Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 14.12.1989 № 369

 



                       СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 14 декабря 1989 г. N  369
                             г. МОСКВА


       О первоочередных мерах по переводу Томской области на
       новые условия хозяйствования на основе самоуправления
                       и самофинансирования

     Придавая важное значение решению  социальных  и  экономических
вопросов  в  Томской  области и в целях усиления самостоятельности,
ответственности   и   заинтересованности    трудовых    коллективов
предприятий    и   организаций   области,   местных   советских   и
хозяйственных органов в  достижении  высоких  конечных  результатов
хозяйствования,  а  также  укрепления единого народнохозяйственного
комплекса   республики   и    страны,   Совет   Министров     РСФСР
п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять предложение  Томского  облисполкома  о проведении с
1 января 1990 г. в Томской области эксперимента по отработке нового
механизма территориального хозяйствования на основе  самоуправления
и самофинансирования.
     В качестве важнейших задач и направлений  этой  работы  должно
быть обеспечено:
     усиление социальной ориентации в  деятельности  хозяйственного
комплекса   области   на   основе   повышения   эффективности  этой
деятельности и последовательной реализации  принципа  зарабатывания
средств для дальнейшего роста народного благосостояния;
     увеличение вклада области в осуществление  общегосударственных
и  общереспубликанских  задач,  имея  в  виду  всемерное развитие и
активное использование преимуществ разделения и кооперации труда;
     создание путем    совершенствования    экономических   методов
управления необходимых условий для  высокоэффективной  деятельности
всех расположенных на территории области предприятий и организаций,
независимо от ведомственной подчиненности,  при строгом  соблюдении
их    хозрасчетных    прав,    предусмотренных   Законом   СССР   о
государственном  предприятии  (объединении)  и   Законом   СССР   о
кооперации в СССР;
     укрепление финансово-хозяйственной       основы       местного
самоуправления, развертывание инициативы Советов народных депутатов
и обеспечение широкого участия населения в решении местных вопросов
социального и экономического развития.
     В этих целях  осуществить  комплекс  следующих  первоочередных
мер.

                   По общим вопросам управления

     2. Для  обеспечения  комплексного развития народного хозяйства
Томской    области,    расширения    возможностей    и    повышения
ответственности   советских   и   хозяйственных   органов   в  деле
удовлетворения   возрастающих   потребностей   населения   признать
необходимым    сосредоточить    в   ведении   области   руководство
предприятиями   и   организациями   агропромышленного    комплекса,
производством  товаров народного потребления,  социально-культурной
сферой,  производственной  инфраструктурой   областного   значения,
природоохранной   и   иными  видами  деятельности,  непосредственно
связанными с повседневной жизнью населения.
     В соответствии   с   этим   Томскому  облисполкому  определить
совместно с министерствами и  ведомствами  СССР  и  РСФСР  перечень
расположенных   в   Томской   области  предприятий,  объединений  и
организаций союзного и республиканского подчинения,  передаваемых в
местное  подчинение  (с  учетом  мнения  трудовых  коллективов),  и
представить его в Совет Министров РСФСР в  I  квартале  1990  года.
Одновременно представить предложения о совершенствовании управления
и повышения эффективности  строительного  комплекса  на  территории
Томской области.
     При указанной передаче обеспечить сохранение  по  передаваемым
предприятиям,  объединениям, организациям и учреждениям сложившихся
научно-технических и кооперационных связей по поставкам продукции и
товаров.
     3. Томскому облисполкому,  министерствам  и  ведомствам  РСФСР
всемерно  способствовать  (с  учетом  мнения  трудовых коллективов)
созданию  концернов,  консорциумов,  межотраслевых  объединений   и
других  прогрессивных организационных форм управления производством
и  шире   использовать   в   практике   хозяйствования   договорные
взаимовыгодные    отношения    в    соответствии    с   действующим
законодательством.

                      В области планирования

     4. Признать  целесообразным   расширить   полномочия   органов
управления Томской области в сфере планирования.
     Установить, что планы экономического  и  социального  развития
Томской  области  разрабатываются  и  утверждаются  в установленном
порядке на основе планов предприятий,  объединений и организаций  и
исходных  данных  планирования  (контрольных цифр,  государственных
заказов,  долговременных  экономических  нормативов   и   лимитов).
Министерства и ведомства при доведении в соответствии с действующим
законодательством исходных данных планирования до  подведомственных
предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории
области, сообщают их Томскому облисполкому.
     Томский облисполком    после    проработки   проектов   планов
экономического  и  социального  развития  предприятий  союзного   и
республиканского   подчинения  при  необходимости  направляет  свои
замечания и предложения соответствующим министерствам и ведомствам.
     Разногласия, возникающие при разработке плана экономического и
социального развития  области,  рассматриваются  Советом  Министров
РСФСР   с   участием   Томского   облисполкома  и  заинтересованных
министерств и ведомств.
     Утвержденный в  установленном  порядке  план  экономического и
социального  развития  области  представляется  в  Совет  Министров
РСФСР.
     5. Предоставить Томскому облисполкому  преимущественное  право
заключать договоры по согласованию с предприятиями республиканского
и областного подчинения,  расположенными на территории области,  на
выпуск  товаров  народного потребления,  оказание услуг населению с
учетом  установленного  государственного   заказа   и   сложившихся
хозяйственных связей.
     6. Признать   целесообразным   не    устанавливать    Томскому
облисполкому    государственный    заказ   по   объему   розничного
товарооборота,  реализации  платных   услуг,   вводу   в   действие
природоохранных      объектов,      жилых      домов,      объектов
социально-культурной   сферы   и   коммунального   хозяйства,    за
исключением объектов, имеющих общегосударственное значение, передав
это право Томскому облисполкому.
     Установить, что  Томский  облисполком несет ответственность за
сбалансированность денежных доходов и расходов населения,  развитие
розничного  товарооборота  государственной  торговли  на территории
области.
     7. Согласиться   с   предложением   Томского  облисполкома  об
оставлении в области в 1990 году (с согласия трудовых  коллективов)
всех   товаров,   изготовленных   на   производственных  мощностях,
созданных по инициативе  местных  Советов  народных  депутатов  без
привлечения государственных централизованных капитальных вложений.
     8. Предоставить Томскому облисполкому право:
     самостоятельно определять       направления      использования
капитальных вложений,  финансируемых  за  счет  бюджета  области  и
внебюджетных фондов;
     включать в программу работ подрядных строительных  организаций
(кроме  организаций  союзного  подчинения)  заказ  на строительство
объектов социального назначения  при  наличии  свободных  мощностей
после размещения государственного заказа;
     утверждать титульные  списки  проектно-изыскательных  работ  и
вновь  начинаемых  строек,  осуществляемых за счет средств области,
независимо от их сметной стоимости.

                Укрепление финансово-бюджетной базы

     9. Исходы  из  задач  финансового  оздоровления  экономики   и
реализации    принципов    самоуправления    и   самофинансирования
установить,  что народнохозяйственные потребности  Томской  области
обеспечиваются финансовыми ресурсами, формируемыми на ее территории
с учетом отчислений в  бюджет  области  части  сумм  общесоюзных  и
республиканских доходов и налогов по установленным нормативам.  При
этом область самостоятельно распоряжается  указанными  ресурсами  в
соответствии с действующим законодательством.
     Предусмотреть формирование доходов и расходов бюджета  Томской
области на 1990 год, исходя из следующих положений:
     а) в доходы бюджета области зачисляются:
     полностью платежи    из   прибыли   (дохода)   предприятий   и
организаций подведомственного хозяйства (плата за  производственные
фонды, отчисления от расчетной прибыли (дохода);
     вся сумма платы  за  землю,  воду,  трудовые  ресурс  по  всем
предприятиям и организациям, расположенным на территории области;
     поступления от всех местных налогов и  сборы  с  населения,  а
также налоги с кооперативных предприятий и предприятий общественных
организаций, расположенных в области;
     доходы от экспорта продукции и услуг предприятий,  объединений
и организаций местного подчинения;
     другие поступления     и     платежи    в    соответствии    с
законодательством Союза ССР и РСФСР.
     Установить нормативы  отчислений  в  бюджет  Томской области в
1990 году от налога с  оборота,  поступающего  на  ее  территории,-
20,9%,  от  платежей  из прибыли (дохода) предприятий и организаций
союзного и республиканского подчинения - 12%, от подоходного налога
с рабочих и служащих - 100%, от поступлений от реализации облигаций
Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года в  размере
50 процентов;
     б) за счет средств области осуществляется финансирование:
     капитальных вложений   по  лимитам  местных  Советов  народных
депутатов на строительство и расширение  производственных  объектов
подведомственного   хозяйства,  инженерных  сетей  и  коммуникаций,
городского электротранспорта,  жилых домов,  дошкольных учреждений,
школ,    больниц,    поликлиник,    клубов    и   других   объектов
социально-культурного и бытового назначения;
     благоустройства городов,  рабочих поселков и других населенных
пунктов,  содержания и ремонта жилищного фонда, общеобразовательных
школ  и профессионально-технических училищ,  дошкольных учреждений,
учреждений  здравоохранения,  культуры  и  социального  обеспечения
местных Советов, а также природоохранных мероприятий;
     затрат на содержание местных органов власти и управления;
     других расходов   по  экономическому  и  социальному  развитию
области.
     За счет   средств  области  также  образуется  резервный  фонд
Томского облисполкома.
     Природоохранные мероприятия,    проводимые   по   региональным
программам,  осуществляются предприятиями и организациями  за  счет
собственных  средств  и  лимитов  капитальных вложений,  выделяемых
министерствам и ведомствам,  а также  средств  местного  бюджета  и
внебюджетных ресурсов.
     Томский облисполком  в  порядке  планирования   и   исполнения
бюджета области самостоятельно определяет направления использования
бюджетных средств,  состав,  размеры  и  очередность  осуществления
бюджетных расходов, включая резервные фонды.
     10. Предоставить  Томскому   облисполкому   право   привлекать
дополнительные финансовые ресурсы,  создавать внебюджетные фонды (в
распоряжении как областных,  так и других местных органов),  в  том
числе   региональные   фонды  для  финансирования  местных  целевых
комплексных программ  социально-экономического  развития,  за  счет
денежных  средств  населения,  предприятий  и организаций на строго
добровольной  основе  путем  проведения  денежно-вещевых   лотерей,
выпуска   местных   займов,   добровольных   взносов   предприятий,
кооперативов,  общественных организаций и граждан и  за  счет  иных
источников.  В  указанные фонды поступают также суммы,  взимаемые с
предприятий  за  загрязнение  окружающей  среды,  некомплексное   и
нерациональное    использование    сырья   и   отходов,   нарушение
установленного режима пользования природными ресурсами, памятниками
истории,    культуры   и   архитектуры,   музеями-заповедниками   и
национальными природными парками с обязательным использованием этих
средств на проведение охранных и оздоровительных мероприятий.
     11. Установить, что в бюджет Томской области зачисляются:
     50% налога    с    оборота,    полученного    от    реализации
непродовольственных  товаров  народного   потребления,   выпущенных
предприятиями, расположенными на территории области, сверх заданий,
установленных  пятилетним  планом  (в  пределах  сумм   отчислений,
поступающих в государственный бюджет РСФСР);
     50% прибыли   предприятий   и   организаций   республиканского
подчинения,  полученной  сверх  исходных  данных  на  1990 год,  за
исключением части прибыли, которая в установленном порядке остается
в  распоряжении предприятий и организаций,  а также направляется на
уплату процентов банкам;
     50% сумм,   выявленных   проверками   местных   контролирующих
органов,   скрытых   или   заниженных   доходов   на   предприятиях
республиканского подчинения;
     суммы штрафных санкций,  поступавшие  до  принятия  настоящего
постановления   в   республиканский   бюджет   РСФСР,  взимаемые  с
предприятий и организаций  по  решениям  местных  контролирующих  и
правоохранительных органов.
     12. Предоставить  Томскому  облисполкому  право   в   пределах
заработанных средств:
     увеличивать расходы        (сверх         общегосударственного
гарантированного  уровня) на содержание учреждений здравоохранения,
народного образования, культуры, социального обеспечения и спорта;
     повышать в  дополнение к установленному законодательством СССР
и  РСФСР  уровню  размеры  пособий  на  детей,  одиноким   матерям,
многодетным    и    малообеспеченным    семьям;   вводить   пособия
нетрудоспособным  гражданам;  устанавливать  дополнительные  льготы
инвалидам  и престарелым;  определять размеры единовременной помощи
нуждающимся гражданам;  осуществлять помощь молодым семьям, имеющим
детей, а также многодетным матерям;
     устанавливать расходы   на   содержание   органов   власти   и
управления области,  имея в виду, что увеличение указанных расходов
может производиться в исключительных случаях за счет дополнительных
поступлений в бюджет средств по закрепленным доходам.
     Для обеспечения      финансовыми      ресурсами      расходов,
предусматриваемых  в  плане  экономического  и социального развития
области,   Томский   облисполком   может   использовать    средства
республиканского  и  других  бюджетов  на  условиях  возвратности и
платности.
     13. Установить,  что  соответствующие  органы  Томской области
самостоятельно  разрабатывают  и  утверждают  бюджет  области  и  в
установленные  сроки  представляют  его в Совет Министров РСФСР для
включения в государственный бюджет РСФСР.
     Порядок составления   и  исполнения  бюджета  Томской  области
определяется в  соответствии  с  законодательством  СССР  и  РСФСР,
исходя  из общих методологических принципов бюджетного планирования
и финансирования.  Разграничение доходов и расходов бюджета Томской
области  между  областным  бюджетом  и  бюджетами районов и городов
осуществляется в соответствии с законодательством РСФСР (если  иное
по отдельным видам доходов не установлено законодательством СССР) с
учетом   максимального   укрепления   финансовой   базы   районных,
городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов.
     14. Установить,  что  дополнительно  полученные  в  1990  году
доходы  (или  экономия  в расходах,  включая расходы на капитальные
вложения) полностью остаются в распоряжении Томской области.
     Потери в  доходах  и  дополнительные  расходы бюджетов области
союзным и республиканским бюджетами  не  компенсируются.  Свободные
остатки средств бюджетов области в конце года изъятию не подлежат и
используются   в   следующем    году    на    цели,    определяемые
соответствующими Советами народных депутатов.
     В случае принятия без  согласования  с  Томским  облисполкомом
законодательных   актов  РСФСР,  решений  Совета  Министров  РСФСР,
министерств и ведомств РСФСР,  вызывающих увеличение  расходов  или
уменьшение   доходов   бюджетов   Томской  области,  этим  бюджетам
возмещаются соответствующие средства;  при уменьшении расходов  или
увеличении   бюджетов   области  образующиеся  суммы  передаются  в
республиканский бюджет РСФСР. При принятии решений соответствующими
органами  Томской  области,  которые  влекут уменьшение доходов или
увеличение   расходов   союзного   и   республиканского   бюджетов,
соответствующие  суммы  передаются  из  бюджета  Томской  области в
союзный или республиканский бюджет.
     15. С  целью концентрации валютных средств для закупки товаров
народного  потребления,   медикаментов   и   медицинской   техники,
оборудования   для   охраны   окружающей  среды,  импорта  новейших
технологий для  развития  экспортного  потенциала,  решения  других
социальных   и   экономических  проблем  Томской  области  признать
необходимым образовать валютный фонд Томского облисполкома.
     Госплану РСФСР,   Министерству   финансов   РСФСР  с  участием
Томского  облисполкома  представить  в  декабре  1989  г.  в  Совет
Министров  РСФСР  предложения  о  порядке  формирования в 1990 году
валютного фонда  Томского  облисполкома,  имея  в  виду  обеспечить
поступления   в   него   части   доходов   от   внешнеэкономической
деятельности  всех  предприятий  и  организаций,  расположенных  на
территории области,  с учетом того,  что предприятия, объединения и
организации,     входящие     в     системы      общесоюзных      и
союзно-республиканских  министерств  и  ведомств СССР,  в 1990 году
обязаны отчислять Томскому облисполкому 5%  средств своих  валютных
фондов.
     Направления использования    валютных     средств     Томского
облисполкома  определяются  в  соответствии с постановлением Совета
Министров СССР от 2 декабря 1988 г.  N  1405  и  другими  решениями
Правительства по данному вопросу.
     16. Государственному  комитету  РСФСР  по  ценам  совместно  с
Томским  облисполкомом  внести  в  месячный  срок в Совет Министров
РСФСР предложения по расширению прав Томского облисполкома в  сфере
ценообразования  на  продукцию,  товары  и  услуги,  производимые и
потребляемые  в   пределах   области,   имея   в   виду   повышение
оперативности и гибкости в установлении цен, создание экономических
условий для насыщения внутреннего потребительского рынка.
     17. Российскому   республиканскому   банку   Госбанка  СССР  и
Томскому  облисполкому  в  декабре  1989  г.  представить  в  Совет
Министров  РСФСР  согласованные  с  Госбанком  СССР  предложения по
расширению прав Томского облисполкома и исполкомов местных  Советов
народных депутатов области в планировании и использовании кредитных
ресурсов.
     18. Поручить  Госснабу РСФСР и Томскому облисполкому внести до
1  января  1990  года  в  Совет  Министров  РСФСР  предложение   по
организации   материально-технического  обеспечения  предприятий  и
объединений,   расположенных   на   территории   Томской   области,
независимо от их ведомственной подчиненности.
     19. Томскому облисполкому:
     исходя из    необходимости    отработки    нового    механизма
хозяйствования  на  областном,  городском   и   районном   уровнях,
определить  порядок и осуществить перевод городов и районов области
по   мере   их   готовности   на    принципы    самоуправления    и
самофинансирования   с   учетом   особенностей   их  социального  и
экономического развития;
     рассмотреть с    Госкомстатом    РСФСР   вопрос   о   введении
статистической отчетности,  необходимой для создания информационной
базы управления в новых условиях хозяйствования;
     обобщить первые результаты хозяйствования Томской  области  на
основе  самоуправления и самофинансирования и доложить о них Совету
Министров РСФСР до 1 августа 1990 года.


     Председатель
     Совета Министров РСФСР                                А.ВЛАСОВ

     Зам. Управляющего Делами
     Совета Министров РСФСР                              А.ЕРМОЛАЕВ

Информация по документу
Читайте также