Расширенный поиск
Постановление Совета Министров РСФСР от 05.12.1989 № 370СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 декабря 1989 г. N 370 г. МОСКВА О Государственном плане экономического и социального развития РСФСР на 1990 год Верховный Совет РСФСР постановлением от 29 ноября 1989 г. утвердил Государственный план экономического и социального развития РСФСР на 1990 год, являющийся программой действий по реализации решений, принятых Съездом народных депутатов СССР и последующими сессиями Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР. В качестве важнейших целей и приоритетов на 1990 год Верховный Совет РСФСР определил: неуклонное проведение в жизнь мероприятий по стабилизации экономического положения республики, упорядочения денежного обращения и оздоровлению финансов; улучшение положения дел на потребительском рынке на основе наращивания производства продовольствия, промышленных товаров народного потребления и расширения сферы услуг; укрепление материально-технической базы социально-культурной сферы, и прежде всего существенное расширение жилищного строительства; усиление социальной защищенности граждан с относительно низкими доходами, особенно пенсионеров и инвалидов; ускорение научно-технического прогресса, дальнейшее улучшение структуры общественного производства, усиление социальной направленности в развитии базовых отраслей промышленности; повышение эффективности производства, и в первую очередь за счет повсеместной экономии и рационального использования всех народнохозяйственных ресурсов; обеспечение эффективной занятости трудовых ресурсов, рационального их распределения по отраслям народного хозяйства и регионам республики; осуществление действенных мер по улучшению экологической обстановки в республике. Исходя из этого и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 ноября 1989 г. N 970 "О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1990 год", Совет Министров РСФСР п о с т а н о в л я е т: 1. Принять к неуклонному исполнению утвержденный Верховным Советом РСФСР Государственный план экономического и социального развития РСФСР на 1990 год. Утвердить: государственный заказ (приложение N 1*); лимиты (приложение N 2*); расчетные экономические и социальные показатели (приложение N 3*); показатели по внешнеэкономическим связям (приложение N 4*); основные показатели экономического и социального развития г. Москвы и Московской области, г. Ленинграда и Ленинградской области, Нечерноземной зоны РСФСР, Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области (приложение N 5*); баланс денежных доходов и расходов населения по автономным республикам, краям, областям, гг. Москве и Ленинграду (приложение N 6*); сводный баланс трудовых ресурсов по РСФСР, автономным республикам, краям, областям: гг. Москве и Ленинграду (приложение N 7*); специальные работы (приложение N 8*). 2. Обязать республиканские экономические органы, министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы осуществить меры по обеспечению выполнения Государственного плана экономического и социального развития РСФСР на 1990 год, руководствуясь решениями Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР о приоритетности развития социальной сферы и повышения уровня жизни народа, неуклонном проведении в жизнь радикальной экономической реформы, переводе территорий на новые условия хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования, совершенствовании управления во всех звеньях народного хозяйства и всемерном укреплении дисциплины, расширении масштабов применения прогрессивных методов организации труда при сочетании различных форм социалистической собственности. В этих целях сосредоточить усилия и средства на решении следующих главных задач: а) улучшение снабжения населения продовольствием на основе глубокой перестройки социалистических производственных отношений в сельском хозяйстве в соответствии с требованиями современной аграрной политики, укрепления материальной базы агропромышленного комплекса и ускорения социального переустройства села; б) обеспечение значительного наращивания производства товаров народного потребления, расширения их ассортимента, последовательного устранения дефицита товаров первой необходимости за счет максимального использования возможностей всех отраслей и регионов, увеличения вклада в эту работу предприятий оборонной промышленности, тяжелой и строительной индустрии; в) дальнейшее развитие жилищного строительства, прежде всего кооперативного, индивидуального и за счет собственных средств объединений и предприятий, сети учреждений народного образования, здравоохранения и культуры; г) повышение уровня охраны здоровья населения и улучшение снабжения его лекарственными препаратами на основе рационального освоения выделяемых на эти цели ресурсов, изыскания дополнительных средств для расширения сети больниц и поликлиник, наращивания мощностей предприятий по выпуску современных лекарственных препаратов и медицинской техники; д) осуществление комплекса неотложных мер по укреплению денежного обращения, и прежде всего за счет увеличения объемов производства и продажи товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, а также государственного регулирования роста денежных доходов и контроля за ценами; оздоровление финансов, уменьшение бюджетного дефицита на базе наращивания государственных доходов и сокращения расходов, главным образом на производственное строительство и управление; е) перестройка управления экономикой и социальной сферой в республике и регионах, направленная на создание условий для обеспечения на местах наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей народа, комплексное и эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала, бережливое природопользование, осуществление ресурсосберегающей политики; ж) ускорение ввода в действие производственных мощностей и объектов, повышение эффективности использования капитальных вложений и снижение сверхнормативного объема незавершенного строительства, совершенствование в этих целях управления инвестиционным комплексом и хозяйственного механизма в строительстве; з) укрепление и дальнейшее развитие подведомственных машиностроительных производств с использованием для этого собственных источников финансирования предприятий и централизованных фондов министерств и ведомств РСФСР, кредитов банков в кооперации с союзными машиностроительными объединениями и предприятиями; и) реализация программы конверсии оборонной промышленности, использование высвобождающихся мощностей и ресурсов для обеспечения современным оборудованием перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса, легкой промышленности, торговли и общественного питания, наращивания производства высококачественных товаров народного потребления, активное применение в гражданских отраслях имеющихся и разрабатываемых в оборонном комплексе технологий; к) повышение результативности фундаментальных и прикладных исследований во всех областях научных знаний, и прежде всего на прорывных направлениях научно-технического прогресса; опережающий рост выпуска изделий электроники, средств информатики, внедрение биотехнологии и других прогрессивных технологических процессов, решение научно-технических проблем продовольственной программы, социальной сферы, производства товаров народного потребления. Обеспечение социальной переориентации экономики а) повышение уровня жизни народа 3. В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 29 ноября 1989 г. обеспечить в 1990 году выделение из государственного бюджета и других источников 8,1 млрд. рублей на осуществление в централизованном порядке мероприятий по повышению уровня жизни народа, в том числе: 2246 млн. рублей - на повышение минимальных размеров пенсий по старости до 70 рублей в месяц и устранение различий в пенсионном обеспечении колхозников, рабочих и служащих; 720 млн. рублей - на выплату в полном размере, без учета получаемого заработка (дохода), пенсий по старости пенсионерам, работающим в качестве рабочих и мастеров, а также пенсий по инвалидности работающим инвалидам; 203 млн. рублей - на повышение минимальных размеров пенсий по инвалидности (инвалидам I группы - 85 рублей и II группы - до 79 рублей в месяц); 88 млн. рублей - на повышение до 60 рублей в месяц минимальных размеров пенсий по случаю потери кормильца родителям, женам, членам семей военнослужащих и оперативных работников системы Министерства внутренних дел СССР, погибших вследствие ранения, контузии, увечья и заболеваний, полученных при защите СССР или при исполнении иных служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, 60 млн. рублей - на предоставление женам и родителям этих военнослужащих льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, и 8 млн. рублей - на предоставление вдовам инвалидов Великой Отечественной войны, умерших до 1975 года, льгот и преимуществ, установленных для вдов, мужья которых умерли после 1975 года; 124 млн. рублей - на обеспечение бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности участников Великой Отечественной войны и лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; 125 млн. рублей - на обеспечение бесплатного отпуска лекарств по рецептам врачей участникам Великой Отечественной войны, родителям и женам погибших военнослужащих; 25 млн. рублей - на выплату инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, надбавки к пенсии по старости в размере 15 рублей в месяц без ограничения установленными максимальными размерами пенсии по старости; 133 млн. рублей - на повышение размеров ежемесячных государственных пособий инвалидам с детства; инвалидам I группы, II группы и детям-инвалидам в возрасте до 16 лет - до 70 рублей в месяц; 25 млн. рублей - на обеспечение бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности воинов-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях на территории других стран, и бесплатного отпуска им лекарств по рецептам врачей; 330 млн. рублей - на предоставление дополнительных льгот лицам, которым пенсия назначена на льготных началах с учетом районных коэффициентов и продолжающим проживать в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в виде установления указанных коэффициентов к назначенной пенсии; 260 млн. рублей - на поэтапное повышение заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения и 200 млн. рублей - отдельных категорий работников культуры; 9 млн. рублей - на доплату учителям за заведование учебными кабинетами; 70 млн. рублей - на введение выплаты надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области; 20 млн. рублей - на введение районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих (для которых они не введены) в северных районах Вологодской области; 989 млн. рублей - на введение дополнительных льгот в области заработной платы для работников угольных регионов республики и 467 млн. рублей - для удовлетворения социальных нужд работников железнодорожного транспорта; 125 млн. рублей - на увеличение денежного довольствия оперативным работникам органов внутренних дел; 145 млн. рублей - на повышение заработной платы и улучшение пенсионного обеспечения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; 388 млн. рублей - на увеличение продолжительности частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с предоставлением права на дополнительный неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста трех лет; 239 млн. рублей - на выплату пособий малообеспеченным семьям в связи с увеличением до 12 лет возраста детей, на которых пособия выплачиваются; 11 млн. рублей - на увеличение продолжительности дородового отпуска работающим женщинам с 56 до 70 календарных дней; 17 млн. рублей - на повышение норм расходов на питание в дошкольных учреждениях, 85 млн. рублей - на увеличение норм расходов на питание в школах-интернатах для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, и в школах-интернатах общего типа и 61 млн. рублей - на увеличение норм расходов на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для школ-интернатов и детских домов; 105 млн. рублей - на повышение норм расходов на питание в родильных домах и отделениях, в детских больницах, эндокринологических отделениях, в детских санаториях, дневных стационарах; 102 млн. рублей - на введение расчетных норм расходов на медикаменты, питание и мягкий инвентарь на одну койку новорожденного в родильных домах и отделениях; 180 млн. рублей - на обеспечение бесплатного амбулаторного лечения больных хроническими необратимыми заболеваниями; 55 млн. рублей - на повышение норм расходов на питание и медикаменты в лечебных учреждениях; 530 млн. рублей - на снижение тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению в сельской местности в дневное время, до 1 копейки за киловатт-час. Продолжить погашение государственных внутренних займов. 4. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 поручил: а) Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам разработать и представить в Совет Министров СССР в I квартале 1990 г.: совместно с ВЦСПС, Советами Министров союзных республик и заинтересованными министерствами и ведомствами СССР проект Государственной программы по улучшению положения женщин в СССР, включая вопросы семьи, материнства и детства, охраны женского труда и здоровья, облегчения домашнего хозяйства и быта, предусмотрев в ней, в частности, меры по существенному сокращению масштабов применения женского труда на работах с физически тяжелыми и вредными производственными условиями; совместно с ВЦСПС, Госпланом СССР и Советами Министров союзных республик проект Государственной программы занятости населения, предусмотрев в ней решение вопросов профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников, более полного вовлечения в общественное производство населения трудоизбыточных регионов, дальнейшего улучшения условий труда работающих на производстве, а также создание специального фонда профессиональной ориентации и помощи незанятому населению. Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам, Госплану РСФСР совместно с министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами принять участие в этой работе; б) Государственному комитету СССР по статистике внести в 1990 году соответствующие изменения в статистическую отчетность в целях получения необходимой информации для разработки баланса трудовых ресурсов в разрезе всех слоев населения, по полу и возрасту, а также по регионам страны; в) исходя из необходимости обеспечения качественно новых подходов к социальному планированию Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Государственному комитету СССР по статистике: совместно с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по ценам и заинтересованными министерствами и ведомствами СССР разработать в I квартале 1990 г. методику индексации доходов различных социально-демографическим групп населения, учитывающую динамику потребительских цен; Совместно с Советами Министров союзных республик завершить в первом полугодии 1990 г. разработку минимальных потребительских бюджетов применительно к различным социально-демографическим группам населения и регионам страны. Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам, Государственному комитету РСФСР по статистике, Госплану РСФСР принять участие в разработке Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Государственным комитетом СССР по статистике минимальных потребительских бюджетов. Госплану СССР и Советам Министров союзных республик использовать эти социальные характеристики в практике планирования, начиная с разработки проекта Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1991-1995 годы. Государственному комитету СССР по статистике обеспечить в 1990 году публикацию информации по указанным вопросам. Госплану РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в ходе разработки проекта Государственного плана экономического и социального развития РСФСР на 1991-1995 годы руководствоваться этими указаниями; г) Государственному комитету СССР по народному образованию совместно с Госпланом СССР и Советами Министров союзных республик: исходя из задачи полного удовлетворения потребностей населения в дошкольных учреждениях, разработать и представить в Совет Министров СССР до 1 апреля 1990 г. проект программы развития в тринадцатой пятилетке сети этих учреждений. Разрабатываемая программа должна учитывать национальные особенности и традиции населения в регионах страны, а также осуществляемые в настоящее время социальные мероприятия, в частности по увеличению продолжительности отпуска по уходу за ребенком до трех лет, в том числе оплачиваемого - до полутора лет, по организации детских садов и яслей на дому, расширению сети постоянных и сезонных дошкольных учреждений за счет не только нового строительства, но и использования уже существующих зданий иного назначения. Министерству народного образования РСФСР совместно с Госпланом РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами до 1 марта 1990 г. разработать и представить в Совет Министров РСФСР предложения по развитию в тринадцатой пятилетке сети этих учреждений по РСФСР; в целях повышения научного уровня планового обоснования развития системы народного образования страны в тринадцатой пятилетке ускорить завершение разработки основных нормативов, определяющих оптимальный уровень обеспеченности учреждений народного образования соответствующей материально-технической базой, в том числе необходимой для компьютеризации учебного процесса. Министерству народного образования РСФСР и Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР принять участие в проведении этой работы; подготовить и внести в Совет Министров СССР в первом полугодии 1990 г. предложения о введении в начальной общеобразовательной школе третьего урока физкультуры в неделю, включая вопросы о дополнительном финансовом и кадровом обеспечении и развитии материально-технической базы. Министерству народного образования РСФСР совместно с Госпланом РСФСР, Министерством финансов РСФСР, заинтересованными министерствами и ведомствами РСФСР принять участие в подготовке таких предложений; д) Государственному комитету СССР по народному образованию осуществить в 1990 году разработку исходных требований на создание новых видов учебного оборудования и средств обучения, используемых в различных типах сельских школ, и провести необходимые опытно-конструкторские работы. б) улучшение продовольственного снабжения населения 5. Считать важнейшими задачами Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Госагропрома РСФСР, Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР, Министерства хлебопродуктов РСФСР реализацию мер по существенному улучшению продовольственного обеспечения населения на основе повышения эффективности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, максимального использования имеющегося производственного потенциала и внутренних резервов, дальнейшего развития материально-технической базы по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, а также выполнение программы социального переустройства села, одобренной мартовским (1989 г.) Пленумом ЦК КПСС. Всемерно способствовать росту производства сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, организациях арендаторов, кооперативах, крестьянских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан. Министерствам и ведомствам агропромышленного комплекса РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить производство в 1990 году продовольственных товаров в объеме 77,29 млрд. рублей в розничных ценах. Считать эти объемы минимально необходимыми для улучшения снабжения населения. 6. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 в целях дальнейшего развития зернового производства в стране поручил Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Госплану СССР, Академии наук СССР и ВАСХНИЛу совместно с Советами Министров союзных республик, заинтересованными министерствами и ведомствами СССР разработать и представить в Совет Министров СССР к 1 июля 1990 г. общесоюзную программу на 1991-1995 годы по наращиванию производства зерна и рациональному его использованию, предусмотрев в ней меры по выработке и освоению эффективного экономического механизма, направленного на повышение заинтересованности колхозов и совхозов, других хозяйств в наращивании хлебных ресурсов на основе использования достижений научно-технического прогресса, развития новых производственных отношений на селе. Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР, Министерству хлебопродуктов РСФСР, Госплану РСФСР, Дальневосточному, Сибирскому и Уральскому отделениям Академии наук СССР, Дальневосточному, Сибирскому и Всероссийскому отделениям ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР принять участие в этой работе. 7. Госснабу РСФСР, Министерству местной промышленности РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, предприятия которых используют растительные масла, сахар, крахмал и другие виды пищевого сырья для выпуска продукции технического назначения, разработать и осуществить меры по резкому сокращению расходов этого сырья на непищевые цели. О принятых мерах доложить Совету Министров РСФСР в I квартале 1990 года. 8. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 сохранил на 1990 год действовавший в 1986-1989 годах порядок продажи сахара по льготной цене колхозам, совхозам и другим хозяйствам-свеклосдатчикам за продаваемую ими государству сахарную свеклу, а также размеры и порядок уплаты сахарными заводами этим хозяйствам денежных средств для выплаты колхозникам и рабочим совхозов. Распространил указанный порядок продажи сахара на арендные коллективы и крестьянские хозяйства. Продажу сахара поручил осуществлять за счет рыночных фондов свеклосеющих союзных республик. 9. Совет Министров РСФСР отмечает, что направляемые на развитие перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса республики капитальные вложения осваиваются неудовлетворительно, а задания по вводу в действие производственных мощностей, установленные постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 марта 1986 г. N 95 и от 16 февраля 1988 г. N 48, существенно недовыполняются, в результате чего народное хозяйство республики продолжает нести крупные потери сельскохозяйственного сырья. Особенно неудовлетворительно обстоит дело с вводом в действие мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции в Алтайском и Красноярском краях, Белгородской, Рязанской и Горьковской областях. Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР, Министерству хлебопродуктов РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, учитывая снижение объемов производственного строительства и высвобождение в связи с этим мощностей подрядных организаций, обеспечить ускорение сооружения объектов по переработке сельскохозяйственной продукции и ввод в действие в 1990 году производственных мощностей за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств фондов предприятий и организаций в объемах согласно приложению N 9, обратив особое внимание на ввод в эксплуатацию объектов, укомплектованных импортным оборудованием. 10. Принять к сведению, что Верховный Совет СССР предложил Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных Советов народных депутатов использовать на развитие агропромышленного комплекса 10 процентов выделенных промышленным предприятиям и строительным организациям государственных централизованных капитальных вложений на производственное строительство и связанных с ними материальных ресурсов и лимитов подрядных работ. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам провести организаторскую работу с коллективами промышленных предприятий и строительных организаций по использованию этих средств на развитие агропромышленного комплекса. 11. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970: а) поручил Госснабу СССР изыскать в ходе реализации плана на 1990 год дополнительно материально-технические ресурсы для выполнения строительно-монтажных работ в агропромышленном комплексе РСФСР в объеме до 1,5 млрд. рублей за счет финансовых источников предприятий и организаций агропромышленного комплекса; б) рекомендовал Советам Министров союзных республик с учетом предложений комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат по проекту плана на 1990 год предусматривать в планах экономического и социального развития на 1990 год выделение отдельной строкой показателей по газификации и электрификации села с соответствующими капитальными вложениями и материальными ресурсами. Госплану РСФСР, Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР, министерствам и ведомствам агропромышленного комплекса РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам при доведении показателей плана на 1990 год руководствоваться указанными рекомендациями. Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР, Дальневосточному, Сибирскому и Всероссийскому отделениям ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать и начиная с 1990 года принять меры по увеличению масштабов внедрения биологических методов защиты сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков, с тем чтобы в тринадцатой пятилетке свести к минимуму применение для этих целей экологически вредных химических средств, имея в виду, что Совет Министров СССР поручил проведение этой работы также Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам и ВАСХНИЛу. в) наращивание производства непродовольственных товаров народного потребления и оказания платных услуг населению 12. В целях быстрейшей стабилизации потребительского рынка Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР: обеспечить в 1990 году выпуск непродовольственных товаров народного потребления по РСФСР в объеме не менее чем 152,85 млрд. рублей в розничных ценах, из них товаров легкой промышленности по хозяйству республиканского подчинения - на 55,09 млрд. рублей. Принять меры к полному размещению утвержденного Верховным Советом РСФСР государственного заказа на производство товаров народного потребления на промышленных предприятиях и своевременному заключению договоров на поставку их в торговлю. Обратить особое внимание на безусловное выполнение государственных заказов для обеспечения общесоюзных потребностей и межреспубликанских и внутриреспубликанских поставок; всемерно содействовать развитию производственной кооперации промышленных предприятий с колхозами, совхозами и межхозяйственными предприятиями для организации на селе производства товаров народного потребления, а также необходимых для этого полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов и деталей. 13. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 поручил постоянным органам Совета Министров СССР, соответствующим министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик принять меры к увеличению производства и снижению напряжения на рынке по товарам повседневного спроса, и в первую очередь моющим средствам, зубной пасте, школьной форме, тетрадям, спичкам, женским колготкам, застежкам "молния", гальваническим элементам, лезвиям для бритья, электроутюгам, иглам для швейных машин, табачным изделиям и другим дефицитным товарам. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкома принять неотложные меры по увеличению производства и снижению напряжения на рынке по товарам повседневного спроса. 14. Министерству легкой промышленности РСФСР, Министерству текстильной промышленности РСФСР, Министерству местной промышленности РСФСР, другим министерствам и ведомствам РСФСР: принять меры к значительному увеличению выпуска товаров легкой промышленности, расширению их ассортимента и повышению качества; обеспечить увеличение выпуска изделий художественных промыслов, музыкальных инструментов, игрушек, сувениров, а также хозяйственно-бытовых товаров. Госплану РСФСР, Государственному комитету РСФСР по ценам, министерствам и ведомствам РСФСР при формировании государственного заказа на поставку товаров народного потребления предусматривать выпуск и поставку товаров для детей и лиц старшего возраста по социально низким ценам, а также необходимых для этого тканей, фурнитуры и других материалов. Министерству торговли РСФСР и Роспотребсоюзу определить порядок реализации этих товаров, гарантирующий их продажу соответствующим группам населения. 15. Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР и Роспотребсоюзу: принять дополнительные меры к рациональному использованию пушно-мехового сырья как в государственном, так и в кооперативном секторах, обратив особое внимание на первоочередную поставку этого сырья специализированным предприятиям легкой промышленности; обеспечить своевременную поставку качественного шерстяного и льняного волокна предприятиям текстильной и легкой промышленности, имея в виду полную переработку шерсти и льна, заготавливаемых в колхозах, совхозах и других хозяйствах. 16. Обратить внимание Министерства легкой промышленности РСФСР, Министерства текстильной промышленности РСФСР, Министерства строительства в северных и западных районах РСФСР, Министерства строительства в районах Урала и Западной Сибири РСФСР, Министерства строительства в южных районах РСФСР и Министерства строительства в восточных районах РСФСР на необходимость принятия решительных мер к ускорению технического перевооружения предприятий легкой и текстильной промышленности и обеспечению безусловного выполнения заданий по вводу в действие производственных мощностей, и в первую очередь предприятий, сооружаемых на базе комплектного импортного оборудования или иностранными фирмами на условиях "под ключ", и предприятий, включенных в перечень строек, на которых создаются мощности по государственному заказу. 17. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в целях достижения в 1990 году общего объема реализации платных услуг населению по республике в размере 30,9 млрд. рублей, необходимого я сбалансирования денежных доходов и расходов населения, довести государственный заказ по платным услугам (кроме пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования Министерства путей сообщения СССР, Министерства морского флота СССР, Министерства гражданской авиации СССР и Министерства речного флота РСФСР, а также услуг связи, оказываемых предприятиями союзного подчинения Министерства связи СССР) до всех предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, в том числе союзного подчинения по согласованию с министерствами и ведомствами СССР (за исключением предприятий и организаций Министерства обороны СССР, Министерства атомной энергетики и промышленности СССР и Комитета государственной безопасности СССР, которым объемы платных услуг устанавливаются этими министерствами и Комитетом по согласованию с Госпланом СССР). Сообщить задания, установленные предприятиям и организациям по объемам платных услуг, соответствующим министерствам и ведомствам СССР и РСФСР для принятия мер по их выполнению, а также Госплану РСФСР. Госплану РСФСР и Госснабу РСФСР совместно с Госпланом СССР и Госснабом СССР и с участием министерств и ведомств РСФСР обеспечить сбалансированность установленного предприятиям и организациям государственного заказа по объемам реализации платных услуг населению с материально-техническими ресурсами, распределяемыми централизованно, а также приобретаемыми в порядке оптовой торговли и по прямым связям, с учетом более полного использования местных источников. 18. Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам РСФСР активизировать работу по переводу предприятий и организаций сферы услуг на новые формы хозяйствования с использованием договорных, арендных и подрядных отношений и на этой основе обеспечить: развитие, особенно в сельской местности, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности в сфере обслуживания населения, создание, в частности, небольших предприятий; активное налаживание контактов с иностранными фирмами для организации совместных предприятий по оказанию услуг населению, и прежде всего в области туризма и отдыха, гостиничного хозяйства, пассажирских перевозок, ремонта транспортных средств. 19. Отметить, что Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов, Министерство торговли РСФСР и Роспотребсоюз не принимают должных мер к ограничению реализации по безналичному расчету и за наличные деньги предприятиям и организациям товаров, предназначенных для продажи населению, что в условиях их дефицита еще больше дестабилизирует потребительский рынок. Установить на 1990 год лимит товаров народного потребления для продажи из розничной торговли предприятиям, организациям и учреждениям в порядке мелкого опта в размере 10,249 млрд. рублей (с распределением по автономным республикам, краям, областям, гг. Москве и Ленинграду Министерством торговли РСФСР) и обязать Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы, Министерство торговли и РСФСР и Роспотребсоюз обеспечить безусловное соблюдение этого лимита. 20. Министерству торговли РСФСР, Роспотребсоюзу, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при распределении рыночных фондов между предприятиями государственной торговли и потребительской кооперации обеспечить создание сельскому населению условий для приобретения товаров преимущественно по месту жительства в предприятиях и организациях потребительской кооперации. г) развитие материальной базы социально-культурной сферы 21. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР, руководствуясь постановлением Верховного Совета РСФСР о Государственном плане экономического и социального развития РСФСР на 1990 год, принять меры к обеспечению ввода в эксплуатацию по хозяйству республиканского подчинения (за счет всех источников финансирования) объектов социально-культурной сферы в следующих объемах: жилых домов - общей площадью 51,5 млн. кв. метров дошкольных учреждений - на 252,62 тыс. мест общеобразовательных школ - на 633,06 тыс. мест школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - на 1,62 тыс. мест детских домов - на 6,22 тыс. мест клубов и домов культуры - на 205,39 тыс. мест больниц - на 26,53 тыс. коек амбулаторно-поликлинических - на 78,66 тыс. учреждений посещений в смену домов-интернатов для престарелых и инвалидов - на 12,05 тыс. мест профессионально-технических училищ - на 12,2 тыс. ученических мест В этих целях: использовать в максимальной степени мощности подрядных организаций, высвобождающиеся в связи с сокращением объемов производственного строительства; обеспечить наращивание строительной базы индустриального домостроения, мощностей по производству строительных материалов и предметов домоустройства; всемерно содействовать ускоренному развитию индивидуального жилищного строительства, в первую очередь на селе, путем оперативного решения в установленном порядке вопросов отвода и обустройства земельных участков, первоочередной продажи индивидуальным застройщикам строительных материалов и изделий, предоставления транспортных услуг, организации строительства индивидуальных жилых домов по заказам граждан. Для улучшения снабжения индивидуального жилищного строительства необходимыми материально-техническими ресурсами Госснабу РСФСР, Министерству торговли РСФСР, Роспотребсоюзу обеспечить поставку на рынок строительных материалов, изделий и деталей на сумму не менее 4 млрд. рублей. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, предприятиям, объединениям и организациям обеспечить увеличение в 1990 году продажи жилищным кооперативам домов, сооружаемых за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств фондов социального развития предприятий, имея в виду довести ее в целом по республике не менее чем до 2,8 млн. кв. метров общей площади. Госстрою РСФСР, Госплану РСФСР совместно с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами принять участие в разработке в I квартале 1990 г. Госстроем СССР и Госпланом СССР предложений о порядке продажи части домов государственного жилищного фонда кооперативам и гражданам. 22. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 поручил Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов в 1990-1991 годах выделять до 5 процентов вводимой в эксплуатацию общей площади жилых домов независимо от ее ведомственной принадлежности, в том числе за счет средств предприятий, организаций, учреждений (кроме жилых домов агропромышленного комплекса, Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, железнодорожных войск и обществ инвалидов), сверх размеров, предусмотренных пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 7 сентября 1989 г. N 734, для обеспечения жилой площадью лиц, уволенных в запас или отставку в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР. 23. Отметить, что Советы Министров автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов ослабили внимание к вопросам развития материальной базы социально-культурной сферы, в результате чего в 1989 году ввод в действие объектов этой сферы во многих регионах и в целом по республике сокращается по сравнению с прошлым годом. Это вызывает справедливые нарекания населения и усиливает социальную напряженность. Обязать Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы добиться, используя в полной мере предоставленные им права в области управления развитием социально-культурной сферы и строительным производством, ускорения темпов работ по сооружению жилья и других объектов культурно-бытового назначения, выполнения заданий по вводу в эксплуатацию жилых домов и объектов социально-культурной сферы, установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 25 июня 1987 г. N 266 "О мерах по обеспечению выполнения утвержденных на двенадцатую пятилетку заданий по развитию материально-технической базы социально-культурной сферы". Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 рекомендовал Советам Министров союзных республик с учетом предложений комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат изыскивать в ходе выполнения плана и бюджета на 1990 год дополнительные материальные и финансовые ресурсы для увеличения работ по ремонту и реконструкции библиотек, архивов, музеев, а также по реставрации памятников культуры. 24. Отметить, что организации Министерства строительства в северных и западных районах РСФСР, Министерства строительства в южных районах РСФСР, Министерства строительства в районах Урала и Западной Сибири РСФСР, Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР, Мосстройкомитета, Ленстройкомитета и Мособлстройкомитета не обеспечивают выполнения в срок работ по восстановлению объектов, пострадавших от землетрясения в Армянской ССР. Неудовлетворительно ведется строительство в сельской местности подразделениями Госагропрома РСФСР и Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР. Министерствам и ведомствам РСФСР, осуществляющим строительно-монтажные работы, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, Московскому и Ленинградскому облисполкомам незамедлительно разобраться с состоянием дел по каждой стройке и принять меры к выполнению намеченного на 1990 год объема работ по восстановлению объектов народного хозяйства Армянской ССР, пострадавших в результате землетрясения. Осуществление мер по улучшению экологической обстановки 25. Отметить, что, несмотря на принимаемые республиканскими и местными органами меры по охране окружающей среды, в ряде городов и промышленных центров продолжает сохраняться напряженная экологическая обстановка. Это является следствием того, что предприятия многих министерств и ведомств систематически не выполняют плановые задания по строительству и вводу в действие природоохранных объектов, а также по проведению других природоохранных работ. Медленно внедряются научно-технические достижения, способствующие решению экологических задач. Нередко производственные объекты принимаются в эксплуатацию без законченных сооружений по очистке отходящих газов и сточных вод. На многих предприятиях, неблагополучных в экологическом отношении, не соблюдается технологическая дисциплина, нарушаются правила эксплуатации природоохранных сооружений. Рядом министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик и исполкомов Советов народных депутатов не выполняются задания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Учитывая остроту экологических проблем и социальную значимость их быстрейшего решения, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР: принять меры к обеспечению намеченного на 1990 год ввода в действие природоохранных объектов, обратив особое внимание на необходимость выполнения установленного Верховным Советом РСФСР соответствующего государственного заказа, а также на ввод в действие природоохранных объектов на предприятиях, на которых создаются мощности по государственному заказу; в целях усиления темпов строительства очистных сооружений, особенно в бассейнах р. Волги, Азовского и Черного морей, максимально использовать мощности организаций Министерства водохозяйственного строительства СССР, высвобождающиеся в связи с уменьшением объемов мелиоративного строительства; принять решительные меры к осуществлению неотложных природоохранных программ в регионах и городах с неблагоприятной экологической обстановкой, добиться эффективной эксплуатации очистных сооружений и установок; обеспечить безусловное проведение в жизнь ресурсосберегающих принципов природопользования на основе внедрения безотходных и малоотходных технологий, радикальное улучшение использования природных ресурсов, особенно невозобновляемых. С учетом предложений комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат рекомендовать министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам провести с подведомственными предприятиями и организациями работу, направленную на увеличение в 1990 году ввода в действие природоохранных объектов, сооружаемых за счет собственных средств предприятий и организаций. Министерствам и ведомствам РСФСР, Совету Министров Бурятской АССР, Совету Министров Карельской АССР, Ленинградскому и Иркутскому облисполкомам осуществить предусмотренные мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов бассейнов озер Байкал и Ладожское. Государственному комитету РСФСР по охране природы, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР усилить контроль за ходом выполнения законодательных актов и решений Правительства СССР и Правительства РСФСР по охране природы, обеспечить полную информацию населения о состоянии окружающей среды и выполнении природоохранных программ. 26. Государственному комитету РСФСР по охране природы, Сибирскому, Уральскому, Дальневосточному отделениям Академии наук СССР и Госплану РСФСР принять участие в разработке Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Государственным комитетом СССР по охране природы, Академией наук СССР, Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии, Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госпланом СССР Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года. 27. Министерству лесного хозяйства РСФСР совместно с Министерством лесной промышленности СССР, Государственным комитетом СССР по лесу, Министерством внутренних дел СССР, Государственным комитетом СССР по охране природы и с участием заинтересованных Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов разработать в I квартале 1990 г. конкретные мероприятия, направленные на прекращение рубки леса сверх расчетных лесосек, и представить их до 1 мая 1990 г. Совету Министров РСФСР. 28. Брянскому облисполкому, Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству строительства в северных и западных районах РСФСР, Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, другим министерствам и ведомствам РСФСР продолжить работу в районах Брянской области, связанную с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обратив особое внимание на решение социальных задач в пострадавших районах. Установить на 1990 год лимиты государственных централизованных капитальных вложений на эти цели в объеме 10 млн. рублей. Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР установить действенный контроль за освоением выделенных централизованных средств, а также изыскать в ходе выполнения плана и бюджета дополнительные финансовые источники для ускорения работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 поручил Госснабу СССР обеспечить выделение материально-технических ресурсов для выполнения указанных работ за счет финансовых источников, дополнительно изыскиваемых Советом Министров РСФСР. Решение проблем материальной сбалансированности плана 29. Отметить, что сохраняющаяся ориентация на использование традиционных видов конструкционных материалов применение в широких масштабах устаревших технологий не позволили обеспечить ресурсосбережение в размерах, предусмотренных пятилетним планом. Замедлились темпы вовлечения в народнохозяйственный оборот вторичных ресурсов. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при формировании лимитов централизованно распределяемых материальных ресурсов учитывать сокращение потребления этих ресурсов в объемах, обеспечивающих выход на показатели экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов не менее, чем предусмотрено в пятилетнем плане, и на снижение в 1990 году материалоемкости общественного продукта на 0,6% к плану 1989 года. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам рассмотреть ход выполнения постановления Совета Министров РСФСР от 28 октября 1987 г. N 416 "О Долгосрочной комплексной программе снижения металлоемкости национального дохода "Металлоемкость" и принять меры к выполнению установленных этим постановлением заданий. 30. Итоги работы за 1988 год и за истекший период 1989 года показали, что развитие оптовой торговли идет недопустимо медленными темпами, существующая система материально-технического обеспечения оказалась неподготовленной к организации и функционированию социалистического рынка средств производства, неспособной к преодолению монополизма предприятий-поставщиков, местнических и ведомственных интересов, проявляющихся в снижении производства нужной народному хозяйству продукции, вымывании товаров дешевого ассортимента. Госснабу РСФСР, Госкомнефтепродукту РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам принять меры к развитию и расширению масштабов оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, оказывать предприятиям реальную помощь в организации взаимодействия с поставщиками и потребителями. 31. Отметить, что несмотря на принимаемые меры по снижению запасов товарно-материальных ценностей в народном хозяйстве, они по-прежнему остаются неоправданно большими. Такое положение в значительной степени связано с тем, что действующий хозяйственный механизм не нацеливает предприятия на снижение этих запасов и не оказывает должного воздействия на их деятельность в случае необоснованного накопления запасов. В свою очередь министерства и ведомства РСФСР не уделяют должного внимания надлежащей организации работы по сокращению указанных запасов, не принимают мер к активному вовлечению их в хозяйственный оборот. Российский республиканский банк Госбанка СССР и специализированные банки РСФСР не обеспечивают действенного контроля в этом деле. В связи с этим поручить министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам рассмотреть сложившееся положение с запасами товарно-материальных ценностей на подведомственных предприятиях и в организациях и обеспечить их существенное сокращение, имея в виду направить излишки сырья, материалов, оборудования и другой продукции для продажи населению, кооперативам, гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, а также для реализации предприятиям, которые испытывают потребность в них. Госснабу РСФСР взять под контроль проведение этой работы. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970: а) поручил Госплану СССР и Госснабу СССР в связи с принятым Верховным Советом СССР решением об уменьшении в 1990 году объема нецентрализованных капитальных вложений на 5 млрд. рублей уточнить лимиты централизованно выделяемых министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик материально-технических ресурсов; б) поручил Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе, Госснабу СССР, Министерству финансов СССР, Госплану СССР, Госстрою СССР, Госбанку СССР и специализированным банкам СССР подготовить и представить до 20 ноября 1989 г. в Совет Министров СССР конкретные предложения об экономических мерах по сокращению запасов товарно-материальных ценностей, включая неустановленное оборудование, скопившихся на предприятиях и в организациях; в) поручил Госбанку СССР и специализированным банкам СССР усилить контроль за состоянием запасов товарно-материальных ценностей в народном хозяйстве, обеспечить проведение активной кредитной политики, направленной на максимальное сокращение этих запасов. Признал целесообразным восстановить с 1990 года составление предприятиями, объединениями и организациями месячных бухгалтерских отчетов и балансов. Поручил Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по статистике представить в месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении соответствующих изменений в решения Правительства СССР, а также рассмотреть вопрос о введении с 1990 года квартальной отчетности о состоянии сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; г) учитывая особо важное значение программ "100" и "300" в обеспечении сбалансированности потребностей производства и строительства с материально-техническими ресурсами, использования достижений научно-технического прогресса и сокращения импортных закупок материалов и оборудования, поручил Министерству металлургии СССР, Министерству химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР, министерствам машиностроительного комплекса и Советам Министров союзных республик принять необходимые меры к осуществлению ввода в действие в 1990 году соответствующих производственных мощностей, предусмотренных в утвержденном Советом Министров СССР государственном заказе, и их быстрейшему освоению. Министерству строительства в северных и западных районах РСФСР, Министерству строительства в южных районах РСФСР, Министерству строительства в районах Урала и Западной Сибири РСФСР, Министерству строительства в восточных районах РСФСР, Мосстройкомитету и Мособлстройкомитету принять необходимые меры к осуществлению ввода в действие соответствующих производственных мощностей, предусмотренных в утвержденном Советом Министров СССР государственном заказе; д) поручил Советам Министров союзных республик, Министерству металлургии СССР и Главному управлению драгоценных металлов и алмазов при Совете Министров СССР с участием строительных и машиностроительных министерств принять неотложные меры к ускорению строительства объектов металлургии и промышленности по добыче и переработке драгоценных металлов и алмазов, имея в виду, в частности, обеспечить: ввод в действие в текущем году на Волжском трубном заводе металлургического комплекса по производству трубной заготовки, обсадных и нефтепроводных труб, а также труболитейного цеха на Липецком металлургическом заводе "Свободный сокол""; выполнение заданий по вводу в действие в 1990 году мощностей по производству 500 тыс. тонн холоднокатаного листа на Череповецком металлургическом комбинате и в первом полугодии 1990 г. - по производству 1000 тыс. тонн стальных труб на Выксунском металлургическом заводе; максимальное приближение сроков ввода в действие объектов группы "300" на Магнитогорском, Череповецком и Челябинском металлургических комбинатах, Синарском и Северском трубных заводах, на предприятиях сырьевой базы цветной металлургии и промышленности по добыче и переработке драгоценных металлов и алмазов. Министерству строительства в северных и западных районах РСФСР, Министерству строительства в южных районах РСФСР, Министерству строительства в районах Урала и Западной Сибири РСФСР, Министерству строительства в восточных районах РСФСР совместно с Министерством металлургии СССР и Главным управлением драгоценных металлов и алмазов при Совете Министров СССР и с участием машиностроительных министерств принять неотложные меры к ускорению строительства этих объектов; е) сохранил действующий в 1989 году порядок материально-технического обеспечения и дополнительного экономического стимулирования трудовых коллективов предприятий за производство (добычу) сверх пятилетнего плана нефти (включая газовый конденсат), естественного газа, угля, готового проката черных металлов и стальных труб, первичного алюминия, рафинированной меди и цемента, а также товарной пищевой рыбной продукции; ж) в целях усиления экономической заинтересованности трудовых коллективов нефтегазодобывающих предприятий в увеличении добычи и поставки на экспорт нефти, газового конденсата и газа разрешил этим предприятиям образовывать фонды валютных отчислений; з) поручил Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу совместно с Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР и Госпланом СССР представить в Совет Министров СССР предложения о порядке образования указанных фондов. 32. Учитывая важнейшее значение бесперебойной работы народного хозяйства в осенне-зимний период 1989/90 года, поручить Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, предприятиям, объединениям и организациям незамедлительно принять меры к обеспечению устойчивой работы предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства в указанный период, полной готовности к зиме жилых домов, объектов социальной сферы и коммунального хозяйства. Обеспечить накопление необходимых запасов топлива, а также завершение ремонта энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, железнодорожных путей, погрузочно-разгрузочного оборудования, производственных и общественных зданий и сооружений. Ускорение научно-технического прогресса 33. Учитывая, что государственный заказ по развитию науки и техники на 1990 год ориентирован на решение социальных задач, ресурсосбережение, повышение эффективности использования и качественное преобразование научно-технического потенциала, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам: принять необходимые меры к безусловному выполнению заданий по реализации государственных и республиканских научно-технических программ, Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, разработок межотраслевых научно-технических комплексов, республиканских инженерно-технических центров, академической и вузовской науки, крупных изобретений, имеющих народнохозяйственное значение, а также важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; обеспечить эффективное использование капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов науки и опытно-экспериментальной базы, ускорение ввода их в действие; всемерно использовать возможности, предоставляемые новым хозяйственным механизмом для повышения эффективности науки, ускорения разработок, освоения и применения научно-технических достижений в отраслях народного хозяйства республики; в связи с необходимостью дальнейшего увеличения расходов на развитие науки и техники и ограниченностью возможностей государственного бюджета шире использовать на эти цели собственные средства и банковский кредит, а также привлекать в установленном порядке средства предприятий и организаций. 34. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 в связи с особой важностью незамедлительного решения проблемы устранения потерь при хранении сельскохозяйственной продукции поручил Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам рассмотреть вопрос о создании в стране специализированных проектных и строительных организаций по разработке и строительству хранилищ сельскохозяйственной продукции с содержанием ее в регулируемой газовой среде и с использованием мембранных процессов. Соответствующие предложения представить в Совет Министров СССР в первом полугодии 1990 года. Совершенствование инвестиционной политики 35. Необходимость структурной перестройки экономики, ее социальной переориентации и финансового оздоровления требуют коренных преобразований в инвестиционной сфере. В связи с этим Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР - заказчикам, республиканским строительным министерствам: обеспечить рациональное использование выделяемых на капитальное строительство централизованных средств, направление их только на стройки и объекты, осуществление которых вызывается необходимостью надежного жизнеобеспечения народного хозяйства и населения республики. В целях ускорения ввода в действие производственных мощностей, прежде всего на объектах государственного заказа, принять меры к сокращению фронта строительства, концентрации капитальных вложений, материально-технических и финансовых ресурсов и мощностей строительных организаций на завершении сооружения объектов, подлежащих вводу в действие в 1990 году; организовать работу с предприятиями, объединениями и организациями по обеспечению более рационального использования заработанных ими средств на осуществление инвестиций, с тем чтобы существенно сократить сроки сооружения объектов и повысить эффективность технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий. На основе этих мер к концу 1990 года добиться намеченного сокращения объемов сверхнормативного незавершенного строительства по каждому министерству и ведомству РСФСР, Совету Министров автономной республики, крайисполкому, облисполкому, Московскому и Ленинградскому горисполкомам. 36. Обратить внимание Российского республиканского банка Промстройбанка СССР, Российского республиканского банка Агропромбанка СССР и Российского республиканского банка Жилсоцбанка СССР на то, что ими неудовлетворительно осуществляется контроль за выполнением требований о недопущении финансирования строек, по которым лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ выделяются с нарушением норм продолжительности строительства. В целях максимального ограничения фронта строительства запретить министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам предусматривать в плане на 1990 год начало строительства (расширение, реконструкцию) предприятий и сооружений производственного назначения, финансируемых за счет средств государственного бюджета, за исключением строек, на которых создаются мощности по государственному заказу, и важнейших строек, титульные списки которых подлежат согласованию с Госпланом СССР (включая стройки отраслей агропромышленного комплекса сметной стоимостью 8 млн. рублей и выше, в том числе мелиоративного строительства 25 млн. рублей и выше). 37. Поручить Госстрою РСФСР совместно с Госпланом РСФСР принять участие в проводимой Госстроем СССР в первом полугодии 1990 г. работе по пересмотру по всем отраслям народного хозяйства и промышленности норм продолжительности строительства производственных и социальных объектов, а также нормативов незавершенного строительства по отраслям, министерствам и ведомствам, имея в виду обеспечить их снижение. 38. Отметить, что многие министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов не принимают необходимых мер к ускорению сдачи в монтаж имеющегося на складах предприятий и строек импортного оборудования и к вводу в действие объектов, сооружаемых с его применением. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московского и Ленинградскому горисполкомам: детально проанализировать положение дел с использованием импортного оборудования на подведомственных им предприятиях и стройках, разработать и осуществить конкретные мероприятия по снижению его запасов, обеспечению ввода в эксплуатацию в течение 1989-1990 годов импортного оборудования, по которому истекли сроки гарантий иностранных фирм, а также по реализации излишнего оборудования; усилить контроль за использованием валютных средств, направляя их прежде всего на закупку импортного оборудования для производства товаров народного потребления, продуктов питания и строительства объектов, определяющих технический прогресс в народном хозяйстве, а также на расширение экспортной базы; строго обеспечивать при решении вопросов закупки оборудования за рубежом увязку сроков его поставки с предусматриваемыми в планах сроками строительства объектов. 39. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 поручил Госстрою СССР совместно с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по ценам и финансирующими банками обобщить практику применения договорных цен в строительстве и до 1 марта 1990 г. внести необходимые изменения и уточнения в действующий порядок их определения в связи с тем, что в последнее время существенно увеличивается сметная стоимость строительства за счет факторов, не связанных с соответствующим ростом технического уровня вводимых в действие основных фондов. 40. Признать недопустимой практику, сложившуюся в ряде автономных республик, краев и областей, при которой расширение строительства объектов республиканского и местного значения осуществляется не на основе наращивания мощностей строительных организаций, а путем уменьшения работ по стройкам, осуществляемым по государственному заказу. Возложить персональную ответственность за выполнение заданий по строительству указанных объектов на заместителей председателей Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, руководящих строительным производством. Установить, что финансирование предусмотренного в плане дополнительного лимита государственных централизованных капитальных вложений в объеме 400 млн. рублей в соответствии с пунктом 11 постановления Совета Министров РСФСР от 21 июня 1986 г. N 280 осуществляется министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами за счет выделенных им в целом средств на финансирование государственных централизованных капитальных вложений и изыскания собственных источников. 41. Разрешить Министерству автомобильных дорог РСФСР осуществлять в 1990 году строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений общего пользования сверх лимитов капитальных вложений в пределах целевых источников финансирования, направляемых в соответствии с действующим законодательством на развитие дорожного хозяйства. 42. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам представить до 20 января 1990 г. в Госплан РСФСР предложения по строительству и реконструкции в 1990 году взлетно-посадочных полос, зданий и сооружений в аэропортах местных воздушных линий сверх лимитов государственных капитальных вложений за счет средств, образующихся от превышения доходов над расходами по государственным бюджетам автономных республик, бюджетам краев и областей, в меру изыскания материальных ресурсов из местных источников. Госплану РСФСР совместно с Министерством финансов РСФСР рассмотреть представленные материалы и внести предложение в Совет Министров РСФСР о направлении на указанные цели в 1990 году до 10 млн. рублей. 43. Министерству связи РСФСР обеспечить в 1990 году строительство, расширение и реконструкцию объектов связи сверх лимитов государственных капитальных вложений, выделяемых по отрасли "Связь", за счет кредитов банков в объеме 540 млн. рублей, в том числе 177 млн. рублей на строительно-монтажные работы. Развитие внешнеэкономических связей 44. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970: отметил, что предоставление министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, предприятиям, объединениям и производственным кооперативам широких прав и самостоятельности в области внешнеэкономических связей пока не привело к адекватному росту их усилий по развитию экспорта, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, продвижению ее на внешний рынок. Во многих случаях снизилась ответственность советских участников за надлежащее выполнение международных обязательств, упала заинтересованность в приоритетности развития отношений с социалистическими странами, ухудшилась дисциплина поставок; поручил Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Министерством внешних экономических связей СССР в целях последовательного развития и углубления валютной самоокупаемости предприятий, объединений и организаций разработать и представить до 1 июля 1990 г. в Совет Министров СССР необходимые предложения; поручил Министерству внешних экономических связей СССР добиваться совместно с министерствами и ведомствами СССР поставок из стран-членов СЭВ продукции, предусмотренной планом импорта на 1990 год, в полном объеме, особенно продовольствия и товаров народного потребления, увязывая выполнение этих поставок с экспортом в страны-члены СЭВ советских топливно-сырьевых товаров. 45. Исходя из того, что крупные закупки товаров народного потребления и медикаментов в капиталистических странах являются вынужденной временной мерой, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам считать задачей исключительной государственной важности увеличение их выпуска, обеспечение ввода в эксплуатацию в установленные сроки и эффективного использования закупаемых за границей машин и оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции и производству товаров народного потребления и медикаментов. Углубление радикальной экономической реформы 46. Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма принять участие в подготовке Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе, центральными экономическими органами совместно с постоянными органами Совета Министров СССР, министерствами и ведомствами СССР Концепции дальнейшего углубления экономической реформы, имея в виду выработать комплекс мер по становлению и развитию социалистического рынка средств производства, проведению реформы ценообразования, введению антимонопольного законодательства и системы налогообложения, ослаблению инфляционных процессов, а также переходу РСФСР и регионов республики к экономической самостоятельности и самофинансированию, созданию государственных концернов, добровольных ассоциаций и объединений предприятий. 47. Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма, Госплану РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам осуществить в оставшийся период 1989 года необходимые мероприятия, связанные с завершением перевода в 1990 году всех предприятий, учреждений и организаций отраслей непроизводственной сферы на новые условия хозяйствования. 48. Отметить, что в ряде отраслей народного хозяйства неудовлетворительно осуществляется работа по ликвидации убыточности хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций. Это является одной из причин сохранения уравниловки и иждивенчества, медленного финансового оздоровления экономики республики в целом. Министерствам и ведомствам РСФСР пересмотреть перечни убыточных предприятий и организаций на 1990 год, имея в виду сократить выделяемые им дотации не менее чем на 30%, и представить в недельный срок уточненные перечни убыточных предприятий и организаций на 1990 год Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР. Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР утвердить на 1990 год перечни убыточных предприятий и организаций республиканского подчинения, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам - предприятий и организаций местного подчинения, а Госагропрому РСФСР и Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР - государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса. 49. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Российскому республиканскому банку Госбанка СССР, Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам, Государственному комитету РСФСР по статистике, Государственному комитету РСФСР по охране природы, другим министерствам и ведомствам РСФСР совместно с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами принять участие в работе, проводимой Госпланом СССР, Госснабом СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Государственным комитетом СССР по статистике, Государственным комитетом СССР по охране природы, другими министерствами и ведомствами СССР по обеспечению подготовки нормативной базы для практического осуществления перестройки с тринадцатой пятилетки руководства экономикой и социальной сферой в союзных республиках на принципах самоуправления и самофинансирования. Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма обобщить и представить до 20 июля 1990 г. в Совет Министров РСФСР материалы о первых результатах введения в регионах республики элементов нового механизма хозяйствования. 50. Комиссия Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма с участием министерств и ведомств РСФСР сферы материального производства и республиканских экономических органов завершить в 1990 году работу по перестройке организационных структур управления отраслей народного хозяйства республики. При этом обеспечить четкое разграничение функций государственного и хозяйственного управления, расширение демократизации и последовательную децентрализацию управления, сочетание народнохозяйственных интересов с экономической самостоятельностью и ответственностью предприятий, развитие разнообразных форм организации основного звена и отношений собственности. 51. Российским республиканским банкам, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам усилить контроль за соблюдением принципа соответствия роста оплаты труда конечным его результатам. 52. Отметить, что Российский республиканский банк Госбанка СССР и российские республиканские специализированные банки медленно перестраивают свою деятельность, не обеспечивают должного кредитного воздействия на предприятия и организации в целях повышения эффективности производства, рационального использования ими всех видов ресурсов. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 поручил Госбанку СССР совместно со специализированными банками СССР: разработать и осуществить меры, направленные на усиление воздействия банковской системы на достижение предприятиями и организациями высоких конечных результатов, обеспечение последовательного проведения банками общегосударственной линии в вопросах хозяйственной жизни, повышение уровня руководства и контроля со стороны Госбанка СССР за деятельностью коммерческих банков; с участием Госплана СССР и Министерства финансов СССР подготовить предложения по пересмотру процентных ставок за кредиты, имея в виду обеспечить усиление стимулирующего воздействия банковского процента на повышение эффективности использования кредитных ресурсов, направление их в первую очередь на мероприятия, связанные со структурной перестройкой экономики, с развитием индустриального потребительского комплекса, ускорением научно-технического прогресса, укреплением режима экономии во всех звеньях народного хозяйства. Указанные предложения представить в Совет Министров СССР в месячный срок. 53. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам совместно с трудовыми коллективами предприятий, объединений и организаций разработать и осуществить программы наращивания производства продовольствия, товаров народного потребления, строительных материалов и предметов домоустройства на 1990 год. Направить эти программы до 1 мая 1990 г. в Госплан РСФСР. * * * 54. Госплану РСФСР сообщить в недельный срок после получения соответствующих показателей от Госплана СССР министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, с выделением исполкомов Советов народных депутатов автономных областей, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам показатели Государственного плана экономического и социального развития РСФСР на 1990 год, утвержденные настоящим постановлением, а по исполкомам Советов народных депутатов автономных областей - по перечню показателей, установленных Госпланом РСФСР. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в недельный срок после получения указанных показателей от Госплана РСФСР довести до предприятий, объединений и организаций уточнения, вытекающие из утвержденного Государственного плана экономического и социального развития РСФСР на 1990 год. При проведении этой работы министерствам и ведомствам РСФСР выделять показатели по подведомственным предприятиям, объединениям и организациям, расположенным на территории автономных областей. 55. Министерствам и ведомствам РСФСР: в месячный срок после доведения до них Госпланом РСФСР показателей Государственного плана экономического и социального развития РСФСР на 1990 год сообщить Госплану РСФСР, а также Московскому и Ленинградскому горисполкомам, Московскому и Ленинградскому облисполкомам основные показатели планов на 1990 год (по перечню, установленному Госпланом СССР) в целом по подведомственным предприятиям (объединениям) и организациям с выделением показателей по автономным республикам, краям, областям, гг. Москве и Ленинграду, автономным областям и округам, территориально-производственным комплексам и зоне БАМа; обеспечить представление подведомственными предприятиями, объединениями и организациями показателей планов на 1990 год (по перечню, установленному Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов краев, областей, автономных областей, округов и крупных городов) в соответствующие планово-экономические органы. Довести до сведения, что Совет Министров СССР постановлением от 14 ноября 1989 г. N 970 поручил министерствам и ведомствам СССР: в месячный срок после доведения до них Госпланом СССР показателей государственного плана экономического и социального развития СССР на 1990 год сообщить Советам Министров союзных республик, а также Мосгорисполкому и Ленгорисполкому, Мособлисполкому и Леноблисполкому основные показатели планов на 1990 год (по перечню, установленному Госпланом СССР) в целом по находящимся на соответствующей территории подведомственным предприятиям (объединениям) и организациям (кроме показателей по производству оборонной продукции в натуральном выражении); обеспечить представление подведомственными предприятиями (объединениями) и организациями показателей планов на 1990 год (по перечню, установленному Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов краев, областей, автономных областей, округов и крупных городов, а также Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления) в соответствующие плановые комиссии. 56. Госплану РСФСР проверить соответствие доведенных министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами показателей планов на 1990 год требованиям Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и Временного положения о порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы и о результатах доложить в январе 1990 г. Совету Министров РСФСР. 57. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, и облисполкомам на основе утвержденных планов предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от ведомственной подчиненности, разработать комплексные планы экономического и социального развития на 1990 год по территории автономной республики, края, области с выделением показателей по автономным областям и округам. В 2-недельный срок после утверждения комплексные планы экономического и социального развития автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов представить в Госплан РСФСР. 58. На основе утвержденных планов предприятий (объединений) и организаций, разработать и представить в Госплан РСФСР (по формам и показателям, доведенным Госпланом РСФСР): Совету Министров Бурятской АССР и Совету Министров Якутской АССР, Хабаровскому крайисполкому, Амурскому, Читинскому и Иркутскому облисполкомам - показатели развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали; Совету Министров Коми АССР, Красноярскому крайисполкому, Архангельскому, Белгородскому, Курскому, Кемеровскому, Томскому, Тюменскому облисполкомам - показатели развития соответствующих территориально-производственных комплексов. Госплану РСФСР на основе представленных Советам Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами показателей утвердить основные показатели развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, основные показатели и сводные планы капитального строительства по важнейшим территориально-производственным комплексам на 1990 год. 59. В связи с проводимой в настоящее время работой по совершенствованию организационной структуры управления народным хозяйством, образованием государственных концернов, ассоциаций, межотраслевых государственных объединений, переводом отдельных территорий на принципы самоуправления и самофинансирования, изменением структуры ряда министерств и ведомств РСФСР Госплану РСФСР вносить уточнения в показатели Государственного плана экономического и социального развития РСФСР на 1990 год в адресном разрезе по представлению информации министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами, без изменения общеэкономических показателей и пропорций развития экономики в целом, имея в виду завершить в основном эту работу в I квартале 1990 года. Председатель Совета Министров РСФСР А.ВЛАСОВ Управляющий Делами Совета Министров РСФСР И.ЗАРУБИН _______________ * Приложения не приводятся. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|