Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.12.1989 № 361

 



                       СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 6 декабря 1989 г. N 361
                             г. МОСКВА


       О первоочередных мерах по переводу Татарской АССР на
       новые условия хозяйствования на основе самоуправления
                       и самофинансирования

     Придавая важное значение расширению прав автономных  республик
в   областях   государственного,   хозяйственного   и   культурного
строительства,  укреплению  их   экономической   самостоятельности,
усилению  ответственности и заинтересованности трудовых коллективов
предприятий  и  организаций,  местных  советских  и   хозяйственных
органов в достижении высоких конечных результатов хозяйствования, а
также укреплении единого народнохозяйственного комплекса республики
и страны, Совет Министров РСФСР  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять  предложение  Совета  Министров  Татарской  АССР  о
проведении  с  1  января  1990 г.  в Татарской АССР эксперимента по
отработке  нового  механизма  территориального  хозяйствования   на
основе самоуправления и самофинансирования.
     В качестве важнейших задач и направлений  этой  работы  должно
быть обеспечено:
     усиление социальной ориентации в  деятельности  хозяйственного
комплекса  автономной  республики на основе повышения эффективности
этой   деятельности   и   последовательной   реализации    принципа
зарабатывания    средств    для    дальнейшего    роста   народного
благосостояния;
     увеличение вклада   автономной   республики   в  осуществление
общегосударственных  и  общереспубликанских  задач,  имея  в   виду
всемерное  развитие и активное использование преимуществ разделения
и кооперации труда;
     создание путем    совершенствования    экономических   методов
управления необходимых условий для  высокоэффективной  деятельности
всех  расположенных на территории автономной республики предприятий
и  организаций,  независимо  от  ведомственной  подчиненности,  при
строгом  соблюдении  их хозрасчетных прав,  предусмотренных Законом
СССР о государственном предприятии (объединении) и Законом  СССР  о
кооперации в СССР;
     укрепление финансово-хозяйственной       основы       местного
самоуправления, развертывание инициативы Советов народных депутатов
и  обеспечение  широкого  участия  населения  в  решении   вопросов
социального и экономического развития автономной республики.
     В этих целях  осуществить  комплекс  следующих  первоочередных
мер.

                   По общим вопросам управления

     2. Для  обеспечения  комплексного развития народного хозяйства
Татарской АССР, расширения возможностей и повышения ответственности
автономной    республики   в   деле   удовлетворения   возрастающих
потребностей населения  признать  необходимым  сосредоточить  в  ее
ведении руководство предприятиями и организациями агропромышленного
комплекса,    производством    товаров    народного    потребления,
социально-культурной   сферой,   производственной   инфраструктурой
республиканского   (АССР)   значения,   строительным    комплексом,
природоохранной   и   иными  видами  деятельности,  непосредственно
связанными с повседневной жизнью населения.
     В соответствии с этим Совету Министров Татарской АССР:
     определить совместно с министерствами  и  ведомствами  СССР  и
РСФСР   перечень   расположенных   в  Татарской  АССР  предприятий,
объединений  и  организаций  союзного  и  республиканского  (РСФСР)
подчинения,  передаваемых  в  республиканское  (АССР)  подчинение с
учетом мнения трудовых  коллективов,  и  представить  его  в  Совет
Министров РСФСР в I квартале 1990 года.
     При указанной передаче  обеспечить  сохранение  предприятиями,
объединениями и организациями сложившихся хозяйственных связей.
     3. Совету Министров Татарской АССР, министерствам и ведомствам
РСФСР   всемерно   способствовать   (с   учетом   мнения   трудовых
коллективов)  созданию   концернов,   консорциумов,   межотраслевых
объединений  и других прогрессивных организационных форм управления
производством  и  шире  использовать  в   практике   хозяйствования
договорные  взаимовыгодные  отношения  в соответствии с действующим
законодательством.
     4. Установить,    что    Совет    Министров   Татарской   АССР
самостоятельно определяет состав  и  структуру  органов  управления
республиканским  (АССР)  хозяйством,  численность  их  работников и
расходы на содержание.

                      В области планирования

     5. Признать  целесообразным   расширить   полномочия   органов
управления Татарской АССР в сфере планирования.
     Планы экономического и  социального  развития  Татарской  АССР
разрабатываются  и  утверждаются  в установленном порядке на основе
планов предприятий,  объединений и организаций  и  исходных  данных
планирования    (контрольных    цифр,    государственных   заказов,
долговременных экономических нормативов и лимитов).  В соответствии
с   действующим  законодательством  министерства  и  ведомства  при
доведении  исходных   данных   планирования   до   подведомственных
предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории
автономной республики, сообщают их Совету Министров Татарской АССР.
     Совет Министров   Татарской  АССР  после  проработки  проектов
планов экономического и социального развития предприятий союзного и
республиканского   подчинения  при  необходимости  направляет  свои
замечания и предложения соответствующим министерствам и ведомствам.
     Разногласия, возникающие при разработке плана экономического и
социального развития автономной республики, рассматриваются Советом
Министров  РСФСР  с  участием  Совета  Министров  Татарской  АССР и
заинтересованных министерств и ведомств.
     При формировании     пятилетнего     государственного    плана
экономического и социального развития Татарской  АССР,  определении
экономических   нормативов  учитывать  произведенный  в  автономной
республике национальный доход.  В целях определения  общих  объемов
финансовых ресурсов,  а также основных направлений их использования
считать целесообразным составлять сводный финансовый план  (баланс)
автономной республики.
     Совету Министров Татарской  АССР  рассмотреть  с  Госкомстатом
РСФСР вопрос о введении статистической отчетности,  необходимой для
создания  информационной   базы   управления   в   новых   условиях
хозяйствования.
     6. Предоставить    Совету     Министров     Татарской     АССР
преимущественное   право   заключать  договоры  по  согласованию  с
предприятиями   республиканского   (РСФСР   и   АССР)   подчинения,
расположенными  на  территории  республики,  на  выпуск необходимой
продукции,  оказание услуг,  проведение научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских работ,  соответствующих профилю предприятий,
объединений,  с учетом  установленного  государственного  заказа  и
сложившихся хозяйственных связей.
     7. Согласиться с предложением Совета Министров Татарской  АССР
об  оставлении  в  1990  году  в  автономной  республике с согласия
трудовых коллективов всех товаров,  полученных на  производственных
мощностях,   созданных   по  инициативе  местных  Советов  народных
депутатов,   без   привлечения   государственных   централизованных
капитальных вложений.
     8. Признать целесообразным не устанавливать  Совету  Министров
Татарской   АССР   государственный   заказ   по  объему  розничного
товарооборота,  реализации платных  услуг,  воспроизводству  лесных
ресурсов,  вводу  в  действие объектов социально-культурной сферы и
коммунального хозяйства,  жилых домов, природоохранных объектов, за
исключением  объектов  общегосударственного  значения,  передав это
право Совету Министров Татарской АССР.
     Установить, что   Совет   Министров   Татарской   АССР   несет
ответственность за сбалансированность денежных доходов  и  расходов
населения,  развитие  розничного  товарооборота  государственной  и
кооперативной торговли на территории автономной республики.
     9. Предоставить Совету Министров Татарской АССР право:
     самостоятельно определять      направления       использования
капитальных  вложений,  финансируемых  за  счет  бюджета автономной
республики;
     включать в программу работ подрядных строительных  организаций
(кроме  организаций  союзного  подчинения)  заказ  на строительство
объектов социального назначения  при  наличии  свободных  мощностей
после размещения государственного заказа;
     утверждать титульные списки  проектно-изыскательских  работ  и
вновь начинаемых строек,  осуществляемых за счет средств автономной
республики, независимо от их сметной стоимости.
     10. Поручить  Госснабу РСФСР и Совету Министров Татарской АССР
внести до 1 января 1990 г.  в Совет Министров РСФСР согласованные с
Госснабом  СССР предложения по организации материально-технического
обеспечения предприятий и объединений автономной республики.

                Укрепление финансово-бюджетной базы

     11. Исходя  из  задач  финансового  оздоровления  экономики  и
реализации    принципов    самоуправления    и   самофинансирования
установить,  что народнохозяйственные  потребности  Татарской  АССР
обеспечиваются финансовыми ресурсами, формируемыми на ее территории
с учетом отчислений в бюджет республики части  сумм  общесоюзных  и
республиканских доходов и налогов по установленным нормативам.  При
этом  Татарская  АССР   самостоятельно   распоряжается   указанными
ресурсами в соответствии с действующим законодательством.
     Предусмотреть формирование доходов и расходов Государственного
бюджета Татарской АССР на 1990 год, исходя из следующих положений:
     а) в доходы  государственного  бюджета  автономной  республики
зачисляются:
     полностью платежи   из   прибыли   (дохода)   предприятий    и
организаций  подведомственного хозяйства (плата за производственные
фонды, отчисления от расчетной прибыли (дохода);
     вся сумма  платы  за  землю,  воду,  трудовые  ресурсы по всем
предприятиям и организациям, расположенным на территории автономной
республики;
     поступления от всех местных налогов и  сборы  с  населения,  а
также налоги с кооперативных предприятий и предприятий общественных
организаций, расположенных в автономной республике;
     доходы от экспорта продукции и услуг предприятий,  объединений
и организаций республиканского (АССР) подчинения;
     другие поступления     и     платежи    в    соответствии    с
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Одобрительно отнестись    к   предложению   Совета   Министров
Татарской АССР о зачислении в бюджет автономной республики  в  1990
году  39,9%  налога  с оборота,  поступающего на ее территории,  9%
платежей из прибыли (дохода) предприятий и организаций  союзного  и
республиканского  (РСФСР)  подчинения,  35%  подоходного  налога  с
рабочих и служащих,  50% поступлений от реализации Государственного
внутреннего выигрышного займа 1982 года;
     б) за  счет  средств  автономной   республики   осуществляется
финансирование:
     капитальных вложений  по  лимитам  местных  Советов   народных
депутатов  на  строительство и расширение производственных объектов
подведомственного  хозяйства,  инженерных  сетей  и   коммуникаций,
городского  электротранспорта,  местных автомобильных дорог,  жилых
домов, объектов социально-культурного и бытового назначения;
     благоустройства городов,  рабочих поселков и других населенных
пунктов,  содержания и ремонта жилищного фонда, общеобразовательных
школ   и  профессионально-технических  училищ,  детских  дошкольных
учреждений,  учреждений  здравоохранения,  культуры  и  социального
обеспечения местных Советов, а также природоохранных мероприятий;
     выплат дифференцированных надбавок к действующим в  1989  году
закупочным   ценам   на   потребляемые   в   автономной  республике
сельскохозяйственные продукты;
     затрат на  содержание республиканских (АССР) и местных органов
власти и  управления  автономной  республики,  других  расходов  по
экономическому и социальному развитию автономной республики.
     За счет средств республики  также  образуется  резервный  фонд
Совета Министров Татарской АССР.
     Природоохранные мероприятия,   проводимые   по    региональным
программам,  осуществляются  предприятиями  и организациями за счет
собственных средств и лимитов капитальных вложений, а также средств
местного бюджета.
     Совет Министров  Татарской  АССР  в  порядке  планирования   и
исполнения    государственного    бюджета   автономной   республики
самостоятельно  определяет  направления   использования   бюджетных
средств,  состав,  размеры  и  очередность  осуществления бюджетных
расходов, включая резервные фонды.
     12. Предоставить   Совету   Министров   Татарской  АССР  право
привлекать    дополнительные    финансовые    ресурсы,    создавать
внебюджетные фонды (в распоряжении как республиканских (АССР),  так
и других местных органов),  в  том  числе  региональные  фонды  для
финансирования     местных     целевых     комплексных     программ
социально-экономического  развития,  за   счет   денежных   средств
населения,  предприятий и организаций на строго добровольной основе
путем проведения денежно-вещевых лотерей,  выпуска местных  займов,
добровольных   взносов   предприятий,   кооперативов,  общественных
организаций и граждан и за счет иных источников.  В указанные фонды
поступают  также  суммы,  взимаемые  с  предприятий  за загрязнение
окружающей  среды,  некомплексное  и  нерациональное  использование
сырья   и  отходов,  нарушение  установленного  режима  пользования
природными ресурсами,  памятниками истории, культуры и архитектуры,
музеями-заповедниками   и   национальными   природными   парками  с
обязательным использованием этих средств на проведение  охранных  и
оздоровительных мероприятий.
     13. Установить, что в бюджет республики зачисляются:
     50% налога    с    оборота,    полученного    от    реализации
непродовольственных  товаров  народного   потребления,   выпущенных
предприятиями,  расположенными на территории автономной республики,
сверх заданий,  установленных пятилетним планом  (в  пределах  сумм
отчислений, поступающих в государственный бюджет РСФСР);
     50% прибыли предприятий и организаций республиканского (РСФСР)
подчинения,  полученной  сверх исходных данных,  доведенных на 1990
год,  за исключением части прибыли, которая в установленном порядке
остается   в   распоряжении  предприятий  и  организаций,  а  также
направленной на уплату процентов банкам;
     50% сумм,   выявленных   проверками   контролирующих  органов,
скрытых или заниженных  доходов  на  предприятиях  республиканского
(РСФСР) подчинения;
     суммы штрафов  и  других  санкций,  поступавшие  до   принятия
настоящего постановления в республиканский бюджет РСФСР,  взимаемые
с  предприятий  и  организаций   по   решениям   контролирующих   и
правоохранительных органов.
     14. Предоставить  Совету  Министров  Татарской  АССР  право  в
пределах заработанных средств:
     увеличивать расходы        (сверх         общегосударственного
гарантированного  уровня) на содержание учреждений здравоохранения,
народного образования, культуры, социального обеспечения и спорта;
     повышать гарантированные уровни социальных благ (кроме размера
пенсий);
     устанавливать расходы   на   содержащие   органов   власти   и
управления автономной  республики,  имея  в  виду,  что  увеличение
указанных  расходов может производиться в исключительных случаях за
счет дополнительных поступлений в бюджет  средств  по  закрепленным
доходам.
     Для обеспечения      финансовыми      ресурсами      расходов,
предусматриваемых  в  плане  экономического  и социального развития
автономной  республики,  Совет  Министров  Татарской   АССР   может
использовать средства республиканского (РСФСР) и других бюджетов на
условиях возвратности и платности, а также кредиты банков.
     15. Установить,  что  соответствующие  органы  Татарской  АССР
самостоятельно разрабатывают и  утверждают  государственный  бюджет
автономной  республики  и  в  установленные  сроки представляют его
Совету Министров РСФСР  для  включения  в  состав  государственного
бюджета РСФСР.
     Порядок составления  и  исполнения  государственного   бюджета
Татарской АССР определяется в соответствии с законодательством СССР
и РСФСР,  исходя из  общих  методологических  принципов  бюджетного
планирования  и  финансирования.  Разграничение  доходов и расходов
государственного  бюджета  Татарской  АССР  между   республиканским
(АССР)  бюджетом  и  бюджетами  районов  и городов осуществляется в
соответствии с законодательством  РСФСР  (если  иное  по  отдельным
видам  доходов  не  установлено  законодательством  АССР)  с учетом
максимального  укрепления  финансовой  базы  районных,   городских,
сельских и поселковых Советов народных депутатов.
     16. Установить,  что  дополнительно  полученные  в  1990  году
доходы  (или  экономия  в расходах,  включая расходы на капитальные
вложения) полностью остаются в распоряжении автономной республики.
     Потери в   доходах   и   дополнительные   расходы  в  бюджетах
автономной  республики  союзным  и  республиканским  бюджетами   не
компенсируются. Свободные остатки средств республиканского (АССР) и
местных бюджетов в конце года изъятию не подлежат и используются  в
следующем  году  на цели,  определяемые Советом Министров Татарской
АССР и соответствующими Советами народных депутатов.
     В случае принятия законодательных актов РСФСР,  решений Совета
Министров  РСФСР,  министерств   и   ведомств   РСФСР,   вызывающих
увеличение  расходов  или  уменьшение  доходов  бюджетов автономной
республики, этим бюджетам возмещаются соответствующие средства; при
уменьшении  расходов  или  увеличении  доходов  бюджетов автономной
республики образующиеся суммы передаются в  республиканский  бюджет
РСФСР.    При    принятии    законодательных    актов   и   решений
соответствующими органами Татарской АССР, которые влекут уменьшение
доходов  или  увеличение  расходов  союзного  или  республиканского
(РСФСР)   бюджетов,    соответствующие    суммы    передаются    из
государственного    бюджета    Татарской   АССР   в   союзный   или
республиканский (РСФСР) бюджеты.
     17. С  целью концентрации валютных средств для закупки товаров
народного  потребления,   медикаментов   и   медицинской   техники,
оборудования   для   охраны   окружающей  среды,  импорта  новейших
технологий для  развития  экспортного  потенциала,  решения  других
социальных   и   экономических   проблем  Татарской  АССР  признать
необходимым образовать валютный  фонд  Совета  Министров  Татарской
АССР.
     Госплану РСФСР,  Министерству финансов РСФСР с участием Совета
Министров  Татарской  АССР  представить  в декабре 1989 г.  в Совет
Министров РСФСР предложения о  порядке  формирования  в  1990  году
валютного  фонда  Совета  Министров  Татарской  АССР,  имея  в виду
обеспечить поступление в него части доходов от  внешнеэкономической
деятельности  всех  предприятий  и  организаций,  расположенных  на
территории автономной республики,  с учетом того,  что предприятия,
объединения   и  организации,  входящие  в  системы  общесоюзных  и
союзно-республиканских министерств и ведомств  СССР,  в  1990  году
обязаны отчислять Совету Министров Татарской АССР 5%  средств своих
валютных фондов.
     Направления использования  валютных  средств  Совета Министров
Татарской АССР определяются в соответствии с постановлением  Совета
Министров  СССР  от  2  декабря 1988 г.  N 1405 и другими решениями
Правительства.

                     В области ценообразования

     18. Государственному  комитету  РСФСР  по  ценам  совместно  с
Советом  Министров  Татарской  АССР  внести в месячный срок в Совет
Министров РСФСР предложения по  расширению  прав  Совета  Министров
Татарской  АССР  в  сфере  ценообразования  на продукцию,  товары и
услуги,  производимые  и   потребляемые   в   пределах   автономной
республики,  имея  в  виду  повышение  оперативности  и  гибкости в
установлении цен,  создание  экономических  условий  для  насыщения
внутреннего потребительского рынка.
     19. Российскому республиканскому банку Госбанка СССР и  Совету
Министров  Татарской  АССР  внести  до  1  января 1990 года в Совет
Министров РСФСР  согласованные  с  Госбанком  СССР  предложения  по
расширению  прав  Совета  Министров  Татарской  АССР  и  исполкомов
местных  Советов  народных  депутатов   автономной   республики   в
планировании и использовании кредитных ресурсов.
     20. Поручить  Совету  Министров  Татарской  АССР,  исходя   из
необходимости   отработки   нового   механизма   хозяйствования  на
республиканском (АССР),  городском и районном  уровнях,  определить
порядок   и   осуществить  перевод  городов  и  районов  автономной
республики на принципы самоуправления и самофинансирования с учетом
особенностей их социального и экономического развития.
     21. Совету Министров Татарской АССР обобщить первые результаты
хозяйствования   Татарской   АССР   на   основе   самоуправления  и
самофинансирования и  доложить  о  них Совету  Министров  РСФСР  до
1 августа 1990 года.


     Председатель
     Совета Министров РСФСР                                А.ВЛАСОВ

     Зам. Управляющего Делами
     Совета Министров РСФСР                              А.ЕРМОЛАЕВ

Информация по документу
Читайте также