Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 02.01.1989 № 1

 



                       СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                      от 2 января 1989 г. N 1
                             г. МОСКВА


            Об утверждении Правил бытового обслуживания
                          населения РСФСР

     Совет Министров РСФСР  п о с т а н о в л я е т:
     1. В соответствии  с  поручением  Совета   Министров  СССР  от
16 июня 1988 г. утвердить прилагаемые Правила бытового обслуживания
населения в РСФСР и ввести их в действие с 1 февраля 1989 г.
     2. Министерству бытового обслуживания населения РСФСР:
     установить по согласованию с Министерством  финансов  РСФСР  и
Министерством торговли РСФСР в двухмесячный срок порядок реализации
не востребованного заказчиком материала (сырья, изделий);
     представить в   Совет   Министров   РСФСР  по  согласованию  с
Министерством юстиции РСФСР предложения об  изменении  и  признании
утратившими  силу  решений  Правительства РСФСР в связи с настоящим
постановлением.


     Председатель
     Совета Министров РСФСР                                А.ВЛАСОВ

     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР                               И.ЗАРУБИН
     ______________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением
     Совета Министров РСФСР
     от 2 января 1989 г.
     N 1


                           П Р А В И Л А
              бытового обслуживания населения в РСФСР

                        I. Общие положения

     1. Правила бытового обслуживания населения в РСФСР  регулируют
отношения   между   гражданами   и   предприятиями,  объединениями,
организациями, оказывающими бытовые услуги населению, независимо от
их   ведомственной   подчиненности*,   за   исключением  отношений,
связанных  с  оказанием  услуг  по  хранению  личного  имущества  в
ломбардах,  камерах и пунктах хранения, транспортно-экспедиционному
обслуживанию  населения,  а  также  по  устранению  недостатков   в
приобретенных  в торговой сети изделиях в период гарантийного срока
их эксплуатации.
     2. По  отдельным  видам  услуг  и  работ  обслуживание граждан
осуществляется  в  соответствии  с  типовыми  договорами   бытового
заказа,  утверждаемыми  Советом  Министров  РСФСР  (в  том числе по
абонементному обслуживанию).
     3. Кооперативы  по бытовому обслуживанию населения действуют в
соответствии с их уставами  и  организуют  работу  по  обслуживанию
населения применительно к настоящим Правилам.
     4. В помещениях предприятий, где осуществляется прием и выдача
заказов, в удобном для обозрения населением месте должны быть:
     Правила бытового обслуживания населения в РСФСР;
     прейскуранты (или выписки из них) на оказываемые услуги;
     перечень основных видов предоставляемых услуг;
     свидетельство о присвоении предприятию разряда или диплома;
     витрины и альбомы с утвержденными образцами  изделий  и  видов
работ, выполняемых предприятием, журналы мод;
     образцы предлагаемых  заказчику  материалов  и   фурнитуры   с
указанием их цены;
     журнал учета спроса на бытовые услуги;
     книга отзывов;
     образцы договоров,  квитанций,  расписок и других  документов,
удостоверяющих прием заказа**, и примерная форма их заполнения;
     информация о режиме работы,  установленных  сроках  выполнения
обычных  и срочных заказов,  сроках гарантии на выполнение работы и
услуги, адресах и номерах телефонов вышестоящих организаций, днях и
часах приема граждан руководителем предприятия.
     5. Право   на   внеочередное   обслуживание    предоставляется
отдельным   категориям   граждан   в   соответствии  с  действующим
законодательством СССР и РСФСР,  а также детям дошкольного возраста
в фотографиях и парикмахерских, не имеющих детских залов.

                  II. Прием и оформление заказов

     6. Предприятие   принимает   к   исполнению   любой  заказ  на
выполнение услуг (работ), соответствующий профилю его деятельности,
за исключением заказов:
     на изготовление  изделий  из  шкурок  ценных  пушных   зверей,
добытых  охотой  и  подлежащих  обязательной сдаче государству,  не
имеющих государственного  клейма  (штампа),  из  шкурок  плотоядных
пушных зверей,  содержание которых гражданам запрещено,  а также на
выделку, химическую чистку и крашение этих шкурок;
     на выделку  и  переработку  мехового  сырья из шкурок домашних
животных (при отсутствии документа о ветеринарном обследовании);
     на изготовление   любых   видов  боевых  припасов,  взрывчатых
веществ и пиротехнических изделий;
     на изготовление химических и парфюмерно-косметических изделий,
ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;
     на переработку золота,  серебра и платины в слитках, пластинах
и  россыпью,  различных  изделий  из  этих  металлов   неювелирного
характера (промышленного назначения);
     на изготовление и ремонт любых  видов  оружия  (кроме  ремонта
охотничьих ружей с разрешения соответствующих органов);
     на изготовление  множительных   и   копировальных   аппаратов,
штампов,  штемпелей, печатей, шрифтов (при отсутствии разрешения на
их изготовление);
     на медицинское обслуживание, кроме услуг, разрешенных органами
здравоохранения;
     на другие   услуги,   если   их   оказание  в  сфере  бытового
обслуживания населения запрещено законодательством СССР и РСФСР.
     7. Заказы  и  заявки  на  бытовые  услуги и работы принимаются
непосредственно  в  приемных  пунктах  на  предприятиях,  по  месту
работы,  учебы,  отдыха и жительства граждан,  а также по телефону,
автоматическими установками и по почте.
     8. Прием  заказов  на  изготовление  изделий  производится  по
журналам  мод  или  утвержденным  образцам,  а  также  по   эскизам
заказчика.  По желанию заказчика могут быть сделаны согласованные с
предприятием отступления  от  утвержденных  образцов  и  технологии
изготовления изделия,  которые он подтверждает подписью в документе
установленной формы.
     Заказчику оказывается  квалифицированная консультация в выборе
модели,  фасона или  конструкции  изделия,  расцветки  и  структуры
материала, а также в составлении эскиза изделия.
     9. Заказ на бытовые услуги оформляется  договором,  в  котором
заполняются  все указанные в нем реквизиты.  Услуги,  выполняемые в
присутствии  заказчика  и   по   методу   самообслуживания,   могут
оформляться путем выдачи жетона, талона, кассового чека и т. п.
     Оформление заказа может производиться без участия приемщика по
методу   взаимного  доверия.  В  этих  случаях  заказчик  заполняет
бланк-заказ или другой соответствующий документ.
     10. В  договоре указываются виды материалов (сырья,  изделий),
которые предоставляются заказчиком или предприятием для  выполнения
заказа.
     Количество материала  (сырья,   изделий),   необходимого   для
выполнения  услуг  (работ),  определяется  по  установленным нормам
расхода и взаимному согласованию заказчика с предприятием.
     11. В  соответствии со статьями 358 и 359 Гражданского кодекса
РСФСР предприятие обязано своевременно предупредить заказчика:
     о непригодности  или  недоброкачественности  материала (сырья,
изделия), полученного от заказчика;
     о том,  что  соблюдение указаний заказчика грозит годности или
прочности выполняемой работы;
     о наличии  иных,  не  зависящих  от предприятия обстоятельств,
грозящих годности или прочности выполняемой работы;
     если заказчик,   несмотря   на  своевременное  и  обоснованное
предупреждение со стороны предприятия в соразмерный срок не заменит
непригодный или недоброкачественный материал (сырье,  изделие),  не
изменит указаний о способе выполнения работы либо не устранит  иных
обстоятельств,  грозящих годности или прочности работы, предприятие
вправе отказаться от договора и взыскать понесенные им убытки.
     Если предприятие не предупредило заказчика о непригодности или
недоброкачественности  материала  (сырья,  изделия),  невозможности
соблюдения указаний заказчика о способе выполнения работы,  а также
о наличии иных, не зависящих от предприятия обстоятельств, грозящих
годности  или прочности выполняемой работы,  и не указало об этом в
документе  установленной  формы,  оно  несет   ответственность   за
ненадлежащее исполнение заказа.

                  III. Выполнение и выдача заказа

     12. Предприятие обеспечивает:
     максимальные удобства для населения в получении услуг (работ);
     предоставление услуг (работ) высокого качества;
     техническое обслуживание  и   ремонт   изделий,   транспортных
средств   в   соответствии  с  требованиями  нормативно-технической
документации,  действующей на  предприятии,  условиями  договора  и
пожеланиями заказчика;
     выполнение гарантийных   обязательств   на   изготовленные   и
отремонтированные им изделия, транспортные средства;
     соблюдение сроков исполнения заказов;
     высокую культуру обслуживания;
     сохранность принятых от заказчика материалов (сырья, изделий);
     соблюдение государственной дисциплины цен;
     при наличии   подменного   фонда   бытовой    радиоэлектронной
аппаратуры,   сложной   бытовой   техники   по   желанию  заказчика
предоставление ему аналогичного изделия  в  пользование  на  период
исполнения заказа за дополнительную плату.
     13. В соответствии со статьями 353 и 354 Гражданского  кодекса
РСФСР:
     предприятие обязано выполнить работу, обусловленную договором,
из   своего  материала  и  своими  средствами,  поскольку  иное  не
установлено законом или договором;
     предприятие, выполняющее работу из своего материала,  отвечает
за его качество и обязано за свой счет заменить его  по  требованию
заказчика, если материал окажется недоброкачественным;
     если работа выполняется  из  материала  предприятия,  материал
оплачивается   при  заключении  договора  полностью  или  в  части,
указанной  в  соответствующем  типовом  договоре,  с  окончательным
расчетом при получении заказчиком выполненной предприятием работы.
     В случаях, предусмотренных типовыми договорами, материал может
быть  представлен  предприятием  в  кредит  (с рассрочкой платежа).
Последующее изменение цены предоставленного в кредит  материала  не
влечет за собой перерасчета.
     Если работа выполняется полностью или  частично  из  материала
заказчика, предприятие отвечает за неправильное использование этого
материала.  При   завершении   работ   или   аннулировании   заказа
предприятие  обязано  представить  заказчику отчет в израсходовании
материала и возвратить остаток материала.
     Заказчику возвращаются  также  замененные за плату неисправные
узлы и детали.  В случае  отказа  заказчика  от  их  получения  они
приходуются предприятием.
     Если работа выполняется из материалов  заказчика,  в  договоре
должны  быть  указаны точное наименование материалов и их оценка по
соглашению  сторон.  В  таком  же  порядке  осуществляется   оценка
сдаваемым  заказчиком  изделий  для  выполнения  ремонтных и других
работ.
     14. Предприятие  выполняет заказы на бытовые услуги (работы) в
сроки,  согласованные с заказчиком и указанные в договоре,  которые
устанавливаются   в   пределах  максимальных  сроков,  утверждаемых
Советами   Министров   автономных    республик,    крайисполкомами,
облисполкомами,   Мосгорисполкомом,   Ленгорисполкомом   с   учетом
производственных  возможностей  предприятий  или  по  их  поручению
исполкомами районных и городских Советов народных депутатов.
     Разовое изготовление оригинальных изделий,  ремонт  уникальных
изделий,   аппаратуры   с   измененной   конструкцией   и   схемой,
транспортных средств, а также изделий иностранных марок выполняются
в сроки, установленные предприятием по согласованию с заказчиком.
     По желанию  граждан  заказ  может  быть  выполнен  в   срочном
порядке. За срочность выполнения услуги (работы) взимается надбавка
(без  стоимости  отдельно   оплачиваемых   заказчиком   материалов,
запасных    частей,    фурнитуры)   в   размерах,   предусмотренных
действующими прейскурантами.  В этом случае срок исполнения  заказа
исчисляется с момента (часа) приема заказа, указанного в договоре.
     В соответствии со статьями 72 и 76 Гражданского кодекса  РСФСР
течение  срока исполнения заказа начинается на следующий день после
календарной даты приема заказа.
     Если последний  день  срока  выполнения  заказа  приходится на
нерабочий день,  днем окончания срока считается ближайший следующий
за ним рабочий день.
     15. При выполнении услуг на дому  у  заказчика  или  в  другом
месте  (садовом участке,  гараже и т.  д.) предприятие обеспечивает
явку работника в  согласованное  с  заказчиком  время,  а  заказчик
обязан создать необходимые условия для выполнения услуг (работ).
     16. Доставка  материала  (сырья,  изделий)  заказчика  по  его
желанию  осуществляется  предприятием  за  дополнительную плату или
самим заказчиком.
     При выходе  из  строя  по  вине предприятия изготовленного или
отремонтированного на предприятии изделия,  узла, агрегата в период
гарантийного  срока  их  доставка  на  предприятие  и  к  заказчику
осуществляется за счет предприятия.
     17. Заказчик  имеет  право  в  процессе  выполнения  заказа по
соглашению с предприятием вносить в него частичные изменения,  если
их  исполнение  технически и технологически возможно.  Все принятые
изменения вносятся в договор.
     18. В  соответствии со статьями 360 и 364 Гражданского кодекса
РСФСР заказчик имеет право:
     а) при   наличии   уважительных  причин  во  всякое  время  до
окончания  работы  отказаться  от  договора,  уплатив   предприятию
вознаграждение  за выполненную часть работы и возместив ему убытки,
причиненные расторжением договора,  с зачетом того, что предприятие
сберегло вследствие расторжения договора;
     б) отказаться от договора и  потребовать  возмещения  убытков,
если  предприятие  не приступает своевременно к исполнению договора
или выполняет работы настолько медленно,  что окончание ее к  сроку
становится явно невозможным;
     в) назначить  предприятию  соразмерный  срок  для   устранения
недостатков,  если во время выполнения работы станет очевидным, что
она не будет  выполнена  надлежащим  образом,  а  при  неисполнении
предприятием  этого  требования  в  назначенный  срок отказаться от
договора и  либо  потребовать  возмещения  убытков,  либо  поручить
исправление работы третьему лицу за счет предприятия;
     г) по своему выбору  требовать  безвозмездного  исправления  в
соразмерный   срок  допущенных  отступлений  от  условий  договора,
ухудшивших работу,  или устранения иных недостатков в  работе,  или
возмещения    понесенных   заказчиком   необходимых   расходов   по
исправлению своими средствами недостатков  работы,  если  договором
предусмотрено   такое   право   заказчика,   или   соответственного
уменьшения вознаграждения за работу;
     д) требовать  расторжения  договора  и  возмещения убытков при
наличии в работе существенных отступлений  от  договора  либо  иных
существенных недостатков;
     е) по своему выбору требовать либо изготовления другой вещи из
однородного материала такого же качества, либо расторжения договора
и возмещения убытков,  если  в  вещи,  изготовленной  из  материала
заказчика, были обнаружены существенные отступления от договора или
другие существенные недостатки.
     19. Маркировка  и  упаковка  изготовленных и отремонтированных
предприятием изделий производится  в  соответствии  с  требованиями
нормативно-технической документации, действующей на предприятии.
     20. В соответствии со статьей 361 Гражданского  кодекса  РСФСР
заказчик обязан:
     принять работу, выполненную предприятием, и осмотреть ее. Если
заказчик  не  заявит  немедленно  предприятию  об  отступлениях  от
условий договора, ухудшивших работу, или иных недостатках в работе,
он  теряет  право  в  дальнейшем  ссылаться  на  эти отступления от
условий договора или недостатки в работе;
     сообщить предприятию  об  отступлениях  от  условий договора и
иных недостатках в работе,  которые не могли  быть  обнаружены  при
обычном способе ее принятия, немедленно по их обнаружении.
     21. Заказчик   подтверждает   подписью   в   договоре   оплату
выполненных  услуг  (получение изделия).  При работе предприятия на
условиях  договорной   формы   организации   и   оплаты   труда   с
фиксированной  суммой  выручки,  а  также  на работах,  где учетные
документы не применяются,  письменное  подтверждение  заказчика  об
оплате услуг (получении изделия) не требуется.
     22. При  выдаче  исполненного  заказа  предприятие   письменно
информирует  заказчика  о  гарантийных сроках на выполненные услуги
(работы).
     Гарантийные сроки   на   изготовленные   и   отремонтированные
предприятием   изделия,    транспортные    средства    определяются
действующими    стандартами,    техническими    условиями,   другой
нормативно-технической документацией и исчисляются со дня получения
заказа,  а  в  случае  несвоевременного   их   получения   по  вине
заказчика -  со  дня  установленного  договором  срока   исполнения
заказа.
     На изделия      сезонного      назначения,       изготовленные
заблаговременно,  начало  истечения сроков гарантии устанавливается
Советами   Министров   автономных    республик,    крайисполкомами,
облисполкомами,   Мосгорисполкомом,   Ленгорисполкомом,  исходя  из
местных климатических условий.
     23. При  утере  договора  заказчик  обязан  известить  об этом
предприятие, принявшее заказ.
     В этом   случае  указанное  в  договоре  изделие  выдается  по
письменному  заявлению  заказчика  с  предъявлением  паспорта   или
другого  документа,  удостоверяющего  его  личность,  а  при  утере
договора на ремонтируемые транспортные средства предъявляется также
технический паспорт на транспортное средство.
     24. В соответствии со статьей 366 Гражданского кодекса РСФСР в
случае  неявки  заказчика  за  получением  вещи,  изготовленной  по
договору бытового заказа,  предприятие вправе  по  истечении  шести
месяцев со дня, когда согласно договору вещь должна была быть сдана
заказчику,  и последующего двукратного  письменного  предупреждения
заказчика продать вещь в установленном порядке, а вырученную сумму,
за  вычетом  всех  причитающихся  предприятию  платежей,  внести  в
депозит нотариальной конторы на имя заказчика.

                     IV. Расчеты с заказчиком

     25. Бытовые услуги и работы оплачиваются заказчиком по ценам и
тарифам, утвержденным в установленном порядке.
     В случае  выполнения  предприятием  по просьбе заказчика услуг
(работ),  не предусмотренных при оформлении  заказа,  стоимость  их
оплачивается заказчиком дополнительно.
     26. При    невыполнении    предприятием    условий    договора
предусмотренные  прейскурантами  надбавки (дополнительная плата) за
особые условия предоставления и дополнительные виды  бытовых  услуг
не   взимаются.  При  этом  предприятие  выплачивает  заказчику  за
нарушение  срока  исполнения  заказа  пеню,  а  за   некачественное
исполнение  заказа  -  штраф  в  установленных  пунктами  29  и  30
настоящих Правил размерах.
     27. В  соответствии  со статьей 362 Гражданского кодекса РСФСР
заказчик обязан оплатить выполненную предприятием работу  по  сдаче
всей работы, если иное не установлено законом или договором.
     При заключении договора полностью оплачиваются услуги:
     кинофотолабораторий и   фотографий,   студий  звукозаписи,  по
обслуживанию торжественных мероприятий и ритуальные услуги;
     по покупке, доставке и пересылке подарков, цветов, сувениров;
     по обучению населения  вязке  трикотажных  изделий,  кройке  и
шитью одежды, фотографированию и другим курсам обучения;
     по приему в расклейку объявлений;
     по опробированию и клеймению ювелирных изделий;
     по абонированию служебных и домашних телефонов  для  получения
разных справок;
     бань и душей;
     по обеспечению  индивидуальных  подписчиков газетно-журнальной
информацией по интересующим темам;
     транспортные и посреднические услуги;
     выполняемые в   присутствии   заказчика,   а    также    путем
самообслуживания.
     За услуги  по  ремонту  транспортных  средств  при   стоимости
заявленных  работ  свыше 50 рублей,  изготовлению и ремонту мебели,
ремонту и строительству жилых и  нежилых  помещений,  изготовлению,
обновлению и крупному ремонту обуви заказчик вносит аванс в размере
не менее 50% стоимости выполняемой работы.
     Заказчик может  по своему желанию оплатить полностью стоимость
любой услуги при заключении договора.
     Оплата услуг  может производиться чеками Сберегательного банка
СССР или путем перечислений сумм со счетов по вкладам населения.

                 V. Имущественная ответственность

     28. Заказчик вправе предъявить предприятию претензии, если оно
допустило отступление от условий договора,  ухудшившее работу,  или
иные недостатки в работе.
     Претензии заказчика   должны   быть  рассмотрены  предприятием
безотлагательно,  а требующие дополнительного изучения и проверки -
в течение 15 дней со дня поступления претензии.
     29. При нарушении предприятием  срока  исполнения  заказа  оно
выплачивает  заказчику  пеню  в размере 1%  стоимости работы,  а по
видам услуг,  где стоимость работы отдельно не определяется,  -  1%
стоимости  заказа  за  каждый  день  просрочки,  но  не  более  50%
стоимости работы или заказа (при ремонте транспортных средств -  не
более 50 рублей).
     30. В  случае  некачественного  исполнения  заказа   по   вине
предприятия оно уплачивает заказчику штраф в размере 20%  стоимости
работы,  а  по  видам  услуг,  где  стоимость  работы  отдельно  не
определяется, - 20% стоимости заказа.
     31. В случае неполучения заказа (кроме транспортных средств) в
течение  10  дней  после  срока  исполнения  заказа,  указанного  в
договоре,  предприятие взыскивает с заказчика  пеню  в  размере  1%
стоимости работы, а по видам услуг, где стоимость работ отдельно не
определяется,  - 1% стоимости заказа за каждый день хранения, но не
более 50% стоимости работы или заказа.
     32. При неявке  работника  предприятия  для  выполнения  услуг
(работ) на дому (садовом участке, в гараже и т. п.) в согласованный
с заказчиком день предприятие по требованию  заказчика  выплачивает
штраф в размере 10 рублей.
     33. Предприятие,  утратившее   (повредившее)   полностью   или
частично принадлежащий заказчику материал (сырье, изделие), обязано
в трехдневный срок  заменить  его  однородным  материалом  (сырьем,
изделием),   а  при  отсутствии  такового  -  возместить  заказчику
понесенные убытки - стоимость утраченного (поврежденного) материала
(сырья,  изделия),  а также расходы,  понесенные заказчиком.  Кроме
того,  с предприятия взыскивается штраф  в  размере  50%  стоимости
утраченного   материала  (сырья,  изделия),  если  оно  не  докажет
отсутствие своей вины в его утрате.
     По желанию   заказчика  предприятие  обязано  возобновить  вне
очереди заказ и  изготовить  изделие  из  однородного  материала  в
кратчайший срок.
     34. Споры,  возникшие   между   предприятием   и   заказчиком,
разрешаются в судебном порядке.
     В соответствии со статьей 365 Гражданского кодекса РСФСР:
     иск по  поводу  отступлений  предприятия  от условий договора,
ухудшивших  работу,  или  иных  недостатков  в  работе  может  быть
предъявлен заказчиком в течение 6 месяцев со дня принятия работы, а
если недостатки  не  могли  быть  обнаружены  при  обычном  способе
принятия работы, - в течение одного года со дня принятия работы;
     иск по поводу таких недостатков  в  строении  или  сооружении,
которые  не  могли  быть  обнаружены  при  обычном способе принятия
работы,  если  одной  из  сторон  является  гражданин,  может  быть
предъявлен заказчиком в течение трех лет со дня принятия работы;
     если в договоре предусмотрен гарантийный срок и  заявление  по
поводу  недостатков  работы  сделано в пределах гарантийного срока,
течение срока  исковой  давности  начинается  со  дня  заявления  о
недостатках.
     ____________
     * В дальнейшем именуются предприятия.
     ** В дальнейшем именуются договором.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также