Расширенный поиск
Постановление Совета Министров РСФСР от 20.01.1988 № 17СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 20 января 1988 г. N 17 г. МОСКВА О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1987 г. N 1318 ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 19 ноября 1987 г. N 1318 утвердили Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года с учетом дополнений и изменений, внесенных по итогам их всенародного обсуждения в трудовых коллективах, учреждениях здравоохранения и медицинской науки, партийно-хозяйственных активах республик, краев и областей, коллегиях министерств и ведомств, в центральной печати и письмах трудящихся. В Основных направлениях ставится задача коренным образом перестроить здравоохранение, устранить недостатки, обеспечить эффективное использование имеющегося кадрового, материально-технического и научного потенциала, резко повысить качество медицинской помощи. Добиться такого положения, чтобы деятельность всех звеньев отрасли, каждого медицинского работника отвечали современным требованиям. Полностью и повсеместно удовлетворить потребности населения в лекарственных препаратах и предметах ухода за больными. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1987 г. N 1318 Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т: 1. Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам, ведомствам и общественным организациям РСФСР принять к неуклонному руководству и исполнению Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года. Усилить работу по профилактике заболеваний населения, рассматривать ее как одно из первостепенных направлений деятельности. Обеспечить проведение масштабных природоохранных мероприятий как неотъемлемую часть массовой профилактической работы, осуществлять вывод из районов жилой застройки предприятий, являющихся источником загрязнения окружающей среды, шума, активно внедрять безотходные и малоотходные технологии, исключающие вредные выбросы. Не допускать ввода и эксплуатации промышленных и сельскохозяйственных объектов без очистных сооружений и организации санитарно-защитных зон. Повсеместно удовлетворить потребности населения в доброкачественной питьевой воде, принять безотлагательные меры по нормализации состояния воздушного бассейна, ввести более строгие экономические санкции к предприятиям, наносящим ущерб здоровью человека и окружающей среде. Повысить роль исполкомов Советов народных депутатов, министерств и ведомств в проведении мероприятий, направленных на сохранение экологического равновесия. Органам государственного санитарного надзора надлежит более решительно и эффективно использовать имеющиеся правовые рычаги для безусловного соблюдения законодательства по санитарной охране почвы, водоемов и воздушного бассейна, выполнения на предприятиях, в учреждениях и организациях санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм. Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, Министерству здравоохранения РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР обеспечить проведение комплексных крупномасштабных мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма. Добиться к 2000 году снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 15-20 процентов. В этих целях ужесточить контроль за выполнением Комплексной программы "Здоровье населения РСФСР" на 1986-1990 годы, направленной на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращение доли ручного труда и рабочих мест с неблагоприятными для здоровья производственными факторами, освобождение женщин от работ на участках с тяжелыми и вредными условиями труда, а также на улучшение техники безопасности и отдыха трудящихся. Привлечь внимание к этим вопросам органов народного контроля и широкой общественности. В каждой автономной республике, крае, области, городе и районе с учетом местных особенностей разработать конкретные планы совершенствования системы охраны здоровья населения. Основные мероприятия по перестройке здравоохранения осуществить поэтапно в течение двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой пятилеток. 2. Министерству здравоохранения РСФСР считать главной задачей органов и учреждений здравоохранения своевременное, полное и повсеместное удовлетворение потребности советских людей в высококачественной медицинской помощи. С этой целью осуществить коренную перестройку деятельности органов и учреждений здравоохранения с активным использованием прогрессивных форм организации работы, новых технологий, современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения. Обеспечить при этом переход на интенсивный путь развития здравоохранения и оценку его деятельности по конечным результатам. Предусмотреть ускоренное развитие сети и существенное укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений - основного звена системы здравоохранения, осуществляющего постоянное динамическое наблюдение за здоровыми и больными, обеспечивающего проведение широкого комплекса профилактических, лечебно-диагностических и оздоровительных мероприятий. В целях более полного и своевременного проведения диагностики заболеваний среди взрослого и детского населения на догоспитальном этапе организовать сеть диагностических центров, сосредоточив в них современное и высокоэффективное оборудование и медицинскую технику - компьютерные томографы, аппараты для ультразвуковых и радиоизотопных, рентгеноконтрастных и других методов исследования, а также кадры наиболее квалифицированных специалистов. Создать до конца тринадцатой пятилетки диагностические центры в каждой автономной республике, крае, области. Для дальнейшего развития и совершенствования поликлинической консультативно-диагностической службы в полной мере использовать потенциал высших медицинских учебных заведений, институтов усовершенствования врачей, научно-исследовательских учреждений, многопрофильных больниц. Увеличить число лиц, обследование и лечение которых осуществляются в поликлиниках и на дому. Перестроить работу диспансеров, обеспечить преемственность в их работе с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Продолжить практику организации при поликлиниках отделений активного лечения и стационаров на дому с применением современных методов диагностики, бесплатным выделением медикаментов. Значительно активизировать работу поликлиник и диспансеров по профилактике заболеваний и оздоровлению населения, повысить их роль в медико-социальной реабилитации больных и обеспечить преемственность в деятельности этих учреждений. Завершить к 1990 году организацию во всех поликлиниках отделений (кабинетов) профилактики и восстановительного лечения. Оказывать внебольничную помощь трудящимся преимущественно в их свободное от работы время с учетом режима работы предприятий и организаций производственных отраслей. Повысить роль и престиж участкового врача - основного специалиста, осуществляющего комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мер, систематическое наблюдение за состоянием здоровья населения. Создавать все необходимые условия для его плодотворной деятельности. Руководителям амбулаторно-поликлинических учреждений учитывать предложения обслуживаемого населения при формировании контингентов территориальных врачебных участков. Проводить линию на постепенный переход к оказанию медицинской помощи по принципу "семейного врача". Освободить врачей от несвойственных им функций, сосредоточить их усилия на непосредственной работе, связанной с проведением профилактических и лечебных мероприятий. С целью расширения возможностей удовлетворения потребности населения в отдельных видах медицинской помощи в двенадцатой - тринадцатой пятилетках организовать в каждом республиканском (АССР), краевом и областном центре хозрасчетные поликлиники, в том числе стоматологические и физиотерапевтические, а также косметологические лечебницы и оздоровительные комплексы. Основным направлением улучшения стационарной помощи населению считать развитие сети многопрофильных больниц и специализированных центров, интенсификацию лечебно-диагностического процесса, максимальное использование высококвалифицированных кадров, современного медицинского оборудования и эффективных лекарственных средств, внедрение этапности в организацию лечебного процесса. Увеличить число отделений (палат) анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, больниц и отделений для восстановительного лечения. Организовать стационары для дневного пребывания больных, хозрасчетные и бюджетные пансионаты, в том числе специализированные, для лиц, нуждающихся в постоянном уходе. Улучшить уход за больными путем широкого внедрения бригадных форм организации и оплаты труда медицинского персонала, расширения зон обслуживания, совмещения профессий, применения средств малой механизации. Привлекать к этой работе студентов медицинских институтов и учащихся средних медицинских учебных заведений, общеобразовательных школ, активистов обществ Красного Креста РСФСР. Для обеспечения ухода за больными и доставки лекарств на дом использовать возможности, предусмотренные Законом СССР об индивидуальной трудовой деятельности. Расширить практику заключения договоров с предприятиями коммунально-бытового обслуживания по уборке и содержанию помещений, а также по оказанию других видов услуг. Обеспечить во всех лечебно-профилактических учреждениях строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима. В целях оперативного обеспечения безотказной экстренной помощи населению завершить организацию системы скорой и неотложной медицинской помощи с учетом догоспитального и госпитального этапов. Оснастить ее специальным транспортом и средствами связи, современной техникой, необходимыми реактивами и медикаментами. В республиканских (АССР), краевых и областных центрах, в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек создавать объединения "Скорая медицинская помощь", включающие станции скорой и неотложной помощи, санитарную авиацию и больницы скорой медицинской помощи для взрослых и детей. Считать приоритетным направлением здравоохранения всемерное развитие и совершенствование охраны материнства и детства. Коренным образом перестроить работу амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей, родильных домов и детских стационаров, повысить уровень их профилактической деятельности, усилить пропаганду здорового образа жизни. Для обеспечения профилактики заболеваний и повышения уровня здоровья подрастающего поколения совершенствовать систему медицинской помощи женщинам, детям и подросткам на основе интеграции акушерской, терапевтической и педиатрической служб и разработки региональных межведомственных программ. В целях предупреждения преждевременных родов, снижения заболеваемости и смертности новорожденных детей организовать в многопрофильных больницах специализированные отделения (палаты) для беременных женщин с заболеваниями сердца, легких, почек, эндокринной системы. Продолжить развитие сети специализированных родильных домов и отделений для женщин с патологией беременности. Шире использовать пребывание в лечебных учреждениях матерей, госпитализированных по уходу за больными детьми, для лечения имеющихся у них заболеваний. Перестроить работу женских консультаций по профилактике абортов, имея в виду широкое внедрение современных методов предупреждения беременности. Организовать в столицах автономных республик, краевых и областных центрах кабинеты дородовой диагностики заболеваний плода, консультации "Брак и семья", медико-генетические кабинеты и центры восстановительного лечения для детей. Создавать в родильных домах и детских больницах условия для совместного пребывания матери и ребенка. Развивать передвижные виды оказания экстренной помощи женщинам и детям. Организовать при крупных многопрофильных детских больницах и родильных домах, станциях скорой и неотложной медицинской помощи специализированные бригады интенсивной терапии и реанимации новорожденных и недоношенных, детей раннего возраста, женщин с патологией родов и послеродового периода. Предусмотреть создание сети дневных стационаров для детей. Обеспечить к 1995 году нуждающихся детей различными видами санаторно-курортного лечения, увеличить сеть детских санаториев, круглогодовых санаторных пионерских лагерей, с согласия трудовых коллективов шире использовать санатории-профилактории промышленных и сельскохозяйственных предприятий для оздоровления беременных работниц и детей. 3. В целях улучшения организации управления делом охраны здоровья населения повысить роль Министерства здравоохранения РСФСР, республиканских (АССР) министерств, краевых, областных, городских отделов здравоохранения и центральных районных больниц, расширить их права в решении финансовых, организационных, штатных вопросов в пределах выделяемых по отрасли средств. Обеспечить на всех уровнях управления возможность маневрирования материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами. Улучшить организацию и техническую оснащенность управленческого труда, сократить количество инструктивных, учетных и отчетных материалов. Решительно устранять дублирование, формализм и бюрократизм в работе отрасли. Считать первоочередной задачей органов управления здравоохранением - в кратчайшие сроки разобраться с состоянием работы каждого медицинского учреждения, компетентно и объективно оценить его возможности, место и роль в общей структуре экономического и социального развития региона, наметить конкретные меры, вытекающие из задач перестройки всей системы здравоохранения. Перенести центр тяжести работы по оказанию медицинской помощи населению на амбулаторно-поликлиническое звено и добольничную диагностику. Провести в 1988-1991 годах в ряде районов РСФСР крупномасштабный эксперимент по отработке новых форм управления, планирования и финансирования учреждений здравоохранения. Укрепить краевые, областные и городские отделы здравоохранения исполкомов Советов народных депутатов за счет упразднения районных отделов в городах с численностью населения до 500 тыс. человек. В сельских районах усилить организующую роль центральных районных больниц и создаваемых межрайонных специализированных центров. Повысить ответственность республиканских, краевых, областных больниц и диспансеров, а также главных специалистов органов здравоохранения за состояние и улучшение качества специализированных видов медицинской помощи. Обеспечить научную обоснованность долгосрочных прогнозов, перспективного и текущего планирования развития различных видов медицинской помощи, потребности в лекарственных препаратах и медицинской технике на основе тенденций состояния здоровья населения, учета особенностей демографических процессов, социального и экономического развития регионов РСФСР, их экологических и иных характеристик. Разработать в каждом регионе нормативы обеспечения населения медицинской помощью, рациональные схемы развития и размещения сети учреждений здравоохранения. Планирование и оценку деятельности организаций, обеспечивающих снабжение населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и медицинской техникой, осуществлять по показателям, характеризующим своевременность и полноту удовлетворения потребности в этих изделиях. Совершенствовать хозяйственный механизм в отрасли, усилить его стимулирующую роль в интенсификации работы органов и учреждений здравоохранения и повышении качества оказываемой населению медицинской помощи. Расширить права руководителей учреждений здравоохранения в вопросах планирования и использования финансовых и материальных ресурсов. Обеспечить дальнейшую дифференциацию заработной платы и стимулирование труда работников здравоохранения, усилить ее зависимость от сложности, интенсивности и качества работы, достижения лучших конечных результатов. Внедрить бригадные формы организации и оплаты труда. Усовершенствовать систему отбора в высшие медицинские учебные заведения профессионально ориентированной молодежи. Комплектование вузов осуществлять преимущественно из числа лиц, имеющих стаж работы в лечебно-профилактических учреждениях, а также уволенных в запас военнослужащих, проявивших призвание к профессии врача. Расширить обучение школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах по медицинскому профилю, использовать их труд в лечебно-профилактических учреждениях по уходу за больными. Завершить в двенадцатой пятилетке организацию подготовительных отделений при всех медицинских и фармацевтических институтах, расширить целевые формы подготовки работников здравоохранения, привести контингенты приема в высшие и средние учебные заведения в соответствие с научно обоснованной потребностью в кадрах. Повысить требовательность к глубине и качеству знаний студентов. Создать в студенческих коллективах обстановку творческой активности и состязательности в овладении знаниями. Решительно избавляться уже на младших курсах от студентов, допускающих безответственное отношение к учебе. Завершающую стадию подготовки врачей и провизоров проводить в современных, оснащенных новейшей техникой учреждениях здравоохранения. Повысить эффективность субординатуры и интернатуры, нацеливая молодых специалистов на углубленное освоение знаний и навыков по избранной специальности. Повысить значимость и улучшить организацию государственных экзаменов. Ввести комплексную аттестацию готовности будущих врачей к самостоятельной профессиональной деятельности как обязательное условие допуска к ним. Обеспечить во всех вузах республики единые требования к уровню теоретической и практической подготовки выпускников. Включать в состав государственных экзаменационных комиссий представителей практического здравоохранения. В связи с возросшей сложностью методов диагностики и лечения пересмотреть учебные планы и программы училищ, увеличить в них объем производственной практики, обучения приемам и методам работы с современным оборудованием, техникой, средствами малой механизации, Устранить сложившиеся диспропорции в подготовке специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Важнейшей задачей является совершенствование работы по подбору, использованию и организации труда педагогических кадров. Для повышения их профессионального уровня ввести стажировку в ведущих научных центрах и клиниках. Шире привлекать к обучению студентов и учащихся ведущих ученых, специалистов и организаторов здравоохранения. Осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению подготовки научно-педагогических кадров, неустанно совершенствовать идейно-воспитательную и методологическую работу, уделив первостепенное внимание формированию у них профессиональных и нравственных качеств. Провести в 1988-1990 годах аттестацию медицинских и фармацевтических институтов, в ходе которой решить вопрос об изменении категории, сокращении приема на отдельные факультеты и закрытии некоторых вузов. Перестроить систему переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров. Принять действенные меры по дальнейшему развитию факультетов усовершенствования врачей и провизоров. Сосредоточить внимание профессорско-преподавательского состава на внедрении активных методов обучения, передового опыта работы органов и учреждений здравоохранения, новых научных разработок. Увеличивать контингенты специалистов, направляемых на повышение квалификации, в первую очередь работников первичного звена здравоохранения, детских и родовспомогательных учреждений. Повысить заинтересованность медицинских работников в непрерывном пополнении и обновлении знаний, поставив их заработную плату в прямую зависимость от профессиональной компетентности. Шире использовать в этих целях периодическую аттестацию специалистов, в основе которой должна быть оценка их профессиональной подготовки, результатов их работы, соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины, морально-этических качеств и идейно-политической зрелости. Ввести конкурсную систему присвоения квалификационных категорий с широким обсуждением кандидатов в трудовых коллективах. Усилить ответственность руководителей и главных специалистов органов и учреждений здравоохранения за качество аттестации, искоренить формализм при ее проведении, обеспечить широкую гласность работы аттестационных комиссий. Устранить диспропорции в обеспеченности медицинскими кадрами отельных регионов РСФСР, укомплектовать ими наиболее важные участки здравоохранения: детские и родовспомогательные учреждения, поликлиники, станции и отделения скорой и неотложной медицинской помощи, больницы, амбулатории и аптеки в сельских районах. В целях закрепления работников здравоохранения создавать для них необходимые производственные и жилищные условия, в полной мере предоставлять установленные законодательством преимущества и льготы. Министерству здравоохранения РСФСР обеспечить формирование социального заказа науке, интенсификацию использования научного потенциала, оперативную организацию широкомасштабного внедрения в практику результатов научно-исследовательских работ и передового опыта, методов и средств народной медицины. Значительно расширить объем и повысить качество научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских институтах, принять меры к усилению связи науки и практического здравоохранения. Повысить роль научных медицинских обществ. За счет интенсификации работы научных учреждений расширить практику заключения договоров на выполнение дополнительных, имеющих важное практическое значение исследований на хозрасчетной основе. При необходимости привлекать для выполнения таких работ специалистов практического здравоохранения. Получаемые от заказчика средства направлять на укрепление материальной базы этих учреждений, дополнительное стимулирование труда и улучшение социально-бытовых условий работников. Шире использовать организацию научных центров, научно-практических (производственных) объединений, межотраслевых начно-технических комплексов (лабораторий), временных научных коллективов для комплексной разработки актуальных проблем и интенсификации внедрения результатов исследований в практику. 4. Министерству здравоохранения РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР совершенствовать медико-санитарную помощь. Развивать в территориальных городских поликлиниках цеховую службу для работников промышленных предприятий, на которых занято менее 1000 человек. Провести в 1987-1990 годах разукрупнение цеховых врачебных участков, доведя количество обслуживаемых на каждом из них до 1600 человек. Повысить уровень оказания медицинской помощи на селе. Учитывая, что центральные районные больницы являются основными учреждениями по оказанию квалифицированной медицинской помощи сельскому населению, значительно укрепить их материально-техническую базу за счет строительства новых и реконструкции действующих, широко используя кооперирование средств колхозов, совхозов и других предприятий. Увеличить количество межрайонных специализированных больниц, диспансеров и отделений с тем, чтобы обеспечить потребность сельского населения в специализированной помощи. Осуществить дальнейшее укрепление участковых больниц, расширить практику использования их в качестве отделений центральных районных больниц, а также для организации социальной помощи одиноким и престарелым жителям. Повысить роль фельдшерско-акушерских пунктов в проведении профилактических мероприятий на селе. Развивать передвижные виды медицинской и лекарственной помощи: врачебные амбулатории, клинико-диагностические лаборатории, аптеки, флюорографические, стоматологические и другие кабинеты. До 1990 года закончить организацию в каждом районе станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, укомплектовав их врачебными кадрами. Повысить роль республиканских (АССР), краевых и областных больниц как консультативно-диагностических, лечебных и методических центров, шире использовать крупные специализированные и многопрофильные больницы, а также диагностические центры в городах для оказания высококвалифицированной медицинской помощи сельскому населению. Добиваться неуклонного снижения заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности работающих на основе улучшения охраны труда и техники безопасности, проведения оздоровительных мероприятий, повышения качества медицинской помощи и врачебной экспертизы. Продолжить развитие и укрепление специализированных видов медицинской помощи. Для этого создать сеть республиканских (АССР), межобластных (региональных) центров с отделениями и филиалами по микрохирургии, электрокардиостимуляции, протезированию суставов, пересадке органов и тканей, сердечно-сосудистой хирургии, для лечения больных с хронической почечной недостаточностью и другими заболеваниями. Завершить в двенадцатой пятилетке создание кардиологических диспансеров во всех республиканских (АССР), краевых и областных центрах, расширить количество кардиологических кабинетов в поликлиниках, отделений в стационарах. Обеспечить эффективное лечение онкологических больных, обратив особое внимание на раннее выявление злокачественных новообразований с использованием современных методов диагностики. При планировании онкологической помощи населению учитывать особенности распространения и прогноз заболеваемости по регионам. Создать онкологические центры, расширить строительство онкологических диспансеров, радиологических корпусов. Оснастить их современной диагностической и лечебной аппаратурой, обеспечить радиоизотопными препаратами и лекарственными средствами, снизить заболеваемость и смертность населения от отдельных форм злокачественных новообразований. Повысить уровень хирургической помощи. Развивать и укреплять кардиохирургические, сосудистые, ортопедические, травматологические, нейрохирургические, урологические, проктологические, ожоговые и другие специализированные отделения. Обеспечить более эффективное лечение больных с острыми хирургическими заболеваниями и травмами, значительно шире использовать методы микрохирургии, диализа, более активно внедрять пересадку органов и тканей, новые способы оперативных вмешательств. Коренным образом улучшить оказание стоматологической помощи населению, прежде всего детям, обеспечить в тринадцатой пятилетке полное удовлетворение потребности во всех ее видах. Расширить сеть стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов. С целью профилактики заболеваний полости рта повсеместно организовать работу по привитию гигиенических навыков, бесперебойной деятельности фтораторных установок на водопроводных станциях. Предусмотреть производство фторированной поваренной соли, увеличение выпуска фторсодержащих и других профилактических зубных паст. Активно внедрять современные методы зубного протезирования. Совершенствовать профилактику заболеваний органов зрения, особенно близорукости, глазного травматизма, внедрять в практику новые методы и организационные формы раннего выявления и лечения катаракты, глаукомы и заболеваний сетчатки. Развивать межрайонные офтальмологические отделения. Активно использовать накопленный ведущими научно-исследовательскими и лечебными учреждениями опыт по дальнейшему совершенствованию оказания медицинской помощи больным с заболеваниями глаз. Шире внедрять в практику микрохирургические оперативные вмешательства и лазерную технику. Освоить современные методы микроанализа для ранней диагностики заболеваний, организовать в каждой автономной республике, крае, области аллергологические кабинеты и иммунологические лаборатории. Осуществить меры по профилактике наиболее распространенных заболеваний нервной системы и психических расстройств. Продолжить организацию и улучшить работу отделений для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Создать в крупных городах центры восстановительного лечения для трудовой и социальной реабилитации лиц с заболеваниями сосудов головного мозга и периферической нервной системы. Расширить сеть психоневрологических диспансеров, больниц и их отделений в сельской местности, домов-интернатов с лечебно-трудовыми мастерскими. Организовать на предприятиях промышленности и сельского хозяйства необходимое количество специальных участков для социально-трудовой реабилитации больных с нарушениями психики. Создать в крупных городах специализированную медицинскую службу для оказания социально-психологической помощи по телефону - "телефон доверия". Обеспечить коренное улучшение работы по раннему выявлению и эффективному лечению лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. До 1990 года завершить формирование сети наркологических диспансеров и кабинетов, а также отделений при предприятиях промышленности, строительства и сельскохозяйственного производства, укомплектовать их квалифицированными кадрами. Создать хозрасчетные наркологические амбулатории и кабинеты анонимного лечения. Укреплять и развивать пульмонологическую, гастроэнтерологическую, эндокринологическую, гематологическую и другие виды специализированной помощи. Обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование работы лечебно-диагностических служб, привести их численность и мощность в соответствие с потребностями учреждений здравоохранения. Осуществить конкретные меры для развития службы крови и поощрения донорского движения. Существенно повысить уровень и качество медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, инвалидам, в том числе инвалидам с детства. Центральному комитету Общества Красного Креста РСФСР осуществлять во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, социального обеспечения, общественными организациями и трудовыми коллективами меры по развитию службы милосердия, оказанию социальной помощи, бытового обслуживания инвалидов, ветеранов войны и труда, а также одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан. 5. Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию совместно с Министерством здравоохранения РСФСР, Центральным комитетом Общества Красного Креста РСФСР в двенадцатой - тринадцатой пятилетках ввести в общеобразовательных школах, профтехучилищах, высших и средних специальных учебных заведениях дополнительные занятия по физическому воспитанию с тем, чтобы объем двигательной нагрузки учащихся и студентов составлял не менее 6-8 часов в неделю. Расширить сеть спортивных секций при предприятиях, учреждениях и организациях, создавать по месту жительства хозрасчетные объединения "Физкультура и здоровье". Повысить эффективность использования спортивно-оздоровительных сооружений. Создавать за счет средств трудовых коллективов (с их согласия) центры здоровья, в том числе и на хозрасчетной основе, с широким использованием методов закаливания, физической тренировки, психологической разгрузки и других средств укрепления здоровья. Коренным образом перестроить работу и улучшить взаимодействие органов здравоохранения и физической культуры по совершенствованию физического развития населения. Важнейшей задачей профилактической деятельности в современных условиях является активная пропаганда санитарно-гигиенических знаний. Средствам массовой информации совместно с органами здравоохранения, обществами Красного Креста РСФСР увеличить число газетных и журнальных публикаций по вопросам гигиенического воспитания и санитарного просвещения населения, включая половое воспитание и подготовку к семейной жизни, обратив особое внимание на доходчивость и убедительность публикуемых материалов. Шире освещать опыт работы по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий. 6. Министерству здравоохранения РСФСР, Совету Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов осуществлять меры по значительному снижению инфекционных болезней, в первую очередь гриппа и других острых респираторных заболеваний, на долю которых приходится около половины всех случаев временной нетрудоспособности. С этой целью разработать эффективные средства профилактики и лечения, широко использовать общегигиенические и закаливающие процедуры, особенно среди детей, улучшить организацию прививочного дела. Снизить заболеваемость кишечными инфекциями и вирусным гепатитом за счет предупреждения микробного и вирусного загрязнения питьевой воды и пищевых продуктов. Забота о здоровье нынешнего и будущих поколений требует решительной активизации борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и курением, создания для этих целей эффективных лекарственных средств и методов лечения. Необходимо усилить наступательность санитарной пропаганды, убедительно и доходчиво разъяснять населению вред употребления спиртных напитков, наркотических веществ. Осуществить введение диспансеризации в два этапа: до 1991 года наряду с хроническими больными диспансерным наблюдением повсеместно охватить детей и подростков, учащуюся молодежь, беременных женщин, ветеранов войны, рабочих и служащих отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а к 1995 году - все население РСФСР. Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, органам здравоохранения, Центральному комитету Общества Красного Креста РСФСР повысить эффективность разъяснительной работы среди населения о целях и задачах всеобщей диспансеризации, активизировать участие в ней широкой медицинской общественности. 7. Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам РСФСР обеспечить высокое качество строительства объектов здравоохранения и безусловное освоение выделяемых ассигнований. При их проектировании предусматривать строительство жилых домов с тем, чтобы не менее 25% работающих были обеспечены ведомственной жилой площадью. Повысить удельные капитальные вложения на строительство больниц и поликлиник в 2 - 2,5 раза, доведя при этом долю средств, направляемых на их оснащение современной медицинской техникой, до 40 процентов. Решительно изменить структуру капитальных вложений, направив их в первую очередь на реконструкцию, техническое обновление и приведение к установленным санитарным нормам лечебно-профилактических учреждений. В целях осуществления своевременной и качественной реконструкции и ремонта медицинских учреждений создать в двенадцатой-четырнадцатой пятилетках в столицах автономных республик, краевых и областных центрах специализированные ремонтно-строительные организации с подчинением их местным органам здравоохранения. Сооружать объекты здравоохранения исключительно по новым типовым и индивидуальным проектам, разработанным с учетом достижений и перспектив научно-технического прогресса и обеспечивающим оптимальные условия для лечения больных и эффективной работы персонала. Осуществлять опережающими темпами строительство родильных домов, женских консультаций, детских больниц и поликлиник, направляя на эти цели не менее 40% выделяемых капитальных вложений. К 1995 году полностью удовлетворить потребности населения в родовспомогательных и детских лечебно-профилактических, а к 2000 году в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях. Для строительства и технического переоснащения лечебно-профилактических и аптечных учреждений шире использовать средства предприятий и организаций промышленности, транспорта, сельского хозяйства, всесоюзных коммунистических субботников, а также добровольные взносы трудовых коллективов и граждан, поступающие в Советский фонд здоровья и милосердия. Создавать при республиканских (АССР), краевых и областных лечебно-профилактических учреждениях, диагностических центрах, научно-исследовательских институтах пансионаты на хозрасчетной основе для временного проживания больных и сопровождающих их лиц. С целью существенного улучшения оздоровительной работы среди тружеников города и села рекомендовать трудовым коллективам предприятий и хозяйств создавать медико-санитарные части и санатории-профилактории, а также развивать сеть оздоровительных комплексов, специальных цехов и участков для проведения медико-социальной, профессиональной и трудовой реабилитации работников. При этом шире практиковать кооперирование средств нескольких предприятий или организаций. По просьбам трудовых коллективов передавать на баланс предприятий и организаций построенные медико-санитарные части, разрешать их финансирование и содержание. Существенно улучшить оказание медицинской помощи сельскому населению. Продолжить практику строительства врачебных амбулаторий в комплексе с аптеками и квартирами для медицинских и фармацевтических работников. Кардинально укрепить материально-техническую базу диспансеров, санитарно-эпидемиологических станций и других учреждений здравоохранения, а также научно-исследовательских институтов, высших и средних медицинских учебных заведений. За счет нового строительства и выделения исполкомами местных Советов народных депутатов дополнительных помещений в тринадцатой пятилетке повсеместно решить вопросы создания надлежащей материальной базы хозрасчетных поликлиник. К концу 2000 года увеличить в 5 раз объем оказываемых населению платных медицинских услуг. Для повышения доступности и качества лекарственной помощи развивать сеть и укреплять материально-техническую базу аптечных учреждений. Довести к 2000 году число аптек и мощности аптечных складов до установленных нормативов. Шире практиковать размещение аптечных учреждений в комплексе с учреждениями здравоохранения. Провести специализацию и концентрацию аптечного производства на основе новых технологий и механизации производственных процессов. Создать информационно-справочную службу о лекарственных средствах. Провести переоснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием, приборами и инструментарием, в первую очередь рентгеновскими комплексами, компьютерными томографами, ультразвуковой, электронной, эндоскопической техникой, лабораторными анализаторами, системами непрерывного наблюдения за больными, вычислительной техникой, средствами малой механизации. Особое внимание обратить на оснащение создаваемых диагностических центров, а также родильных домов, детских больниц и поликлиник. Повысить ответственность руководителей учреждений здравоохранения за рациональное и эффективное использование технических средств и оборудования. Содействовать рационализаторам и изобретателям в разработке новой медицинской техники. 8. Госагропрому РСФСР, Министерству торговли РСФСР, Роспотребсоюзу, органам государственного санитарного надзора ужесточить требовательность на всех этапах изготовления продуктов питания, особенно тщательно контролировать применение минеральных удобрений, сельскохозяйственных ядохимикатов и других химических средств в тем, чтобы исключить возможность проникновения в пищевые продукты веществ, вредных для здоровья человека. Усилить контроль за процессами переработки, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов. Не допускать их производства с нарушениями требований технологии и не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам. Особое внимание обратить на соблюдение санитарно-гигиенических правил на предприятиях общественного питания, чтобы исключить любую возможность заболеваний, вызванных употреблением недоброкачественных продуктов. Органам санитарного надзора принимать исчерпывающие меры по выявленным фактам нарушений санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм, активнее применять правовые средства в целях надежной охраны здоровья и жизни советских людей, привлекая виновных в установленном порядке к материальной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Учитывая большое значение для здоровья населения сбалансированного, полноценного питания, последовательно осуществлять меры по улучшению качества и рациональному использованию пищевых продуктов. Увеличить производство продуктов повышенной биологической ценности, с пониженным содержанием животного жира, сахара, поваренной соли, а также выпуск растительных жиров, диетических, витаминизированных и белковых продуктов. К 1991 году полностью удовлетворить потребности детей раннего возраста в жидких пастообразных молочных изделиях, детских консервах, сухих адаптированных молочных смесях. Наряду с этим следует активно проводить санитарно-просветительную работу по повышению культуры питания с тем, чтобы пищевой рацион соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. В основе профилактической деятельности должно быть утверждение здорового образа жизни каждого человека и всего общества. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общенародному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех советских людей. Это предполагает искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физкультурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний, гармоничное развитие личности. Целенаправленная работа в этом направлении должна начинаться с детства. Необходимо повысить роль и ответственность семьи за сохранение и укрепление здоровья ребенка, улучшить обучение родителей правилам гигиенического воспитания и ухода за детьми. Принять меры к широкому внедрению в практику работы дошкольных учреждений современных методов закаливания и всестороннего развития детей. 9. Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов улучшить условия труда, быта и отдыха работников здравоохранения. Организовать для них санитарно-бытовые помещения, столовые, буфеты, пункты обслуживания, комнаты отдыха, кабинеты психофизиологической разгрузки. Увеличить количество путевок на санаторно-курортное лечение и отдых. Развивать сеть жилищно-строительных кооперативов, общежитий, санаториев-профилакториев, баз отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов, клубов, домов культуры, пионерских лагерей. Предусматривать на эти цели выделение лимитов капитальных вложений. Осуществить мероприятия по централизации технического и хозяйственного обеспечения учреждений здравоохранения (обслуживание отопления, водоснабжения, лифтового хозяйства и других служб). Председатель Совета Министров РСФСР В.ВОРОТНИКОВ Управляющий Делами Совета Министров РСФСР И.ЗАРУБИН Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|