Расширенный поиск

Постановление Совета Министров СССР от 08.12.1987 № 1396

 





                       СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                   от 8 декабря 1987 г. N 1396
                          МОСКВА, КРЕМЛЬ

       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ
                        СССР ПО СТАТИСТИКЕ


   Совет Министров СССР  п о с т а н о в л я е т:

   1. Утвердить  прилагаемое  Положение о Государственном комитете
СССР по статистике.

   2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров СССР
от 9 апреля 1973 г.  N 220 "Об утверждении Положения о Центральном
статистическом управлении при Совете  Министров  СССР"  (СП  СССР,
1973 г., N 9, ст. 44).

   3. Государственному комитету СССР по статистике совместно с Ми-
нистерством юстиции СССР представить в 3-месячный срок в Совет Ми-
нистров СССР предложения о внесении в действующее законодательство
изменений, вытекающих из настоящего постановления.



                                          УТВЕРЖДЕНО
                              постановлением Совета Министров СССР
                                  от 8 декабря 1987 г. N 1396


                        П О Л О Ж Е Н И Е
          О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ СССР ПО СТАТИСТИКЕ


   1. Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР)
является  союзно-республиканским органом государственного управле-
ния - главным учетно-статистическим центром страны, осуществляющим
руководство делом статистики,  учета и отчетности во всех отраслях
народного хозяйства.
   На Госкомстат СССР возлагается ответственность за своевременное
обеспечение  надежной  статистической информацией  партийных,  со-
ветских, хозяйственных, экономических органов и широкой обществен-
ности  на  базе  функционирования  статистической   информационной
системы на общегосударственном,  отраслевом и региональном уровнях
на основе единой научной методологии.  Статистика в условиях пере-
хода на преимущественно экономические методы хозяйствования, пере-
вода предприятий (об'единений) на полный  хозяйственный  расчет  и
самофинансирование  призвана стать действенным инструментом плано-
вого управления экономикой,  обеспечивать достоверное информирова-
ние  всех  слоев  населения о социально-экономическом развитии со-
ветского общества, способствовать укреплению демократии и вовлече-
нию трудящихся в управление делами государства.

   2. Госкомстат  СССР,  госкомстаты союзных республик,  республи-
канские (АССР),  краевые, областные, окружные и городские (в горо-
дах  Москве,  Ленинграде,  столицах  союзных республик) управления
статистики,  городские и районные отделы статистики и  подчиненные
им предприятия, учреждения и организации составляют единую систему
Госкомстата СССР.

   3. Главными задачами Госкомстата СССР являются:
   всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких пре-
образований,  экономических и социальных  процессов,  обобщение  и
прогнозирование тенденций развития народного хозяйства,  выявление
имеющихся резервов роста эффективности общественного  производства
на основе научно обоснованной системы показателей;
   упорядочение и неуклонное повышение качества статистической ин-
формации,  усиление  контроля за состоянием учета и достоверностью
государственной отчетности во всех отраслях народного хозяйства;
   повышение оперативности статистической информации на базе новой
технологии,  основанной на широком применении современных  средств
связи, вычислительной и организационной техники;
   обеспечение гласности статистической информации как  одного  из
крайне необходимых направлений демократизации советского общества,
совершенствование методов информирования населения о развитии  на-
родного  хозяйства и изменениях в экономической и социальной жизни
страны.

   4. Госкомстат СССР в соответствии с возложенными на него  зада-
чами:
   а) организует сбор, обработку и представление научно обоснован-
ной статистической информации, необходимой для осуществления госу-
дарственного и хозяйственного руководства экономическим и социаль-
ным развитием страны;  обеспечивает повышение теоретического уров-
ня, комплексности и практической значимости научных статистических
исследований, широкое развитие балансовых работ в статистике;
   б) систематически изучает и анализирует: процессы ускорения со-
циально-экономического   развития  на  основе  научно-технического
прогресса,  перестройки структурной и инвестиционной политики, ин-
тенсификации общественного производства, совершенствования системы
управления и методов  хозяйствования;  пропорциональность  и  сба-
лансированность экономики, результативность проводимых мероприятий
по ее дальнейшему под'ему;  осуществление социальной политики пар-
тии и процесса совершенствования социалистического образа жизни;
   в) организует статистическое  наблюдение  за  ходом  выполнения
государственных планов экономического и социального развития,  об-
щегосударственных и региональных программ по решению важнейших на-
роднохозяйственных  проблем,  осуществляет  подготовку  обзоров по
крупным экономическим и социальным вопросам,  прогнозирование тен-
денций  социально-экономического развития страны и обеспечивает на
этой основе представление соответствующей информации  для  потреб-
ностей управления народным хозяйством;
   г) совершенствует теорию  и  практику  международных  статисти-
ческих  сопоставлений,  анализирует  результаты  выполнения  комп-
лексных программ социалистической экономической интеграции и науч-
но-технического прогресса стран - членов СЭВ и эффективности внеш-
неэкономических связей,  проводит систематическое изучение мировой
экономики  и приоритетных направлений ее развития,  экономического
соревнования социалистической и капиталистической систем;
   д) обеспечивает центральные экономические органы по согласован-
ной с ними программе статистической информацией,  необходимой  для
разработки концепций,  основных направлений и государственных пла-
нов экономического и социального  развития  СССР,  государственных
бюджетов СССР,  кредитных и кассовых планов,  общегосударственных,
научно-технических и региональных программ  по  решению  важнейших
народнохозяйственных проблем и осуществления контроля за их выпол-
нением, а также данными, характеризующими имеющиеся резервы и воз-
можности,  не  использованные в ходе выполнения планов и программ,
государственных заказов и  договорных  обязательств.  Совместно  с
Госпланом  СССР  подготавливает  и  представляет в Совет Министров
СССР ежегодные доклады об экономическом положении страны, характе-
ризующие  общее состояние народного хозяйства,  происходящие в нем
явления и структурные изменения, а также предусматривающие меры по
закреплению позитивных сдвигов и устранению наметившихся недостат-
ков;
   е) обеспечивает  статистическое  изучение социальных процессов,
для чего проводит всесоюзные  переписи  населения,  единовременные
учеты, выборочные и демографические обследования, ведет статистику
семейных бюджетов, координирует работу по статистическому исследо-
ванию всех социально-демографических процессов в стране. Организу-
ет совместно с Государственным комитетом СССР по труду и  социаль-
ным  вопросам и ВЦСПС статистическое изучение общественного мнения
по социально-экономическим вопросам,  разрабатывает на этой основе
обобщенные   показатели,  характеризующие  социально-экономические
условия и образ жизни советского народа;
   ж) утверждает  и  совершенствует государственную статистическую
отчетность,  формы и программы единовременных учетов, обследований
и переписей, издает инструкции по их проведению, устанавливает по-
рядок введения новой и пересмотра действующей  статистической  от-
чет-
  ности в народном хозяйстве, утверждает по согласованию с соответ-
ствующими министерствами, государственными комитетами и ведом-
ствами СССР для предприятий,об'единений, учреждений и организа-
ций табели форм государственной отчетности;
   з) совместно с Министерством финансов СССР  утверждает  типовые
планы  счетов  бухгалтерского  учета  и формы бухгалтерской отчет-
ности,  устанавливает сроки  представления  министерствами  и  ве-
домствами  годовых  и квартальных бухгалтерских отчетов и балансов
(кроме учета по исполнению бюджета, порядок ведения которого уста-
навливается Министерством финансов СССР);
   и) осуществляет общее руководство вопросами первичного учета  в
народном  хозяйстве,  для  чего разрабатывает и утверждает типовые
формы первичной учетной документации,  типовые проекты механизации
и  автоматизации учетно-вычислительных работ,  организует в подве-
домственных учебных заведениях подготовку и повышение квалификации
работников учета и статистики,  проверяет состояние учета и отчет-
ности на всех уровнях хозяйственного управления и координирует ра-
боту финансовых, банковских и контролирующих органов по проведению
проверок достоверности отчетных данных и борьбе с приписками и оч-
ковтирательством;
   к) обеспечивает научно  обоснованную  организацию  региональной
статистики для потребностей руководства народным хозяйством на ра-
йонном, городском, областном, краевом и республиканском уровнях;
   л) обеспечивает  внедрение прогрессивной технологии сбора и об-
работки статистической информации,  основанной на широком примене-
нии  современных  средств связи,  вычислительной и организационной
техники,  проводит работу по упорядочению информационных потоков в
народном хозяйстве,  обеспечивает взаимодействие отраслевых, функ-
циональных и региональных автоматизированных систем  управления  с
автоматизированной системой государственной статистики;
   м) организует информационно-пропагандистскую деятельность  ста-
тистических  органов  в  целях информирования населения о развитии
народного хозяйства и об изменениях в экономической  и  социальной
жизни  страны,  для  чего  публикует в печати соответствующие ста-
тистические данные,  издает статистические сборники,  бюллетени  и
пресс-выпуски; обеспечивает научные и учебные учреждения статисти-
ческой информацией,  необходимой им в соответствии с планами науч-
ных исследований, проводит пресс-конференции и другие мероприятия;
   н) обеспечивает создание при статистических органах советов об-
щественных   инспекторов   государственной   статистики  из  числа
представителей учетно-статистических служб министерств,  ведомств,
предприятий, об'единений, учреждений и организаций, с утверждением
их персонального состава исполкомами Советов  народных  депутатов.
Эти  советы  привлекаются  статистическими  органами  к проведению
обследований,  проверок и работы по совершенствованию учета и  от-
четности;
   о) осуществляет контакты с национальными и международными  ста-
тистическими, научно-техническими и экономическими организациями в
области  научно-технического  и  экономического  сотрудничества  с
целью  изучения  и практического использования новейших достижений
зарубежной науки и техники,  передового опыта,  а также пропаганды
за  границей достижений СССР в области статистики,  учета и отчет-
ности, предоставляет им в установленном порядке статистическую ин-
формацию.

   5. Госкомстату СССР предоставляется право:
   а) осуществлять контроль за выполнением  министерствами,  госу-
дарственными  комитетами  и  ведомствами  и  подведомственными  им
предприятиями, об'единениями, учреждениями и организациями решений
Партии и Правительства по вопросам статистики, учета и отчетности;
   б) заслушивать на заседании коллегии отчеты министерств,  госу-
дарственных комитетов и ведомств, предприятий, об'единений, учреж-
дений и организаций о состоянии учета  и  отчетности,  обеспечении
достоверности  государственной отчетности и давать им обязательные
для исполнения указания по устранению  недостатков,  выявленных  в
этой работе;
   в) получать от министерств,  государственных  комитетов  и  ве-
домств,  предприятий,  об'единений,  учреждений и организаций ста-
тистическую и бухгалтерскую отчетность,  а также данные и материа-
лыно  всем учетно-статистическим работам (в любой стадии их разра-
ботки) и пояснения к представляемой отчетности;
   г) проверять  в министерствах,  государственных комитетах и ве-
домствах  состояние  работы  по  организации  первичного  учета  и
обеспечению  достоверности отчетных данных,  представляемых подве-
домственными им предприятиями, об'единениями, учреждениями и орга-
низациями,  а также выявлять наличие отчетности, не утвержденной в
установленном порядке.  Должностные  лица  статистических  органов
имеют  право посещать в соответствии с действующим порядком прове-
ряемые об'екты;
   д) требовать  от  министерств,  государственных комитетов и ве-
домств,  предприятий,  об'единений, организаций и учреждений пись-
менные об'яснения и другие материалы по поводу вскрытых нарушений;
   е) давать  министерствам,  государственным  комитетам   и   ве-
домствам,  предприятиям,  об'единениям, учреждениям и организациям
обязательные для исполнения предписания  об  устранении  нарушений
отчетной дисциплины и организации первичного учета, а также о про-
ведении в необходимых случаях ревизий финансово-хозяйственной дея-
тельности  предприятий,  об'единений,  учреждений  и  организаций.
Предписания органов государственной статистики подлежат обязатель-
ному исполнению министерствами,  государственными комитетами и ве-
домствами,  предприятиями, об'единениями, организациями и учрежде-
ниями  с  сообщением  в  10-дневный  срок  о  принятых мерах соот-
ветственно Госкомстату  СССР,  госкомстатам  союзных  республик  и
местным органам государственной статистики;
   ж) вносить исправления в представляемую государственную  отчет-
ность  в  случаях  выявления  приписок и других искажений отчетных
данных  с  последующим  сообщением  соответствующим  предприятиям,
об'единениям,  учреждениям  и организациям для их отражения в пер-
вичном и бухгалтерском учете,  в других взаимосвязанных  показате-
лях;
   з) отменять не утвержденную в установленном порядке отчетность.
Указания Госкомстата СССР об отмене такой отчетности являются обя-
зательными для министерств,  государственных комитетов и ведомств,
местных  советских и хозяйственных органов,  а также для предприя-
тий,  об'единений,  организаций и учреждений, независимо от их ве-
домственной подчиненности;
   и) делать руководителям министерств,  государственных комитетов
и  ведомств представления об отмене изданных ими приказов и указа-
ний по вопросам учета и  отчетности,  противоречащих  действующему
законодательству;
   к) привлекать финансовые,  банковские и контролирующие органы с
согласия  их руководителей к участию в проверках достоверности от-
четных данных,  состояния учета и отчетности на всех  уровнях  хо-
зяйственного  управления,  а в случаях выявления приписок и других
искажений отчетных данных направлять необходимые материалы в орга-
ны  прокуратуры  для  привлечения виновных лиц к ответственности в
соответствии с действующим законодательством;
   л) подготавливать для министерств,  государственных комитетов и
ведомств заключения о своевременности представления и качестве от-
четов подведомственных им предприятий,  об'единений,  учреждений и
организаций,  осуществлять контроль за привлечением их руководите-
лей  и  других  должностных лиц к ответственности за представление
недостоверных отчетных данных и нарушения отчетной дисциплины;
   м) устанавливать  по  согласованию  с Государственным комитетом
СССР по ценам тарифы на работы и услуги, оказываемые хозрасчетными
статистическими органами.

   6. Госкомстат СССР в установленном порядке создает, реорганизу-
ет и ликвидирует подведомственные предприятия,  учреждения и орга-
низации союзного подчинения, а также утверждает положения (уставы)
об этих предприятиях, учреждениях и организациях.
   Госкомстат СССР  при  осуществлении функций по обеспечению дея-
тельности подведомственных предприятий, организаций и учреждений в
области планирования, науки и техники, капитального строительства,
материально-технического снабжения,  финансов и  кредита,  кадров,
труда и заработной  платы,  а также в области экономических, науч-
нотехнических и культурных связей с зарубежнымистранами руководст-
вуется Общим положением о министерствах СССР.

   7. Госкомстат СССР в своей деятельности руководствуется закона-
ми СССР,  иными решениями Верховного Совета СССР и его Президиума,
постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР,  настоящим
Положением, другими нормативными актами, а также обеспечивает пра-
вильное  применение действующего законодательства на предприятиях,
в учреждениями организациях, подведомственных Комитету.
   Госкомстат СССР  обобщает  практику применения законодательства
по вопросам,  входящим в его компетенцию, разрабатывает и вносит в
Совет  Министров  СССР  предложения по совершенствованию законода-
тельства в области статистики,  учета и отчетности,  а также  осу-
ществляет меры по улучшению правовой работы на предприятиях, в уч-
реждениях и организациях системы Комитета.

   8. Госкомстат  СССР  возглавляет  Председатель,  назначаемый  в
соответствии с Конституцией СССР Верховным Советом СССР, а в пери-
од между сессиями - Президиумом Верховного Совета СССР с последую-
щим представлением на утверждение Верховного Совета СССР.
   Председатель Госкомстата  СССР  имеет  заместителей,назначаемых
Советом Министров СССР.
   Распределение обязанностей  между  заместителями   производится
Председателем Госкомстата СССР.

   9. Председатель Госкомстата СССР несет персональную ответствен-
ность за выполнение возложенных на Госкомстат СССР задач  и  функ-
ций,  устанавливает степень ответственности заместителей Председа-
теля и руководителей структурных подразделений центрального  аппа-
рата Комитета за руководство отдельными областями деятельности ко-
митета и за работу предприятий, учреждений и организаций Комитета.

   10. Госкомстат СССР на основании и во  исполнение  действующего
законодательства издает приказы,  инструкции и дает указания, обя-
зательные для исполнения предприятиями, учреждениями и организаци-
ями системы Комитета.
   Госкомстат СССР по вопросам статистики,  учета и отчетности из-
дает постановления,  инструкции, а также дает указания, обязатель-
ные для исполнения всеми министерствами,  государственными комите-
тами  и  ведомствами,  исполнительными комитетами Советов народных
депутатов,  предприятиями, об'единениями, организациями и учрежде-
ниями, независимо от их ведомственной подчиненности.
   В необходимых случаях Госкомстат СССР  издает  постановления  и
приказы  и  дает  указания совместно или по согласованию с другими
министерствами, государственными комитетами и ведомствами.

   11. В Госкомстате СССР образуется коллегия в составе  Председа-
теля  Комитета (председатель коллегии),  заместителей Председателя
Комитета по  должности,  а  также  других  руководящих  работников
Госкомстата СССР.
   Члены коллегии Госкомстата  СССР,  кроме  лиц,  входящих  в  ее
состав по должности, утверждаются Советом Министров СССР.
   Коллегия Госкомстата СССР на своих регулярно проводимых заседа-
ниях  рассматривает важнейшие вопросы организации выполнения стоя-
щих перед органами государственной статистики задач,  функциониро-
вания   статистической  информационной  системы  страны,  подбора,
расстановки и воспитания кадров, социально-экономического развития
предприятий,  учреждений и организаций системы Комитета,  деятель-
ности своих структурных подразделений и организаций,  госкомстатов
союзных  республик  и местных статистических органов,  а также ми-
нистерств,  государственных комитетов и ведомств СССР по организа-
ции  учета  и  отчетности,  обеспечения  достоверности отчетности,
представляемой подведомственными им предприятиями,  об'единениями,
учреждениями и организациями.
   Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами
Госкомстата СССР.
   В случае разногласий между  Председателем  Госкомстата  СССР  и
коллегией Председатель проводит в жизнь свое решение, докладывая о
возникших разногласиях Совету Министров СССР,  а члены коллегии, в
свою очередь, могут сообщить свое мнение в Совет Министров СССР.

   12. Для рассмотрения методологических вопросов статистики, уче-
та и отчетности в Госкомстате  СССР  действует  научно-методологи-
ческий совет. В состав научно-методологического совета входят вид-
ные ученые и высококвалифицированные специалисты Госкомстата СССР,
министерств   и  ведомств,  научно-исследовательских  организаций,
высших учебных заведений и предприятий.  Состав научно-методологи-
ческого  совета  и  положение  о  нем  утверждаются  Председателем
Госкомстата СССР.

   13. Структура и численность  работников  центрального  аппарата
Госкомстата СССР утверждаются Советом Министров СССР.
   Председатель Госкомстата СССР имеет  право  утверждать  штатное
расписание  центрального аппарата Комитета без учета предусмотрен-
ных норм и соотношений численности руководящих работников и специ-
алистов и устанавливать работникам центрального аппарата должност-
ные оклады без учета средних окладов по схеме должностных  окладов
в  пределах  численности и фонда заработной платы работников цент-
рального аппарата.  Штаты центрального аппарата Комитета регистра-
ции в финансовых органах не подлежат.

   14. Госкомстат  СССР и госкомстаты союзных республик содержатся
за счет союзного бюджета. Дополнительные статистические и аналити-
ческие работы, осуществляемые по заказам Советов Министров союзных
республик и местных советов народных депутатов,  финансируются  за
счет средств соответствующих бюджетов.
   Республиканские (АССР), краевые, областные, окружные, городские
(в городах Москве,  Ленинграде, столицах союзных республик) управ-
ления статистики, городские и районные отделы статистики действуют
на принципах хозяйственного расчета применительно к Закону СССР "О
государственном предприятии (об'единении)".

   15. Госкомстат СССР имеет печать с изображением Государствен-
ного герба СССР и со своим наименованием.


Информация по документу
Читайте также