  Госплану  РСФСР  совместно  с
министерствами и  ведомствами  РСФСР,  Советами  Министров  автономных
республик, крайисполкомами, облисполкомами в течение 4 - 5 лет перейти
на оптовую  торговлю  как на основную форму материально - технического
обеспечения.
     12. Исходить  из того,  что организация оптовой торговли является
важным рычагом  сокращения  излишних  запасов  и  устранения  дефицита
материальных ресурсов  в  народном хозяйстве,  средством,  позволяющим
усилить воздействие    потребителя    на    производителя,    добиться
соответствия между   спросом   и  предложением,   обеспечить   каждому
предприятию реальную   возможность   в   пределах   своих   финансовых
средств приобретать материально-технические  ресурсы,  соответствующие
его потребностям и планам развития.
     Оптовая торговля    представляет    собой    форму    обеспечения
потребителей  материальными   ресурсами   без   лимитов   (фондов)   и
осуществляется  непосредственно  предприятиями  -  изготовителями  или
органами материально-технического снабжения на основе прямых  заказов,
представляемых   предприятиями-потребителями   в  эти  органы.  Органы
Госснаба РСФСР на  местах  и  другие  органы,  осуществляющие  оптовую
торговлю   средствами   производства  в  соответствии  с  заключенными
договорами,  несут полную хозрасчетную ответственность  за  соблюдение
условий договора,  и прежде всего по объему,  ассортименту, качеству и
срокам  получения  продукции.  Потребители  в   свою   очередь   несут
хозрасчетную ответственность за необоснованное завышение потребности в
ресурсах и неэкономное их использование.
     Организация оптовой  торговли  должна  обеспечить  тесную  увязку
потребностей   предприятий   с   планами   производства,    расширение
возможности выбора конкретных видов ресурсов,  повышение мобильности в
их  использования   при   общем   сокращении   запасов   и   ускорении
оборачиваемости.
     13. В   целях   расширения    оптовой    торговли,    определения
последовательности     перехода     на     эту    форму    организации
материально-технического обеспечения Госснабу  РСФСР,  Госплану  РСФСР
совместно  с  министерствами  и ведомствами РСФСР,  Советами Министров
автономных республик,  крайисполкомами и  облисполкомами  в  ближайшие
годы   осуществить  переход  к  торговле  средствами  производства  по
отдельным товарным  группам,  прежде  всего  необходимым  для  выпуска
предметов     потребления,     обеспечения     сельского    хозяйства,
строительства и машиностроения, а также   для   развития   кооперации,
индивидуальной трудовой деятельности.
     Организацию всей  работы  по  развитию   оптовой   торговли   для
предприятий  и  организаций,  подведомственных Совету Министров РСФСР,
возложить  на  Госснаб  РСФСР  и  его  органы,  которые  должны  тесно
взаимодействовать  в этой работе с министерствами и ведомствами РСФСР,
Советами   Министров   автономных   республик,    крайисполкомами    и
облисполкомами.
     14. Довести до сведения,  что постановлением  ЦК  КПСС  и  Совета
Министров   СССР  от  17  июля  1987  г.  N  818  предоставлено  право
Госагропрому  СССР   в   пределах   централизованно   выделяемых   ему
материальных    ресурсов    организовать    оптовую    торговлю    для
подведомственных предприятий в целях более эффективного  использования
этих   ресурсов  в  условиях  деятельности  предприятий  на  принципах
хозяйственного расчета и самофинансирования.
     Считать целесообразным    широкое    применение    такой    формы
материально-технического  обеспечения  и  в  других  министерствах   и
ведомствах РСФСР.
     15. В условиях расширяющейся демократизации хозяйственных связей,
развития   специализации   и   кооперирования   производства   считать
необходимым всемерно укреплять прямые длительные  хозяйственные  связи
между    предприятиями-изготовителями    и    потребителями.    Прямые
хозяйственные связи формируются предприятиями самостоятельно,  а также
с   участием  органов  снабжения  -  по  продукции,  распределяемой  в
централизованном  порядке.  Обеспечить   на   основе   усиления   роли
хозяйственных    договоров    повышение    требований    к   улучшению
потребительских свойств и качества продукции, ритмичности ее поставок,
формированию планов предприятий.
     Предприятие-потребитель имеет    преимущественное    право     на
сохранение  сложившихся  и  расширение прямых длительных хозяйственных
связей с изготовителями и  выбирает  форму  доставки:  непосредственно
изготовителем или через снабженческо-сбытовое предприятие.
     16. Довести до сведения,  что постановлением  ЦК  КПСС  и  Совета
Министров  СССР от 17 июля 1987 г.  N 818 в целях создания условий для
взаимовыгодного сотрудничества  трудовых  коллективов,  более  полного
учета специфических требований потребителей при изготовлении продукции
и быстрейшего освоения новых прогрессивных видов изделий предприятиям,
состоящим  в  прямых  длительных  хозяйственных связях,  предоставлено
право  на  взаимную   передачу   на   основе   заключенных   договоров
материальных и финансовых ресурсов,  на установление доплат (скидок) к
централизованно   установленным   оптовым    ценам    за    выполнение
дополнительных   требований  заказчика  по  изменению  потребительских
свойств и комплектации продукции.
     17. Для    повышения    устойчивости    обеспечения   предприятий
материальными   ресурсами   Госснабу   РСФСР    обеспечить    развитие
комплексного   снабжения,   осуществляемого   по   договорам.   Органы
материально-технического обеспечения  при  этом  несут   экономическую
ответственность  за  бесперебойное обеспечение потребителей продукцией
независимо от форм ее поставки.
     18. Развитие   оптовой   торговли  и  других  прогрессивных  форм
материально-технического обеспечения в условиях экономических  методов
управления  и  широкого использования принципов полного хозяйственного
расчета и  самофинансирования  должно  быть  направлено  на  повышение
взаимной  ответственности  и  заинтересованности предприятий и органов
материально-технического обеспечения в результатах их деятельности.  В
этих  условиях  хозяйствования  существенно повысить роль договора как
основного инструмента организации взаимодействия между производством и
системой материально-технического обеспечения.
     Довести до  сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет   Министров   СССР
постановлением от 17 июля 1987 г.N 818 установили, что:
     органы материально-технического обеспечения и  предприятия  несут
имущественную   ответственность   за   несоблюдение  своих  договорных
обязательств и возмещают в установленном порядке нанесенный ущерб;
     в тех  случаях,  когда  предприятие-изготовитель  отказывается от
заключения договоров на поставку продукции,  вопрос об  удовлетворении
требований   потребителя   решается   министерством-изготовителем  или
органами Госснаба СССР.

       Повышение роли и ответственности  органов Госснаба РСФСР
          за обеспечение предприятий материальными ресурсами

     19. В  новых  условиях хозяйствования существенно повысить роль и
ответственность  органов  Госснаба  РСФСР  на  местах  за  надежное  и
качественное   снабжение   потребителей   материальными   ресурсами  и
обеспечение действенного контроля за поставками продукции.  Превратить
на  деле  органы  Госснаба  РСФСР  на  местах в основное звено системы
Госснаба РСФСР,  коренным образом изменить формы и методы их работы  в
соответствии  с требованиями Закона СССР о государственном предприятии
(объединении),  Снабженческо-сбытовые   организации   призваны   стать
самостоятельными    хозрасчетными    предприятиями   по   обслуживанию
производителей  и  потребителей,  хранению  и  подработке   продукции,
использованию вторичных ресурсов,  оказанию платных услуг,  реализации
продукции на комиссионных началах, по определению возможных источников
снабжения и выполнению других посреднических функций.
     20. Считать главной задачей органов  Госснаба  РСФСР  организацию
совместно    с    предприятиями   надежной   и   эффективной   системы
материально-технического   обеспечения   в    регионе,    установление
стабильных,  рациональных  хозяйственных  связей  между поставщиками и
потребителями,  осуществление   контроля   за   выполнением   поставок
продукции  и оказание действенной помощи предприятиям в обеспечении их
материальными ресурсами.
     Эти органы   должны  активно  воздействовать  на  производство  и
потребление  с  целью   снижения   материальных   затрат   и   запасов
материальных ценностей. Они должны в максимальной степени превратиться
в равноправных  партнеров  предприятий  (объединений)  по  обеспечению
потребителей   необходимыми   материально-техническими   ресурсами  по
заключенным договорам и взятым на себя обязательствам.
     Сосредоточить деятельность  органов  Госснаба  РСФСР  на развитии
прогрессивных форм снабжения и обслуживания предприятий и прежде всего
таких, как:
     оптовая торговля     продукцией      производственно-технического
назначения;
     комплексное обеспечение  потребителей  продукцией  независимо  от
форм ее поставки;
     складское снабжение потребителей, получающих материальные ресурсы
в количестве ниже вагонных и контейнерных норм;
     оказание услуг производственного,  коммерческого, информационного
характера по заказам потребителей.
     Для обеспечения поставок продукции,  снабжение которой  принимают
на себя органы Госснаба РСФСР на местах, они заключают с потребителями
и   изготовителями   договоры,   в   которых   определяется   взаимная
ответственность   за   выполнение   обязательств   в   соответствии  с
законодательством.
     21. Госснабу  РСФСР  совместно  с  министерствами  и  ведомствами
РСФСР,  Советами Министров  автономных  республик,  крайисполкомами  и
облисполкомами  обеспечить  ускоренное развитие и создание современной
материально-технической  базы  его  органов  на   местах   с   широким
использованием     прогрессивных     технологических    процессов    и
автоматизированных систем управления.
     В этих целях Госснабу РСФСР:
     создавать на  подведомственных  предприятиях  комплектные  запасы
материальных  ресурсов  в  количестве  и ассортименте,  обеспечивающих
надежное и ритмичное снабжение потребителей;
     расширить сеть  подсортировочных  участков с концентрацией на них
всего необходимого ассортимента материалов и изделий;
     развивать на подведомственных предприятиях мощности по подготовке
к  производственному  потреблению  металла,  химической,  лесобумажной
продукции,  кабельных  изделий  и строительных материалов,  обеспечить
увеличение объема этих услуг;
     организовать информационное     обслуживание    предприятий    по
применению новых материалов и  изделий,  условиям  их  приобретения  и
направлениям рационального использования;
     развернуть сеть  комиссионных   магазинов   по   оказанию   услуг
потребителям в реализации неиспользуемой продукции;
     значительно увеличить прокат приборов,  аппаратуры, оборудования,
механизмов,  в  том  числе строительно-дорожных машин и другой техники
для выполнения строительных работ,  и в первую очередь  осуществляемых
хозяйственным способом.
     22. В целях перехода  органов  Госснаба  РСФСР  на  экономические
методы  управления,  повышения  заинтересованности  и  ответственности
трудовых коллективов за надежное и устойчивое  снабжение  перевести  в
1988   году   указанные   органы  на  полный  хозяйственный  расчет  и
самофинансирование.  При перестройке работы органов Госснаба РСФСР  на
местах исходить из следующего:
     исключить из практики планирования показатели, ориентированные на
"валовой" подход к организации работы указанных органов,  оценивать их
деятельность прежде всего исходя из выполнения договорных обязательств
по поставкам продукции;
     положить в  основу  их  хозяйственной  деятельности  хозрасчетный
доход как важнейший обобщающий показатель работы этих органов, главный
источник производственного и социального развития;
     предоставить указанным   органам   снабжения   широкие   права  в
использовании хозрасчетного дохода, и в первую очередь, для расширения
объемов   работ   и   услуг  по  снабжению  предприятий  материальными
ресурсами;
     создать необходимые  условия для ускорения развития прогрессивных
форм снабжения, и прежде всего оптовой торговли.
     23. Довести  до  сведения,  что  постановлением  ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 17 июля 1987 г.  N 818  для  усиления  экономической
заинтересованности  органов  Госснаба  СССР  в повышении эффективности
обслуживания  потребителей,  более  полного  использования   принципов
хозрасчета   и  самофинансирования  Госснабу  СССР  и  Госкомцен  СССР
поручено    пересмотреть    порядок    установления    и    применения
снабженческо-сбытовых  наценок  и  скидок,  а также тарифов на услуги,
предоставляемые этими органами снабжения.

                 Усиление работы по ресурсосбережению

     24. Совет  Министров  РСФСР  считает,  что  перестройка   системы
материально-технического обеспечения должна быть нацелена на всемерную
экономию материальных ресурсов и сокращение производственных  запасов,
максимальное  вовлечение  в  хозяйственный  оборот  вторичного  сырья,
опережающее развитие  производства  экономичных  и  ресурсосберегающих
видов продукции.
     Министерствам и ведомствам РСФСР,  Советам  Министров  автономных
республик,   исполкомам   Советов   народных  депутатов,  предприятиям
добиваться  всемерной  экономии  материальных   ресурсов   на   основе
разработки  и  организации  производства современных высокоэффективных
машин,  оборудования,  конструкций и материалов, создания мощностей по
переработке  отходов  комплексной переработки сырья,  а также широкого
внедрения безотходных технологий.
     Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР,
Советам   Министров    автономных    республик,    крайисполкомам    и
облисполкомам,     Московскому    и    Ленинградскому    горисполкомам
разрабатывать материальные балансы и  планы  распределения  продукции,
исходя   из   необходимости   обеспечения   наиболее  полной  экономии
материальных ресурсов в народном хозяйстве.
     Министерствам и  ведомствам РСФСР,  предприятиям обеспечивать при
разработке планов производства  применение  научно  обоснованных  норм
расхода  материальных  ресурсов,  а также использование всех элементов
нового   хозяйственного   механизма   для    повышения    материальной
заинтересованности   трудовых   коллективов   в  бережном  и  наиболее
рациональном расходовании ресурсов,  снижении потерь их при хранении и
транспортировке.
     Предприятиям при заключении хозяйственных договоров  выполнять  в
первоочередном  порядке  требования  потребителей  по  изготовлению  и
поставке  продукции,  обеспечивающей  ресурсосбережение   и   снижение
отходов.
     25. В целях  улучшения  координации  деятельности  министерств  и
ведомств    РСФСР,    Советов    Министров    автономных    республик,
крайисполкомов,   облисполкомов,    Московского    и    Ленинградского
горисполкомов    при   разработке   и   реализации   единой   политики
ресурсосбережения Госснабу РСФСР:
     усилить экономическую  направленность  деятельности  комиссий  по
экономии и рациональному использованию материальных ресурсов;
     глубоко анализировать воздействие нового хозяйственного механизма
на ресурсосбережение и разрабатывать предложения  по  его  дальнейшему
совершенствованию;
     совместно с  Госпланом   РСФСР   обеспечить   общее   руководство
разработкой  и  организацией  отраслевых  и  региональных  программ по
экономии материальных ресурсов.
     Довести до   сведения,   что  ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением от 17  июля  1987  г.  N  818  поручили  Госснабу  СССР
образовать   при Межведомственной комиссии по экономии и рациональному
использованию  материальных  ресурсов  научный  совет   по   проблемам
ресурсосбережения   и  включать  в  состав  совета  крупных  ученых  и
специалистов отраслей народного хозяйства.
     26. ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987
г.  N 818 установили,  что Госснаб СССР является центральным  органом,
осуществляющим  организацию  всей  работы  по  использованию вторичных
ресурсов в народном хозяйстве,  планирование и  координацию  указанной
деятельности.  Госснаб  СССР  в  целях  активного вовлечения вторичных
ресурсов в хозяйственный оборот наряду с созданием  специализированных
мощностей   организует   и   развивает   кооперативы  по  заготовке  и
переработке вторичного сырья во  всех  союзных  республиках,  а  также
способствует  широкому применению индивидуальной трудовой деятельности
в этом деле.
     Советам Министров   автономных   республик,   исполкомам  Советов
народных  депутатов,  органам  Госснаба  РСФСР   на   местах   усилить
разъяснительную работу среди населения, оказывать всемерное содействие
организации указанных кооперативов и созданию необходимых условий  для
успешной их работы.
     В целях улучшения использования вторичных ресурсов на  территории
республики  Госснабу  РСФСР внести в Совет Министров РСФСР предложение
об организации работы по использованию вторичных ресурсов  в  народном
хозяйстве РСФСР.
     27. Госплану РСФСР,  Госснабу РСФСР, Министерству финансов РСФСР,
министерствам   и   ведомствам  РСФСР,  Советам  Министров  автономных
республик,   крайисполкомам    и    облисполкомам,    Московскому    и
Ленинградскому    горисполкомам    проводить   работу   по   ускорению
оборачиваемости    оборотных    средств    и    сокращению     запасов
товарно-материальных  ценностей,   добиваться   при  этом  устойчивого
опережения роста производства по сравнению с увеличением  материальных
запасов.  Осуществлять  рациональное  размещение запасов,  имея в виду
обеспечить  большую  их  концентрацию  в  общегосударственной  системе
материально-технического   снабжения   и   повышения  на  этой  основе
мобильности ресурсов.

           Повышение роли и ответственности Госснаба РСФСР

     28. Установить,   что   Госснаб   РСФСР   несет    всю    полноту
ответственности  за  организацию  материально-технического обеспечения
хозяйства,  подведомственного Совету  Министров  РСФСР,  регулирование
оптовой  торговли  и контроль за ней в соответствии с новыми условиями
хозяйствования,  расширением  демократических  основ  в  управлении  и
повышением самостоятельности и ответственности предприятий.
     29. Госснаб РСФСР обязан:
     улучшить материально-техническое    обеспечение   предприятий   и
организаций, подведомственных Совету Министров РСФСР;
     всемерно развивать   экономические   методы  управления,  оптовую
торговлю,  прямые хозяйственные связи  между  предприятиями  и  другие
прогрессивные формы снабжения, организовать деятельность своих органов
на принципах хозрасчета и самофинансирования;
     кардинально улучшить   работу  с  министерствами,  ведомствами  и
предприятиями по удовлетворению  потребностей  народного  хозяйства  в
материальных ресурсах, защищать интересы потребителей продукции;
     неуклонно проводить в своей практической  деятельности  линию  на
всемерную  экономию материальных ресурсов,  более полное использование
вторичного сырья,  ускорение оборачиваемости ресурсов и координировать
эту работу в народном хозяйстве РСФСР;
     осуществлять действенные меры по укреплению  дисциплины  поставок
продукции, строгому соблюдению договорных обязательств предприятиями и
снабженческо-сбытовыми организациями;
     проводить единую  научно-техническую и инвестиционную политику по
развитию складского хозяйства,  обращая особое внимание на  устранение
нерациональных  перевозок  продукции,  внедрение  прогрессивных  видов
тары,  пакетно-контейнерных перевозок,  имея в виду обеспечить  резкое
сокращение потерь продукции при транспортировке и хранении;
     усилить методическое  руководство  органами  снабжения  и   сбыта
продукции   в   отраслях   народного   хозяйства   РСФСР,   автономных
республиках, краях и областях;
     привести все       нормативные      документы      в      области
материально-технического обеспечения в соответствие с новыми условиями
хозяйствования   и   требованиями   Закона   СССР   о  государственном
предприятии (объединении),  имея в виду,  что постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г.  N 818 такое поручение дано и
Госснабу СССР;
     совместно с  Госснабом  СССР  уточнить  профиль  и  специализацию
предприятий      и      организаций      территориальных       органов
материально-технического снабжения в РСФСР;
     в месячный срок  после  утверждения  положения  о  Госснабе  СССР
разработать  и  представить  в  Совет  Министров  РСФСР на утверждение
проект положения о Госснабе РСФСР.
     30. В  соответствии  с  новыми  задачами и функциями пересмотреть
организационную  структуру  Госснаба  РСФСР.  При  этом  исходить   из
необходимости существенного упрощения структуры и сокращения звенности
управления, ликвидации дублирующих организаций, повышения роли сводных
и  функциональных  экономических подразделений как в центре,  так и на
местах,  расширения прав  и  повышения  ответственности  всех  органов
Госснаба РСФСР в решении вопросов планирования и организации снабжения
народного хозяйства,  имея в виду, что постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 818 в целях усиления межотраслевой
и функциональной  направленности  в  деятельности  общегосударственной
системы  материально-технического  обеспечения  и создания условий для
наиболее эффективного взаимодействия ее с Госпланом СССР,  постоянными
органами    Совета   Министров   СССР,   центральными   экономическими
ведомствами,  отраслевыми и  территориальными  органами  управления  в
основу   организационной  структуры  Госснаба  СССР  положены  крупные
межотраслевые комплексы.
     31. Коллегии   Госснаба  РСФСР,  руководствуясь  решениями  ХХVII
съезда КПСС и январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС,  коренным  образом
улучшить   работу   по   подбору,  расстановке  и  воспитанию  кадров,
рассматривая ее как решающее средство эффективной деятельности системы
Госснаба РСФСР. Принять действенные меры к повышению профессионального
уровня работников, особенно в области экономики, с учетом новых задач,
поставленных перед Госснабом РСФСР.
     Особое внимание  обратить  на  улучшение  работы  по   подготовке
резерва  кадров  для  выдвижения,  имея  в  виду комплектовать аппарат
Госснаба РСФСР,  его центральные и местные органы политически зрелыми,
высококвалифицированными     специалистами,     способными     глубоко
анализировать,  критически  и  ответственно  оценивать   положение   с
материально-техническим   обеспечением   народного  хозяйства,  видеть
перспективы  и  эффективные  пути   решения   выявленных   проблем   в
общегосударственных интересах,  последовательно и настойчиво проводить
в жизнь решения Партии и Правительства.
     Своевременно обновлять   руководящие  кадры,  имея  в  виду,  что
критериями оценки  кадров  являются  их  отношение  к  перестройке,  к
задачам  ускорения социально-экономического развития страны и реальные
дела по их осуществлению.
     Повысить действенность  аттестации  специалистов Госснаба РСФСР в
развитии инициативы и активности работников, усилении требовательности
и  ответственности  за  добросовестное  выполнение  возложенных на них
обязанностей.
     Постоянно совершенствовать  систему  переподготовки  и  повышения
квалификации   руководящих   работников   и    специалистов    системы
материально-технического   обеспечения,  обращая  особое  внимание  на
изучение ими новейших достижений науки и техники,  эффективных методов
планирования   и  хозяйствования,  овладение  экономическими  методами
управления.
     32.  Довести  до  сведения, что  ЦК КПСС  и Совет  Министров СССР
 постановлением от 17 июля 1987 г. N  818:
     а) поручили:
     в целях повышения эффективности системы  материально-технического
обеспечения   народного   хозяйства,  четкой  организации  ее  работы,
упрощения структуры и приведения в соответствие с проводимой в  стране
перестройкой   хозяйственного   механизма  Госснабу  СССР  с  участием
министерств,  ведомств СССР  и  Советов  Министров  союзных  республик
разработать   и  представить  в  1989  году  в  Совет  Министров  СССР
генеральную  схему  управления  материально-техническим   обеспечением
народного  хозяйства,  исходя  при  этом  из  необходимости сокращения
звенности   в   управлении,   повышения   роли    и    ответственности
территориальных    органов   Госснаба   СССР   как   основного   звена
материально-технического обеспечения;
     для повышения   качества  и  оперативности  руководства  системой
материально-технического     обеспечения,     улучшения     управления
материальными  ресурсами  и  контроля за поставками продукции Госснабу
СССР с участием министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных
республик   создать  информационно-вычислительную  систему  с  широким
использованием вычислительной техники для автоматизированной  передачи
данных и их обработки,  обеспечив в этих целях дальнейшее развитие АСУ
Госснаба  СССР,  ее  взаимодействие  с  автоматизированными  системами
Госплана СССР,  министерств,  ведомств СССР, Советов Министров союзных
республик и предприятий.
     Госснабу РСФСР принять участие в этой работе;
     б) установили,  что Госснаб СССР  как  центральный  экономический
орган    несет    всю    полноту    ответственности   за   организацию
материально-технического обеспечения в стране,  регулирование  оптовой
торговли   и  контроль  за  ней  в  соответствии  с  новыми  условиями
хозяйствования,  расширением  демократических  основ  в  управлении  и
повышением самостоятельности и ответственности предприятий;
     в) признали необходимым:
     улучшить материально-техническое    обеспечение   предприятий   и
организаций, подведомственных Совету Министров РСФСР;
     осуществлять оптимальное  сочетание  общегосударственной  системы
материально-технического   обеспечения   с   отраслевыми    системами;
упразднить   ведомственные   снабженческо-сбытовые   конторы  и  базы,
реализующие  продукцию   межотраслевого   применения   и   дублирующие
деятельность органов Госснаба СССР;  рационально размещать предприятия
и организации по регионам страны и оптимизировать транспортные  связи;
добиться на этой основе снижения издержек обращения;
     повысить уровень и эффективность научных исследований  в  области
материально-технического     обеспечения. Сосредоточить   деятельность
научных организаций  системы  Госснаба  СССР  на  развитии  актуальных
научных      исследований      по      проблемам     совершенствования
материально-технического     обеспечения     народного      хозяйства,
опытно-конструкторских  разработок  по  созданию  передовой технологии
складских  работ  и  способов   пакетно-контейнерной   транспортировки
продукции;
     создать при  Председателе  Госснаба  СССР  группу   экономических
советников из числа крупных ученых и специалистов;
     повысить эффективность внешнеэкономической деятельности  Госснаба
СССР, исходя при этом из того, что Госснаб СССР и его органы обязаны:
     обеспечивать приоритетное развитие прямых связей с  предприятиями
и организациями материально-технического снабжения стран - членов СЭВ,
а также создавать совместные  предприятия  по  переработке  вторичного
сырья,  изготовлению  и  ремонту тары,  производству средств складской
механизации;
     организовывать совместно  с  Госпланом  СССР  на основе глубокого
изучения  потребности  народного   хозяйства   наиболее   рациональные
экспортно-импортные   поставки   продукции,  первоочередное  выделение
ресурсов на производство продукции для экспорта, высокую эффективность
и рациональное расходование валютных средств;
     осуществлять оперативный  контроль  и   обеспечивать   выполнение
обязательств по поставкам продукции на экспорт;
     производить на   взаимовыгодной   основе    с    соответствующими
организациями стран - членов СЭВ обмен продукцией,  высвобождающейся в
ходе выполнения планов.

                               *     *
                                  *

     Совет Министров РСФСР выражает твердую  уверенность  в  том,  что
Советы   Министров   автономных   республик,   местные   советские   и
хозяйственные  органы,  предприятия  (объединения),   министерства   и
ведомства   РСФСР,   и  прежде  всего  Госснаб  РСФСР,  руководствуясь
решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС,  примут все необходимые
меры  к  перестройке организации материально-технического обеспечения,
рассматривая это  как  одно  из  важных  условий  успешной  реализации
стратегического  курса  партии  на  ускорение социально-экономического
развития страны.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          В. ВОРОТНИКОВ
     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР          И. ЗАРУБИН





Информация по документу
Читайте также