Расширенный поиск
Постановление Совета Министров РСФСР от 12.05.1989 № 153СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 12 мая 1989 г. N 153 г. МОСКВА О мерах по финансовому оздоровлению экономики и укреплению денежного обращения в РСФСР в 1989-1990 годах и в тринадцатой пятилетке Совет Министров РСФСР отмечает, что итоги работы за три года пятилетки свидетельствуют об определенных положительных сдвигах в экономическом и социальном развитии РСФСР. Под воздействием перехода на преимущественно экономические методы управления народным хозяйством, перевода предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование улучшились качественные показатели производства, наметились прогрессивные структурные изменения отраслевых пропорций, стали более рационально использоваться материальные и трудовые ресурсы. В 1988 году возросли темпы экономического роста. Усиливается социальная направленность экономики. Однако коренного перелома в повышении эффективности общественного производства не произошло. Накопившиеся к началу двенадцатой пятилетки диспропорции в экономике и финансах, которые нередко закладывались в планах социально-экономического развития, инерционность затратного механизма оказались столь значительными, что найти пути их полного преодоления в короткие сроки не представилось возможным. Более того, на отдельных направлениях, и прежде всего в сфере финансов и денежного обращения, положение даже ухудшилось. В последние годы замедлился рост финансовых ресурсов государства, а по отдельным их видам произошло сокращение. С большими трудностями исполняется государственный бюджет РСФСР, усиливается его дефицитность, продолжается эмиссия денег. Проводимая экономическая реформа все еще недостаточно воздействует на интенсификацию производства. Состояние финансов многих предприятий, объединений и организаций является неустойчивым. На финансовых результатах отраслей хозяйства по-прежнему отрицательно сказываются убыточность большого количества предприятий и организаций, продукции, работ и услуг, превышающая 5 млрд. рублей, значительные непроизводительные расходы и потери, которые ежегодно достигают 10 млрд. рублей. Режим экономии не стал повсеместно неотъемлемым методом хозяйствования. В сверхнормативных запасах товарно-материальных ценностей постоянно замораживается 4 - 4,5 млрд. рублей. На низком уровне находится расчетно-платежная дисциплина. Крайне медленно решается стратегическая задача превращения научно-технического прогресса в главный рычаг повышения эффективности. Продолжается распыление капитальных вложений. Сверхнормативный объем незавершенного строительства увеличивается и составляет 7 млрд. рублей. Имеющиеся в распоряжении предприятий фонды экономического стимулирования не в полной мере обеспечиваются необходимыми материально-техническими ресурсами, в результате чего возрастают неиспользуемые остатки средств указанных фондов. Во многих случаях эти средства расходуются неэффективно. В последнее время происходит увеличение численности административно-управленческого персонала в первичном звене производства - на предприятиях, в объединениях, организациях, совхозах и колхозах. Действующие системы оплаты труда и материального поощрения недостаточно увязаны с конечными результатами работы предприятий и личным вкладом каждого работника. Допускаются многочисленные нарушения плановой и финансовой дисциплины. Рост оплаты труда, особенно в 1988 году и в январе - марте 1989 г., опережал рост его производительности. Многие предприятия производят из фонда социального развития всевозможные денежные выплаты, не предусмотренные действующим законодательством. Многие министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы продолжают запрашивать завышенные ассигнования из бюджета, не принимая должных мер к использованию имеющихся резервов и повышению эффективности производства, увеличению выпуска продукции и объемов услуг, позволяющих укреплять собственную доходную базу. Объемы производства, и прежде всего товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, не обеспечивают удовлетворения покупательского спроса населения и отраслей народного хозяйства. Многие решения по вопросам социально-экономического развития не увязывались с наличием реальных финансовых и материальных ресурсов. Все это привело к переполнению денежного оборота излишними платежными средствами, вызвало напряженность на потребительском рынке и рынке средств производства, усилило инфляционные процессы. В сложившейся ситуации первостепенное значение для последовательной реализации курса партии на ускорение социального и экономического развития республики, углубление радикальной экономической реформы имеет оздоровление финансов и укрепление денежного обращения. В целях приостановления дальнейшего ухудшения финансового положения и денежного обращения в республике, сдерживания инфляционных процессов, стабилизации экономической обстановки, создания в тринадцатой пятилетке прочной базы для эффективного функционирования нового хозяйственного механизма и формирования социалистического рынка, решения стратегических задач экономического и социального развития и во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1989 г. N 231 "О мерах по финансовому оздоровлению экономики и укреплению денежного обращения в стране в 1989-1990 годах и в тринадцатой пятилетке" Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т: 1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, предприятиям, объединениям и организациям считать первоочередной задачей социально-экономической деятельности повсеместное повышение эффективности производства, внедрение жесткого режима экономии, рациональное использование финансовых ресурсов, рост доходов, расширение выпуска товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, с тем чтобы обеспечить стабилизацию денежного обращения и кардинальное укрепление финансов. При этом исходить из того, что в условиях радикальной экономической реформы при расширении самостоятельности и прав предприятий, объединений и организаций в решении вопросов производственного и социального развития для обеспечения устойчивости функционирования всего народного хозяйства особое значение приобретает неукоснительное соблюдение на всех уровнях хозяйствования плановой, договорной, производственной, финансовой и трудовой дисциплины. Признать необходимым осуществить комплекс неотложных мер по укреплению денежного обращения и оздоровлению финансов на базе дальнейшего углубления радикальной экономической реформы и структурной перестройки народного хозяйства. По структурной перестройке экономики и дальнейшему совершенствованию хозяйственного механизма 2. Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при дальнейшей работе над предложениями к проекту Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР на тринадцатую пятилетку и период до 2005 года и подготовке проектов государственных планов экономического и социального развития СССР и РСФСР на 1991-1995 годы предусмотреть обеспечение за счет повышения эффективности общественного производства надежной сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, подлинного равновесия в развитии народного хозяйства республики. Руководствуясь решениями ХIХ Всесоюзной конференции КПСС, положить в основу формирования темпов и пропорций воспроизводства линию на социальную переориентацию экономики за счет достижения нового качества роста, всесторонней интенсификации производства, ресурсосбережения, ускорения научно-технического прогресса, реконструкции машиностроения. Предусмотреть на тринадцатую пятилетку приоритетное развитие материально-технической базы предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления и оказывающих услуги населению, ускоренное формирование индустриального потребительского комплекса в полной увязке с развитием сопряженных сырьевых отраслей. Обеспечить опережение не менее чем в два раза темпов прироста промышленности группы "Б", производящей предметы потребления, по сравнению с темпами прироста группы "А", выпускающей средства производства. Добиться на этой основе устойчивой сбалансированности платежеспособного спроса населения и предложения товаров и услуг. Создать условия для опережающего роста потребительских расходов над денежными доходами населения, резкого сокращения в тринадцатой пятилетке неудовлетворенного спроса населения. 3. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 231 признали необходимым: а) перестроить распределительные отношения с целью усиления заинтересованности и ответственности работников за результаты своего труда и рост благосостояния. При подготовке предложений по проведению в тринадцатой пятилетке централизованных мероприятий по повышению народного благосостояния, совершенствованию системы социальных гарантий обеспечить полную сбалансированность указанных мер с материальными и финансовыми ресурсами государства; б) подчинить структурную, инвестиционную и научно-техническую политику решению важнейшей в современных условиях задачи - превращению ресурсосбережения и повышения эффективности в главные источники экономического развития. Обеспечить в тринадцатой пятилетке повсеместное повышение эффективности капитальных вложений, крупномасштабное перераспределение их в пользу потребительского сектора и социальной сферы на основе всемерной экономии капиталоемких видов материальных ресурсов, последовательной ликвидации сфер малоэффективного их использования, модернизации технически отсталых производств, достижения мирового уровня качества и надежности продукции, особенно машиностроительной. Жестко подойти к формированию инвестиционной программы тринадцатой пятилетки, прекратить или перенести на более поздние сроки реализацию крупных проектов, эффект от которых может быть получен лишь по истечении длительного времени. При проведении крупномасштабной модернизации народного хозяйства максимально использовать те направления научно-технического прогресса, которые уже подтвердили свою высокую эффективность, обеспечивают существенное ресурсосбережение. Усилить работу по выводу на качественно новые рубежи машиностроения, особенно его отраслей, обеспечивающих коренную структурную перестройку народного хозяйства; в) последовательно реализуя курс на проведение миролюбивой внешней политики, предусмотреть в тринадцатой пятилетке ограничение расходов на оборону без ущерба для безопасности страны, разработать меры по ускоренной конверсии военно-промышленного потенциала, использованию высвобождающихся ресурсов и мощностей в первую очередь для наращивания производства товаров народного потребления и выпуска оборудования для легкой промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и торговли; г) в целях усиления стимулирующего воздействия хозяйственного механизма на укрепление финансов предприятий, отраслей народного хозяйства и государства, на более полное сбалансирование денежных доходов и расходов населения: ввести, начиная с тринадцатой пятилетки, преимущественно налоговые методы регулирования доходов предприятий, объединений и организаций, положив в основу равнонапряженные требования к распределению прибыли (дохода) между ними и государством в сочетании с использованием налоговых льгот для стимулирования научно-технического прогресса, ресурсосбережения, расширения экспорта и увеличения производства товаров для народа. Исключить практику изъятия министерствами и ведомствами части прибыли рентабельно работающих предприятий для выплаты различных дотаций убыточным и низкорентабельным предприятиям. Поручили Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Госбанку СССР разработать эффективную систему управления процессом ликвидации убыточности предприятий, имея в виду ввести ее в тринадцатой пятилетке; обеспечить непосредственную зависимость размеров фондов экономического стимулирования предприятий, объединений и организаций от конечных результатов их работы, исключить возможность получения незаработанных средств. Применять меры, ограничивающие доходы отдельных предприятий и объединений, извлекаемые ими в связи с монопольным положением на рынке товаров; разработать экономические методы, стимулирующие направление предприятиями и объединениями хозрасчетного дохода на социальное и производственное развитие трудовых коллективов; создать экономический механизм, препятствующий необоснованному росту фонда заработной платы (фонда оплаты труда); предусмотреть концентрацию в распоряжении государства необходимых материальных и финансовых ресурсов для осуществления эффективной инвестиционной политики с целью структурной перестройки экономики, реализации государственных научно-технических и важнейших региональных программ, обеспечения динамичного, пропорционального и сбалансированного развития народного хозяйства, роста уровня жизни народа; осуществить перевод союзных республик и регионов на принципы самоуправления и самофинансирования; д) разработать комплекс мер, направленных на совершенствование экономических отношений в стране и последовательную реализацию принципа социальной справедливости в распределении и использовании доходов, материальных благ и услуг. В первоочередном порядке подготовить решение таких назревших вопросов, как улучшение пенсионного обеспечения населения, упорядочение налогообложения населения и кооперативов и развитие государственной системы страхования имущества предприятий и граждан, а также более рациональное использование земельного фонда государства. Утвердили перечень соответствующих нормативных актов, подлежащих разработке в 1989 году, согласно приложению N 1*. По преодолению бюджетного дефицита, увеличению доходов и сокращению расходов республики 4. Осуществить дополнительные меры, обеспечивающие сокращение расходов Государственного бюджета РСФСР и увеличение его доходов на 5195,3 млн. рублей в 1989 году и на 3205,4 млн. рублей в 1990 году, согласно приложению N 2*. 5. Уменьшить установленные на 1989 год лимиты государственных централизованных капитальных вложений на 652,1 млн. рублей, в том числе строительно-монтажных работ на 500,8 млн. рублей, согласно приложению N 3*. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам и горисполкомам: внести в кратчайший срок необходимые изменения в планы капитального строительства по стройкам и объектам, сооружаемым за счет государственных централизованных капитальных вложений, и в договоры подряда на капитальное строительство; осуществить комплекс мер по снижению сверхнормативных объемов незавершенного строительства в 1989 году не менее чем на 50 процентов с тем, чтобы к концу текущей пятилетки довести его до установленных нормативов; в первоочередном порядке выделять капитальные вложения для пусковых строек, а также для сооружения объектов, связанных с выпуском товаров народного потребления и оказанием услуг населению. В связи с сокращением объемов государственных централизованных капитальных вложений Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить изменение лимитов на материальные ресурсы соответствующим потребителям, перезаключение договоров на поставку продукции и направление высвобождающихся ресурсов для расширения производства товаров народного потребления, оказания услуг населению, увеличения рыночных фондов строительных материалов, а также на экспорт. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 231: поручили министерствам и ведомствам при уточнении плана капитального строительства на 1989 год не допускать уменьшения лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ, выделенных на развитие материальной базы социально-культурной сферы, прежде всего на жилищное строительство, а также на сооружение объектов, связанных с выпуском товаров народного потребления и оказанием услуг населению. Признали необходимым разработать и осуществить действенные меры, обеспечивающие в 1989-1990 годах доведение объемов незавершенного строительства до установленных нормативов; установили, что высвобождающиеся в связи с сокращением лимитов государственных капитальных вложений средства централизованных фондов и резервов министерств и ведомств перечисляются в государственный бюджет, а материальные ресурсы направляются на расширение производства товаров народного потребления, оказание услуг населению, увеличение рыночных фондов строительных материалов, а также поставок на экспорт. 6. Госплану РСФСР, Госстрою РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкома, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при формировании проекта плана капитального строительства на 1990 год обеспечить дальнейшее ограничение фронта строительства, ужесточить требования к соблюдению его нормативных сроков, к качеству и технико-экономическим показателям проектов. При этом исходить из того, что объем государственных капитальных вложений, установленный в пятилетнем плане на 1990 год, должен быть сокращен. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов до конца двенадцатой пятилетки не осуществлять сооружения вновь начинаемых объектов производственного назначения, строительство которых не вызывается первостепенной необходимостью или может быть отложено на более позднее время, за исключением объектов по развитию базы строительной индустрии и строительных материалов и предприятий сферы торговли, платных услуг и производящих товары для народа. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 231 поручили предприятиям, объединениям и организациям повысить эффективность использования средств фонда развития производства, науки и техники, направляя их на разработку и внедрение новой техники, совершенствование производства и создание дополнительных мощностей, в первую очередь по выпуску товаров народного потребления. Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР при разработке проектов плана и бюджета на 1990 год ограничить расходование централизованных средств для финансирования капитальных вложений в производственную сферу. 7. Сократить предусмотренный в Государственном бюджете РСФСР на 1989 год резервный фонд Совета Министров РСФСР на 530 млн. рублей. 8. Отметить, что министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами не приняты необходимые меры к резкому сокращению убыточности производства на основе коренного улучшения работы предприятий и организаций, а при необходимости - реорганизации и ликвидации убыточных предприятий. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам сократить дотации убыточным предприятиям и организациям в 1989 году не менее чем на 30 процентов, а в 1990 году в основном завершить работу по ликвидации их убыточности. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 231 установили, что высвобождающиеся средства централизованных фондов министерств и ведомств (кроме Госагропрома СССР и госагропромов союзных республик), предназначенные на выплату дотаций убыточным предприятиям и организациям, вносятся в доход соответствующих бюджетов. Установить, что начиная 1990 года финансирование убыточных предприятий и организаций осуществляется по перечням, утверждаемым Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами, а государственных предприятий и организаций Госагропрома РСФСР и Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР - этими госагропромами. В связи с этим министерствам и ведомствам РСФСР представить с проектами плана и бюджета на 1990 год Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР перечень указанных предприятий и организаций с обоснованием причин убыточности и сроков выхода их на рентабельную работу. Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР рассмотреть материалы по этому вопросу и представить в Совет Министров РСФСР проект перечня убыточных предприятий и организаций одновременно с проектами плана и бюджета на 1990 год. Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Министерству автомобильного транспорта РСФСР, Министерству бытового обслуживания населения РСФСР, Министерству топливной промышленности РСФСР и Министерству культуры РСФСР, где убыточность подведомственных предприятий и организаций вызывается причинами, связанными с особенностями их деятельности, представить с проектами плана и бюджета на 1990 год Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР конкретные предложения по внедрению в практику новых механизмов планирования и финансирования для рассмотрения и направления их в Комиссию Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма. 9. Увеличить предусмотренные в Государственном бюджете РСФСР на 1989 год поступления налога с оборота на 1 млрд. рублей в связи с намечаемыми мерами по дополнительному производству товаров народного потребления, сокращению поставок товаров внерыночным потребителями (с передачей их для реализации населению и кооперативам) по автономным республикам, краям, областям, городам Москве и Ленинграду согласно приложению N 4*. 10. Всероссийскому хозрасчетному внешнеторговому объединению при Совете Министров РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам принять меры по резкому повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества, развитию прибрежной и приграничной торговли с зарубежными странами, устойчивому росту объемов товарооборота. Всероссийскому хозрасчетному внешнеторговому объединению при Совете Министров РСФСР обеспечить в 1989 году увеличение поступлений в бюджет на 100 млн. рублей. Министерству финансов РСФСР и Всероссийскому хозрасчетному внешнеторговому объединению при Совете Министров РСФСР определить таможенные доходы и ассигнования на осуществление экспортно-импортных операций на 1989 год. Обеспечить, начиная с 1990 года, сокращение расходов бюджета на покрытие убытков по экспортно-импортным операциям. 11. Министерству финансов РСФСР и Госплану РСФСР в 2-месячный срок совместно с соответствующими министерствами и ведомствами РСФСР, общественными организациями изучить возможность сокращения в 1989-1990 годах дотаций из Государственного бюджета РСФСР. О результатах с необходимыми предложениями доложить Совету Министров РСФСР. 12. Министерству народного образования РСФСР и Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР представить предложения Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР с проектами плана и бюджета на 1990 год о сокращении бюджетных ассигнований за счет перевода на хозрасчетную основу подготовки кадров по заказам предприятий и организаций. Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма рассмотреть указанные предложения. 13. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1898 г. N 231: а) приняли предложение ВЦСПС об увеличении в 1989-1990 годах доходов бюджета государственного социального страхования на 500 млн. рублей ежегодно и о сокращении на эту сумму соответствующей дотации из союзного бюджета. Решили направить высвобождающиеся средства союзного бюджета на выполнение программы социального развития; б) признали недопустимым сохранение в дальнейшем практики сдачи в аренду нежилых помещений (строений) с оплатой в размерах, не покрывающих расходов по их содержанию и ремонту. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить в кратчайший срок пересмотр договоров аренды на нежилые помещения (строения), имея в виду, что в соответствии со статьей 11 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. "Об аренде и арендных отношениях в СССР" размер арендной платы определяется договором. Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и Министерству юстиции РСФСР в 2-месячный срок представить в Совет Министров РСФСР предложения об отмене решений Правительства РСФСР по вопросу установления ставок арендной платы за нежилые помещения; в) установили, что реализация сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений подсобным сельским хозяйствам предприятий и организаций осуществляется с 1990 года по оптовым ценам промышленности, применяемым при реализации указанной продукции предприятиям системы Госагропрома СССР; г) в целях более рационального использования финансовых ресурсов предприятий, объединений, организаций и населения признали необходимым: шире использовать акционерную форму мобилизации денежных средств во всех секторах общественного производства, активизировать работу по созданию в составе кредитной системы страны разветвленной сети различных видов коммерческих банков; развивать облигационные методы привлечения денежных средств предприятий. Выпустить государственный внутренний заем, распространяемый банками СССР среди государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций, из расчета 5 процентов годовых с погашением равными долями в течение 10 лет, начиная с 1996 года. Разрешили Советам Министров союзных республик выпуск аналогичных республиканских займов. Министерству финансов РСФСР и российским республиканским банкам в 2-месячный срок внести в Совет Министров РСФСР предложения о выпуске республиканского внутреннего займа, распространяемого среди государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций; д) признали необходимым продолжить работу по дальнейшему совершенствованию состава и структуры органов государственного и хозяйственного управления, сокращению численности аппарата и расходов на его содержание. При этом исходить из того, что экономия от централизованно устанавливаемых заданий по сокращению численности аппарата управления полностью перечисляется в государственный бюджет; е) рекомендовали трудовым коллективам не допускать роста численности административно-управленческого персонала и, руководствуясь Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)", осуществить сокращение численности и расходов на содержание аппарата на основе проведения мероприятий по совершенствованию структуры управления производством; ж) в целях ограничения расходов государства и стабилизации денежного обращения в стране признали необходимым: уточнить сроки проведения централизованных мероприятий по повышению уровня жизни народа в 1989-1990 годах и средства на их осуществление, имея в виду уменьшить расходы на эти цели против плана в 1989 году на 1874 млн. рублей и в 1990 году на 2363 млн. рублей, согласно приложению N 5*; не принимать до конца текущей пятилетки новых решений по вопросам повышения заработной платы, пенсий, установления дополнительных льгот и преимуществ. 14. Дополнительно сократить в 1989 году расходы на содержание центрального аппарата министерств и ведомств РСФСР на 5445 тыс. рублей согласно приложению N 6* с зачислением соответствующих сумм в доход республиканского бюджета РСФСР. 15. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в процессе исполнения плана и бюджета на 1989 год за счет мобилизации внутрихозяйственных резервов и наведения жесткого режима экономии в расходовании средств дополнительно изыскать финансовые ресурсы в размерах согласно приложениям N 7* и 8*. 16. Министерству финансов РСФСР совместно с Министерством торговли РСФСР и Российским республиканским банком Сберегательного банка СССР внести в Совет Министров РСФСР предложения о проведении в 1989 году двух дополнительных выпусков денежно-вещевой лотереи РСФСР. Министерству финансов РСФСР, Министерству торговли РСФСР, Российскому республиканскому банку Сберегательного банка СССР, Всероссийскому хозрасчетному внешнеторговому объединению при Совете Министров РСФСР и Государственному комитету РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли внести в Совет Министров РСФСР предложения о проведении денежно-вещевой лотереи РСФСР бестиражным способом с увеличением объемов реализации билетов населению в 2-3 раза. 17. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам: провести необходимую работу по уточнению подведомственными объединениями, предприятиями и организациями разработанных ими программ финансового оздоровления, имея в виду предусмотреть ускоренные темпы ликвидации недостатков в хозяйственной и финансовой деятельности, обратив особое внимание на устранение убыточности; на основе мер по оздоровлению финансового положения объединений, предприятий и организаций осуществить дополнительные мероприятия, направленные на увеличение финансовых ресурсов и платежей в бюджет, а также экономию бюджетных ассигнований. Министерствам и ведомствам РСФСР предложения по этим вопросам представить Министерству финансов РСФСР и Госплану РСФСР до 20 июня 1989 году. Министерству финансов РСФСР и Госплану РСФСР обобщить эти материалы и доложить Совету Министров РСФСР с соответствующими предложениями до 1 июля 1989 года. По увеличению товарных ресурсов, розничного товарооборота и нормализации денежного обращения 18. Увеличить по РСФСР в 1989 году на 6,7 млрд. рублей поставку товаров для реализации населению и кооперативам за счет дополнительного производства непродовольственных товаров народного потребления, сокращения их поставок внерыночным потребителям, увеличения рыночных фондов на отдельные изделия производственно-технического назначения, изменения структуры и объемов экспорта и импорта. Исходить из того, что в 1990 году увеличение производства товаров народного потребления должно опережать прирост покупательных фондов населения. 19. Предусмотреть дополнительное увеличение предприятиями и организациями, расположенными на территории РСФСР, производства непродовольственных товаров народного потребления (без товаров легкой промышленности Министерства легкой промышленности СССР) в 1989 году на 1,2 млрд. рублей за счет лучшего использования производственных мощностей, ускорения строительства объектов и приближения сроков ввода их в действие, а также перепрофилирования действующих предприятий на выпуск товаров для населения. На этой основе обеспечить производство непродовольственных товаров народного потребления в 1989 году по промышленности республиканского подчинения в объеме 12030 млн. рублей в розничных ценах, в том числе по промышленности Министерства местной промышленности РСФСР 6700 млн. рублей. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в 2-недельный срок рассмотреть со всеми предприятиями, независимо от ведомственной подчиненности, возможность дополнительного производства в 1989 году непродовольственных товаров народного потребления и реализации платных услуг населению. Предложения по этим вопросам представить в Госплан РСФСР в месячный срок, одновременно сообщить объемы государственного заказа на поставку непродовольственных товаров и реализацию платных услуг, доведенные министерствами и ведомствами СССР и РСФСР до подведомственных предприятий в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1989 г. N 231 и настоящим постановлением. 20. Принять предложения: а) Госплана РСФСР об увеличении объемов реализации платных услуг населению в 1989 году на 400 млн. рублей с распределением по Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам и Московскому горисполкому согласно приложению N 9*; б) Госагропрома РСФСР и Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР об увеличении в 1989 году объемов платных услуг населению на 240 млн. рублей, в том числе по Госагропрому РСФСР на 169 млн. рублей и Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР на 71 млн. рублей; в) Министерства финансов РСФСР об увеличении в 1989 году услуг населению по государственному страхованию не менее чем на 100 млн. рублей; г) Госплана РСФСР и Госснаба РСФСР об увеличении в 1989 году рыночных фондов для продажи кооперативам по безналичному расчету на 3257 грузовых автомобилей, 79 экскаваторов, 217 бульдозеров и 55 кранов на автомобильном ходу за счет уменьшения их поставок министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкома по определению Госплана РСФСР и Госснаба РСФСР пропорционально выделенным лимитам (фондам). Госплану РСФСР и Госснабу РСФСР в связи с уменьшением объема государственных централизованных капитальных вложений направить в 1989 году высвобождающиеся лесные и строительные материалы в сумме 75 млн. рублей в розничных ценах для реализации населению через торговую сеть. 21. Министерствам и ведомствам РСФСР: обеспечить в 1989 году реализацию продукции производственно-технического назначения арендаторам, населению и кооперативам из имеющихся на подведомственных предприятиях, в объединениях и организациях запасов на общую сумму 611,2 млн. рублей в розничных ценах согласно приложению N 10*; продолжить работу по доведению остатков товарно-материальных ценностей до планового уровня и всемерному вовлечению их запасов в производство, организовать широкую продажу этих ценностей предприятиям, кооперативам и населению. В месячный срок сообщить Госснабу РСФСР, Министерству финансов РСФСР и Госплану РСФСР о проделанной работе по вовлечению сверхнормативных запасов в хозяйственный оборот и о дополнительных объемах ресурсов, изысканных для реализации другим предприятиям, арендаторам, населению и кооперативам. Госснабу РСФСР и Министерству финансов РСФСР совместно с Госпланом РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по статистике и российскими республиканскими банками обобщить эти предложения, проанализировать работу по упорядочению запасов товарно-материальных ценностей, а также эффективность экономических нормативов предельного уровня этих запасов. О результатах с необходимыми предложениями доложить Совету Министров РСФСР до 15 июля 1989 года. Госснабу РСФСР: реализовать арендаторам, населению и кооперативам в 1989 году продукцию производственно-технического назначения по его номенклатуре за счет уменьшения запасов на базах и складах Госснаба РСФСР на сумму 20 млн. рублей в розничных ценах, в том числе на 5 млн. рублей для реализации через розничную торговлю; организовать и провести на договорной основе совместно с министерствами и ведомствами РСФСР региональные ярмарки по распродаже населению указанных товарно-материальных ценностей, обеспечив широкое оповещение местного населения о проводимых мероприятиях. 22. Советам Министров автономных республик и исполкомам местных Советов народных депутатов совместно с Госснабом РСФСР: создать сеть районных, областных, краевых посреднических баз-магазинов на хозяйственном расчете по продаже, обмену имеющихся на предприятиях и в организациях материально-технических ресурсов с целью вовлечения их в оборот, улучшения материально-технического обеспечения, предотвращения накопления и порчи материальных ценностей; организовать выставки образцов отходов производства предприятий, находящихся на подведомственной территории, для их последующей реализации предприятиям, кооперативам и другим организациям для переработки. 23. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, предприятиям, объединениям и организациям: обеспечить материально-техническими ресурсами объемы производства товаров народного потребления и платных услуг населению, предусмотренные настоящим постановлением, в первоочередном порядке, используя для этих целей все источники, в том числе ресурсы, предназначенные для выпуска продукции производственно-технического назначения и строительства; при заключении договоров на поставку товаров народного потребления руководствоваться государственными заказами, вытекающими из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1989 г. N 231 и настоящего постановления. 24. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 231: разрешили государственным предприятиям, объединениям и организациям расходовать по решению трудовых коллективов на приобретение в 1989-1990 годах товаров народного потребления имеющиеся средства в свободно конвертируемой валюте в размере до 25 процентов вместо до 10 процентов (15 процентов для предприятий, объединений и организаций Дальневосточного экономического района) в соответствии с пунктом 4 постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. N 1405 на цели, предусмотренные этим пунктом; рекомендовали государственным предприятиям, объединениям и организациям осуществлять закупки товаров народного потребления через Всесоюзное объединение "Разноэкспорт" Министерства торговли СССР и внешнеэкономические организации Советов Министров союзных республик; установили, что закупленные товары народного потребления реализуются работникам соответствующих предприятий, объединений и организаций по государственным розничным ценам, а образующиеся при этом таможенные доходы подлежат перечислению в доход союзного бюджета. 25. Увеличить общий объем розничного товарооборота по РСФСР на 1989 год на 4,75 млрд. рублей и внести соответствующие изменения в показатели, установленные постановлением Совета Министров РСФСР от 31 октября 1988 г. N 460, согласно приложению N 11*. Госплану РСФСР с участием Министерства торговли РСФСР рассмотреть и утвердить на 1989 год государственный заказ на объем розничного товарооборота по автономным республикам, краям, областям, городам Москве и Ленинграду с учетом принятых на себя в соответствии с Законом СССР "О кооперации в СССР" организациями потребительской кооперации на договорных началах функций реализации через розничную торговую сеть выделенных из государственных фондов продовольственных и непродовольственных товаров и уточнений, вытекающих из настоящего постановления. 26. Министерству торговли РСФСР, Роспотребсоюзу, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов: не допускать сокращения реализации товаров населения за счет продажи предприятиям и организациям товаров народного потребления, а также строительных материалов по рыночным фондам; обеспечить неуклонное соблюдение установленных во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 31 октября 1988 г. N 460 лимитов мелкооптовой продажи товаров, применение мер материального воздействия к руководителям, виновным в нарушении указанных лимитов. 27. Госплану РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при разработке проекта Государственного плана экономического и социального развития РСФСР на 1990 год исходить из прироста объема платных услуг населению по непрофильным министерствам в размере не ниже 15 процентов по сравнению с планом 1989 года. 28. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР активизировать работу по привлечению средств населения путем продажи гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда. 29. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 231 поручили Госплану СССР при разработке проекта плана на 1990 год предусмотреть объемы рыночных фондов водки и ликеро-водочных изделий на уровне плана на 1989 год. 30. Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР внести в показатели Государственного плана экономического и социального развития РСФСР и Государственного бюджета РСФСР на 1989 год уточнения, вытекающие из настоящего постановления. По усилению воздействия финансово-кредитных рычагов на укрепление режима экономии 31. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 231: в связи с выявившейся в 1988 году тенденцией серьезных нарушений в соотношениях между ростом производительности труда и ростом заработной платы, вызвавших излишний выпуск денег в обращение, обязали министерства, ведомства и исполкомы местных Советов народных депутатов установить на 1989 и 1990 году (с поквартальным распределением) подведомственным предприятиям, объединениям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, нормативные соотношения между ростом оплаты труда и его производительности; поручили учреждениям банков СССР при выдаче предприятиям, объединениям и организациям средств из фонда заработной платы и фонда материального поощрения или единого фонда оплаты труда строго руководствоваться установленными на квартал нормативными соотношениями. Обратить внимание министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, объединений, предприятий и организаций на недопустимость выплаты наличных денег за счет средств фондов социального развития на цели, не предусмотренные действующим законодательством. Министерству финансов РСФСР, российским республиканским банкам и Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам установить контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, имея в виду, что их осуществление должно обеспечить в 1989 году предотвращение необоснованных выплат на оплату труда, не связанных с конечными результатами, и экономию денежных расходов республики. 32. Госстрою РСФСР и Государственному комитету РСФСР по ценам совместно с Госпланом РСФСР, Министерством финансов РСФСР и Государственным комитетом РСФСР по труду и социальным вопросам проанализировать действующую практику применения договорных цен и формирования фондов экономического стимулирования научно-исследовательскими, проектными и конструкторскими организациями, переведенными на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, и разработать меры, исключающие возможность получения и использования на оплату труда незаработанных средств. Соответствующие предложения представить в Комиссию Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма в июне 1989 года. 33. Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам: усилить координацию работы министерств и ведомств РСФСР по формированию и использованию средств на оплату труда на подведомственных предприятиях, объединениях и организациях; совместно с министерствами и ведомствами РСФСР проанализировать эффективность действующей системы заработной платы и материального стимулирования работников предприятий, работающих в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, и в 2-месячный срок представить в Совет Министров РСФСР предложения по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда, имея в виду теснее увязать ее с конечными результатами. 34. Для проведения анализа соответствия заработной платы, предусмотренной в территориальных балансах денежных доходов и расходов населения и кассовых планах, с фондами заработной платы, утвержденными предприятиями и организациями, Государственному комитету РСФСР по статистике решить в установленном порядке вопрос о восстановлении в сводном отчете о выполнении плана по численности и фонду заработной платы рабочих и служащих плановых данных по фонду заработной платы. 35. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 231: а) в связи с введением дополнительных экономических стимулов за выполнение государственных заказов, увеличение производства товаров народного потребления, выпуск и реализацию высококачественной продукции, а также расширением прав трудовых коллективов в использовании хозрасчетного дохода отменили с 1 июля 1989 г. порядок увеличения (уменьшения) фонда материального поощрения (единого фонда оплаты труда) предприятий, объединений и организаций всех отраслей народного хозяйства в зависимости от выполнения обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами и заказами-нарядами внешнеторговых организаций; б) в целях повышения ответственности за выполнение государственных заказов установили, что премии руководящим работникам предприятий, объединений и организаций за основные результаты хозяйственной деятельности выплачиваются только при условии 100-процентного выполнения утвержденного государственного заказа на товары народного потребления и платные услуги. В случае нарушения сроков выполнения государственного заказа в течение года, но при выполнении его в целом за год указанные премии могут быть выплачены полностью или частично по решению вышестоящей организации. 36. Российским республиканским банкам усилить кредитное воздействие на ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятий, объединений и организаций и сокращение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей. 37. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 15 марта 1989 г. N 321: а) поручили: учреждениям банков СССР установить с 1 апреля 1989 г. ставку за кредиты, предоставленные под сверхнормативные остатки товарно-материальных ценностей, в размере 15 процентов; Госстрою СССР, Госснабу СССР и Госбанку СССР разработать нормативы запасов неустановленного оборудования для строящихся и реконструируемых объектов. Распространили на кредиты под сверхномативные запасы неустановленного оборудования указанную процентную ставку; Госагропрому СССР по согласованию с Госснабом СССР утвердить нормативы предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на 1989 и 1990 годы подведомственным промышленным предприятиям; Агропромбанку СССР приступить в 1989 году к взысканию с высокорентабельных (с рентабельностью свыше 35 процентов) колхозов и совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР ранее отсроченных ссуд банка; б) предоставили право банкам СССР привлекать на строго добровольной основе временно свободные средства предприятий для долгосрочного кредитования затрат, связанных с решением важных народно-хозяйственных, отраслевых и региональных задач, а также осуществлением мероприятий по созданию цехов и производств, выпускающих товары народного потребления, разработке и внедрению новой техники, усилению ресурсосбережения, расширению экспорта продукции. Разрешили банкам СССР по согласованию с Министерством финансов СССР выплачивать объединениям, предприятиям и организациям за хранение депозитов проценты, дифференцированные в зависимости от срока вклада; в) в целях повышения ответственности министерств, ведомств, предприятий, объединений и организаций за эффективное использование средств, выделяемых на капитальное строительство, признали необходимым перейти с 1990 года на преимущественно кредитные методы финансирования капитальных вложений на строительство вновь начинаемых строек и объектов производственного назначения. 38. Обязать министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы обеспечить разработку по каждому министерству, ведомству, предприятию и объединению конкретных мероприятий по реализации постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1989 г. N 231 и настоящего постановления и установить систематический контроль за их выполнением. При этом исходить из необходимости уже в ближайшие 2 года добиться решительного укрепления финансов и денежного обращения на основе кардинального изменения практики хозяйствования, повышения уровня экономической работы во всех звеньях народного хозяйства, соизмерения расходов с доходами. 39. Министерству финансов РСФСР, Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, Госстрою РСФСР, Государственному комитету РСФСР по ценам, Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам, Государственному комитету РСФСР по статистике и российским республиканским банкам взять под неослабный контроль выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1989 г. N 231 и настоящего постановления, регулярно информировать Совет Министров РСФСР о ходе их выполнения. Председатель Совета Министров РСФСР А.ВЛАСОВ Управляющий Делами Совета Министров РСФСР И.ЗАРУБИН ____________ * Приложения не приводятся. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|