Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 26.08.1988 № 359

 



                       СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 26 августа 1988 г. N 359
                             г. МОСКВА


     О работе советских и хозяйственных органов по обеспечению
        выполнения программы жилищного и культурно-бытового
          строительства в свете решений ХХVII съезда КПСС

     Совет Министров РСФСР отмечает,  что советские и хозяйственные
органы  последовательно  проводят работу по реализации выработанной
ХХVII съездом КПСС социально-экономической  политики,  направленной
на коренное повышение уровня жизни советских людей.
     Общенародным делом становится решение важнейшей политической и
социальной  задачи  - значительное увеличение масштабов жилищного и
культурно-бытового строительства.
     За годы   Советской   власти  в  РСФСР  осуществлена  огромная
программа жилищного строительства.  К настоящему  времени  жилищный
фонд РСФСР составляет 2,3 млрд. кв. метров общей площади.
     В 1986-1987 годах выполнены государственные планы по  вводу  в
эксплуатацию  жилых  домов  за счет всех источников финансирования.
Увеличиваются    объемы    индивидуального     и     кооперативного
строительства,  повышается  качество  вводимых в эксплуатацию жилых
домов и объектов социальной сферы.
     Вместе с  тем жилищная проблема в республике остается одной из
самых острых.  На учете для улучшения жилищных условий в исполкомах
местных   Советов   народных   депутатов,   на   предприятиях  и  в
организациях состоит около 8,8 млн. семей. На территории республики
еще эксплуатируется 29 тыс. кв. метров бараков и 35 млн. кв. метров
общей площади находится в  ветхих  и  аварийных  домах,  две  трети
сельских  и около 10 процентов городских жилищ не имеют необходимых
коммунальных удобств.
     Еще не    везде    уделяется    должное    внимание   вопросам
совершенствования   эксплуатации   жилищного   фонда   и   объектов
инженерного обеспечения.
     В Российской Федерации  во  вторую  и третью смены  занимается
4 млн. школьников, или 21,4 процента. В типовых зданиях размещается
лишь 49 процентов школ.  Требуют капитального ремонта 20  процентов
школьных   зданий   и   8  процентов  подлежит  сносу.  Дошкольными
учреждениями    обеспечено   70   процентов    детей,         более
800 тыс. заявлений на устройство детей в детские ясли-сады не могут
быть       удовлетворены.       Потребность       населения       в
амбулаторно-поликлинических   учреждениях   удовлетворяется  на  79
процентов. Отстает обеспеченность населения предприятиями торговли,
культуры, общественного питания и бытового обслуживания.
     Существует значительная     неравномерность     в     жилищной
обеспеченности  и  в  уровне  социального обслуживания населения по
автономным республикам, краям и областям.
     Сложившееся положение   со   строительством   жилья  и  других
объектов  социальной   сферы   является   следствием   "остаточного
принципа" выделения капитальных вложений, средств и ресурсов на эти
цели.  Недостаточное внимание этим вопросам  уделялось  со  стороны
советских и хозяйственных органов.
     Длительное время   основные   объемы    строительства    жилья
осуществлялись   за   счет   государственных  средств,  а  развитию
индивидуального  и  кооперативного   жилищного   строительства   не
уделялось должного внимания.
     Отстает развитие   коммунального    хозяйства.    Существующие
мощности   очистных  сооружений  в  ряде  городов  не  обеспечивают
полноценной очистки сточных вод. Часть городских населенных пунктов
не  имеет  централизованных  систем  канализации  и теплоснабжения.
Неудовлетворительным    остается    состояние     централизованного
водоснабжения  и  газификации  индивидуального  жилищного  фонда  в
городах и особенно в сельских населенных пунктах, а также дорожного
строительства.
     Низким является  архитектурно-художественный  уровень  зданий,
сооружений    и    их    комплексов    в    массовом   жилищном   и
социально-культурном строительстве.
     Продолжается порочная практика приемки в эксплуатацию объектов
и сооружений с крупными недоделками и низким качеством  выполненных
строительно-монтажных работ.
     В целях  реализации  задач  социально-экономического  развития
страны  в  свете  решений  ХХVII съезда партии разработана жилищная
программа РСФСР "Жилье-2000", одобренная седьмой сессией Верховного
Совета   РСФСР   одиннадцатого   созыва,  в  которой  предусмотрено
значительно  повысить  объемы   жилищного   строительства   как   в
двенадцатой пятилетке, так и на период до 2000 года.
     В 1988-1990  годах  должно   дополнительно   направляться   на
строительство  жилых  домов  и  других объектов социальной сферы не
менее  10  процентов  капитальных  вложений,  предназначавшихся   в
пятилетнем   плане   на  строительство  объектов  производственного
назначения.
     По сравнению   с  последним  годом  одиннадцатой  пятилетки  в
прошлом году было построено больше жилья на 14,8 процента,  школ  -
на  21,2,  дошкольных  учреждений - на 27,6,  поликлиник - на 65,6,
больниц - на 15,2 процента, клубов и домов культуры - в 1,8 раза.
     Эти позитивные  сдвиги  в  развитии  жилищного строительства и
материальной базы социальной сферы произошли благодаря  активизации
работы  республиканских и местных советских и хозяйственных органов
по  укреплению  производственной  базы  строительных   организаций,
наращиванию   объемов   подрядных  работ,  увеличению  производства
продукции  предприятий  строительной  индустрии  и   промышленности
строительных материалов.
     В то же время в ряде  автономных  республик,  краев,  областей
задания  по  строительству жилья и других объектов социальной сферы
не выполняются.
     В 1987 году не выполнено задание по вводу в эксплуатацию жилых
домов   в   Астраханской,   Читинской,   Рязанской   областях;    в
Архангельской  и  Ярославской областях не обеспечен запланированный
ввод общеобразовательных школ, профтехучилищ и больниц; в Бурятской
АССР  -  школ,  дошкольных  учреждений  и  больниц;  в  Пензенской,
Свердловской и Челябинской  областях  -  дошкольных  учреждений;  в
Горьковской,   Калужской   областях   -   жилых  домов,  больниц  и
поликлиник,  а в Красноярском крае - жилья,  дошкольных учреждений,
школ,  профтехучилищ  и  больниц.  В  то  же время уровень жилищной
обеспеченности в крае - один из самых низких в  республике,  велика
очередь на устройство детей в дошкольные учреждения, более половины
амбулаторно-поликлинических      учреждений      размещается      в
неприспособленных помещениях постройки 30-40-х годов.
     В целом  по  республике  пока  не  преодолено   отставание   в
строительстве  социально-культурных объектов.  Капитальные вложения
на строительство этих объектов  в  1987  году  использованы  на  97
процентов.
     Строительство жилья и объектов  культурно-бытового  назначения
продолжает осуществляться неритмично,  что отрицательно сказывается
на выполнении заданий по  их  своевременному  вводу  в  действие  и
качестве строительства.
     На местах слабо реализуются возможности,  открываемые  Законом
СССР    о    государственном   предприятии   (объединении),   новым
хозяйственным механизмом  в  использовании  трудовыми  коллективами
заработанных средств на социальные нужды.
     Исполкомы местных Советов народных  депутатов,  предприятия  и
организации   не   везде  принимают  действенные  меры  к  широкому
привлечению средств населения для строительства жилья.
     Развитие производственной   базы   строительной   индустрии  и
промышленности  строительных  материалов  отстает  от   потребности
жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства.
     Не полностью    удовлетворяются    потребности     предприятий
строительной  индустрии  и промышленности строительных материалов в
современном   технологическом    оборудовании,    а    строительных
организаций   -   в   эффективной  высокопроизводительной  технике,
средствах малой механизации и инструменте.
     Медленно осуществляются  меры по совершенствованию организации
и управления строительством объектов социальной  сферы.  Во  многих
районах     задерживается     формирование    проектно-строительных
объединений,  не осуществляется переход  к  строительству  объектов
"под ключ".
     Имеются недостатки в работе советских и хозяйственных  органов
по   соблюдению  принципа  социальной  справедливости  при  решении
вопросов предоставления жилья.  Слабо  привлекаются  к  этому  делу
трудовые  коллективы  и  общественность,  не обеспечивается широкая
гласность.
     Не искоренены  факты  нарушения жилищного законодательства,  а
также формального отношения к решению жилищных вопросов  участников
Великой  Отечественной  войны,  воинов-интернационалистов,  молодых
специалистов.
     Во исполнение  постановления  Верховного Совета СССР от 26 мая
1988 г.  (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988 г., N 22, ст. 354)
Совет Министров РСФСР  п о с т а н о в л я е т:
     1. Признать   необходимым   принять    дополнительные    меры,
направленные на выполнение поставленных ХХVII съездом КПСС задач по
обеспечению  к  2000  году  практически  каждой   советской   семьи
отдельной квартирой или индивидуальным домом,  а также комплексному
развитию   материальной   базы   социально-культурной    сферы    и
коммунального хозяйства.
     Госплану РСФСР при подготовке предложений по РСФСР к  проектам
Концепции  экономического  и социального развития СССР на 1991-2005
годы и Основных направлений экономического и  социального  развития
СССР  на  этот  период и на тринадцатую пятилетку,  разрабатываемых
Госпланом СССР, определить контрольные цифры по строительству жилых
домов и объектов социально-культурной сферы по Российской Федерации
в объемах,  обеспечивающих выполнение этих  задач,  и  меры  по  их
реализации.
     Республиканским экономическим   органам,   Советам   Министров
автономных   республик,   исполкомам   местных   Советов   народных
депутатов,  руководствуясь решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК
КПСС,   провести  подготовительную  работу  по  переходу  с  начала
тринадцатой пятилетки на принципы самофинансирования территорий и в
первую очередь для создания материальной базы социальной сферы.
     2. Министерствам  и  ведомствам   РСФСР,   Советам   Министров
автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов
усилить работу по мобилизации  и  использованию  всех  имеющихся  в
республике,  на  местах  и  предприятиях  резервов  для безусловной
реализации заданий,  определенных постановлением  Совета  Министров
РСФСР от 25 июня 1987 г.  N 266 по вводу в эксплуатацию жилых домов
и других объектов социальной сферы на 1988-1990 годы.
     3. Госплану РСФСР,  Госстрою РСФСР, министерствам и ведомствам
РСФСР,  Советам  Министров  автономных  республик,  крайисполкомам,
облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам:
     принять меры  к   последовательному   устранению   сложившихся
диспропорций  по  отдельным  регионам  республики  в обеспеченности
населения жильем,  больницами,  школами,  детскими садами и другими
объектами  социального  назначения  на основе использования системы
социальных и экономических нормативов.  Предусмотреть  приоритетное
развитие социальной сферы в районах Сибири и Дальнего Востока;
     решительнее осуществлять  структурный  сдвиг   в   капитальных
вложениях,  имея в виду повышение их доли, направляемой на развитие
социальной сферы,  обеспечивающей увеличение темпов ее развития для
безусловного   решения   поставленных   задач.   Добиться   точного
выполнения принятого решения Партии и Правительства по  направлению
части  средств,  предусмотренных  в плане двенадцатой пятилетки,  с
производственного на непроизводственное строительство.
     4. Госплану РСФСР,  Госстрою РСФСР, министерствам и ведомствам
РСФСР,  Советам Министров автономных республик,  исполкомам местных
Советов народных депутатов:
     обеспечить существенное  увеличение  объемов   индивидуального
жилищного  строительства.  Откорректировать в 1989-1990 годах ранее
утвержденные генеральные планы городов и других населенных пунктов,
определив   в   них   территории   для   индивидуальной  застройки.
Осуществлять   комплексное    развитие    социально-культурной    и
инженерно-транспортной    инфраструктуры   районов   индивидуальной
застройки.   При   решении   указанных   вопросов    исходить    из
целесообразности размещения индивидуального жилищного строительства
в малых  и  средних  городах,  в  сельской  местности,  а  также  в
пригородных    зонах    городов,   предусматривая,   как   правило,
формирование  самостоятельных  районов  индивидуальной  малоэтажной
застройки;
     всемерно содействовать   развитию   кооперативного   жилищного
строительства,  а  также внедрению новых форм жилищной кооперации -
продажи кооперативам законченных строительством жилых домов  в  том
числе  с  привлечением  кредитов  банка  и  средств  предприятий  и
организаций.  Обеспечивать  инженерное   оборудование   районов   и
социально-культурное обслуживание жителей кооперативных домов;
     в целях быстрейшего удовлетворения потребностей молодых  семей
в   жилье  обеспечить  расширение  строительства  молодежных  жилых
комплексов с трудовым и материальным участием будущих новоселов  на
основе  разработки  и  реализации  программ  по строительству таким
комплексов с учетом имеющегося положительного опыта в этом деле.
     5. Придавая первостепенное значение решению социальных проблем
трудовых коллективов,  работающих в условиях полного  хозрасчета  и
самофинансирования,   министерствам  и  ведомствам  РСФСР,  Советам
Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных
депутатов   оказывать   им   постоянную   помощь   в   жилищном   и
социально-культурном строительстве за  счет  средств,  заработанных
предприятиями.
     6. Госплану РСФСР,  Госстрою РСФСР, министерствам и ведомствам
РСФСР,  Советам  Министров  автономных  республик,  крайисполкомам,
облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам:
     осуществлять опережающее развитие и техническое перевооружение
предприятий строительной индустрии  и  промышленности  строительных
материалов,   мощностей   строительно-монтажных   организаций   для
освоения  возрастающих  объемов  жилищного,  культурно-бытового   и
коммунального   строительства.   Обеспечить  приоритетное  развитие
материально-технической  базы  строительства  в  районах  Сибири  и
Дальнего Востока;
     принять меры к ускоренному развитию монолитного  домостроения,
а  также  к  созданию в малых и средних городах кирпичных заводов и
домостроительных предприятий небольшой мощности;
     содействовать созданию  и  укреплению  кооперативов по выпуску
строительных  материалов  и  изделий,  а  также   по   производству
строительных работ;
     последовательно осуществлять    курс    на     самообеспечение
строительными  материалами  и  изделиями  для  сооружения  объектов
социальной сферы;
     добиться коренного  улучшения  в  деле  организации  продажи и
доставки строительных материалов и изделий населению.
     7. Советам Министров автономных республик,  исполкомам местных
Советов  народных  депутатов  при  реализации   жилищных   программ
исходить  из  необходимости  максимального  сохранения  и улучшения
использования существующего  фонда  жилых  и  общественных  зданий.
Расширить  работы  по  его  модернизации  и  капитальному  ремонту,
включая крупнопанельные жилые дома застройки 60-х годов. Обеспечить
при  реконструкции необходимую перепланировку помещений,  оснащение
квартир  современным  инженерным  оборудованием,  улучшить  внешний
архитектурный    облик    этих    зданий.   Проводить   комплексную
реконструкцию  районов  сложившейся   застройки   с   одновременным
выполнением   работ   по   новому   строительству,  модернизации  и
капитальному   ремонту   существующих   зданий,   развитию   систем
инженерного  оборудования  и  благоустройству  территории,  а также
реставрации зданий и сооружений.
     Министерству жилищно-гражданского     строительства     РСФСР,
Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР совместно
с   Министерством  культуры  РСФСР  обеспечить  в  1988-1989  годах
формирование специализированных  строительно-монтажных  организаций
для  выполнения  работ  по  реконструкции  и  реставрации  зданий и
сооружений, имеющих архитектурную или историческую ценность.
     8. Госплану    РСФСР,    Госагропрому    РСФСР,   Госагропрому
Нечерноземной  зоны   РСФСР,   Министерству   жилищно-коммунального
хозяйства  РСФСР,  другим  министерствам  и  ведомствам  РСФСР  при
подготовке  с  участием  Советов  Министров  автономных  республик,
крайисполкомов,  облисполкомов  предложений к Комплексной программе
социального  переустройства  села   на   период   до   2000   года,
разрабатываемой Госпланом СССР, Госагропромом СССР, Госстроем СССР,
Министерством   газовой   промышленности   СССР   и   Министерством
энергетики   и   электрификации  СССР,  исходить  из  необходимости
ликвидации отставания от городских  условий  в  уровне  социального
обслуживания  на  селе  в  первую  очередь  в  части обеспеченности
учреждениями культурно-бытового  назначения,  а  также  инженерного
оборудования  жилищного фонда.  Предусмотреть меры по максимальному
сохранению  малых  сел,   усилить   темпы   газификации   деревень,
значительно  расширить  применение электроэнергии на бытовые нужды,
включая теплоснабжение, повысить надежность электроснабжения.
     9. Министерствам   и   ведомствам   РСФСР,  Советам  Министров
автономных республик,  крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому   горисполкомам  совместно  с  Госпланом  РСФСР  при
решении  вопросов  размещения  и  строительства  новых  предприятий
отдавать  предпочтение  средним  и  малым городам.  Последовательно
ограничивать рост крупных городов.
     10. Госстрою РСФСР,  министерствам и ведомствам РСФСР, Советам
Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных
депутатов обеспечить:
     коренное улучшение градостроительства, рациональную планировку
производственных  зон  и  жилых районов городов и других населенных
пунктов;
     преодоление в сжатые сроки имеющегося значительного отставания
в развитии коммунального хозяйства, кардинальное улучшение тепло- и
водоснабжения  населенных пунктов,  своевременное сооружение систем
общественного обслуживания и транспорта;
     опережающее строительство      водо-,      газоочистных      и
канализационных  сооружений,  наведение  должного  порядка   в   их
эксплуатации,     осуществление    необходимых    мероприятий    по
благоустройству и озеленению территорий;
     создание условий    для    организации   полноценного   досуга
населения,  проведения  по  месту  жительства   культурно-массовых,
оздоровительных  и  спортивных  мероприятий,  с учетом потребностей
различных возрастных групп населения.
     11. Госстрою  РСФСР,  Советам  Министров автономных республик,
крайисполкомам,  облисполкомам и горисполкомам обеспечить  коренное
повышение  архитектурно-художественного уровня городской и сельской
застройки,  учитывая прогрессивные национальные традиции, улучшение
планировки   домов   и  квартир,  совершенствование  конструктивных
решений и эксплуатационно-технических качеств зданий  и  сооружений
на  основе  достижений  научно-технического  прогресса,  применения
передового    отечественного    и    мирового    опыта.    Укрепить
республиканские  и местные проектные организации градостроительного
и     жилищно-гражданского     профиля,      укомплектовать      их
квалифицированными  кадрами  архитекторов и проектировщиков в целях
своевременного обеспечения проектами возрастающих объемов жилищного
и культурно-бытового строительства.
     12. Министерству жилищно-гражданского  строительства  РСФСР  и
Министерству  промышленности строительных материалов РСФСР,  другим
министерствам и  ведомствам  РСФСР,  осуществляющим  строительство,
Советам Министров автономных республик,  исполкомам местных Советов
народных депутатов  осуществить  меры  по  значительному  улучшению
качества  жилищного  и  культурно-бытового строительства,  повысить
требовательность  к  качеству  продукции  предприятий  строительной
индустрии   и   законченных   строительством  объектов,  решительно
пресекать их приемку в эксплуатацию с недоделками,  отклонениями от
проектов  и  нарушениями  требований  строительных  норм  и правил.
Последовательно расширять государственную  приемку  жилых  домов  и
других объектов социальной сферы, а также продукции на предприятиях
строительной индустрии и промышленности строительных материалов.
     13. Министерствам   и   ведомствам  РСФСР,  Советам  Министров
автономных республик,  крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому   горисполкомам   осуществить   конкретные  меры  по
обеспечению потребностей  в  прогрессивных  видах  технологического
оборудования  для  строительства и реконструкции учебных заведений,
лечебно-оздоровительных    учреждений,    предприятий     торговли,
общественного питания и бытового обслуживания,  учреждений культуры
и отдыха населения, укрепление их материально-технической базы.
     14. Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР,
Министерству  жилищно-гражданского  строительства   РСФСР,   другим
министерствам  и  ведомствам  РСФСР,  осуществляющим строительство,
Советам Министров автономных республик,  исполкомам местных Советов
народных  депутатов  развивать  прогрессивную систему строительства
жилых домов  и  других  объектов  социальной  сферы  со  сдачей  их
заказчикам       "под       ключ",       ускорить      формирование
проектно-промышленно-строительных      и      проектно-строительных
объединений,  имея  в  виду,  что к концу двенадцатой пятилетки они
должны   стать    основными    структурными    подразделениями    в
жилищно-гражданском строительстве.
     15. Министерствам   и   ведомствам    РСФСР,    осуществляющим
строительство,  Советам Министров автономных республик,  исполкомам
местных Советов народных депутатов осуществить  меры  по  улучшению
условий  труда  строителей  и  работников  предприятий строительных
материалов  и  строительной  индустрии,   повышению   квалификации,
удовлетворению  их  потребностей  в  жилье  и  объектах социального
назначения.


     Председатель
     Совета Министров РСФСР                            В.ВОРОТНИКОВ

     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР                               И.ЗАРУБИН

Информация по документу
Читайте также