Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 05.10.1987 № 395

 




               С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                      от 5 октября 1987 г. N 395
                            г. М О С К В А

               О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УСКОРЕНИЮ РЕШЕНИЯ
             ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ВОПРОСА В СООТВЕТСТВИИ С
           УСТАНОВКАМИ ИЮНЬСКОГО (1987 г.) ПЛЕНУМА ЦК КПСС

     Центральный Комитет  КПСС  постановлением  "О неотложных мерах по
ускорению решения  продовольственного   вопроса   в   соответствии   с
установками июньского   (1987   г.)  Пленума  ЦК  КПСС"  отметил,  что
проводимая в соответствии с решениями ХХVII  съезда  партии,  майского
(1982 г.)  и апрельского (1985 г.) Пленумов ЦК КПСС работа по освоению
в агропромышленном   комплексе   нового    экономического    механизма
хозяйствования положительно  воздействует  на  рост заинтересованности
трудовых коллективов в конечных  результатах,  способствует  повышению
отдачи вкладываемых  средств.  Предпринятые усилия и полученные первые
результаты раскрывают    значительные    потенциальные     возможности
наращивания продовольственных  ресурсов за счет мобилизации внутренних
резервов развития сельского хозяйства,  сферы переработки и реализации
продукции. Взятый  курс  на интенсификацию производства,  расширение и
углубление интеграционных связей  и  хозрасчетных  отношений,  широкое
использование подрядных  форм  организации  труда  позволяют встать на
путь стабильного, эффективного хозяйствования.
     В Российской  Федерации  за  1986  год  прирост валовой продукции
сельского хозяйства составил 7%, что выше среднегодовых темпов  роста,
предусмотренных на текущую пятилетку. Это позволило несколько улучшить
структуру питания  населения,   обеспечить   более   высокий   уровень
душевного потребления,  прежде всего мяса,  молока,  яиц.  Сократилось
количество убыточных колхозов и совхозов,  возросла их рентабельность,
впервые за последние годы снижены затраты на единицу продукции.
     В то же время,  как отмечалось на июньском (1987 г.)  Пленуме  ЦК
КПСС, имеющиеся    большие   возможности   для   быстрого   увеличения
продовольствия реализуются далеко не полностью.  В  1986  году  снижен
объем производства валовой продукции сельского хозяйства в Ростовской,
Тюменской, Волгоградской, Пензенской, Курганской, Тамбовской областях.
Недостаточно используют    накопленный   потенциал   для   наращивания
продуктов питания  за  счет  собственного  производства  Владимирская,
Ивановская, Ярославская,  Иркутская,  Новосибирская и некоторые другие
области, края и автономные республики.
     В ряде  регионов  республики  вместо  принятия действенных мер по
наращиванию сельскохозяйственного       производства,       вовлечению
дополнительных ресурсов продовольствия осуществляется рационирование в
реализации некоторых  продуктов  питания,  что  порождает   обстановку
благодушия и  самоуспокоенности.  В  отдельных  местах  по отношению к
рыночной торговле  допускаются  факты   регламентации   цен,   попытки
воздействовать на их снижение административными методами.
     На решении  продовольственных  проблем  отрицательно  сказываются
существенные недостатки в социальном развитии села.  При увеличении на
эти цели капитальных вложений за последние  четыре  года  в  1,5  раза
количество вводимого  в  сельской  местности жилья в расчете на одного
жителя значительно  ниже,  чем  в   городе.   Серьезно   отстает   его
обустройство, расширение   сети   медицинского   и  культурно-бытового
обслуживания, строительство дорог с твердым покрытием.
     Продолжают действовать    факторы,    тормозящие    хозяйственную
активность и  самостоятельность  трудовых  коллективов,   сдерживающие
инициативу населения.  Недостаточно  используются экономические рычаги
регулирования производства, медленно  осваиваются  нормативные  методы
планирования, не    получают   должного   распространения   договорные
отношения. Введенные  надбавки  к  закупочным  ценам   на   продукцию,
реализуемую государству  низкорентабельными  и  убыточными колхозами и
совхозами, нередко  используются  прежде  всего  на  оплату труда.  На
принятии решений  и  результативности  их   осуществления  сказываются
отсталость и устаревшие  стереотипы в экономическом  мышлении  кадров.
Все  еще не   преодолено   администрирование,  жесткая   регламентация
деятельности хозяйств, предприятий и организаций.
     Плановыми и   хозяйственными  органами  недооценивается  важность
ускорения развития  базы  переработки  для  решения  продовольственной
проблемы и оздоровления экономики республики в целом.
     Далеко не полностью используются возможности  подсобных  хозяйств
населения, не  обеспечивается необходимое сочетание интересов граждан,
занимающихся личным  хозяйством,  с   производственной   деятельностью
колхозов и   совхозов,   допускается   сокращение  поголовья  скота  в
индивидуальном секторе.
     Многие советские  и  агропромышленные органы,  особенно районные,
без должной настойчивости и целенаправленности  ведут  организаторскую
работу  по  преодолению  убыточности  хозяйств,  укреплению  отстающих
колхозов и совхозов руководителями и специалистами.  Мало  выдвигается
работников  нового  типа,  способных в нынешних условиях компетентно и
предприимчиво вести дело.
     Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять к неуклонному руководству и  исполнению  постановление
ЦК КПСС  "О  неотложных  мерах по ускорению решения продовольственного
вопроса в соответствии с установками июньского (1987  г.)  Пленума  ЦК
КПСС", положив   его   в   основу   деятельности   всех   советских  и
хозяйственных органов РСФСР.
     2. Госагропрому     РСФСР,     министерствам     и     ведомствам
агропромышленного комплекса  РСФСР,   Советам   Министров   автономных
республик,    исполкомам    Советов    народных   депутатов,   местным
хозяйственным органам  разработать  и  осуществить  в  соответствии  с
требованиями  июньского  (1987  г.)  Пленума  ЦК КПСС неотложные меры,
обеспечивающие дальнейшее  существенное  улучшение  продовольственного
снабжения   в   каждом   районе,  городе,  области,  крае,  автономной
республике.  В своей практической деятельности исходить из  того,  что
созданные  в  настоящее  время  на селе экономические условия,  мощный
производственный потенциал позволяют  практически  каждому  колхозу  и
совхозу  обеспечить  коренной  сдвиг,  своего  рода рывок в увеличении
производства продукции земледелия и животноводства.
     Всемерно расширять и углублять процессы демократизации, развивать
инициативу трудовых коллективов агропромышленного   комплекса,  других
предприятий и организаций, сельского населения, всех граждан, повышать
их заинтересованность в увеличении продовольственных ресурсов.
     Настойчиво поддерживать  и распространять опыт работы тех,  кто в
новых условиях   хозяйствования   за   короткий    период    обеспечил
значительное увеличение производства   сельскохозяйственной продукции,
выполнение плановых поставок ее в  централизованные  фонды  и  добился
заметного улучшения  местного  снабжения.  В  то  же  время решительно
пресекать иждивенчество, стремление отдельных руководителей работать в
полсилы, недостаток  продовольствия  из-за  упущений  в  своей  работе
покрывать за счет государства.
     Резко повысить  отдачу  от вкладываемых средств в мелиорацию,  за
счет этого  фактора   интенсификации   добиться   в   короткие   сроки
существенной прибавки продовольствия, Госагропрому РСФСР, Министерству
мелиорации и водного хозяйства РСФСР,  Главнечерноземводстрою, Советам
Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам навести
в этом важном деле должный порядок,  прекратить неэффективное вложение
средств, использовать их с учетом первоочередных потребностей колхозов
и совхозов  в  интересах  дополнительного  производства  продукции   и
укрепления их экономики.
     В соответствии с требованием  ЦК КПСС рассматривать решение  этих
важнейших жизненных    проблем,    достижение   в   кратчайшие   сроки
значительного увеличения   темпов   роста   продовольствия   за   счет
повсеместного приведения в действие всех источников его пополнения как
главнейшую, стержневую задачу.  При этом следует исходить из того, что
ускоренное развитие   общественного  производства  в аграрном  секторе
экономики  является прочной  основой  для  решения  продовольственного
вопроса и служит хорошей базой, позволяющей наиболее полно реализовать
также и возможности подсобных хозяйств предприятий и  граждан,  других
источников дополнительного получения продовольствия.
     3. Для усиления воздействия экономических методов  хозяйствования
на темпы роста сельскохозяйственного производства, побуждения трудовых
коллективов максимально реализовать свой   производственный  потенциал
Госагропрому РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР,
Министерству хлебопродуктов  РСФСР,  Министерству  рыбного   хозяйства
РСФСР, Министерству   лесного   хозяйства   РСФСР,   Главохоте   РСФСР
осуществить в соответствии с решениями июньского (1987 г.)  Пленума ЦК
КПСС перевод  в  1988-1989  годах  всех  колхозов,  совхозов  и других
предприятий и  организаций  агропромышленного  комплекса   на   полный
хозяйственный расчет и самофинансирование.
     Плановым и   финансовым   органам,   агропромышленным   комитетам
и объединениям своевременно    провести    подготовительную    работу,
предусмотрев такие методы регулирования экономических  взаимоотношений
в агропромышленном   комплексе,   которые   обеспечивают   расширенное
воспроизводство в    хозяйствах,    предприятиях    и     организациях
преимущественно за  счет собственных средств.  Уделить особое внимание
формированию закупочных  цен,  обеспечивающих  возмещение  общественно
необходимых затрат   и  стимулирующих  повышение  качества  продукции,
концентрацию ее в зонах наиболее эффективного товарного  производства,
рост производительности труда и снижение затрат.  Расширить применение
договорных и  расчетных  цен,  определяемых  в  пределах   оптовых   и
розничных цен    на   конечную   продукцию.   Продолжить   работу   по
совершенствованию планирования,  финансирования,  организации и оплаты
труда, демократизации управления.
     Перевод хозяйств,  предприятий и организаций  на  новые   условия
хозяйствования проводить  уже  сейчас  с учетом реально складывающейся
обстановки, требований хозрасчета,  осуществления расходов  в  строгом
соответствии с  собственными  денежными поступлениями и необходимостью
погашения заемных  средств.  Покончить  с  практикой  потребительского
подхода к  использованию  кредитов для оплаты труда,  не подкрепленных
реальной продукцией.
     Госагропрому РСФСР   совместно   с   другими   министерствами   и
ведомствами агропромышленного комплекса,  Госплану РСФСР, Министерству
финансов РСФСР,  Государственному  комитету  РСФСР  по ценам,  Советам
министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам в  срок
до 15  декабря 1987 г.  разработать программу оздоровления финансового
состояния колхозов,  совхозов,  других   предприятий   и   объединений
агропромышленного комплекса.   Завершить  в  1988  году  перевод  всех
производственных подразделений на подрядные формы  организации  труда.
При этом  максимально  учитывать  все  многообразие условий при выборе
форм и методов подряда,  решительно устранять  формализм,  инертность,
шаблон в  этом  важном  деле.  Всемерно  поддерживать производственные
коллективы, которые берут в аренду  на  длительный  срок  (10-15  лет)
средства производства, выступают подлинными хозяевами на земле.
     Обратить внимание руководителей советских и хозяйственных органов
на имеющиеся   факты   неправильного,   предубежденного   отношения  к
семейному и  индивидуальному  подряду,  недооценку  заложенных  в  них
больших потенциальных   возможностей.   Принять  эффективные  меры  по
расширению применения  этих  форм  подряда,  особенно  на  выращивании
трудоемких культур и в животноводстве.
     Оплату труда всех участников производства,  включая руководителей
и специалистов,  поставить в прямую зависимость от валового дохода,  а
также использовать  другие   противозатратные   формы   стимулирования
производства. Повысить   удельный   вес   натуральной   оплаты   труда
работников сельского хозяйства,  строго увязывая размеры ее  выдачи  с
конечными результатами.
     Считать важнейшим   критерием    оценки    осуществляемой    ныне
перестройки  в  агропромышленном комплексе полное освоение хозрасчета,
подрядных  форм  организации  труда  в  единстве   с   интенсификацией
земледелия   и   животноводства,   перерабатывающей  промышленности  и
достижение на этой основе значительного улучшения снабжения  населения
продовольствием.
     4. Госагропрому РСФСР,  Советам Министров  автономных  республик,
крайисполкомам и  облисполкомам  коренным  образом  улучшить работу по
приведению в  действие  такого  резерва  пополнения  продовольственных
ресурсов, как  преодоление отставания  убыточных  и  низкорентабельных
хозяйств. Разработать  и  в  сжатые  сроки   реализовать   комплексную
программу решения   этой   задачи,  создать  для  отстающих  колхозов,
предприятий и   организаций   агропромышленного   комплекса   реальные
условия, позволяющие   вести   расширенное   воспроизводство  за  счет
собственных средств.
     Укрепить отстающие   колхозы,   совхозы   и   другие  предприятия
политически и экономически  грамотными, предприимчивыми руководителями
и специалистами,  способными  повести  за  собой  людей,  обеспечить в
короткие сроки вывод таких хозяйств из прорыва.  Широко вовлекать их в
производственные системы,   научно-производственные   объединения,   в
кооперацию с базовыми хозяйствами, передовыми колхозами и совхозами на
основе взаимовыгодных    договоров,    предусматривающих   эффективное
освоение интенсивных технологий,  передовых  форм  организации  труда,
обеспечивающих отстающему хозяйству быстрое наращивание производства и
укрепление экономики.  С согласия трудовых коллективов предоставлять в
пользование экономически  сильным хозяйствам производственные участки,
землю и другие средства производства отстающих колхозов и совхозов  на
основе соглашения сторон.
     Практиковать закрепление  на  длительный  срок  за  промышленными
предприятиями и  организациями  колхозов  и совхозов или передавать им
отдельные экономически слабые хозяйства с предоставлением  права  этим
предприятиям использовать  полностью или частично сельскохозяйственную
продукцию для улучшения  обеспечения  рабочих  коллективов  продуктами
питания. Поддерживать   также   заключение  отстающими  хозяйствами  с
промышленными предприятиями  договоров,  в   которых   предусматривать
помощь рабочей      силой,     вложение     средств     в     развитие
сельскохозяйственного производства с  предоставлением  в  распоряжение
предприятий получаемого  за  счет  этого прироста сельскохозяйственной
продукции. На  период  ликвидации  убыточности  колхозов  и   совхозов
районным агропромышленным   объединениям   предоставлять   возможность
отстающим хозяйствам определять объем и порядок  реализации  продукции
по своему  усмотрению,  исходя из наиболее рационального использования
рабочей силы, земли и других средств производства.
     Полнее использовать   возможности   промышленных,   строительных,
транспортных и других предприятий города для преодоления отставания  в
экономическом и   социальном   развитии  деревни.  Принимать  активное
участие в укреплении материально-технической базы колхозов и совхозов,
особенно в глубинных районах, строительстве на селе жилых домов, школ,
дошкольных и медицинских учреждений,  объектов культуры и быта, дорог,
инженерном оборудовании и благоустройстве сельских населенных пунктов.
Выполнение этих работ осуществлять на договорной основе с привлечением
сил и средств как предприятий, так и самих хозяйств.
     5. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам и облисполкомам:
     в полной   мере   использовать  такой  важный  резерв  пополнения
продовольствия, как   подсобные   сельские   хозяйства    промышленных
предприятий, организаций   и   учреждений.  В  корне  изменить  к  ним
отношение, работу  аграрных  цехов   вывести   на   уровень   основных
производств, добиваясь  ощутимого  для трудовых коллективов увеличения
сельскохозяйственной продукции,  улучшения  ее  качества   на   основе
эффективного использования   земельных,   водных  и  других  ресурсов.
Считать совершенно нетерпимым,  когда многие предприятия и организации
до сих  пор не имеют подсобных сельских хозяйств,  вместо принятия мер
по их созданию  занимают  пассивную,  выжидательную  позицию.  Усилить
контроль и   спрос  с  руководителей   предприятий  и  организаций  за
выполнение требований ЦК КПСС и Совета Министров  СССР  по  реализации
этого важнейшего   источника   пополнения   ресурсов   продовольствия,
оказывать всемерное содействие предприятиям и организациям в  развитии
подсобных хозяйств, превращении их в прибыльные, высокоорганизованные,
образцовые агропромышленные производства;
     осуществлять эффективные   меры   по  развитию  личных  подсобных
хозяйств, коллективного садоводства и  огородничества  как  одного  из
важных резервов     увеличения    производства    сельскохозяйственной
продукции, улучшения  снабжения  продовольствием   населения   каждого
региона. Незамедлительно решить вопросы, связанные с выделением земли,
обеспечением молодняком   скота   и   птицы,   кормами,   транспортом,
строительными и другими материалами.
     6. Сосредоточить  усилия  советских  и  хозяйственных  органов  в
центре и  на  местах на быстрейшем решении задачи общегосударственного
значения -  ускоренном   развитии   перерабатывающей   промышленности,
техническом ее   перевооружении.  За  счет  углубления  переработки  и
улучшения хранения сельскохозяйственной  продукции  получить  наиболее
существенную, реальную прибавку качественных продуктов питания.
     Считать совершенно   недопустимой    продолжающуюся    недооценку
важности создания    современной    базы    переработки   и   хранения
продовольствия, что ежегодно приводит к  срыву  ввода  запланированных
объектов, технологий,  производства тароупаковочных материалов.
     Госагропрому РСФСР,    Госплану    РСФСР,     Госснабу     РСФСР,
Роспотребсоюзу, Советам  Министров  автономных  республик,  исполкомам
советов народных депутатов,  местным хозяйственным органам рассмотреть
состояние дел с развитием перерабатывающих отраслей и базы хранения, в
кратчайшие сроки   устранить    допущенное    отставание.    Плановым,
финансовым,  агропромышленным  и  другим хозяйственным органам в своей
практической деятельности твердо руководствоваться тем,  что сегодня и
на ближайшую  перспективу развитие сферы переработки является наиболее
экономичным и быстрым путем получения дополнительного продовольствия и
увеличения за счет этого прироста национального дохода.
     7. Коренным образом улучшить работу Роспотребсоюза и его  органов
на местах  по  заготовке  у  населения,  колхозов и совхозов  излишков
сельскохозяйственной продукции,   ее   переработку   на    собственных
предприятиях и  на давальческой основе,  а также снабженческо-сбытовую
деятельность. Для  улучшения  организации  заготовки,  переработки   и
реализации скота,  молока, плодов, овощей, дикорастущих ягод и грибов,
расширения услуг для жителей сел и рабочих поселков создавать  широкую
сеть торгово-заготовительных   и   перерабатывающих   предприятий   на
кооперативных началах.
     8. Советам   Министров   автономных   республик,  крайисполкомам,
облисполкомам и райисполкомам,  Госагропрому РСФСР глубоко, с   учетом
накопленного опыта  проанализировать  работу  новых органов управления
агропромышленным комплексом на всех уровнях.  Обратить особое внимание
на выполнение  ими главного требования перестройки - создание наиболее
благоприятных условий   для   эффективной   работы   основного   звена
производства: колхозов,  совхозов, предприятий переработки, хранения и
сбыта. Ускорить   интеграционные   процессы,    активнее    утверждать
демократические начала в управлении.
     В целях развития хозяйственной инициативы,  повышения гласности в
управлении,  устранения  администрирования  в  руководстве  колхозами,
совхозами,  перерабатывающими, строительными и другими подразделениями
осуществлять      дальнейшее      совершенствование       деятельности
агропромышленных  органов  прежде  всего на районном уровне.  При этом
широко использовать опыт,  когда районное агропромышленное объединение
возглавляется    советом,   избираемым   на   собрании   (конференции)
представителей  колхозов,  совхозов  и  других  предприятий,   а   его
председателем  является  один  из  наиболее авторитетных руководителей
хозяйств. Рабочий аппарат объединения подотчетен совету.
     Советским и   хозяйственным   органам   всемерно  поддерживать  и
распространять новые,  перспективные формирования  в  агропромышленном
комплексе -  агропромышленные  комбинаты  и  объединения,   агрофирмы,
производственные (научно-производственные)    системы,     позволяющие
ускорить внедрение достижений научно-технического прогресса,  добиться
более тесной  интеграции   производства,   переработки,   хранения   и
реализации продукции,    сокращения   потерь   и   наиболее   быстрого
продвижения ее к потребителю.
     9. Советам  Министров  автономных  республик,  исполкомам Советов
народных депутатов, руководствуясь  решениями  январского   (1987  г.)
Пленума ЦК КПСС,  решительно улучшить работу по подбору  и расстановке
кадров, укреплению   колхозов,   совхозов   и    других    предприятий
агропромышленного комплекса     идейно     зрелыми,      компетентными
руководителями и  специалистами.  Постоянно  заботиться  о   повышении
авторитета председателя колхоза, директора предприятия, формировании в
каждом регионе   стабильного   состава   руководителей   хозяйств    и
предприятий, ограждать   от   вмешательства  в  дела,  входящие  в  их
компетенцию, необоснованного  применения  к  ним  штрафов   и   других
санкций. Первостепенное  значение  придать  учебе кадров всех уровней,
которая должна носить непрерывный  характер  и  обеспечивать  глубокое
овладение современными методами хозяйствования.
     Усилить моральное  стимулирование  работников   агропромышленного
комплекса за успешное решение задач продовольственного обеспечения.
     Обязать Госагропром  РСФСР  обеспечить   качественное   улучшение
подгоовки  специалистов  в  сельскохозяйственных  средних  специальных
учебных заведениях, органическую связь учебно-воспитательного процесса
с   практикой   современных  методов  ведения  производства,  глубокое
овладение   учащимися   экономическим    механизмом    хозяйствования,
интенсивными технологиями,  новейшими достижениями научно-технического
прогресса,  навыками управленческой деятельности в условиях расширения
прав и самостоятельности хозяйств и предприятий, перевода их на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование.
     10. Госагропрому  РСФСР,  Советам Министров автономных республик,
крайисполкомам и облисполкомам провести работу по широкому  вовлечению
молодежи в  основные  отрасли  агропромышленного комплекса,  проявлять
надлежащую заботу о создании необходимых производственных,  жилищных и
культурно-бытовых условий.     Особое    внимание   уделить   созданию
стабильных трудовых  коллективов  в  экономически  слабых  колхозах  и
совхозах Нечерноземной   зоны   РСФСР,   Сибири  и  Дальнего  Востока.
Направлять в эти хозяйства  группы  молодежи  в  составе  специалистов
сельского хозяйства,  народного образования,  культуры,  медицинского,
торгового и бытового обслуживания, а также кадров массовых профессий.
     11. Госагропрому    РСФСР,    совместно    с   Госпланом   РСФСР,
Министерством  финансов  РСФСР,  Государственным  комитетом  РСФСР  по
ценам, министерствами и ведомствами агропромышленного комплекса о ходе
выполнения настоящего постановления доложить Совету Министров РСФСР  в
апреле 1988 года.

     Председатель
     Совета Министров РСФСР          В. ВОРОТНИКОВ
     Зам. Управляющего Делами
     Совета Министров РСФСР          А. ЕРМОЛАЕВ




Информация по документу
Читайте также