Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 30.06.1989 № 204

 



                       СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                     от 30 июня 1989 г. N 204
                             г. МОСКВА


       О повышении роли отраслевых научно-исследовательских
      организаций по ускорению научно-технического прогресса
            в условиях нового хозяйственного механизма

     Совет Министров     РСФСР      отмечает,      что      перевод
научно-исследовательских,      проектных,     конструкторских     и
технологических организаций (далее именуемых "научные организации")
министерств  и  ведомств  РСФСР сферы материального производства на
полный  хозяйственный  расчет  и  самофинансирование  способствовал
некоторой  активности  их  работы  по ускорению научно-технического
прогресса в  отраслях  народного  хозяйства  Российской  Федерации.
Увеличились объемы исследований и разработок, выполняемых по прямым
хозяйственным     договорам     с     предприятиями.     Повысилась
требовательность  заказчиков  к срокам и качеству выполнения работ.
Продолжалась  ликвидация  излишних  структурных   подразделений   и
сокращение численности работающих в научных организациях.
     Вместе с  тем  отраслевые   научные   организации   РСФСР   не
обеспечивают   в   полной   мере   решение   задачи   по  ускорению
научно-технического прогресса, выдвинутой радикальной экономической
реформой.   Технический   уровень   отраслей   народного  хозяйства
республики остается низким.  В промышленности  подчинения  РСФСР  в
1986-1988  годах  за счет его повышения обеспечено менее 40%  роста
производительности труда.  Доля продукции,  выпускаемой  на  основе
прогрессивных  технологических  процессов,  не  превышает 10-30%  в
общем объеме производства.  Ручным трудом занято  свыше  18,6  млн.
человек, или 46,7% общей численности работающих.
     Одна из главных причин такого положения  состоит  в  том,  что
новый  хозяйственный  механизм  еще  не стал для коллективов многих
научных  организаций  главным   экономическим   рычагом   ускорения
научно-технического   прогресса   в   народном   хозяйстве   РСФСР.
Принципиально  новые  возможности  для  совершенствования   работы,
предоставленные   коренной   перестройкой   управления  экономикой,
используются слабо.
     Министерства и   ведомства   РСФСР,   концентрируя   в   своих
централизованных фондах значительную часть средств подведомственных
предприятий,  фактически  продолжают  содержать научные организации
независимо  от  эффективности  их   деятельности   и   практических
результатов применения научно-технических разработок.
     Значительное число  институтов  и  проектно-технических  бюро,
используя  свое  монопольное  положение  в  отраслях  и  отсутствие
должного контроля со стороны  заказчиков,  министерств  и  ведомств
РСФСР,  необоснованно повышают цены на выполняемые работы,  получая
тем самым неоправданно высокие доходы.
     Установление льготных   экономических   нормативов   позволило
отдельным научным организациям существенно увеличить размеры фондов
заработной  платы  и  материального  поощрения без соответствующего
роста объемов научно-технической  продукции  и  повышения  качества
выполняемых  работ  и  услуг.  При  этом  в ряде случаев рост фонда
материального   поощрения   значительно   опережает   рост    фонда
научно-технического и социального развития.
     Не произошло   качественного   улучшения   кадрового   состава
учреждений отраслевой науки, число специалистов высшей квалификации
(доктора и кандидаты наук) в  них  составляет  менее  3%  от  общей
численности  работающих.  В то же время взаимодействие этих научных
учреждений с академическим и  вузовским  секторами  науки  остается
слабым.
     Не ведется  активной  целенаправленной  работы   по   усилению
интеграции науки с производством,  созданию научно-производственных
объединений,   ликвидации   мелких,   не   эффективно    работающих
организаций  научного  обслуживания,  передаче их непосредственно в
заводской сектор науки.  Опытно-экспериментальная база  большинства
отраслевых научных организаций не отвечает современным требованиям,
ее   производственные   мощности   нередко   загружаются   выпуском
непрофильной продукции.
     Госплан РСФСР,   другие   центральные   экономические   органы
республики,  министерства  и  ведомства  РСФСР  не уделяют должного
внимания   глубокому   изучению   новых    экономических    связей,
складывающихся   между   отраслевой   наукой  и  производством,  не
принимают  своевременных  мер  по  устранению  проявляющихся  здесь
негативных тенденций, обобщению и распространению передового опыта.
На отраслевом уровне еще не создано целостной,  законченной системы
прогнозирования,   планирования   и  управления  научно-техническим
прогрессом.
     Совет Министров РСФСР  п о с т а н о в л е т:
     1. Министерствам и ведомствам РСФСР:
     обеспечить концентрацию сил отраслевой науки на первоочередном
решении научно-технических  проблем,  непосредственно  влияющих  на
повышение  технического  уровня производства и качества выпускаемой
продукции.  В этих целях пересмотреть в 1989 году  тематику  работ,
выполняемых  отраслевыми  научными  организациями  за  счет средств
централизованных фондов развития производства,  науки и техники,  и
исключить из нее малозначительные работы,  имея в виду, что из этих
фондов  должны   финансироваться   работы   по   наиболее   крупным
научно-техническим   проблемам   межотраслевого  и  общеотраслевого
значения.  Выбор исполнителей этих работ осуществлять, как правило,
на  конкурсной  основе  с  привлечением  учреждений академической и
вузовской науки;
     разработать с  учетом  особенности  каждой  отрасли принципы и
критерии оценки деятельности  научных  организаций,  находящихся  в
непосредственном подчинении министерств и ведомств РСФСР. В течение
1989  года  с  участием  Госплана  РСФСР   произвести   оценку   их
деятельности  и  внести  в  установленном  порядке  предложения  по
ликвидации и преобразованию научных организаций,  работа которых не
оказывает  существенного  влияния  на ускорение научно-технического
прогресса в отрасли;
     тщательно проанализировать       экономические      нормативы,
установленные подведомственным научным организациям,  и провести их
уточнение,  направленное на более тесную увязку общегосударственных
интересов   с   хозрасчетными   интересами   научных   организаций,
устранение    необоснованного    льготного    характера   отдельных
нормативов,     обеспечение     опережающего      роста      фондов
научно-технического и социального развития научных организаций;
     усилить работу  по  развитию   опытно-экспериментальной   базы
отраслевых   научных   организаций,   освобождению  ее  от  выпуска
несвойственной продукции,  активнее вести процессы интеграции науки
с производством;
     принято меры по активизации  использования  отраслевой  наукой
информационных      ресурсов     Объединения     по     руководству
научно-технической  информацией  и  пропагандой  в  РСФСР  Госплана
РСФСР,  обеспечить  оперативную передачу подведомственными научными
организациями    в     межотраслевые     территориальные     центры
научно-технической   информации   и  пропаганды  этого  Объединения
сведений     о     результатах      научно-исследовательских      и
опытно-конструкторских  работ,  нашедших  эффективное применение на
практике.
     2. Госплану РСФСР:
     совместно с Дальневосточным, Сибирским и Уральским отделениями
Академии  наук СССР,  Министерством высшего и среднего специального
образования РСФСР, министерствами и ведомствами РСФСР разработать и
осуществить   меры  по  формированию  в  народном  хозяйстве  РСФСР
механизма,  позволяющего обеспечить быстрое освоение и практическое
использование в прикладных разработках отраслевой науки результатов
фундаментальных исследований академической и вузовской науки;
     повысить роль  Объединения  по  руководству научно-технической
информацией и пропагандой  в  РСФСР  в  обмене  достижениями  между
академической,    вузовской   и   отраслевой   наукой   и   широком
распространении этих достижений в отраслях  народного  хозяйства  и
регионах   РСФСР.   Принять   меры   по   оснащению   межотраслевых
территориальных центров научно-технической информации и пропаганды,
входящих в состав указанного объединения, современными техническими
средствами оперативной обработки и распространения информации.
     3. Министерству  финансов  РСФСР  совместно  с Госпланом РСФСР
разработать предложения  об  установлении  для  отраслевых  научных
организаций вместо существующих в настоящее время платежей в бюджет
прогрессивного (дифференцированного)  налога  на  прибыль  (доход),
предоставляющего   экономические   льготы   научным   организациям,
разработки которых превышают мировой научно-технический уровень,  а
также  стимулирующего  научные организации к участию в конкурсах за
право выполнять работы,  финансируемые из  централизованных  фондов
министерств и ведомств РСФСР;
     Государственному комитету РСФСР по ценам совместно с Госпланом
РСФСР  и  Министерством  финансов  РСФСР разработать предложения по
повышению   экономической   обоснованности   договорных   цен    на
научно-техническую    продукцию,    усилению    их   связи   с   ее
научно-техническим      уровнем,      конкурентоспособностью      и
эффективностью,  а  также  о порядке расчетов за научно-техническую
продукцию,  при котором оплата  работ  производилась  бы  после  их
окончательного завершения и положительной оценки экспертизы.
     Указанные предложения  внести  в   Совет  Министров  РСФСР  до
1 октября 1989 года.


     Председатель
     Совета Министров РСФСР                                А.ВЛАСОВ

     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР                               И.ЗАРУБИН

Информация по документу
Читайте также